Романтическая повесть «Алые паруса» стала визитной карточкой ее автора. Героиня этого произведения - девочка, потерявшая мать. Она живет с отцом, однако честным и добрым. Весь мир ее - фантазии и грезы, некогда навеянные предсказанием собирателя песен. Воплощением мечты, которая сбудется, лишь стоит в нее поверить, стал такой романтичный образ, как Ассоль. Характеристика героини является темой этой статьи.

Феерия

Авторы литературных произведений иногда используют в своей работе различные элементы сказки. Такой прием позволяет раскрыть сюжет, героев, придать произведению лирический или философский смысл. Феерией назвал свою повесть В этом произведении реалистичность сочетается с волшебством, а фантазия - с реальностью. И, возможно, благодаря использованию таких художественных средств стал самым трогательным и возвышенным в русской литературе образ девушки по имени Ассоль.

Характеристика этой героини некогда казалась созвучной приверженцам социалистической идеи с их главными постулатами. Оттого и произведение Грина в Советском Союзе имело широкую популярность. Сегодня страсти по «Алым парусам» поутихли. И образ главной героини этой повести занял свое законное место в литературе. Но что вдохновило автора на сочинение столь романтической истории?

Создание образа Ассоль

Характеристика этого персонажа включает черты, которые были свойственны и его автору. С детства Александр Гриневский грезил морями и дальними странами. Но романтическая личность все больше сталкивалась с суровой действительностью. В мечтах своих он видел прекрасные в реальности - каботажное судно. Гриневский стремился к возвышенной дружбе, но испытывал лишь презрение и насмешки со стороны профессиональных моряков. Стремление победить грубость и скептицизм зародилось в душе человека романтичного, но внешне напоминающего героя своей главной книги - Лонгрена, отца Ассоль.

Характеристика неудачливого моряка, но талантливого писателя, согласно воспоминаниям современников, заключается в следующем описании: довольно мрачный, некрасивый человек, неспособный расположить к себе собеседника при первой встрече. Судьба писателя тоже была непохожа на сказку. Но известно, что именно в годы, когда ему негде было приклонить голову, он создал одну из самых известных литературных героинь - девочку Ассоль.

«Алые паруса» писал Грин в тот период, когда вокруг рушились все жизненные устои. Писатель порою даже голодал, поскольку творчество не приносило ему никакого дохода. Но он повсюду носил с собой рукопись, ставшую впоследствии одним из величайших произведений в отечественной литературе. В сюжет этой повести он вложил все свои чаяние и надежды и верил, подобно Ассоль: «Алые паруса» увидит когда-нибудь Петроград. Это было в период революционных событий, но цвет полотнища на заветном корабле не имел никакого отношения к красному повстанческому знамени. Это были только его «Алые паруса». Характеристика Ассоль перекликалась со свойствами душевного склада самого автора. И с ними чрезвычайно сложно было существовать в мире обывателей и скептиков.

Существуют ли алые паруса?

Характеристика Ассоль использована автором лишь настолько, насколько это необходимо. Главной темой в повести является надежда. Характер главной героини не имеет определяющего значения. Известно, что она девушка замкнутая, скромная и мечтательная. Она очень рано лишилась матери, а поскольку отец потерял работу, единственным источником пропитания в их семье стала продажа деревянных игрушек.

Девушка была одинока, хотя отец ее горячо любил. Однажды она встретила сказочника Эгля, который предсказал ей прибытие волшебного корабля с парусами На борту будет принц, и он непременно заберет Ассоль с собой.

Девушка поверила в сказку, но окружающие смеялись над ней и считали ее сумасшедшей. И все же мечта сбылась. Однажды увидела Ассоль алые паруса.

Характеристика героини из романтической сказки

Существует художественное направление в литературе, для которого свойственно утверждение духовных и почти недостижимых ценностей. Называется оно романтизмом. В произведениях этого направления присутствуют сказочные и мифологические мотивы. А герои их находятся в беспрестанном поиске некоего идеала. Немецкие романтики мечтали о голубом цветке. Подобным идеалом стали для Ассоль алые паруса. Характеристика героини Александра Грина в этом отношении включает в себя типичные

Образ Артура Грея

Принц, явление которого предсказывал сказочник, был обычным юношей, хотя и из зажиточной семьи. С детства, подобно автору повести, он мечтал стать капитаном. Непреодолимое желание постичь премудрости морской науки подтолкнуло его покинуть родной дом. Сперва он был простым моряком, но спустя годы его мечта сбылась. Грей приобрел свой корабль и стал капитаном. И как-то раз он услышал истории о безумных грезах девушки, которая ждет не дождется принца на сказочном корабле. Его тронула мечта Ассоль, и он решил ее осуществить.

Мечты сбываются…

Капитан приказал поднять алые паруса. Корабль зашел в порт, а на берегу его ждала девушка. Все произошло именно так, как прорицал добрый Эгль. И неважно, что о мечте Ассоль Грей узнал заранее. Главное - это вера и надежда. Ведь они могут спасти человека даже в самые тяжелые времена. Характеристика Ассоль и Грея составлена автором на основе его личного мировоззрения и жизненного опыта. Основная черта этих персонажей - способность верить в мечту. И именно это, быть может, спасло писателя тогда, когда он находился в ссылке. Жизнь А. Грина была довольно непростой, но он всегда находил в своем сердце место чуду. Даже тогда, когда окружающие не понимали и осуждали его.

Внешний облик героини

Не первостепенное значение в повести имеют внешность и характер девушки с красивым именем Ассоль. Характеристика героини, как уже было сказано, менее существенна, нежели ее способность верить в мечту. Но все же следует сказать немного и об облике этого персонажа.

Ассоль представлена в повести обладательницей густой копны волос, забранной в косынку. Ее улыбка была кроткой, а взгляд как будто заключал в себе некий грустный вопрос. Фигура героини А. Грином изображена хрупкой и тонкой. Девочка прилежно трудилась, помогая отцу создавать из дерева миниатюрные корабли.

Ассоль - олицетворение нежной красоты, душевной кротости и трудолюбия. И это неудивительно, ведь именно такой является типичная героиня многих широко известных романтических сказок, которая пребывает долгое время в ожидании прекрасного принца. Как и полагается по законам жанра, в конце волшебной истории все мечты Ассоль сбываются.

Главная героиня повести, девушка, чья мечта стала явью. Ассоль рано лишилась матери, и ее воспитал отец – суровый и замкнутый Лонгрен. Односельчане их сторонились, так как по версии владельца таверны Лонгрен был жестоким и бессердечным человеком. Он не протянул ему руку помощи, когда тот утопал. А о том, что по его причине умерла мать Ассоль, Мери, владелец таверны умолчал.

Главный герой повести, выходец из знатного рода, единственный сын Лионеля и Лилиан Грей. С детства Артур рос в величественном замке, пребывая в своем мирке. Его родители были невольниками своего высокого положения, однако мальчику это было чуждо. Он отличался живой и мечтательной душой.

Один из главных персонажей повести, бывший моряк, отец Ассоль. Лонгрен когда-то был матросом на огромном бриге. Он отдал десять лет любимой службе, но после смерти жены вынужден был уйти, так как у него на воспитании осталась маленькая дочь.

Мери

Мать Ассоль и жена Лонгрен, которая умерла через несколько месяцев после родов. Когда она родила Ассоль, то ей пришлось потратить много денег на своё лечение. Когда деньги закончились, она захотела заложить кольцо Меннерсу, богатому жителю деревни, но тот соглашался ей их дать только после любви с ним. Тогда она пошла в город, но попала в дождь и по возвращению слегла с двухсторонним воспалением легких. Её организм не выдержал и через неделю она умерла.

Меннерс

Богатый житель деревни, владелец трактира и лавки. Имел сына по имени Хин. Меннерс не дал денег под залог кольца матери Ассоль, Мери и той пришлось пойти в плохую погоду в город, из-за чего вскоре она умерла. Лонгрен, муж Мери, запомнил это, и когда Меннерса угоняло на лодке в открытое море, чему он был свидетелем, он не стал ему помогать. Меннерс спасся и всем рассказал эту историю. Но прожил он из-за пережитого немного, всего через два дня после спасения, он умер.

Эгль

Путешественник, уже седой старик, любитель песен, легенд, преданий и сказок. Это он рассказал Ассоль прекрасную сказку про алые паруса и прекрасного принца, выдав это всё ей, как предсказание.

Капитан Гоп

Добрый человек, но суровый моряк. Он взял Грея к себе на корабль, будучи уверенным, что через пару месяцев тот запросится домой к маме. Но тот не сдался, а со временем выучился морскому делу и стал настоящим моряком. Капитан Гоп был его главным наставником. Когда Грей купил свой корабль, капитан очень расстроился, ведь Грей стал для него настоящим другом.

Хин Меннерс

Сын Меннерса, кто возглавил отцовский бизнес, после его смерти.

Угольщик Филипп

Местный продавец угля, часто подвозил Ассоль до города. Рассказал Грею правду про Ассоль и её отца.

Летика

Матрос с корабля "Секрет", с кем Грей поплыл на берег рыбачить, и где он встретил спящую Ассоль.

Циммер

Скрипач, которого нанял Грей и попросил собрать оркестр, который играл для Ассоль.

Храни себя, храни!». С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Творчество. Дом в Емецке где родился Николай Рубцов. Примечания. Николай Михайлович Рубцов. Памятник Николаю Рубцову в Емецке. В Вологде существует музей «Литература. Людмила Дербина была осуждена на 7 лет.

«Биография Рубцова» - Закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. С 1964 года живет в Никольском, а затем в Вологде. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота. Биография Рубцова Н.М.

«Рубцов «Тихая моя родина»» - Деревушка. Родина. Анализ стихотворения. Золотая осень. Словарная работа. Картины художников-пейзажистов. Строки. Белов. Мать России. Николай Рубцов. Изобразительные средства. Часть плана. Василий Белов «На родине». Песня «В горнице моей светло…». Тихая моя родина. Картины детства. Март.

«Николай Рубцов» - Николай Рубцов (1936 - 1971). Первые стихи Рубцова были напечатаны в самодеятельных сборниках молодых поэтов. «Я так люблю осенний лес…». «Зимняя песня». Первые стихи настоящего Рубцова: Россия, Русь - куда я ни взгляну… 1961г. - Николай устроился работать на Кировский завод и поселился в общежитии.

«Поэт Рубцов» - Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Где ж вы, печали мои? Ты мне тоску не пророчь! Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. Скромная девушка мне улыбается, Сам я улыбчив и рад! Кто мне сказал, что надежды потеряны? Как широко раскинулись угодья!

«Николай Михайлович Рубцов» - Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. Н.Рубцов 12.09.52г.». Отец поэта. Приютино 1955г. С октября 1943 года Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме. Представляет рукописный сборник «Волны и скалы» на творческий конкурс в Литературный институт. Отец ушёл на фронт и погиб в том же 1941 году.

Всего в теме 8 презентаций

С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви по всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.

М. Горький.

Поэзия Н. Рубцова несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала

И спасибо ему за красоту и пронзительность этой поэзии,

Спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.

Г. Горбачевский.

Родина. Отечество. Отчизна. Страна, в которой человек родился. Тема Родины была излюбленной темой писателей и поэтов в разную эпоху, и каждый из них видел в ней что-то своё, родное и близкое. Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов были властителями дум молодёжи девятнадцатого века, так и поэзия Блока, Есенина, Рубцова влияла на формирование поколения нового, двадцатого столетия.

Сергей ЕсенинНиколай Рубцов

Известно, что С. Есенин предсказал свою близкую смерть во всех стихах, а Н. Рубцов менее чем за год до гибели написал потрясающее:

Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат морозы.

А весною ужас будет полный:

На погост речные хлынут волны!

Оба поэта догадывались не только о своей безвременной физической смерти, но и о нечто большем. В 1922 году С. Есенин в одном из «хулиганских» стихотворений утверждал:

Пой же, пой! В роковом размахе

Этих струн роковая беда.

Только знаешь, пошли их

Не умру я, мой друг, никогда.

А. Н. Рубцов в 1962 году дерзко шутил:

Моё слово верное прозвенит!

Буду я, наверное, знаменит!

Мне поставят памятник на селе!

Буду я каменный навеселе!.

Всё сбылось, всё подтвердилось: со времен Николая Некрасова не было на Руси поэта, кроме С. Еснина, множество стихов которого народ переложил бы на музыку и включил в свой песенный репертуар. То же самое произошло и со стихотворениями Н. Рубцова.

Вспомним знаменитую «Горницу»:

В горнице моей светло.

Это – от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

Эту песню можно часто услышать в различных «аудиториях»: на вокзалах, в поездах, на «кухнях», на эстраде. На вопрос о том, кто автор слов, большинство, певших её, пожимали плечами, считая народной.

Ещё великий Петрарка, завещавший написать на своём надгробии: «Здесь его нет. Ищите его среди своих живых», был прав. Истинные поэты не умирают. Они навсегда остаются с людьми. Как Некрасов со своими «Коробейниками», как Есенин с «Письмом матери», как Рубцов с «Горницей». А это понадёжней гранитных и бронзовых памятников. Как всегда актуальны слова А. Пушкина, которые можно отнести и к Рубцову, и к Некрасову, и к Есенину:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастет народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

И Есенина, и Рубцова называли крестьянскими поэтами. Если С. А. Есенин был согласен с этими определением, говоря, что он «последний поэт деревни», то Н. Рубцов был недоволен и даже раздражён, когда его считали «деревенским поэтом», т. к. уже в 14 лет покинул родную деревню, молодые годы, проведя в городах и морских портах. Поэт, в самом деле, на какое-то время «забыл» деревню, из которой он вышел. К началу 60-х годов относятся его иронические строки:

Я выстрадал, как заразу,

Любовь к большим городам!.

Настоящее «возвращение» к деревенской родине произошло именно в то время, когда Н. Рубцову не сама по себе, как поэтическая тема, но как своего рода «точка отсчёта», как своеобразная мера всего, как исток всей жизни родины:

Мать России целой – деревушка,

Может быть, вот этот уголок

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле

Родная деревня, любовь к ней были для зрелого творчества Рубцова «осью». У него прямое, открытое объяснение того, почему его стихи обращены к деревне:

В деревне виднее природа и люди.

Конечно, за всех говорить не берусь!

Виднее на поле при звёздном салюте,

На чём поднималась великая Русь.

А для Есенина Русь – это белая береза, малиновое поле, вечное и святое:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Но сходство Есенина и Рубцова не только в том, что они оба были лирическими поэтами, подарившими миру стихи, которые народ «переплавляет» в песни; не только в «схожести» деревенской тематики, но и том, что оба они писали о Родине. «В поэзии С. Есенина нет ни одной темы, которую он художественно решал бы в отрыве от судеб своей Родины», - писал известный литературовед П. Юшин. До конца своих дней Есенин остался верен своеобразной клятве, которую дал себе в 1914 году, будучи 20-летним поэтом:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

У Сергея Александровича разладов было немало: с женщинами, друзьями, властями Не было разлада только с Родиной. В конце своей жизни смертельно уставший поэт написал в «Исповеди хулигана»:

Я очень люблю Родину

Я очень люблю Родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Приятны мне свиней испачканные морды

Широко на Руси предназначенный срок увяданья

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

А у Есенина:

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём

В 1960 году Рубцов, 35 лет после написания Есениным «Я очень люблю Родину», вторил своему великому собрату в стихотворении: «Видения на холме»

Россия, Русь –

Куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя.

Как и Есенина, мысли о Родине, её прошлом, настоящем и будущем тревожили Рубцова, они пронизывали практически все лучшие стихи поэта. В стихотворении «Зимним вечерком», одном из последних своих произведений, Н. Рубцов задаётся вопросами, которые волновали в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века многих думающих людей:

Эх, Русь, Россия!

Что звону мало?

Что загрустила?

Что задремала?

Давай пожелаем

Всем доброй ночи!

Давай погуляем!

Давай похохочем!

И праздник устроим,

И карты раскроем

Эх! Козыри свежи,

А дураки те же.

Эти мотивы, созвучные с сыновними чувствами и мыслями лирического героя С. Есенина, в поэзии Рубцова не случайны. Уже в ранних стихах Николая Михайловича мы сталкиваемся с художественным своеобразием, присущим очень большим лирическим поэтом. Это монологичность, изображение собственности переживаний через картины родной природы, присутствие на первом плане не рассудочных толкований своих чувств, фактов, явлений, а самих чувств:

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

(«Берёзы». 1957 год.)

Вспомним есенинское:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпают ветки

Новым серебром.

(«Берёзы». 1913 год.)

Нельзя не заметить, что в стихах поэтов нет искусственной образности, нет стремления «оглушить» читателя «вымученной» красивостью, за которой, как правило, не бывает глубины мыслей и чувств. Их образы поражают как сдержанностью, так и внутренним блеском, органическим единством с описываемыми картинами родной природы. Они неизменно рождают в душе щемящее чувство родины.

Зачем ты держишь кнут в ладони?

Легко в упряжке скачут кони.

И по дорогам меж полей,

Как стаи белых голубей,

Взлетает снег из-под саней

(«Первый снег», 1955г.)

А у Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(«Пороша», 1914 год)

В поэзии Сергея Александровича Есенина восприятие родины идёт не только через картины природы, но и через тончайшие душевные переживания лирического героя. Достаточно вспомнить его знаменитое:

Что случилось? Что со мною сталось?

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле.

В начале 60-х годов 20 века литературоведы, хорошо знавшие Н. Рубцова, отмечали, что его восприятие родины обогатилось новым содержанием. Он тоже пытается заглянуть в душу родины не только через картины природы, но прежде всего через образы людей русской деревни. Николай Михайлович часто повторял: «В деревне виднее природа и люди».

Задумываясь о творчестве современных поэтов, воспевавших величие души народной, он приходит к выводу о том, что поэзия приобретает свой великий смысл только тогда, когда становится социально-наполненной, когда одухотворена высокой гражданственностью. Именно тогда поэт создаёт свои такие прекрасные «социально-наполненные» стихи, как «Добрый Филя», «Русский огонёк», «Жара», «Тихая моя Родина», «Видения на холме», «Жар-птица», в котором, к примеру, поэт ведёт неторопливый разговор с колхозным сторожем. Что, казалось бы, необычного может сообщить ему полуграмотный деревенский старик, какие тайны земного бытия открыть?

А открыл:

Так что же нам делать, узнать интересного

А ты – говорит,

Полюби и жалей,

И помни хотя бы родную окрестность,

Вот этот десяток холмов и полей

Звучит и в есенинской поэме «Анна Снегина» открытие, к которому приходит лирический герой:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

(1925 год «Анна Снегина»)

Стихи Рубцова «Русский огонёк» и «Жар-птица» могут служить своеобразным ответом и на вопрос Н. Асеева о том, почему стихи многих поэтов о родине «выветриваются из памяти через четверть часа», а есенинские живут в ней четверть века. Да потому, наверное, что многие пишут о родине вообще, не затрагивая самых сокровенных струн человеческой души, забывая о том, что родина начинается с капустной грядки, с белой берёзы под окном, с холма на окраине деревни. Не случайно ведь ещё безымянный автор бессмертного «Слова о полку игореве» писал:

О, Русская земля, уже ты за холмом!

Думается, что Рубцов постоянно обращался к этому великому произведению, искал в нём ответы на многие вопросы. Не зря же одно из лучших его произведений называется «Видения на холме».

Принято считать в литературных кругах, что одним из самых ярких маяков, с которым Рубцов сверял свой короткий творческий путь, была и поэзия С. А. Есенина. В одном из писем своему другу 1959 году он писал: «Да и невозможно мне забыть ничего, что касается Есенина. О нём всегда я думаю больше, чем о ком-либо. И всегда поражаюсь необыкновенной силе его стихов Он, Сергей Есенин, вызывает звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей жизни». В стихотворении «Сергей Есенин» Рубцов откровенно говорит:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, былаДа не та!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

Будучи большим самобытным художником, Николай Рубцов, безусловно, отдавал себе отчет в том, что поэзия С. Есенина вызывает ощущение самородности, нерукотворности. Задумывался он и в том, что в тридцать с небольшим лет Сергею Есенину удалось создать свой неповторимый поэтический мир, полный острых социальных конфликтов, противоречий, трагичности и драматизма.

Рубцова многие литературные критики причисляют чуть ли не к двойникам Есенина. Это несправедливо. Рубцов жил в своё время, Есенин – в своё. То, что ощущает один, не может ощутить другой. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться, страдать, возгораться и гаснуть, каждый обречен самостоятельно.

Николай Рубцов не успел достроить свой неповторимый храм. Он заложил лишь фундамент для него. Его лучшие стихи, как и стихи Есенина, также вызывают ощущение самобытности, самородности. У читателей возникает впечатление, что поэт не сочинил их, а подслушал у самой жизни и записал. Это относится и к «Горнице». Так же, как и есенинские стихи, оно как бы светится изнутри, согревая душу читателя и навевая ему светлые мысли о родном доме, родине. Примечательно и то, что это одно из самых проникновенных произведений Рубцов создал практически не прибегая к традиционным изобразительно-выразительным средствам – эпитетам, метафорам, сравнениям. Он, уловил мелодию души и выразил её простыми словами. Это и роднит «Горницу» с есенинским «Письмом матери», где высокие сыновьи чувства лирического героя также переданы обыкновенными, на первый взгляд, словами.

Глубинный смысл слов Рубцова: «Да и невозможно мне забыть ничего, что касается Есенина» до конца становится понятным после прочтения его знаменитого стихотворения «Журавли», Написанного в 1965 году:

Вот летят

Вот летят

Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!

Вот замолкли –

И вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что – молчи

Так никто уж не выразит их

Обратившись к прекрасной и вечной теме журавлей, где, казалось бы, после Бунина и Есенина нечего делать, Рубцов уловил в ней свою мелодию души и блестяще передал её размашистым, как журавлиные крылья, стихом. И по форме, и по содержанию, и по способам выражения чувств и мыслей лирического героя «Журавли» - самобытное произведение, занявшее достойное место в русской поэзии. Но Есенин и Рубцов едины в главном: в прощальном полете журавлей они увидели, остро почувствовали не только пору увяданий, но и драматизм русской души и природы, которые как бы осиротели после их отлёта. У Есенина «журавли, печально пролетая, ║ уж не жалеют больше ни о ком». У Рубцова:

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Задумываясь о судьбах Родины, особенно в переломные для нашей страны моменты, пытаясь найти ответы на мучительные вопросы о месте и роли человека на своей земле, мы, как правило, обращаемся к творческому наследию любимых поэтов и писателей. Обращаемся, чтобы осознавать себя личностью, не затеряться в океане жизни. Одним из таких поэтов для кого-то стал С. А. Есенин, для кого-то Н. Рубцов. Истинная народность и истинный смысл его лирики открылись не сразу. Но и «поэтом масс» Рубцова назвать трудно. Многим предстоит ещё постичь смысл его жизнеутверждающей поэзии, открыть для себя этого удивительного певца России второй половины двадцатого века, найти в своём сердце уголок для грустной, зовущей к раздумью лирики. Пройти мимо Рубцова просто невозможно, так как немного на Руси поэтов, писавших о Родине так:

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.


Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела
Пронзает водное стекло.

О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетий, божий храм.

О, Русь-великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты;

Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен...


Когда за окном потемнело.
Он тихо потребовал спички
И лампу зажег неумело,
Ругая жену по привычке.
И вновь колдовал над стаканом,
Над водкой своей, с нетерпеньем...
И долго потом не смолкало
Его одинокое пенье.
За стенкой с ребенком возились,
И плач раздавался и ругань,
Но мысли его уносились
Из этого скорбного круга...
И долго без всякого дела,
Как будто бы слушая пенье,
Жена терпеливо сидела
Его молчаливою тенью.
И только когда за оградой
Лишь сторож фонариком светит,
Она говорила: - Не надо!
Не надо! Ведь слышат соседи!-
Он грозно вставал,
как громила,
- Я пью,-говорил,-ну и что же?-
Жена от него отходила,
Воскликнув: -О господи боже!.. -
Меж тем как она раздевалась
И он перед сном раздевался,
Слезами она заливалась,
А он
соловьем
заливался...

ПО ДОРОГЕ ИЗ ДОМА

Люблю ветер. Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер!
Как может ветер выть и стонать!
Как может ветер за себя постоять!

О, ветер, ветер! Как стонет в уши!
Как выражает живую душу!
Что сам не можешь, то может ветер
Сказать о жизни на целом свете.

Спасибо, ветер! Твой слышу стон.
Как облегчает, как мучит он!
Спасибо, ветер! Я слышу, слышу!
Я сам покинул родную крышу...

Душа ведь может, как ты, стонать.
Но так ли может за себя постоять?
Безжизнен, скучен и ровен путь.
Но стонет ветер! Не отдохнуть...