Финские школьники садятся за парты в 9 утра. На обучение учителя тратят не больше 4-х часов в день. Неделя пятидневная, но пятница — сокращённый день. Ведь еще одна идея финских школ: меньше учишься - больше знаешь!

США

В Нью-Йорке множество частных школ и во многих существует свой собственный распорядок. В некоторых школах одно занятие может длиться 50 минут.

Учебный день начинается в 8.30, а заканчивается, при минимальном количестве уроков, в 14:30.

Источник фото: wikimedia.org

Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхают часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники.

Канада

В Канадских школах продолжительность урока 75 минут. Занятия начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 15:30. Интересно, что оценки ученикам ставят в процентах (например, 50-60% - это «тройка», 65-75% - «четверка»).

Индия

Школьники учатся 6 дней, бывает по 6-8 уроков в день, продолжительностью 35 минут.


Источник фото: radikal.ru

Уроки начинаются в 9 утра.

Израиль

Уроки начинаются в 8 утра и заканчиваются в 13:00.

В большинстве школ практикуют сдвоенные уроки, т.е. 1 урок может длиться 90 минут (2 раза по 45). В Израиле шестидневная учебная неделя, но, что необычно, начинается она в воскресенье. Суббота - выходной день.

Образовательная система в Израиле разделена на 3 этапа, где начальная школа - это отдельная единица.

Их много и расположены они по несколько в каждом районе города.

Таким образом, даже в начальную школу, дети 6-7 лет могут добраться самостоятельно. Как правило, от дома до порога школы 5-10 минут пешком (в самом худшем случае 15).

Япония

Уроки в школах начинаются в 8:30 - 8:45 и длятся по 45 минут каждый.

Перемены — 5-10 минут, но в начальной школе бывают и по 20 минут. В 12:30 — обед, после него ученики начальной школы уходят, а старшеклассники занимаются дальше.


Источник фото: pixabay.com

В средней школе 6-7 уроков, заканчиваются они в районе 16 часов. Почему так поздно? Потому что на обед школьникам отводится 50 минут. В Японии "шестидневка", но каждая вторая суббота — выходной. В субботу занятия, как правило, начинаются в 8:30 и заканчиваются в 15:00.

Опыт какой страны может служить примером?

В соответствии с поручением Президента в образовательной среде Брестчины идет обсуждение и изучение возможного пересмотра графика работы общеобразовательных школ.

Единого мнения по поводу того, когда лучше начинать занятия, нет. К каждому учреждению образования здесь нужно подходить в индивидуальном порядке, учитывая его специфику, считают педагоги.

СВОЯ СПЕЦИФИКА

На ступеньках СШ №7, одной из самых престижных и старейших в Бресте, не успеваю увернуться от гурьбы устремившихся из дверей старшеклассников. Впрочем, они-то мне и нужны.

– Как вы смотрите на то, если уроки у вас будут начинаться не в 8, а в 9 часов? – интересуюсь с ходу.

– Клёво! Хоть поспим. А заканчиваться будут, как теперь?

– Это вряд ли.

– Тогда не надо, а то ни в кружки, ни в спортивные секции не успеем.

– Все учебные заведения различаются – статусом, количеством детей, условиями для организации учебного процесса. В нашей школе 49 классов-комплектов, 1260 учеников. Основное здание, которое строилось в 50-е годы прошлого века, имеет просторные рекреации и не так много кабинетов. В 90-е добавилась пристройка, где больше аудиторий и поуже коридоры. И тем не менее занятия проводятся в режиме двух смен. Первый урок первой смены начинается в 8 утра, второй смены – в 14.00, звонок с последнего урока звучит в 19.30, – директор Светлана Езерская рассказывает о технических особенностях школы. – Мы максимально загрузили первую смену, поскольку во вторую, увы, отмечается снижение успеваемости… Словом, что касается перевода начала первого урока с 8 часов на 9, для нашей школы это нереально – здесь больше возможностей у тех учебных заведений, которые работают в одну смену. Мы сможем рассматривать такой вариант разве что в том случае, если субботу сделать учебным днем.

УСПЕТЬ ВСЁ

За учебную «пятидневку» ребята среднего звена здесь должны пройти 29 часов обязательных уроков, не считая факультативов и занятий в профильных классах, общая же нагрузка – до 35 часов. У старшеклассников – до 39, у первоклашек – 24 часа. Всё надо успеть.

Оживает школа, как правило, в 7.30 – к этому времени приходят не только дежурный администратор и дежурный класс, но и начинают массово подтягиваться «рядовые» ученики. Преимущественно – малыши первых-вторых классов, которых из рук в руки учителям передают спешащие на службу родители.

Непосредственно уроки у первоклассников начинаются без пяти девять – к этому времени они успевают проснуться как следует и настроиться на серьезную работу во время утреннего классного часа или факультативных занятий.

– Еще специфика нашей школы в том, что детей к нам привозят из разных районов города – в том числе Козловичей, Гершон, Плоски, Клейников, Ковердяк… Поэтому в 7.15 они уже здесь. И нам, соответственно, приходится быть на работе, – отмечает опытный учитель начальных классов Лариса Пропушняк. – Да и тем, кто живет в центре, надо успеть ребенка накормить, одеть соответственно погоде, проводить и тогда уже спокойно отправляться на работу – как показывает практика, не каждый первоклассник способен самостоятельно закрыть дверь квартиры. Что же касается второй смены – третьих и четвертых классов, по моим наблюдениям, последние уроки, которые заканчиваются в 18.30, абсолютно не продуктивны: дети практически уже спят. И если сдвинуть время начала уроков на еще более позднее, не знаю, что мы наработаем.

А к тому же, как рассказали педагоги, до 80% детей первых-вторых классов охвачены дополнительными образовательными услугами – родителями очень востребован немецкий язык, который преподают здесь на самом высоком уровне. И, как отмечают папы-мамы, ребенок гораздо лучше усваивает материал, если занятия начинаются с 8 часов, а не после уроков. И еще: почти 90% учеников среднего звена посещают внешкольные учреждения – кружки по интересам и спортивные секции. Для этого тоже необходимо время.

Готовясь к разговору, педагоги проанализировали, много ли ребят опаздывает к первому уроку первой смены. За последнюю неделю насчитали 28 человек, в том числе лишь пять учеников начальных классов. И в большинстве случаев это было связано с работой общественного транспорта в час пик, а не с тем, что ребенок проспал. Притом, что 78% учащихся не проживают в районе родной школы.

Очень многое зависит от семьи – насколько грамотно организован режим дня. Если ребенок вовремя ложится спать, если перед сном его ничто не отвлекает, не будоражит, вопросов с недосыпанием или вялостью на уроках нет, утверждают педагоги.


ПЛЮС 300 КМ В ДЕНЬ

Александр Шеметюк сколько себя помнит, в родную Ружанскую школу ходил к 9.00 – в это время начинались уроки. Возглавив учебное заведение, привычный график менять не стал: так удобно во всех отношениях.

– Новое здание, рассчитанное на 1100 учеников, построили 30 лет назад. Так что нынешним деткам в одну смену места хватает с лихвой. На сегодняшний день их 464 – вместе с теми, которых подвозим из окрестных деревень. Свои коррективы, к сожалению, по-прежнему вносит демографический спад – за последние пять лет количество учащихся уменьшилось примерно на 100 человек, – рассказывает Александр Викторович.

Два школьных автобуса за 3-4 рейса ежедневно доставляют в городской поселок 117 учеников из 11 населенных пунктов Пружанщины, одного из самых крупных по площади районов области. Ближайшая деревня Павлово – в 3,8 км, до самой дальней Близной – 13. За весь день оба автобуса наматывают почти 304 километра.

Те ребята, которые приезжают пораньше, имеют возможность до основных занятий посетить факультативы. Развозят также партиями. Первый автобус отправляется в 14.00, последний – около 17. Расписания занятий и движения транспорта скоординированы настолько, что малыши в продленке успевают подготовить домашнее задание, а ученики постарше – позаниматься на факультативах и в кружках. Словом, ни ждать, ни догонять не приходится. А местным, ружанским, ребятишкам так и вообще благодать: утром в школу не надо вставать ни свет ни заря.

ГЛАВНОЕ – ХОРОШЕНЬКО ВЫСПАТЬСЯ

Но дело даже не столько в том, когда просыпаться, главный вопрос – сколько спать, обращают внимание медики.

– Согласно исследованиям, современный школьник спит на полтора-два часа меньше, чем пару десятков лет назад спали его родители в том же возрасте, – отмечает специалист отдела общественного здоровья Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Валентина Машенская. –Накопленный дефицит сна по пагубному воздействию на организм сравним с гиподинамией или курением. Человеческий мозг развивается до 21-летнего возраста, в том числе и во время сна, поэтому длительное недосыпание в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга.

Хронический дефицит сна приводит к снижению умственных способностей детей. Как показал проведенный эксперимент, шестиклассники, которые спали на час меньше всего лишь в течение месяца, по своим умственным способностям и знаниям скатывались до уровня четвероклассников. Дело в том, что именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днем информацию, переводя ее в долговременную память. Отсюда вывод: чем больше человек стремится запомнить в течение дня, тем больше сна ему необходимо. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, формул, исторических дат и подобных сведений, то есть можно говорить о прямой связи недосыпания с уровнем знаний учащихся и отметками в их дневниках.


Проведенный опрос 7000 старшеклассников в одном из штатов Америки показал, что отличники в среднем спали на пятнадцать минут дольше тех, кто учился на четверки, а те, в свою очередь, на четверть часа дольше троечников. Эти данные совпадают с рядом других исследований. В школах одного из штатов Америки начало уроков перенесли с 7.25 на 8.30. Последствия были поразительными. Всего лишь один лишний час сна значительно повысил оценки учеников по математике и языку.

Кроме того, нехватка сна ведет к накоплению в организме гормона стресса, повышает риск развития депрессии в два раза, что проявляется подростковой нервностью и нестабильностью поведения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями, перепадами настроения. Следующая проблема, связанная с недостатком сна, – это нарушение выработки определенных гормонов, регулирующих рост и развитие детей.

Итак, исследования ученых показывают, что продолжительность сна у школьников начальных классов должна составлять около 10-11 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8-9 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 8 часов в сутки. При таком режиме нервная система отдыхает, а организм восстанавливается.

Ложиться же спать школьникам нужно не позже 22 часов. В этот период человек хорошо расслабляется и спокойно засыпает. Бодрствование после 22 часов нарушает процессы восстановления организма.


В ТЕМУ

Время начала занятий в учреждениях общего среднего образования четко прописано в утвержденных в стране санитарных правилах и нормах (СанПиН). В соответствии с требованиями СанПиН, учебные занятия в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену и не позднее 14.00 – во вторую; оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00.

Решая вопрос с графиком занятий, надо очень грамотно соотнести интересы и детей, и родителей, и учителей, и в целом общества, подчеркнул министр образования РБ Игорь Карпенко.

Как позднее объяснили в Министерстве, администрации школ, где дети учатся в одну смену, будут рассматривать возможность начала занятий в новом учебном году с 9.00. В школах, которые работают в две смены, окончательное решение также будет приниматься на местах. При этом будут учитываться загрузка детей второй смены и рабочий график. Родители смогут привозить своих детей в школу заблаговременно. Час до занятий с ними будут заниматься педагоги: делать зарядку, проводить уроки творчества.


А КАК У НИХ?

У наших соседей – в Польше, России и Украине – время начала уроков в школе – 8.00.

Однако, как и у нас, в ряде случаев оно может меняться. Например, в некоторых учебных заведениях Москвы, Киева и других крупных городов из-за загруженности транспорта начало занятий может быть перенесено на 8.30 или 9.00. В 8 часов утра учеба чаще всего начинается также в Литве и Латвии.

А вот в некоторых школах Китая дети садятся за парты в 7.30. В Японии – в 8.45. Между 8 и 9 часами утра приступают к урокам американские школьники. В Австралии ученики приходят на занятия к 9.00.

Накануне в школах, гимназиях и лицеях было много цветов, улыбок и теплых слов: по всей стране прозвенели последние звонки. У выпускников впереди горячая пора ЦТ, а у остальных школьников три месяца летних каникул, чтобы к 1 сентября с новыми силами сесть за парты. Только в котором часу прозвенит звонок на урок? В Минске школы в большинстве своем уже определились: занятия будут начинаться в 9.00. На полчаса раньше, в 8.30, уроки стартуют в 22 учреждениях образования, еще в двух - в 8.00. Что даст это нововведение и что тут надо учитывать? Об этом говорят гости конференц-зала «СБ».

* * *

Об актуальных вопросах среднего образования в конференц-зале «СБ» говорят главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга ЛИТВИНОВА, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина КАРЖОВА, директор минской гимназии № 29 Виктор ПШИКОВ и мама троих детей Анастасия СМОЛЬСКАЯ.

И.Каржова: Санитарными нормами и правилами, утвержденными Министерством здравоохранения, четко определено: оптимальное время начала учебных занятий - 9.00. Время начала второй смены - не позже 14.00, завершения - не позже 19.30. Эти рамки определены не сегодня и даже не вчера. Осенью 2016 года мы проводили анализ времени начала уроков в школах - и получилось, что треть учреждений образования начинает занятия в 8.00, еще треть - в 8.30 и одна треть - в 9.00. Сейчас Министерство образования совместно с управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома прорабатывает вопрос возможности начала учебных занятий в соответствии с оптимальным временем, определенным СанПИНами. Рассматриваем два вариант: в тех школах, которые работают в одну смену, - с 9.00, а в тех, у которых есть вторая смена, - с 8.30, чтобы укладываться во временные рамки завершения учебных занятий. Не будет жестко определено: все в 8.30 или в 9.00. Есть специфика каждого учреждения образования: где–то сельская местность и есть подвоз, где–то много классов занимаются во вторую смену, а где–то только начальные классы. Думаю, на местах будет организована работа, чтобы изучить ситуацию.

А.Смольская: У меня один ребенок учится в первую смену, второй - во вторую, а третий ходит в детский сад. И, конечно же, мне как маме удобно иногда отправить младшего ребенка со старшим, чтобы тот по пути в школу завел в садик, работающий с 8.00. Или такая ситуация: в новых районах школы перегружены, по 17 классов в параллели, на родительских собраниях шутят, что уже спортивный зал, коридор и холл нужно разделить на классы. Получается, что дети учатся чуть ли не в три смены: одни - с 8 утра, другие - где–то с 12.00, третьи - с плюс–минус 14.00. Сложность в том, что хочется, чтобы дети еще успевали в кружки, секции и на дополнительные занятия. Особенно тяжело со второй сменой, потому что, когда ребенок приходит из школы зимой, это уже ночь. И если начало занятий во вторую смену сдвинется, дети вообще ничего не будут успевать...

В.Пшиков: Можно отмечу как директор школы? У вас здесь вопрос более широкий, в том числе инфраструктуры, строительства школ в районе. Начинаются занятия в 8 или 9 часов утра, проблемы останутся те же...

А.Смольская: В любом случае, думаю, родителям спокойнее, если ребенок ушел в первую смену к 8.00, а не так, что не знаешь, где он и как...

В.Пшиков: У нас полторы тысячи детей и два здания, причем одно - для 1 - 4–х классов. Когда я начинал, было более 2.000 учеников и вторая смена, но мы сумели разрешить ситуацию. И уже на протяжении шести лет у нас 5 - 11–е классы приходят на занятия к 9 утра. Естественно, мы просчитали все варианты, обговорили их с педагогами и родителями. Учли и тот момент, что в гимназию поступают, поэтому ездят сюда из разных уголков Минска. Сложности могут быть только у учеников 5–х классов, остальные успешно сами добираются. Когда я шел на эту встречу, еще раз спросил у ребят, устраивает ли их время начала занятий в 9.00 - все ответили положительно. Шесть уроков у нас заканчиваются в 15.00, учитывайте, что у нас перерывы по 20 минут, на отдых уходит в общей сложности около часа. Начальную школу мы перевели с 8.30, в том числе чтобы более комфортно организовать питание детей. И 90 - 95% родителей такая ситуация устраивает, возможно, еще и потому, что наша гимназия находится в центре города. Родители спокойно привозят ребенка в 8.10 - 8.15, даже если он в 8.00 приедет, в «свободном режиме» находится буквально 10 - 15 минут. Учитель приходит в школу раньше, где–то к 8.00 - 8.10. Я вижу только плюсы, если дети ходят к 9.00.


О.Литвинова: Санитарными нормами и правилами еще в 2012 году было прописано, что учебный процесс должен начинаться не ранее 8.00, оптимально - в 9.00. С точки зрения медицины для ребенка, да и для взрослого человека, самые трудные часы - утренние. А для учащегося ребенка вдвойне, так как в это время самые низкие концентрация внимания, работоспособность и способность к переключению внимания. Естественно, ребенок начинает испытывать психологический дискомфорт, а следом за ним и тревожность. Это медленные шаги на пути развития различных психосоматических заболеваний. То есть мы постоянно держим его в состоянии стресса, естественно подводим к тому, от чего вроде как должны защищать. Если мы, конечно, говорим сейчас о ребенке. Потому что большинство дискуссий сводятся к теме удобства и привычек родителей.

«СБ»: Но ведь их мнение тоже важно. Все–таки нужно учитывать реальность: в Минске, да и в других городах, первоклассник сам далеко не всегда доберется в школу.

О.Литвинова: Мы как раз и обсуждаем разные варианты. На примере минской школы мы видим, что малыши приезжают в 8.30, в 9.00 - ученики постарше. И их это устраивает. Никто не говорит о четком времени для всех: дается резерв, то есть временная разбежка.

И.Каржова: Время начала занятий в каждой школе будет определять не Министерство образования или здравоохранения. Определяет директор с учетом специфики конкретного учреждения образования. И до начала учебного года у нас есть время, чтобы все проанализировать и продумать, учитывая количество классов и количество детей, обсудить с родителями возможности организации работы. Конечно, когда ребенок в начальных классах, намного спокойнее по дороге на работу отвести его или отправить в школу. Иначе он сам будет собираться, а родители - переживать, что никому не пойдет на пользу. Должна грамотно и профессионально сработать администрация школы, изучив, сколько родителей будут по–прежнему приводить детей к 8.00, если занятия будут начинаться с 9.00. Школа будет открыта, и дети должны быть заняты, а не просто находиться в коридоре или в классном кабинете.

«СБ»: Но ведь смысл нововведения именно в том, чтобы дети больше отдыхали, а не сидели лишний час в школе.

И.Каржова: Для начала надо изучить, сколько таких детей. Если их немного, возможно, для них будет организована какая–то физкультминутка или факультативные, поддерживающие и стимулирующие занятия. Если же таких детей большинство, то подобный вариант не совсем подходит либо он недостаточно хорошо проработан. К любому решению надо подходить взвешенно и продуманно.

О.Литвинова: Есть разные типы школ. Например, школы так называемой шаговой доступности, где контингент детей в основном из ближайших домов, нуждаются в одном решении. Школы, которые при анализе состава своих учащихся увидят, что большинство детей едут из разных районов города, - им 9.00 лучше. И с точки зрения медицины это тоже лучше. Когда ребенок может встать, постепенно включиться в учебный процесс и начать его с оптимального времени. Следует сказать, что самое продуктивное время - это с 10.00 до 14.00.

«СБ»: То есть вторая смена вообще выпадает?

О.Литвинова: Нет, у второй смены тоже есть свои пики работоспособности. Это приблизительно с 16.00, после обеденного перерыва. Но понятно, что, если бы была такая возможность, конечно, все дети учились бы в первую смену.

В.Пшиков: Я бы хотел спросить у мамы школьников: вы лично согласились бы, чтобы ребенок пошел к 9 часам?


А.Смольская: Я была бы «за», чтобы все ходили к 9.00, но без второй смены. Все же я могу подстроиться, а далеко не все родители будут в восторге от того, что нужно будет водить детей в школу к девяти. Кроме того, мы не уверены, что не сдвинется время занятий второй смены...

«СБ»: Министерство уже комментировало, что якобы время начала второй смены останется без изменений.

И.Каржова: Вопрос прорабатывается с разных ракурсов. С одной стороны, это специфика учреждений образования, мнение родителей. С другой стороны, организация образовательного процесса с учетом оптимального времени начала занятий, определенного санитарными нормами и правилами, где четко прописано: начало второй смены - не позднее 14.00. Речь не идет об изменении времени ее начала и завершения. В стране в этом году около 25% школ работали в две смены, остальные - в одну.

«СБ»: Меньше станут перемены?

И.Каржова: Уменьшился интервал между первой и второй сменами.

О.Литвинова: Интервал между сменами - это время, когда можно подготовить кабинеты, чтобы туда пришли ученики. Его уменьшение никак не скажется на детях.

В.Пшиков: Самое главное - организация деятельности учебного заведения. Если директор школы вместе с родителями не продумает все тонкости, проблемы будут на каждом шагу. Любые изменения, даже продолжительность перерыва, всегда вызывали и будут вызывать реакцию родителей. Этот вопрос решается просто: найдите возможность встретиться с руководителем, или через родительский комитет, или с помощью классного руководителя. Все решаемо. Знаете, я каждый день встречаю утром детей на пороге школы и вижу, что даже к девяти опаздывают. Но значительная часть учеников безболезненно приходят за 20 и даже за 30 минут до начала занятий. Если говорить о малышне, то многих родители приводят даже в 7.50, то есть за 30 - 40 минут. Мы разрешаем детям заходить в кабинет, но обязательно есть учитель, который наблюдает за процессом.

И.Каржова: То есть с одной стороны - интересы родителей, а с другой - способность администрации школы грамотно решить организационные вопросы, убедив родителей, что нововведения пойдут только на пользу ребенку и педагогическим коллективом тут будут приняты все необходимые меры. Родителям необходимо для себя определиться: мы боимся перемен, потому что так было всегда и мы привыкли, а менять привычки достаточно сложно? Или мы хотим сохранить здоровье своих детей?


В.Пшиков: Каждая семья - это отдельная жизнь, отдельные проблемы. Я сталкиваюсь с такой категорией родителей, которые начинают рабочий день с 8.00 и раньше. Тут, повторюсь, все зависит от организации. Давайте определимся, какой процент детей будет приходить к восьми. Директору наверняка разрешат начинать занятия в 8.30, его задача - отстоять свою точку зрения.

А.Смольская: Родителей беспокоит то, что изменения в расписании первой смены затрагивают и другие вопросы. Вторая смена заканчивается поздно, допустим, будет заканчиваться еще позже. Ребенок не успеет на какие–то дополнительные занятия. Например, у моей дочки в 18.40 заканчиваются уроки, в 19.00 - кружок. Она выбегает из школы, перекусывает на заднем сиденье машины (хорошо еще не на автобусе ехать!). Все впопыхах, какое тут здоровье... Кружок два часа, то есть до 21.00. Дети, которые учатся во вторую смену, вечером не в состоянии делать уроки, а утром они спят до 12.00, если родители не проконтролируют.

«СБ»: Уже не раз звучало, что время начала занятий будет обсуждаться именно там, где две смены. Многие ли директора готовы к такой дискуссии? Или просто автоматически назначат начало занятий на 9.00?

О.Литвинова: Рядом с нами сидит директор гимназии, который рассказывает, как еще шесть лет назад организовал начало занятий в 9.00, взвесив все «за» и «против». И это всех устроило. Следующий момент - это сила привычки, поэтому, что бы нам ни предлагали, первая реакция негативная. Я часто слышу ее: «Ни за что! Нужно в восемь часов!» И тут же этот человек говорит, что, когда ребенка в школу к восьми отводил, на работу на 20 минут раньше приезжал: «Мне бы в 8.30 было бы лучше»... Например, мой рабочий день всегда начинался с 8 утра. И для меня начало занятий в 8.00 - уже поздновато. Но не подстраиваться же под меня, перенеся его на 7.00 или 7.30?

В.Пшиков: Хотелось бы, чтобы дискуссия, в том числе в интернете, была корректной. Потому что часто она, к сожалению, превращается просто в ругань. К слову, я начинал работать в сельской школе, и у нас всегда занятия начинались именно в 9.00. И я знал, что такое добраться до школы из соседних деревень, к 8.00 это было просто нереально.

О.Литвинова: Мы все же должны понять, что для нас важнее: хорошо ребенку или удобно родителям?


А.Смольская: Знаете, всегда будут недовольные, кому это не нравится. На мой взгляд, просто у каждой школы должно быть право выбора, когда ей удобно организовать учебный процесс. И здесь, к сожалению, тоже вряд ли будут учитывать здоровье ребенка.

О.Литвинова: И очень жаль. Надо обращать внимание на тему здоровья детей, как ни на какую другую. Как раз санитарные нормы и правила дают возможность посмотреть на такую составляющую.

В.Пшиков: Давайте изнутри смотреть на организацию учебной деятельности школьников. Сегодня большинство родителей возмущаются началом занятий в 9 часов не потому, что им неудобно с работой, потому что мы многое пускаем на самотек в общении с ребенком. У детей колоссальные нагрузки, которые часто не зависят от школы и которым в семьях не уделяется внимание. Мне говорят, что делали с детьми занятия до 23.00 или 24.00 - это ненормально! Естественно, придя утром в школу, такой ребенок неработоспособен.

А.Смольская: Он не будет работоспособен и в 9 утра...

О.Литвинова: Если временной интервал ночного сна увеличится, конечно, работоспособность улучшится. Средняя продолжительность сна для ученика начальной школы - 10 часов.

В.Пшиков: Мы как–то забываем об установках советской школы. Выдающийся педагог Сухомлинский писал, что школьники, прежде чем сядут за уроки, должны час–полтора погулять. Второе условие - дети младших классов должны ложиться не позже девяти вечера. Вот здесь уже зона ответственности родителя, нам ведь проще включить телевизор, дать ребенку приставку или планшет. Я сталкивался с ситуацией, когда родители говорили, что их дети не успевают делать уроки. Почему? Пять раз в неделю занятия музыкой, спортом, репетиторы, в итоге к субботе ребенок подходит никакой...

Утро в подростковом возрасте ассоциируется с недосыпом для учеников и неврозом для родителей. Растолкать сына или дочь в школу - ежедневная практика, и от семьи к семье методы пробуждения варьируются по степени изобретательности. Включить свет и сорвать одеяло со спящего - не самый изощрённый способ побудки. Иногда родители включают громкую музыку, покупают замысловатые будильники, которые летают по комнате или требуют восьмизначный пароль для отключения. Стоит ли вспоминать о случаях, когда ребят окатывают холодной водой, чтобы успеть собрать их в школу?

Исследователь сна Калифорнийского университета Венди Троксел считает, что «вырывание» из сна в возрасте от 13 до 18 лет напрямую сказывается на их интеллектуальном развитии и здоровье.

Недостаток сна отражается на способностях подростка к обучению. Если ребёнок получает суточную норму сна, его мозг способен лучше концентрироваться, запоминать и обрабатывать информацию, которую он получает на уроках. При хроническом недосыпе эти способности снижаются.

По исследованию Троксел, только 1 из 10 детей подросткового возраста спит 8-10 часов в сутки. Причём восемь часов - нижняя граница нормы, скажем, «на троечку». К тому же нельзя быть уверенным в том, что ребенок действительно спит. Он может просто лежать с закрытыми глазами, копаться в гаджете или читать.

«Так дети сами виноваты, почему бы им просто не ложиться спать пораньше?». Этого мнения придерживаются родители, уверенные, что режим легко сформировать строгой дисциплиной. Да, вы можете заставить ребёнка быть в кровати определённое время, но это не значит, что его организм полностью восстановится к началу нового учебного дня.

Причины недостатка сна у подростков

В период полового созревания биологические часы человека смещаются. Это происходит из-за ускорения выработки гормона мелатонина , который отвечает за сон. Его еще называют регулятором суточных ритмов, потому что количество мелатонина в организме влияет на ощущения бодрости и сонливости. Своеобразный переключатель режима «день/ночь». Из-за этого смещения время сна и бодрствования у подростка сдвигается на два часа назад, потому что выброс мелатонина в подростковом организме происходит не в девять вечера, как у взрослых или маленьких детей, а в 11 вечера.

То есть, по-настоящему подросткам хочется спать не в 21:00, а в 23:00.

Троксел в исследовании приводит сравнение: «Разбудить подростка в шесть утра - это как разбудить взрослого в четыре. Не знаю, как вы, но когда я встаю в четыре утра, я чувствую себя зомби. Абсолютно бесполезным существом». Как воспринимать новый материал и показывать высокие результаты в обучении, если взрослым в подобном состоянии не стоило бы садиться за руль?

С подобными сложностями подростки по всему миру сталкиваются каждый учебный день. Специалисты по сну всерьёз считают, что такие общепринятые атрибуты подросткового поведения, как перепады настроения, раздражительность, лень и депрессивность могут быть последствиями хронического недосыпа. Чтобы сохранить запас энергии на весь день, ребята прибегают к способам быстро его восполнить: пить кофейные напитки и энергетики. Так мы получаем поколение «уставших и взвинченных» подростков.

Чем опасен недостаток сна

Сторонники более позднего начала учебного дня знают, что в подростковом возрасте мозг развивается наиболее быстро. Особенно те его части, которые отвечают за процессы мышления, включая нахождение причинно-следственных связей, решение задач и формирования убеждений. В это время формируется личность человека, и если его организм истощен, он будет не способен развиваться в полную силу. Они не смогут концентрироваться, их внимание и память рассеяны, но гормональный фон при этом требует активности.

Последствия недосыпа продолжают проявляться и за пределами школы. В подростковом возрасте возрастает риск психических расстройств, включая депрессию и суицидальные наклонности. В это же время формируются зависимости, в том числе от алкоголя, табака и наркотиков. В своем исследовании Троксел приводит такие данные: на каждый час недостатка сна у старшеклассников на 38% возрастает чувство тревоги, грусти и безнадежности, и на 58% возрастает желание совершить самоубийство. Помимо этого, хронический недосып является причиной ожирения, сердечной недостаточности и диабета.

Почему мы делаем это со своими детьми

Эпидемия недосыпа среди подростков - результат установленного общественного порядка, который сформировался в середине XX века и практически не менялся. Утренний ритуал работающих людей из среднего класса выглядит примерно так: проснуться, разбудить детей, собрать их и накормить завтраком, отвезти в школу или отправить на автобус, а потом уже готовиться к началу рабочего дня.

Школьная инфраструктура подчиняется потребностям взрослых, но упускает из виду особенности развития детей.

Международные организации по охране здоровья рекомендуют начинать занятия для средней и старшей школы не раньше 8:30. При этом почти во всех странах занятия начинаются в одинаковое время для всех возрастов, и не всегда время первого звонка соответствует рекомендованной норме.

Вот в какое время начинается учёба в школах разных стран:

  • В Москве и Петербурге уроки в школе начинаются и в 08:00, и в 08:30, и даже в 9:00. В других городах разброс шире - с 07:00 до 09:30.
  • В Японии уроки начинаются не позднее 08:30, в Китае - с 07:00 до 08:00, в Германии с 08:00 до 9:00.
  • Государственные школы Великобритании и стран Британского Содружества (Австралии, Канады и Новой Зеландии) начинают свою работу в 9:00.
  • Частные школы регулируют начало учебного дня по своему усмотрению.
  • В США 40% старшие школы (high schools) начинают работу до 08:00, 10% - до 07:00, и только 15% - после 08:30.

«Начинайте занятия позже»

Эти цифры приводит в качестве аргументов движение в защиту биологических нужд школьников Start School Later , или «Начинайте уроки позже». Среди членов этого движения встречаются не только учащиеся и их родители, но и учёные, общественные деятели и государственные служащие. Перед ними стоит задача убедить общественность, что здоровое начало учебного дня поможет ученикам средней и старшей школы лучше и быстрее развивать свои навыки и способности.

Скептики могли бы возразить: «Если дать детям возможность вставать на час позже, то они будут позже засыпать». Исследователи сна это предположение отвергают. Подростки ложатся спать в то же время, что и обычно, просто спят дольше. Они чаще появляются на занятиях. Эксперимент показал снижение количества прогулов первых уроков на 25% при сдвиге начала учебного дня на час вперед. Неудивительно, что дети стали достигать более высоких результатов в школе, их эмоциональное и физическое состояние улучшилось, да и климат в семье стал более приятным, что порадовало их родителей.

В одном районе, где проводился эксперимент, даже процент ДТП снизился на 70%.

При стольких преимуществах, общественность пока не готова пойти навстречу естественным особенностям подросткового развития. Большинство из них уверены, что вывод подростков из зоны комфорта подготовит его к реальной жизни. Исследователи сна же, напротив, утверждают, что нужно давать детям возможность спать столько, сколько требует их организм в этом возрасте. Мы же не лишаем малышей до трёх лет дневного сна, чтобы подготовить их к детскому саду.

В поисках решения проблемы

По всему миру существуют фонды по исследованию проблем сна, самый известный из них - американский National Sleep Foundation . Он всецело поддерживает инициативу изменить время начала занятий для подростков и спонсирует проекты, которые стремятся доказать огромную общественную пользу этой реформы. Однако для этого потребуется изменить целую инфраструктуру: пересмотреть расписание общественного транспорта, улучшить состояние дорог, отрегулировать присмотр за детьми до и после школы, подстроить под новое расписание сектор общественного питания, спортивные и культурные учреждения.

В налаженной много лет назад системе это сделать довольно сложно, поэтому, несмотря на старания энтузиастов, вопрос более позднего начала учебного дня так и остается открытым.

У каждой школы имеется свое расписание, по сколько идут уроки и перемены.

Есть школы начинают учится с 8 утра, а есть и с 8.30. Есть и вторая смена во многих школах. Урок может закончится где-то в 16.15 если перемены в школе небольшие. Если в школу с утра, то есть на 8 часов, то 8 урок может закончится 15.45.

Точное время не скажешь, потому что в разных школах разное время отводится на перемену. Например у нас в школе после 3 и 5-го уроков были большие перемены по 15 минут. А перед 7 и 8 уроком давали время на обед.

Если школа работает в две смены (как большинство школ), то 8 урок закончится в 16:15 с учетом перемен, плюс-минут еще немного времени.

На 7-8 урок нам обычно ставили кружки и дополнительные занятия, но если честно, толку мало от таких занятий, потому что мозг уже устает и воспринимать информацию не хочет.

Во сколько начинается и заканчивается 8 урок в школе, если начинаются уроки в 8,30 и идут по 45 минут?

Сейчас нет единого времени окончания уроков, так как не все школы начинают занятия в одно и тоже время.

Если в школе занятия проходят в одну смену, то, как правило, начало занятий в школе в 8:30 и 8 урок с учётом перемен должен закончится в 16:15.

Если школа работает по двухсменному графику, то начало занятий в 8:00 и 8 урок заканчивается в 15:45.

Но и это не однозначное время, ведь в разных школах могут быть отличия во времени на большие перемены, когда детки кушают.

В каждой школе разное расписание и дети идут в разное время в школу.

К примеру в нашей школе дети начинают заниматься в 8:30. В других школах первый урок начинается в 8:00.

Также дело обстоит и с переменами, в одних школах - есть большие перемены и даже несколько, в других одна или вообще нет.

Если брать в расчет, что занятия начинаются в 8 утра, то восьмой закончится в 15:45.

Если первый урок в 8:30, то тогда заканчивается в 16:15.

Спросите у классного руководителя расписание уроков, ведь в каждой школе разное расписание, разное количество и длительность перемен.