Главные герои басни Толстого «Лев и мышь» — грозный Лев и крохотная, незаметная Мышь. Тема басни – тема взаимопомощи.

Однажды Мышь решила пробежать по телу спящего Льва. Лев почувствовал, что по нему кто-то бежит, проснулся и схватил Мышь.

Мышь стала упрашивать Льва, чтобы тот отпустил ее на свободу. Взамен она обещала отплатить огромному Льву добром. Льва насмешило обещание Мыши, он недоумевал, каким образом ему, царю зверей, может сделать доброе дело такое крохотное существо, как мышь? Тем не менее, Лев отпустил нарушительницу его спокойствия.

Спустя некоторое время Льва поймали охотники. Они привязали его веревкой к дереву и ушли. Заслышав рев Льва, к нему явилась Мышь. Увидев, что царь зверей привязан веревкой к дереву, крохотная Мышь перегрызла эту веревку и освободила Льва.

Мышь напомнила Льву, как тот смеялся над ее обещанием отплатить добром. Она сказала Льву, что и маленькая Мышь может сделать доброе дело для большого Льва.

Таково краткое содержание басни.

Мораль басни Толстого «Лев и Мышь» состоит в том, что не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.

Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

В басне «Лев и Мышь» мне понравилась Мышь, уверенная в своих силах.

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

...«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально - старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», - к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях - жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни

Своя рука владыка... И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти - кожи...»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней - ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей...

«Но в чем же то они усердие явили?» - спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани - запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» - для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, - нет. Проблема «доброго Льва» - проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

Басня «Лев и Мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Мораль басни Толстого «Лев и Мышь»

Басня «Лев и Мышь» учит, что никогда и ни при каких совершающихся в твоей жизни обстоятельствах не стоит умалять чьих-то достоинств,
преуменьшать чью-то значимость и недооценивать чьи-то силы. В жизни все и всегда может повернуться совершенно неожиданным образом, где сильные становятся беспомощными «львятами», а слабые обретаюсь мощь значимости «Мыши».

В любой ситуации следует оставаться человеком, ведь никто не знает, что ожидает его за судьбоносным поворотом и кто в этот определяющий этап жизни окажется рядом, в чьей поддержке ты увидишь спасение.

Анализ басни «Лев и Мышь»

Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.


О том, как Лев прогнал маленькую Мышь из владений, но горько пожалел об этом, оказавшись в ловушке, поведает басня «Лев и Мышь» Крылова.

Читать текст басни:

У Льва просила Мышь смиренно позволенья
Поблизости его в дупле завесть селенье
И так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах,
Ты и могуч и славен;
Хоть в силе Льву никто не равен
И рёв один его на всех наводит страх,
Но будущее кто угадывать возьмётся –
Как знать кому в ком нужда доведётся?
И как я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь». –

«Ты! – вскрикнул Лев. – Ты, жалкое созданье!
За эти дерзкие слова
Ты стоишь смерти в наказанье.
Прочь, прочь отсель, пока жива –
Иль твоего не будет праху».
Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,
Со всех пустилась ног – простыл её и след.

Льву даром не прошла, однако ж, гордость эта:
Отправяся искать добычи на обед,
Попался он в тенёта.
Без пользы сила в нём, напрасен рёв и стон,
Как он ни рвался, ни метался,
Но всё добычею охотника остался,
И в клетке напоказ народу увезён.
Про Мышку бедную тут поздно вспомнил он,
Что бы помочь она ему сумела,
Что сеть бы от её зубов не уцелела
И что его своя кичливость съела.

Читатель, истину любя,
Примолвлю к басне я, и то не от себя –
Не попусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.

Мораль басни Лев и Мышь:

Мораль басни дана в заключительной части. Баснописец напоминает: воздержись от плевка в колодец, впоследствии придется из него пить. Лев прогнал бедную Мышь, но она могла разорвать острыми зубами сети, в которые он угодил. Льва погубила гордость и надменность. Сильные мира сего недооценивают простых людей, но их дар и талант может оказаться полезным в самую неожиданную минуту. Баснописец указывает: совершающим злые поступки, зло обязательно вернется.

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;
  • Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

    Ход урока

    Орг. момент.

    1. Разминка (на доске или на экране)

    Прочитайте и повторите чистоговорки

    Са-са-са- в лесу бегает лиса.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Со-со-со- у машины колесо.
    Ос- ос-ос на поляне много ос.

    Разучивание скороговорки.

    Девчонка везла на возу
    Козленка, козла и козу.
    Лесок проезжала-
    Часок подремала.
    Девчонка в лесу проспала
    Козленка, козу и козла.

    Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

    2. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого "Лев и мышь"

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал "Азбуку" и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

    Словарная работа

    Басня - это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

    3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; " Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю ". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: " Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро".

    Л. Н. Толстой.

    Как маленькая мышь помогла огромному льву?

    Игра " Буксир"

    Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается - учащиеся продолжают чтение.

    4. Физкультминутка.

    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час,
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Раздался огромный звон,
    Разбежались мышки вон.

    5. "Жужжащее" чтение

    6. Работа по содержанию текста.

    Восстановление последовательности событий:

    Охотники поймали льва.

    Лев поймал мышь.

    Мышь спасла льва.

    Мышь обещает сделать добро льву.

    Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

    "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро"

    А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: "Друзья познаются в беде"? Почему?

    7. Графический диктант " Лев"

    8. Творческое задание.

    Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

    9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

    Зверь уснул, укрывшись гривой.
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул осмелев,
    Да боюсь, проснется лев.
    Ю. Голубь

    10. Итог урока.

    Выставка графических рисунков учащихся.

    Список литературы

    1. Галкина Г.Г. "Пальцы помогают говорить".Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство "Гном и Д", 2006
    2. Осипова А. А. " Диагностика и коррекция внимания" М., Творческий центр " Сфера" 2002
    3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство "Учитель", 2007
    4. Рыбина А. Ф. " Коррекция звукопроизношения у детей" Волгоград, Издательство "Учитель"
    5. Семенака С. И. "Учимся сочувствовать, сопереживать" М., Издательство "Аркти" 2003
    6. Хохрина В. Т. "Дидактические основы урока во вспомогательной школе". Иркутск, 1997
    7. Черемошкина Л. В. "Развитие памяти детей". Ярославль "Академия развития", 1997
    8. Юрова Е. В. " 259 упражнений для развития устной речи", М., Издательство АСТ "Астрель" 2001