Конспект урока по русскому языку на тему:

«Лексика. Профессионализмы».

Метод проблемного обучения.

    Знать значение профессиональной лексики.

    Использовать межпредметные связи для лучшего усвоений по русскому языку и спецпредметам.

    Умение ставить перед собой проблемы и решать их.

    Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессионализмов.

    Употреблять в речи и знать значение профессиональных слов.

    Развитие творческого мышления и способностей учащихся.

    Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

    Расширение знаний о своей профессии.

Ход урока.

    Определение темы урока после работы с терминами.

    Основная часть.

1 задание.

Расставить буквы в данных словах и определить их значение (работают 3 группы):

А. Антибл..кировочная система, авт..сигнализация, дифф..ренциал,

Б. Климат – к..нтроль, крыло баб..чки, мин..вэн,

В. П..кап, пр..тектор, п..рктроник,

Г. Сп..дометр, турб..наддув, тах..граф,

Д. Хетчб..к, интард..р, датчик д..ждя,

Е. Внед..рожник, глуш..тель, кондиц..онер.

Ж. Круиз.. контроль, клир..нс, бортовой к..мпьютер.

2 задание.

Составить предложения с данными словами.

Определяем тему урока.

Что это за слова? Для чего они нужны? Что это за профессия? При чем тут урок русского языка?

Какие задачи ставим? (умение правильно писать, произносить и определять значение профессиональных слов).

(Пытаемся определить значения слов самостоятельно, но потом дается словарь профессиональных терминов).

Антиблокировочная система – система, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении.

Автосигнализация – электронное устройство, установленного в автомобиль, предназначенное для его защиты от угона.

Дифференциал – это механическое устройство, которое делит момент входного вала между выходными осями.

Климат – контроль – система автоматического переключения режимов работы и обдува кондиционера и печки в соответствии с заданными условиями в салоне.

Крыло бабочки – тип дверей в автомобилях высокого класса.

Минивэн – небольшой микроавтобус с тремя рядами сидений.

Пикап – грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом.

Протектор – элемент шины колеса, защищающий от прокола и служащий для сцепки с дорогой.

Парктроник – парковочный радар.

Спидометр – измерительный прибор для определения скорости движения автомобиля.

Турбонаддув – принудительная подача воздуха в цилиндры с помощью турбокомпрессора.

Тахограф – контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для контроля и регистрации скорости движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

Хетчбэк – легковой автомобиль с двумя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми.

Интардер – система торможения двигателем и трансмиссией, помогает контролировать обороты двигателя.

Датчик дождя – автоматическое включение дворников во время дождя.

Внедорожник (джип) - полноприводный автомобиль повышенной проходимости.

Глушитель – устройство, которое глушит работу двигателя.

Кондиционер – устройство, с помощью которого устанавливается определенная температура в салоне автомобиля.

Круиз – контроль – устройство, поддерживающее определенную скорость движения.

Клиренс – дорожный просвет или расстояние от низшей точки автомобиля до земли.

Бортовой компьютер – электронная система, которая отображает мгновенные параметры(текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру в салоне и наружного воздуха, остаток топлива в баке и др.).

3 задание.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

История профессии.

Первые сам..ходные к..ляски п..явились в восем..надцатом веке в разных странах мира.

(В) течение длительного врем..ни они видоизм..нялись и сов..ршенствовались. Но как всякий м..ханизм они треб..вали ухода и р..монта в случа.. п..ломки. Этим могли занимат..ся только люди хорошо разбирающиеся во внутре(нн/н)ем устройстве автом..биля. Так появилась новая профес..ия – автом..ханик.

Эта профес..ия позв..ляет ув..личивать сроки эксплу..тации автом..биля пров..дить своевреме(нн/н)ую проф..лактику его функциональн..го состояния обеспечивающ..го без..пасность д..рожного дв..жения.

(Проверка текста в группах).

4. Историческая справка. (Сообщение обучающегося).

История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на английском горючем газе, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины, работающие на электричестве ненадолго появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.

Немецкий инженер Карл Бенц, изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем и современного автомобиля. Четырёхтактный бензиновый (газолиновый) двигатель внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного самоходного движения - разработка немецкого изобретателя Николауса Отто. Подобный четырёхтактный дизельный двигатель был также изобретён немцем Рудольфом Дизелем. Водородный топливный элемент, одна из технологий, провозглашённых как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, в принципе был обнаружен другим немцем Шёнбейн Кристиан Фридрихом в 1838 году. Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте.

Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»).

Что интересного вы узнали о своей профессии?

Что нового услышали из истории автомобиля?

5 Задание: выберите слова и словосочетания, относящиеся к профессии автомеханика и запишите их в тетрадь.

Автомеханик.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; творческое мышление; хорошее пространственное воображение; психическая неуравновешенность; хорошая моторная память (память на действия); доброта; безответственность; физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; недобросовестность; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.

Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежность; утомляемость; исполнительность, аккуратность, систематичность в работе; дисциплинированность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу; беспечность; сознание и самоконтроль; упорство, настойчивость.

    Заключение. Рефлексия.

Составляем небольшой текст: «Как я буду работать автомехаником».

Профессионализмы

В этом уроке познакомимся с понятиями: термины, профессиональные слова, специальные слова.

Основу лексики русского языка составляют слова, известные и понятные всему народу. Эти слова называются общеупотребительными. Специальная лексика относится к лексике ограниченного употребления. Она связана с профессиональной деятельностью людей. Среди специальных слов можно выделить термины и профессионализмы.

Термин - это точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства.

Например: математические термины (дробь, константа, неравенство); музыкальные термины (гамма, аккорд, опера). Характерным признаком термина является его однозначность.

Наряду с терминами в разных сферах профессиональной деятельности функционируют профессиональные слова.

Профессиональные слова (профессионализмы) - это слова и словосочетания, не являющиеся официально признанными наименованиями специальных понятий. Они употребляются обычно в разговорной речи людей, связанных определенной профессией (медицинскими работникам, юристами, моряками и т.д.).

Например: скальпель - небольшой хирургический нож, обычно с дугообразным лезвием для операций; матрица - металлическая форма, в которой делаются углубления для отливки типографских букв; грунтовать - покрывать грунтом (особым составом) натянутый на рамку холст или доску, подготавливая их для нанесения краски. Подобные слова помогают людям одной и той же профессии лучше понимать друг друга.

Среди профессионализмов встречаются слова более широкого употребления, например, кортик - нож, холодное оружие в виде кинжала у командного состава морского и воздушного флота.

Благодаря широкому распространению специальных предметов и понятий профессиональные слова иногда переходят в разряд общеупотребительных, например: комбайн, глобус, экран.

Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец. (что значит специальное); другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. - техническое, морск. - морское.

Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным, например: высыпать грунт из ковша (черпать воду ковшом), положить башмак под колесо вагона (башмак упал с ноги).

Помимо устной речи представителей какой-либо профессии, специальности профессионализмы употребляются также и в научно-технических стилях письменного языка.

Возможны профессионализмы и в публицистической, и в художественной литературе.

Тракторист.

Ведёт он трактор бороздой,

С упрямой целиною споря,

Как будто тральщик боевой

По энскому квадрату моря.

Плывут эскадры облаков

Над головой его безмолвно,

И вдаль бегут от лемехов

Прямые бархатные волны.

(Н. Букин)

Важно запомнить, что специальные слова: термины и профессионализмы не относятся к общеупотребительной лексике, а связаны с профессиональной деятельностью людей.

Список использованной литературы:

  1. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Власенкова А.И. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л.Т
  2. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1986.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 6 класс» по учебнику: «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Московский лицей, 2006.
  5. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1986.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новотреминская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Профессионализмы. Диалектизмы.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Иванова Наталья Васильевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка 6класс

Тема урока : «Профессионализмы. Диалектизмы»

Базовый учебник : М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростницова,Л.Т Григорян,И.И.Кулибаба.Русский язык 6класс.

Издательство «Просвещение»2010г

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных слов; закрепить навык грамматического разбора.

Задачи: а) обучающие – ознакомление учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;
б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Тип урока : получение новых знаний

Ведущие методы:

обучения–проблемно-поисковый с элементами игры, практический;

мотивации–познавательная игра;

контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ

Приемы: Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

« Веришь ли ты» вопросы

Синквейн

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты :

В результате проведения урока формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация,

Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point, музыкальное оформление для проведения физминутки

Структура и ход урока

Этап урока

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

(в мин.)

Организационный этап

Начальная формула вежливости

Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя

3 минуты

Мотивация, целеполагание

Актуализация познавательной деятельности(орфографическая задачка)

Беседа

Совместная постановка целей занятия(прием ЗХУ) Словарно-орфографическая работа

Задает вопрос о предполагаемой теме урока

Организует постановку целей, задавая вопросы,

Решают орфографическую задачку Сравнивают с эталоном ответа,

Отвечают на вопрос

Участвуют в совместном целеполагании урока, отвечая на вопросы(работа в парах)

6 минут

Изучение нового материала

Работа с учебником,беседа,прием «вгружения в тему»-«Мозговая атака»-практическая работа, Разминка «Веришь, не веришь»

Проверка индивидуального домашнего задания, Игра «Следопыты»

Демонстрирует слайды презентации

Дает определение слов-профессионализмов

Консультирует обучающихся во время работы с заданиями для практической работы

Руководит процессом

оценивания выполненного задания, достоверности представленной информации, демонстрирует информацию «Из истории слов»,объясняет «О пометах в словаре»

Заполнение таблицы «Хочу узнать»,читают статью учебника, выполняют задания по вариантам с целью вгружения в тему,

Работают со словарями, справочниками представляют будущие профессии в стихотворной форме (сочиненные стихотворения детьми)

22 минуты

Физминутка с музыкальным оформлением

Закрепление нового материала

Фронтальная работа,Инсценировка,загадки,

Координирует деятельность, Руководит процессом

оценивания выполненного задания

Записывают предложение,проводят синтаксический разбор предложения, Подводят итоги выполнения заданий, дают взаимооценку

7 минут

Подведение итогов занятия

Оценка знаний обучающихся(терминологический диктант),синквейн

Подводит итоги занятия

Объявляет оценки

Слушают

Критически анализируют свою работу и оценивают

результаты работы других

2 минуты

Инструктирование по выполнению домашнего задания

Объясняет вариативность домашнего задания

Слушают, записывают

2 минуты

VIII

Рефлексия

Предлагает подвести итоги занятия

3 минуты

Эпиграф урока:

Н. В. Гоголь.

Ход урока

I.Орг. момент .

Начальная формула вежливости, приветствие

II.Актуализация познавательной деятельности

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.

Слайд. Орфографическая задача : вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Выб? ру

Во?зал

Ко?ьба

Расст?лаю

Р?сточек

Крыж?вник

Мя?кий

Ц?фра

Ответ: Лексикология

Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю), Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках.

Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?

Отметьте в таблице

(Работа в парах.)

Заполнение графы Я знаю

Знаю

Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с некоторыми из групп познакомимся.

У меня записаны слова

Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.

Все ли значения слов вам понятны?

Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).

Какова цель сегодняшнего урока?

Что вы должны узнать на уроке?

Чему вы научитесь?

Что будете применять для изучения темы?

Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?

Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.

Действительно, эти слова ограничены в употреблении.

Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами.

Слайд. Профессионализмы

III Изучение нового материала

Стадия осмысления

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?

Что мы хотим о них узнать?

(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

Заполнение графы Хочу узнать.

Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?

Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.

Работа с текстом учебника . Чтение вслух.(стр 29)

Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.

А кто же и где употребляет слова-профессионализмы? Ответ найдем после самостоятельной работы.

Практическая часть(работа всего класса по вариантам).Прием «Мозговая атака»

Слайд. Задания

Разгадать кроссворд (4 вариант)

Кроссворд

1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - гра д

2.Шестой месяц календарного года - и юнь

3. Учебное заведение - школ а

4. Антоним к слову тяжелый - л егкий

5. Популярный горячий напиток, но не чай - коф е

6. Ледяная площадка для катания на коньках – к аток

7. Летательный аппарат – самоле т

8 . Личное название человека – и мя

9. Синоним к слову холод - моро з

10. Черточка, обозначающая вычитание – м инус

11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёр ы

(1 вариант )

Текст

Выплавка чугуна производится в огромных доменных печ а х.

Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошник о м . Самая широкая часть п е чи называется расп а ром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы ) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.

Информация для учителя

ШАХТА - вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...

КОЛОШН И К - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают

рудные материалы, топливо.

РАСП А Р - сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи

ГОРН -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;

ШИХТА - смесь материалов, загруж. в металл у рг и и, печь

Домна - ДО"МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.

(3 вариант)-работа с художественным текстом

Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:

  1. Надел тут Федюня пимишки…
  2. Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой.
  3. Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
  4. На голбчике у печки девчоночка сидит.

(Из уральских сказов П. Бажова.)

Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка у печи, яичница-глазунья

(2 вариант) -Индивидуальная работа

задание Из упр 68 выбрать слова, относящиеся к профессии художника, музыканта

Работа с классом после выполнения заданий

Задания первого варианта

Учитель: (по итогам)

Люди какой профессии используют данные слова?

Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?

Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

Слайд. Профессионализмы.

ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession «официальное указание своего занятия».

Учитель. О пометах в словарях . Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец. ,что означает специальное.

Разминка «Веришь ли ты?»

- Верите ли вы,что профессий в мире ограниченное количество?

Верите ли вы, что есть главные профессии и менее значимые?

Верите ли вы, выбор профессии не связан с желанием и способностями человека?

Обобщение:

«У меня идут года, будет мне 17

Где работать мне тогда, чем заниматься….

Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

  • Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
  • Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
  • Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
  • Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

Задания третьего варианта.

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются?

Чтобы узнать, как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные, посмотрим, как разгадан кроссворд. Если все слова были определены правильно, в середине кроссворда будет наш ответ.

Задания 4 варианта

Слайд. Кроссворд

Учитель: Какие слова из кроссворда были общеупотребительными, а какие необщеупотребительными?

Прочитаем, какое слово получилось у нас в середине кроссворда

Ответ: Диалектизмы

Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?

Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Слайд. Диалект

Дополнительная информация: Из истории слов

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Учитель :Всем знакомо имя В.И.Даля? Что вы знаете о нем?

Физкультминутка(с музыкальным сопровождением)

Потрудились - отдохнём

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

IV.Закрепление изученного материала

Фронтальная работа

Запишите предложение :

Задание:

Выполните синтаксический разбор и начертите схему предложения

(самопроверка)

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

Инсценировка

(Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!
- Чего принести, бабушка?
- Бураков.
- А это что такое?
- Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребител

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. ьные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.

Учитель : Давайте найдём «четвёртое лишнее»

бурак вакцина

драчёны печурка

дизайн акварель

гутарить акваланг

Учитель:

А загадки вы умеете отгадывать? Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.

Ваша задача найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, указать их лексическое значение.

1) Сухой Гаврилко вскочил в ляди / нку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова)

2) Скли / зко, неловко, в серёдке веревка . (Иголка и нитка)

3) Красненький пи / вень по жерди ходит. (Горящая лучина)

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание : Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

(Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно».
V. Подведение итогов урока

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию. Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

диалектными

Лексикой

Общеупотребительными

профессионализмами

лексикон

Лексическим значением

антонимами

омонимами

синонимами

Учитель: молодцы!

VI . Инструктирование по выполнению домашнего задания

П.15,16.

Вариативность д/з

Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.

Собрать как можно больше слов-диалектизмов из словарного запаса вашей семьи

VII. Рефлексия.

Учитель

А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:

Слайд. Закончите предложения

Мне было…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я приобрел…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я выполнял задание…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Заполните графу «Я узнал» опорной схемой по теме урока или составьте Синквейн на тему: «Слова-профессионализмы»или «Слова-диалектизмы». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.

Работа учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.

Самооценка познавательной деятельности

Возможные варианты

Синквейн

  1. Слова
  2. Специальные, необщеупотребительные
  3. Показывают, называют, помогают
  1. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

5.Лексикон

«Мостик» к следующей теме о словах необщеупотребительных.

Учитель: Закончите предложение

Я хотел бы узнать…

Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления


Урок русского языка по теме «Профессиональные слова» в 6 классе
Качкова Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 31» г. Братска
Иркутской области
Цели:
1) Познакомить учащихся с профессиональными словами, сферой их употребления; уметь
находить профессиональные слова в Толковых словарях; отрабатывать умение грамотного
письма профессиональных слов.
2) Развивать познавательную активность учащихся, словарный запас учащихся, развивать
устную речь, орфографическую зоркость, внимание.
3) Воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии, доброжелательность,
взаимоуважение, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, толковые словари, задания по группам, карточки.
Ход урока.
­ Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)
­А слова мы изучаем в разделе «Лексика». Давайте вспомним, что мы уже знаем.
 Карточки «Термины».
Внимательно прочитайте определение и запишите ответ одним словом.
1 Словарный состав языка называется … (лексика)
2 Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)
3 Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)
4 Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)
5 Слова имеют прямые и … значения (переносные)
6 Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению,
называются … (омонимы)
7 Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются... (синонимы)
8 Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)
Учитель открывает заднюю часть доски с верными ответами – учащиеся осуществляют
взаимопроверку. (0 ош.­ «5», 1­2 ош. –«4», 3­4 ош.­ «3», 5 ош.­ «2»)
 Кто быстрее назовет слова с чередующейся гласной
У человека много на земле дел.
Надо дерево посадить, дом
построить, сына вырастить. А еще
добрую песню сложить. И это далеко

не все, что должен совершить человек.
Но что бы ты ни делал: слагал песню
или растил

Сына,­ ко всему надо приложить усилия, отдать свою душу.
Основная мысль?
­ Что значит отдавать душу? В жизни нужно найти свое место, любимое дело,
посвятить ему жизнь?
­ Какие синонимы можно подобрать к слову ДЕЛО
Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., «говорить публично». Профессия буквально -
«(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».
Профессия – врач, а специальность – хирург
Профессия педагог, а специальность ­ учитель русского языка
Профессия строитель, а специальность – маляр
 Постановка целей и задач.
­ И сегодня тема нашего урока «Профессиональные слова».
Наша задача узнать, что же это за слова, научиться находить их в толковых словарях.
Сл.6­30
 Кроссворд «Назови профессию» Запись словарных слов (1 чел. работает
у доски).
1. ребус повар
2. ребус врач
3.С сумкой тяжёлой обходит район
Письма нам в ящик кладёт … (почтальон)
4. Встаем мы очень рано
Ведь наша забота -

Всех отвезти по утрам на работу (шофёр)
5. Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики)
6. Кладет кирпич за кирпичом­
Растет этаж за этажом
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом, (строитель)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строители)
7. ребус столяр
стол р ­ столяр
яя
ыя
8. Животные тоже, как люди болеют.
Вот только они говорить не умеют.
Но доктор для бедных животных найдется
И врач этот как зовется? (ветеринар)
9 . Он – друзей четвероногих
Всеми признанный знаток,
Воспитатель очень строгий,
Крепко держит поводок.
Учит он в собачьей школе,
Как команды выполнять.
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать. (Кинолог)
10. Ребус капитан
11. После взрыва, наводненья,
Бури и землетрясенья,
Если откололась льдина
Или с гор сошла лавина,
Если рухнул где­то дом,
Мы кого зовем? (спасателя)

12. Ребус учитель
13. На работе день­деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
14. ребус
(водолаз)
15. Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер ­
Мастер он по стенам! (Маляр)
16. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут … (пожарный)
Сл.31 ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Сл 32

Сл.34
 Работа со словарем:
Профессиональные слова (т.е. специальные) разъясняются в особых словарях­
справочниках, в толковых словарях
­ Что поможет определить, что это профессиональные слова? (специальные пометы – спец.)
 Работа с толковым словариком в учебнике.
­ В наших учебниках также есть небольшой Толковый словарь. Найдите в нем
профессиональные слова, запишите 1­2 слово в тетрадь (литера, матрица, мерный,
омшаник, табло, ротационный, тубус, форте).

 Работа по группам
Сл.35­39
1. У вас в конвертах слова людей разных профессий. Ваша задача отобрать слова
того человека, кто указан на вашем конверте. * см. толковый словарь.
палитра*
проявитель
закрепитель
наждак
тубус*
октава*
гамма*
зубило*
аккорд*
вокализ*
акварель
штифт
фиксаж*
мольберт*
гуашь
втулка*
форте*
негатив*
стамеска*
эстамп*

2.
1 группа.
Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло волной, порвался трос, и
правый борт прогнулся, словно от удара ледяной глыбы. В рубке светились только
катушка компаса и пульты всего оборудования.
Профессиональные слова: траулер, рубка.
­ С какой целью автор употребил профессиональные слова?
(Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении
помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их
занятия.)
аа
Тр улер - промысловое судно, предназначенное для лова рыбы
Рубка­­­надстройка на палубе судна
2 группа.
Выпишите профессиональные слова, определите их лексическое значение.
Давайте пофантазируем и определим профессию отца по
профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.
Если он употребляет слова:
а) фара, кабина, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он - ... ;
б) вагоны, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он - ... ;
в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он - ... ;
г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он - ... .
Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.

Аа
ИЛЛЮМИН ТОР, ­а, муж. Герметически закрывающееся окно (на корабле,
глубоководном или летательном аппарате).
АРМАТ РА, тех.Стальной каркас железобетонного изделия или сооружения,
металлическая сетка, упрочняющая материал или изделие
Уа
3 группа.
Выпишите профессиональные слова, определите их лексическое значение.
– Я из поликлиники. В ряде областей зафиксирована вспышка гриппа. Мое
намерение – сделать вам прививку.
– У меня аллергия, лучше лучше сделайте мне флюорографию, –ответил спортсмен с
явным желанием выпроводить нежданную гостью.
– Я не уйду, – уперлась женщина.
Натиску пришлось уступить. Доктор в блекло­голубом медицинском халатике с
фонендоскопом на шее ловко открыла на столе флаконы с лекарством, потом взяла
пациента за руку и начала вводить лекарство.
Оа
Аа
ФОНЕНДОСК П ­ медицинский прибор для прослушивания больных, состоящий из
двух гибких слуховых трубок, соединённых со звукоулавливающей камерой.
ФЛЮОРОГР ФИЯ (спец.). Метод рентгенологического обследования
фотографирование изображения на светящемся экране.

4 группа.
Выпишите профессиональные слова, определите их лексическое значение.
Тетя Поля ­ хирург, а моя мама ­ заведующая заводской амбулаторией. Стоит им
встретиться ­ и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются
медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:
­Ну, Алик, как твой кариес?
Я только плечами пожал:
­Никакого кариеса у меня нет.
­Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?
Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в
поликлинике.
Но, по ­ моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты
вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.
­ Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные
слова?
Оа
АМБУЛАТ РИЯ, ­и, жен. Лечебница для приходящих больных.
аа
К риес м. Постепенное разрушение ткани кости или зуба (в медицине).
Пломба

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА

Кибекбаева Жанар Умирзаковна

Преподаватель русского языка и литературы

Казалинский аграрно – технический колледж

Цели:

Обучающие :

1.Знать значение терминов: лексика, профессионализм.

2. Использовать межпредметные связи по русскому языку по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала.

3. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессиональных.

4.Знание специальных терминов и их значений, умение работать со словарем.

Развивающие:

1. Развитие творческих умений и сопсобностей студентов.

2. Усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

3. Развитие интереса студентов к своей профессии.

Воспитывающий:

1. Развитие коммуникативных способностей у студентов.

Тип: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный,

Форма: коллективная

Межпредметная: с о спецпредметами

Ход урока &

І . Организационный момент

-Приветствие;

-отметка отсутствующих студентов;

-проверка учебных принадлежностей.

ІІ .Проверка и опрос домашнего задания:

- Диалектные слова -это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенности речи жителей определенной местности. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами

    Опрос по пройденному материалу :

1.Дайте определение диалектным словам.

2. Назовите основные группы диалектов в русском языке.

3. Что такое диалектизмы?

    Найдите в предложених диалектные слова:

а) Софья проснулась от громкого звука: в раскрытое окно ясно доносилось пение кочета.

б) Люба радовалась новому гашнику, он так красиво шёл к е ё красному платью.

в) Вокруг дерева были разбросаны разгрызанные шишки: это векша постаралась сверху.

г)Баба Надя со своей соседкой могли доить до вечера.

д)Мама испекла вкусный курник.

Диалектные слова:

Кочет -петух

Гашник -пояс

Курник- пирог с курицей

Векша -белка

Баить -разговарить

Новая тема:

І.Мобилизующий этап

Прочитайте вслух предложения:

а) Артему в местной ветклинике врач посоветовал мастикур для лечения его собаки.

б)Мария – будущий ветеринар.

в)Мой отец, проработавший всю жизнь зоотехником, сам следил за рационом наших домашних животных.

г) Работники районной ветлаборатории провели в нашем селе дезинсекцию во всех загонах и коровниках.

Слово преподавателя:

Вопрос: на какие две группы можно разделить слова в предложениях?

Ответ: Все слова можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Общеупотребительные слова – это такие слова, которыми пользуются повседневно все люди.

Вопрос: Назовите необщеупотребительные слова из предложении.

Ответ: Мастикур, ветеринар, зоотехник, дезинсекция

Вопрос: Кем чаще всего используются эти необщеупотребительные слова?

Ответ: Эти необщеупотребительные слова, чаще всего используются людьми, связанными с профессией ветеринара.

мастикур- противомикробное средство для лечения животных.

ветеринар - врач,лечащий животного.

зоотехник- специалист, ухаживающий за животными и следящий за их питательным рационом.

- Слова, связанные с той иной профессией,называются профессионализмы. Значит,тема сегодняшнего урока

- Профессиональные слова или профессонализмы.

Цель нашего урока:

-узнать, что такое профессионализмы

-учиться отличать профессионализмы от других слов.

ІІ Изучение нового материала:

Профессиональные слова – это слова,употребляемые в речи людей,объединенных какой-либо профессией,специальностью.

Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описаниялюдей, их занятий.

Среди профессиональной лексики особую группу составляют термины. Они обозначают научные понятия.

Термин передает точно определенное научное понятие. Занчения профессионализмов или специальных слов разъясняются в особых словарях- справочниках, энциклопедиях. Даются с пометкой спец. Кроме пометки спец. В словарях вы можете встретить и также: морск., техн.,мед .и другие.Эти пометы указывают, с какими именно специальностям связаны те или иные профессионализмы.

ІІІ Закрепление нового материала:

1.Задание: Составьте с данными словами предложения.

-Прочитайте слова. Скажите, что в них общего?

-это профессионализмы.

Микотоксикоз пищевой - пищевое отравление кошек и собак.

Стерилизация - хирургическая операция,лищающая возможности иметь потомство.

Отодектоз -ушная чесотка.

Ветеринария -наука о болезнях животных, их лечении предупреждении.

Предложения:

    Моей кошке в клинике поставили диагноз: микотоксикоз пищевой.

    Среди бродячих собак и кошек ежегодно проводят стерилизацию.

    В колледже по нашей специальности мы будем изучать полный курс ветеринарии.

2.Задание : Вставить пропущенные буквы и определить значения слов.

Бл(а)о)стома, ал(а)о)пеция, (о)а) витаминоз, н(а)о)ркоз, вакц(и)е)нация, ант(и)е)биотики, ан(е)и)стезия.

Бластома опухоль

Алопеция – патологическое выпадение волосяного покрова

Авитаминоз – заболевание, развивающееся вследствие неполноценного питания и отсутствие в

рационе витаминов

Наркоз – полная анестезия- состояние специфического глубокого сна

Вакцинация - профилактическое мероприятие против инфекционных заболеваний домашних

животных.

Антибиотик -

Анестезия – уменьшение чувствительности какой –либо области тела или органа путем

инъекций

3.Задание: Определите специальность мамы Айжан. Какие слова помогли определить специальность?

Мама у Айжан хороший специалист в своей сфере. Она проводит в селе вакцинацию домашним животным. У нее в сумке всегда найдутся антибиотики , шприцы. Она всегда умело ставит диагноз животным. А также проводит на селе дезинсекцию.

Она против эвтаназии животных, потому что мама Айжан очень любит животных.

Кто она- мама Айжан?

Эвтаназия усыпление животных

Вакцинация - профилактическое мероприятие против инфекционных заболеваний домашних животных.

Антибиотики - вещества,способные подавлять рост микроорганизмов или вызвать их гибель.

Диагноз - нахождение или уточнение болезни.

Дезинсекция уничтожение микробов и клещей

4.Задание:

а)На всех ли картинках изображены работники ветеринарного дела?






б) Каких животных лечат ветеринары на этих картинках?




ІҮ Итог урока

Итак, ребята,сегодня на уроке мы познакомились с профессиональными словами.У всех профессий и специальностей есть свои профессиональные слова и термины.Мы с вами остановились на ветеринарной лексике. Но это только маленькое доля из слов и терминов в ветеринотерминологии. Ведь существуют большие тома словарей и энциклопедии по ветеринарному делу.Впереди у вас еще целых три года, за которые вы успеете освоить практически все профессинальные слова и термины. И я надеюсь,что из вас выйдут настоящие специалисты вы ветеринарной сфере,настоящие асы своего дела.И я надеюсь, что сегодняшний урок принесет кое-какую пользу в ваше дальнейшее обучение.

Ү. Домашнее задание.

-Написать мини –эссе о работе ветеринара с применением профессиональных слов.

ҮІ. Выставление оценок за урок.