(Трагическая хроника атомной эпохи по отечественным и зарубежным публикациям)

На судоремонтных заводах

10 февраля 1965 года. СССР, Архангельская область, г.Северодвинск, судоремонтный завод «Звездочка»

Произошёл неконтролируемый пуск реактора на советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-11 «Ленинский комсомол», находившейся на судоверфи. При перегрузке активной зоны кормового ядерного реактора случился выброс радиоактивной паровоздушной среды. В реакторном отсеке начался пожар, который решили потушить забортной морской водой. С помощью пожарных машин туда залили до 250 тонн воды, которая распространилась в соседний и кормовые отсеки через выгоревшие уплотнения. Чтобы избежать затопления АПЛ, радиоактивную воду откачали за борт - прямо на заводской акватории. Переоблучились семь человек. Аварийный реакторный отсек позже был вырезан и затоплен в заливе Абросимова у восточного побережья острова Новая Земля на глубине 20 метров (Осипенко, 1994).

Радиационная авария на АПЛ К-140 «Навага», находившейся на ремонте. После проведения модернизационных работ произошел несанкционированный выход ядерного реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. В результате активная зона и реактор были выведены из строя. Отсек с отработавшим ядерным топливом вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины (Осипенко, 1994).

На строящейся АПЛ К-329 произошел неконтролируемый пуск ядерного реактора, на котором в это время отсутствовали съемный лист прочного корпуса и блоки сухой биологической защиты. Самопроизвольная цепная реакция продолжалась 10 секунд. В момент аварии в цехе находились 156 человек. Общий выброс радиоактивных продуктов составил около 25 тыс. Ки (из них -1 Ки попал непосредственно в цех). В ликвидации последствий аварии принимали участие 787 человек (Птичкин, 1995).

30 ноября 1980 года. СССР, Архангельская область, г.Северодвинск, судоремонтный завод «Звездочка»

Авария на советской АПЛ К-162 «Анчар». Рабочие в процессе ремонта подводной лодки использовали непроверенные чертежи и перепутали фазы электропитания. Положение, можно сказать, «спас» разрыв компрессора главного насоса, в результате которого несколько тонн слаборадиоактивной воды попало в необитаемое помещение. Активная зона реактора была выведена из строя (Greenpeace, 1994).

10 августа 1985 года. СССР, Уссурийский залив, бухта Чажма, судоремонтный завод «Звезда»

Случилась самая тяжелая радиационная авария за все время существования отечественного атомного флота. На АПЛ К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода «Звезда», из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл взрыв. В результате была выброшена сборка со свежезагруженным ядерным топливом и начался пожар, продолжавшийся 2,5 часа. Сформировался радиоактивный шлейф полосой в 5,5 километра, который пересек полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30 километров. Суммарная активность выброса составила около 7 мКи. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению подверглись 290 человек. Десять человек погибли в момент происшествия, у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 - лучевая реакция (Радиационное наследие, 1999; Сивинцев, 2003).

Под водой

Первая серьезная авария на ядерной энергетической установке советской атомной подводной лодки. На АПЛ К-8 произошел разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Начался разогрев реактора. Система проливки его водой оказалась в нерабочем состоянии. Срочно смонтировали аналогичную нештатную систему, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 человек, дозы их облучения составили 180-200 бэр (Осипенко, 1994).

Авария на советской АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту. В результате разгерметизации первого контура ядерной энергетической установки возникла угроза теплового взрыва. После всплытия субмарины команда из шести человек смонтировала нештатную систему проливки реактора водой для его охлаждения. Спустя некоторое время она отказала. Все члены команды получили дозы облучения от 5 тыс. до 7 тыс. бэр.

Новая команда из трех человек восстановила эту систему и также получила значительные дозы облучения. Вскоре после аварии восемь из девяти подводников-ликвидаторов умерли от лучевой болезни. Позднее, из-за высокой аварийности, сопровождавшейся гибелью членов экипажа, К-19 получила среди советских моряков зловещее прозвище - «Хиросима» (Черкашин, 1993;Черкашин, 1996).

В 160 километрах от мыса Код (штат Массачусетс, США) при испытательном погружении затонула американская АПЛ SSN-593 «Трешер». Все 129 членов экипажа погибли, а подлодка, распавшаяся за прошедшее время на несколько частей, находится на глубине 2590 метров (Хэндлер, 1998; KAPL, 2000).

В 650 километрах на юго-запад от Азорских островов на глубине 3600 метров затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». Существует версия, что на одной из торпед с неядерной боеголовкой неожиданно сработал механизм приведения её в боевое положение. Капитан подлодки принял решение избавиться от ставшего опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная в открытый океан торпеда начала поиск цели, пока в прицеле ее самонаводящейся боеголовки не оказалась сама подводная лодка. Есть другая версия: якобы, во время испытательного запуска торпеды сдетонировал ее боевой заряд. Все 99 членов экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядерными боеголовками (Naval Nuclear Accidents, 1989; ИБ ЦОИ по АЭ, 1993).

Радиационная авария на советской АПЛ К-27 «Кит». Произошла утечка жидкометаллического теплоносителя, и он попал в ядерный реактор. Разрушилось более 20 процентов тепловыделяющих элементов. Все 124 члена экипажа оказались переоблучены. Погибли девять подводников. В 1981 году АПЛ с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ была затоплена в Карском море на глубине 30 метров (Морской сборник, 1993; Факты и проблемы, 1993).

Первую катастрофу потерпела советская АПЛ К-8, оборудованная двумя ядерными реакторами. 8 апреля почти одновременно в третьем и восьмом отсеках началось возгорание. Подлодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось. Сработала аварийная защита реакторов, судно практически оказалось без электроэнергии. Оставшийся в живых экипаж был эвакуирован на его верхнюю палубу и на корабли, подошедшие на помощь.

11 апреля в результате потери продольной остойчивости подлодка затонула на глубине 4680 метров в 300 милях северо-западнее Испании. Она имела на вооружении две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа (Осипенко, 1994).

Советская АПЛ К-108 столкнулась с АПЛ ВМФ США «Tautog». По утверждению американских подводников, это произошло после того, как советская субмарина, уходя от преследования их атомной подводной лодки, совершила опасный маневр (американцы назвали её «Сумасшедший Иван»), а именно: серию нескольких внезапных поворотов (до 180°). Обе субмарины получили повреждения (Bussert, 1987).

Пожар в девятом отсеке советской АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту в 600 милях северо-восточнее Ньюфаундленда. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек, которых удалось спасти только через 24 дня. В результате аварии погибли 28 человек (Осипенко, 1994; Черкашин, 1996).

Советская АПЛ К-56 Тихоокеанского флота столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Были затоплены второй и третий отсеки. Сработала аварийная защита ядерных реакторов. Лодку выбросило на Находкинскую отмель. Погибли 27 человек (Драмы, 2001).

В 130 километрах к юго-западу от острова Медвежий в Норвежском море после пожара под водой на глубине 1680 метров затонула советская АПЛ К-278 «Комсомолец»; 42 члена экипажа погибли. На своем вооружении субмарина имела две ядерные торпеды (по 3200 граммов плутония в каждой боеголовке). В 1990-1995 годы с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполнены работы по локализации радиоактивных материалов, находившихся в первом отсеке лодки в ядерных боеприпасах (Гладков, 1994; Гулько, 1999).

В начале XX века Анна Танеева-Вырубова, как и , оказалась в самом центре масонской клеветнической кампании по дискредитации русской монархии, Царицы Александры Федоровны и Царя Николая II. А после революции 1917 года ненавистниками Царской власти был окончательно сформирован клеветнической миф о «прогнившей монархии», «распутстве Распутина» и его «корыстолюбивой и любвеобильной подруге» Вырубовой, которой якобы владела еще и страсть к власти.
Однако на сегодня документально известно, что специальными комиссиями было проведено несколько официальных медицинских освидетельствований Танеевой-Вырубовой, которые констатировали одно и то же: Анна Александровна девственница. И уже при ее жизни стало ясно, что утверждение об её интимных связях с Распутиным – клевета.

Что же касается корыстолюбия и мнимых миллионов, накопленных Вырубовой, то надо сказать следующее. Сбежав от советской власти в Финляндию, она получала отказ в выдаче финского гражданства из-за отсутствия достаточных средств к существованию. А получив гражданство, жила в Финляндии весьма скромно, почти нищенствовала. Не было у нее никаких накопленных миллионов, полученных якобы за свои ходатайства о тех или иных людях перед Царём Николаем II. А значит, не было у нее и движимого корыстью влияния на Царицу Александру Федоровну.

Вот как характеризовал Анну Александровну товарищ Обер-прокурора Святого Синода князь Н.Д. Жевахов: ««Войдя в лоно Православия, Императрица прониклась не только буквою, но и духом его, и, будучи верующей протестанткой, привыкшей относится к религии с уважением, выполняла её требования не так, как окружающие её люди, любившие только «поговорить о Боге», но не признававшие за собою никаких обязательств, налагаемых религией. Исключение составляла только Анна Александровна Вырубова, несчастно сложившаяся личная жизнь которой рано познакомила её с теми нечеловеческими страданиями, какие заставили её искать помощи только у Бога».

Отметим, что Жевахов здесь говорит о страданиях, которые претерпевала Танеева-Вырубова, после страшной железнодорожной катастрофы. Эта катастрофа практически убила ее и только молитвы старца Григория Распутина воскресили Анну Александровну к жизни. Старец Григорий свершил тогда чудо, которое потрясло всех очевидцев. Однако Вырубова навсегда осталась инвалидкой и была вынуждена претерпевать сильные боли.

«Жизнь А. А. Вырубовой, — пишет далее князь Жевахов, — была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию…

Императрица ознакомилась с духовным обликом А. А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужеством она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей. Когда увидела её одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между Нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем больше, чем больше А. А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не верующей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своей чрезвычайной искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считающая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей».

По сути, князь Жевахов рассказал нам о жизни праведницы, Божией угодницы.

В свое время Следователь Николай Руднев, возглавлял один из отделов учреждённой Временным правительством Керенского чрезвычайной комиссии. Отдел назывался «Обследование деятельности тёмных сил» и расследовал, кроме прочих, дела Григория Распутина и Анны Вырубовой. Руднев честно и непредвзято вел расследование и пришел к выводу, что материалы против Распутина были клеветой. А по поводу Анны Вырубовой он написал следующее:

«Много наслышавшись об исключительном влиянии Вырубовой при Дворе и об отношениях её с Распутиным, сведения о которых помещались в нашей прессе и циркулировали в обществе, я шёл на допрос к Вырубовой в Петропавловскую крепость, откровенно говоря, настроенный к ней враждебно. Это недружелюбное чувство не оставляло меня и в канцелярии Петропавловской крепости, вплоть до появления Вырубовой под конвоем двух солдат. Когда же вошла г-жа Вырубова, меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости. Это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось.

Мои предположения о нравственных качествах г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестантском помещении и, наконец, в Зимнем дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от неё, а от г-жи Танеевой. Только лишь после этого г-жа Вырубова подтвердила всё, сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью заявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме ПЛЕВАНИЯ В ЛИЦО, СНИМАНИЯ С НЕЁ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ, СОПРОВОЖДАЕМОЕ БИТЬЁМ ПО ЛИЦУ И ПО ДРУГИМ ЧАСТЯМ ТЕЛА БОЛЬНОЙ, ЕДВА ПЕРЕДВИГАВШЕЙСЯ НА КОСТЫЛЯХ ЖЕНЩИНЫ, И УГРОЗЫ ЛИШИТЬ ЖИЗНИ «НАЛОЖНИЦУ ГОСУДАРЯ И ГРИГОРИЯ» побудили следственную комиссию перевести г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском жандармском управлении».

Здесь мы видим настоящий христианский подвиг мученицы Анны. Подвиг, повторяющий подвиг Самого Христа.

Однако до сих пор об Анне Танеевой – Вырубовой судят по якобы ее книге воспоминаний «Фрейлина Её Величества Анна Вырубова». Однако, хотя там действительно большей частью присутствует текст оригинала, редакторская правка привела к его сокращению наполовину! Мало того, в него включены вымышленные абзацы, которые Анна Александровна никогда не писала. Так по иезуитски изощренно продолжается дело по дискредитации праведной мученицы. Издатели всеми силами постарались иказить нравственный облик Вырубовой, создать у читателя впечатление о ней, как человеке недалёкого ума. Особенно нацелен на это помещенный в книге подложный дневник «Дневник Анны Вырубовой». По сути это продолжение дьявольской работы по дискредитации как самой Анны Александровны, так и Григория Распутина и святой Царской семьи. Написали эту гнусную фальшивку известный советский писатель А.Н. Толстой и историк П. Е. Щёголев, бывший член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Увы, увы и увы – тексты книги «Фрейлина Её Величества Анна Вырубова» и помещенного в ней фальшивого дневника до сих пор перепечатываются в различных солидных изданиях и выдаются за оригиналы.

Однако архивные документальные свидетельства о Вырубовой-Танеевой создают истинный образ праведницы. Основываясь на них, современный историк Олег Платонов пишет: «Образцом самой строгой жизни была одна из ближайших почитательниц Распутина, подруга Царицы Анна Вырубова. Свою жизнь она посвятила служению царской семье и Распутину. Личной жизни у неё не было. Здоровая, красивая женщина полностью подчинялась самым строгим монастырским требованиям. По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в это время клеветники в левой печати публиковали самые гнусные подробности о её якобы развратной интимной жизни. Как велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская комиссия Временного правительства установила, что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с одним мужчиной. А ведь ей приписывали … десятки любовных связей, в том числе и с Царём. И с Распутиным. После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий устав и ведя одинокую жизнь. Монахиней она умерла в Финляндии в 1964 году».

Погребена была подвижница на Ильинском кладбище г. Хельсинки. Прихожане хельсинской Покровской церкви считают ее праведницей и говорят: «Приходите на православное Ильинское кладбище к её могилке, постойте и помолитесь. И вы почувствуете, как легко молиться здесь, как тихо и умиротворенно становится на душе».

У нас в России, монахиню Анну (Танееву-Вырубову) так же считают за пераведную мученицу. Некоторые священники даже благословляют при всякой нужде молитвенно обращаться к ней за помощью.

Воззовем и мы в простоте сердца – Господи, Иисусе Христе, молитвами Царственных мучеников, мученика Григория и мученицы Анны, спаси и помилуй нас грешных.

Дмитрий Павлович - великий князь, двоюродный брат Николая II, любовник Феликса Юсупова.

Евреинов Николай Николаевич - театральный деятель, литератор.

Елизавета Федоровна (Элла) - великая княгиня, старшая сестра императрицы Александры Федоровны.

Жевахов Николай Давидович - князь, камер-юнкер, и.о. товарища обер-прокурора Св. Синода.

Илиодор - см. Труфанов.

Иоанн Кронштадтский (Сергеев Иоанн Ильич) - настоятель Андреевского собора в Кронштадте, церковный проповедник и писатель.

Ковалевский П. - публицист.

Ковыль-Бобыль Иван - публицист.

Коковцов Владимир Николаевич - граф, министр финансов, после убийства П. А. Столыпина был назначен премьер-министром (до 1914 года).

Лахтина Ольга Владимировна - жена действительного статского советника, поклонница Распутина.

Мария Федоровна - жена Александра III, мать Николая II, вдовствующая императрица.

Милица Николаевна - великая княгиня, дочь черногорского князя Негоша, жена великого князя Петра Николаевича.

Николай Николаевич - великий князь, дядя Николая Второго.

Палеолог Морис - посол Франции в России.

Протопопов Александр Дмитриевич - последний министр внутренних дел царской России.

Пуришкевич Владимир Митрофанович - крупный землевладелец, депутат II, III и IV Государственной Думы, основатель Союза русского народа и «Палаты Михаила Архангела».

Родзянко Михаил Владимирович - крупный землевладелец, председатель III и IV Государственной Думы. Был одним из тех, кто объяснял Николаю II необходимость дарования конституции во имя сохранения монархии.

Руднев Владимир Михайлович - товарищ прокурора Ека-теринославского окружного суда, в марте 1917-го включен в Чрезвычайную следственную комиссию с поручением «обследовать источник безответственного влияния при дворе».

Симанович Арон Семенович - купец первой гильдии, ювелир, личный секретарь Распутина.

Труфанов Сергей Михайлович (иеромонах Илиодор) - начинал как многообещающий проповедник и ревнитель веры. В 1912 году публично отрекся от «Бога, Веры и Церкви».

Феофан (Василий Быстров) - епископ, ректор Петербургской духовной академии и одно время духовник императрицы Александры Федоровны.

Филипп - французский авантюрист.

Юсупов-Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович - князь, наследник богатейшего состояния в России, муж Ирины Александровны, дочери великого князя Александра Михайловича, племянницы Николая II.

Имеющиеся в тексте неправильности в написании автором имен, фамилий и должностей не оговариваются.

Матрена Распутина

Распутин. Почему?

Я - дочь Григория Ефимовича Распутина.

Крещена Матреной, домашние звали меня Марией.

Отец - Марочкой.

Сейчас мне 48 лет.

Почти столько же, сколько было отцу, когда его увел из дома страшный человек - Феликс Юсупов.

Я помню все и никогда не пыталась забыть ничего из происходившего со мной или моей семьей (как бы ни рассчитывали на это недруги).

Я не цепляюсь за воспоминания, как это делают те, кто склонен смаковать свои несчастья.

Я просто живу ими.

Я очень люблю своего отца.

Так же сильно, как другие его ненавидят.

Мне не под силу заставить других любить его.

Я к этому и не стремлюсь, как не стремился отец.

Как и он, хочу только понимания.

Но, боюсь, - и это чрезмерно, когда речь идет о Распутине.

Однажды я уже принималась писать об отце, полагая, совершенно искренне, в этом свой долг перед его памятью и даже своей совестью.

К сожалению, я тогда не вполне еще отстранилась от происшедшего с моей семьей, чтобы противостоять желаниям советчиков, вдруг объявившихся рядом со мной. Записки, давно уже вышедшие под моим именем, меньше всего похожи на те, которые хотелось бы написать. Тогда был взят чужой тон. И сейчас мне если и не стыдно, то грустно от этого.

И все равно я ни за что не хотела приниматься за обреченный труд - новые записки.

Но кто скажет заранее, как сложится, наверное ошибется.

Отец говорил (и это часто откликалось в моей жизни): «Нет никакой напрасности».

Четырнадцать лет назад ко мне в дом пришла (по рекомендации) одна русская дама. Правда, в отношении ее надо было бы сказать - одна бывшая советская дама. Тогда часто можно было встретить русских-советских, из перемещенных лиц. В сущности, беженцев, как и я. Она пришла посмотреть на дочь Распутина. И не скрывала своего любопытства, которое другой на моем месте принял бы за неприличность.

Я никогда не делала тайны из обстоятельств своей частной жизни. Все знают, к примеру, - чтобы прокормиться после смерти мужа, я была какое-то время танцовщицей. Словом, меня смутить трудно.

Пришедшая не была мне неприятна, и я охотно отвечала на вопросы. Боже мой, какая же у нее в голове была каша!

Так бы и остался этот вечер обычным в своем роде, если бы под конец его гостья не протянула мне тонюсенькую книжицу без обложки, по виду - зачитанную.

Я приняла подарок, не ожидая подвоха. И что же я увидела - «Сказка наших дней о старце Григории и русской истории», начальными строками которой были: «Мы расскажем эту сказку и про Гришку, и про Сашку».

От негодования я чуть не задохнулась. У меня в доме - и такое! Я было собралась указать на дверь, но гостья опередила меня словами, перевернувшими все:

Вы хотите, чтобы от вашего отца осталось только это? - Дама выразительно посмотрела на книжицу.

Я тут же, разумеется, расплакалась, понимая, как она права, что судит обо мне так, и понимая свое бессилие что-либо изменить.

Так мне казалось в ту минуту.

Кое-как проводив гостью, я отправилась спать. В голове крутилась одна фраза: «Не хочу!». Так бывает, когда в полузабытьи пытаешься ухватиться за обрывок какого-то смысла, ускользавшего раньше. Что - «не хочу»? Чтобы от жизни отца остался пасквиль, или не хочу сделать так, чтобы остался не только он?

Не в силах заснуть, я встала. Я поняла, чего хотела.

Для начала дочитала до конца принесенную мне с таким явным умыслом книжицу.

Приведу только один, не самый гнусный отрывок.

Между тем почтенный Гриша

Забирался выше, выше,

Был он малый крепких правил,

Уважать себя заставил,

От девиц не знал отбою

И доволен был собою.

С Гришкой спорят иерархи,

Рассуждают о монархе,

И вещает Джиоконда

Из столичного бомонда:

«Vous savez, простой мужик,

А такой приятный лик».

Недавно по первому каналу ТВ был показан сериал режиссера Андрея Малюкова о Григории Распутине. В основе сценария, над которым начинал работать ныне покойный Эдуард Володарский, отчеты реального следователя – В. М. Руднева, который после ареста Царской Семьи по поручению Временного правительства занимался расследованием материалов внешней и внутренней политики Царского правительства. Естественно, с целью найти хоть какой-либо компромат. Он знал, чего от него ожидают, и сам первоначально был настроен против Ц. С.

Рудневым были рассмотрены и разобраны архивы Зимнего дворца, Царскосельского и Петергофского дворцов, личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей и др. высокопоставленных лиц. Этот честный человек вошел в историю тем, что в результате расследования не побоялся сказал о Государе: «Чист, как кристалл», и о Государыне: «Чиста, как кристалл».

Помимо того, особое внимание следователя было обращено на взаимоотношения Царской Семьи с Г. Е. Распутиным и А. А. Вырубовой. Много наслышавшись о влиянии Вырубовой при дворе, об отношении ее с Распутиным, перед допросом Руднев был настроен к ней враждебно. Когда же 33-летняя калека-Вырубова вошла под конвоем двух солдат, его «сразу поразило особое выражение ее глаз: выражение это было полно неземной кротости». После бесед это впечатление подтвердилось…

Отчетами именно этого следователя пользовался сценарист фильма. Именно он стал прообразом введенного в фильм вымышленного персонажа – следователя Генрих Свиттена, который по заданию Керенского ведет расследование по делу Распутина. Разумеется, с целью подтвердить уже созданный и «раскрученный» демонический образ Гришки Распутина.

После просмотра первых серий впечатление о фильме сложилось самое благоприятное. Умный и добросовестный следователь использует поручение Керенского, чтобы честно разобраться в личности и поведении недавно убитого одиозного Распутина. Едет в Сибирь, к нему на родину, спокойно, непредвзято проверяет версии-штампы о Гришке-конокраде, убийце, сектанте-хлыстовце… Но оказывается, что ни одна версия не доказана, все весьма противоречиво. У зрителя же складывается впечатление, что Распутин был скорее оклеветан и оболган. Что в действительности так и было. Логика расследования первых серий была настолько тщательной и убедительной, быт дореволюционной зажиточной Сибири так органичен, что возникла надежда, что и весь фильм продержится на этой ноте. Актерский состав, заявленный в этих сериях – безупречен. Следователь Свиттен (Андрей Смоляков) сразу же подкупает своим умом, честностью и даже каким-то особым видением человека, с которым он беседует. Так, во время допроса он рисует своего собеседника. Прекрасный режиссерский ход. Сибирский уездный пристав (отличная игра К. Воробьева), который верой и правдой и всем своим разумением служил Царю и отечеству, тоже не торопится оговорить Гришку… Наконец, Владимир Машков в роли Распутина – это не просто стопроцентное попадание. Машков уже в процессе игры не только проживает, но все время вживается и постигает, постигает этот образ. Как актер, выполнивший задумку авторов фильма, В. Машков за эту роль заслуживает пятерки с плюсом. Проблема с видением реального образа… Но при соответствующем сценарии В. Машков сделал бы и больше.

Быка за рога

Накануне отъезда в Петерббург Распутин – такой ход называется «быка за рога» - показан нам как провидец и чудотворец. Причем, чудеса он творит постоянно и как-то концентрированно. Происходит даже перебор, то есть авторы приписывают ему прозрения, в которых он что называется не повинен. В частности с Анной Вырубовой (об этом – ниже). А отсюда – пошло, пошло, пошло… То есть, с приездом Распутина в Пб. началось КИНО, создание образа и образов. Даже безупречный следователь Свиттен как-то поблек. Но В. Машков по-прежнему настолько убедителен, что неподготовленный зритель уверен: вот такой он и был, вот так и было!

Автор художественного произведения, в том числе и на историческую тему, имеет право на вымысел, на домысливание, то есть некоторое художественное конструирование. Но проблема в том, что Царская тема в нашей истории – дело очень уж особое, сокровенное, еще далеко не постигнутое. Большевики и разного рода «анти» до них оболгали, исказили, оклеветали здесь все, что можно и не можно. Черное тщательно оклеили белым. Белое густо утыкано черными иглами. Поэтому честному, патриотичному автору, во-первых, следовало бы поступиться своим правом на художественный вымысел и постараться, сколь возможно, следовать исторической правде. В том числе – в мелочах. Иначе есть опасность повторить старые легенды. Что, увы, так и произошло.

Итак, в чем суть самой распространенной легенды? Распутин и Вырубова внедрились в Царскую Семью, полностью подчинили ее себе. Политику государства Российского вершили интриганка Вырубова, подчинившая себе императрицу, и темный колдун и развратник Гришка Распутин. Во дворце устраивались оргии с участием Вырубовой, Императрицы и Распутина. Даже Наследник был рожден от Распутина. То есть темная сила подчинила себе и поглотила несчастную слабую и никчемную Царскую Семью. Конечно Ц. С. – жертва, но по слабости своей достойная того. И жалеть не о чем.

Если внимательно посмотреть фильм, приходится сделать вывод, что эта большевистская легенда в целом сохранена. Отличие только в том, что главные действующие лица – Анна Вырубова и Григорий Распутин представлены на этот раз белыми и пушистыми. Они обелены, очищены и облагорожены, сколь это возможно. Даже вопреки исторической правде. Это не просто искренние верноподданные, но люди, всю свою жизнь положившие на то, чтобы послужить, помочь, сохранить… Но опять же - слабую, никчемную и безвольную Ц. С. Соответственно, Император, Императрица, и вся Ц. С. – принижены еще больше. Ну совсем никудышние… Одно дело, Ц.С. попалась в сети «темных сил», которые своими чарами лишили их собственной воли. В этом случае их и соотвественно погибшую Россию можно пожалеть. Другое дело, что это были совсем не темные силы, а люди любящие, умные, тонкие, проникновенно жертвующие собой, старающиеся хоть чуть-чуть научить уму-разуму эту (по-прежнему) никчемную Ц. С.

Более всего на эту легенду работает образ Анны Вырубовой. (Екатерина Климова здесь заявила себя как актриса, способная играть роль аристократки, что в нашем кино стало редкостью. Сценарную задумку она выполнила прекрасно). По фильму она знакомится с Распутиным где-то в Сибири, будучи замужем (а замужем она была всего год - с 1907 по 1908 г.). По приезде в Пб. Анна поселяет Распутина в своей квартире и сразу привозит к Императрице, которая в первый же момент встречи «западает» на него и тут же решает: «Завтра представим его Ники…». Назавтра «с Ники» - все еще проще. Вырубова объясняет (!) Царю, ЧТО это за человек. А «этот человек» тут же начинает поучать Царя. То есть перед нами умная, красивая, предприимчивая женщина, руководящая и Императрицей, и (вместе с ней) Государем и вообще – ситуацией. Все данные для того, чтобы представить ту самую «интриганку», которая вместе с Распутиным заправляет Ц. С. и, как следствие, государственной политикой.

На деле же… Царской чете Распутин был представлен в 1905 г. В. К. Милицей Николаевной. Только через год, когда Анна (тогда еще девица Танеева) собиралась выходить замуж за лейтенанта Вырубова, та же В. К. Милица Ник. познакомила ее с Распутиным. Предварительно серьезно подготовив 22-летнюю девушку «через чтение франц. оккультной литературы». Практически Анна просила его благословения на брак. Но Распутин не предупредил, что она собирается выходить замуж за импотента-извращенца. Сказал только (это в воспоминаниях Вырубовой), что «путь жизни не усеян розами, но страданиями душа совершенствуется». То есть – дипломатично и обтекаемо ушел от ответа. В фильме же, как мы видим, Анна знакомится с Распутиным в Сибири, уже будучи замужем. И здесь мы слышим придуманное авторами пророчество «старца»: он называет Анну «девой» и советует поскорее уйти от мужа, пока он не забил ее до смерти. Анна действительно ушла от мужа после таковых побоев. Но это «пророчество», как говориться уже - «пост-фактум».

Когда следователь В. М. Руднев во время допросов-дознаний познакомился с Вырубовой, находящейся в Петропавловской крепости, он сделал такое заключение

В силу своих индивидуальных качеств она не могла иметь абсолютно никакого влияния не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику Государства (чисто женское отношение ко всем политическим событиям; словоохотливость и даже болтливость, полное неумение хранить секреты. Даже себе во вред.).

Детально изучив жизнь Царской семьи и уяснив себе облик Императрицы, Руднев отмечает: «неглубокий ум Вырубовой и чисто философский склад ума Императрицы…» И далее: Влияния Вырубовой на Императрицу не могло быть: слишком большой был перевес умственных и волевых данных Императрицы над умственно ограниченной, но беззаветно преданной и горячо любящей сначала фрейлиной, затем подругой и домашним человеком Вырубовой. Это отношения матери к дочери – не более того. Анна была на девять лет моложе Императрицы. Сильное связывающее звено – религиозное чувство, которое привело их к трагическому поклонению личности Распутина.

Эти слова взяты из заключения Руднева. В фильме же мы видим как раз перевес умственных и волевых качеств Вырубовой (Климовой) над расслабленной и находящейся в какой-то прострации Императрицей (И. Дапкунайте).

В это же время, обследовавший Анну д-р Манухин, заключил, что она – девственница. И соответственно клевета на нее, а главное через нее на Ц. С., предстала перед ним во всей своей чудовищности…

Итак, Вырубова - это искренне преданная Ц. С., горячо любящая, год терпевшая побои неполноценного мужа, оклеветанная сверх всякой меры женщина небольшого ума, как сейчас сказали бы – простушка…

В фильме же Анна, замужняя женщина 22-х лет, привозит Распутина в Пб., смело селит на своей квартире (где в это время ее муж – непонятно). Неоднократно режиссер показывает Анну и Распутина в такой близости, что в большевистской легенде сомневаться и не приходится. И вообще Анна смело и уверенно управляет ситуацией. Захотела – стала жить со «старцем» в одной квартире, захотела – поехала с ним в одном поезде к нему на родину… а затем горделиво наставляет жену Распутина, что она-де – фрейлина Императрицы, а отношение к ней здесь – несоответственное! И горделиво – уезжает. Здесь ложь все – от фактов до психологии, от психологии до фактов.

В действительности Анна, будучи как домашний человек Ц. С. в благоговейном подчинении у Императрицы, никогда не посмела бы этого сделать. Она была в с. Покровское дважды со светскими дамами по поручению Императрицы. Ей было поручено увидеть все своими глазами и проверить слухи о жизни Распутина. Последний раз в 1915 г. Анна, уже калекой, ездила в сопровождении не только «дам», но своего санитара. Это информация для тех интернет-рецензентов, которые надеются и даже уверены, что увидели наконец с экрана – правду…

Дело даже не в том, что простодушную, добрую, бесхитростно преданную Ц. С. калеку-Вырубову полюбить с экрана сложнее, чем умную и красивую Климову, изящно и даже кокетливо опирающуюся на палочку… Чтобы принять такую Вырубову, нужно иначе выстраивать приоритетный ряд...

Еще сложнее говорить - об образе Распутина.

Блистательная игра Владимира Машкова здесь, увы, не в помощь. Машков играет, что поет, человека, себе не принадлежащего, постоянно, ежеминутно Богом ведомого, всем помогающего, все знающего… И даже не отдающего себе в этом отчета. Ангел небесный, по необходимости иногда касающийся земли. Как только Анна вводит его к Императрице, он тут же – во вдохновенной миссии спасителя – приступает к Императрице, берет в свои руки ее лицо (!). И весь его вид говорит: «Все. Все, ребятки! Хороший дядя пришел… Я теперь все сделаю. Плохое - ушло. Теперь все будет хорошо. Вы только слушайтесь!». И Императрица, блаженно улыбаясь, впадает в прострацию: «Он…». Ну чем не аргумент в копилку большевистской легенды?

Распутин действительно помогал Наследнику – и непосредственно и даже по телефону. Но, молясь, он никогда даже не прикасался к ребенку, чему масса свидетельств.

Далее мы видим Распутина, для которого двери Царского дворца всегда открыты настежь. Чего стоит его эффектная реплика: «Еду во дворец!». Иначе говоря: пора, пора им сделать втык, ничего ведь не соображают… И все это на фоне его постоянных благодеяний страждущим и чудотворений, чудотворений, чудотворений... Божий человек!

Реальная Анна Вырубова, всю жизнь на службе Ц. С., в своих воспоминаниях призывает хотя бы прислушаться к фактам.

…Во всех книгах говорится о влиянии Распутина на государственные дела, утверждают, что Распутин всегда находился при Их Величествах. Скажу на это лишь то, что каждый шаг Распутина (со времени его знакомства с Их Величествами до его убийства в юсуповском доме) – записывался полицией.

У Их Величеств было три рода охраны: дворцовая полиция, конвой и сводный полк. Всем этим заведовал дворцовый комендант. Последним до 1917 г. был генерал Воейков. Никто не мог быть принятым Их Величествами или даже подойти ко Дворцу без ведома Дворцовой полиции. Солдаты Сводного полка на главных постах вели точную запись лиц, проходивших и проезжавших мимо. Затем, сообщали по телефону дежурному офицеру сводного полка о каждом человеке, проходившем во Дворец. Каждый шаг их Величеств записывался.

Если Государыня заказывала экипаж к известному часу,- камердинер передавал об этом в конюшню. Об этом тут же докладывали Дворцовому коменданту, который передавал приказание всей полиции – быть начеку, что-де экипаж заказал к 2-м часам.

Стоило Государыне где-либо остановиться или поговорить со знакомыми, этих несчастных тут же обступала полиция, спрашивая фамилию и повод разговора в Государыней. Она ненавидела эту «охрану», называла ее «шпионажем», но была безсильна изменить однажды заведенные порядки.

Если я говорю «Распутин приезжал во Дворец 2 или 3 раза в год, в последнее время 4 или 5 раз в год» – это можно проверить по записям полицейских книг. В 1916 г. Государь видел Распутина 2 раза. Ошибка, что они делали прием Распутина тайной. Проводили Распутина «боковым ходом по маленькой лестнице», но все равно через 40 постов полиции с соответствующими записями. Эта часовая беседа наделывала на год шума среди придворных. Секретов при Дворце не существовало. Принимали его – вечером, но не из-за тайны, но потому, что в то время был свободен Государь.

Алексей Николаевич приходил до сна в голубом халатике посидеть с родителями и повидать Григория Ефимовича. Все они по русскому обычаю 3 раза целовались и садились беседовать. Он им рассказывал про Сибирь, про нужды крестьян, о своих странствованиях. Они – о здоровье Наследника и важном в ту минуту. Он оставлял Их Величества успокоенными и радостными.

Их Величествам приносили все эти газетные статьи о Распутине, ответ был один: «Его ненавидят, потому что мы его любим».

А после этого еще раз вслушаемся в эффектно сказанную Машковым-Распутиным фразу: «Еду во дворец!»…

А почему бы, зададимся наивным вопросом, Царской чете и не иметь этого вполне невинного пристрастия – вечерних бесед с мистически настроенным крестьянином? Кто вправе делать такой упрек Царю? Известно, что предок его Александр I любил вести мистические беседы с известной предсказательницей … И никому не приходило в голову ставить такой упрек Царю. Потому что дело не в Распутине, а в искусно разыгранной карте Распутина.

Есть в фильме даже намек на святость Распутина. Когда следователь Генрих Иванович Свиттен недоумевает, как предсказатель не сумел предвидеть и соответственно избежать рокового покушения, мы слышим слова жены Распутина: «Кто убил Сына Божия, все знают, а вот почему он на это сам пошел, никто не знает…».

Логика раскрытия образа Распутина в фильме, об этом уже шла речь выше, такова: все недоказанные и спорные ситуации трактуются – в его пользу. Презумпция невиновности. Все это более чем приемлемо, но до тех пор, до тех границ, пока такая позиция не бросает явную тень на других. Я не говорю о Ц. С., Наследнике, даже внешние образы которых искажены и принижены до карикатурности. Это слишком больно. Возьмем образ Столыпина, нашего несравненного премьера, о котором даже кайзер Вильгельм сказал, что он был несомненно выше Бисмарка. В. В. Розанов в посмертной статье сказал о нем: «На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека».

Так вот, это самое «грязное пятно» положили на личность Столыпина авторы фильма. Они запятнали его черной неблагодарностью в отношении Распутина. Последний-де поднял на ноги 15-летнюю дочь Столыпина Наташу (после взрыва на Аптекарском острове), а премьер с ненавистью изгоняет его из Пб…

Приведем факты. Только факты.

Известно, что после взрыва на Аптекарском острове дачи и одновременно офиса премьера в августе 1906 г. Столыпин, по просьбе Императора Николая II, принял «старца» в Зимнем дворце, где проживал тогда с семьей. Сохранившееся письмо Государя позволяет увидеть обстоятельства, при которых это произошло.

«Петр Аркадьевич! На днях я принял крестьянина Тобольской губернии Григория Распутина, который поднес мне икону. Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа. Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание повидать вас и благословить вашу больную дочь иконою (выделено мною – С. К.). Очень надеюсь, что вы найдете минутку принять его на этой неделе.

Как писал сын реформатора Аркадий Петрович Столыпин, Распутин был принял премьером в Зимнем дворце, где тогда проживало его семейство. Пробыл всего несколько минут, впечатления не произвел и больше не приглашался». Внук премьера – Дмитрий Аркадьевич Столыпин пишет об этом так: «По просьбе Государя и Государыни Наталью (раненую дочь премьера) навестил Распутин, с чем мой дед очень неохотно согласился. Следующий его визит, на этот раз к моему отцу, не состоялся. Наверное моему деду удалось с большой дипломатией избежать этого визита».

В этой ситуации доказательно только то, что Распутин стремился попасть в окружение знаменитого премьера. Сведения же о том, что «Распутин навестил больную дочь Столыпина», некоторое общее место в нашей публицистической литературе… Только. То, что Распутин поднял девочку своими молитвами – слышим впервые.

Но за свое явное и однозначное неприятие «старца» премьер Столыпин был удостоен авторами фильма – этого самого «грязного пятна» неблагодарности и очень неприятного внешнего образа.

В целом приходится признать, что вышеназванный фильм Андрея Малюкова – это новое прочтение старой большевистской легенды.

В заключение несколько слов о Царственной чете, которых авторы фильма опустили до предельной никчемности... Что, впрочем, также согласуется с легендой.

Конечно, мы не знаем Их. Мы не знаем Их жизни. Но боль за Их трагическую жертвенную кончину, которая черным пятном лежит на нашей совести, могла бы родить и другие образы. Однажды на Царских Днях в Екатеринбурге, кажется в 2005 году, мне пришлось видеть некое театрализованное представление. Жизнь Царской Семьи как некое действо происходила за прозрачной белой завесой, кисеёй. То есть - от нас сокрытая. И не понять: жизнь это, или мечта о жизни? А может быть - сон?

Все происходило, будто в замедленном кино. Дети качаются на высоких качелях, Родители сидят в креслах, улыбаются друг другу и детским играм... Девочки бросают друг другу мяч, но летит он как-то медленно… Эхом слышится смех… Отдаленные звуки музыки. Все одеты в белое… Чуть поодаль на веранде с ажурной резьбой накрывают стол… И все пространство там, за завесой, пронизано каким-то необыкновенным светом… Мы же, сидящие во тьме зрительного зала, напряженно и тщетно всматриваемся в эту Тайну, пытаясь постичь сокрытую от нас Жизнь в Свете.

Сильнейшее впечатление. К тому же, верный и честный режиссерский ход: мы не знаем Их жизни, знаем только что в отличие от нашей жизни, она – в Свете. Когда Анна Вырубова просила Распутина помолиться о том, чтобы ей всю жизнь служить Их Величествам, она уже тогда различала Свет, исходящий от их жизни. Ей очень хотелось быть поближе к этому Свету. Вплоть до своей кончины в 80 лет она носила в волосах черную ленту, знак фрейлины Императрицы.

Есть у нас такая национальная забава. Периодически перекрашивать исторических персонажей то в чёрный, то в белый цвет. Обычно это происходит с некоторым опозданием вслед за качнувшимся в стране политическим маятником. Только что прошедший на телевидении сериал о Григории Распутине в очередной раз это подтвердил.

Помните «Агонию» Элема Климова 1974 года? Тот Распутин с Петренко в главной роли был выкрашен в чёрный цвет. Хотя, надо отдать должное Климову, он и не скрывал, что это фильм-гротеск, фильм-фарс. Нынешний Распутин в исполнении Машкова — белый. Но гротеском тут и не пахнет. В старом фильме главным фоном были разнузданные оргии выдающегося проходимца, в новом — милосердие и чудотворчество «святого старца». Точно не считал, но по количеству чудес герой сериала, похоже, превзошёл все новозаветные чудеса вместе взятые. А чтобы не возникло неуместных параллелей, скажем, с Кашпировским, каждое чудо сопровождается появлением на экране солнечного света с небес.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина. Фото: Кадр из фильма

Это, конечно, лишь субъективная оценка рядового зрителя, я не кинокритик. Что же до святости Григория Ефимовича, с этим тем более пусть разбирается РПЦ. Впрочем, похоже, уже разобрались. Как сказано в одном из документов Архиерейского собора: «Как могло в нём соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге тёмное всё же одолело». Поэтому и будем говорить исключительно об истории и источниках, которые легли в основу сценария.

Как поясняют сами авторы сериала, они опирались на воспоминания следователя Руднева (в фильме он, правда, сменил национальность и фамилию, став обрусевшим немцем Свиттеном ). Действительно, товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда Владимир Михайлович Руднев делом Распутина по поручению Временного правительства занимался. Верно и то, что он пришёл совсем не к тем выводам, на которые рассчитывали заказчики. Временному правительству нужен был «чёрный» Распутин: развратник, сектант («хлыст»), мошенник, а главное, немецкий агент влияния, пробравшийся в царскую семью. А Руднев, покопавшись в истории Распутина, пришёл к выводу, что он — «белый».

Правда, авторы сценария, если не ошибаюсь, читали не протоколы допросов (они остались на территории уже подконтрольной большевикам), а лишь воспоминания самого Руднева. А это не одно и то же. Пусть даже подлинность его записки и засвидетельствовали чины Добровольческой армии в Екатеринодаре в марте 1919 года.

Использовали авторы фильма и мемуары фрейлины императрицы Анны Вырубовой , очень близкого к Распутину человека. Причём, как особо подчёркивают авторы, они работали с воспоминаниями подлинными, а не фальшивыми, на которые десятилетиями ссылались многие, писавшие о Распутине. И это правда. Не понятно только, откуда такая убеждённость, что подлинные воспоминания Вырубовой обязательно содержат подлинные факты. Если Руднев — следователь, то страстная поклонница Распутина — Анна Вырубова — его адвокат. Собственно, в этом и заключается главная слабость большинства известных нам фильмов и книг о Распутине. Присяжному заседателю, то есть зрителю или читателю, всё время кого-нибудь не хватает: то прокурора, то адвоката. Между тем работа следствия всегда нуждается в тщательной проверке.

Вот и Руднев не есть истина в последней инстанции. Читаем: «Когда же вошла г. Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости». Согласитесь, язык не следователя, а скорее, поэта-романтика. Руднев категорически отвергает всякую причастность Вырубовой к политической интриге в силу её простодушия, «вследствие чисто женского отношения ко всем тем политическим событиям, о которых мне приходилось с ней беседовать».

Но Вырубову допрашивал не один Руднев. И протоколы свидетельствуют, что она не раз весьма хитроумно пыталась уйти от неприятных вопросов, а то и попросту лгала. А перед арестом предусмотрительно сожгла письма и записки, связанные с Распутиным и царской семьёй. То есть отнюдь не была простушкой. Она старалась выглядеть такой, а это совсем другое дело. И попался на этот спектакль не только Руднев. Цитирую Александра Блока , читавшего её показания: «Она врёт по-детски». Предположим даже, что «по-детски», но ведь врёт!

И подобных нестыковок между запиской Руднева и другими свидетельствами слишком много. Любой непредвзятый судья в подобных обстоятельствах направляет дело на доследование. Хотя, разумеется, авторы фильма не судьи и имеют полное право на свою версию. Главное, чтобы зритель не забывал: это лишь версия. К тому же и время для объективного «доследования» давно упущено. Восстановить полную правду о Распутине не удастся никому. Слишком много противоречивых свидетельств, которые невозможно уже проверить, слишком много слухов. Даже документы при желании можно интерпретировать и так, и эдак. А уж слухи…

Конечно же, среди врагов Распутина было немало интриганов, политиканов, тех, кому он лично навредил, да и просто завистников. Но были и другие: умные и порядочные люди, привыкшие полагаться не на светские или уличные сплетни, а на проверенную информацию. К тому же противники «старца» отнюдь не являются единым целым: здесь и Столыпин, и английское посольство, и Пуришкевич, и православное духовенство. Многие, очень многие были уверены, что Распутин — зло.

Тот, кто мог, пытался образумить императора, но тщетно. Если даже на какое-то время Николай II и отдалял Распутина, то затем быстро приближал «старца» снова. В 1911 году Пётр Столыпин представил государю убедительные, с его точки зрения, доказательства вреда, который наносит Распутин России. Однако в ответ услышал: «Быть может, всё, что вы мне говорите, — правда. Но я прошу вас никогда больше мне о Распутине не говорить. Я всё равно сделать ничего не могу». Было даже коллективное письмо императору от царской родни, подписанное среди прочих и его матерью. И это не сработало. Объяснение на поверхности: Распутин помогал больному наследнику. А это для царской семьи было важнее всего.

Считать, что все противники Распутина не правы, а правы лишь Руднев и Вырубова, по меньшей мере, наивно. Обвинение в причастности Распутина к хлыстам толком не было ни доказано, ни снято. Пьяные оргии «старца» неоднократно фиксировались полицией. Руднев, правда, выносит за скобки участие в них дам из высшего света, но сам факт загулов вынужден подтвердить и он: «Амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами лёгкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц». Лоббирование Распутиным интересов в том числе и откровенных прохиндеев отрицать тоже бессмысленно. И здесь Руднев выносит за скобки политику, но не отрицает, что на этом сомнительном протекционизме «старец» зарабатывал немалые деньги. Которые (и это тоже правда) тратил не только на поездки в кабаки к цыганам, но и на благотворительность. Верно и то, что Распутин предупреждал царя об опасности войны. Однако причём здесь чудеса? То же предсказывали магнат Блох, полицейский Дурново и марксист Ленин — люди далеко не святые. Вот и разбирайся тут, каким был Распутин: чёрным, белым или в полосочку.

Наконец, Распутин пал жертвой не только своих поступков, но и обстоятельств. Они разные: исторические, политические, да и просто житейские. Отмечу лишь одно из них. Я уже писал, что главным в жизни для Николая II была семья. А для Александры Фёдоровны мир вообще часто сужался до проблем «маленького» — наследника престола. К тому же тот факт, что гемофилию он получил в наследство от матери, накладывал на отношение императрицы к сыну особый эмоционально-болезненный отпечаток. А в результате вышло, что для Николая Александровича и Александры Фёдоровны семья и в первую очередь сын оказались важнее России. Осудить легко, но сначала предлагаю прикинуть, какой выбор сделали бы вы сами. Правда, у лидера нации особые обязательства перед страной. И если он с этим грузом не справляется, значит, плохой лидер.

Как бы то ни было, многие русские люди этот выбор — в пользу семьи и во вред России — остро ощущали. И не прощали. Если к полукровке Александре Фёдоровне, в чьих жилах текла не только немецкая кровь, но и кровь Марии Стюарт , во время войны накрепко приклеился ярлык «германской пособницы», то как было избежать ненависти далеко не безгрешному Распутину, обласканному царской семьёй? Вот и выходит: в том, что судьбы «старца» и семьи Николая II оказались трагически переплетены, нет никакой мистики. Скорее, есть закономерность.

На сегодня Распутин — бренд, причём это не столько торговая марка, сколько клеймо: есть водка и пиво «Распутин», есть сигареты, есть эротический мужской журнал и клуб, ресторан. Всё это следы, оставленные «чёрным» Распутиным. Появится ли теперь бренд «белого» Распутина (с рекламным лицом харизматичного Машкова), увидим.