Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П.

М.: 1989. - 192 с.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.

Для работников народного образования.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Днагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ-УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П.

М.: 1989. - 192 с.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.

Для работников народного образования.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Днагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ-УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

8) Структура педагогической системы (по В.П. Беспалько)

1 ДидактическиЦели процессы

Учащиеся

Педагоги

Организа-

образования

ционные формы

Изложенное выше дает нам основание перейти к осмыслению понятия «воспитательная система школы». Воспользуемся для этого определением Л.И. Новиковой: «воспитательная система школы – это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы» («Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989. С. 62).

Таким образом, воспитательная система школы предполагает:

комплекс воспитательных целей и задач;

общность людей, их реализующих;

совместную деятельность, направленную на достижение щелей;

сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятель-

часть окружающей социальной среды, которая освоена коллективом школы для реализации принятых целей;

управление совместной деятельностью.

Воспитательная система школы – плод коллективного мышления, ее эффективность зависит от того, насколько приняты ее участниками цели, содержание, складывающиеся отношения; однако это не означает, что в ней игнорируются индивидуальные особенности воспитуемых. Поэтому для нее актуальна формула: воспитательная деятельность, охватывающая всех + индивидуализация воспитания - вот слагаемые успеха.

Поясним высказанные положения.

1. Воспитательная система школы включает в себя, как правило, блок целей, осмысленных и принятых всеми ее участниками, при этом важное значение имеет не столько уяснение того,что и как нужно делать, но и осознание того (и нам представляется это более существенным),во имя чего воспитательная система создана.

2. Творцами, авторами системы являются все ее участники: педагоги, воспитанники, взрослые (родители, представители общественных организаций и др.), которые включены в школьную жизнь. При условии, что все они спаяны в единый воспитательный коллектив, следует считать, что этот коллектив – ядро воспитательной системы школы.

3. При реализации целей важно, какие отношения складываются между членами школьного коллектива: воспитательная система функционирует в деятельности, обязательно творческой. Системообразующей это деятельность становится тогда, когда она оказывается интересной, увлекательной для всех, когда каждый находит в ней сферу приложения своих знаний, умений, творческих замыслов. Это может быть сфера познания (школа №76, г. Рига, рук. Г.П. Поспело-

ва), сфера труда (Б.О. Полянский, Курская область; А.А. Захаренко, Черкасская область), сфера спорта, сфера клубной работы.

Санкт-Петербургский ученый И.П. Иванов ввел в педагогическую теорию и практику термин «коллективное творческое дело» (КТД_ и проанализировал воспитательный эффект использования различных видов КТД прежде всего в создании воспитательных школьных систем.

4. Воспитательная система школы – система открытая, отбирающая и испытывающая внешние влияния и реагирующая на них. Сильная воспитательная система способна преобразовать среду, как бы подчинить ее себе (так было у А.С. Макаренко). Для этого школа должна быть реальным центром воспитательной работы в своем микрорайоне, в ближайшем социуме.

5. Воспитательная система школы – явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, обретает новые формы. Процесс этот не стихийный, а управляемый. Управление системой осуществляется через:

корректировку целей;

расширение и разнообразие форм коллективной творческой деятельности;

введение инновации в воспитательный процесс;

расширение взаимодействия с социальной средой.

зависит от целого ряда моментов:

от специфики местоположения школы (сельская местность или город);

от количества учащихся;

от отношений в коллективе;

от творческой инициативности членов коллектива и т.д.

Поэтому воспитательная система школы не может быть стандартной, обяза-

тельной для всех типов учебно-воспитательных учреждений и в любом ее проявлении является авторской.

В своем становлении воспитательная система школы проходит несколько этапов.

1 этап – собственно становление системы. Он включает в себя

обоснование и постановку целей;

выработку главных, приоритетных ориентиров в организации коллективной творческой деятельности

проектирование коллективных ценностных установок.

2 этап – связан с отработкой структуры системы и содержательной стороны

деятельности учащихся.

утверждаются системообразующие сферы и виды деятельности;

выделяются приоритетные направления функционирования системы;

отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности.

3 этап – оформление системы: крепнут внутренние связи, упорядочивается жизнь школьников, формируется так называемое «чувство школы». Создаются и «работают» традиции, создаются предпосылки для социального наследования. Расширяются связи с ближайшим социальным окружением, активно используется материальная, природная, предметно-эстетическая среда, в управлении преобладают саморегуляция и самоконтроль, наступает период относительной стабильности.

Однако останавливаться на этом этапе не следует (А.С. Макаренко напоминал педагогам, что остановка в созидательном воспитательном движении равносильна смерти). Поэтому важно готовиться к обновлению системы.

В методической литературе называются 2 пути, по которым может осуществляться обновление системы: революционный и эволюционный.

Первый (революционный) связан, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами и требует коренных изменений структуры системы, изменений целевых ориентиров (Так, например, произошло с А.С. Макаренко и воспитательным коллективом, когда ему предложили перебраться в Куряж).

Итак, мы подробно изложили теоретические основы возникновения и становления такого педагогического феномена, как воспитательная система школы. Однако его теоретическое осмысление было бы невозможным, если бы воспитательные системы не являлись бы реальным воплощением творческих замыслов педагогов-практиков. История развития образования и педагогической мысли знакомит нас с опытом создания воспитательных систем как за рубежом, так и в нашей стране.

К числу наиболее известных зарубежных воспитательных систем, бесспорно, относятся школа Монтессори, Вольдорфская школа и педагогическая система Селестена Френе.

В отечественной педагогике экспериментальная работа по созданию воспитательных школьных систем началось в 20е годы XX века и связана с именами А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Ривеса, М.М. Пистрака и др. Остановимся подробнее на некоторых из этих систем.

Система А.С. Макаренко функционировала в одном из официальных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (сначала трудовая колония, затем – школа-коммуна). Системообразующими факторами стали настоящая производственная деятельность и самоуправление коллективом воспитанников. В колонии был цех по изготовлению мебели, столь необходимой для нормальной жизни колонистов, в коммуне появился завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты. Придя к выводу, что «труд без идущего рядом образования и воспитания становится нейтральным» в воспитательном плане, мало привлекательным для ребенка, А.С. Макаренко удачно соединил начальную профессиональную подготовку с общим средним образованием колонистов. Разработанная им методика создания и развития коллектива, которая цементировала взаимоотношения, общение в колонии и коммуне, стали классикой отечественной педагогики.

Система В.Н. Сороки-Росинского была создана на базе Московской школы им Ф. Достоевского, благодаря книге Пантелеева, одного из учащихся этой школы, более известная как «республика ШКИД». В основу этой системы был зало-

жен учебный труд (учеба, учение), который для беспризорных голодных и раздетых детей превратился в «сказочно увлекательный процесс». Девизом школы стали слова: « Только знание помогут нам выйти в люди». Вот что пишет в своей книге «Республика ШКИД» А. Пантелеев: «Нас лечили трудом, но трудом не физическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой – 10 уроков в день, летом, кажется шесть или семь и никакого протеста – ни тогда, ни теперь – в памяти. Мы с наслаждением впитывали в себя культуру».

Система С.М. Ривес была организована в Одесской школе-коммуне. Ее системообразующим компонентом стало создание атмосферы радости с помощью фантастических феерий, праздничных шествий, творческих смотров, которые активизировали деятельность детей, воспитывали доброжелательность, взаимоуважение, желание помочь товарищу и т.д. И это лишь беглый обзор опыта школ 20х - 30х годов, школ авторских, являющихся настоящей сокровищницей творческой педагогики.

Воспитательная система В.А. Караковского (школа №825, г. Москва) основана на коллективной творческой деятельности в разных формах внеурочных и учебных занятиях, которая неизбежно предполагает элементы неформального и свободного самовыражения учащихся в атмосфере дружеского общения педагогов и детей. Большое внимание уделяется клубной работе, вовлечение детей в коллективные творческие дела через участие в различных объединениях по интересам. Ребята становятся участниками игры «Робинзонада», дидактического театра, аукциона знаний, научных конференций и других увлекательных дел, что способствует созданию особого эмоционального и интеллектуального настроя, усвоению важнейших ценностных ориентиров. Школа существует уже более 25 лет, что позволяет анализировать процесс развития воспитательной системы, его закономерностей, вносить необходимые коррективы в жизнедеятельность школы.

Воспитательная система Г.П. Поспеловой (шк. №76 им. М. Ломоносов, г. Рига) предполагает в качестве главной составляющей ориентированность на ран-

нее выявление и развитие задатков и способностей каждого отдельного ученика, для определения его дальнейшего жизненного пути. Ведущий вид деятельности – познавательная, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей и интересов и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности. В школе созданы научные ученические объединения, соответствующие 3 профилям обучения: химико-биологическому, физикоматематическому и гуманитарному. Нам представляется, что в связи с предполагаемым в процессе модернизации образования переходом к профильному образованию на старшей ступени обучения опыт этой воспитательной системы имеет особое значение.

Разумеется, в рамках одной лекции невозможно рассказать обо всех воспитательных системах, но следует подчеркнуть, что они созданы и успешно функционируют, обогащая педагогическую науку и практику творческими идеями, инновационным подходом к решению самых актуальных вопросов воспитания, обучения и образования подрастающего поколения.

В заключение обратим внимание на то, что понятие «воспитательная система школы» не тождественно понятию «система воспитательной работы». Последнее складывается из работы (достаточно разобщенной и самостоятельной) отдельных классных руководителей и чаще всего предполагает сумму различных мероприятий, проводимых по классам. Суть понятия «воспитательная система школы» достаточно полно представлена в данной лекции и не требует дополнительных разъяснений.

Лекция 12 Коллектив как объект и субъект воспитания.

1. Развитие теории коллектива в педагогики

2. Сущностная характеристика коллектива

Создание воспитательного детского коллектива – генеральная линия воспитательной работы общеобразовательной школы. Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, когда в условиях нестабильности общества (а именно то явление произошло в России в результате смены экономического и политического курса) изменились идеологические и идейные ориентиры молодежи, а ослабление влияния пионерской и по существу роспуск комсомольской организаций поставили под угрозу возможность управлять процессом формирования личности в коллективе и через коллектив. Под сомнение ставится сегодня и вопрос о том, следует ли фетишизировать роль коллектива в жизни и становлении подрастающего поколения: оппозиционные нападки на сторонников коллектива как объекта и субъекта воспитания продолжаются до сих пор.

История педагогической мысли отразила идеологическую и методологическую суть борьбы сторонников и противников воспитания в коллектива. Известно, что основным доводом тех, кто выступает против коллективизма, является утверждение того, что коллектив подавляет личность, уничтожает уникальность человека, превращает его в «стадное» животное, заставляя подчиняться воле и требованиям коллектива (типичным образцом такого подхода к оценке воспитательного потенциала коллектива является педагогика экзистенциализма с присущим ей культом индивидуализма). Противник коллектива приводят примеры, свидетельствующие о конформизме, отчуждении тех детей, которые не похожи на других, имеют свою жизненную позицию, думают по-иному и противятся подчинению их большинству. Следует признать, что такие случаи имеют место в школьной практике, однако причину конфликта правильнее было бы объяснить не враждебностью коллектива (о различных уровнях и стадиях развития коллектива

речь пойдет ниже). Крушение идеологии коммунизма, основанной на парадигме воспитания в коллективе и через коллектив, усилило оппозиционные нападки, поэтому так важно разобраться в том, что такое коллектив как педагогический феномен, какова его воспитательная сила и может ли человек состояться как личность и жить вне коллектива.

Задумывались ли вы над тем, с чего начинается для ребенка школа? Конечно же, с новизны ощущений и впечатлений: со школьной формы, которая воспринимается первоклассником как атрибут взросления, с первой учительницы, с 3035 сверстников, объединившихся в понятие «мой класс». Однако «класс» и «классный коллектив» - понятия не синонимичные. К сожалению, довольно часто класс так и не становится коллективом, и это затрудняет решение, прежде всего воспитательных, развивающих задач.

Что же такое воспитательный коллектив и каковы его сущностные черты? Любой, даже самый далекий от педагогики человек скажет, что это группа людей, и таким образом подчеркнет, что коллектив – явление социальное. И это действительно так, ибо объединения людей, собравшимся вместе в устойчивые группы по различным мотивам и идейным соображениям, есть неотъемлемая составляющая социума.

Однако объединиться в группы недостаточно для того, чтобы именовать себя коллективом и обладать всей его воспитывающей силой. Для этого нужно нечто большее, и это нечто большее педагогика называет сущностными признаками коллектива. Напомним, что слово «коллектив» происходит от латинского «сollectivus» - «собирательный», и это изначально указывает на то, что коллектив – группа людей. Кстати, количество людей в этих группах может быть разным и колебаться от минимума (3-4 человека – семейный коллектив) до 1000 и более (коллектив производственный).

Но вернемся к признакам коллектива. Назовем главные из них.

1. Коллектив – это группа людей, объединенная общественно значимой целью .

Именно общественная, социальная значимость цели отличает настоящей коллектив от преступного, асоциального сообщества. В своей книге «Тимур и его команда» А. Гайдар противопоставил команду (так он называл коллектив ребят) Тимура и шайку Квакина прежде всего по тем целевым установкам, которыми руководствовались в своих действиях герои и антигерои повести.

2. Наличие совместной деятельности, организованной для достижения обще- ственно-значимой цели. Эта деятельность может быть краткосрочной по времени (сборная команда для участия в соревнованиях) и достаточно длительной (именно последняя и оказывает влияние на доведение коллектива до высшей стадии зрелости).

3. Организованная для достижения общественно-значимой цели совместная деятельность обладает необходимым воспитательным потенциалом тогда, когда она основана на взаимоподдержке, взаимопомощи, сотрудничестве, когда цель и деятельность приняты всеми ее участниками, когда каждый член коллектива ответственен за решение общей задачи.

4. Как правило, деятельность является результатом инициативы самих ребят, и инициатива это невозможна без организационно оформленной самостоятельности наиболее творчески мыслящих, обладающих организаторскими способностями членов коллектива, поэтому еще одним признаком воспитательного коллектива является наличие органов самоуправления.

Следует отметить также, что коллектив представляет собой достаточно устойчивую группу, хотя ротация в ней неизбежна; с выработанным в этой группе правильным общественным мнением.

Таким образом, воспитательный коллектив – это устойчивая группа людей, объединенных общественно значимыми целями, для достижения которых организуется совместная деятельность, формирующая отношения ответственной зависимости, товарищества, взаимоподдержки. Коллектив имеет органы самоуправления, избираемые всеми его членами. Это лишь одно из определений понятия

Главная > Литература
Современные психолого-педагогические технологии обучения

Введение

1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды

2. Дистанционное обучениеЗаключениеЛитератураВведение

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: Педагогическая технология это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса 1 . Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.

С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.

Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особый интерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей работе.

Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.Обучающие игры выполняют 3 основные функции :

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

      Игра должна соответствовать целям обучения;

      Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;

      Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;

      Возможность использования творческих элементов в игре;

      Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

    Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;

    Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;

    Проведение игры, в результуте которой должна быть решена поставленная задача;

    Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности :

    имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. Так, в игре «Импод» имитируется организационно-экономическая деятельность условного швейного производства. Участники игры разрабатывают основные этапы своего швейного производства, а также применяют полученные практические навыки по моделированию и пошиву изделий. сюжетно-ролевые . В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры. инновационные игры . Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.
    организационно-деятельностные . В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. деловые тренинги этот вид подробнее будет рассмотрен ниже.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенстование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация» 2 студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра . В процессе ее моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и деловой сферах.

    Пример обучающей деловой игры приводился при рассмотрении игры «Презентация. Другой пример - игра «Новый менеджер» 3 (Эта игра использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в конкретную фирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата, кейс-стадии (участие в конкретных ситуациях) и групповое решение проблем. Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и оригинальность при решении управленческих задач.

Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставит целью планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяет учащимся усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.

В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса.

Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них специфические качества и навыки, необходимые для управления/руководства фирмой, делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так, например, игра «Знакомство деловых партнеров» направлена на создание благоприятной атмосферы в группе.

    «Эффективная коммуникация» - пример психологического тренинга 4

Основная цель тренинга состояла в обучении участников навыкам эффективного общения, т.е. такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы удовлетворение.

В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участники усвоили основные принципы вербального и невербального общения, получили не только коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи» (умение слушать), научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуации общения. Все это было достигнуто благодаря использованию различных психологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и самотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностной позиции

(«Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель «Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап тренинга - игра или психологическая методика - сопровождался анализом высококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и других технологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало сам тренинг динамичным.

В результате тренинг помог участникам научиться правильно оценивать себя и других, эффективно строить общение с другими людьми как в повседневной жизни, так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процесс общения.

Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:

    сопоставлять свое мнение с мнением других;

    оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;

    находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;

    осозновать свои поведенческие и психологические установки;

    выполнять различные функциональные роли и др.

Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх 5 .

О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза .

Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию профессиональных и личностных качеств бизнесменов.

На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.

Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое дистанционным.

«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.).» 6 Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem 7 позволяет найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении, предлагая определенную методику организации процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в образовательный процесс 8 . Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических и информационных средств на учащихся.

Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские специалисты 9 .

Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества :

    способствуют повышению мотивации обучения;

    являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

    повышают информативность, интенсивность, результативность образования;

    способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной 10 . Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.

В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.

Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с применением информационных технологий.

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность – каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы один из отечественных специалистов 11 . Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:

    Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.

    Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.

    В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.

    Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.

    Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.

Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.

В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному внедрению информационных технологий в образовательный процесс делает выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых, преподавателей и специалистов в различных областях.

Заключение

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий, можно сделать следующие выводы.

Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше.

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.

В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии, совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам» получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для его успешного функционирования.

Литература
    Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998 Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000 Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998 Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. /Материалы научной конференции. СПБ,1996 Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002 Nouvelles technologies – réussir la révolution?// Le Monde de l’éducation, №287 (12), 2000

1 См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33

2 См: там же,с.95-98

3 Там же, с.58

4 По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для компании JTI,2000г.

5 См.: там же, с.33-34

6 Цит.по: там же, Ч.2,с.120

8 Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах (Германии и Франции) и в Канаде.

9 См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии – успешная революция?//Мир образования)