Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево,
я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор.

Авраам Линкольн

Каждой весной случается экзамен. И если в этом году вы оказались в рядах счастливчиков, которые сдают ОГЭ или ЕГЭ, то лучше подготовиться к испытанию на все 100%.

Как выглядят этапы подготовки к ЕГЭ или ОГЭ:

Сегодня мы поговорим о необходимости предварительной репетиции ЕГЭ и ОГЭ в условиях, максимально приближенных к реальным.
Во время подготовки к ЕГЭ/ОГЭ старшеклассник часто обращается к онлайн-тестам и демонстрационным вариантам ЕГЭ/ОГЭ прошлых лет для того, чтобы проверить свои знания и потренироваться. Это необходимый промежуточный контроль, с помощью которого можно понять, насколько эффективно идет подготовка.

Зачем нужен репетиционный ЕГЭ или ОГЭ?

Чем больше онлайн-тестов вы пройдете, тем лучше. Однако в завершение (а лучше и во время) подготовки стоит попробовать себя в настоящей процедуре ЕГЭ или ОГЭ. «Настоящая» процедура экзамена проводится по всем правилам ЕГЭ/ОГЭ и полностью имитирует процесс сдачи:
1. На репетиции ЕГЭ/ОГЭ используются оригинальные варианты КИМ (контрольных измерительных материалов) для подготовки к сдаче ЕГЭ/ОГЭ.
2. Абитуриент сдает экзамен в незнакомом ему месте, в заданное время.
3. Полностью имитируется формальная процедура: вскрытие конвертов, бумажные бланки ответов, запреты на разговоры и мобильные телефоны и т.д.

Репетиционное тестирование позволяет:

  • Узнать формальную сторону экзамена и привыкнуть к ней
    В процедуре экзамена есть много мелочей, к которым нужно быть готовым заранее: точно заполнять бланки ответов, не забыть паспорт, ручку, калькулятор, не опоздать на начало экзамена, найти нужную аудиторию, знать порядок проведения и причины удаления с экзамена, чувствовать временные границы. Эти формальные мелочи важно не только узнать, но и свыкнуться с ними, чтобы во время настоящего централизованного тестирования ничто не отвлекало вас от основной цели - получения высокого балла.
  • Проверить уровень знаний по предмету
    Репетиционное тестирование - это объективный показатель того, насколько вы хорошо готовы к сдаче конкретного предмета. Репетиция экзамена позволяет скорректировать процесс подготовки к нему. После анализа результатов вы сможете понять, на чем нужно сконцентрировать внимание. Возможно, нужно заняться изучением нового материала, возможно, лучше повторить пройденный, а, возможно, вы все знаете, но не всегда внимательно заполняете бланки, в этом случае дома необходимо решать тесты на время с правильным заполнением бланков ответов. Если результаты пробного экзамена оказались неожиданно низкими, то на раннем этапе можно изменить список предметов по выбору и взять те, результаты которых будут выше.
  • Потренироваться в технологии тестирования
    В распоряжении абитуриента на экзамене есть ограниченное количество времени и несколько разных типов заданий. Чтобы успешно сдать экзамен, нужно уметь распределять ценное время между простыми и сложными заданиями, иначе часть заданий останутся нетронутыми к концу тестирования. В том числе абитуриенту выдают черновики и ему разрешается брать, например, калькулятор, линейку, транспортир на некоторые предметы. Все эти ресурсы тоже надо правильно использовать, чтобы достигнуть максимальных результатов.
  • Подготовиться психологически
    Помощь в психологической подготовке, наверно, самое важная функция пробного экзамена. Если справиться со стрессом один раз, то в следующий раз будет уже не так страшно. А если вы пройдете процедуру репетиционного тестирования несколько раз, то вы будете чувствовать себя на основном экзамене, как рыба в воде. Пробный экзамен научит не отвлекаться во время теста на соседей по парте, на постоянное внимание со стороны наблюдателей и научит не поддаваться волнению из-за необычности ситуации и незнакомого места. Во время общероссийского ЕГЭ и ОГЭ усиливаются меры безопасности по всей стране: полиция с собаками, камеры видеонаблюдения, инспекция Росборнадзора. После репетиционного ЕГЭ/ОГЭ даже с таким стрессом старшекласснику будет справиться гораздо проще.

Как сдавать пробный ЕГЭ/ОГЭ?

Идти на пробный ЕГЭ/ОГЭ нужно так, как вы пойдете на централизованный экзамен, то есть как «в последний бой»: повторить материал, выспаться, поесть, правильно психологически настроиться. Не стоит пытаться искусственно улучшить результаты репетиционного экзамена за счет использования разных устройств, шпаргалок и разговоров с соседями. Во время централизованного ЕГЭ/ОГЭ это может обернуться для вас неприятностями. А еще важно не планировать на этот день других дел, как вы бы это делали в день основного ЕГЭ/ОГЭ.
То есть, используйте пробное тестирование ЕГЭ/ОГЭ на все 100%. Получайте максимально чистый результат, чтобы потом можно было его проанализировать его с преподавателем и использовать для улучшения своей подготовки.

Когда лучше сдавать репетиционный ОГЭ/ЕГЭ?

Хорошее время для пробного ЕГЭ и ОГЭ - с февраля по апрель, когда основная школьная программа уже почти пройдена и результаты наиболее объективны, но при этом время для подготовки и исправления ошибок еще остается.

Однако самый лучший вариант - сдавать пробный экзамен несколько раз в течение года (или даже полутора лет). Таково мнение преподавателей школ и вузов , а также репетиторов по ЕГЭ/ОГЭ. Почему:

  • Экзамен становится привычным, поэтому вероятность плохого результата из-за неправильного заполнения бланков или чрезмерного волнения сводится к нулю.
  • По мнению репетиторов, которые имеют огромный опыт в подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, каждая репетиция ЕГЭ/ОГЭ повышает результат по основному экзамену на 5-10 баллов.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) - обязательное итоговое испытание для выпускников 9-го класса российских школ. ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

Для проведения ГИА 9 на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

Экзаменационные материалы

Контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ КИМ формируются с помощью открытого банка заданий и специализированного программного обеспечения, размещенных на сайте ФИПИ www.fipi.ru.

До начала экзамена организаторы проводят инструктаж, после проведения которого участникам выдают листы (бланки) для записи ответов.

В случае обнаружения брака или некомплектности экзаменационных материалов организаторы выдают участнику ОГЭ новый комплект экзаменационных материалов.

По указанию организаторов участники ОГЭ заполняют регистрационные поля экзаменационной работы.

Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися регистрационных полей экзаменационной работы.

В случае нехватки места в листах (бланках) для ответов на задания с развернутым ответом по просьбе обучающегося организаторы выдают ему дополнительный бланк.

По мере необходимости обучающимся выдаются черновики. Обучающиеся могут делать пометки в КИМ для проведения ОГЭ.

ВНИМАНИЕ!

Записи на КИМ и черновиках не обрабатываются и не проверяются!

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы должны сообщить участникам о скором завершении экзамена и напомнить о необходимости перенести ответы из черновиков в листы (бланки).

Участники ОГЭ обязаны сдать 4 экзамена:

по русскому языку и математике (обязательные предметы);

два экзамена по выбору выпускника из перечня предметов (см. ниже).

Нововведения - 2019

С 2019 года все выпускники 9-х классов в обязательном порядке проходят процедуру собеседования по русскому языку в качестве допуска к основному государственному экзамену. Собеседование проверит навыки учеников в спонтанном выражении мыслей, поэтому данная форма контроля предусматривает всего 15 минут на каждого девятиклассника. В процессе собеседования нужно будет справиться с пятью заданиями:

пересказать прочитанный фрагмент литературного произведения или публицистики близко к тексту, сопровождая пересказ дополнительными сведениями;

продемонстрировать навык говорения в виде монолога на одну из предложенных в билете тем;

показать умения в диалогической речи, побеседовав с членом экзаменационной комиссии.

В ходе собеседования обучающийся набирает определенные тестовые баллы.

Задание

Баллы

Выразительное чтение

Пересказ текста

Монолог

Диалог

Соблюдение норм русского языка

Итого:

Основное количество баллов ученик получает за соблюдение норм русского литературного языка.

Важный момент: словосочетание «проверка спонтанной речи» прозвучало в формулировке цели собеседования неспроста. Воспитанник должен подготовиться к заданиям всего за 1 минуту! В итоге он получает «зачет» (допускается к ОГЭ) или «незачет» (в этом случае обучающийся имеет право на повторное собеседование).

К ОГЭ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ ДОПУСКАЮТСЯ

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ОГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных) и успешно прошедший устное собеседование по русскому языку.

Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации, освобождаются от прохождения государственной итоговой аттестации по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.

ПРЕДМЕТЫ ОГЭ

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования включает в себя:

Обязательные экзамены: по русскому языку и математике

А также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов:

  • Литература
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • История
  • Обществознание
  • Информатика и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)
  • Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки)
  • Литература

Выбранные обучающимся учебные предметы указываются в заявлении, которое он подает в образовательную организацию до 1 марта текущего года.

Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

Дополнительный материал:

Математика

справочные материалы, выдаваемые вместе с работой, линейка

Русский язык

орфографический словарь

Физика

непрограммируемый калькулятор. Необходимое лабораторное оборудование участник ОГЭ получит вместе с экзаменационными материалами

Обществознание,

история

не используются дополнительные материалы

Биология

Химия

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, электрохимический ряд напряжений металлов, непрограммируемый калькулятор

География

географические атласы для 7, 8 и 9-х классов,

непрограммируемый калькулятор, линейка

Иностранный язык

звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура

Литература

тексты художественных произведений и сборники лирики

ОЦЕНИВАНИЕ

По каждому предмету устанавливается шкала оценивания результатов выполнения экзаменационных работ (от 20 до 45 баллов) и шкала (на основе рекомендаций ФИПИ) пересчета первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Оценки за экзамен выпускники могут узнать в ОУ, где они обучаются, после того, как работы будут проверены и результаты утверждены.

Выпускники 9 классов, получившие на государственной итоговой аттестации не более 2-х неудовлетворительных отметок, допускаются к повторной ГИА по этим предметам в основной срок.

В случае неполучения удовлетворительной оценки и на пересдаче выпускнику не будет выдан аттестат. Вместо него будет предоставлена справка о прохождении обучения. В справке указываются предметы, по которым была получена неудовлетворительная оценка, и в следующем году можно будет пересдать только эти предметы.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2020 ГОДУ ПРЕТЕРПЕЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Все проекты экзаменационных моделей ОГЭ 2020 г. по учебным предметам подготовлены на основе ФГОС ООО. При этом обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. в проектах КИМ ОГЭ 2020 г. усилены деятельностная составляющая, практический характер заданий. Реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественнонаучного цикла.

Задания Основного Государственного Экзаменадля девятиклассников на 2020 год стали более практикоориентированными и проверяют такие умения, как поиск и анализ информации, аргументация своей точки зрения, навыки рассуждения.

РУССКИЙ ЯЗЫК - количество заданий уменьшилось до девяти. Задание 1, представляющее собой изложение, теперь можно писать в любом из предложенных жанров: записки, очерк, путевые заметки, рецензия, дневник. Во второй части работы представлены задания на проверку орфографии, пунктуации, грамматики, а также на анализ глубины и точности понимания содержания текста.

МАТЕМАТИКА - включили новый блок практико-ориентированных заданий (задания 1-5).

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ -изменилась структура работы. В большинстве заданий ОГЭ по обществознанию необходимо проанализировать практические ситуации, выразить свою точку зрения, основываясь на личный опыт и факты.

ИСТОРИЯ - появились новые задания, предполагающие работу с исторической картой, а также проверяющие знания истории культуры.

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ - уменьшилось количество заданий.

В ОГЭ по ХИМИИ и ФИЗИКЕ 2020 года включено проведение реальных экспериментов.

Условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение государственной итоговой аттестации (ГИА) по четырем учебным предметам — двум обязательным (русский язык и математика) и двум на выбор.

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Залогом успешной сдачи экзамена является качественное освоение школьной программы, повторение и систематизация изученных в 5-9 классах тем по предметам, развитие различных умений (читать и анализировать содержание текста, решать задачи и т.п.).

Включенные в экзаменационную работу задания не выходят за пределы содержания школьных учебников и программ.

Хорошо сдать экзамены не сложно, если правильно организовать подготовку к экзамену. Мы рекомендуем:

  • Старательно учитесь на протяжении всех лет, не допуская пробелов в знаниях.
  • Не «зубрите» - а тщательно разбирайтесь в каждой теме. Память человека - самый несовершенный носитель информации. Но, зная и понимая теорию, вы легко выведите любую забытую формулу за одну минуту.
  • Освежите в памяти теоретический материал, изученный за годы обучения в училище.
  • Ознакомитесь с основными документами ОГЭ, в которых четко прописаны критерии оценивания работы.
  • Разобрать билеты прошлых лет самостоятельно, вместе с преподавателем, или воспользовавшись видео уроками, доступными в сети.
  • Проверьте свой уровень знаний, решая демоверсии ОГЭ - 2019 года.
  • Не бойтесь ошибок, они неминуемы. Чем больше ошибок разберете на этапе подготовки, тем меньше их окажется на ОГЭ.

Дверь, за которой идёт проверка ГИА. Всё серьёзно!

Итак, девятиклассники сдали ГИА. Сделали своё дело и те, чья обязанность – проверка выполнения экзаменационных заданий, которая, кстати, может занимать до десяти дней по каждому из предметов.

Результаты ГИА 2014 года уже обсуждаются и анализируются на самых разных уровнях. А мы решили немного рассказать выпускникам – и нынешним, и будущим – о том, как проверяют ГИА по русскому языку.

Как проверяют задания части А и В ГИА по русскому языку

Тестовая часть ГИА (задания типов А и В) проверяется автоматически, то есть компьютером. Это одна из причин того, что бланки ГИА заполняются чёрной гелиевой ручкой, а буквы, цифры и другие символы требуется писать по образцам.

Кстати, в подробных инструкциях, предваряющих каждый из типов заданий ГИА, говорится о том, как именно вписывать ответы в соответствующие графы. Это опять же связано с особенностями проверки ГИА в автоматическом режиме.

Как проверяют часть С ГИА по русскому языку

Часть С (сжатое изложение и сочинение на лингвистическую тему ) проверяют эксперты. Это опытные школьные учителя, прошедшие строгий отбор и хорошо знакомые с особенностями экзаменационной работы и критериями оценивания заданий с развёрнутым ответом ГИА по русскому языку.

Одну работу проверяют, как минимум, два эксперта, причём независимо друг от друга. Каждый из них получает ксерокопию написанных выпускником развёрнутых высказываний (изложения и сочинения) – и выставляет за них баллы по каждому из критериев. При значительном расхождении количества баллов, выставленных двумя учителями, работа проверяется ещё одним экспертом – только после этого определяется окончательная и, как предполагается, объективная оценка.

И проверяются по отдельности, однако баллы за грамотность выставляются общие.

Таким образом, эксперт обращается сразу к трём таблицам критериев:

  • критерии оценивания сжатого изложения,
  • критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему,
  • критерии оценивания грамотности.

Это те самые критерии, которые представлены в демонстрационном варианте ГИА по русскому языку. Напомню: демоверсию ГИА текущего года можно найти на сайте ФИПИ в рубрике «Демоверсии, спецификации, кодификаторы».

Проверка творческой части ГИА по русскому языку связана с учётом ряда нюансов, и эксперты, разумеется, с этими нюансами знакомы. К примеру, если выпускник выполнил лишь одно задание части С (написал только изложение или только сочинение), подсчитывается общее количество слов в развёрнутом ответе. Соответственно выставляются баллы за грамотность (критерии ГК1 — ГК4):

  • если в работе 140 (и более) слов — баллы за грамотность выставляются по общей таблице критериев,
  • если в работе от 70 до 139 слов — по каждому из критериев ГК1 — ГК4) ставится не больше 1 балла,
  • если в работе менее 70 слов — грамотность оценивается нулём баллов.

Другой момент: ученик написал и изложение, и сочинение, однако слов в одной из работ (или в обеих) меньше, чем требуется в формулировках заданий С1 и С2. В результате суммируется общее количество слов в изложении и сочинении, а баллы за грамотность выставляются по тому же принципу, что и в предыдущем случае.

Итак, слова (включая служебные) в творческой работе эксперты считают. Поэтому желательно, чтобы и выпускник на экзамене выделил время для подсчёта слов в своём изложении и сочинении. Оптимальный объём изложения — от 70 до 90 слов, сочинения на лингвистическую тему — от 70 слов.

Как оценивается работа ГИА по русскому языку

Баллы, набранные выпускником за все три части экзаменационной работы, суммируются. После этого выставляется за ГИА (по традиционной для школы пятибалльной шкале).

Как проходит ОГЭ по русскому языку? С чем приходится сталкиваться экспертам, проверяющим работы учеников? В чем уникальность и неповторимость детских работ, и какие ошибки девятиклассники чаще всего допускают в своих работах? Обо всем об этом пресс-службе Московского центра качества образования рассказала председатель региональной предметной комиссии ГИА-9 по русскому языку Надежда Нефедова.

О сотрудничестве с МЦКО:

Экзамен по русскому языку в формате ГИА-9 проходит восьмой год. И весь этот долгий и непростой путь по апробации новой формы государственной итоговой аттестации за курс основной школы и перевода ее в штатный режим предметная комиссия прошла вместе с нашими коллегами из Московского центра качества образования. С первого дня МЦКО занимается организацией этой масштабной и очень ответственной работы, берет на себя сложную и очень объемную работу по подготовке и проведению процесса проверки нашей предметной комиссией заданий с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов ГИА-9 в основной и дополнительные периоды итоговой аттестации.

Региональная предметная комиссия по русскому языку ГИА-9 – одна из самых многочисленных в Москве. Когда мы начинали эту работу в 2009 году, нас было 700 человек. В последние годы численность экспертов составляет от 620 до 650 человек, как, например, в этом, 2016 году. И каждый год перед сотрудниками Московского центра качества образования встает серьезная задача: как разместить нашу комиссию во время основного периода проверки экзаменационных работ выпускников? Были годы, когда мы работали в две смены: с 9.00 до 15.00 и с 15.00 до 21.00. Наш рабочий день длился с 8.00 до 23.00. Последние два года стало легче: эксперты работают в одну смену.

Кроме того, МЦКО всегда стремился создать достаточно комфортные условия для работы экспертов: наши коллеги-эксперты всегда могли выпить чашечку чая, кофе, перекусить. Так за все время работы у нас сложился работоспособный коллектив единомышленников: сотрудники Московского центра качества образования, Московского института открытого образования и учителя русского языка московских школ. Мы всегда ставили перед собой только одну задачу – качественно и в срок проверить экзаменационные работы выпускников, объективно оценить их успехи за предыдущие девять лет обучения и тем самым помочь ребятам увидеть свои перспективы.

Об особенностях ОГЭ по русскому языку и трудностях работы эксперта:

В контрольных измерительных материалах по русскому языку ГИА-9 в формате ОГЭ представлено не одно задание с развернутым ответом, как, например, в ЕГЭ по русскому языку, а два творческих задания. Сначала ребята пишут сжатое изложение на основе прослушанного текста (задание 1). Вторая часть – «тестовая». А третья часть (задание 15) – вновь задание с развернутым ответом, творческая работа, сочинение. Более того, темы сочинения в третьей части носят вариативный характер: предлагается три формулировки тем, и ученик выбирает одну из них.

Подходы к формулировкам тоже разные. Первая носит лингвистический характер, требует от ученика понимания высказывания ученых-лингвистов о языке, умения объяснить смысл высказывания, привести примеры из текста. Вторая тема ближе к опыту, полученному на уроках литературы. Ребятам предлагается финальная фраза текста, и они должны интерпретировать ее смысл на основе понимания содержания всего текста с учетом авторской позиции. Это другая направленность работы.

И, наконец, третья тема. В большей мере она носит мировоззренческий характер. Ученику предлагается объяснить лексическое значение одного из ментальных понятий, например: «любовь», «дружба», «милосердие», «человечность», «сострадание», которые составляют основу системы ценностных представлений человека о мире и жизни. Ребята, исходя из своего опыта, объясняют значение слова, приводят примеры на основе прочитанного текста, примеры из своего жизненного опыта.

Ученику интересно работать с такими материалами. В течение экзамена меняется характер работы, и школьник может проявить себя в разных направлениях творческой деятельности. Но эксперту нелегко: чтобы проверить работы, он должен знать специфику каждого вида деятельности и критерии оценки разных заданий с учетом особенностей их выполнения. В пакете материалов для проверки работ у эксперта 19 разных текстов (как было в 2015 году), 18 лингвистических цитат, 18 фрагментов для интерпретации и не менее пяти слов для толкования значения, но на основе опять-таки 18-ти разных текстов. Эксперт должен все это содержательно осмыслить, соотнести с требованиями формулировки задания, критериями и условиями оценивания экзаменационной работы.

Помогает осознание значимости работы эксперта: не только проверить и оценить работу, но и помочь ученику осознать, насколько он успешен в освоении программы за курс девятого класса, каковы его перспективы. Кроме того, за каждой работой, стоит школьник. И не видя ученика, но читая его работу, мы проникаемся смыслом его рассуждений и его эмоциями. Как не откликнуться, например, на такую силу убежденности выпускника (выпускницы): «Что движет человеком на войне? Ярость? Нет. Боевой порыв? Нет. Совесть? Нет! Патриотизм!!!».

Об особенностях работ:

Мы работаем с языком и видим самые разные работы выпускников по уровню владения речью. Есть яркие профессиональные впечатления. Встречаются экзаменационные работы, за которыми мы видим огромный труд учеников, их родителей и учителей при подготовке к экзамену. Работы отличаются зрелостью в восприятии жизни, индивидуальностью почерка, глубиной содержания материала. В прошлом году некоторые ребята, выбрав задание 15.3, писали сочинение о дружбе, в одном из них были замечательные слова: «Настоящий друг на вес золота. Надо не только искать хороших друзей, но и быть таковыми».

Но встречается и то, что мы называем «причудами языка» наших школьников. Приведу несколько примеров:

«У каждого из нас есть деталь, которая делает нас человеком».

«Совесть – это то, что нельзя перекинуть на плечи другому».

«…знаки расчленения…»

Смеемся, и это хорошая разрядка во время трудной работы эксперта!

О типичных ошибках на ОГЭ:

Результаты экзамена зависят как от уровня освоения школьного курса по русскому языку, так и от уровня языкового развития выпускников основной школы. Поэтому достижения учащихся девятого класса мы рассматриваем как промежуточные: впереди годы обучения и годы взросления – все это даст возможность подросткам совершенствоваться в языке и речи.

Особая проблема, с которой мы часто сталкиваемся при проверке школьных работ, – это большое количество грамматических и речевых ошибок. Они свидетельствуют о том, что ребята не достаточно хорошо освоили грамматические и речевые нормы современного языка, на становление которых во многом влияет характер устной и письменной речи ближайшего окружения и семьи в первую очередь.

Чрезвычайно важен и собственный опыт речевой практики школьника. Этот опыт достаточно специфичен в отборе лексики, строения речи хотя бы потому, что подростки активно используют молодежный сленг с его лексикой, речевыми оборотами, грамматическими особенностями. Когда ученик на экзамене создает текст, он во многом опирается на свою внутреннюю речь. И не всегда ее можно соотнести с речевой или грамматической нормой современного языка. Ребятам бывает трудно переключаться с неформального общения на литературную речь. Часто в их работах происходит смешение уровней и стилей языка.

Конечно, любой носитель языка испытывает внешнее давление современной языковой практики. Но подростки особенно этому подвержены: идет процесс активного освоения окружающего мира и через язык в первую очередь. Например, в языке, как и во многих других областях жизни, существует понятие «мода», «тренд». Заданы они, в том числе, и журналистикой как влиятельной сферой в работе с языком, с развитием языка. Но частотность употребления какого-либо слова и (или) оборота в речи окружающих еще не означает, что они стали литературной нормой. Специфика работы эксперта при проверке экзаменационных работ как раз и связана с установлением соответствия письменной речи выпускника литературной норме.

Пожелания ученикам и учителям:

Ученикам я хочу пожелать только одно: любите и цените родной язык, в том числе и потому, что владение языком – это залог интеллектуально богатой и эмоционально насыщенной жизни. Кто владеет языком, тот владеет миром, потому что язык дает огромные возможности для познания мира и предоставляет богатейшие возможности для самовыражения.

А учителей я бы хотела призвать к тому, что в профессии нет окончательных достижений. Казалось бы, мы восьмой год занимаемся одним и тем же – совершенствуем мастерство по проверке работ учеников, проводим экспертную оценку их учебных достижений. Но чем больше мы с коллегами работаем, чем глубже погружаемся в этот процесс, тем больше понимаем, как много мы еще не знаем! Поэтому я желаю педагогам не терять интерес к профессии, к тому делу, которое мы выбрали однажды и которому так преданно служим.

Готовясь к экзаменам, стоит прежде всего обратить внимание на сайт Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru) и официальный информационный портал единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) – там в первую очередь публикуется информация о ОГЭ, которая так или иначе может касаться интересов будущих участников.

На этих ресурсах можно ознакомиться с порядком проведения экзаменов, расписанием, особенностями ОГЭ по различным предметам; найти ответы на часто задаваемые вопросы.

Официальные сайты ОГЭ 2020 - 9 класс

Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ по предметам этого года. Демонстрационные варианты помогут составить представление о структуре будущих КИМ, о количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, которые дают представление о требованиях к полноте и правильности записи ответа. Эти сведения полезны, чтобы выработать стратегию подготовки к ОГЭ.

При ознакомлении с демоверсиями КИМ ОГЭ 2020 года следует иметь в виду, что задания, включенные в них, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться на ОГЭ.

Ежегодно ФИПИ готовит справку об изменениях в КИМ по каждому учебному предмету, она также размещается вместе с демоверсиями. Учителю - предметнику, даже если он не входит в число педагогов-организаторов на ОГЭ или в состав экспертов предметной комиссии, следует ознакомиться с методическими рекомендациями, подготовленными на основе анализа результатов прошлогоднего ОГЭ, и рекомендациями для предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, чтобы знать процесс изнутри и суметь объяснить своим ученикам все особенности предстоящих экзаменов.

Также на сайте ФИПИ есть бесценная вещь – открытый банк заданий ОГЭ. В банке размещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ОГЭ по всем учебным предметам. Его можно использовать для самостоятельной подготовки к ОГЭ. Это очень поможет ученикам сориентироваться в экзаменационном материале, потренироваться в выполнении типовых заданий. Учителю тоже необходимо время от времени использовать материалы открытого банка заданий ОГЭ и включать их как элемент урока при повторении материала.