В школе часто дают задание выполнить синтаксический разбор предложений; встречаются среди них и предложения с прямой речью. О том, как правильно выполнить этот разбор, читайте в нашей статье.
Прямая речь
Прямой речью называют дословную передачу (в отличие от косвенной) высказывания какого-нибудь лица.
Чаще всего прямая речь используется для передачи не говорения, а внутреннего монолога, мыслей; обычная же речь, даже монологическая, оформляется как реплика диалога. Также прямой речью чаще всего оформляются цитаты.
Прямая речь заключается в кавычки; при ней имеются слова автора – комментирующая часть. Они сообщают, кто, кому, как сказал это.
Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью
Синтаксический разбор предложения с прямой речью принято начинать не так же, как разборы других предложений.
Необходимо сначала определить, что является прямой речью, а что - комментирующей частью словами автора. Затем надо оценить расположение прямой речи относительно лов автора и можно сразу же составить схему прямой речи.
Продолжать синтаксический разбор предложения с прямой речью надо так же, как разбор сложного предложения, то есть разбирать по частям.
Нужно подчеркнуть члены предложения, надписать части речи в прямой речи и дать характеристику этой части как отдельному предложения. Затем то же самое сделать для комментирующей части.
Как составить схему
Сначала надо определить, где в предложении находится прямая речь относительно слов автора, и найти ее границы.
Если знаки не расставлены, прямую речь надо найти. Для этого нужно разграничить части по смыслу.
В комментирующей части обычно есть глагол «говорения» или «размышления» («сказал», «крикнул», «пробормотал», «сообразил» и т.д.)
Обычно в схеме прямую речь обозначают буквой «П», а слова автора - буквой «А»; если часть начинается с заглавной буквы, буква в схеме тоже большая, если начинается со строчной буквы, то и в схеме буква строчная.
Если прямая речь состоит из нескольких предложений
Иногда внутри кавычек не одно предложение, а несколько. Это может быть, например, так: А: «П? П.»
Я задумался: «Но как я могу решить эту проблему? Она затрагивает не только меня».
Разбор такого предложения не труднее, а всего лишь длиннее, так как каждое предложение внутри кавычек надо разобрать отдельно, а в полной характеристике указать: «Прямая речь состоит из двух предложений».
Как дать характеристику
Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.
Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь - это побудительное восклицательное предложение:
«Немедленно замолчи!» – прикрикнула мать.
Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь - побудительное восклицательное предложение).
Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора - повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.
Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью
нар. глаг. сущ. нар. глаг. сущ.
«Уже едем , мама?» – печально спросил Максим .
Предложение повествовательное, невосклицательное, осложнено прямой речью, которая стоит перед словами автора. Прямая речь выражена вопросительным невосклицательным предложением, простым, односоставным определенно-личным, распространенным; осложнена обращением. Комментирующая часть выражена простым двусоставным распространенным предложением.Оценка статьи
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 140.
Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.
Чем отличается прямая речь от косвенной?
При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.
Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.
Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:
- Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
- «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
- «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.
Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:
- Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
- Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
- Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.
Основы правописания предложений с прямой речью
Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.
Прямая речь в начале предложения
Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:
- для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
- для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
- для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.
Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.
Приведём примеры:
- «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
- «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
- «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.
Прямая речь в конце предложения
В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.
Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:
- Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
- Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
- Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»
Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.
Прямая речь между слов автора
Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.
Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:
- Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
- Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
- Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.
Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!
Прямая речь, которая прерывается авторским текстом
А вот это довольно-таки интересный тип предложений.
Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.
Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:
- «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
- «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».
Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .
- «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
- «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».
Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.
Синтаксический разбор предложений с прямой речью
С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.
Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.
Синтаксический разбор предложения с чужой речью
Вспомним!
- Назовите порядок синтаксического разбора предложения?
- Как вы думаете, что изменится при разборе предложения с чужой речью и почему?
- Какие пункт прибавятся к синтаксическому разбору?
Порядок разбора предложения с чужой речью.
1. Предложение с чужой речью, форма её передачи – … (прямая речь / косвенная речь / цитата / с помощью вводного слова )
2. Комментирующая часть стоит … (перед чужой речью / после чужой речи )
3. Чужая речь стоит… (перед комментирующей частью / после комментирующей части)
ЦИОВ чужой речи!
4. СХЕМА!
Пример разбора предложения с чужой речью
Капитан задумался и потом произнес : « Как говорится , утро вечера мудренее ».
( - предложение с чужой речью,
она предана в форме прямой речи ;
- комментирующая часть стоит до чужой речи,
повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми;
- Чужая речь стоит после комментирующей части,
повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом. )
Ввод.сл.
А: «П».
Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.
- Зам..лчи строго сказал Красильщиков
- Она (н..)сколько (н..)смутившись попросила чтобы я завтр.. по..бедал с ней в «Праге»
- По словам медик..в б..лезнь эта была (не)излечима
- Чехов отм..чал что кратк..сть сестра т..ланта
- Соня позвал я няню снов.. поднявшись с подушкиз ра(с,сс)кажи еще сказку
- Почему вы с ним разг..вариваете на «ты» задыхаясь заметил юноша.
Домашнее задание
- Подготовится к диктанту по теме «Предложение с чужой речью»
- Упр. 431 (выполнить морфологический разбор 2х предложений)
- 1 вариант: 1 и 3
- 2 вариант: 2 и 4
- Указать, что данное предложение с прямой речью.
- Назвать слова автора и прямую речь.
- Разобрать синтаксически слова автора (прямую речь или то и другое как предложение).
- Объяснить расстановку знаков препинания.
Фёдор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины и тихо сказал Акиму: «Митинг не ну же м. Агитировать здесь некого» (Н. Островский).
Это особая синтаксическая конструкция - предложение с прямой речью. Она состоит из двух частей.
Первая часть - Фёдор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины и тихо сказал Акиму - слова автора. Они указывают, кому принадлежит прямая речь, к кому она обращена (к Акиму), как произносится (тихо) и при каких обстоятельствах (смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины).
Вторая часть - «Митинг не нужен. Агитировать здесь некого» - это прямая речь. Прямая речь состоит из двух простых предложений, разделённых точкой. Она выделяется кавычками и соответствующей интонацией. После слов автора ставится двоеточие. Далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения.
Еще по теме ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ:
- Предложения с прямой и косвенной речью, их структурносемантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной.
- ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
- Отличие синтаксического разбора простого предложения от синтаксического разбора сложного предложения.
- Синтаксический разбор нечленимых предложений. Возможные трудности при выполнении синтаксического разбора нечленимых предложений.