путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова- синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими .

Антонимы

1) Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - _______ , вверх - _________, холодный - ___________, помогать__________.

2) Продолжите начатые предложения антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________ .

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз - ___________, мелкий почерк -__________, мелкое озеро -___________

4) Найди в словаре антонимы к словам.

Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.

Омонимы

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

Запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

Где вы были?

У лисички!

Что вы ели там?

Лисички! ____________ , ____________

2) Шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________

Какую соль не кладут в суп? _________________

Какой кистью не красят стену? ______________________

добрая- сердитая

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Антонимы

Для чего нужны антонимы? Что вы хотите узнать об антонимах? Какие слова называются антонимами?

Чему будете учиться на уроке? Поставим перед собой задачи. Находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи.

Анти – «против»

Антонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но имеют противоположное значение.

лëгкий чемодан- лëгкая задача- лëгкий мороз-

лëгкий чемодан- тяж ë лый лëгкая задача- трудная лëгкий мороз- сильный

свежий огурец – сол ë ный свежий хлеб – ч ë рствый свежая газета – старая мелкий почерк – крупный мелкое озеро – глубокое

сладкое яблоко – кислое c ладкое лекарство – горькое сладкий сон – плохой старый человек – молодой старый учебник – новый

Знай больше, а говори меньше. Думай медленно, работай быстро. Мир строит, а война разрушает. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Не дорого начало, похвален конец.

Антонимы подчёркивают различие, усиливают его. Антонимы меняют смысл предложений, текстов.

Узнал (а) … Сегодня на уроке я...

Я сегодня научился … Я рад … Мне было …

20 Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Оцени себя! Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. АНТОНИМЫ

План-конспект открытого урока русскому языку

на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.

Предмет: Русский язык

Тема урока: синонимы и антонимы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II .Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

(На доске буквы: г у р щ д ц )

Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Какая орфограмма в этом слове?

Парная согласная в корне слова.

Проверка друг - нет друга.

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

- В толковом словаре.

Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.

Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

(на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ).

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III .Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг)

Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

Как такие слова называются …(синонимы.)

Слова близкие по значению.

синонимы .

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг ,

А деревьям друг .

- Что общего у этих слов?

- Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …(антонимы.)

Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы .

IV .Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тема урока?

- Слова синонимы и антонимы.

-Какая цель нашего урока?

Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V .Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания .

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI .Физминутка.

Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII .Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

- Какой ещё мы можем сделать вывод?

Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

- Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы?

Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

у кого все «+», поднимите красный листочек.

у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX .Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.

Антонимы – это слова одной части речи (но не всегда), противоположные по концептуальному значению.

Концепт – целостная структура знаний, которая схватывает наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности.

Виды антонимов:

1. по структуре :

Разнокорневые (злой – добрый)

Однокорневые (надводный – подводные, надеть – одеть)

2. в зависимости от типов противоположности .

Типы противоположностей:

    градуальная (контрастная) антонимия. Постепенный переход от одной степени к другой. Молодой – старый. Указывает на противоположные стороны непрерывной школы

    Комлементарная (дополнительная) антонимия. Антонимы взаимоисключают друг друга, отрицание одного дает утверждение другому. Можно – нельзя.

    Векторная антонимии. Разнонаправленное действие. Собирать – разбирать.

3. Энантиосемия. Внутри многозначного слова есть значения, которые между собой вступают в отношения антонимии.

Наверно: может быть (возможно) – наверняка (точно).

Выходить: приближение (в люди, в свет) – удаление (из комнаты).

4. конвенциональные (установившиеся) антонимы иконтекстуальные (зависят от контекста) антонимы.

Синонимы.

Синонимы – это слова, имеющие частичное или полное совпадающее значение. Синонимы – это универсальное явление.

Виды синонимов:

1. по структуре:

1) однокорневые (заглавие – заголовок)

2) разнокорневые (молодой – юный)

2. по степени синонимичности:

1) абсолютные (бросать – кидать, везде – всюду)

2) относительные.

3. по функциям:

1) нейтральные – ненейтральные (?)

смотреть – нейтральное действие; глядеть – с определенным оттенком (=смотреть пристально)

2) семантические синонимы (они отражают разные стороны объекта).

Синонимы нужны для уточнения значения, для замещения, для градации.

Синонимы бывают на разных уровнях языка:

Грамматические (умнейший – самый умный);

Предложение (активный залог – пассивный залог)

Фразеологизмы.

Конверсивы : ситуация описывается с разных / противоположных точек зрения – это антонимы, но не совсем. Например: А проиграл Б – Б выиграл у А. А младше Б – Б старше А.

  1. Полисемия. Виды переноса наименований.

Полисемия – это явлении, когда у одного слова несколько устойчивых значений. (лексико–семантические варианты). Это явление универсально, есть практически во всех языках, внутри каждого языка подавляющее большинство слов многозначно.

Почему это универсальное явление? Причина – свойство знака (ассиметрический дуализм). У слов появляются новые значения, когда мы хотим описать более точно некую ситуацию, например, когда появляется новый предмет и мы для его обозначения берем старое слово.

Внутри многозначного слова выстраивается иерархия значений. Здесь действует принцип ядра и периферии. Ядро – это то значение, которое первым приходит в голову при употреблении в изолированной ситуации. Как правило, полисемия снимается контекстом.

Полисемия отличается от антонимии тем, что между значениями многозначного слова должна быть общая тема, идея, сема.

Различая полисемии от омонимии:

- интуиция (между значениями многозначного слова должна быть общая тема, идея, сема)

кисть руки – кисть винограда – кисть художника – это омонимы, мало общего.

Gay– веселый – гей – тоже омонимы.

- историческое значение слова .

НО история может запутать:

Sole– подошва – камбала – омонимы. (англ)Soleпришло из латинского языка (сандаль), слово с похожим написанием, но другим значением – камбала, из французского.

- компонентный анализ .

В ходе развития полисемии у слова могут возникать переносные значения. Например: путь=маршрут, дорога; путь=выбор, стезя.

Синонимы и антонимы, омонимы и паронимы - сколько сложных терминов в русском языке. Однако на самом деле они не очень-то сложны, особенно если разобраться на примерах.

Давайте же выясним, что такое эти загадочные термины.

Синонимы

Синонимы - это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному. Как правило, синонимы принадлежат к одной и той же части речи. Используются синонимы для придания речи выразительности, во избежание тавтологии. Например, синонимами слова "красный" будут слова алый, багряный, багровый, кровавый и т.п.

Антонимы

Антонимы - это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. То есть, по сути, антонимы - это синонимы наоборот, однако также как и синонимы, они обычно принадлежат к одной и той же части речи. Примеры антонимов - "правда" - "ложь", "жадный" - "щедрый", "смеяться" - "плакать", "правый" - "левый".

Омонимы

Омонимы - это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию. Омонимы бывают абсолютные (когда совпадают все формы слов) и частные (некоторые формы слов расходятся). Так, например, слова "наряд (одежка)" - "наряд (распоряжение)", "ключ (источник)" - "ключ (то, чем мы открываем дверь)" - это полные омонимы. А вот слова "ласка" (животное) - "ласка" (проявление нежности) частичные омонимы, поскольку формы родительного падежа множественного числа этих слов различаются ("ласок - ласк").

Есть также омонимы грамматические - слова, которые совпадают по написанию и звучанию только в отдельных формах. Примером таковых является глагол "тереть" и числительное "три", они совпадают только в двух формах: "к трем часам" - "трем морковь", "три апельсина" - "три тщательнее".

Паронимы

Паронимы - это слова, которые сходны по звучанию, однако различны по смыслу. Паронимы довольно часто путают. Особенную "вредность" несут в себе паронимы для изучающих иностранные языки, так например, английские слова live (жить) и leave (покидать) имеют совсем разный смысл, а по звучанию отличаются лишь по долготе гласной, и это явление весьма непривычное для русского человека.

Различают корневые, аффиксальные и этимологические паронимы.

  • Корневые паронимы имеют разные корни, а их сходство чисто случайно, примерами таковых являются слова - "экскаватор" - "эскалатор", "костный" -"косный".
  • Аффиксальные паронимы имеют общий корень, однако за счет суффиксов - различное значение, например: "экономичный - экономический", "кровавый-кровный", "адресат" - "адресант".
  • Этимологические паронимы - это слова, которые заимствованы различными путями несколько раз из других языков. К примеру, слово "проект" из латинского и "прожект" из французского.