Вариантные формы местоимений

Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящие добавочное значение «несколько, немного» (побольше, посильнее, повыше), допустимы только в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.

3. При употреблении сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Эта комната более чистая и светлая не норма.

4. Ошибкой является образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения простой и сложной форм: более сильнее, самый сильнейший ;

5. Ошибка – плеонастическое сочетание типа несколько поподробнее (форма поподробнее имеет значение «несколько, немного» );

6. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных (более разговорных вариант ).

При употреблении местоимений особых трудностей с выбором ва­риантных форм не возникает. Отметим лишь следующее:

1. Местоимения 3-го лица он, она не произносят применительно к человеку, находящемуся рядом: следует называть его по имени. Таково требование культуры речи.

2. У местоимений 3-го лица после предлогов к основе добавляется : встретить ее – встретиться с ней; позвонить ему – вспомнить о нем .

3. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального : старше его, выше ее, дороже их .

4. Вопросительные местоимения кто ? и что ? не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто ? глагол-сказуемое употребляется в мужском роде, независимо от того, кто реально име­ется в виду: мужчина, женщина, несколько человек. Например: Кто пришел? Кто вызывал такси?

Существуют вариантные формы сочетаний с местоимениями, например: внутри их - внутри них , которые отличаются отсутст­вием или прибавлением начального н к личным ме­стоимениям 3-го лица после предлогов. Прибавляется н после всех простых предлогов, (без, в для, до, за и т.д.) и ряда нареч­ных предлогов, управляющих родительным падежом (возле, во­круг, впереди, мимо и т.д.); но нормативным употреблением этих предлогов с дательным падежом будет форма без н : вопреки ему, согласно ей, наперекор им и т.д.

Не прибавляется н после отыменных предлогов и употреб­ляемого в функции предлога сочетания существительных с пер­вообразными предлогами: при помощи ее, не в при­мер им и т.п.

Употребляются вариантные формы: в отношении его – в от­ношении него, насчет их – насчет них; у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, над всеми ими – над всеми ними; между ва­ми и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими. .. (М. Горький). ... Нет между нами и ними никакой средней линии (А. Гайдар).



После сравнительной степени прилагательного или наречия н не прибавляется: моложе ее, выше его, старше их .

При употреблении возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного место­имения свой может возникнуть неясность или двузначность, связанная с тем, к какому предшествующему существительному или личному местоимению они относятся. Согласно правилу, возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя действия.

Например, в предложении: Он не разрешает мне производить опыты над собой - двусмысленность вызвана тем, что над собой может быть отнесено и к он , и ко мне . В подобных случаях, во избежание двузначности рекоменду­ется перестроить предложение, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой. – Он не разрешает, чтобы я производил опыты над ним.

Аналогичное положение может возникнуть при употребле­нии местоимения свой , которое также соотносится со всеми тремя грамматическими лицами. Так, в предложении: Мать по­просила дочь принести свое платье - слово свой следует отнести к дочери как производителю действия. При замене ме­стоимения свой личным местоимением ее в притяжательном значении (принести ее платье ) принадлежность должна быть отнесена к матери. Но в обоих случаях сохраняется оттенок не­ясности, двузначности, поэтому подобные предложения реко­мендуется перестраивать: Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье. – Мать попросила, чтобы дочь принесла ее платье.

Винительный падеж определительного местоимения сама име­ет две формы: самоё (книжная форма) и саму (разговорная фор­ма): Поддерживают саму (самую) идею переноса срока выборов; Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не волнует.

Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой “Русский язык. Теория. 5-9”. Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями. Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами: 1) языковой небрежностью, 2) неверным пониманием семантики того или иного слова. Примеры характерных ошибок Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего – местоимений 3-го лица: Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо “её утопил” нужно было написать: “утопил Му-му”. Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.

Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить “ней” на “неё”, фраза останется некорректной. Предлагаемый вариант правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места. Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче. Возвратное местоимение Себя “указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия” (А. Н. Тихонов, “Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология”, М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово. Определительным местоимениям больше всего “не повезло” в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов “Современный русский язык” (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: “Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета”. Однако это очень общее определение. При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например: Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности.

2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения. Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу. Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход. Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки. Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день. (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам “Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию”, Розенталь Д. Э., М., 1994.) Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь: Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим. Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение “свой”: Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей. Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города. – Употребление формы “ихний” вместо “их” недопустимо. Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску. Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа. – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа. Местоимение Свой, как и возвратное местоимение Себя, часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах. Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и Соня грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование. Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки: А) Раскольников и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование. Материал для коллективной работы I) Личные местоимения. 1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился. 2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь. 3. Автор даже не подозревал о том, что Бирюк может сжалиться над вором, и с риском для себя он отпустил мужика. 4. Мой сын был вынужден опоздать на первый урок из-за необходимости зайти в поликлинику и сдать анализы, а они начинают работу с 8.30. [из записки учителю] 5. Когда Лука ушёл из ночлежки, жизнь Актёра снова вошла в привычное русло, и, видимо, не выдержав этого, Актёр повесился. Пепла он наставил на путь истинный.

Синонимы к слову принимать во внимание - это слова близкие по значению к слову принимать во внимание, которые с легкостью заменяют его в текстах и в разговоре. Всего найдено синонимов к слову принимать во внимание - 3 шт. Среди них могут всречаться как слова, так и словосочетания. Из найденных синонимов, слов - 2 шт, а синонимичных словосочетаний - 0 шт.Очень часто, особенно при разгадывании кроссвордов встречается вопрос: "Синоним к слову принимать во внимание", поэтому в нашем словаре также представлено количество букв из которых состоит тот или иной синоним. Самый маленький синоним к слову принимать во внимание состоит из 9 букв, а самое длинное состоит из 9 букв. Найти нужное слово-синоним по количеству букв вы можете воспользовавшись таблицей сверху, а конкретно графой количество букв.

О синонимах

Без слов синонимов в текстах различного характера, будь то повествование, рассуждение, побуждение не обойтись в преодолении неоправданного повторения одного и того же слова. Также применение слов синонимов вместо принимать во внимание используется в литературе, как способ связи соседних предложений в тексте. В стилистике русской словесности при письменном изложении текста повторение одних и тех же слов идентифицируется как тавтология и является грубой лексической ошибкой. Таким образом, при изложении текста на начальном этапе используется одно из ключевых слов синонима, а дальше по тексту уже применяются подходящие по смыслу слова синонимы, раскрывающие и усиливающие тематику текста для более обширного представления.

Например, изначальное слово «принимать во внимание» далее уже в зависимости от необходимой применимости, заменяется на учитывать.

Не забываем, что по своим качествам синонимы могут быть применимы с использованием приставки «не» к словам антонимам, словам противоположным по значению. При этом лексическое значение образованного слова антонима с приставкой не- также характеризуется как синоним.

Характеризуют слово синоним и многозначные слова, образующие сложным словосочетанием слов в своей многозначности по лексическому значению одно из слов предлагаемого синонима в контексте.

В завершении сказанного, хочется подчеркнуть, какую важнейшую роль синонимы играют в речи людей. Применение слов синонимов и умение пользоваться дополнительными ресурсами в виде словарей, дает возможность не только предельно точного и многообразного выражения своих мыслей, но и ведет к обогащению, насыщению нашего родного русского языка.

Книги

  • Les Huit Coups De L"Horloge , Leblanc Maurice. Книга "Восемь ударов стенных часов"-это классический детектив, написанный Морисом Лебланом. -"Эти восемь приключений мне когда-то рассказал Арсен Люпен. Он приписывал их своему приятелю,…
в Словаре воровского жаргона:
- каpманная …
  • ВНИМАНИЕ в Новейшем философском словаре:
    сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. является возникновение …
  • ВНИМАНИЕ в Словаре йоги:
    (Attention) См. Внимание без Усилия …
  • ВНИМАНИЕ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. активное, то есть способность сознательно, целенаправленно сосредоточиваться на …
  • ВНИМАНИЕ в Медицинских терминах:
    форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других …
  • ВНИМАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика …
  • ВО
    (Waugh) Ивлин (1903-66) английский писатель. Сатирик-моралист консервативной направленности (романы "Мерзкая плоть", 1930, "Пригоршня праха", 1934, "Незабвенная", 1948); проницательный психолог (роман …
  • ВНИМАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится …
  • ВО
    (Waugh) Алек и Ивлин, английские писатели, братья. Алек В. (р. 8.7.1898, Лондон), автор романа "Неясные перспективы юности" (1917), книг о …
  • ВНИМАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической …
  • ВО
    Во время нерестования наружный вид В. несколько изменяется; весною,иногда задолго до метания икры, начинается усиленная деятельностьнаружных покровов тела, выделяющая много …
  • ВНИМАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С некоторыми из входящих в сознание явлений сознающий субъект связывается особым актом, которым эти явления выделяются из остального содержания сознания. …
  • ВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВО в Энциклопедическом словарике:
    (Waugh) Ивлин (1903 - 66), английский писатель. В сатирических романах "Упадок и разрушение" (1928), "Мерзкая плоть" (1930), "Пригоршня праха" (1934), …
  • ПРИНИМАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -СЯ см. принять, -ся. ПРИНОРОВИТЬ, -влю, -вишь; -овленный; сов., что (разг.). Приурочить, приспособить. П. отпуск к праздникам. II несов. …
  • ВО в Энциклопедическом словаре:
    -ВО, частица (прост.). То же, что вот-вот (во 2 знач.). ..., приставка. То же, что в...; употр. вместо "в" перед …
  • ВНИМАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-н. Обратить в. начто-н. Отнестись со вниманием. Привлечь чъе-н. в. …
  • ВО
    (Waugh) Ивлин (1903-66), англ. писатель. В сатирич. ром. "Упадок и разрушение" (1928), "Мерзкая плоть" (1930), "Пригоршня праха" (1934), "Возвращение в …
  • ВНИМАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВНИМ́АНИЕ, сосредоточенность и направленность психич. деятельности на определ. объект. Различают В. непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта В. …
  • ВО
    (Vaud, по-нем. Waadt) ? кантон в Швейцарии; жителей в 1900 г. было 285050; ост. см. …
  • ВНИМАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? С некоторыми из входящих в сознание явлений сознающий субъект связывается особым актом, которым эти явления выделяются из остального содержания …
  • ВНИМАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Для зарождения в сознании какого-либо ощущения недостаточно присутствия внешнего раздражения: когда мы углублены в свои мысли или заняты чем-либо, …
  • ВО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку.
  • ВНИМАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    внима"ние, внима"ния, внима"ния, внима"ний, внима"нию, внима"ниям, внима"ние, внима"ния, внима"нием, внима"ниями, внима"нии, …
  • ВНИМАНИЕ в Словаре эпитетов:
    1. Сосредоточенность мысли, зрения, слуха; интерес. Ропросительное, восторженное, глубокое, досужее (разг.), жадное, живое, заинтересованное, зоркое, исключительное, концентрированное, ледяное, молчаливое, напряженное, …
  • ПРИНИМАТЬ
    см. …
  • ВНИМАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, только ед. , с. 1) Сосредоточенность мысли, зрения, слуха на каком-л. объекте. Внимание аудитории. Вдруг внимание мое было возбуждено …
  • ПРИНИМАТЬ
    1. Syn: зачислять (оф.) приобретать, обретать (приподн.), получать, брать Ant: отдавать, давать 2. ‘значение’ Syn: достигать 3. Syn: допускать, предполагать, …
  • ВНИМАНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПРИНИМАТЬ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: зачислять (оф.) приобретать, обретать (приподн.), получать, брать Ant: отдавать, давать 2. ‘значение’ Syn: достигать …
  • ВНИМАНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: интерес, заинтересованность Ant: невнимание, …
  • ПРИНИМАТЬ
    см. брать, пить || душа не принимает, не принимать, не принимать в расчет, принимать за …
  • ВНИМАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    почтение, уважение. Обращать чье-либо внимание на такое-то обстоятельство, выдвинуть это обстоятельство, выставить его на первый план, подчеркнуть его; налегать, напирать …
  • ПРИНИМАТЬ
    Syn: зачислять (оф.) приобретать, обретать (приподн.), получать, брать Ant: отдавать, давать значение Syn: достигать Syn: допускать, предполагать, думать, полагать Ant: …
  • ВО в словаре Синонимов русского языка:
    в, …
  • ВНИМАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: интерес, заинтересованность Ant: невнимание, …
  • ПРИНИМАТЬ
    несов. перех. и неперех. 1) а) перех. Брать то, что кто-л. дает. б) Получать из рук в руки. в) Подхватывать, …
  • ВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. предикатив разг.-сниж. Возглас при выражении высокой степени оценки чего-л. как действие. 2. предлог см. в. 3. межд. разг.-сниж. Употр. …
  • ВНИМАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Сосредоточенность мысли или зрения, слуха на чем-л. б) Интерес к кому-л., чему-л.; заинтересованность. 2) Заботливое, чуткое отношение, …
  • ПРИНИМАТЬ
  • ВО в Словаре русского языка Лопатина:
    во 1 и в, …
  • ВНИМАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    вним`ание, …
  • ПРИНИМАТЬ
    принимать, -аю, -ает и (книжн.) приемлю, …
  • ВО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    во, …
  • ВНИМАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    внимание, …
  • ПРИНИМАТЬ в Орфографическом словаре:
    приним`ать, -`аю, -`ает и (книжн.) при`емлю, …