Симеон Полоцкий как поэт для детей


Симеон Полоцкий является выдающимся русским поэтом XVII века, активным деятелем в области просвещения. Огромное его литературное наследие пронизано педагогическими идеями. И это не случайно, ибо всю свою жизнь он занимался педагогиче­ским трудом. Поэтому вполне естественно его участие в создании детской литературы.

Родился поэт в 1629 г. в Полоце, где получил первоначальное образование. В 1653 г. окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), после чего учился за границей, а затем стал учителем на своей родине.

В 1664 г, царь Алексей Михайлович пригласил его в Москву, где Симеон стал пользоваться почетом и уважением за свою широкую образованность, беспримерное трудолюбие, поэтический талант и педагогические способности. Вскоре он был назначен учителем наследника - царевича Алексея, а после его смерти (1670) воспитателем нового наследника - Федора. Под его руководством воспитывались также царевна Софья и будущий царь Петр I.

Особенно большим почетом и уважением был окружен Симеон при царе Федоре Алексеевиче, вступившем на престол в 1676 г.

Умер Симеон 25 августа 1680 г.

За 16 лет жизни в Москве Симеон написал, издал или подготовил к печати 14 книг, половину из которых составляют книги учебные или детские. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион», состоящий из 1308 страниц большого формата, и «Вертоград многоцветный» - 1316 страниц. Они были завершены поэтом за два года до смерти.

^ Педагогические взгляды Симеона Полоцкого


Симеон Полоцкий придавал решающее значение воспитанию и начисто отрицал наличие в человеке врожденных пороков. Душу ребенка он уподоблял «скрижали ненаписанной», на которой «учитель что хощет написати может», В этом отношении он был предшественником Джона Локка. Наиболее действенным средством воспитания он считал положительный пример, который могут дать родители и воспитатели.

Плод от древа си поблизу падает,

Чада от отца нравы получает.

Главное место в педагогических воззрениях Симеона Полоцкого занимает трудовое воспитание. Он считал, что трудиться должны все, без различия возраста, общественного и сословного положения, в том числе и цари. «Люботрудие», «трудолюбие», «трудник», «трудолюбец», «люботрудник» и другие подобные слова - самые частые в его творчестве. Он считал, что трудиться надо учить человека с детства, только тогда труд станет для него привычным делом.

Не возленися трудов положити,

Имат бо тебе польза многа быти.

Аще ся видит досадно труждати,

Но сладко плоды трудов собирати.

Восхваляя люботрудников, поэт остро обличал тунеядцев, которых, по его словам, следует изгонять из общества. Под, трудом понимал он не только труд физический, но и умственную, деятельность, чтение, учение, управление государством.

Поэзия Симеона Полоцкого полна гимнами книге, грамоте, чтению. Книга, по его словам, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Она способна «душу сильно усладити», делает человека мудрым. Но настоящими мудрецами он считал тех, кто, обладая знаниями, щедро делится ими с окружающими и с большой пользой применяет их в повседневной жизни.

^ Учебные и детские книги Симеона Полоцкого


По прибытии в Москву Симеон принял участе в подготовке к изданию букваря 1664 г., для которого написал десять приветствий, обращенных к детям, их родителям и благодетелям. В 1667г. он издал новый, целиком им составленный букварь, который был переиздан в 1669 г. Учебный материал был взят для него в основном из «Московской азбуки» 1637 г.- издания. Особенно выделялось в нем предисловие, которое является первым печатным педагогическим трактатом на русском языке.

Через 10 лет, в 1679 г., Симеон составил и издал новый букварь, являющийся итогом более чем векового развития русского учебника.

Для истории детской литературы наибольший интерес имеют два стихотворения, помещенные в букваре 1679 г. Это «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание».

По своей композиции «Предисловие» напоминает стихотворение справщика Савватия, опубликованное в азбуке 1637 г. В обоих произведениях прославляется просвещение и рассказывается о настоящей книге. Как и в других своих произведениях, С. Полоцкий призывает детей постоянно трудиться, ибо тот, кто трудится с юности, будет жить в покое в старости. Грамота, по его словам, великий дар, средоточие мудрости. Хотя она безгласна, но разносится беспредельно далеко. Все то, что чувствует сердце, о чем рассуждает ум,- все это через грамоту становится известно другим. Если голос рядом стоящего слышен только немногим, то мысли пишущего могут быть доставлены куда угодно. В книге, как в зеркале, отражается жизнь человека и всего человечества. Это «врачевство на всякие раны». Другая роль письменности - запечатлеть происходящее, быть памятником и указать путь в будущее.

В начале и в конце «Предисловия» поэт непосредственно об­ращается к ребенку:

Отроче юный, от детства учися,

Письмена знати и разум почтися.

Заключенное в такую композиционную рамочку стихотворение выглядит более цельным и задушевным.

По своей поэтике стихотворение это отличается от других произведений Симеона, написанных для взрослых. Здесь нет обычных для него исторических или библейских параллелей, уподоблений, ссылок на античных и византийских авторов, усложненных стилистических конструкций. Это теплая, откровенная беседа с ребенком на доступном ему языке и на близкую тему.

Второе стихотворение - «Увещание» - помещено в конце книги и предназначается не всем, а только ленивым и буйным. В нем выражена одна из сторон педагогических взглядов Симеона - признание физических наказаний. Поэт убеждает маленького читателя: если он хочет быть образованным и умным, то должен постоянно трудиться, выполнять определенные требования. А нарушающий правила вынужден будет терпеть наказания розгами, так как

Те орудия глупых исправляют,

Плоти целости ничтоже вреждают.

Розга ум острит, память возбуждает

И волю злую в благу прелагает.

В конце стихотворения поэт вновь призывает детей трудиться, чтобы не подвергаться наказаниям.

В руководимой Симеоном Верхней типографии, открытой царем Федором Алексеевичем специально для издания произведений своего любимого учителя, изданы две книги для детского и юношеского чтения: «Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу» (январь, 1680) и «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (сентябрь 1б80 г.).

Первую книгу можно отнести к известному с древнейших пор жанру поучения. Кроме других многочисленных наставлений в ней выделены специальные главы о книгах и чтении. Симеон написал к «Тестаменту» большое стихотворное предисловие, обращенное к юным читателям. В нем говорится о роли чтения в жизни человека и о настоящей книге: комментируется ее содержание, подчеркиваются главные моменты, чтобы обратить на них особое внимание ребенка и тем самым сделать ее более доступной. Поэт убеждает, что «книжица сия добру научает», но не всякого, а только того, кто будет не только читать, но и следовать её советам.

  • Категория: Историческое сочинение ЕГЭ

Известный белорусский просветитель, богослов, поэт, драматург, пере­водчик.

Учился в Киево-Могилянской коллегии. При посещении Полоцка Алексеем Михайловичем ему удалось лично поднести царю приветственные «Метры» сво- I его сочинения. В 1664 г. он отправился в Москву, где царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел. Он активно участвовал в подготовке, а | затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. По уполномочию Восточных патриархов, Симеон произнёс перед царём речь о не­обходимости повысить уровень образования в Московском государстве. В 1667 г. назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича.

Кроме наставничества у царевичей, Симеон Полоцкий в это время активно ра­ботает на государевой службе, составляет речи для Алексея Михайловича, пишет торжественные объявления и проекты царских указов. Симеон Полоцкий явля­ется ключевой фигурой среди инициаторов создания первого в Москве высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии. С 1667 г. Симеон, в период воспитания царевичей, пишет для них специально несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить! «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Кни- | га кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий объединил все знания, какие дали ему школа и чтение, начиная с апо­крифов и кончая астрологией. Эти труды были для того времени серьезнейшими источниками обучения, которые впоследствии еще долго использовались в цер- ковно-светском обучении детей.

Симеон Полоцкий был одним из первых русскоязычных поэтов, автор силла­бических виршей (стихов) на церковнославянском и польском языках, пронизан­ных любовью к родной земле - Полоччине и Витебщине, а также двух комедий, | школьных драм для придворного театра Алексея Михайловича.

До потомков дошли два больших сборника стихотворений Симеона Полоцко­го: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». Первый сбор- : ник называли энциклопедией, из которой черпали знания по самым разнообраз­ным вопросам жизни. Во второй сборник были включены драматические пьесы, которые ставились в придворных театрах Москвы.

Задачи:
1.Формировать систему читательских умений:
- воспринимать изобразительно выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития события;
- видеть авторскую позицию (отношение, оценку);
- осваивать художественную идею произведения;
2.Совершенствовать навык чтения вслух, про себя.
3.Расширение и обогащение словаря учащихся.

Оборудование:
1) На интерактивной доске портреты поэтов: Карион Истомин, Симеон Полоцкий.
2) Учебник по чтению авторы: Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев «В океане света», М.: «Баласс» 2008 год, рабочая тетрадь на печатной основе Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Чиндилова М.: «Баласс» 2008 год.
3) Словарь О. Даль.

Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
1.Хоровое чтение отрывка из « Азбуковского учения».
2.Чтение перевода одного из стихотворений Савватия.
3.Самостоятельное составление планов о справщике Савватии. Обсуждение вариантов. Составление обобщенного плана рассказа о русских книжниках.

План:
а)Имя (мирское и монашеское).
б)Должность, занятие.
в)Известные тексты, дошедшие до нас.
г)Основные темы (о чем писал).
д)Значимость для нас.

Работа с текстами до чтения.
- Сегодня мы познакомимся с двумя новыми авторами, поэтами XVII века, писавшими для детей, Симеоном Полоцким и Карионом Истоминым.
- Прочитайте рассказ о них Николая Александровича (стр. 53).Вы узнаете много интересного.
Это были необыкновенно талантливые люди с интересной судьбой. Симеон Полоцкий, человек образованный, трудолюбивый, способный, был приглашен царем Алексеем Михайловичем и назначен учителем наследников – царевичей Алексея и Федора. Под его руководством воспитывались царевна Софья и будущий царь Петр I.
Карион Истомин учился в типографской школе, служил на Московском печатном дворе сначала писцом, чтецом, справщиком, а затем встал во главе печатного двора. При жизни Карион Истомин издал три книги: «Лицевой букварь», «Букварь языка словенска» и «Повесть об Иване Воине», написал много детских стихотворений.
- Постройте на основе прочитанного рассказ о любом писателе (см. план выше). Недостающую информации найдите в биографических справках о писателях (ТПО).

Симеон Полоцкий.
Белорус Самуил Емельянович Ситниакович – Петровский (1629 – 1680) принял монашество в 27 лет с именем Симеон. В Москве его прозвали Полоцким – по родному городу, где он был учителем. В 1656 году познакомился с царем Алексеем Михайловичем: во время приездов царя в Полоцк читал ему свои приветственные вирши. В 1664 году навсегда уехал в Москву, где продолжал деятельность педагога. Он воспитывал государевых детей, открыл школу неподалеку от Кремля и учредил дотоле неизвестную в России должность – придворного поэта. Любое событие в царской семье давало ему повод для сочинения от имени членов семьи стихотворений «на случай», которые поэт собрал в огромный «Рифмологион, или Стихослов». Подсчитано, что он написал по крайней мере 50 000 стихотворных строк.

Карион Истомин.
Карион Истомин (Заулонский) (1650 – 1717) родился в Курске. Не позже 1679 года, уже приняв монашество, переселился в Москву. Здесь он служил справщиком (редактором) на Печатном Дворе. 4 марта 1698 года получил очень важную должность начальника Печатного Двора. Карион Истомин – очень плодовитый поэт. Он известен своими педагогическими сочинениями, писал приветствия (царевне Софье Алексеевне), дружеские послания, поэмы, поэтические размышления о жизни:
Что небо держит, кто землю строит,
Человек каку благу жизнь усвоит?

Рассказы учащихся о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине.
Рассказ о Симеоне Полоцком:
Мирское имя - Самуил Емельянович Ситниакович – Петровский, монашеское имя – Симеон, фамилия Полоцкий по названию города, где был учителем. Потом жил в Москве, воспитывал царских детей. Открыл свою школу. До наших дней дошли его сочинения, например, «Рифмологион, или Стихослов». Основные темы его сочинений связаны с событиями, происходившими в царской семье.Благодаря стихотворениям, мы знаем, что происходило в царской семье.
Рассказ о Карионе Истомине.
Мирское имя – Заулонский. После принятия монашества – Карион Истомин. Он служил справщиком (редактором) на Печатном Дворе. 4 марта 1698 года получил очень важную должность начальника Печатного Двора. Он известен своими педагогическими сочинениями, писал приветствия (царевне Софье Алексеевне), дружеские послания, поэмы, поэтические размышления о жизни. «Лицевой букварь», «Букварь языка словенска» и «Повесть об Иване Воине», написал много детских стихотворений.

Работа с текстами во время чтения.
1)Самостоятельное чтение стихов Симеона Полоцкого.
- Почувствовали ли вы, что они написаны учителем, наставником? Почему так думаете? (Да, стихи учат любить, почитать родителей, содержат знания, например, какие цвета в радуге, прививают любовь к Богу).
- Какие тексты для вас оказались неожиданными? (текст про радугу, что в ней только три цвета)

2)Повторное чтение текстов.
- Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия? Прочитайте его и сразу же переведите («Чтение»).
Чтение.
Ходяй при водах, всяко омочится,
Приседай огню, тепла исполнится.
Тако читаяй книги божественны
Аки по нужде будет умудрены.

Тот, кто ходит около воды, может намокнуть. Тогда надо присесть к огню и согреться. Так надо читать божественные книги, и неизбежно будешь мудрым.
- Какое стихотворение похоже на загадку? Прочитайте его как загадку («Дуга»).
Дуга.
Дуга в облаци родится,
Егда на нее сияние солнца изводится.
Во дузе три суть цвета: багряный, зеленый,
Третий им примесися видом сый – червленый.
- На стр.54-55 помещены отрывки из двух книг Симеона Полоцкого («Рифмологион», «Ветроград многоцветный»). Одна и этих книг – поэтическая энциклопедия, в которой в стихах описывается 1155 понятий. Вторая книга – сборник речей (декламаций, диалогов, приветствий), которые писались специально, чтобы кто-то их произносил и учился тем самым словесной культуре.
- Какая книга из двух, по-вашему, энциклопедия, какая – сборник речей? (Рифмологион» - сборник речей, а «Ветроград многоцветный» - энциклопедия).
- Прочитайте текст о Земле как энциклопедический материал. Какие сведения в нем содержатся? (Из каких слоев состоит Земля).
- А теперь вы – маленькие внуки, которые обращаются к своему деду. Прочитайте.
- Какую строчку (из двух) позволительно сказать именно маленькому ребенку? (Первую строку можно сказать ребенку – «Желаю тебе многолетно жити…»).
- Сравните обращение внука к деду с обращением сына к отцу.
- Что сохранилось? (почтение, любовь, пожелание долгих лет жизни)
-Что изменилось? (сын говорит о своей любви к отцу, а внук говорит о том, что его надо любить).
-Как это отразится на вашем чтении? (Второе стихотворение надо читать с большей любовью).
-Прочитайте стихи «сынолюбно».
- Сделайте общий вывод о творчестве Симеона Полоцкого, о том, чему он учил царских детей. (Симеон Полоцкий учил уважать и почитать своих родителей, относиться к ним с любовью, и, чтобы родители тоже любили детей).

3)Самостоятельное чтение стихов Кариона Истомина.
- Чем поражают эти стихи?
- Что общего между стихами Истомина и отрывками из «Рифмологиона» Полоцкого? (Обращение детей к родителям).

4)Повторное чтение текстов.
- Чем подкупают нас стихи, обращенные к матери? (великой любовью).
- Найдите в них строчку «что я имею, тебе отдам». Прочитайте её. Как вы понимаете эти слова? (все, что есть у меня – принадлежит тебе).
- Какие строки также говорят о беспредельной любви и благодарности?
«Прелюбезная моя мати…»
«За благи твои уветы
Кия нести тебе цветы…»
- Похож ли букварь К.Истомина на наш современный (буква-картинка)? (Да, похож)
-Какие бы предметы вы нарисовали на букву «К»? (кот, кит, крот, карась, книга, компьютер, кино).
- Какие слова- предметы были явно незнакомы москвичам в XVII веке, какие – нам сейчас? (москвичам - компьютер, кино; нам – колесница).

Работа с текстом после чтения.
1)Вопрос из учебника:
- Что могли узнать маленькие читатели об отношении детей к взрослым, о Земле, о радуге? (о почтении, уважении, любви к родителям; о строении Земли и радуги)
2)Окончание рассказа о писателях по плану.
Значимость для нас: памятник литературы, историческая ценность, ценные сведения о прошлом, о культуре, быте, об отношениях между поколениями, знания о тех, представлениях о природе.

Домашнее задание.
1)Выучить наизусть любое стихотворение.
2)Задание для любознательных (по желанию): рабочая тетрадь стр.25 задание III. 2.

СТИХИ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО
И КАРИОНА ИСТОМИНА
Ц е л и: познакомить с творчеством детских поэтов XVII века С. Полоцкого
и К. Истомина; развивать навыки осознанного чтения и аналитической работы с
текстом; воспитывать интерес к чтению детской литературы.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение отрывков из стихов Савватия.
2. Ч т е н и е п е р е в о д о в (в тетради).
3. Обсуждение вариантов плана о справщике Савватии.
П л а н:
1) Имя (мирское, монашеское).
2) Должность, занятия.
3) Известные тексты.
4) Основные темы.
5) Значимость для нас.
II. Вступительная беседа.
– Сегодня мы познакомимся с двумя новыми авторами, поэтами XVII века,
писавшими для детей, Симеоном Полоцким и Карионом Истоминым.
– Прочитайте рассказ о них Николая Александровича (с. 53).
– Расскажите, на основе прочитанного, о любом писателе. Недостающую
информацию найдите в биографической справке в тетради по чтению (с. 24).
– О чем мог писать С. Полоцкий (наставник, учитель, воспитатель)?
– Чем похожа жизнь Истомина на жизнь Савватия? (Они были справщиками
печатного двора, писали стихи для детей.)
III. Чтение стихов Истомина.
– Прочитайте два стихотворения Истомина. Начнем со стихотворения из
«Малого букваря».
Дети читают вслух.
– Перечислите слова на «к», которые в нем употреблены. (Кит, кипарис,
колесница, копье, конь, ключ.)
– Какие из них устарели?
– Нуждается ли стихотворение в переводе? (Нет.)

– А вот стихотворение из «Книги вразумления…» перевести полезно.
Попробуйте перевести стихотворение.
(Любимая моя мама,
Как мне отблагодарить тебя
За твое мудрое воспитание,
Какие цветы принести тебе?
Не могу найти достойных…
Чем почтить тебя не знаю…)
IV. Чтение стихов Симеона Полоцкого.
– Сейчас прочитаем стихи Симеона Полоцкого, современника К. Истоимина.
Они близки по теме.
1. Ч т е н и е д е т ь м и с т и х о т в о р е н и й «Маленький внук – своему деду»,
«Сын – отцу».
– Какие чувства воспитывал автор в детях такими стихами?
– Какую библейскую заповедь вы вспомнили? (Чти отца и мать твоих.)
2. Ч т е н и е с т и х о в из книги «Вертоград многоцветковый».
– Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия?
Прочитайте и переведите. («Чтение».)
– Какое стихотворение похоже на загадку? («Дуга».)
– Прочитайте его как загадку.
– Прочитайте текст о Земле как энциклопедический материал. Какие
сведения в нем содержатся?
V. Обобщение изученного.
Р а б о т а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а.
Домашнее задание: выучить наизусть любое стихотворение.

Хочу начать наш урок литературного чтения с ваших высказываний по пословицам, которые лежат на ваших партах. Прочитайте пословицу, обсудите в паре её смысл, выберите того, кто будет докладчиком.

Пословицы (на парте одна пословица):

1.Книги читай, а дела не забывай.

2.С книгой поведёшься, ума наберёшься.

4.Хорошая книга - лучший друг.

5.Книга мала, а ума придала.

7.Глядишь в книгу - видишь фигу.

8.Книга - маленькое окошко, через которое весь мир видно.

9.Чтение для ума то же, что зарядка для тела.

10.Если поищешь в книге мудрости внимательно, то найдёшь большую пользу для души своей.

11.Вовремя прочитанная книга - большая удача.

13.Кто много читает, тот много знает.

14.не всякий кто читает, в чтении силу знает.

Обсуждение значений пословиц. Вывод: книги - источник мудрости. Книги разнообразны. Читать надо вдумчиво, рассудительно.

Кто из данного раздела говорил о большом значении книги? (Ярослав Мудрый (10 пословица), Савватий - первый детский поэт).

Дома вам надо было перевести на современный язык стихи Савватия. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Почему переводы получились немного разные, не «слово в слово»?

Прочитайте ещё раз стихотворение, в котором Савватий сравнивает книгу с солнцем. Насколько нам необходимо солнце? А книги?

Ничто же светлейше солнечного сияния,

Ничто же сладчайше книжного писания.

Солнечный бо свет вселенну осиявает,

Книжное писание душу просвещает.

Солнце убо согревает плоды земные,

Книжное же писание наводит на мысли благие.

-Прочитаем эти строки по «ролям»: мальчики - солнце, девочки - книги.

Предположите, чем будем заниматься на уроке, учитывая начало урока, название раздела. (скорее всего будет знакомиться с детскими писателями, стоявшими у истоков).

Да. Мы познакомимся сегодня ещё с двумя авторами: Симеоном Полоцким и Карионом Истоминым (на доске открываю их имена).

Что вы знаете о них и их творчестве? (Ничего)

Поставьте цель нашего урока.

2. Знакомство с их произведениями.

3.Определить значение их произведений.

Как будем достигать эти цели?

1.Работа с учебниками, возможно с другими источниками информации.

2.Чтение произведений, обсуждение, сравнение, высказывания мнений.

3.Делаем выводы для кого писали и зачем.

Приступим к достижению наших целей. Прочитайте рассказ о них Николая Александровича (с. 53) жужжащим чтением.

На ваших партах лежат листы и дополнительной информацией о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине. Используя учебник и доп. информацию составьте рассказ об авторах по плану (в тетрадь).

Симеон Полоцкий

Самуил Емельянович Ситниакович - Петровский (1629 - 1680) принял монашество в 27 лет с именем Симеон. В Москве его прозвали Полоцким - по родному городу, где он был учителем. В 1656 году познакомился с царем Алексеем Михайловичем: во время приездов царя в Полоцк читал ему свои приветственные стихи. В 1664 году навсегда уехал в Москву, где продолжал деятельность педагога. Он воспитывал государевых детей, открыл школу неподалеку от Кремля и учредил до того неизвестную в России должность - придворного поэта. Любое событие в царской семье давало ему повод для сочинения от имени членов семьи стихотворений, которые поэт собрал в огромный «Рифмологион, или Стихослов». Подсчитано, что он написал 50 000 стихотворных строк.

Карион Истомин

Карион Истомин (Заулонский) (1650 - 1717) родился в Курске. Приняв монашество, переселился в Москву. Здесь он служил справщиком (редактором) на Печатном Дворе. 4 марта 1698 года получил очень важную должность начальника Печатного Двора. Карион Истомин известен своими педагогическими сочинениями, писал приветствия (царевне Софье Алексеевне), дружеские послания, поэмы, поэтические размышления о жизни.

Слайд 3. План:

1. Имя (мирское и монашеское).

2. Должность, занятия.

3. Известные тексты (дошедшие до нас).

4. Основные темы (о чём писал).

5. Значимость для нас.

С.54-55 Перед чтением прочитайте сноски. Самостоятельно прочитайте стихотворения Симеона Полоцкого, обращая внимание на ударения.

1) Самостоятельное чтение стихов Симео на По лоцкого .

Почувствовали ли вы, что они написаны учителем, наставником?

Почему так думаете?

Какие тексты для вас оказались неожиданными?

2) Повторное чтение текстов .

Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия? Прочитайте его и сразу же переведите («Чтение»).

Какое стихотворение похоже на загадку? Прочитайте его как загадку («Дуга»).

На с. 54-55 помещены отрывки из двух книг Симеона Полоцкого («Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Одна из этих книг - поэтическая энциклопедия, в которой в стихах описывается 1155 понятий.

Вторая книга - сборник речей (декламаций, диалогов, приветствий), которые писались специально, чтобы кто-то их произносил и учился тем самым словесной культуре. Какая книга из двух, по-вашему, энциклопедия, какая - сборник речей?

Прочитайте текст о Земле как энциклопедический материал. Какие сведения в нём содержатся?

А теперь вы - маленькие внуки, которые обращаются к своему деду. Прочитайте.

Какую строчку (из двух) позволительно сказать именно маленькому ребёнку?

Сравните обращение внука к деду с обращением сына к отцу. Что сохранилось? Что изменилось? Как это отразится на вашем чтении? Прочитайте стихи «сынолюбно».

Сделайте общий вывод о творчестве Симеона Полоцкого, о том, чему он учил царских детей.

3) Самостоятельное чтение стихов Кариона Истомина .

Чем поражают эти стихи?

Что общего между стихами К. Истомина и отрывками из «Рифмологиона» С. Полоцкого?

4) Повторное чтение текстов .

Чем подкупают нас стихи, обращённые к матери?

Найдите в них строчку «что я имею, тебе отдам». Прочитайте её. Как вы понимаете эти слова?

Какие строки также говорят о беспредельной любви и благодарности?

Похож ли «Букварь» К. Истомина на наш современный («Буква-картинка»)?

Какие бы предметы вы нарисовали на букву «к»?

Какие слова-предметы были явно незнакомы москвичам в XVII веке, какие - нам сейчас? Слайд 4 (слова кипарис и колесница)

1) Вопрос 1, с. 56 учебника.

2) Окончание рассказа о писателях по плану.

-Какой цели достигли?

Можем определить значимость произведений этих авторов? (Да. Они писали для детей, наставляли их, рассказывали о многих вещах, явлениях, передавали культуру общения…).

Давайте проверим, какие цели мы ставили перед началом урока и чего достигли. Слайд 5.

Имя________________ Дата ________________

Тема _____________________________________

Самооценка моих достижений

по литературному чтению

(Спрашиваю выборочно ребят, которых хочу оценить, какую отметку они себе поставили и почему и либо с ними соглашаюсь, либо высказываю своё мнение и выставляю отметку).\

1).Выучить наизусть любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина.

2).Перевести на современный язык любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина.