Царь Симеон Бекбулатович

Но вернемся к альтернативной версии истории.

Весной 1571 года большое крымское войско вторглось в пределы России. Обойдя главные русские силы, хан осадил Москву и зажег ее пригороды. Конец Ивана Бельского оказался печальным: он задохнулся от дыма в погребе. Управлять страной хан назначил своих наместников, незнатных мурз, а российские бояре (это в основном татары или их потомки во втором, третьем или чуть более дальних поколениях), собравшись в Ярославле, решили избрать нового царя. Но Кайбула, астраханский царевич, пожалуй, главный претендент на царский престол, к этому времени погиб, и царем избрали касимовского царя Саин-Булата, вскоре (в 1573 году) крестившегося Симеоном Бекбулатовичем.

По договору с Крымом Саин-Булат отдавал в вассальную зависимость крымскому хану Астрахань, Казань и даже Москву, а взамен он получал военную поддержку против антикрымски настроенной знати. В 1573 году был схвачен и казнен Малюта Скуратов-Бельский. Успешно действовали войска Симеона в Ливонии, где было захвачено множество городов. Именовался Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) Великим князем Тверским, но чаще находился, по летописным сведениям, в Старице, Александровой слободе, Ярославле, Новгороде, то есть столицей опять стал Ярославль, т. к. из четырех названных городов три можно отнести к Ярославлю.

Сын Кайбулы Михаил Кайбулович в эти годы официально являлся царевичем - наследником царского престола. В 1577 году Симеон казнит многих бояр времен Бельского: Воротынского, Одоевского, Морозовых и многих других, искореняя оппозицию. Около престола появляются новые люди и среди них Борис Годунов и так называемые Романовы.

Однако с радужными перспективами на будущее Симеону Бекбулатовичу пришлось проститься. В Польше был избран новый король - энергичный Стефан Баторий, начавший в 1579 году войну с Россией. Имея большие успехи в войне со слабыми ливонцами, в войне с более сильными поляками русские терпели одно поражение за другим. Поляки в течение трех лет захватили не только Полоцк и Ливонию - земли, недавно присоединенные к России, но и Великие Луки, ряд других городов, осадили Псков, то есть исконно русские земли, которые даже во времена Золотой Орды входили в состав Владимирской Руси.

Когда на западе происходят самые напряженные бои, а российские города находятся в осаде, в это время громадное русское войско стоит в Пскове; когда же поляки подходят к Пскову, то главные силы отходят к Волоколамску, а сам царь Симеон перемещает свою резиденцию в Александрову слободу. В трудные для России годы полностью проявился трусливый и нерешительный характер Симеона, впрочем, вероятно, потому его и избрали в цари. Родственники бывших царей Бельских - Афанасий и Давид Бельские - бегут на запад, к врагам Симеона, в Москве в 1582 году (уже после мира с поляками) зреет заговор против Симеона. В стране вновь наступает смута.

Глава заговора царевич Михаил Кайбулович убит, но и падение царя Симеона уже не за горами. Вскоре гибнет Федор Нагой - ближайший родственник царя Симеона, а сам Симеон Бекбулатович низложен, ослеплен и пострижен в монахи: милосердный акт для такой варварской страны, которой была в те годы Россия.

А теперь то же, но в традиционном изложении.

Итак, в 1571 году крымский хан вторгается в Россию. Стремительно обойдя русские войска, он появляется под столицей. Небольшие русские силы заняли оборону в предместьях. Татары подожгли город с предместьями, и в течение нескольких часов Москва выгорела полностью, вместе с ней в дыму и пожарах погибло более 120 тысяч человек. Главный царский воевода Иван Бельский задохнулся в собственном погребе. Сам царь успевает сбежать в Ярославль. Крымский хан, «увидев разоренную столицу… немедленно решился идти назад, захватив по дороге в Крым более ста тысяч пленников». Что сделали с погибшими москвичами? По приказанию царя их не погребли как христиан, а сбросили в реку. Так поступают только со злейшими врагами. Поступок весьма странный для ТВ.

Как только хан пошел от Москвы на юг, Иван Грозный посылает войска с целью его преследования, то есть показывает активное антикрымское действие. Но когда спустя несколько недель к царю прибывают крымские послы, то все меняется. Царь перед ними предстает в дешевой и убогой одежде, на их постоянные оскорбления Грозный «бил челом хану: обещал уступить ему Астрахань при торжественном заключении мира; а до того времени молил его не тревожить России, не отвечал на слова бранные и насмешки язвительные».

Первым делом после ухода крымского войска с русских земель Иван Грозный решает вновь жениться. Из двух тысяч кандидаток была выбрана простая купеческая(!) дочь, некая Марфа Васильевна Собакина. Многочисленная ее родня получила высшие государственные посты и богатые имения. История возвышения простых Собакиных не имеет прецедента. Много непонятного про это и в летописях. К примеру, в Разрядной книге: «Тогожь году была свадьба у царя государя Ив. Вас., а понял Васильеву дочь Собакина Марфу». Если здесь поменять имя Василий на соответствующее ему - царь, то получится: «…цареву дочь Собакина Марфу».

Далее здесь же: «А в мыльне быти с государем Собакиным, Борису Годунову, Богдану Бельскому». По ТВ считается, что вместе с Годуновым и Бельским здесь названы чохом все Собакины. Может быть, и так, но это не в русских летописных традициях: как ни велико распространение той или иной фамилии, всегда называются конкретные люди. К примеру, по той же Разрядной книге: «А ходить пред государем Борису Вас. Собакину, Парф. Ив. Собакину, Ст. Вас. Собакину за саньми».

Таким образом, если принять другую точку зрения, то государь носит фамилию Собакин. Тогда кто же эти Собакины? Это или худородные крымские наместники, или Собакин - Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай - весьма похожие имена.

Еще один странный поступок царя: в этом же 1571 году после тяжелейших последствий крымского нашествия Грозный посылает касимовского царя Саин-Булата с войском в Ливонию, одновременно с этим уничтожая посады в Москве, опасаясь нового крымского вторжения, т. е. новый виток военных действий в Ливонии происходит в условиях резкого дефицита военных сил.

Прибывший из Англии посол Дженкинсон требует от царя возмещения ущерба английским купцам от последствий пожара Москвы. Сразу возникает вопрос: кто поджигал? Люди царя или крымцы? По ТВ Москву подожгли крымцы. То есть требовать нужно от Крыма. Но почему-то требуют от московского царя. Но если российский правитель - ставленник Крыма, то требовать уже можно и от царя.

В начале 1572 года в Новгород отправлено 450 возов с казной, туда же вместе с царем выезжает все его семейство, царевич Михаил Кайбулович и все мало-мальски знатные люди государства. Такое «великое переселение» бывает при переносе столицы.

Летом 1572 года 120-тысячное крымское войско пошло вновь на Россию, крымские мурзы уже делили между собой города и улусы, а «Москва трепетала, слыша, что уже назначал в ея стенах домы для вельмож крымских». Но произошло чудо: двадцатитысячное русское войско разгромило татар, которые потеряли сто тысяч(!) человек.

Возвратившись в Москву, царь ликвидирует опричнину, вслед за этим в столицу прибывают крымские послы, которые сообщают, что блистательная победа русских войск не более как ВЫМЫСЕЛ РУССКИХ ВОЕВОД. Впрочем, в Москве царь не задерживается, иностранных послов встречает то в Новгороде, то в Старице, то в Можайске. Одним из атрибутов убранства были две короны, предназначенные для царя и царевича, а Михаил Кайбулович постоянно называется именно царевичем, при этом летописи не уточняют, что он является царевичем астраханским, просто царевич. То есть понимайте, кто как может. Вот традиционные историки и считают его за царевича астраханского, а альтернативная версия, как уже выше писалось, за царевича - наследника российского престола.

В эти же годы касимовский царь Саин-Булат, приняв христианство, становится Симеоном Бекбулатовичем, великим князем Тверским. Причем ряд источников утверждает, что Иван Грозный даже короновал его, «уступив ему трон свой как царю, а себе оставив только имя Вел. Князя». Известно, что Симеон во время своего ПРАВЛЕНИЯ отнял у монастырей все их земли. О том, насколько непонятна и противоречива история тех лет, наглядно видно хотя бы из трудов Е. Шмурло, который писал, что «Иван Грозный поставил над земщиной особого государя… но когда именно поставил; как долго государствовал Симеон; титуловался ли он только великим князем или также и царем; наконец, был ли он венчан на царство или нет - на все эти вопросы историки наши дают противоречивые ответы, в зависимости от понимания и толкования источников, далеко не во всем согласных между собою». И это сказано о событиях конца царствования Ивана Грозного, когда, казалось бы, должно сохраниться много различных документов, в том числе и зарубежных. Получается, что это событие, одно из главных в эпохе Грозного, оказывается темным для историков. А раз так, то стоит ли удивляться гипотезе альтернативной версии истории о различных царях, правивших под именем Ивана Васильевича?

В 1579 году началась война с Польшей. Вскоре под ударами поляков, а затем и шведов, Россия стала терять город за городом, и это при больших-то воинских силах (триста тысяч воинов!). «Зрелище удивительное» - так охарактеризовал эти странные события Карамзин.

Тем временем наступил 1582 год. Иван Грозный успел поменять шесть жен, а его старший сын царевич Иван имел уже третью жену, несмотря на юный возраст, что было бы понятно и простительно мусульманину, но не христианину.

В этом году царь убивает своего сына. «Иоанн в волнении гнева закричал: „Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола! И поднял руку“.

Раскаиваясь в содеянном, Иван Грозный созывает бояр и сообщает о своем намерении постричься в монастырь, а им необходимо ИЗБРАТЬ нового царя. Естественно, что все его единодушно отговаривают. Тем временем Борис Годунов, сильно пострадавший от руки царя, когда он пытался защитить убиваемого царевича, длительное время не появляется при дворе. Федор Нагой, отец новой жены царя, клевещет на Годунова, сообщая, что тот здоров, но специально не хочет встречаться с Грозным. Последний едет к Годунову и видит его, прикованного к постели. Вспылив, царь приказывает сделать такие же раны и своему тестю Федору Нагому за его клевету. Кстати, Карамзин справедливо спрашивает: «Клевета есть, конечно, важное преступление, но сия замысловатость в способах муки изображает ли сердце умиленное, сокрушенное горестию?» Напомню, что после убийства сына Грозный по ТВ как раз каялся.

В 1583 году царь неожиданно, «к радостному изумлению шведов» заключил с последними мир, отдав им важные ливонские города. Традиционная история это объясняет событиями в Поволжье, где с 1582 года полыхала гражданская война, которая продолжалась «до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным» - прекрасное подтверждение смуты 1582-1584 годов.

Весной 1584 года Иван Грозный умер. Спустя четыре века установили, что Иван Грозный был отравлен ртутью. Но кто именно из МНОГИХ ЦАРЕЙ, ВЫВЕДЕННЫХ ПОД ОБЩИМ ИМЕНЕМ ИВАНА ГРОЗНОГО?

За полстолетия «грозной» эпохи на русском престоле побывало в общей сложности ДЕВЯТЬ человек. Много? Для смутного времени это небольшая цифра. Вспомните, как менялись правители в официальное и короткое по ТВ Смутное время? Два Годунова, два Лжедмитрия, Шуйский, Михаил Романов. И это всего за десяток лет! Серьезному человеку легче поверить в существование девяти человек на престоле в смутное время, чем обманываться мифом о непрерывном правлении одного человека сроком более чем в полстолетие. Даже для более спокойных времен такая продолжительность царствования - крайняя редкость. Достаточно сказать, что максимальный срок правления во всей истории Рима не превышал 41 года (Октавиан Август).

Этот период в жизни страны действительно был смутным, векторы внутренней и внешней политики постоянно менялись, в стране почти постоянно царил террор: казни, заговоры, войны - вот характерная особенность времени правления так называемого Ивана Грозного. Характер царя и даже его внешность периодически менялись. На дошедших до нас портретах царя изображены абсолютно разные люди. А как же документальные источники этой эпохи? Отвечу: никаких подлинных конкретных документов, способных пролить хоть какой-либо свет на личность царя, до наших дней не дошло. «Мы не знаем его почерка, не имеем ни клочка бумаги, им самим написанного». Это отмечал известный русский историк начала XX века Платонов. А что касается завещания Грозного, то это только неполная и неисправная копия XVIII века.

Наконец, такой факт: Грозный умер, когда ему было 54 года. Возраст зрелый, но еще не старый, а на дошедших до наших дней прижизненных портретах он выглядит глубоким старцем. Странно?

Из книги Иван Грозный и Петр Первый [Царь вымышленный и Царь подложный] автора

3.4. Симеон Бекбулатович как четвертый царь «Грозного времени», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Симеон Бекбулатович как четвертый царь «времени Грозного», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы

автора Носовский Глеб Владимирович

7.7. СИМЕОН-ИВАН БЕКБУЛАТОВИЧ СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584. См. его предположительный портрет на рис. 7.23. На страницах западных хроник он отразился как Габсбург, то есть Новгородец, «МАКСИМИЛИАН II» 1564–1576 по . См. рис. 7.24.После разгрома опричнины царевич Иван был

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

5.25. СИМЕОН-ИВАН БЕКБУЛАТОВИЧ = «МАКСИМИЛИАН II» 25a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584, правил 12 лет. См. его предположительный портрет на рис. 7.23. ~ ~ ~ 25c. ГАБСБУРГИ. «МАКСИМИЛИАН II» 1564–1576, правил 12 лет, по . См. рис. 7.24. КОММЕНТАРИЙ. После разгрома

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Симеон Бекбулатович как «четвертый период Грозного», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! -

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Симеон Бекбулатович как «четвертый период Грозного». Правил в 1572–1584 годах В традиционной истории, Иван «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! - Авт.), а „великий

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Симеон-Иван Бекбулатович Симеон-Иван Бекбулатович 1572–1584. В западных хрониках он отразился как Габсбург «Максимилиан II» 1564–1576 по .После разгрома опричнины царевича Ивана принудили отречься от престола. Царем становится глава земщины, член царствующего дома, Симеон.

Из книги 1612. Все было не так! автора Винтер Дмитрий Францович

Симеон Бекбулатович – «ВрИО царя» или «Чингисхан всея Руси»? Но был и еще один претендент на московский трон. Речь идет о правителе Касимовского царства, крещеном татарине Симеоне Бекбулатовиче.Под 1570 г. Саин-Булат (имя Симеон он получит три года спустя при крещении)

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Кем был царь Семион Бекбулатович? В учебниках пишут, что царь Семион Бекбулатович – это крещеный татарин Саин-Булат, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Считается, что царем его сделал великий князь Иван IV. Затем тот же Иван IV в 1575 г.

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

7. Присяга Борису и ее повторение. – «Царь» Симеон Бекбулатович. – Серпуховский поход и коронация Бориса Приведенные сведения иностранцев имеют в глазах исследователя чрезвычайную цену. То, что успела заглушить в московской письменности политическая сдержанность и

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

25. Симеон-Иван Бекбулатович отразился в западных летописях как «Максимилиан II» 25а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584, правил 12 лет. См. его предположительный портрет на рис. 184. Рис. 184. Предположительный портрет великого царя-хана Симеона

автора Носовский Глеб Владимирович

25. Симеон-Иван Бекбулатович отразился в западных летописях как «Максимилиан II» а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584, правил 12 лет. См. его предположительный портрет на рис. 1.41.с. ГАБСБУРГИ. «МАКСИМИЛИАН И» 1564–1576, правил 12 лет, по . Столько же,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Симеон Бекбулатович как «четвертый период Грозного», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской версии Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году <<и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! –

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Симеон Бекбулатович Симеон Бекбулатович (до крещения Саинбулат) - великий князь всея Руси (1575–1576). Правнук последнего хана Большой Орды Ахмата; в России находился вместе с отцом с 1562 г. В 1570 г. получил титул хана («царя») и стал правителем мусульманского удельного

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

1.3. Царь-татарин Симеон (Саин) Булат Бекбулатович Краткая биография Через несколько лет после описанных событий «память об опричнине несколько потускнела… Но в воздухе запахло НОВОЙ ОПРИЧНИНОЙ, когда в 1575 г. Грозный ВТОРИЧНО отрекся от короны и посадил на трон служилого

Симеон Бекбулатович – царь Москвы в 1575-1576 году.

В 1567–1573 годах касимовским ханом стал Саин-Булат Бекбулатович — представитель большеордынской династии (правнук Ахмата последнего хана Большой Орды и троюродный брат Шаха-Али предыдущего касимовского хана). Саин-Булат Бекбулатович, еще в качестве касимовского хана, участвовал в Ливонской войне, в которой возглавлял русские войска в походах под Пайду, Колывань, Орешек.

В 1573 году Саин-Булат Бекбулатович по неизвестным причинам прошел обряд крещения, в ходе которого взял себе имя Симеон. После крещения он автоматически лишился титула касимовского хана и потерял касимовский престол (престол пустовал до 1585 года). Этот эпизод один из самых загадочных эпизодов XVI века в истории России. Е. Арсюхин предполагает, что Саин-Булат Бекбулатович прекрасно знал, что делает.

В 1575 году 30 октября в Кремле (Успенский собор) Симеон Бекбулатович становится царем и великим князем Руси, великим князем тверским. На престол его поставил Иван Грозный. Себя же Иван Грозный стал назвать «холопом Ивашкой» и во время правления Симеона Бекбулатовича ходил к нему с докладами.

Правил Симеон Бекбулатович всего 11 месяцев, потом он был смещен Иваном Грозным и отослан в Тверь.

В исторической литературе этому есть несколько версий: по одной версии это объясняется манией подозрительности и безумием Ивана Грозного, который боялся предсказаний волхвов о смерти в том году московского царя. По другой — Иван VI желая возродить опричнину, ввел новое разделение страны (на удел Симеона Бекбулатовича и на свой удел). На самом деле воцарение Симеона Бекбулатовича не было связано с опричниной (уже не существовала до этого 3 года). В те годы экономика России испытывала большие трудности. Иван Грозный ввел жесткое государственное регулирование, которое разрушало производительные силы, к тому же в те годы был разрушен Волжский торговый путь, была объявлена экономическая блокада Москвы, война со Швецией и Литвой, начались военные действия со стороны Крымского ханства, это все еще больше усугубило ситуацию.

В те времена успехи или провалы правителя связывались в сознании самих правителей и их подданных с легитимностью или отсутствием таковой, а поведение экономики при этом представлялось чем-то иррациональным. Очевидно, что Ивану Грозному в какой-то момент показалось, это проблемы в стране оттого, что он присвоил себе царский титул, который был присущ только Чингизидам и византийским императорам. И сделал вывод, что для решения проблем на Руси нужен настоящий царь.

На эту роль ему показался подходящим правитель вассального Касимовского ханства чингизид Симеон Бекбулатович. При этом сам Иван Грозный стал при нем великим князем, главой правительства (беклерибеком). Естественно, что после этого назначения не последовало изменений в экономике страны. Боярское окружение стало оказывать давление на Ивана VI, и тот сместил Симеона Бекбулатовича, пожаловав при этом ему титул великого князя Тверского и земли в Торжке и Твери (к этому времени удельные княжества были уже ликвидированы).

Во время царствования реального управления страной Симеон Бекбулатович не имел. Из документов известна его роль посредника. К примеру, он участвовал в приглашении служилых ногаев и татар в Московское государство, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы: например грамота от Ивана Грозного к царевичу Казбулату, жившему в Ногайской Орде: «о безопасном ему приезде на службу в Россию и о пристроении его по просьбе о нем брата его, царя Симеона».

Жил Симеон Бекбулатович в Москве в Кремле в хоромах царевичей Федора и Ивана (сыновья Ивана Грозного). Где в дальнейшем жили Б. Годунов, Лжедмитрий I и другие.

Невзирая на номинальность правления на Руси Симеона Бекбулатовича, Борис Годунов серьезно его опасался как претендента на трон после смерти Ивана Грозного. Тем более что в пользу Симеона Бекбулатовича высказались Бельские и Романовы. При Годунове Симеон Бекбулатович лишился имений, титула и был сослан под Тверь в село Кушалино. Также Бориса Годунова обвиняют в ослепление Симеона Бекбулатовича.

Во времена совместного правления с Лжедмитрием I Симеон Бекбулатович снова на некоторое время формально стал царем.

Женат Симеон Бекбулатович был на правнучке царевича Худай-Кула, сына казанского хана Ибрагима. Принял монашество, присвоив имя «инок Стефан». Скончался в Москве 5.01.1616 года. Похоронен в Старом Симоновом монастыре рядом со своей супругой.

Примечания:

Введение

Саин-Булат хан (после крещ. Симеон Бекбулатович , в монаш. Стефан , тат. Sainbulat , Саинбулат , ساین بولاط‎) (ум. 5 января 1616) - касимовский правитель, хан (1567-1573). Сын Бек-Булат султана, правнук хана Большой Орды Ахмат-хана. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570-х годов. Был провозглашен Иваном как Царь и великий князь всея Руси в 1575-1576. Великий князь тверской (с 1576).

1. Великий князь Симеон Бекбулатович

В июле 1573 г. по настоянию Ивана IV, Саин-Булат крестился с именем Симеон. Тем же летом взял в жёны Анастасию Мстиславскую, дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины, вдову князя Черкасского. В браке у них было шесть детей: три сына - Федор, Дмитрий, Иоанн и три дочери: Евдокия, Мария, Анастасия. Симеон Бекбулатович пережил всех своих детей и супругу, постригшуюся в инокини под именем Александра и умершую 7 июня 1607 года. Она была похоронена в Симоновом монастыре.

В 1575 г. царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В 1576 г. Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским.

Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был посажен Иваном Грозным на царство:

посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…

Над Симеоном был совершён обряд венчания на царство, он председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке в Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые униженные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют» . Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич.

«Политический маскарад» (В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и этими историками объяснён не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть», как считали современники, необходимость усиления террора и др.) на самом деле отречению Грозного предшествовала длинная цепь событий. Самые драматические из них разыгрались за кулисами.

В Москве Симеон просидел лишь 11 месяцев, после чего был отправлен в Тверь со званием великого князя тверского, а Иван Грозный снова стал царём.

После смерти Ивана Грозного, целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети… ». В правление Бориса Годунова Симеон был лишен удела и сведён на одну тверскую вотчину; он обеднел, ослеп (есть ряд версий в пользу того, что он был ослеплен по указанию Бориса Годунова) и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова, противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал того в отдалённый город.

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Умер 5 января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». В настоящее время могила утрачена. На месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа.

Некоторые политологи сравнивали с Симеоном президента России Д. А. Медведева .

Список литературы:

    Соловьёв С. М. «История России с древнейших времен » (т. 6 гл. 4

    Послание Симеону Бекбулатовичу (1575)

    Глава из книги Р. Г. Скрынникова «Иван Грозный» Издательство «Наука» Москва 1975(недоступная ссылка)

    M. Jégo. Russie: anatomie d’un dégel diplomatique// Le Monde

    Киселёв Е. Двоецарствие - старинный русский обычай//The New Times

    Пионтковский А. Старик Габбана//Грани.ру

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Симеон_Бекбулатович

Значение СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ

Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 году великим князем всея Руси. Казнив многих бояр, чудовского архимандрита, протопопа и многих других всякого чина людей, Иоанн посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и венчал его царским венцом, а сам назвался Иваном Московским, вышел из города и стал жить на Петровке; весь свой царский чин он отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и всякий раз, когда приезжал Симеон, ссаживался вместе с боярами далеко от царева места. Все грамоты и челобитья Грозный приказывал писать на имя Симеона. Одни объясняют это желанием Грозного унизить земщину и особенно ненавистных ему бояр; другие предполагают, что он хотел, прикрываясь именем Симеона, дать полную волю своей необузданной жестокости; наконец, третьи видят в этом поступке патологическое явление. Через два года Симеона сослали из Москвы и дали ему в управлении Тверь и Торжок. Возвращен он был из ссылки в царствование Дмитрия Самозванца.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) касимовский хан, "великий князь всея Руси" - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в удел …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) [умер 5(15).1.1616], касимовский хан, потомок ханов Золотой Орды. Появился в России в конце 50-х гг. …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив многих …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    ? касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) , касимовский хан, «великий князь всея Руси» - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в …
  • СИМЕОН
    СИМЕ́ОН БЕКБУЛАТОВИЧ, Саин-Булат (?- 1616), касимовский хан, "вел. князь всея Руси" - номинальный правитель Рус. гос-ва с 1575. В 1576 …
  • СИМЕОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (слышание) - имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: Быт 29:33 и др.; второй сын Иакова от Лии. По предсказанию …
  • СИМЕОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 107) апостол от 70-ти, сродник Господень по плоти (сын апостола Клеопы), второй епископ Иерусалимский (с 62), священномученик, пострадавший в …
  • СИМЕОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (864 или 865-27.5.927), болгарский князь (с 893) и царь (с 919). В результате многочисленных войн с Византией значительно расширил территорию …
  • СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (евр. "услышанный") — весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. — один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН СТОЛПНИК (ок. 390-459), христ. монах, аскет, отшельник. Более 40 лет подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окружённом …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), обществ. и церк. деятель, писатель, проповедник. С 1664 в Москве. Автор богословского …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022), визант. религ. писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском мон., затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН МЕТАФРАСТ (т.e. пересказчик) (также Логофет) (? - ок. 960), визант. агиограф. Получил известность своим собранием и пересказом "Житий …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ЕРЕВАНЦИ, арм. католикос (1763- 1782). Основатель первых в Армении типографии и бум. ф-ки в …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН БОГОПРИИМЕЦ, согласно Новому Завету, старец-священник, к-рый принял в Иерусалимском храме новорождённого младенца …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН (864?-927), болг. князь (с 893), царь (с 919). В правление С. Первое Болг. царство достигло наиб. терр. расширения (в …
  • СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (евр. "услышанный") ? весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. ? один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СИМЕОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (864?-927) , болгарский князь (с 893), царь (с 919). В правление Симеона Первое Болгарское царство достигло наибольшего территориального расширения (в …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, …
  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Новый Богослов (946 - 1022), игумен, преподобный. Память 12 марта. …
  • СИМЕОН ВЕТХИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Ветхий (+ ок. 390), преподобный. Память 26 января. Преподобный Симеон Ветхий, назван …
  • СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Богоприимец (IV в. до н.э. - I в.), праведный. Память 3 февраля. …
  • СИМЕОН (МОЛЮКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Молюков) (+ 1699), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель. Память 4 января …
  • СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). …
  • СИМЕОН ИОАННОВИЧ ГОРДЫЙ
    Симеон Иоаннович Гордый - сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти …
  • СИМЕОН ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Симеон Дмитриевич - князь суздальский, сын Дмитрия Константиновича; после нашествия на землю Нижегородскую татар отразил нападение на нее мордвы; поход …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (серб. Наход Симеуне — Симеон-Найденыш) — герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (серб. Наход Симеуне? Симеон-Найденыш) ? герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • СТЕФАН ФИЛЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Филейский (1830 - 1890), Вятский, иеросхимонах, преподобный. Память в Соборе Вятских …
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Кривошеин) (1900 - 1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В миру Кривошеин Всеволод …
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн IV Васильевич Грозный - царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго …
  • ВАСИЛИЙ IV ИОАННОВИЧ ШУЙСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий IV Иванович (Шуйский), царь Московский и всея Руси. Родился в 1547 г., вступил на престол 19 мая 1606 г., …
  • КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монастырь, мужской монастырь на С. России. Основан в 1397 Кириллом Белозерским на берегу Сиверского озера (в черте современного г. …
  • ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Тверской край уже в начале XI в. принадлежал к довольно населенным и культурным местностям древней Руси: муромский кн. Глеб Владимирович, …

Октябрь 1575 года Грозный начал как обычно.

Из летописи: «Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много».

Отрубленные головы Иван приказал покидать на двор князя Мстиславского, по-царски намекая ему на свое недовольство. После семи лет опричнины швыряние отрубленных голов через забор интереса у москвичей не вызвало. Но потом государь все же смог серьезно удивил своих подданных.

Он вдруг объявил, что отрекается от престола, переезжает из Кремля на Петровку и становится простым русским боярином Иваном Московским. Вместо себя правителем страны Грозный назначил крещенного татарина Симеона, хана касимовского.

Пока бояре еще надеялись, что это всего лишь шутка, «хан всея Руси» был официально повенчан на царство в Успенском соборе Кремля, а боярин Иван Московский покинул царские палаты в положенных ему по новому чину «боярских оглоблях».

За спиной он оставлял нового русского царя и все Московское царство в состоянии полного шока.

…Историки до сих пор не могут найти убедительное объяснение этому поступку Грозного. Версий предложено много, начиная с той, что царь не был психически нормальным человеком.

Однако выбор «наместника» показывает, что голова у Грозного работала как надо. Симеон Бекбулатович по своему происхождению — правнук правителя Большой Орды Ахмат-хана и прямой потомок Чингисхана. «Крещенный татарин» на русском троне это не оскорбление, а большая честь, потому что он чингизид, а это круче чем Рюриковичи.

При этом у татар вообще хорошая репутация, они пользуются доверием русских князей и нередко их замещают. Например, на время похода на Великий Новгород в 1477 году Иван III поручил все дела татарскому царевичу Муртазе, бывшему у него на службе. Позднее, в 1518 году, сын Ивана, Василий III, при приближении к столице войск крымского хана бежал из Москвы, возложив ее оборону на татарского царевича Петра… Татары не предавали.

В ноябре в Москве начался ежедневный театр абсурда.

Симеон Бекбулатович сидит на троне и подписывает указы своим именем, причем все вокруг знают, что царь-то — не настоящий. А настоящий царь шлет своей марионетке челобитные:

«Государю великому князю Симиону Бекбулатовичу всеа Руси Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом, да с Федорцом челом бьют»…

Эта клоунада, похоже, весьма забавляет экс-царя Ивана все 11 месяцев «царствования» царя Симеона.

В августе 1576 года она прекращается так же внезапно, как и началась. Грозный возвращается на трон, а Симеон становится Великим князем Тверским, к тому же царь Иван щедро одаривает «коллегу» землями.

…Что сделал Грозный?

Поступок царя только кажется абсурдным. За год до своего отречения он обсуждает с английской королевой Елизаветой возможность своего бегства в Англию в случае смуты или заговора. Английскому послу Даниилу Сильвестру Иван признается, что боится заговоров.

Царь не случайно боится. В 1560 году он разогнал советников и начал править самостоятельно. На этом его успехи и прекратились: выиграть Ливонскую войну он не смог, опричнина оказалась небоеспособной, экономика Руси после многолетней войны и террора находилась на грани катастрофы… Правление Грозного обанкротилось, и теперь он боялся последствий.

Прежде всего он разделил русские земли между собой и новым царем. Почти все земли оказались в личной вотчине «Ивана Московского», где его власть не ограничивалась государственными законами. То есть, он повторил старый трюк с опричниной-земщиной, но теперь с обратной целью: избавиться от бесполезных и опасных опричников.

Их верхушка уничтожается внезапно и безжалостно: князь Черкасский — посажен на кол, ясельничий Зайцев повешен на воротах собственного дома… После этого царь запретил даже просто произносить слово «опричнина».

Решительно закрыв эту страницу истории, Грозный занялся экономикой.

Английский дипломат сэр Джильс Флетчер, посетивший Московию в 1588 году, в своей книге «О государстве Русском» описал его экономическую стратегию:

«Во имя этой цели Иван Васильевич использовал весьма странную практику, которую немногие князья могли принять в самых крайних ситуациях. Он оставил свое царство некоему великому князю Симеону… как будто бы он предполагал отойти от всех общественных дел к тихой личной жизни. К концу года его правления он побудил этого нового царя отозвать все грамоты, пожалованные епископствам и монастырям. Все они были аннулированы».

Дело тут вот в чем. После массовых убийств Иван замаливал грехи, делая щедрые подарки монастырям, увеличивая их земельные наделы или освобождая от налогов. Убивал царь часто, подарков приходилось делать много. Теперь, когда страна оказалась почти разорена, царь решил вернуть подарки назад. 11 месяцев царю понадобились, чтобы разыскать и уничтожить именем нового царя, не отвечающего за долги старого, все свои жаловательные грамоты.

…Симеону участие в темных царских делишках сперва, наверное, казалось каким-то странным приключением. Но вскоре он понял, что эта история сломала ему жизнь.

Когда знатные роды, недовольные властью Годунова, искали, вокруг кого сплотиться, имя касимовского чингизида всплыло само собой. Симеон не стремился к власти и не участвовал в заговорах, но его блестящая родословная сама по себе была угрозой любому царю. Годунов знал, что хан ни в чем не виноват, но все же сослал опасного конкурента в тверскую глушь. А через пару лет приказал его еще и ослепить — так, на всякий случай.

Несправедливость и жестокость странно подействовали на Симеона: недавний правоверный мусульманин стал православным фанатиком. Он раздал свое имущество церквям и монастырям, оставшись не только слепым, но и нищим.

В Смутное время цари менялись часто и каждый начинал свое правление с поиска и устранения конкурентов. Лжедмитрий I постриг Симеона в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Василий Шуйский сослал «старца Стефана» на Соловки…

К концу жизни ни в чем не виноватый, но безжалостно растоптанный Симеон Бекбулатович просил у властей только одного: после смерти быть похороненным рядом с женой в подмосковном Симоновом монастыре. Его просьбу уважили.

В 1930 году Симонов монастырь был взорван, а кости единственного правителя Руси из священного рода Чингисхана были раздавлены фундаментом Дворца культуры ЗИЛ, построенного на месте древнего русского кладбища. (Иллюстрация — фрагмент картины Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год) За спиной сидящего Грозного стоит Симеон Бекбулатович ).