Взаимоотношения Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» окончились тем, что Печорин убивает Грушницкого на дуэли. В чем же причины этого трагического финала?

Первой причиной является низость, мелочность и ограниченность Грушницкого, его приземленные ценности, его стремление произвести впечатление «жертвы». Все эти черты характера Грушницкого вызывали отвращение у Печорина, ведь то, во что Грушницкий играет, Печорин этим живет, то, чем старается казаться Грушницкий, Печорин есть на самом деле.

Грушницкий метит в герои романа, а Печорин сам и есть герой. Именно поэтому у Печорина появлялось желание подшутить над своим «другом», доказать, что Грушницкий совсем не тот, кого из себя строит. Так, Печорин добивается расположения княжны Марьи назло и зависть Грушницкому, в ответ на это последний с шайкой преступников подстраивает дуэль, походящую скорее на убийство, но Печорин узнает о заговоре и оборачивает исход дуэли в свою пользу. Однако Печорин не желал смерти Грушницкого, несмотря на все его подлости, он дает ему последний шанс: «Грушницкий! – сказал я, - еще есть время, откажись от своей клеветы, и я прощу тебе все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено: вспомни – мы были когда-то друзьями…» Но Грушницкий и в этот раз показывает свою напыщенную гордость, за что и расплачивается жизнью.

Вторая причина - заговор драгунского капитана и его шайки против Печорина. Их желание проучить Печорина практически не имеет обоснований, кроме того, что он не похож на других. Сам Печорин не понимает причину этой ненависти: «За что они меня ненавидят? ... За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?» Но, тем не менее, эта «честная компания» испытывает настолько сильную ненависть к Печорину, что подстраивает его убийство в рамках дуэли и тем самым предрекает трагический финал.

Таким образом, причины трагического финала взаимоотношений Печорина и Грушницкого заключаются как в характерах самого Грушницкого и Печорина, так и в планах «водяных» офицеров, с которыми сблизился незадачливый юнкер.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Два этих героя в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» являются некими антиподами. Несмотря на все это, на абсолютную их непохожесть, между ними возникают приятельские отношения.

Печорин – человек несколько разочарованный в жизни, не ждущий каких-то благ и удачи, ему ничего не хочется, он считает, что уже все видел, ему ничего не стоит добиться расположения того или иного лица или получить желаемое, не прилагая особых усилий. При этом – это невероятно яркая и самобытная личность, которая таит в себе множество противоречий, подводных камней. Грушницкий же отчасти хочет быть похожим на своего товарища. Он постоянно играет роль. Он крайне редко показывает свое истинное лицо. Тщательно продумав образ, он безукоризненно следует ему. Он чрезмерно много говорит, но не всегда его поступки соответствуют делам.

Любовная линия с княжной Мери также дает понять, насколько по-разному устроено восприятие у героев. Грушницкий всеми силами пытается добиться расположения девушки, а Печорин, осознавая свое превосходство, понимает, что ему ничего не стоит влюбить в себя княжну.

Печорин общается еще с одной женщиной – Верой. Его яркая неординарная личность не оставила без внимания и ее. Она не может справиться с болезненной привязанностью к Печорину и постоянно мучает себя.

Печорин видит людей, он умен, прозорлив. Ему достаточно одного взгляда на человека, чтобы понять его истинные мотивы и устремления. Грушницкий порой вызывает у него жалость своими напыщенными речами и слабостью характера. В свое время Печорин многое попробовал в своей жизни и его уже не удивляют какие-то душевные терзания окружающих его людей. Ему кажется, что он уже все увидел и все понял.

Зачем же автор вводит в свое повествование Грушницкого? Возможно, именно на противопоставлении этих двух лиц, он хотел показать всю яркость, силу и твердость характера и уникальность натуры Печорина. Все, что Грушницкий хотел продемонстрировать, было присуще Печорину. Печорин был собой, он не изображал, он жил с такими принципами и убеждениями. Грушницкий, постоянно прячась за маску, не обладал такой внутренней силой, такой стойкостью характера, как Печорин. Он труслив, мелочен и даже порой вызывает сочувствие.

Сочинение Отношения Печорина и Грушницкого 9 класс

Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени», которое в скором времени стало очень известным. Этот роман может трактоваться совершенно по-разному. Он также воспринимается по-своему ля всех читателей. Ведь Лермонтов кроме красивого и умного главного героя, хотел показать то, каким может быть по-настоящему современный молодой человек в наше время. И это даже касается не определенно того времени, это повторяется года в год, из столетия в столетия. Григорий Печорин - и есть тот типаж современного молодого человека, который развращает мир по-своему, делая всех людей, близких ему, - несчастными.

Кроме этого главного героя, в произведении присутствует еще один человек, который может считаться более второстепенным героем, и это – Грушницкий собственной персоной. Этот молодой человек не может похвастаться таким умом, глубоким и логично-расчетливым, как у Печорина. Но он только и делает, что хвастается, да нравиться девушкам, ведь он к тому же – офицер, военный, пусть и положением еще не так высок, да и звание не настолько большое, как ему хотелось бы.

Сами отношения этих двух личностей могут также быть восприняты по-разному. Они настолько разные, что сначала сразу понятно становиться, почему Печорин терпеть не может Грушницкого, а тот – его также само. Но с виду эти два человека ведут себя довольно дружелюбно, но как говориться – это все только с виду.

На самом деле, внутри них – бушуют океаны, которые они тщательно скрывают. И пока у них разные дела, а главное – цели, они не пересекаются и не сталкиваются, они вполне нормально общаются, чтобы не вызвать лишних ненужных недомолвок. Но когда со временем Печорин видит, как зазнается Грушницкий, он решил просто опустить его с небес на землю, так как не мог его терпеть с самого начала. Но и Грушницкий не любит Григория Печорина, хотя бы потому, что тот и умен и красив внешне, но еще и слишком холоден и высокомерен. Одним словом, причин предостаточно.

Именно поэтому можно считать, что отношения у двоих персонажей – не сложились, а потому когда у них появилась одна общая цель, отношения стали еще хуже, и даже в какой-то мере перестали скрывать их. Грушницкий решил завоевать сердце понравившейся ему богатой девушки, да еще и с хорошим положением в обществе, но тут появился Печорин, который с умом разрушил легкую влюбленность Мари.

Несколько интересных сочинений

    Кажуть, що доля кожної людини написана ще до її народження. І зростаючи, людина живе як по сценарію, не маючи змоги щось змінити в своєму житті. Але я вважаю, що кожен сам майстер свого майбутнього.

  • Сочинение Может ли поражение стать победой 11 класс

    Люди любят побеждать. Вкус победы дарит наслаждение долго. Победы могут быть глобальными, а могут быть ежедневными и мелкими. Существует победа над собственными страхами, ленью.

  • Сочинение Как я убираю комнату, квартиру 7 класс, 5 класс

    На мой взгляд, чистота – это первое и самое главное, что должно быть в каждом доме/квартире. Некоторые из нас дома проводят большую часть времени, они занимаются личными делами, принимают пищу

  • Татьяна и Ольга Ларины (сравнительная характеристика) сочинение

    В произведении Александра Сергеевича Пушкина Евгений Онегин Татьяна и Ольга Ларины это сестры. Два человека, живших и воспитывающихся в одной семье, а совершенно с разными взглядами на жизнь

  • Описание Левши из рассказа «Левша» 6 класс

    В рассказе Лескова, три русских мастера подковали блоху. Одним из этих мастеров является Левша.Это тульский умелец, который бедно живет, носит плохую одежду, однако является мастером своего дела. Он религиозный и патриотичный человек.

Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого – одни из самых главных в произведении. Именно «дружба» с Грушницким показала двойственный и тёмный характер Печорина.

Взаимоотношения двух людей показаны в центральной главе «Княжна Мэри». Начав общение, Грушницкий делился с Печориным своими мыслями и открыл ему секрет своей влюблённости в Мэри, тем самым подставив себя под удар язвительного молодого мужчины.

Печорин, не имея преданности в дружбе, начал издеваться над юнкером. Делая вид, что помогает Грушницкому, он рассказал Мэри некоторые моменты жизни «друга», забрал всё внимание девушки и влюбил её в себя. Желание играть судьбой и горем других сделало Печорина бесчувственным по отношению к Грушницкому. Мужчина без зазрения совести рассказывал Вернеру о Грушницком, выставляя его влюблённым глупцом, и о всех вещах, что сделал юнкеру.

Жестокость и лицемерность Печорина уничтожило то, что можно было назвать «дружбой» между двумя мужчинами. Молодой задетый характер Грушницкого заставил его поступить отвратительного по отношению к Мэри, девушке в которую влюблён.

Состоялась дуэль. Грушницкий несмотря на свою смелость оказался труслив и решил поступить подло, не зарядив пистолеты, тем самым подставляя Печорина. Однако мужчины оказался хитрее и избежал гибели.
Этом момент показал главную черту характера Печорина – двойственность. Держа пистолет перед своим когда-то «другом», Печорин сказал, что простит Грушницкого, если тот откажется от своих грязных слов. Но без сомнений стреляет в давшего отказ мужчину.

Двойственность характера Печорина в этой ситуации состоит в том, что готовый простить и прекратить дуэль, он не сомневается в своём решении убить Грушницкого. Ему не составило труда выстрелить, не смотря тревогу, что его одолевала.

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого закончились трагически. Печорин, видя глупость и трусость «друга», издевался над ним, поступая самым жестоким образом. Грушницкий же, молодой и неопытный, решил отомстить мужчине, но поплатился своей жизнью.

Эта «дружба» показала Печорина не с лучшей стороны. Именно этот момент показал, что Печорин не способен дружить, он не хочет и не может жертвовать ради других.

Сейчас читают:

  • Сочинение Жизнь и творчество Одоевского

    Одоевский Владимир Федорович – это великий русский писатель, философ, а также музыкальный критик, живший в 19 веке. Владимир Федорович был рожден 30 июля 1803 года (по старому стилю) в городе Москва.

  • Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс

    Известный русский художник, который отличается своей особенной манерой письма картин, которая заставляет зрителя окунутся в сказочную и чарующую самобытность того времени. Картина «Заморские гости», показывает всю силу,

  • Сочинение Роль книги в жизни человека ЕГЭ 15.3 9 класс

    В народе веками слагались пословицы и поговорки о пользе чтения и о том, какую важную роль книги играют в жизни каждого отдельного человека. Эта роль действительно чрезвычайно велика.

  • Сочинение по произведению Повесть о Петре и Февронии Муромских 7 класс

    В нашем мире происходит очень большое количество различных чудес, которые связаны с жизнью людей, но речь идет не о простых людях, так как речь пойдет о фигурах, которые были причислены к святым.

  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение

    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,

  • Семья Ростовых в романе Война и мир сочинение

    Есть произведения в отечественной литературе, которые образуют её золотой фонд. Прочитав их, можно судить о жизни русского народа в полной мере. По меткому выражению В.Г.Белинского

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение

ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь» . Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.

Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль» . В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы] .

В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

ИНТЕРЕСНО: Педагоги придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Посвятите каждый новый день в вашей семье одной из букв алфавита. Конечно при этом не нужно забывать и про остальные. Пеките булочки в форме букв, делайте с ребенком буквы из пластилина, рисуйте их, собирайте из счетных палочек. Обязательно рассказывайте про букву, которой посвящен день и давайте примеры ее использования.

Гласные звуки и буквы

Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.

Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.

  • В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
  • 6 гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы] . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.

Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они подразумевают один или два звука.

Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:

ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что ее ввел в наш алфавит Карамзин. Но, это не так. Это сделала директор Санкт-Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова в 18 ноября 1783 на заседании по случаю создания первого толкового словаря в России. Она предложила поменять буквы «IO» на одну «Ё».

Ударные и безударные гласные звуки

  • Ударный гласный звук произносится с большой силой и не претерпевает изменений.

Например : сне́ г, стý л, шка́ ф

  • Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.

Например : кО рзи́на (слышится вместо О , звук А ), мЕ две́ дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е , слышится И ), плЕ чо́ (гласный звук И слышится вместо Е ).

ВАЖНО : Ударение не ставят в словах с одним слогом и в словах с буквой Ё .

Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].

Например:

  • В начале слова: ёжик [й’ожик]
  • В середине слова: приют [при й’ут]
  • В конце слова: ружьё [руж й’о]

Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П» , может быть, как твердой (в слове «пакет» ), так и мягкой (в слове «печенье» ).

Согласные звуки и буквы

Согласные буквы называются таковыми из-за вхождения в их состав согласных звуков. В русском языке 36 согласных звуков:

Апострофом отмечены мягкие звуки.
И 21 согласная буква:

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река» , бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е» , «Ё» , «Ю» и «Я» ) и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И» , а ее антипод «Ы» , напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

  • «Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

  • «Коньки»

Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

Звонкие согласные образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:

Чтобы легко было запомнить глухие согласные, запомните выражение: СТЕПКА ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? — ФИ!

Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.

Парные и непарные твердые и мягкие согласные: таблица

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица

В русском языке принято выделять пары глухих-звонких согласных:

Остальные согласные непарные:

Иногда встречается «вынужденная» глухость или звонкость согласного звука. Это происходит из-за положения звука в слове. Частым примером такого вынужденного состояния является слова: пруд [прут] и будка [б́утка] .

Сонорные - звонкие непарные согласные звуки. Их всего 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Шумные согласные звуки — существуют звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Сводная таблица часто распространенных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:

Шипящие согласные буквы

Согласные «Ж» , «Ш» , «Ч» и «Щ» называют шипящими. Эти буквы вносят некоторую изюминку в наш язык. При этом, делают его очень трудным. Ребенок еще во время изучения этих букв должен знать правила:

  • «ЖИ» «ШИ» пиши с «И»
  • «ЧА» «ЩА» с буквой «А»
  • «ЧУ» «ЩУ» с буквой «У»

Буквы «Ж» и «Ч» являются звонкими, а остальные две («Ш» и «Щ» ) глухими. Важной особенностью этих звуков является то, что произнести из без открывания рта не получиться. Сравните их произношение с произношением «М» или «Н» . Для произношения шипящих согласных обязательно должна быть щель между губами, через которую будет выходить воздух, создавая акустическое сопровождение этих звуков.

Буквой «и краткое» обозначается согласный звук й

Буква «Й» или «И краткое» встречается почти во всех славянских алфавитах, а также в тех неславянских алфавитах, где используют кириллицу. В русском алфавите эта буква занимает 11 место. Она образовалась из гласного «И» и звонкого согласного «J» .

Интересно, что в XVIII веке, когда был введен гражданский шрифт (в противовес церковному), из него исчезли все надстрочные символы. И у буквы «Й» пропала ее важная часть. При этом, от таких реформ звук, который обозначался этой буквой «не пострадал». Вернуть «Й» в письмо удалось при Петре I. Но, при этом ее не вернули в алфавит. Это сделали только в XX веке.

Сегодня все больше филологов относят звук «Й» к сонорным согласным. То есть к таким звукам, которые располагаются между гласными и согласными, но относится все же с согласным. Кроме того, его всегда считают мягким.

В каких буквах несколько звуков?

Лента букв и звуков для начальной школы

Очень хорошо помогают в изучении русского языка в различные пособия. Одним из таких пособий является «Лета букв» . Она помогает понять различие между буквами, быстрее развить навык чтения у детей и облегчить фонетический разбор слова.

Хоть на первый взгляд «Лента букв» несет минимум информации, это далеко не так. Это пособие можно использовать не только в школе, но и дома. Родители могут самостоятельно обучать ребенка грамотности с помощью этого инструмента.