Министерство образования

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

«Аберрации оптических систем»

Выполнил: студент 2-го

курса гр. 473

…………….

Проверил:

Тюмень 2009г.

Введение

1. Хроматическая аберрация

2. Волновые и лучевые аберрации; функции аберраций

3. Первичные аберрации (аберрации Зайделя)

3.1 Сферическая

3.3 Астигматизм и кривизна поля

3.4 Дисторсия

Список литературы


Введение

Аберрации оптических систем (от лат. Aberratio – уклонение), искажения, погрешности изображения, формулируемых оптическими системами. Аберрации оптических систем проявляются в том, что оптические изображения не вполне отчетливы, не точно соответствуют объектам, или оказываются окрашенными. Наиболее распространены следующие виды аберраций оптических систем: сферическая – недостаток изображения, при котором испущенные одной точкой объекта световые лучи, прошедшие вблизи оптической оси системы, и лучи, прошедшие через отдаленные от оси части системы, не собираются в одну точку: кома – аберрация, возникающая при косом прохождении световых лучей через оптическую систему. Если при прохождении оптической системы сферическая световая волна деформируется так, что пучки лучей, исходящих из одной точки объекта, не пересекаются в одной точке, а располагаются в двух взаимно перпендикулярных отрезках на некотором расстоянии друг от друга, то такие пучки называются астигматическими, а сама эта аберрация – астигматизмом . Аберрация называемая дисторсией , приводит к нарушению геометрического подобия между объектом и его изображением. К аберрациям оптических систем относится также кривизна поля изображения.

Оптические системы могут обладать одновременно несколькими видами аберраций. Их устранение производят в соответствии с назначением системы; часто оно представляет собой трудную задачу. Перечисленные выше аберрации оптических систем называются геометрическими. Существует еще хроматическая аберрация, связанная с зависимостью показателя преломления оптических сред от длины волны света.


1. Хроматическая аберрация

Если пучок немонохроматического света падает на преломляющую поверхность, то он расщепляется на несколько лучей, каждый из которых имеет определенную длину волны. Поэтому, пересекая оптическую систему, лучи света с различными длинами волн будут распространяться после первого преломления не вполне одинаковыми путями. В результате изображение окажется нерезким, и в этом случае говорят, что система обладает хроматической аберрацией.

Рис. 1. Продольная и поперечная хроматические аберрации.

Мы ограничимся рассмотрением точек и лучей, расположенных вблизи оси, т. е. предположим, что для каждой длины волны отображение подчиняется законам параксиальной оптики. В этом случае говорят о хроматической аберрации первого порядка, или о первичной аберрации. Пусть и - отображения точки Р в различных длинах волн (рис. 1); тогда проекции на направления, параллельное и перпендикулярное оси, определяют соответственно продольную и поперечную хроматические аберрации.

Рассмотрим изменение фокусного расстояния тонкой линзы в зависимости от изменения показателя преломления . Величина (n - 1)f для такой линзы не зависит от длины волны. Следовательно


(1)

Величина

(2)

Рис.2. Типичные дисперсионные кривые для стекла различных сортов

I – тяжелый флинт; II – тяжелый бариевый крон;III – легкий флинт;IV – тяжелый крон; V – боросиликатный крон.

где , и - показатели преломления, соответствующие линиям Фраунгофера F, D и C ( 4861 , 5893 и 6563 ), служит грубой мерой дисперсии стекла и называется относительной дисперсией. Из (1) видно, что эта величина Приблизительно равна расстоянию между красным и синим изображениями, деленному на фокусное расстояние линзы. На рис. 2 показано изменение величин показателей преломления с изменением длины волны для стекла нескольких сортов, обычно используемых в оптических системах. Соответствующие значения лежат в пределах от 1/60 до 1/30.


Рис. 3. Ахроматический дуплет

Для получения изображения хорошего качества необходимо, чтобы как монохроматические, так и хроматические аберрации были малы. Обычно выбирают некоторое компромиссное решение, поскольку в общем случае невозможно устранить одновременно аберрации всех типов. Часто оказывается достаточным избавиться от хроматической аберрации для двух выбранных длин волн. Выбор этих длин волн зависит, естественно, от назначения той или иной оптической системы; например, фотообъективы, в отличие от приборов, служащих для визуальных наблюдений, обычно «ахроматизируют» для цветов, близких к синему концу спектра, так как обычная фотографическая пластинка более чувствительна к синей области спектра, чем человеческий глаз. Конечно, ахроматизация для двух длин волн не устраняет полностью цветовую ошибку. Остающаяся хроматическая аберрации называется вторичным спектром.

Рассмотрим теперь условия, при которых две тонкие линзы образуют комбинацию, свободную от хроматизма фокусного расстояния. Величина, обратная фокусному расстоянию комбинации двух тонких линз, расположенных на расстоянии l друг от друга, равна

(3)

Как мы видим,, когда


(4)

Если ахроматизация производится для линий C и F, то, используя (1) и (2) получим

(5)

Где и - относительные дисперсии обеих линз.

Один из методов уменьшения хроматической аберрации состоит в использовании двух соприкасающихся тонких линз (рис.3), одна из которых сделана из крона, а вторая из флинта. В этом случае, поскольку l = 0, получим из (5)

(6)

или, используя(3),

, (7)

соотношения (7) для данных сортов стекла и заданного фокусного расстояния однозначно определяют , и . Но , и зависят от трех радиусов кривизны, следовательно, величину одного из них можно выбрать произвольно. Эта дополнительная степень свободы позволяет иногда уменьшить до минимума сферическую аберрацию.

Другой способ создании ахроматической системы состоит в использовании двух гонких линз, изготовленных из одинакового стекла (), и расположенных друг от друга на расстоянии, равном полусумме их фокусных расстояний, т. е.

(8)

Ахроматичность такой комбинации линз следует непосредственно из (5).

В приборе, состоящем на нескольких частей, в общем случае нельзя одновременно устранить хроматизм положения и хроматизм увеличения, если это не сделано для каждой его части. Докажем последнее утверждение для случая двух центрированных тонких линз, разнесенных на расстояние l .

Отображение тонкой линзой является центральной проекцией из ее центра; следовательно (рис. 4),

Рис.4. Ахроматизация системы из двух тонких линз

Поскольку , находим для увеличения


Если длина волны изменится, то величина останется той же, величина также будет прежней, если допустить отсутствие хроматизма положения. Следовательно, условие отсутствия хроматизма увеличения системы можно записать в виде

(11)

Так как , , то (11) удовлетворяется лишь при , т.е. если каждая из этих линз ахроматизирована.

2. Волновые и лучевые аберрации, функции аберраций

Рассмотрим вращательно-симметричную оптическую систему. Пусть , и , - точки пересечения луча, выходящего из точки предмета , соответственно с плоскостью входного зрачка, плоскостью выходного зрачка и плоскостью параксиального изображения. Если -параксиальное изображение точки то вектор называется аберрацией луча или просто лучевой аберрацией (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Лучевая аберрация

Пусть W- волновой фронт, проходящий через центр выходного зрачка и связанный с пучком, который формирует изображение и выходит из точки . Если аберрации отсутствуют, то W совпадает со сферой S , центр которой лежит в точке параксиального изображения , а сама она проходит через точку , Sназывается опорной сферой Гаусса (рис. 2.2).

Пусть и - точки пересечения луча с опорной сферой и волновым фронтом Wсоответственно.


Рис. 2.2.Волновая и лучевая аберрации

Оптическую длину пути Ф = можно назвать аберрацией волнового элемента в точке Qили просто волновой аберрацией и считать положительной, если и , расположены по разные стороны от Q. В обычных приборах волновые аберрации достигают 40-50 длин волн, однако в приборах, используемых для более точных исследований (например, в астрономических телескопах или микроскопах), они должны быть значительно меньше, порядка долей длины волны.

Выражения для волновой аберрации легко получить с помощью точечной характеристической функции Гамильтона системы.

Если пользоваться для обозначения оптической длины пути квадратными скобками , то

Здесь было использовано то обстоятельство, что точки и лежат на одном волновом фронте, т.е. .

Введем две прямоугольные системы координат со взаимно параллельными осями, начала которых находятся в осевых точках и плоскостей предмета и изображения, а оси Zсовпадают с осью системы. Точки в пространстве предмета будут рассматриваться в первой системе, а в пространстве изображения - во второй. Z -координаты плоскостей, в которых лежат зрачки, обозначены через и , (на рис 2.1 ) .

Согласно (1) волновая аберрация выражается через точечную характеристику V следующим образом:

где () - координаты точки , и (X,Y,Z) - координаты точки Q. Координаты (X,Y,Z) уже не являются независимыми; они связаны соотношением, учитывающим, что точка Qлежит на опорной сфере, т. е,

Координаты точки параксиального изображения, М - гауссово поперечное увеличение и R - радиус опорной сферы Гаусса

Величину Z в выражении (2) можно исключить с помощыо (3), в результате чего Ф стонет функцией только , , и , т. е,


Лучевые аберрации связаны с функцией аберраций Ф (, ; X, Y ) простыми соотношениями. Из (2) имеем

(6)

Если , и - углы, которые образуют луч , с осями, а (X, Y, Z) и () - координаты точек и то, на рис. 2.2, получим

есть расстояние от до , и - показатель преломления среды в пространстве изображения. Далее из (3) имеем

(9)

Подставляя (7) и (9) в соотношение (6), находим для компонент лучевой аберрации

(10)


Последние соотношения являются точными, но стоящая справа величина

сама зависит от координат точки , т. е. от лучевых аберраций. Тем не менее для большинства практических целей можно заменять на радиус опорной сферы R или на другое приближенное выражение (см. ниже, уравнение (15)). Легко показать, что в силу симметрии задачи величина Ф зависит от четырех переменных, входящих только в трех комбинациях, а именно: , и . В самом деле, если ввести в плоскостях XY полярные координаты, т. е. положить

то окажется, что Ф зависит только от , , и , или, что то же самое, Ф зависит от , , и 0. Предположим теперь, что оси X и Y систем с началами в и поворачивается на один и тот же угол и в одном и том же направлении относительно оси системы.

При этом , , не изменяются, а угол 0 увеличивается на угол поворота. Поскольку функции Ф инвариантна относительно таких поворотов, она не должна зависеть от последней переменной, т. е. зависит только от , , и . Следовательно, функции аберраций Ф является функцией трех скалярных произведений

двух векторов и .

Отсюда вытекает, что при разложении Ф в ряд по степеням четырех координат нечетные степени будут отсутствовать. Поскольку Ф (0, 0; 0, 0) = 0, то членов нулевой степени тоже не будет. Более того, не будет и членов второй степени, так как, согласно (10), они соответствуют лучевым аберрациям, линейно зависящим от координат, а это противоречит тому, что , является параксиальным изображением точки . Таким образом, наше разложение имеет вид

где с - константа, а - полином степени 2k по координатам и содержит их только в виде трех скалярных инвариантов (12). Говорят, что член степени 2k описывает волновую аберрацию порядка 2k. Аберрации наинизшего порядка (2k = - 4) обычно называются первичными аберрациями или аберрациями Зайделя.

Для оценки порядка величин некоторых выражений и точности наших вычислений удобно ввести параметр . Этим параметром может служить любая величина первого порядка, скажем, угловая апертура системы. Тогда можно допустить, что все лучи, проходящие через систему, составляют с оптической осью углы О(), где символ О() означает, что величина угла порядка .

Оценим погрешность, возникающую при замене в основном уравнении (10) на величины, не зависящие от и . Из (3) и (5) имеем

тогда вместо (8) можем написать


Соотношения (10) для компонент лучевой аберрации принимают вид

(16)

(17)

3. Первичные аберрации (аберрации Зайделя)

Используя рассуждения, совершенно аналогичные тем, которые относились к функции аберраций, можно показать, что разложение в степенной ряд возмущенного эйконала Шварцшильда имеет в силу симметрии задачи следующий вид:

Где - полином степени 2 k по четырем переменным; более того, эти переменные входят только в трех комбинациях:

В соотношении (1) отсутствует член второй степени, так как в противном случае это противоречило бы тому, что, , , и в приближении параксиальной оптики.

Поскольку переменные входят только в комбинациях (2), член должен иметь вид

где А, В,... - постоянные. Знаки и числовые множители в (3) общепринятые; выражения для лучевых аберраций в этом случае принимают простой вид.

Конечно, разложение в степенной ряд функции имеет такой же вид, как и (1), но оно не содержит члена нулевого порядка (), и главный член отличается от тем, что в нем отсутствует слагаемое . Таким образом, общее выражение для волновой аберрации наинизшего (четвертого) порядка записывается следующим образом:

где В, С,. - те же коэффициенты, что и в (3).

Общее выражение для компонент лучевой аберрации наинизшего (третьего) порядка в виде

(5)

Коэффициент А не входит в выражения (4) и (5), т. е. существуют только пять типов аберрации наинизшего порядка, характеризуемых пятью коэффициентами В, С, D, E и F. Как указывалось выше, эти аберрации называются первичными аберрациями или аберрациями Зайделя.

При исследовании аберраций Зайделя удобно выбрать оси таким образом, чтобы плоскость yz проходила через точку предмета; тогда . Если затем ввести полярные координаты

то (4) примет вид


В частном случае равенства нулю всех коэффициентов в (7) волновой фронт, проходящий через выходной зрачок совпадает (в рассматриваемом приближении) с опорной сферой Гаусса (см. рис. 2.2). В общем случае эти коэффициенты отличны от нуля. Тогда каждый член в (7) описывает определенный тип отклонения мы нового фронта от правильной сферической формы; на рис. 3.1 показаны пять различных типов аберраций.

Важность лучевых аберраций, связанных с определенной точкой предмета, можно проиллюстрировать графически с помощью так называемых аберрационных (или характеристических) кривых. Эти кривые являются геометрическим местом точек пересечения лучей, выходящих из фиксированной зоны =const выходного зрачка, с плоскостью изображения. Тогда поверхность, образованная аберрационными кривыми. соответствующими всем возможным значениям , представляет собой неидеальное изображение.

Рис.3.1 Первичные волновые аберрации.


А) сферическая. Б) кома. В) астигматизм. Г) кривизна поля. Д) дисторсия

Рассмотрим отдельно каждую из аберраций Зайделя

3.1 Сферическая аберрация ( )

Если все коэффициенты, за исключением В, равны нулю, то (8) принимает вид

Аберрационные кривые в этом случае имеют форму концентрических окружностей, центры которых расположены в точке параксиального изображения, а радиусы пропорциональны третьей степени радиуса зоны , но не зависят от положения () предмета в зоне зрения. Такой дефект изображения называется сферической аберрацией.

Рис.3.2. Сферическая аберрация.

Сферическая аберрация, будучи независимой от искажает как осевые, так и внеосевые точки изображения. Лучи, выходящие из осевой точки предмета и составляющие существенные углы с осью, пересекут её в точках, лежащих перед параксиальным фокусом или за ним (рис. 5.4). Точка, в которой пересекаются с осью лучи от края диафрагмы, назывался краевым фокусом. Если экран в области изображения помещен под прямым углом к оси, то существует такое положение экрана, при котором круглое пятно изображения на нем минимально; это минимальное «изображение» называется наименьшим кружком рассеяния.

3.2 Кома ( )

Аберрация, характеризующаяся отличным от нуля коэффициентом F, называется комой. Компоненты лучевой аберрации в этом случае имеют, согласно (8). вид

Рис.3.3. Кома.

Как мы видим, при фиксированных и радиусе зоны точка , (см. рис. 2.1) при изменении от 0 до дважды описывает в плоскости изображения окружность. Радиус окружности равен , а её центр находится на расстоянии от параксиального фокуса в сторону отрицательных значений у . Следовательно, эта окружность касается двух прямых, проходящих через параксиальное изображение , и составляющих с осью у углы в 30°. Если прибегает все возможные значения, то совокупность подобных окружностей образует область, ограниченную отрезками этих прямых и дугой наибольшей аберрационной окружности (рис. 3.3). Размеры получающейся области линейно возрастают с увеличением расстояния точки предмета от оси системы. При выполнении условия синусов Аббе система дает резкое изображение элемента плоскости предмета, расположенного в непосредственной близости от оси. Следовательно, в этом случае разложение функции аберрации не может содержать члены, линейно зависящие от . Отсюда вытекает, что если условие синусов выполняется, первичная кома отсутствует.

3.3 Астигматизм ( ) и кривизна поля ( )

Аберрации, характеризующиеся коэффициентами С и D, удобнее рассматривать совместно. Если все остальные коэффициенты в (8) равны нулю, то

Чтобы продемонстрировать важность таких аберраций, предположим вначале, что пучок, формирующий изображение, очень узок. Согласно § 4.6 лучи такого пучка пересекают два коротких отрезка кривых, одна из которых (тангенциальная фокальная линия) ортогональна меридиональной плоскости, а другая (сагиттальная фокальная линия) лежит в этой плоскости. Рассмотрим теперь свет, исходящий от всех точек конечной области плоскости предмета. Фокальные линии в пространстве изображения перейдут в тангенциальную и сагиттальную фокальные поверхности. В первом приближении эти поверхности можно считать сферами. Пусть и - их радиусы, которые считаются положительными, если соответствующие центры кривизны расположены по ту сторону от плоскости изображения, откуда распространяется свет (в случае, изображенном на рис. 3.4. и ).

Радиусы кривизны можно выразить через коэффициенты С и D . Для этого при вычислении лучевых аберраций с учетом кривизны удобнее использовать обычные координаты, а не переменные Зайделя. Имеем (рис. 3.5)

(12)

где u - малое по величине расстояние между сагиттальной фокальной линией и плоскостью изображении. Если v - расстояние от этой фокальной линии до оси, то


если еще пренебречь и по сравнению с , то из (12) находим

(14)

Аналогично

(15)

Запишем теперь эти соотношения через переменные Зайделя. Подставляя в них (2.6) и (2.8), получим

(16)

и аналогично

(17)

В последних двух соотношениях можно заменить на и тогда, используя (11) и (6), получим


Величину 2С + D обычно называют тангенциальной кривизной поля , величину D - сагиттальной кривизной поля , а их полусумму

которая пропорциональна их среднему арифметическому значению,- просто кривизной поля .

Из (13) и (18) следует, что на высоте от оси расстояние между двумя фокальными поверхностями (т.е. астигматическая разность пучка, формирующего изображение) равно

(20)

Полуразность

(21)

называется астигматизмом . В отсутствие астигматизма (С = 0) имеем . Радиус R общей, совпадающей, фокальной поверхности можно в этом случае вычислить с помощью простой формулы, в которую входят радиусы кривизны отдельных поверхностей системы и показатели преломления всех сред.

3.4 Дисторсия ( )

Если в соотношениях (8) отличен от нуля лишь коэффициент Е , то

Поскольку сюда не входят координаты и , отображение получится стигматическим и не будет зависеть от радиуса выходного зрачка; однако расстояния точек изображения до оси не будут пропорциональны соответствующим расстояниям для точек предмета. Эта аберрация называется дисторсией.

При наличии такой аберрации изображение любой прямой в плоскости предмета, проходящей через ось, будет прямой линией, но изображение любой другой прямой будет искривленным. На рис. 3.6, а показан предмет в виде сетки прямых, параллельных осям х и у и расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Рис. 3.6. б иллюстрирует так называемую бочкообразную дисторсию (Е>0 ), а рис. 3.6. в - подушкообразную дисторсию (Е<0 ).

Рис. 3.6. Дисторсия А) предмет. Б) бочкообразная. В) подушкообразная


Ранее указывалось, что из пяти аберраций Зайделя три (сферическая, кома и астигматизм) нарушают резкость изображения. Две другие (кривизна поля и дисторсия) изменяют его положение и форму. В общем случае невозможно сконструировать систему, свободную как от всех первичных аберраций, так и от аберраций более высокого порядка; поэтому всегда приходится искать какое-то подходящее компромиссное решение, учитывающее их относительные величины. В некоторых случаях аберрации Зайделя можно существенно уменьшить за счет аберраций более высокого порядка. В других случаях необходимо полностью уничтожить некоторые аберрации, несмотря на то, что при этом появляются аберрации других типов. Например, в телескопах должна быть полностью устранена кома, потому что при наличии ее, изображение будет несимметричным и все прецизионные астрономические измерения положения потеряют смысл. С другой стороны, наличие некоторой кривизны поля идисторсии относительно безвредно, поскольку от них можно избавиться с помощью соответствующих вычислений.

оптический аберрация хроматический астигматизм дисторсия


Список литературы:

1. Савельев И.В. Курс общей физики, т.3, оптика, атомная физика.

2. Ландсберг Г. С. Оптика.

3. Сивухин Д. В. Общий курс физики, т.4, оптика.

4. Борн М., Вольф Э. Основы оптики

5. Физический энциклопедический словарь, под ред. А. М. Прохорова.

Данный урок «Размещение и миграции населения» сформирует у вас знания об особенностях размещения населения; о многообразии и больших масштабах современной миграции населения. Вы поймете, с чем связана современная мобильность населения. Учитель подробно объяснит причины миграции, расскажет о том, какие страны и регионы являются поставщиками мигрантов, а какие – их новым домом, пусть даже и на время или навсегда…

Тема: География населения мира

Урок: Размещение и миграции населения

Население планеты размещено неравномерно, примерно половина населения Земли живет на 5% обитаемой территории суши. Неосвоенные земли занимают 15% территории суши. Средняя плотность населения - 51 чел./кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 100 человек на 1 кв. км) сравнительно немного: Европа (без северной ее части); в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява; в Африке - долина Нила и низовья Нигера; в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине. Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (более 1000 человек на 1 кв. км), Республика Корея, Пуэрто-Рико, Руанда - по 400 - 500 человек на 1 кв. км, Нидерланды и Бельгия - по 330 - 395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км (наибольший показатель имеют такие города, как Манила (43 000 чел./кв. км), Мумбаи (22 000 чел./кв. км). Наименьшая плотность населения характерна для Монголии, Австралии, Намибии, Мавритании (менее 3 человек на 1 кв. км).

Рис. 1. Карта плотности населения мира

(чем темнее цвет - тем выше показатель плотности населения)

Факторы, влияющие на неравномерность размещения населения:

1. Природные условия. Высокогорья, пустыни, тундра, ледниковые территории неблагоприятны для проживания людей и практически не заселены. Наоборот, на низменностях и высоте до 500 метров проживает 80% всего населения. Большая часть населения концентрируется в субэкваториальном и субтропическом поясах.

2. Исторические особенности заселения. Изначально человек заселил Восточную Африку, Южную Европу и Юго-Западную Азию, потом распространился по другим частям света.

3. Различия в демографической ситуации. В странах с высоким естественным приростом высока также плотность населения.

4. Социально-экономические условия. Большинство населения тяготеют к прибрежным районам, особенно это проявляется в Австралии, Европе, Америке. В 200-километровой полосе вдоль побережий живет более 50% всего населения. В промышленных центрах Европы средняя плотность населения достигает 1500 чел./кв. км.

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тип урока: практическая работа с элементами объяснения (лекции) учителя.

Основные понятия: плотность населения, факторы размещения.

Цель: закрепить понятие о плотности населения, охарактеризовать различия в плотности населения отдельных стран и регионов и причины ее изменения во времени; проанализировать карту плотности населения мира; выявить факторы размещения населения; сформировать умение расчета количественных показателей (на примере плотности населения).

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенные политическая и физическая, климатическая карты мира, карта плотности населения мира.

I. Объяснение учителя

Размещение населения - это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Сложившаяся к настоящему времени картина размещения населения мира неоднородна. В мире существуют как густо- так и слабозаселенные территории.

Основным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Ее рассчитывают как отношение численности населения (ЧН) в стране (регионе) к площади ее территории (S) и выражают в количестве человек, приходящемся на 1 км2, - чел/км2. Формула для расчета плотности населения имеет вид:


Плотность населения

II. Задания практической работы

1. По табл. 1 приложения учебника проследить изменение средней плотности населения мира при изменении численности населения. Данные таблицы учитель дополняет сведениями за 2000 год и просит рассчитать плотность населения мира:

Площадь территории (без Антарктиды) - 135,8 млн км2.

Население - 6261 млн человек.

Ожидаемый ответ: средняя плотность населения мира в 2000 г. составила 46,1 чел/км2.

Вывод: с увеличением численности населения происходит увеличение плотности.

Как вы думаете, какая еще существует причина изменения плотности населения в пределах одного государства? Такой причиной является увеличение площади территории государства либо за счет захвата новой территории, либо объединения государств, а также наращивания территории путем отвоевывания суши у моря (например, Нидерланды, Япония). В частности, японцы научились увеличивать свою территорию путем создания искусственных островов.

2. Проанализировать карту плотности населения мира и выявить основные регионы с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

Результаты этого задания можно оформить в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют страны-рекордсмены по плотности населения. В первую очередь - это государства-карлики (Монако, Сингапур, Ватикан, Бахрейн). Из более крупных государств лидером по плотности населения является Бангладеш.
В 2000 г. плотность населения в этой стране достигла около 900 чел/км2. Если нынешний уровень рождаемости и прироста населения здесь сохранится
в будущем, то, согласно прогнозу, в 2025 г. плотность населения страны приблизится к 2000 чел/км2. Чрезвычайно высокая плотность населения характерна и для некоторых частей государств в городских агломерациях. Например, в районе Шанхая плотность населения превышает 3 тыс. чел/км2.

III. Каковы же причины (факторы) такого неравномерного размещения населения земного шара?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, а учитель направляет их мысль и делает выводы. Итак, на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы.

Исторический фактор выражается в истории заселения отдельных территорий - открытии, колонизации и освоении новых земель. Учащиеся приводят примеры государств, опираясь на знания по истории и географии материков, где наиболее ярко проявилось влияние этого фактора (Россия, Канада, США, страны Африки, Латинской Америки, Австралия).

Влияние природных факторов объясняется на основе сопряженного анализа путем наложения друг на друга трех карт - плотности населения мира, физической и климатической. Учитель называет фактор, вместе с учениками объясняет его влияние, а самостоятельно они приводят подтверждающие примеры, объясняя тем самым образование густо- и слабозаселенных территорий. Влияние рельефа на размещение населения выявляется на основе анализа табл. 6 «Размещение населения по высотным зонам» приложения к учебнику. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности. Таковы Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.

Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку (23%). Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?

Ожидаемый ответ: Африка - это материк высоких равнин, средняя высота территории - 750 м.

К социально-экономическим факторам размещения населения относят наличие природных ресурсов (например, Донбасс на Украине, Рур в Германии), транспортных магистралей (Сингапур, Нидерланды, Япония), развитие производства (Западная Европа), рост численности населения как за счет естественного (развивающиеся страны), так и механического (развитые страны) прироста.

IV. Для обобщения и закрепления материала учащимся предлагают выявить, какие из перечисленных факторов оказали существенное влияние на заселение территории своего края.

Ожидаемый ответ : для Молдовы, Приднестровья и города Тирасполя, где плотность населения достаточно высока и в среднем составляет 128 чел/км2, таковыми являются, например, равнинный рельеф, благоприятный умеренно-континентальный климат, плодородные черноземные почвы, наличие рек Днестра и Прута. Из исторических факторов для города Тирасполя главным являлся военный (создание в 1792 г. крепости на берегу Днестра как форпоста России в период русско-турецкой войны). Социально-экономические факторы в прошлом сыграли важную роль в освоении территории и увеличении плотности населения. Но в настоящее время этот фактор оказывает отрицательное влияние, поскольку происходит уменьшение численности населения, а следовательно, и плотности.

Домашнее задание: § 14, до с. 57; вопрос 2 после параграфа.

По данным табл. 3 приложения учебника рассчитать плотность населения в следующих государствах: Ливия, Нидерланды, Норвегия, Индия, Австралия, Бразилия, Япония. Дать анализ факторов, которые определили особенности плотности населения в этих государствах.

Урок о населении мира (10 класс)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Миграция населения -это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).

Причины миграции

Причин миграция населения может быть несколько:

неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица, экономический кризис и др. ;

гражданские войны,

экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т. д..

1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.

Размещение – это пространственный рисунок распределения населения на определенной территории

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном.

15% суши - совершенно не освоено людьми. Это районы с экстремальными природными условиями.

2. Влияние окружающей среды на размещение населения.

На размещение населения влияют различные факторы, причем изначально главным фактором были природные условия. Подсчитано, что половина населения мира проживает на низменностях, а 1.3 - на прибрежных территориях. Большинство населения внутренних территорий материков селится вдоль берегов рек.

Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были « речные цивилизации» - Египет (вдоль Нила), Китайская- вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская - в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье - между реками Тигр и Евфрат. Эти цивилизации сменились « морскими –империи Средиземноморья. Сейчас время « океанских» цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселенные районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.

3. Влияние экономических факторов на размещение населения.

Второй фактор, от которого зависит размещение населения - это экономический. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким- либо ресурсом: землей, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.

На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения составляет 200 человек на км кв. А в некоторых районах и вовсе достигает 2000 человек на км. кв.

В Европе и Северной Америке, в промышленных районах выше плотность населения, чем в сельскохозяйственных. Также наблюдается тяготение мест проживания людей к транспортным путям, в частности, к морским, речным, железнодорожным и автомобильным.

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия.

4. Плотность населения.

Практическое задание. Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните таблицу.

Группы стран с различной плотностью населения

Примеры стран

Причины, объясняющие картину плотности населения

Страны с равномерно низкой плотностью населения

Нигер, Австралия, Монголия.

Страны, находящиеся в аридном климате, кроме Австралии, не имеют выхода к морю и т.д.

Страны с равномерно высокой плотностью

Индия, ФРГ, Италия, Греция

Благоприятные условия проживания на всей территории стран

Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью

Канада, Россия, Бразилия, Китай

Различные условия: природные, социальные, экономические сильно различаются в разных районах страны.

Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 45 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях.

В Индии средняя плотность равна 326 чел/км; Китае - 131, Индонезии - 116, США - 30, Бразилии - 20.

5. Миграция населения.

Учащиеся вспоминают виды миграций, с которыми они ознакомились в курсе 9 класса. Они оформляют ответ на вопрос в тетради, а один из учеников работает у доски. Затем учащиеся сравнивают свои ответы исправляют ошибки и недочеты.

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

А. По продолжительности: временные, постоянные.

Б По направленности: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

В. По мотивам: социально-экономические, религиозные, политические, военные.

Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века - прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начало эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек.

Второй очаг эмиграции сложился в Азии. Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 в. достигли масштаба нового «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций - экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни.

Трудовая миграция.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Главная причина - большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

· Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) - рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.

· Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.

· Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Во второй половине 20 века появилась новая форма внешних миграций – «утечка умов» из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

· из села в город;

· между большими и малыми городами;

· освоение новых земель;

· отток людей из разного рода « горячих точек» и т.д.

Вопрос: Что такое «утечка мозгов»? Что послужило развитию данного вида миграции? Какие последствия приносит она стране эмиграции?

Вынужденные мигранты.

Задание: Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.

Общее число беженцев в мире в середине 90-х гг. превысило 20 млн человек. Среди них преобладают беженцы из районов региональных военных и межэтнических конфликтов в Афганистане, Ираке, Израиле, Ливане, Кипре, Анголе, Судане, Уганде, ЮАР, Гондурасе и т.д.

Обычно беженцы находят убежище в соседних странах, но иногда они стремятся уехать далеко (в Европу, Северную Америку). С конца 90-х гг. одним из главных районов с большим количеством беженцев и перемещенных лиц является СНГ.

Задание: Заполните таблицу.

Виды миграции

Причины миграций

Откуда? Куда?

Трудовые

Социально-экономические

Из развивающихся в экономически развитые страны

« Утечка умов»

Переманивание высококвалифицированных специалистов

В развитые страны

Освоение новых земель

Колонизация и освоение новых территорий

Характерен для больших по площади территорий с разной плотностью населения.

Село- город

Социально-экономические

Из села в город

Беженцы

Политические конфликты, военные конфликты

Из районов бедствия в наиболее благополучные.


Вывод: Главные причины перемещения населения: экономические, политические, религиозные, военные конфликты.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в другие регионы показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом на первом месте - 89 % ставят потребности в стабильном заработке, 11% - из-за экологических проблем района, 2% - возможность получения жилья.

Понятие урбанизация – это увеличение числа городов и городских жителей, возрастание значения город в жизни страны, распространение городского образа жизни на все бОльшее число людей.

Цель урока: Создать условия для “добывания” знаний о населении Зарубежной Азии.

Задачи образовательные по предмету : Составить диаграммы или картосхемы по предложенному материалу, сделать выводы о численности и структуре населения Азии.

Задачи воспитательные:

  • Прививать этические нормы общения.
  • Прививать чувство толерантности.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Задачи развивающие:

  • Продолжить формировать универсальные учебные действия: составлять кластер, преобразование статистической информации в диаграммы, текста в схемы и картосхемы.
  • Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации: тематическими картами, статистическими материалами.
  • Совершенствовать коммуникативные компетенции.
  • Развивать логическое мышление и умение систематизировать учебный материал.

Форма обучения: малая группа.

  • Учебно-наглядный комплекс;
  • Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира – М.: Просвещение, 2008.
  • Карты Азии в атласе.

Дидактический материал: статистические таблицы, бланковки контурных карт Азии.

Формы проведения урока: Урок с использованием элементов системно-деятельностного подхода и критического мышления.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала – самостоятельная работа по группам.

3. Составление кластера.

4. Выводы.

5. Задание на дом. Повторить раздел 7, параграф 1, пункт 3. Письменно ответить на вопросы.

Предварительная подготовка.

  • Учитель заранее распечатывает задания, чистые бланковки контурных карт Азии. Формирует файлы для групп с заданиями и материалам для работы.
  • Класс делится на 8 групп по 3-4 человека. На доске в центре один из учеников записывает тему урока: “Население Азии”.

Ход урока

Оргмомент – 1 минута.

Целепологание – 5 минут.

Учитель: Мы продолжаем изучение региона Зарубежная Азия. Сегодня темой нашего исследования станет население. Давайте вместе поставим цели урока и разработаем план действий. Подумаем, какие источники информации нам понадобятся.

Учащиеся определяют цель урока: составить кластер “Население Зарубежной Азии”. Составляют план работы и оформляют его в виде схемы, которая станет основой для кластера:

Источники информации: текст учебника, карты атласа.

Учитель: Предлагаю каждой группе выбрать задание по одному из пунктов плана. Результаты работы и выводы оформим в виде кластера на доске.

Учитель раздает папки с заранее сформированным пакетом для каждой группы. Папка содержит карточку-задание, статистические материалы, бланковку контурной карты Азии (если необходимо), цветные листы для составления диаграмм (если необходимо).

Работа в группах – 15 минут.

Задание группы 1:

  1. Составить картосхему “Крупнейшие страны Азии по численности населения”. Для этого, используя статистические материалы, нанести на контурную карту страны Азии, входящие в 20 крупнейших стран по численности населения.
  2. Сделать вывод по картосхеме. Объяснить причины высокой численности населения.

Статистические материалы:

Страна Население, чел
1 Китай 1 347 350 000
2 Индия 1 223 442 000
3 США 314 347 000
4 Индонезия 237 641 326
5 Бразилия 197 059 000
6 Пакистан 176 728 500
7 Нигерия 166 629 383
8 Бангладеш 152 518 015
9 Россия 143 100 000
10 Япония 126 400 000
11 Мексика 112 336 538
12 Филиппины 92 337 852
13 Вьетнам 87 840 000
14 Египет 82 530 000
15 Эфиопия 82 101 998
16 Германия 81 843 809
17 Иран 76 672 604
18 Турция 74 724 269
19 ДР Конго 69 575 394
20 Таиланд 65 479 453

Задание группы 2:

1. Составить столбчатую диаграмму “Крупнейшие страны Азии по численности населения”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

2. Сделать вывод по диаграмме о месте Азии в мире по численности населения. Рассчитать среднюю плотность населения в регионе.

Статистические материалы:

Крупнейшие страны мира по численности населения (по данным сайта http://geo.koltyrin.ru)

Страна Население, чел
1 Китай 1 347 350 000
2 Индия 1 223 442 000
3 США 314 347 000
4 Индонезия 237 641 326
5 Бразилия 197 059 000
6 Пакистан 176 728 500
7 Нигерия 166 629 383
8 Бангладеш 152 518 015
9 Россия 143 100 000
10 Япония 126 400 000
11 Мексика 112 336 538
12 Филиппины 92 337 852
13 Вьетнам 87 840 000
14 Египет 82 530 000
15 Эфиопия 82 101 998
16 Германия 81 843 809
17 Иран 76 672 604
18 Турция 74 724 269
19 ДР Конго 69 575 394
20 Таиланд 65 479 453

3. Составить столбчатую диаграмму “Численность населения регионов мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

Статистические материалы:

  • Мир – 7000 млн. человек
  • Азия – 4175 млн. человек
  • Европа – 734 млн. человек
  • Африка – 1038 млн. человек
  • Англо-Америка – 347 млн. человек
  • Латинская Америка – 597 млн. человек
  • Австралия и Океания – 35 млн. человек

Задание группы 3:

Составить 3 столбчатые диаграммы “Рождаемость по регионам мира”, “Смертность по регионам мира”, “Естественный прирост по регионам мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

Сделать вывод по диаграммам. Указать тип воспроизводства населения характерный для Азии

Статистические материалы:

Для справки: максимальный естественный прирост в мире:

Оман – 34‰, Йемен – 33‰, Саудовская Аравия – 31‰.

Задание группы 4:

1. Составить 3 столбчатые диаграммы “Доля детей (моложе 15 лет) по регионам мира”, “Доля пожилых (старше 65 лет) по регионам мира”, “Средняя продолжительность жизни по регионам мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

2. Сделать вывод по диаграммам. Указать тип воспроизводства населения характерный для Азии. Какие проблемы, связанные с возрастной структурой населения, возникают в Азии?

Статистические материалы:

Для справки:

Наибольшая продолжительность жизни в мире в Японии – средний возраст 81 год.

Средний возраст населения в регионах и мире:

  • Мир – 29 лет
  • Азия – 28 лет
  • Европа – 40 года
  • Африка – 20 года
  • Англо-Америка – 38года
  • Латинская Америка –28год
  • Австралия–27 лет

Задание группы 5:

1. Составить картосхему “Крупнейшие языки мира”. Для этого, используя статистические материалы, нанести на контурную карту страны, где проживают носители основных языков мира, штриховкой выделить наиболее распространенные языки. Выделить страны Азии.

2. Сделать вывод по картосхеме.

3. Проанализировать карту “Народы мира” в атласе. Определить языковые семьи к которым принадлежат народы Азии.

Статистический материал:

Крупнейшие языковые семьи:

  • Индоевропейская – 2,5 млрд. человек, 150 народов, 11 языковых групп
  • Китайско-Тибетская – более 1 млрд. человек

Языки мира:

Основные языки мира (в качестве родного, в млн. чел.) Наиболее распространенные языки мира, в млн. чел.
Китайский – 844 Китайский – 1200
Хинди – 340 Английский – 480
Испанский – 339 Хинди – 430
Английский – 326 Испанский – 400
Бенгальский – 193 Русский – 250
Арабский – 190 Арабский – 220
Португальский – 172 Португальский – 160
Русский – 169 Бенгальский – 160
Японский – 125 Японский – 125
Немецкий – 98 Немецкий – 90
Французский - 73

Задание группы 6:

1. Составить столбчатую диаграмму “Этносы с численностью более 100 млн. человек”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

2. Сделать вывод по диаграммам.

Статистические материалы:

  1. Китайцы – 1100 млн. человек
  2. Хиндустанцы – 229 млн. человек
  3. Американцы – 190 млн. человек
  4. Бенгальцы – 180 млн. человек
  5. Русские – 143 млн. человек
  6. Бразильцы – 140 млн. человек
  7. Японцы – 125 млн. человек

Для справки: к большим народам относят пенджабцев, бихарцев – Индия, яванцев – Индонезия.

Проанализировать карту “Народы мира” в атласе. Составить картосхему “Самые многонациональные страны мира”. Какие проблемы возникают в связи с пестрым национальным составом Азии?

Для справки : к самым многонациональным странам относят Индию – более 500 национальностей, Индонезию – около 250, Россию – около 190.

Для справки: к однонациональным странам относят те, где титульная национальность составляет более 90% населения.

Задание группы 7:

1. Составить схему “Религиозный состав Азии”. Для этого, используйте материалы карт атласа.

2. Составить картосхему “Религиозный состав Азии”. Для этого, используйте текст “Религии Азии”.

3. Почему именно в Азии возникли все мировые религии? Какие проблемы возникают в связи с пестрым религиозным составом Азии?

Текст: “Религии Азии”.

Азия – это часть света, где зародились все мировые религии. Некоторые из этих религий были почти вытеснены из Азии и широко распространились в других частях света (христианство, иудаизм). Другие распространились и по всему свету, и в Азии (ислам). Третьи остались в основном азиатскими религиями и стали распространяться в мире лишь последнее время (индуизм, сикхизм, буддизм, конфуцианство).

Юго-Западная Азия в настоящее время – это регион, более 90% составляют мусульмане. В регионе только три страны не вписывающиеся в картину господства ислама. Это Ливан, где много христиан (около 40%); Кипр, в котором доминируют православные христиане; Израиль, где большая часть населения иудеи.

В центре Южной Азии – Индии и Непале – господствует индуизм, на периферии – в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивах – ислам, а в Шри-Ланке и Бутане – буддизм.

В Юго-Восточной Азии господствует буддизм (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам). В Малайско-Индонезийском субрегионе (Маайзия, Индонезия, Бруней) господствует ислам, а Филиппины – единственное государство Азии, где абсолютное большинство жителей (более 80%) – католики.

Восточная и Центральная Азия – район повсеместного распространения буддизма. Другая особенность этого региона – феномен поликонфессиональности. В Китае господствует система совместного отправления трех культов – буддизма, конфуцианства и даосизма; в Японии – двух – буддизма и синтоизма. В Республике Корея в ХХ в. Началось бурное распространение христианства в основном в форме протестантизма, которое сильно потеснило традиционные корейские буддизм и шаманизм. Сейчас христиане составляют почти 50% населения страны. В КНДР в результате преследований со стороны государства число верующих (буддистов и шаманистов) сократилось до трети населения. В Монголии большинство населения – буддисты.

В Средней Азии и Казахстане население исповедует ислам. Мусульмане составляют большинство населения во всех странах этого региона, кроме Казахстана (40%).

В Азербайджане преобладает ислам шиитского направления, в Грузии – православие и значительна группа мусульман. В Армении подавляющее большинство селения – христиане-монофизиты.

Всего в Азии насчитывается 3030 млн. христиан (16% их общего числа и 9% населения Азии), 790 млн. индуистов (25 и 97% соответственно), 882 млн. индуистов (25 и 97%), 350 млн. буддистов (10 и 95%).

Задание группы 8:

1. Составить картосхему. Укажите границы “полюсов плотности” населения. Для этого, используйте материалы карт атласа.

2. Отметьте на этой картосхеме “супер”-города Азии, с численностью более 5 млн. человек.

Для справки : крупнейшие агломерации Азии: Токио – Иокогама – 31 млн. чел., Сеул – 20 млн. чел., Осака – Кобе – Киото – 18 млн. чел., Джакарта – 17,5 млн. чел., Мумбаи – 17 млн. чел., Дели – 17 млн. чел

3. Составить столбчатую диаграмму “Уровень урбанизации по регионам мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

4. Сделать вывод по диаграмме.

Статистические материалы:

  • Мир – 50%
  • Азия – 42%
  • Европа – 73%
  • Африка – 40%
  • Англо-Америка – 82%
  • Латинская Америка – 84%
  • Австралия– 85%

Самые большие города Азии (по данным сайта http://geo.koltyrin.ru)

Город Страна Население (чел.)
1 Шанхай Китай 15 017 783
2 Бангкок Таиланд 15 012 197
3 Карачи Пакистан 13 205 339
4 Токио Япония 13 051 965
5 Мумбаи Индия 12 478 447
6 Дели Индия 11 007 835
7 Стамбул Турция 10 895 257
8 Дакка Бангладеш 10 861 172
9 Сеул Республика Корея 9 631 482
10 Джакарта Индонезия 9 588 198
11 Багдад Ирак 9 500 000
12 Тегеран Иран 7 797 520
13 Пекин Китай 7 602 069
14 Лахор Пакистан 7 129 609
15 Хошимин Вьетнам 7 123 340
16 Ханой Вьетнам 6 448 837
17 Бангалор Индия 5 280 000
18 Сингапур Сингапур 5 183 700
19 Калькутта Индия 5 080 519
20 Ченнаи Индия 4 590 267

6. Выявите причины неравномерного населения в Азии.

7. Почему Азию называют “мировая деревня”?

Добавление в кластер информации и представление выводов – 24 мин.

Каждая группа выходит и прикрепляет на доску магнитами свои диаграммы и картосхемы. Сообщает выводы – 3 минуты каждой группе. Все учащиеся записывают выводы в рабочую тетрадь.

Примерные выводы:

Группа 1. Самые крупные по численности населения страны мира Китай и Индия (с численностью более 1 млрд. человек в каждой). На территории региона расположены 7 из 12 стран мира с численностью более 100 млн. человек и 12 из 25 самых многочисленных стран мира. Такая большая численность населения объясняется тем, что большинство стран Азии принадлежит ко второму типу воспроизводства, что видно из карт атласа.

Группа 2. В настоящее время на Земле проживает около 7 млрд. человек, из них в Зарубежной Азии около 4,2 млрд. человек (данные 2010 года), что составляет примерно 60 % мирового населения. Это значит, что регион Зарубежная Азия – самый заселённый. Зная площадь региона и его количество населения, можно высчитать среднюю плотность около 135 чел./км, что превышает среднемировые показатели примерно в 3 раза (средняя плотность населения мира - 45 чел. /км.).

Группа 3. Большинство стран Азии принадлежит ко второму типу воспроизводства населения, для которого характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста. К первому типу воспроизводства населения относятся Япония, республика Корея, Израиль, что видно из данных карт атласа. Китай, где активно проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости, также перешел к первому типу воспроизводства.

Группа 4. В странах Азии велика доля населения в возрасте моложе 15 лет, т.е. детей, при этом доля пожилого населения одна из самых маленьких в мире. Поэтому средний возраст населения всего 28 лет. Такая ситуация создает много социальных и экономических проблем: доступность получения образования, безработица, миграция трудоспособного населения.

Группа 5. Из 11 основных народов мира в Азии проживает 5, а из 10 самых распространенных языков мира к азиатским относят 5. Анализ карты “Народы мира” показал, что население Азии относится к нескольким крупным языковым семьям:

  • к афразийской семье Юго-Западная Азия (арабы);
  • к индоевропейской семье Юго-Западная Азия (курды, персы, афганцы и самый многочисленный народ хиндустанцы);
  • к алтайской семье Центральная и частично Восточная Азия (уйгуры, монголы, корейцы и японцы);
  • к сино-тибетской семье Восточная Азия (тибетцы и китайцы).

Малочисленные языковые семьи: австроазиатская семья (вьеты); паратайская семья (лао); австронезийская семья (яванцы) Юго-Восточная Азия; дравидийской семья (тамилы) Индия.

Языковой состав населения очень пестрый т. к. население относится ко многим языковым семьям. Это связано с историческими особенностями освоения региона.

Группа 6. Этнический состав населения Азии очень сложный. Из 7 этносов численностью более 100млн. человек здесь проживает 4, т.е более 50%. Анализ карты атласа и картосхемы показал, что большинство стран Азии относят к многонациональным. Однонациональными можно считать Японию, Корею, страны Юго-Западной Азии. В связи со сложным национальным составом возникают межнациональные конфликты.

Группа 7. Анализ карты “Религии мира” и схемы показал, что население региона исповедует все три мировые религии и национальные.

Мировые религии:

  • ислам Юго-Западная Азия. Мусульмане-сунниты проживают в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Индонезии, Йемене, Пакистане, Афганистане, Турции, Сирии и др. странах. Мусульмане-шииты проживают в Иране и немногочисленными группами в других мусульманских странах.
  • буддизм Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азии. Буддисты проживают в Монголии, Китае, Таиланде, Мьянме, Вьетнаме, Лаосе и др. странах.
  • христиане проживают в Ливии, Сирии, Израиле.

Национальные религии. На основе буддизма возникли национальные религии в Монголии – ламаизм, в Китае – конфуцианство, в Японии – синтоизм, в Индии – индуизм. В Израиле исповедуют иудаизм.

Религиозный состав населения Азии сложный. Азия – родина мировых и национальных религий. Христианство, в странах Азии, но в сравнении с исламом и буддизмом имеет ограниченное распространение. Из-за сложного религиозного состава возникают межрелигиозные конфликты.

Группа 8. Анализ карты “Размещение населения” показал, что по территории региона население размещено неравномерно и главной причиной этого является природные условия. Равнинные территории и долины рек, побережья морей – “полюса плотности” населения. Горные и пустынные районы заселены крайне редко. Наиболее плотно заселена Южная и Восточная Азия, это Индия, Китай и Япония, Бангладеш. Большая часть населения Азии – это сельское население, 58 %, т.е. показатель урбанизации один из самых низких в мире, поэтому можно называть Азию “мировая деревня”. Но в регионе находится самое большое в мире число супер-городов с численностью более 5 млн. человек.

Задание на дом. Повторить раздел 7, параграф 1, пункт 3. Письменно ответить на вопросы:

  1. Перечислите природные и социальные предпосылки концентрации населения.
  2. Нужно ли снижать высокие темпы роста численности населения в Азии?
  3. Какую демографическую политику необходимо проводить в Азии?
  4. Почему именно в Азии возникли все мировые религии?

При подготовке к уроку использованы материалы:

Интернет-ресурсы.

  1. http://geo.koltyrin.ru.
  2. http://worldgeo.ru

Литература.

  1. Курашева Е.М. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах. 10 класс.: М., Экзамен, 2011.
  2. Смирнова М.С., Лиознер В.Л., Горохов С.А Уроки географии: 10 класс: Методическое пособие. Мастер-класс: М., Дрофа, 2006.