Литературно – музыкальная композиция «Колокола памяти»

Оформление сцены: надпись на сцене «Колокола памяти» и плакат «Колокол памяти». Оснащение: видеоролики: презентаци

Вед.1

Апрель 1986 года. Ничто не предвещает беды. Буйно цветут сады на благодатной украинской земле, радуются теплу и солнцу взрослые и дети, люди готовятся к празднованию 1 Мая. (слайд 1 )

Вед.2 Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…

    (На сцене – группа участников в украинских народных костюмах: звучит украинская песня «Несе Галя воду», исполняется танцевальная композиция).

    Проекция без звука

    Включается звук взрыва и сирены. Люди встревожены…

    На экране проекция взрыва на ЧАЭС. Вбегают солдаты в защитных костюмах и противогазах.

    Звон колокола.

1 чтец

Чернобыль! Слово -то какое

Раскатом грома вдалеке…

Непоправимою бедою

Для многих стал ты на Земле.

Кто мог подумать?

Мирный атом

Наделать может столько зла…

Фонтаном буйной радиации

Рвануться вверх и на поля…

На сотни вёрст сады и пашни,

И небольшие города

Пятном смертельной радиации

Теперь накрыты навсегда.

Вед. 2 Вспомним, как это было…(На экране проецируются слайды )

Чернобыльская атомная станция расположена на территории Украины, которая входила в состав СССР на берегу реки Припять, впадающей в Днепр.

2 чтец

К началу 90 – ых годов в мире существовало 417 атомных реакторов и 120 ещё строились. Атомные электростанции дают людям нужную энергию. Реакторы устанавливаются на ледоколах, спутниках, подводных лодках. Атомная энергетика прочно вошла в нашу жизнь со своими «плюсами» и «минусами».

3 чтец

«26 апреля 1986 года в час 24 минуты по московскому времени человечество вступило в новую эпоху своего развития. В эти минуты история разделилась на две эпохи: «до Чернобыля» и «после ».

4 чтец

В результате научного производственного эксперимента взорвался четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС, который привёл к полному разрушению ядерного реактора, систем охлаждения и самого здания реакторного зала.

5 чтец

Четвёртый реактор - он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы. Прощайте друзья и семья.

Кто в пекло щагнул как на дот, навалившись на атом,

Тот очень хотел, чтобы вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе

Он думал о жизни, о жизни и только о ней.

Поэтому вишни цветут в окрылённой Державе

И дети играют под солнечным пологом дней.

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устояла в чудовищном этом бою.

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина.

Я всё, что имею, тебе в этот час отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля – это всё наяву, а не сон.

Четвёртый реактор, святые бесстрашные лица

Им нас защитившим, живым и погибшим поклон!

6 чтец На крышу машинного зала, на территорию АЭС были выброшены железобетонные и металлические конструкции, графитовые блоки и их куски. Из жерла реактора поднялся столб продуктов горения. Из 190 тонн ядерного топлива 90 % попало в атмосферу Земли. Произошла самая крупная по своим масштабам и последствиям катастрофа мира.

Вед. 2 Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. (Песня «Аист на крыше»)

7 чтец

До утра не дожив,

Тишина раскололась,

На зловещий тот взрыв

В темноте напоролась.

И пошла всё крушить,

Раскалённая каша

Суд великий вершить

Над беспечностью нашей.

Полетело всё вверх:

Перекрытия, блоки.

И огонь заплясал

На разрушенном блоке.

По дорогам уже завывают сирены.

Прямо в лоб им летят

Невидимки – рентгены. (Танец с платками, « »)

Вед. 1

Значительная часть территории подверглась радиационному облучению. В районе четвёртого блока приборы показывали смертельную дозу радиации.

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором.

Вед.2

А спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни десятков тысяч человек. (Слайды). Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали бы горькую, но правду. Правительство СССР долгое время скрывало информацию об аварии. Люди не знали, что нельзя было находиться в заражённой местности, на открытом воздухе, а тем более загорать, купаться, удить рыбу. И только спустя 36 часов жителей стали эвакуировать. Пустыми оставались города и сёла. Города - призраки.

8 чтец.

Возле Припяти мёртвой стоит дерево – крест,

Рыжий лес хоронили от зари до зари,

Только крест сохранили для потомков Земли.

Из глазниц мёртвых окон город смотрит на нас,

Хиросимой далёкой, морем плачущих глаз.

Сколько тысяч – не знаю – свой покинули кров,

Жизнь без Родины, детства – это мука без слов.

Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС.

Возле Припяти мёртвой стоит дерево – крест.

Преклонись перед теми, кто погиб и исчез,

Просит дерево – память, просит дерево – крест.

Вед. 1

Итог Чернобыльской трагедии печален: радиоактивному загрязнению в той или иной степени подверглись 11 областей Белоруссии, России, Украины, в которых проживает 17 миллионов человек, из которых два с половиной миллиона - дети до пяти лет.

9 чтец

В полнеба ночью облако клубилось

И излучало свой жестокий свет,

Не дай, Господь, чтоб это повторилось,

И даже через сотню тысяч лет.

Не дай ворваться злым ужасным силам

К нам в города, и на своём пути

По землям, по лесам и рекам милым

Коварной смертью огненной пройти!

Как будто земли древние разверзлись,

Чтоб жизнь прервать не на часы – навек.

Леса сгорали, гибли птицы, звери

И убегал от ада человек.

Стояла пред угрозой вся планета

Стать мёртво – чёрной, а не голубой!..

Не дай, Господь, чтоб повторилось это.

Убереги мир, созданный тобой! (Песня « 2»)

Вед. 2 События на Чернобыльской АЭС взволновали всех. К месту аварии были направлены первые ликвидаторы – солдаты срочной службы гражданской обороны и добровольцы. Люди разного возраста, разных специальностей.

10 – 11 чтецы. Стих. « Не ведая страха»

Просмотр видеоролика «Минута молчания». Объявляется Минута молчания.

Вед. 2

За каждый год хотим зажечь мы свечи.

Чтоб эстафетой память передать.

Всем нам известно то, что время лечит.

Мы о Чернобыльцах не вправе забывать…

(На сцену выносят 30 свечей, звучит музыка «Аве Мария»)

12 чтец

Немало лет прошло,

И многих с нами нет…

Они ведь были добрыми, живыми…

Они ушли, сгорев, как вешний цвет,

Навсегда остались молодыми.

Живым смеяться нужно и любить,

Работать над собой, давить болезнь – кручину!

И жизнь свою не доживать, а жить.

И жить не просто, а по большому счёту.

Вед.2

Прошло 30 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС. Память о тех событиях продолжает жить в песнях, стихах и гимне, созданными ликвидаторами - чернобыльцами.

(На экран проектируется видеоролик «Гимн чернобыльцев»)

Вед.2 Выросли без отцов дети, подрастают внуки, знающие своих дедов тольео по фотографиям, выплакали слёзы вдовы.

13 чтец

Когда смерть на плацу поражений

Примет павших последний парад –

Даже после победных сражений

Остаётся всегда боль утрат.

Отойдёт лихолетье сурово, и в скорбящей по всём тишине

Слово тяжкое – горькое вдовы –

Пойдёт эхом гулять по стране.

Время трудное. Лиха хватает

Всем. Но вам тяжелей во сто крат,

Ибо в ночах без сна не смолкает

В душах апрельский набат.

Вновь саднит сердце чёрною болью.

Одиночеством мысли щемит.

И о нём, одном, вечно с любовью

Память светлую верность хранит. (Песня о любви)

Группа чтецов

Пока планета ещё жива,

Пока о солнце мечтают вёсны,

На жизнь предъявим свои права,

Земля, как сердце, у нас в груди,

Здесь наше небо и наши гнёзда…

Ещё не поздно её спасти,

Ещё не поздно, ещё не поздно!

Всё злее атом и всё страшней,

Всё ближе ужас разрывов грозных,

Ещё не много ночей и дней –

И будет поздно, пока не поздно! …

Неужто завтра замрут моря,

Умолкнут птицы, заснут сосны?

Уже не сможет взойти заря,

И спросит небо: «Неужто поздно?»

Так поклянёмся, что мы спасём

И это небо в надеждах звёздных,

Спасём планету – наш добрый дом,

Пока не поздно, пока не поздно! (Песня « 4»)

Вед.1

Мы, ныне живущие на этой Земле, отчётливо понимаем, как хрупок мир на планете.

В нашей памяти навсегда останется Чернобыльская катастрофа как предупреждение человечеству.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский политехнический техникум»

СЦЕНАРИЙ

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

РАЗРАБОТКА

мероприятия посвященного 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской АЭС

Для студентов 1 курсов

Группы 192 ТП, 193 ТП, 194 ЭБ, 195 Д, 196 ОП, 197 ТА, 198 ТА, 199 ЭБ, 200 ТП

Дата проведения: 26.04. 2016 г.

Время проведения: 11.40 – 13.20

Место проведения: Актовый зал

Присутствовали:

1. Пилипчак Д.А. - инженер Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю

2. Воронина С.А. - начальник Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

3. Джурило М.И. - представитель краевой администрации

4. Арутюнян И.Г. -заместитель директора по УВР ГБПОУ КК «КПТ»

5. Шарапов В.Ф. -преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «КПТ»


Памятник ликвидаторам

катастрофы на ЧАЭС

в г. Краснодаре

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

Оформление. На сцене и в зале полумрак. На экране заставка.

Звон колоколов – сначала тихо, потом громче.

Девушка в черном платье и свечой в руке читает на сцене молитву

Господи! Спаси и сохрани!

В имени твоём – моя надежда.

Покаянье грешников возьми,

И прости, как ты прощал нам прежде…

Звон колоколов стихает. Включается свет.

Преподаватель . Сегодня наше мероприятие посвящено 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской атомной электро - станции.

Ведущий 1. Люди познакомились с явлениями радиоактивности относительно недавно, чуть более 100 лет тому назад, в 1896-1898 годах, Пьер и Мария Кюри, сумели объяснить свойство урана испускать радиоактивные лучи, проникающие повсюду. С тех пор люди интенсивно изучают явление радиоактивности и пытаются применить его на практике.

Ведущий 2. Современные технологии, использующие явление радиоактивности, - это в первую очередь ядерное оружие и ядерная энергетика, а также новые системы переработки сырья и отходов. Широко внедрение радиоактивных элементов и в различные области науки, техники, медицины.

Преподаватель. Энергетика – это основа мировой цивилизации.

Первым освоенным человеком видом энергии была энергия огня. Огонь позволял обогреть жилище и приготовить пищу. а также использовать энергию огня для изготовления орудий для охоты и нападения на другие группы людей, то есть в «военных» целях. 1

Одним из основных источников энергии в современном мире является энергия сгорания нефтепродуктов, природного газа или каменного угля. Следующий прорыв в освоении энергии произошел после открытия явления электричества. В настоящее время электроэнергетика является фундаментом всего того, без чего невозможно представить современную цивилизацию.

Атомная энергетика имеет огромное значение для современной жизни, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии, вырабатываемого атомным реактором, в разы меньше, чем при выработке киловатта электричества из углеводородного сырья или угля. С помощью мирного атома строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками, массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

История овладения атомной энергией началась с 1939г., когда была открыта реакция деления урана.

В 1946 г. в России был сооружен и запущен первый на Европейско-Азиатском континенте ядерный реактор. Создается уранодобывающая промышленность.

В 1954 г. начала работать первая в мире атомная станция в г. Обнинске, а через 3 года на океанские просторы вышло первое в мире атомное судно – ледокол «Ленин».

На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. В России имеется 9 атомных электростанций (АЭС). В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

В случае безаварийной работы атомные электростанции не производят практически никакого загрязнения окружающей среды, кроме теплового. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них: в 1957 г. – в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. – в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. – в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. – на АЭС Три-Майл-Айленд (США), в 1986 г. – на Чернобыльской АЭС (СССР).

Ведущий 1. Чернобыль – небольшое милое украинское местечко, утопающее в зелени. Слово «чорнобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году.

Ведущий 2. Чернобыльская АЭС расположена на Украине, вблизи города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.

Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. Это город атомщиков.

Город основан 4 февраля 1970 года. Численность на ноябрь 1985 года составляла 47тысяч 500 человек. Средний возраст 25 лет.

По ходу чтения ведущих на экране демонстрируется фильм о строительстве ЧАЭС.

Ведущий 1.

На берегу песчаном Припяти – реки,

Средь сосен, водосбора и осоки

Поднялись гордо корпуса –

Нет, не обычного завода.

А века нашего прогресс.

Эмблемой мира всех народов.

Где протекают тихо воды,

Взметнулась песнею ЧАЭС!

Ведущий 2. Здесь в генераторах огромных,

Не упрощенный – укрощенный,

Умом и волей всех ученых,

В турбины просится уран.

Ведущие уходят, по окончании фильма. Звучит веселая музыка, на сцену выходит чтец и под его стихотворения юноши и девушки гуляют по сцене. У них в руках цветы, воздушные шарики.

Чтец 1. Мир так прекрасен! Травы и цветы,

Ручья журчанье, запах земляника…

И было солнце! И была весна!

И жить хотелось! Ах как жить хотелось!

Воспрянула природа ото сна,

И всё в весеннем вальсе завертелось.

И отовсюду разливался детский смех –

Звенящей песней будущего счастья!

Он обещал цвести земле вовек!

Весной так трудно верится в несчастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв. Свет гаснет. Юноши и девушки изображают страх, некоторые падают на сцену. На экране видео взрыва, стоп-кадр.

Земля и воздух зло в себе таят,

Плоды и злаки, и цветы и травы -

Всё смерть несёт, всё истощает яд,

Дыхание губительной отравы.

Чернобыля зловещая звезда,

Незримая, как рок, горит над нами.

В тревоге и печали города,

И цепенеет страх над деревнями.

Звучит музыка, на сцену выходя юноши и девушки, танцуют танец «Белое и черное, ДО и ПОСЛЕ»

На экране появляется слайд или фото 4-го блока ЧАЭС уже после аварии, звучит органная музыка.

Преподаватель. 26 Апреля 1986 года, суббота. В 1 час 23 минуты 40 секунд произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, разделивший историю Земли и человечества на «ДО и ПОСЛЕ». 3

Ведущий 3. (юноша)

Второй час ночи. Всё спокойно…

Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…

И взвыли бешено сирены,

В борьбу вступили смерть и жизнь.

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дыбу.

Мир содрогнулся. Весть эфиром

Гудит на разных языках.

Не над Чернобылем, над миром,

Повис радиационный страх.

На экране показывают фильм или слайды аварии.

Преподаватель. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе 4-го блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления урана, реактор пошел в разгон. Температура урановых топливных стержней выросла до несколько тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Грянул взрыв.

Он порвал, словно гнилые нитки, две тысячи стальных и циркониевых труб и коммуникаций, и «выстрелил» в воздух верхней плитой перекрытия. Эта махина весом 1,5тысячи тонн зависла над развороченным реактором, медленно повернулась и всей своей массой рухнула ребром на помещение центрального зала и на остатки реактора.

Брызнувшие в разные стороны обломки урановых стержней, труб и куски графита, разогретые до тысячи градусов, от соединения с кислородом воздуха вспыхнули бенгальским огнём и посыпались на крышу соседнего турбинного зала, покрытую рубероидом.

Реактор 4-го блока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн испарившегося радиоактивного топлива. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и много людей, получившие сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.

На экране электронные часы отсчитывают время:

Ведущий 3.

1 час 23 минуты 40 секунд взрыв атомного реактора;

1 час 26 минут 03 секунды – сработала пожарная сигнализация;

1 час 28 минут – к месту взрыва прибыл дежурный пожарный караул станции;

1 час 35 минут – на станцию прибыл пожарный караул города Припять;

2 часа 10 минут – сбит огонь на крыше машинного зала;

2 часа 30 минут – подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения;

4 часа 50 минут – огонь в основном локализован;

6 часов 35 минут пожар ликвидирован.

Преподаватель. Первыми по тревоге к месту пожара прибыли пожарные станции, которых называют «Шеренга №1»

Проваливаясь в плавящуюся трясину прожигающего сапоги рубероида, открытые чудовищной силе излучению, вдыхая радиационные аэрозоли, в смертельное сражение вступили шестеро пожарных Шеренги №1.

Эти мужчины отдали свою жизнь, сбивая ночью пламя, не давая огню перекинуться на соседние блоки станции. Страшно даже представить, что было бы, не соверши они в эту ночь, всё что возможно и даже не возможно для человека. Они заслонили собой не только ближних своих, но дальних. Каждого из нас.

Вечная им память…

На сцену выходят ведущие, а на экран выводятся фотографии пожарных станции.

Ведущие называют их имена, и звучит музыка (скрипка в живом исполнении)

Ведущий 1. Герой СССР лейтенант Владимир Павлович Правик.

Ведущий2. Герой СССР лейтенант Виктор Николаевич Кибенок.

Ведущий 3. Сержант Николай Васильевич Ващук.

Ведущий 1. Сержант Владимир Иванович Тишура.

Ведущий 2. Старший сержант Николай Иванович Титенок.

Ведущий 3. Старший сержант Василий Иванович Игнатенко.

Преподаватель. Они ценой своей жизни выполнили свою работу. Но это было только началом страшной беды, под названием Чернобыльская катастрофа.

Ведущий 1. Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. В течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 тысяч работников, или “ликвидаторов”, из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 тысяч человек.

Ведущий 2. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для здоровья. Они смывали водой радиоактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальтов.

Ведущий 3. Самые большие дозы радиации получило около 240 тысяч ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Из них около 100 тысяч стали инвалидами,

Более 50 тысяч человек умерли.

Преподаватель. Подвиги:

Лейтенанта Владимира Правика, который со своим нарядом пожарных первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю реакторного зала;

Врача скорой помощи Виктора Белоконя, который оказывал первую помощь облученным;

Инженера-физика Александра Ситникова, который заглянул в самоё сопло реактора и сообщил, что реактор разрушен;

В. Перевозчикова начальника смены реакторного цеха, который спасал людей;

П. Шабанова – воина-афганца, вертолетчика, который участвовал в облётах реактора в самой опасной зоне;

И многих, многих, многих других – это примеры не только героического поведения людей в критической ситуации, но и примеры нравственности и чистоты человеческой души. 5

Ведущий 2. Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм тысяч людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Запомним тех, кто гнал каскады,

На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,

Свинец грузил, бетон возил.

Страшным жизненным уроком

Ожила чужая боль.

Помолчим же все немного…

Помолчим же мы с тобой…

Преподаватель. 30 лет миновало со дня Чернобыльской катастрофы, и большинства из тех, кого именуют ликвидаторами, увы, уже нет в живых. Конструкторов и солдат, пожарных и врачей, физиков и вертолётчиков, шофёров и шахтёров, и просто добровольцев. Спасая жизни других, они подвергали собственные смертельной опасности. Степень этой опасности знал и понимал не каждый.

Почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать.

Включается метроном.

Преподаватель. Прошу всех сесть.

Ведущий 1. В субботу и воскресенье 26 и 27 апреля 1986 года, жители Припяти, города энергетиков Чернобыльской АЭС, как и положено, отдыхали после очередной трудовой недели: дети возились в песочницах, молодые выезжали за город, ловили рыбу в реке, играли в футбол, справляли свадьбы. Жизнь била ключом.

Не вызывал ни у кого беспокойства и дым над 4-м энергоблоком. Людям ещё ничего не сообщили, и поэтому никто из них ещё не знал, что все они уже приговорены логикой предшествующих событий к тому, чтобы стать участниками и жертвами невиданной доселе ядерной трагедии.

Ведущий 2. После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая и была проведена 27 апреля.

В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-ти километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-ти километровой зоны.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

На экране проецируется колонна автобусов.

Ведущий 2. Представьте себе колонну из 1тысячи 100 автобусов, с зажженными фарами, идущую по шоссе и выводящая из поражённой зоны многотысячное население города Припять.

Преподаватель. Людей поспешно «выкорчёвывали» с родной земли. Трудно представить себе горе тех, кто навсегда прощался с родиной, с домом, где родился и вырос, с землёй, с которой связана вся жизнь, похоронены родные и близкие.

Ведущий 1. Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома. Люди были молчаливы, многие пребывали в шоке. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога.

Ведущий 2. Когда-то цветущие города Чернобыль и Припять, а с ними и многочисленные украинские и белорусские деревни и села – опустели…

Звучит «Реквием» Вольфганга Моцарта.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Мертвый город…

Город – призрак

Плачет небо над тобой…

За обыденности призмой

Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны

И рыданья не слышны…

Пострадали миллионы,

Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый

Уничтоживший покой –

Техногенный выстрел в спину

Среди радости людской.

Этот ад напомнит многим

Очень многим о себе…

Через горе – к Богу в ноги

И к молитве о судьбе.

На экране слайды саркофага над реактором.

Ведущий 3. Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ним решено было соорудить бетонное укрытие – Саркофаг. Все радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года.

Ведущий 1. После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки “саркофага”, 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.

В 1991 году на 2-м энергоблоке вспыхнул пожар, и в октябре этого же года реактор был полностью выведен из эксплуатации. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока.

Преподаватель. На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в нём проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.

Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения.

Город Припять остался пустым и заброшенным.

Ведущий 3. Нам жителям этой планеты, нельзя забывать и о страшных войнах, и о природных катастрофах, и о крупных авариях, которые уносят сотни и тысячи жизней, которые загрязняют окружающую среду и делают её не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Ведущий 1. Самый главный урок Чернобыля – это ещё более обострённое ощущение зыбкости человеческой жизни, её уязвимости. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерёг: не упивайся своим могуществом человек, не шути с природой.

Ведущий 2. Пристальней и ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты – причина, но и следствие. Учитывая, что у человека смена поколений идёт каждые 20 лет, то человечеству для выздоровления понадобится 800 лет.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Чернобыль…

Звучит это страшно…

Душа холодеет и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие…

Что началось радиационное бедствие.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам черные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.


Преподаватель. Мы, дети Земли,

должны понимать, что не

Земной шар принадлежит нам,

а мы принадлежим ему.

И нам надо передать будущим поколениям чистую, здоровую

и счастливую планету.

Это наш дом! Это ваш дом!

Внеклассное занятие «Помнит мир спасённый…» /посвящённый 30- летию Чернобыльской трагедии/

Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; в оспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.

Задачи:

  • формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;
  • развивать позитивную активную жизненную позицию;
  • воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись метронома, презентация

Ход занятия:

Подвиг - это тот поступок, который совершается во имя жизни и безопасности абсолютно незнакомого мне человека? Или подвиг – это что – то другое? То, что выше нормальных человеческих возможностей

Более двадцати семи лет отделяет нас от трагедии двадцатого столетия,

От апрельской ночи, когда атом мощь свою познав,

Потерял контроль, потряс зловещим взрывом спящую планету,

Показал неукротимый нрав.

Сегодня мы поговорим о трагедии, произошедшей в Чернобыле. Последствия этой катастрофы могли бы быть ещё более непредсказуемыми.

Но навстречу смертельной опасности шагнуло 28 работников пожарной охраны.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на приехали пожарные расчеты. Они оказались первыми, кто встретил вселенскую беду.

Лейтенант Правик, прибыв на объект, правильно оценил обстановку. Он пошёл в разведку сам. Право на главное решение было лишь у него, а ошибиться в выборе последующих действий было нельзя. Действуя за пределом, всех человеческих возможностей, 28 бойцов пожарной охраны сумели справиться с пожаром – ценой собственной жизни, – спасая нашу с вами жизнь!

Святые люди! Понимая, что вокруг них бушует радиация, они боролись с огнем, отсекали ему путь к соседнему реактору. Боролись, пока не укротили пламя, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них. Получившие страшную дозу радиации, они были помещены в лучшую клинику Москвы, где их, казалось бы, должны были спасти. Слишком велика была доза облучения...

Чернобыль унёс жизни мужчин и женщин, отцов и матерей. Он забрал любовь….

Их любовь – гимн мужеству мужчины, защищавшему Человечество, и любви женщины, спасавшей дорогого ей человека.

У вас на столах горестные письма. Прочтите их нам

Письмо 1.

«Я не знаю, о чём рассказывать…О смерти или о любви? Или это одно и тоже…О чём?

…Мы недавно поженились. Ещё ходили по улице и держались за руки. Я говорила ему: «Я тебя люблю». Но я ещё не знала, как я его любила…Не представляла…

Жили мы в пожарной части, где он служил. На втором этаже. А на первом стояли красные пожарные машины. Это была его служба. Всегда я в курсе: где он? Что с ним?

Письмо 2.

Среди ночи слышу сильный шум. Муж увидел меня: «Закрой форточки. Ложись спать. Скоро буду. Семь часов утра. Он в больнице. Все жены бежали туда. Я увидела его. Отекший весь. Опухший, глаз почти нет.

Письмо 3.

Москва. Я просила и молила врачей пустить меня к мужу. Я его нашла. Мне не разрешали быть с ним. Я осталась с ним до самого конца».

«Не целуй и не обнимай меня!» - говорил он мне

Письмо 4.

«Американский профессор сделал моему сыну операцию. Утешал меня и говорил, что есть маленькая надежда. У меня в памяти встреча с человеком, лица которого не помню: «Перед вами уже не сын, не родной человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки».

Мой сын, получил тысячу шестьсот рентген. Смертельная доза для человека – 400. Он умер на 14 день. Ему было 23 года. Мне принесли его орден.».

Это письма жён, матерей пожарных, защитивших своей жизнью нашу с вами жизнь…

Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты.

Давайте ещё раз вспомним их имена и почтим память погибших пожарных, минутой молчания

Дети, это наша история, наше прошлое. Давайте поговорим о настоящем и будущем

Вы объединены в микрогруппы. Я предлагаю вам, используя маркеры, на листе ватмана составить проект «Что такое подвиг?»

После небольшого размышления каждая группа учащихся высказывает свои мысли, которые записаны на плакате. Посмотрим на ваши проекты и выберем слова, которые хорошо определяют слово «Что такое подвиг?»

Нам ни на миг нельзя о мужестве и подвиге забыть –
И в безмятежный мирный час, и в нелюдимой стороне, и в самой будничной рутине.

Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о, каким надо быть человеком, чтобы суметь пожертвовать своей жизнью ради жизни других

На память о нашей встрече я хочу вам подарить белых журавлей, символизирующих мир на всей планете, память павших, символ миролюбия и бережного отношения к нашей истории

Цели: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2.Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», газета «География» (6, 17 1996г) стихи российских поэтов, цветы, свеча, презентация.

Ход мероприятия.

Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом - цветы.

Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагического события - чернобыльской аварии на АЭС. Свидетелями последствий и жертвами которой являемся мы. Поэтому сегодня в школе у нас пресс- конференция

« Чернобыльский след». И я прошу почтить память жертв минутой молчания.

Минута памяти. (1 сл.)

Литературная композиция.

Первый ученик. (2 сл.)

Человечество отмечает печальное тридцатилетие техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому « творенья рук человеческих».

(3 сл.)Жизнь – беззащитна

И любовь – нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

Надпись на ядерном реакторе, 1985г.

Второй ученик. (4 сл.)

На земном шаре более трёхсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1кг урана заменяет 2.5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. (5 сл.)

Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвёртом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986года, в 1 час 27 минут на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьёт колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. (6 сл.)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти.

Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали

смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 40 тыс. человек!

Пятый ученик.

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – Чёрная полынь. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры…

Тихо перекликаются сёла

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плёсе пустом…

Заражённые радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. (8 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружён под землёй (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчёты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. (9 сл.) Ряд срочных мер (переселение людей в новые посёлки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. (10 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в заражённой местности, а тем более купаться, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть её истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и сёла, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв.км. территории, след чернобыльской аварии коснулся ряда областей России, в том числе и Усманского района. В городе и пригороде есть так называемая чернобыльская зона.

Жители нашей области, района и с. Куликово не остались в стороне от этой техногенной катастрофы. У нас в гостях сегодня односельчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Скрябин Николай Петрович. Расскажите, пожалуйста, о тех горячих буднях.

(выступление ликвидатора)

Восьмой ученик.

Четвёртый реактор –

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья…

Кто в пекло шагнул, -

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устала в чудовищном этом бою,

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина,

Я всё, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это всё наяву, а не сон!

Четвёртый реактор –

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

Ребята! А теперь у нас пресс – конференция. Участниками являются: (они с с табличками, сидят за столом) сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач – радиолог, специалист из центра ядерных испытаний г. Дубны Московской области. А среди вас « корреспонденты» российских и зарубежных СМИ. Вы можете задать вопросы.

1.Российская газета. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий – 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий – 137 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогом калия).

2.газ. Липецкие известия.

Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор – радиоактивность, т.е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их.

3.газ. Новая жизнь. Летом 1986 г в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолётов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в ещё не обнесённые валами водоёмы).

4.журн. Вокруг света. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьёзными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды – продукты деления ядерного топлива попали в окружающую среду и на многие годы загрязнили её).

5. журн.Вестник. Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

(Хищные рыбы являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения – травоядные рыбы – хищные рыбы»).

6.газ. Аргументы и факты. Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Работники сельского хозяйства, получающие дополнительную дозу облучения, т.к. вдыхают больше пыли, содержащей радионуклиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста, дышащие приземным слоем воздуха).

7.журн.Крестьянка. Почему загрязнение молока – важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в ещё большей степени – их молоко).

8.газ.Новое время. Что такое острый период облучения?

(это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них – йод – 131, йод – 132, барий – 140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается).

9. журн. Новое время. После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения).

10. газ.Живая природа. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона? Могут ли быть какие- либо отклонения?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно).

11.журн. Здоровое питание. Какие продукты особенно полезны для жителей заражённых территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свёкла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир).

Спасибо за работу, наша конференция подошла к концу.