Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский политехнический техникум»

СЦЕНАРИЙ

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

РАЗРАБОТКА

мероприятия посвященного 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской АЭС

Для студентов 1 курсов

Группы 192 ТП, 193 ТП, 194 ЭБ, 195 Д, 196 ОП, 197 ТА, 198 ТА, 199 ЭБ, 200 ТП

Дата проведения: 26.04. 2016 г.

Время проведения: 11.40 – 13.20

Место проведения: Актовый зал

Присутствовали:

1. Пилипчак Д.А. - инженер Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю

2. Воронина С.А. - начальник Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

3. Джурило М.И. - представитель краевой администрации

4. Арутюнян И.Г. -заместитель директора по УВР ГБПОУ КК «КПТ»

5. Шарапов В.Ф. -преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «КПТ»


Памятник ликвидаторам

катастрофы на ЧАЭС

в г. Краснодаре

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

Оформление. На сцене и в зале полумрак. На экране заставка.

Звон колоколов – сначала тихо, потом громче.

Девушка в черном платье и свечой в руке читает на сцене молитву

Господи! Спаси и сохрани!

В имени твоём – моя надежда.

Покаянье грешников возьми,

И прости, как ты прощал нам прежде…

Звон колоколов стихает. Включается свет.

Преподаватель . Сегодня наше мероприятие посвящено 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской атомной электро - станции.

Ведущий 1. Люди познакомились с явлениями радиоактивности относительно недавно, чуть более 100 лет тому назад, в 1896-1898 годах, Пьер и Мария Кюри, сумели объяснить свойство урана испускать радиоактивные лучи, проникающие повсюду. С тех пор люди интенсивно изучают явление радиоактивности и пытаются применить его на практике.

Ведущий 2. Современные технологии, использующие явление радиоактивности, - это в первую очередь ядерное оружие и ядерная энергетика, а также новые системы переработки сырья и отходов. Широко внедрение радиоактивных элементов и в различные области науки, техники, медицины.

Преподаватель. Энергетика – это основа мировой цивилизации.

Первым освоенным человеком видом энергии была энергия огня. Огонь позволял обогреть жилище и приготовить пищу. а также использовать энергию огня для изготовления орудий для охоты и нападения на другие группы людей, то есть в «военных» целях. 1

Одним из основных источников энергии в современном мире является энергия сгорания нефтепродуктов, природного газа или каменного угля. Следующий прорыв в освоении энергии произошел после открытия явления электричества. В настоящее время электроэнергетика является фундаментом всего того, без чего невозможно представить современную цивилизацию.

Атомная энергетика имеет огромное значение для современной жизни, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии, вырабатываемого атомным реактором, в разы меньше, чем при выработке киловатта электричества из углеводородного сырья или угля. С помощью мирного атома строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками, массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

История овладения атомной энергией началась с 1939г., когда была открыта реакция деления урана.

В 1946 г. в России был сооружен и запущен первый на Европейско-Азиатском континенте ядерный реактор. Создается уранодобывающая промышленность.

В 1954 г. начала работать первая в мире атомная станция в г. Обнинске, а через 3 года на океанские просторы вышло первое в мире атомное судно – ледокол «Ленин».

На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. В России имеется 9 атомных электростанций (АЭС). В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

В случае безаварийной работы атомные электростанции не производят практически никакого загрязнения окружающей среды, кроме теплового. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них: в 1957 г. – в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. – в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. – в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. – на АЭС Три-Майл-Айленд (США), в 1986 г. – на Чернобыльской АЭС (СССР).

Ведущий 1. Чернобыль – небольшое милое украинское местечко, утопающее в зелени. Слово «чорнобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году.

Ведущий 2. Чернобыльская АЭС расположена на Украине, вблизи города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.

Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. Это город атомщиков.

Город основан 4 февраля 1970 года. Численность на ноябрь 1985 года составляла 47тысяч 500 человек. Средний возраст 25 лет.

По ходу чтения ведущих на экране демонстрируется фильм о строительстве ЧАЭС.

Ведущий 1.

На берегу песчаном Припяти – реки,

Средь сосен, водосбора и осоки

Поднялись гордо корпуса –

Нет, не обычного завода.

А века нашего прогресс.

Эмблемой мира всех народов.

Где протекают тихо воды,

Взметнулась песнею ЧАЭС!

Ведущий 2. Здесь в генераторах огромных,

Не упрощенный – укрощенный,

Умом и волей всех ученых,

В турбины просится уран.

Ведущие уходят, по окончании фильма. Звучит веселая музыка, на сцену выходит чтец и под его стихотворения юноши и девушки гуляют по сцене. У них в руках цветы, воздушные шарики.

Чтец 1. Мир так прекрасен! Травы и цветы,

Ручья журчанье, запах земляника…

И было солнце! И была весна!

И жить хотелось! Ах как жить хотелось!

Воспрянула природа ото сна,

И всё в весеннем вальсе завертелось.

И отовсюду разливался детский смех –

Звенящей песней будущего счастья!

Он обещал цвести земле вовек!

Весной так трудно верится в несчастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв. Свет гаснет. Юноши и девушки изображают страх, некоторые падают на сцену. На экране видео взрыва, стоп-кадр.

Земля и воздух зло в себе таят,

Плоды и злаки, и цветы и травы -

Всё смерть несёт, всё истощает яд,

Дыхание губительной отравы.

Чернобыля зловещая звезда,

Незримая, как рок, горит над нами.

В тревоге и печали города,

И цепенеет страх над деревнями.

Звучит музыка, на сцену выходя юноши и девушки, танцуют танец «Белое и черное, ДО и ПОСЛЕ»

На экране появляется слайд или фото 4-го блока ЧАЭС уже после аварии, звучит органная музыка.

Преподаватель. 26 Апреля 1986 года, суббота. В 1 час 23 минуты 40 секунд произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, разделивший историю Земли и человечества на «ДО и ПОСЛЕ». 3

Ведущий 3. (юноша)

Второй час ночи. Всё спокойно…

Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…

И взвыли бешено сирены,

В борьбу вступили смерть и жизнь.

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дыбу.

Мир содрогнулся. Весть эфиром

Гудит на разных языках.

Не над Чернобылем, над миром,

Повис радиационный страх.

На экране показывают фильм или слайды аварии.

Преподаватель. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе 4-го блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления урана, реактор пошел в разгон. Температура урановых топливных стержней выросла до несколько тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Грянул взрыв.

Он порвал, словно гнилые нитки, две тысячи стальных и циркониевых труб и коммуникаций, и «выстрелил» в воздух верхней плитой перекрытия. Эта махина весом 1,5тысячи тонн зависла над развороченным реактором, медленно повернулась и всей своей массой рухнула ребром на помещение центрального зала и на остатки реактора.

Брызнувшие в разные стороны обломки урановых стержней, труб и куски графита, разогретые до тысячи градусов, от соединения с кислородом воздуха вспыхнули бенгальским огнём и посыпались на крышу соседнего турбинного зала, покрытую рубероидом.

Реактор 4-го блока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн испарившегося радиоактивного топлива. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и много людей, получившие сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.

На экране электронные часы отсчитывают время:

Ведущий 3.

1 час 23 минуты 40 секунд взрыв атомного реактора;

1 час 26 минут 03 секунды – сработала пожарная сигнализация;

1 час 28 минут – к месту взрыва прибыл дежурный пожарный караул станции;

1 час 35 минут – на станцию прибыл пожарный караул города Припять;

2 часа 10 минут – сбит огонь на крыше машинного зала;

2 часа 30 минут – подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения;

4 часа 50 минут – огонь в основном локализован;

6 часов 35 минут пожар ликвидирован.

Преподаватель. Первыми по тревоге к месту пожара прибыли пожарные станции, которых называют «Шеренга №1»

Проваливаясь в плавящуюся трясину прожигающего сапоги рубероида, открытые чудовищной силе излучению, вдыхая радиационные аэрозоли, в смертельное сражение вступили шестеро пожарных Шеренги №1.

Эти мужчины отдали свою жизнь, сбивая ночью пламя, не давая огню перекинуться на соседние блоки станции. Страшно даже представить, что было бы, не соверши они в эту ночь, всё что возможно и даже не возможно для человека. Они заслонили собой не только ближних своих, но дальних. Каждого из нас.

Вечная им память…

На сцену выходят ведущие, а на экран выводятся фотографии пожарных станции.

Ведущие называют их имена, и звучит музыка (скрипка в живом исполнении)

Ведущий 1. Герой СССР лейтенант Владимир Павлович Правик.

Ведущий2. Герой СССР лейтенант Виктор Николаевич Кибенок.

Ведущий 3. Сержант Николай Васильевич Ващук.

Ведущий 1. Сержант Владимир Иванович Тишура.

Ведущий 2. Старший сержант Николай Иванович Титенок.

Ведущий 3. Старший сержант Василий Иванович Игнатенко.

Преподаватель. Они ценой своей жизни выполнили свою работу. Но это было только началом страшной беды, под названием Чернобыльская катастрофа.

Ведущий 1. Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. В течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 тысяч работников, или “ликвидаторов”, из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 тысяч человек.

Ведущий 2. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для здоровья. Они смывали водой радиоактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальтов.

Ведущий 3. Самые большие дозы радиации получило около 240 тысяч ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Из них около 100 тысяч стали инвалидами,

Более 50 тысяч человек умерли.

Преподаватель. Подвиги:

Лейтенанта Владимира Правика, который со своим нарядом пожарных первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю реакторного зала;

Врача скорой помощи Виктора Белоконя, который оказывал первую помощь облученным;

Инженера-физика Александра Ситникова, который заглянул в самоё сопло реактора и сообщил, что реактор разрушен;

В. Перевозчикова начальника смены реакторного цеха, который спасал людей;

П. Шабанова – воина-афганца, вертолетчика, который участвовал в облётах реактора в самой опасной зоне;

И многих, многих, многих других – это примеры не только героического поведения людей в критической ситуации, но и примеры нравственности и чистоты человеческой души. 5

Ведущий 2. Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм тысяч людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Запомним тех, кто гнал каскады,

На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,

Свинец грузил, бетон возил.

Страшным жизненным уроком

Ожила чужая боль.

Помолчим же все немного…

Помолчим же мы с тобой…

Преподаватель. 30 лет миновало со дня Чернобыльской катастрофы, и большинства из тех, кого именуют ликвидаторами, увы, уже нет в живых. Конструкторов и солдат, пожарных и врачей, физиков и вертолётчиков, шофёров и шахтёров, и просто добровольцев. Спасая жизни других, они подвергали собственные смертельной опасности. Степень этой опасности знал и понимал не каждый.

Почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать.

Включается метроном.

Преподаватель. Прошу всех сесть.

Ведущий 1. В субботу и воскресенье 26 и 27 апреля 1986 года, жители Припяти, города энергетиков Чернобыльской АЭС, как и положено, отдыхали после очередной трудовой недели: дети возились в песочницах, молодые выезжали за город, ловили рыбу в реке, играли в футбол, справляли свадьбы. Жизнь била ключом.

Не вызывал ни у кого беспокойства и дым над 4-м энергоблоком. Людям ещё ничего не сообщили, и поэтому никто из них ещё не знал, что все они уже приговорены логикой предшествующих событий к тому, чтобы стать участниками и жертвами невиданной доселе ядерной трагедии.

Ведущий 2. После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая и была проведена 27 апреля.

В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-ти километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-ти километровой зоны.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

На экране проецируется колонна автобусов.

Ведущий 2. Представьте себе колонну из 1тысячи 100 автобусов, с зажженными фарами, идущую по шоссе и выводящая из поражённой зоны многотысячное население города Припять.

Преподаватель. Людей поспешно «выкорчёвывали» с родной земли. Трудно представить себе горе тех, кто навсегда прощался с родиной, с домом, где родился и вырос, с землёй, с которой связана вся жизнь, похоронены родные и близкие.

Ведущий 1. Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома. Люди были молчаливы, многие пребывали в шоке. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога.

Ведущий 2. Когда-то цветущие города Чернобыль и Припять, а с ними и многочисленные украинские и белорусские деревни и села – опустели…

Звучит «Реквием» Вольфганга Моцарта.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Мертвый город…

Город – призрак

Плачет небо над тобой…

За обыденности призмой

Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны

И рыданья не слышны…

Пострадали миллионы,

Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый

Уничтоживший покой –

Техногенный выстрел в спину

Среди радости людской.

Этот ад напомнит многим

Очень многим о себе…

Через горе – к Богу в ноги

И к молитве о судьбе.

На экране слайды саркофага над реактором.

Ведущий 3. Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ним решено было соорудить бетонное укрытие – Саркофаг. Все радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года.

Ведущий 1. После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки “саркофага”, 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.

В 1991 году на 2-м энергоблоке вспыхнул пожар, и в октябре этого же года реактор был полностью выведен из эксплуатации. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока.

Преподаватель. На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в нём проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.

Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения.

Город Припять остался пустым и заброшенным.

Ведущий 3. Нам жителям этой планеты, нельзя забывать и о страшных войнах, и о природных катастрофах, и о крупных авариях, которые уносят сотни и тысячи жизней, которые загрязняют окружающую среду и делают её не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Ведущий 1. Самый главный урок Чернобыля – это ещё более обострённое ощущение зыбкости человеческой жизни, её уязвимости. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерёг: не упивайся своим могуществом человек, не шути с природой.

Ведущий 2. Пристальней и ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты – причина, но и следствие. Учитывая, что у человека смена поколений идёт каждые 20 лет, то человечеству для выздоровления понадобится 800 лет.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Чернобыль…

Звучит это страшно…

Душа холодеет и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие…

Что началось радиационное бедствие.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам черные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.


Преподаватель. Мы, дети Земли,

должны понимать, что не

Земной шар принадлежит нам,

а мы принадлежим ему.

И нам надо передать будущим поколениям чистую, здоровую

и счастливую планету.

Это наш дом! Это ваш дом!

Цели: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2.Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», газета «География» (6, 17 1996г) стихи российских поэтов, цветы, свеча, презентация.

Ход мероприятия.

Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом - цветы.

Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагического события - чернобыльской аварии на АЭС. Свидетелями последствий и жертвами которой являемся мы. Поэтому сегодня в школе у нас пресс- конференция

« Чернобыльский след». И я прошу почтить память жертв минутой молчания.

Минута памяти. (1 сл.)

Литературная композиция.

Первый ученик. (2 сл.)

Человечество отмечает печальное тридцатилетие техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому « творенья рук человеческих».

(3 сл.)Жизнь – беззащитна

И любовь – нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

Надпись на ядерном реакторе, 1985г.

Второй ученик. (4 сл.)

На земном шаре более трёхсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1кг урана заменяет 2.5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. (5 сл.)

Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвёртом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986года, в 1 час 27 минут на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьёт колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. (6 сл.)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти.

Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали

смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 40 тыс. человек!

Пятый ученик.

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – Чёрная полынь. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры…

Тихо перекликаются сёла

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плёсе пустом…

Заражённые радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. (8 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружён под землёй (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчёты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. (9 сл.) Ряд срочных мер (переселение людей в новые посёлки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. (10 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в заражённой местности, а тем более купаться, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть её истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и сёла, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв.км. территории, след чернобыльской аварии коснулся ряда областей России, в том числе и Усманского района. В городе и пригороде есть так называемая чернобыльская зона.

Жители нашей области, района и с. Куликово не остались в стороне от этой техногенной катастрофы. У нас в гостях сегодня односельчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Скрябин Николай Петрович. Расскажите, пожалуйста, о тех горячих буднях.

(выступление ликвидатора)

Восьмой ученик.

Четвёртый реактор –

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья…

Кто в пекло шагнул, -

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устала в чудовищном этом бою,

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина,

Я всё, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это всё наяву, а не сон!

Четвёртый реактор –

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

Ребята! А теперь у нас пресс – конференция. Участниками являются: (они с с табличками, сидят за столом) сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач – радиолог, специалист из центра ядерных испытаний г. Дубны Московской области. А среди вас « корреспонденты» российских и зарубежных СМИ. Вы можете задать вопросы.

1.Российская газета. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий – 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий – 137 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогом калия).

2.газ. Липецкие известия.

Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор – радиоактивность, т.е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их.

3.газ. Новая жизнь. Летом 1986 г в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолётов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в ещё не обнесённые валами водоёмы).

4.журн. Вокруг света. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьёзными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды – продукты деления ядерного топлива попали в окружающую среду и на многие годы загрязнили её).

5. журн.Вестник. Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

(Хищные рыбы являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения – травоядные рыбы – хищные рыбы»).

6.газ. Аргументы и факты. Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Работники сельского хозяйства, получающие дополнительную дозу облучения, т.к. вдыхают больше пыли, содержащей радионуклиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста, дышащие приземным слоем воздуха).

7.журн.Крестьянка. Почему загрязнение молока – важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в ещё большей степени – их молоко).

8.газ.Новое время. Что такое острый период облучения?

(это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них – йод – 131, йод – 132, барий – 140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается).

9. журн. Новое время. После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения).

10. газ.Живая природа. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона? Могут ли быть какие- либо отклонения?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно).

11.журн. Здоровое питание. Какие продукты особенно полезны для жителей заражённых территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свёкла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир).

Спасибо за работу, наша конференция подошла к концу.

За этими воротами начинается земля, на которой по сей день остаются следы катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фото Reuters

Обозреватель «НГ» побывал в 30-километровой зоне отчуждения, образованной после крупнейшей техногенной аварии XX века, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Увидел своими глазами, что происходит сейчас в вынужденно выселенных деревнях. Здесь, пожалуй, как нигде ощущаешь, что 26 апреля 1986 года «мирный атом» в этих местах действительно вошел в каждый дом... И «не выйдет» еще очень-очень много лет - долгие века…

Периметр, за которым в иных местах пластами лежат и фонят цезий и стронций, носит название «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» (ПГРЭЗ). Сотрудники работают в заказнике вахтовым методом дней по 10–12. Путь к полевому штабу ПГРЭЗ лежит через выселенную, некогда зажиточную по советским меркам деревню Бабчин. До реактора от нее по прямой километров 60. Давно нежилые дома 728 живших здесь человек в удручающем упадке и едва видны за оккупировавшими их кустарниками и вымахавшими за 30 лет выше крыш деревьями во дворах и огородах.

В домике КПП нам выдали специальную камуфляжную форму. Пока ждали государственного секретаря Союзного государства (СГ) Григория Рапоту, прошлись по безлюдному, давно оставленному селению. Что особенно защемляло сердце, так это попадающиеся там и сям детские игрушки… А вот школа. Добротная она была в Бабчине. Располагалась в небольшом кирпичном здании культурного наследия – фольварке конца XIX века (это небольшая одноэтажная усадьба, в которой жил тогдашний местный богатей).

Обхожу класс за классом. На полу, по партам – «дочернобыльские» газеты, учебники, детские рисунки, стенгазеты, листы гербария, настенные карты, счеты, портреты писателей… пластинка с патриотической песней… экзаменационный билет с химическими формулами: нет, не «про» цезий и стронций… На стенах много записей «от» учителей и учеников, спешно уехавших отсюда в апреле-мае 1986-го и, очевидно, как-то побывавших здесь в 1990-х, в нулевых: писали еще сохранившимися на классных досках мелками…

Таких деревень и поменьше здесь, на площади в 2161 кв. км (1% от всей территории Беларуси), было 92, а населяло их более 22 тыс. жителей. Как пояснил «НГ» заведующий лабораторией спектрометрии и радиохимии Вячеслав Забродский, Бабчин и другие населенные пункты оказались тогда под атакой нескольких изотопов плутония: «Один из них, плутоний-239, разлагается свыше 24 тыс. лет…» Можно вообразить, как некий доисторический «Чернобыль» рванул более 240 столетий назад – в эпоху, когда кроманьонцы только овладевали методами получения огня, – и вот в наши дни настал час «не собирать» плутоний…

Директор единственного в мире заповедника в своем роде Петр Кудан рассказал, что из-за безлюдья в радиационных лесах, коими покрыто более половины площади заповедника, расплодилось множество зверья, птиц и всяких гадов. Они все активнее обживают и давно ставшее бесхозным человеческое жилье. Из «новичков» с северов пожаловали бурые медведи. А с Украины в запретную зону потянуло лошадей Пржевальского, которых туда некогда завезли с Северного Кавказа. На шутку, что «даже и они бежали от политики киевских властей и зашкаливающего фона национализма и русофобии в стране», сотрудники, улыбнувшись, ответили, что все гораздо прозаичнее: эти экзотические для Беларуси непарнокопытные дали деру от браконьерства, которое распространилось в последние годы в украинской зоне отчуждения.

Экзотика экзотикой, а в ПГРЭЗ вот уже 20 лет как занимаются разведением и своих племенных лошадей, в том числе и русской рысистой. На пастбище за оградой нам показали практически весь большой табун. В нем было много жеребят. Вряд ли кто-то заметил, что среди этих буцефалов и саврасок затесался какой-нибудь мутант в виде единорога, кентавра или тем более пегаса. Культивируют в зоне и зубров, завезенных из Беловежья, их выводок тоже с каждым годом увеличивается: было 16 особей, ныне – 116.

Кроме того, разбит в зоне и экспериментальный сад, проводятся исследования на пчелопасеке. Причем мед уже продают населению – разумеется, после тщательнейшей проверки в лаборатории. Пару пчел обозреватель «НГ» тоже наблюдал. Для верности показал коллегам. Насекомые были опять же не из того анекдота, в котором один рыбак сказал другому на Припяти: «Ой, мне комар руку откусил!»

От местных чиновников услышал, что зону отчуждения, возможно, сделают более доступной для посещений не только журналистов. Это наверняка привлечет туристов и будет способствовать снижению радиофобии среди населения. Пока же в заказник пускают только некогда живших здесь людей и только раз в год, в Радуницу – навестить погосты, могилки поправить...

А в непосредственной близости от чернобыльского саркофага с белорусской стороны, километрах в 13–14, в бывшей деревеньке Масаны с 1994 года действует научно-исследовательская станция. На ней круглосуточно дежурят два сотрудника ПГРЭЗ, которые изучают влияние радиационного фактора на флору и фауну в условиях всех тутошних особенностей ландшафта, включая реку и болото. В этой точке один из самых высоких уровней радиационного загрязнения не то что в зоне, а и на целой планете! Возле одного погибшего дубка, где выпал весьма весомый урановый «подарочек», фонит на 15 000 мкР/ч – здешний рекорд. Для сравнения: в Бабчине радиометр показывал 53 мкР/ч (при считающемся безопасным уровне радиации до 50 мкР/ч). Но нас успокоили, что «все под контролем», мы здесь ненадолго, и «светиться» никто не будет.

С 30-метровой вышки за лесами-долами просматривается «гроб» 4-го реактора. Вокруг него тоже на долгие века, если можно так скаламбурить, поселилась безжизненность, естественно разрушаются два больших брошенных зараженных города – Припять и Чернобыль. А внизу, рядом с кирпичной полуразрушенной скотной фермой находится радиационный могильник «того самого года» (в Беларуси из 87 пунктов захоронений отходов дезактивации 80 находятся именно в Гомельской области). В нем покоятся обломки вертолетов, с которых 26 апреля 1986 года забрасывали реактор свинцовой смесью, дабы заглушить его ядерное «пыхтение»…

А ведь люди селились в этих благодатных местах начиная с каменного века (в свое время близ деревни археологами были найдены две стоянки древнего человека). Письменные источники упоминают Масаны с XVI столетия. А 22–23 мая 1943 года гитлеровские каратели убили здесь 204 местных жителя, деревню сожгли, как Хатынь; еще 29 масанчан пали на фронте. Войну люди пережили, а чернобыльский «взбунтовавшийся» плутоний им такого шанса не дал…

В «Доме проживания вахтового персонала» поинтересовался у 30-летнего «станционного смотрителя», а не влияют ли все эти «микрорентгены в час» на него как на мужчину? Он бодренько ответил, что давно женат, у него двое детей (старшая в этом году в первый класс пойдет). И, увидев заходящего в горницу кота, добавил с юморным намеком: «А март месяц давно прошел». Посмеялись.

После зоны отчуждения в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека, что в Гомеле, задал директору Александру Рожко, вопрос об уровне сотрудничества белорусских и украинских медиков по чернобыльской теме. Доктор медицинских наук деликатно дал понять, что в Украине и при прежних-то властителях и близко не было всего того, что за 30 лет наработано в Беларуси, а уж сегодня… «К нам японцы куда больше за опытом обращаются, чем наши соседи, которые нам откровенно завидуют», – пояснил он.

А вот, кстати, туристические тропы в безлюдные и разграбленные мародерами (этим никакие тысячелетние полураспады не страшны!) города Припять и Чернобыль давно проложены. Украинские турфирмы завлекают туда экстремалов-путешественников: «Опыт экскурсий с первых месяцев Чернобыльской аварии… абсолютная радиационная безопасность… захватывающий вид на Зону с высоты птичьего полета…» Будто 26 апреля 1986 года на ЧАЭС не трагедия разыгралась, а пышный фейерверк происходил… и не ураны, цезии да плутонии с неба сыпались, а долгожданный ливень в засуху поля и леса орошал.

Гомельская область – Москва