Основные правила сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2018 году не претерпели серьезных изменений. Однако школьнику надо быть готовым к расширенному спектру затрагиваемых тем, в связи с чем количество заданий возросло до 26, а первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2018 году увеличен до 58 пунктов. Определена дата экзамена: ученики будут демонстрировать свои умения 6 июня. В случае неявки по уважительной причине можно пересдать дисциплину 26 июня, 2 июля либо в начале сентября.

Устно сдавать ничего не надо!

Главные волнения учеников и родителей были связаны с возможностью включения так называемого говорения. Спешим успокоить: устно ЕГЭ по русскому языку в 2018 году сдавать не придется! Это связано с нерешенностью вопроса, как именно должно проходить собеседование. Рассматриваются два варианта: диктовка устного ответа на электронный носитель или живой диалог с преподавателем.

Кроме того, многие современные дети испытывают определенные трудности логопедического характера, которые нельзя не учитывать при сдаче ответственного экзамена. Объективные проблемы, умноженные на волнение, могут привести к не совсем заслуженным оценкам. Поэтому от говорения пока решено воздержаться.

Интересно! Устная часть экзамена по русскому языку в 2018 году будет опробована в 9 классах при проведении ГИА в трех российских регионах: Татарстане, Чечне и Московской области.

Из чего состоят билеты

Аттестация по русскому языку призвана не только выявить уровень грамотности человека, но и понять его коммуникативные навыки, степень личностного развития, словарный и лингвистический запас. Красивая и правильная речь становится необходимостью во многих сферах жизни. Без этого сложно устроиться на престижную работу, наладить неформальные отношения с коллегами и партнерами.

Билет состоит из 25 вопросов, на которые придется дать либо короткий (слово или цифра) ответ, либо развернутый. Единственное изменение в структуре ЕГЭ по русскому языку в 2018 году заключается во введении дополнительного вопроса под номером 20, который будет оценивать знание лексических норм. Двадцать шестой пункт – сочинение, минимальный объем которого теперь равен 250 словам. В прошлом году было 200 слов. Для того чтобы иметь возможность подать документы в вуз, необходимо в итоге набрать не меньше 36 баллов.

Важно! Количество тем увеличено с трех до четырех. По мнению экспертов, это даст возможность каждому ученику полнее раскрыть творческий потенциал. Ожидается, что в 2019 году будет уже 5 тем.

Как готовиться к экзамену

Правильная речь не только красиво звучит, позволяет подростку на равных общаться со взрослыми, но и дает возможность создать благоприятное впечатление о себе со стороны потенциального работодателя. Поэтому повышенное внимание именно к ЕГЭ по русскому языку 2018 неслучайно. И подготовку надо начинать не за месяц или полгода до сессии, а как минимум с начала 10 класса.

По сравнению с 2017 годом типовые задания практически не изменились. Поэтому обычно достаточно решить варианты, представленные в интернете, ознакомиться с демоверсиями лучших ответов и сочинений, чтобы без боязни идти на экзамен. Родителям важно создать положительный эмоциональный фон, внушить ребенку уверенность в своих силах.

Помните! Русский язык – не только важнейший экзамен, оценка за который может повлиять на дальнейшую жизнь, но и показатель развития, интеллекта, культуры личности.

Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.

2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.

3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.

4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, - основной источник соли в мире.

5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЩНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна, -щно; мощнее.

1) Очень сильный по степени своего проявления, своего действия. М. удар. М. порыв ветра. М. прибой.

2) Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий, свидетельствующий о большой силе (о человеке, животном). М. человек. М. конь. Мощные плечи.

3) Большой величины, массивный, толстый. М. пласт угля. Мощные льды Севера.

4) Способный выполнить большую работу за какое-то время (о механизме, устройстве). М. двигатель. М. вентилятор.

5) Значительный по силе воздействия на мысли, чувства человека (разг.). Мощная статья.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

озлОбить

подЕленный

ободрЁнный

красивейший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой. Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.

Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее - две бедноватые хаты, за ними чернел лес.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отряд ПАРТИЗАН

ЛОЖИТЕ на стол

ТОНЧАЙШИЕ нити

предъявите на входе ПРОПУСКА

по ОБЕИМ сторонам

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ф. А. Васильевым в Крыму.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, были написаны

2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».

3) Прочитав эту книгу, мне кажется, что она будет полезна многим.

4) Саша обидится на друга и не захотел с ним разговаривать.

5) Те, кто хотя бы раз любовался цветущей сакурой, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.

7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.

9) Когда герой опомнился. Было уже поздно.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обор..няться

в..ртуозный

иде..лист

р..продукция

выск..чить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ятия, в..юга

нед..варил, поз..был

пр..зидент, пр..стиж

пр..терпеть, пр..чуда

бе..ценно, не..дешний

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

алюмини..вый

откле..ваться

подчёрк..вать

решётч..тый

улыбч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

грохочущий

клокоч..щий

(родители) щекоч..т

тащ..щий (на буксире)

(дела) движется

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Калитка оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА.

Скотинин был далеко (НЕ)ВЕЖЛИВЫМ человеком.

Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

В душе заботливо хранит он (НЕ)РАЗГАДАННЫЕ чувства.

А. К. Толстой, (НЕ)ЖЕЛАЯ оставаться в стороне, во время Крымской войны поступил на службу в армию.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Есть (НЕ)ЧТО совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов (В)КОНЦЕ лета.

В романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

(НЕ)СМОТРЯ на футуристические эксперименты, в ранней лирике В. Маяковского всё же преобладает чувство, ЧТО(БЫ) ни утверждали его соратники.

Стиль В. Маяковского с первых стихотворений неоднозначен и (ПО)ТОМУ, (В)СИЛУ привычки публики к классической поэзии, трудно объясним.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Многие совреме(1)ики причисляли А. К. Толстого к сторо(2)икам «чистого искусства», однако такое мнение ничем не обоснова(3)о: в творчестве поэта много стихотворении, наполне(4)ых злободневным обществе(5)ым звучанием.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно ставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты

4) Дружинник мог положиться на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Низкий дом с голубыми ставнями (1)

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года...

Восхищаться (2) уж (3) я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но (4) наверно (5) навеки имею (6)

Нежность (7) грустную русской души.

(С. Есенин)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коляска подъезжала к усадьбе барыни (1) о жестокости и жадности (2) которой (3) в округе (4) ходили невероятные слухи.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Попробуйте вспомнить любой свой день минуту за минутой (1) и вы убедитесь (2) что (3) если восстановить весь этот поток времени (4) можно написать целую книгу.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, - теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной - землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

(По А. Н. Толстому)

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Общая беда заставляет людей объединиться ради спасения своей Родины.

2) Родина - это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.

3) Земля оттич и дедич была отвоёвана нашим пращуром у вражеских племён, пришедших туда жить навечно.

4) Устная литература, созданная народом, является всего лишь плодом народного досуга.

5) Русское искусство оказало большое влияние на развитие мировой культуры.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 5 поясняет то, о чём говорится в предложении 4.

2) В предложении 10 содержится описание.

3) В предложении 13 представлено описание.

4) Предложения 21-23 содержат рассуждение.

5) В предложении 29 представлено повествование.

23. Из предложений 8-9 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)___ („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В)___ („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г)___ (предложения 22, 23)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) диалектизм

4) книжные слова

5) фразеологизм

6) цитирование

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) анафора

26.Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Вариант 5

Проблема

Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)

Родина - это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. Родина - это основа жизни каждого человека, это его родное гнездо.

Вариант 5

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

воединочтобы

1245 или любая комбинация
этих цифр

поделённый

145 или любая комбинация
этих цифр

кладите или положите

1234 или любая комбинация
этих цифр

выскочить

дать или подготовить

президентпрестиж

125 или любая комбинация
этих цифр

алюминиевый

134 или любая комбинация
этих цифр

раньшетеперь

неразгаданные

Общероссийская экзаменация по русскому языку обязательна для всех выпускников одиннадцатых классов. На первый взгляд, этот предмет не должен вызывать особых сложностей, особенно если сравнивать русский язык с той же – предметом, требующим длительной и тщательной подготовки, а также проработки задач, представленных в программе с 5 по 11 классы.

Многие ученики считают, что к сдаче русского можно не готовиться, ведь он является родным языком для большинства жителей Российской Федерации. На нем мы ежедневно общаемся, смотрим фильмы, переписываемся с друзьями в соцсетях… Тем не менее, ЕГЭ по русскому языку не так прост – его сдача требует определенных усилий, особенно в случае, если вы претендуете на отметку выше «удовлетворительно». Кроме того, данный характеризуется высоким пороговым баллом, набрать который будет непросто.

Отдельно упомянем ежегодные изменения в структуре билета. Чего стоят одни только слухи о введении в экзамен говорения! Такая инновация может значительно снизить качество и успешность сдачи данного ЕГЭ, ведь не секрет, что красивая и грамотная речь сегодня слышится в стенах школ не так уж и часто. Что ж, давайте разберемся, стоит ли ждать очередных инноваций от специалистов из ФИПИ, а также узнаем особенности ЕГЭ-2018 по русскому языку.

Введение части с говорением значительно усложнит школьникам сдачу ЕГЭ!

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Даты ЕГЭ по русскому языку

Окончательные даты проведения ЕГЭ будут известны лишь в январе. Но уже сегодня специалисты из Рособрнадзора готовы огласить примерные периоды времени, в которые будет проходить тестирование:

  • досрочный этап ЕГЭ пройдет с середины марта по середину апреля 2018 года (стартовая дата – 22.03.2018);
  • основной этап ЕГЭ начнется в конце мая и продлится до начала июня 2018 года. Ориентировочно Рособрнадзор называет датой старта 28.05.2018;
  • дополнительный период (сдача ЕГЭ учениками, которые получили неудовлетворительные отметки или пропустили основной экзамен вследствие болезни и других уважительных причин, подтвержденных документально) назначен на первую половину сентября 2018 года. Пока что стартовой датой значится 4.09.2018.

Напомним, что написать заявление на сдачу экзаменации в досрочное время могут:

  • школьники, получившие среднее образование до 2017/2018 учебного года;
  • учащиеся, окончившие школу со справкой вместо аттестата;
  • выпускники вечерних школ;
  • личности, которые поступают учиться за пределы России;
  • выпускники текущего года, которые досрочно выполнили учебный план;
  • дети, уезжающие на спортивные состязания, конкурсы, олимпиады и другие мероприятия общероссийского или международного значения;
  • школьники, нуждающиеся в лечении или реабилитации в даты основного экзамена.

Статистика сдачи ЕГЭ по русскому языку

Мнение учеников о том, что при хорошей подготовке к ЕГЭ русский язык сдавать довольно легко, подтверждают и официальные статистические выкладки. Так, в 2017 году в экзаменации приняло участие 617 тысяч школьников, из которых всего лишь 1,6% не смогли преодолеть минимальный порог (т.е. набрать 36 проходных баллов, необходимых для ).

В 2016 году насчитывалось 2,5% таких учеников. В свою очередь, минимальные баллы, необходимые для получения аттестата зрелости, не набрало всего 0,5% экзаменующихся, т.е. вполовину меньше, чем в 2016 году. По словам Сергея Кравцова, занимающего пост руководителя Рособрнадзора, данная тенденция свидетельствует об эффективности проекта «Я сдам ЕГЭ», в котором перед тестированием приняли участие отстающие ученики из Чечни, Дагестана и Тувы.


По статистике, процент школьников, проваливших ЕГЭ, постепенно снижается

Правила проведения ЕГЭ-2018 по русскому языку

Порядок проведения тестирования остается прежним – у учеников будет 3,5 часа (210 минут), чтобы справиться с заданиями. Согласно регламенту, перед входом в экзаменационный зал школьник должен освободить карманы от любых посторонних предметов, к числу которых относятся шпаргалки, смартфоны, камеры, наушники, планшеты, «умные» часы и любая другая аппаратура.

При написании теста по русскому языку не предусмотрено использование любых других материалов справочного и вспомогательного характера. Школьникам запрещено пересаживаться, переговариваться с соседями, поворачивать голову в надежде подсмотреть ответ, а также выходить за пределы класса без разрешения и сопровождения члена наблюдательной комиссии.

Что входит в билет по русскому языку?

Проведение экзамена по русскому языку направлено на:

  • оценку умения проводить лингвистический анализ;
  • выявление практических навыков владения языком с соблюдением соответствующих норм и правил;
  • проверку коммуникативных навыков;
  • оценку понимания письменной речи через призму собственного восприятия;
  • проверку способностей к сравнению, анализу, синтезу, обобщению, конкретизации и нахождению закономерностей.

При выполнении работы ученику предстоит столкнуться с заданиями, которые проверят уровень его познаний в лексике и фразеологии, понимание им языковых, орфографических и пунктуационных норм, а также умение пользоваться речевыми инструментами.

Каждый из билетов включает 26 заданий, распределенных на две части:

  • первая часть билета – 25 заданий, предусматривающих короткий ответ ученика. В данной части ЕГЭ следует давать ответ в виде одной или нескольких цифр, слова или словосочетания. За верное выполнение данной части тестирования можно получить 34 первичных балла, что составляет 59% от всех баллов за ЕГЭ. Задания под номерами 2, 3-6, 8-14, 16-24 оцениваются в 1 балл, 1 и 15 – в 2 балла, 7 – в 5 баллов, 25 – в 4 балла;
  • вторая часть билета – на предложенную тему. В нем следует развернуто и аргументировано ответить на поставленный вопрос. За верное выполнение данной части тестирования можно получить 24 первичных балла, что составляет 41% от всех баллов за ЕГЭ.

Весь билет позволяет получить максимум 58 первичных баллов.

Инновации в билетах 2018 года

Специалисты из ФИПИ сообщают, что в новых билетах по русскому языку школьников ждут следующие изменения:

  1. В билетах добавилось одно задание (под номером 20), направленное на проверку знания норм лексики русского языка.
  2. Повышен максимум первичных баллов, которые можно получить за всю работу – теперь их будет 58, а не 57, как в 2017 году.

Войдет ли в экзамен говорение?

В последние несколько лет все чаще возникают слухи о том, что в экзаменацию по русскому языку будет добавлена еще одна часть – говорение. Людмила Вербицкая, возглавляющая Российскую Академию образования, заявляла, что говорение станет неотъемлемой частью экзамена еще в 2016 году. Сергей Кравцов, который руководит Рособрнадзором, также полагал, что русский не стоит сдавать на базовом и профильном уровне, но вот проверить умение современных школьников выражать свои мысли вслух нужно непременно.


ЕГЭ-2018 потребует не только знания правил, но развитых навыков говорения

Руководство главного образовательного ведомства РФ пояснило необходимость данной инновации тем, что умение применять языковые нормы на практике можно выявить лишь в случае, когда школьник отвечает на вопросы устно. Только так можно понять, умеет ли ученик красиво и аргументировано выражать свои мысли, или попросту заучил определенное количество правил.

В ЕГЭ-2017 говорение так и не появилось, однако в рамках конференции в МГУ, посвященной проблемам современного русского языка, Вербицкая высказала уверенность в том, что в 2018 году эта часть обязательно дополнит общегосударственную экзаменацию по данному предмету. Не так давно на сайте ФИПИ появилась информация о том, что специалисты ведомства обсудили вопрос о включении говорения в ЕГЭ, подготовив соответствующий проект. На сегодняшний день в него входят два возможных варианта усовершенствования КИМов:

  • первый предполагает, что ученику придется выразительно прочесть текст, затем принять участие в диалоге, а в конце аргументировано выразить свою позицию по какому-то вопросу, опираясь на предложенный текст. Уложиться нужно будет в 15 минут;
  • второй вариант включает четыре вида заданий: выразительное чтение предложенного отрывка, пересказ прочтенной информации, монолог на заданную тему и участие в диалоге. На все задания будет отведено 15 минут.

При сдаче ЕГЭ будет проводиться аудио- и видеофиксация ответов ученика, которые затем будут прослушаны членами экзаменационной комиссии. Впрочем, в представленных на сегодняшний день вариантах КИМов в демоверсии говорение отсутствует. Возможно, тестировать новый вид ЕГЭ сначала будут на школьниках из 9-х классов, которым предстоит сдавать ГИА.

Во-первых, аудитории для них проще оснастить необходимой аппаратурой, а во-вторых, для учеников старшей школы ошибки в расчетах специалистов из ФИПИ могут стать критичными, перечеркнув шанс на поступление в ВУЗ. Вполне возможно, что проект не успеет пройти стадию окончательного утверждения и в 2018 году, однако ученикам стоит подготовиться к такому типу испытаний.

Как ЕГЭ по русскому повлияет на аттестат?

Напомним, что баллы, которые одиннадцатиклассник получил за общегосударственную экзаменацию, оказывают влияние на аттестат. Максимум баллов за данный ЕГЭ – 100. Если перевести их в обычную школьную систему оценивания знаний, то картина выглядит следующим образом:

  • ученики, сумевшие набрать всего 0-35 баллов, признаются «двоечниками»;
  • школьники, которые смогли набрать за тестирование 36-57 баллов, могут претендовать на отметку «три»;
  • 58-71 баллов гарантируют школьнику оценку «четыре»;
  • выпускники, набравшие от 72 баллов и выше, получают «отлично».

Для поступления на бюджет вам понадобятся более 73 баллов за русский

Минимальные баллы, которые следует набрать за русский язык, имеют прямую зависимость от поставленной учеником цели:

  • школьники, которые не собираются поступать в ВУЗ, могут написать экзамен на 24 балла – их достаточно для того, чтобы просто получить аттестат;
  • ученики, которые планируют поступать в высшее учебное заведение, должны получить за тест минимум 36 баллов. Преодолеть этот порог можно, правильно решив хотя бы 16 заданий из первой части билета. Конечно, 36 баллов не позволят вам претендовать на бюджетное место и стипендию в университете. Как показывает практика прошлых лет, для региональных ВУЗов балл должен быть не меньше 73, ну а для прохождения в столичные университеты нужно умудриться написать ЕГЭ по русскому минимум на 88-94 балла.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

Подготовка к экзамену по русскому языку предполагает регулярные занятия с отработкой всех имеющихся норм и правил, заучиванием исключений, а также проработкой навыков в пунктуации. Кроме того, весьма рекомендуется регулярно писать диктанты и небольшие сочинения на самые разные темы.

Эксперты говорят, что большую часть времени стоит уделить заданию №26 – сочинение потребует от вас умения обсуждать и комментировать конкретную тему, аргументировано поддерживать свою точку зрения, широко мыслить, проводить аналогии и грамотно вставлять в текст цитаты из других источников. Для этого стоит уделить внимание чтению классических произведений, авторы которых поднимают темы мировоззренческих проблем.

Безусловно, при подготовке к экзамену нельзя обойтись и без проработки демонстрационных КИМов, разработанных специалистами ФИПИ к новому учебному году. Конечно, абсолютного совпадения демо-версий и реальных тестов не будет, но задания настолько похожи, чтобы вам будет проще собраться с мыслями на экзамене. Только в этом случае вы не потеряете время на то, чтобы осмыслить структуру билета и его содержание. Скачать официальные демо-версии КИМов по русскому языку вы можете в начале статьи.

На самом ЕГЭ по русскому языку следует грамотно распределять отведенное время. Не теряйте драгоценные минуты, задерживаясь на сложных тестах. К ним можно будет вернуться и позже, когда будут готовы ответы на задания, не вызывающие у вас затруднений. Для написания сочинения вам потребуется не менее 60-70 минут – задания творческого типа требуют времени, чтобы успеть собраться с мыслями, набросать черновой вариант работы, а затем аккуратно переписать сочинение на бланк для готовых ответов.


При подготовке к ЕГЭ приучите себя регулярно писать сочинения и диктанты

Что нужно учесть при написании сочинения?

Сочинение предполагает написание текста, в котором будут четко выделены такие составные части:

  • вступление – тут следует привести подходящую цитату, выделить основную мысль автора произведения, немного рассказать о его мировоззрении, привести собственные размышления на данную тему, а затем перейти к основной части;
  • основная часть – делится на несколько структурных компонентов, каждый из которых будет оценен комиссией. Начните с формулировки проблемы, описав ее актуальность и злободневность. Приведите комментарии к проблеме, кратко пересказав текст своими словами. Далее нужно выразить основную мысль автора, пересказать его видение вопроса. Изложите свое мнение по данному поводу, соглашаясь с автором или, наоборот, приводя контраргументы. Собственные мысли стоит подкреплять аргументами в виде цитат известных личностей, статистических и научных фактов, описания жизненных ситуаций или мыслей других писателей. Аргументов нужно привести хотя бы два, причем один из них – литературный;

Уже не первый год довольно активно обсуждается перспектива разделения ЕГЭ по русскому языку на две части: письменную и устную. За последние годы формат испытаний единого государственного экзамена изменяли уже не раз, стремясь оптимизировать КИМы и сделать проверку знаний максимально объективной.

Что же ожидает 11-тиклассников 2017-2018 учебного года и к чему необходимо готовиться всем, кто планирует поступать в ВУЗы?

В 2017-2018 году особых изменений в КИМах письменной части ЕГЭ не ожидается. Актуальными останутся все инновации, внесенные в структуру билетов в 2017 году, а именно:

  • отсутствие тестовых заданий с одним вариантом ответа;
  • разделение работы на два блока: задания с кратким ответом и сочинение на заданную тему;
  • минимальный проходной балл – 36.

В связи с вводом говорения измениться может количество заданий письменной части и структура начисления первичных баллов.

Зачем нужна устная часть?

Этот вопрос задают себе не только будущие выпускники. Любые изменения в структуре ЕГЭ имеют серьезные обоснования. Так, проведенные исследования показали, что большой процент выпускников из регионов недостаточно хорошо владеют родным языком. Причинами такого снижения считают:

  1. недостаточный уровень преподавания (не все учителя предметники требуют от детей давать развернутый ответ на поставленные вопросы, проводить анализ информации и давать собственные оценки тем или иным событиям);
  2. переход к письменным формам контроля знаний (многие лицеи и колледжи сводят к минимуму устные опросы);
  3. снижение количества читающих детей (соответственно, отсутствие у выпускников определенной базы литературной речи).

При этом, умение грамотно выражать свои мысли и владение навыками ораторского искусства сегодня являются обязательными во многих профессиональных сферах и человек, планирующий получить высшее образование просто обязан знать свой язык на высоком уровне.

Устная часть на ЕГЭ по русскому языку в 2018 году

Несмотря на множество разговоров о введении устной части, в 2017 году ЕГЭ по русскому языку прошло в формате письменного экзамена. Министр Минобрнауки не сторонник спонтанных реформ, а потому внедрение инноваций, призванных повысить уровень владения родным языком, будет поэтапным.

  1. Введение декабрьского итогового изложения.
  2. Изменения структуры заданий и полный отказ от тестов с выбором одного варианта ответа.
  3. Разделение экзамена на устную и письменную часть.

Первые два этапа уже пройдены, а третий прошел успешную апробацию в Московской области, Татарстане и Чеченской республике.

Будет ли 2017-2018 год знаменательным и будет ли таки введена обязательная устная часть в структуре ЕГЭ по русскому языку, официально скажет Федеральный Институт Педагогических Измерений. Информация должна появится во второй половине августа или первых числах сентября на официальном сайте ФИПИ.

Расписание ЕГЭ 2018 по русскому языку

Досрочный период

Основной экзамен

Резервный день

Основной период

Основной экзамен

Резервный день (русский язык)

Резервный день (все предметы)

Резервный день (все предметы)

Пересдача

1-я пересдача (русский язык)

2-я пересдача (русский язык)

Резервный день (все предметы)

Формат проведения устного экзамена

После утверждения запланированных изменений, ЕГЭ по русскому языку разделят на два дня:

  1. Письменная часть, в которую войдет блок заданий с краткими и развернутыми ответами, а также сочинение.
  2. Устная часть, формат проведения которой во многом будет схож с испытаниями по иностранным языкам.

Многих выпускников волнует не столько сама необходимость сдачи устного блока, сколько техническая сторона вопроса. Ученики, принявшие участие в пробных ЕГЭ, проводимых в рамках программы апробации методики, отметили, что наиболее неудобным является формат общения с компьютером, поскольку в кабинете одновременно разговаривают несколько человек, что многих сбивает с мысли и не дает сосредоточиться. Приняв мнение экзаменуемых к сведению, организаторы обещают, что устную часть ЕГЭ будут сдавать в отдельных кабинках. Будет ли выполнено обещание, покажет время.

Для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется:

Обсуждались такие варианты КИМов

Вариант №1 устной части ЕГЭ по русскому языку

За 15 минут ученику будет предложено:

Устная часть предусматривает развернутый ответ на все поставленные задания.

Вариант №2 устной части ЕГЭ по русскому языку

На каждого участника также отводится 15 минут, за которые экзаменуемому предстоит:

Время (мин)

Выразительно прочитать предложенный текст научно-публицистического стиля
Пересказать текст, используя дополнительную информацию
Составить и озвучить монологическое высказывание (на заданную тематику).
Принять участие в диалоге (условно)
Баллы за соблюдение норм литературного языка

Все ответы также должны быть развернутыми.

Подготовка к устной части ЕГЭ

Любой учитель скажет, что лучшая подготовка к ЕГЭ – это хорошо учить русский язык, но поскольку 2018 год уже совсем рядом, попробуем разобраться как быстро наверстать упущенное.

Опытные педагоги советуют:

  1. Вспомнить теорию. Для этого можно использовать любые рекомендованные для школ учебники, или специальные издания для подготовки к ЕГЭ.
  2. Подкрепить каждый блок практикой. Задания из учебников – отлично, не плохо также найти сайты с практикой в интернете и, конечно, обработать все доступные билеты 2017 года, а также пробные варианты 2018.
  3. В этом году мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.
  4. Читайте вслух тексты разных стилей и тренируйте не только скорость чтения, но и выразительность.
  5. Практикуйтесь в пересказывании текстов.

Конечно. Подготовиться без посторонней помощи к устной части достаточно сложно, ведь не имея определенного уровня знаний по ораторскому искусству, многие просто не замечают своих ошибок. Если вариант с репетитором никак не возможен – готовьтесь в паре. Так вы сможете потренировать диалог и указать друг-другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.

Предлагаем послушать, что говорили об этом в 2016-2017 учебном году специалисты о введении говорения, как обязательного блока ЕГЭ по русскому языку:

ЕГЭ 2018. Русский язык. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий.

М.: 2018. - 136с. М.: 2018. - 256с.

Авторы заданий - специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ. Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учётом всех требований Единого государственного экзамена в 2018 году. Назначение пособия - предоставить читателям полную информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводится подробное объяснение выполнения заданий одного варианта. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие адресовано учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля, а также учителям для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.

Формат: pdf формат 220х290

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf формат 130х200

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 5
Вариант 1
Часть 1 9
Часть 2 24
Вариант 2
Часть 1 25
Часть 2 40
Вариант 3
Часть 1 42
Часть 2 56
Вариант 4
Часть 1 57
Часть 2 72
Вариант 5
Часть 1 74
Часть 2 89
Вариант 6
Часть 1 91
Часть 2 106
Вариант 7
Часть 1 108
Часть 2 123
Вариант 8
Часть 1 125
Часть 2 140
Вариант 9
Часть 1 142
Часть 2 157
Вариант 10
Часть 1 159
Часть 2 173
Вариант 11
Часть 1 175
Часть 2 189
Вариант 12
Часть 1 191
Часть 2 205
Вариант 13
Часть 1 206
Часть 2 221
Вариант 14
Часть 1 222
Часть 2 235
Ответы 237
Информация о текстах 242

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.