Математические сказки про геометрические фигуры помогают воспитателям и учителям начальных классов формировать у детей познавательный интерес к «царице наук». Усвоение сложных терминов точной науки предполагает определенные знания образного, абстрактного характера. Такой дидактический прием, как про геометрические фигуры, дает возможность объединять конкретику цифр и законов.
Суть понятия
Малыши гораздо быстрее усваивают язык цифр в виде образов. Математические сказки про геометрические фигуры - это сказочные рассказы, которые знакомят детей с миром математических понятий. Необычные путешествия цифр способствуют развитию логического мышления у дошкольников. Малыши, включаясь в необычную задачу, приобретают определенные навыки:
- установление причинно-следственных связей;
- приобретение навыков логического мышления;
- аргументация собственной позиции.
Героями историй могут стать геометрические фигуры, цифры, сказочные персонажи, занимающиеся математическими вычислениями.
Математические сказки про геометрические фигуры - способ активизации мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Все эти методики активно используются в детских садах и начальной школе.
Цели и задачи метода
Проект «Математические сказки» предполагает использование цифровых и геометрических историй, направленных на формирование у детей первоначальных представлений о геометрии. К примеру, можно рассказать детям историю о трех братьях: Круге, Квадрате, Треугольнике.
В средней группе детского сада предполагается работа с некими сказочными персонажами, которые основаны на математических терминах и величинах. Например, проект «Математические сказки» можно создать на основе эталонных мер, включив в него человечков: Метра и Сантиметра.
Для детей старшей группы детского дошкольного учреждения можно подготовить сказочное представление, в котором главные герои должны будут выполнять элементарные действия: вычитание, сложение. Ребята с удовольствием пойдут на такое занятие. Геометрические фигуры, ожившие в умелых руках педагога, станут для дошкольников настоящими друзьями, помогут ребятам освоить сложную науку.
Классификация
При подборе сказочных историй воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Например, есть существенные отличия в сказочных математических историях, предлагаемых дошкольникам и школьникам. Отличия состоят в функции персонажа. Если у малышей Баба-Яга или Колобок занимаются изучением основ геометрии вместе с детьми, то в истории для школьников они выполняют только вспомогательную функцию.
Разные виды геометрических фигур - сюжет для кукольного представления, причем «озвучиванием» сказочных персонажей могут заняться дети.
Сказки могут быть краткосрочными, помогающими отрабатывать конкретные вычислительные действия.
«Гуси-лебеди»
Жили-поживали дед да баба. Были у них сын и дочка. Ушли они как-то на работу, а дочери наказали за братцем следить. Как только родители покинули отчий дом, девочка забыла о наказе, посадила братика на солнышко, а сама убежала играть с подружками. Вернувшись, она не обнаружила братца, его унесли гуси-лебеди. Поплакала Алена, а потом побежала искать малыша. На пути ей встретилась печка, которая обещала указать дорогу в ответ на правильно решенную задачку про пирожки.
Побежала Аленка по тропинке, на ее пути встретилась яблоня.
Чтобы та указала ей путь к гусям-лебедям, девочке пришлось найти среди фигур круги (ребята помогают сделать правильный выбор).
Яблоня сказала, что братец Иванушка живет в избушке Бабы-Яги. Вошла девочка в избу и говорит: «Здравствуй, бабушка Яга. Отдай мне, пожалуйста, моего младшего братика».
Яга попросила навести порядок в избе, разложив вещи по следующим признакам:
- по названию: чашки, тарелки, мячики, кружки;
- по размеру;
- по цвету;
- по форме.
Алена с помощью школьников быстро решает задачу Яги и возвращается вместе с братом домой.
Сказка про окружность
Интересная наука - математика. Геометрические фигуры можно «оживить», сделав их главными героями удивительного сюжета. Жили-поживали Прямая и Отрезок. Захотелось как-то Отрезку круг. Он говорит Прямой: «Дорогая, испеки мне круг!» Та отвечает: «Ну как же я тебе его испеку, если у меня нет муки».
«У тебя так много точек, что можешь и на круг наскрести», - ответил Отрезок и отправился спать.
Прямая погоревала-погоревала, да и наскребла точки на окружность, испекла его, сама пошла отдыхать. Окружность с окошка спрыгнула, побежала вглубь Геометрии. Катилась она, а на пути встретила Трапецию. Та говорит: «Окружность, я тебя сейчас съем!»
«Не кушай меня, Трапеция, ведь я тебе пригожусь: если суммы двух твоих противоположных сторон одинаковы, я могут вписаться в тебя».
Трапеция проверила свои стороны, но они не подходили под подобное свойство, поэтому она не стала «есть» Окружность. Покатилась та дальше, увидела на дороге Прямоугольник. Тот и говорит: «Окружность, я сейчас тебя съем!» Отвечает ему Окружность: «Послушай мою песенку, не спеши. Я от Прямой ушла, от Трапеции сбежала и от тебя, Прямоугольник, убегу».
Последним на пути оказался Треугольник. Пока Окружность собиралась спеть ему песню, он ее проглотил. Так она стала вписанной в треугольник окружностью.
Детективная история про биссектрису
Шел Угол по дороге, а мимо него пробегала Биссектриса, которая поделила пополам его и убежала. Расстроился разделенный Угол и обратился в полицию. Начальник полиции Квадрат и сержант Ромб выслушали гражданина Угла, после чего объявили Биссектрису особо опасным преступником. К вечеру город узнал о поиске Биссектрисы, но никто не смог опознать ее среди множества иных лучей, проживающих в Геометрии.
Проживала в этом городе и Высота, которая в силу своего роста могла видеть всех жителей Геометрии. Она смогла описать представителям полиции приметы преступницы. Словесный портрет Биссектрисы выглядел так: "Маленькая крыса, которая прыгает по Углам, делит их ровно пополам". Благодаря бдительности Высоты преступница была достаточно быстро обнаружена, но ее решили помиловать.
Математические сказки помогают педагогам в работе, стимулируют деятельность ребят.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»
Сказки про геометрические фигуры
Составила воспитатель:
Гаврущенко О.В.
Нягань
Добрые друзья
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали.
Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.
Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».
Друзья поняли, что были неправы и помирились.
Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!
"Любопытный квадрат"
Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.
Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?"
- "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама.
Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза.
- "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.
- "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?"
- "А я - Круг".
- "Как ты можешь двигаться так быстро?"
- "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!"
- "А у нас нет ни машин, ни велосипедов".
- "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться".
Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.
Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.
Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигуры стали дружить.
"Окружность и круг"
В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг.
- "Привет, меня зовут Круг, а тебя?"
- "Меня зовут Окружность. Давай дружить".
Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам.
Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг.
- "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг.
- "Я согласна", - радостно сказала она.
Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!
Сказка «Страна Геометрических фигур»
В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.
А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.
Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».
Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».
Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур»
«Приключения ромбика»
В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.
В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.
Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И... Вдруг... Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.
Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты?
- Я...я... Кругляш...- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.
Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал: -Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.
Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:
У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился... А тут... Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика?
Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать.
Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.
Это еще почему? - удивился Кругляш
Ромбик весело рассмеялся:
Да потому что нельзя столько плакать, Ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!
Целый день Ромбик и Кругляш строили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.
Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.
Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра..."
На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь... ПОКА!
Донскова Вероника Алексеевна
Математика играет огромную роль в жизни человека.
Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Эта математическая сказка поможет в непринуждённой форме закрепить знание детей и побольше узнать о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Буревестниковская школа.
Тема «Сказки о геометрических фигурах»
Выполнила:
Донскова Вероника
5 «а» класс
Руководитель:
Учитель математики
Будылина Татьяна Юрьевна
п.Буревестник 2016 г.
1. Введение 1ст р.
2.Сказка о бароне квадрате. 2стр.
3.Загадки. 3стр.
4.Спор геометрических 4стр.
5.Заключение. 5стр.
6.Список использованных источников. 6стр.
7.Приложение. 7стр.
Введение
Математика играет огромную роль в жизни человека.
Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Эта математическая сказка поможет в непринуждённой форме закрепить знание детей и побольше узнать о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и др.
Сказка о бароне квадрате.
Давным – давно в мире было много разных волшебных стран.
И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Ваня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могла ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
Квадратом? - удивился Лист.
Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
А что это такое? - спросил Лист.
Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.
Да, мне это подходит, - ответил Лист.
Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрию, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.
Загадки.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
(квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
(прямоугольник).
***
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым вдруг стал.
Получился здесь …. (овал).
Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это…
(куб).
***
Спор геометрических фигур.
Однажды в математическом городе, на фигурной улице в теплом доме жили волшебные геометрические фигуры. И вот в один из дней они подняли между собой спор, кто из них лучше.
Квадрат говорит: - Я, самый лучший, у меня все стороны всегда равны, я очень точный во всем.
Его перебил круг: - не говори ерунды, кому нужны твои ровные углы? Вот я совсем без углов, круглый, веселый у меня нет не начала, ни конца!
Тут вмешались треугольники: - Не спорьте, все знают, что треугольники лучше всех мы можем меняться и быть с разными углами. С острыми, тупыми, и даже с одинаковыми углами как у квадрата!
Поднялся шум, крики, споры, прямоугольник хвалил себя, овал его перебивал и говорил, что лучше его нет. Только один ромб смотрел на них и молчал. Он не мог понять, что происходит. Подумав немного, он вмешался в их спор.
Зачем вы ссоритесь? – спросил ромб. Вы все хорошие фигуры и очень нужны человеку, люди всегда используют нас при строительстве. В каждом доме, есть что-то квадратное, круглое, прямоугольное или треугольное.
Люди изучают нас, даже в школе. Они без нас не могут обойтись, мы им все нужны. Люди любят нас. Фигуры молчали, они поняли, что важно не то, кто лучше или сильней, а главное, что ты кому-то нужен и кто-то нуждается в твоей помощи.
Заключение
Эти сказки помогут детям узнать как много на самом деле геометрических фигур, как их отличить между собой и как одна фигура легко может превратиться в другую. С помощью интересной, веселой сказки можно быстро и легко познакомиться с разными геометрическими фигурами. На примере спора геометрических фигур можно сказать, что каждая фигура имеет свою ценность. Нет лучшей фигуры, все они по своему важны и всем нужны.
Список использованных источников:
1.Интернет страница Школьные знания
2 . Интернет страница Инфоурок
3.Интернет страница маам.ru
Приложения
Ромб квадрат прямоугольник круг
нож ницы линейка
карандаши - 7-
Сказки для младших школьников о геометрических фигурах
Сказка 1
Окружность
Жили-были Отрезок и Прямая. Однажды захотелось Отрезку круг. Вот он и говорит Прямой: “Прямая, испеки мне круг!”
А та ему в ответ: “У меня муки нет”.
“У тебя же бесконечное множество точек, наскребешь на круг”, - сказал Отрезок и пошел спать.
Наскребла Прямая точек только на окружность, испекла ее, поставила на окошко студить, а сама тоже легла спать.
Окружность спрыгнула с окошка и покатилась вглубь Геометрии.
Катится Окружность, катится, а навстречу ей выходит Трапеция.
Та ей говорит: “Окружность, Окружность, я тебя съем!”
“Не ешь меня, Трапеция. Сначала посмотрим, нужна ли я тебе: если суммы твоих противоположных сторон равны, то я могу стать вписанной в тебя окружностью, а если нет, то от меня и пользы тебе никакой”.
Измерила Трапеция свои стороны, а они этим свойством не обладали, и покатилась Окружность дальше.
Выходит навстречу Прямоугольник и молвит: “Окружность, Окружность, я тебя съем!”
“Не ешь меня, я тебе песенку спою: “Я от Отрезка ушла, от Прямой ушла, от Трапеции ушла, от тебя, Прямоугольник, подавно уйду”, - и покатилась Окружность дальше.
Катится Окружность, катится, а навстречу выходит Треугольник. Он ей говорит: “Окружность, Окружность, я тебя съем!”
“Не ешь меня, Треугольник, я тебе песенку спою”. И запела Окружность: “Я от Отрезка ушла, от Прямой ушла, от Трапеции ушла и от Прямоугольника ушла, а от тебя, Треугольник, нелегко уйти”.
Не успела Окружность произнести последнее слово, как Треугольник ее и проглотил. Так она стала вписанной в треугольник окружностью.
Сказка 2
Детектив про биссектрису
Шел как-то Угол по дорожке. Мимо пробегала Биссектриса, разделила Угол пополам и убежала.
Разделенный Угол расстроился и побежал в полицию. Начальник полиции Квадрат и сержант Ромб объявили о розыске особо опасной преступницы Биссектрисы. К вечеру весь геометрический город узнал, что разыскивае6тся какая-то Биссектриса, но распознать ее среди других лучей было не так-то просто.
Жила в этом городе Высота, которая всегда все видела и все знала, так как была выше всех. Она сообщила полиции особые приметы Биссектрисы, после чего на досках объявлений появились листовки такого содержания: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
После этого Биссектрису легко поймали, но судить ее не стали, так как она покаялась и заверила всех, что больше не будет делить углы без особого на то разрешения.
Сказка 3
Квадрат и Трапеция
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили одни квадраты. Это были очень аккуратные геометрические фигуры, и они во всем любили порядок: и все стороны у них равны, и углы все прямые и равны, и диагонали взаимно перпендикулярны и тоже равны.
Так бы они и жили, заботясь только о порядке, если б в один прекрасный день их страну не посетила Трапеция.
Трапеция сразу понравилась старшему Квадрату. Он даже заметил много общего между ними: во-первых, это была равнобедренная трапеция, поэтому, пусть только две стороны, но они были равны, а две другие – параллельны, во-вторых, хотя диагонали не взаимно перпендикулярны, но они были перпендикулярны боковым сторонам.
Через некоторое время они поженились. У них было много детей: ромбы, параллелограммы, прямоугольники. Как и в любой семье, дети, конечно, отличались друг от друга, но во многом они были похожи: параллельные противоположные стороны, диагонали точкой пересечения делились пополам.
А чем же они отличались?
Сказка 4
Сказка о потерянной половинке ромба
Давным-давно в одной стране Геометряндия в городе Ромбинск жил-был Ромб. Жил он счастливо и ничего не боялся, но однажды у него случилось большое горе.
Как-то вечером решил Ромб пойти прогуляться. Вышел из дома, идет по прямой дорожке, и вдруг откуда-то выскочила Биссектриса в черной повязке и говорит:
Отдай мне свою половину, не то сама заберу.
А Ромб ей с вызовом, да и говорит:
Зачем тебе моя половинка? Давай лучше вместе дружить.
Не хочешь отдавать, значит! – и как поделит злая Биссектриса Ромб пополам, и пятки ее только сверкали.
И вот идет бедный “ромб” домой, а навстречу ему Круг.
Что ты такой грустный, Треугольник? – спрашивает Круг.
Да не Треугольник я вовсе, а Ромб, хотя теперь, наверное, и не ромб, - ответил он и опять голову повесил.
Да не горюй ты, так помогу я тебе. И начал он рассказывать ему свой план…
А операцию назовем так: “Колобок спасает ромба”.
А почему колобок?
Да потому что я круглый.
И вот наступило утро. Идут они по лесу, идут по полям, и, наконец, дошли до домика, где жила Биссектриса. Зашли. Колобок как закричит:
Биссектриса, отдай по-хорошему Ромбу его половинку! А не отдашь, будешь отвечать по законам Геометрии.
Заберите, если найдете ее у меня, - ответила Биссектриса.
Оказывается, Биссектриса успела поделить половину ромба еще на две равные части и сложила из них прямоугольник, который скромно стоял в углу.
Но Ромб заметил диагональ в прямоугольнике и догадался, что этот прямоугольник составлен из частей его половинки.
Ромб был очень поражен находчивостью Биссектрисы, ему даже понравилась эта идея делиться на части, и поэтому он простил Биссектрису, и предложил ей дружбу. С тех пор они неразлучны. И жить им стало интересней. С помощью Биссектрисы теперь Ромб может превращаться и в разные прямоугольники, и в параллелограмм.
Действующие лица:
Король Многоугольник X ΙΙ
Королева Окружность
Принцесса Прямая
Принц Отрезок
Герцог Угол с сыновьями:
Графиня Биссектриса
Графиня Медиана
Баронесса Точка
Треугольник-Разбойник
Фея утверждений Аксиома
Фея доказательств Теорема.
В царстве Геометрическом, городе Планиметрическом
Правил король Многоугольник XII.
Его поприветствовать стоит овацией
Супруга его, королева Окружность имела весьма недурную наружность.
А это их дочка - принцесса Прямая.
Теперь же их сына я вам представляю: зовут симпатичного принца Отрезок.
Он весел и мил, хоть бывает и резок.
Представлена вам вся семья, наконец. Давайте заглянем теперь во дворец.
Во дворце сегодня бал, тьму гостей король созвал:
Нынче юная принцесса - именинница.
Вот в роскошнейшей карете герцог Угол в гости едет.
Угол:
Спешу я вас поздравить, принцесса, поскорей.
Позвольте вам представить красавцев - сыновей:
Вот угол Развёрнутый, этот Прямой, а вот угол Острый, а это Тупой.
Прямая:
Ах, знакомство мне приятно, только очень непонятно:
Как их можно различить, как не спутать, не забыть?
Угол:
Их запомнить очень просто:
Угол меньше девяносто у меня зовется Острым.
Тот, что равен девяносто, называется Прямым,
А развёрнутый средь прочих самым выглядит большим.
Ста восьмидесяти равна у него величина.
Автор.(обращается к зрителям)
А какие еще углы вы знаете?
У крыльца остановился новенький кабриолет.
И графиня Биссектриса вышла.
Ну а ей во след (слышишь грохот барабана?) мчит графиня Медиана.
Биссектриса:
Принцесса, мы вас поздравляем. И счастья в жизни вам желаем.
Принцесса:
Спасибо! Рада видеть вас! Как дома будьте вы у нас! (Графини отходят).
(Сама себе) Ах, нет милей графинь двоих! Но я так мало знаю их.
Мне их узнать поближе б надо. Пойду, поспрашиваю брата.
(Подходит к Отрезку) Отрезок, милый, объясни ты,
Чем те графини знамениты,
Насколько знатны и богаты?
Отрезок:
Сестрица, знать давно должна ты,
Что медиана мне родня, похожа в чем- то на меня.
Но есть и разница со мной:
Она отрезок не простой,
А в треугольнике вершину соединивший с серединой,
Той, что напротив стороны.
Быть осторожны, мы должны…
Принцесса:
Ах, боже мой, как это странно! Позор!
Графиня Медиана имеет связи с треугольником, известным в городе разбойником.
Ну а графиня Биссектриса?
Отрезок:
Она ведет себя как крыса!
Она шныряет по углам и делит их напополам.
Биссектриса (шепотом):
Ах, обозвал меня он крысой!
Ну, он попомнит Биссектрису!
Чуть позже месть устрою я,
Всему семейству короля.
Наконец-то прибыла баронесса Точка.
Свой подарок поднесла королевской дочке.
А подарок не простой, знаний в нем объём большой.
На вопросы отвечаем,
Про подарок всё узнаем.
(Точка подходит к принцессе, вручает подарок, делает реверанс, отходит).
Вопросы:
1.Единица измерения углов(Градус)
2.Древнегреческий ученый (Евклид)
3.Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных
на заданном расстоянии от данной точки.(Окружность)
4.Отрезок,соединяющий вершину треугольника с серединой
противоположной стороны.(Медиана)
5.Наименьшее натуральное число.(Единица).
6.Фигура,состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой,
и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.(Треугольник)
7.Отрезок,соединяющий центр окружности с любой ее точкой.
(Радиус)
8.Продолжите высказывание Петруса Рамуса «Геометрия - это наука хорошо …»
(измерять)
9.Основная геометрическая фигура на плоскости.(Прямая).
(Музыка, танец геометрических фигур)
Король:
Вот исполнилось принцессе 18 лет с утра.
Стала совершеннолетней, замуж ей теперь пора!
Угол:
Ваше высочество, Многоугольник XII,
Очень мне хочется, позвольте признаться,
На милой красавице, дочке твоей,
Женить одного из своих сыновей.
Но старший мой сын уж женат, к сожаленью.
А из остальных на свое усмотренье
Вы выбрать смогли б, несомненно, любого: Тупого, иль Острого, или Прямого.
Король:
О, герцог, вам мое почтенье!
Благодарю за предложенье.
Но хочу отметить я, как красива дочь моя:
Тонка, стройна, бесконечно длинна.
Ей такой прямой и стройной, надобен супруг достойный.
Потому для всех, кто просит руку дочери моей, объявить хочу я конкурс.
Претенденты! Ну, смелей!
Кто из вас умнее прочих, очень хочется узнать.
Без ошибок на вопросы вы должны мне отвечать.
(Лицом в зал) Ну а зрителей попросим
Мы ответы подтверждать или же опровергать.
Вот послушали ответ и кричите «Да!» или «Нет!»
Игра- конкурс
Король:
Вот какие существуют в геометрии фигуры?
Приведите мне пример.
Тупой угол
:
Ферзь и пешка, например.
(Зрители: «Нет»)
Прямой угол: Треугольник, например. (Зрители: «Да!»)
Острый угол: Луч, отрезок, например. (Зрители: «Да!»)
Король:
Верно, молвит, господа?
(Зрители: «Да!»)
Отвечайте сей же час: пересечься сколько раз,
Две различные прямые могут в плоскости у нас?
Тупой угол: Я скорей ответить жажду:
Пересечься могут дважды! (Зрители «Нет»)
Прямой угол:
Бесконечно много раз пересечься могут, да-с! (Зрители «Нет»)
Острый угол:
Если речь о двух прямых, точка общая у них
Может - я прошу понять - лишь одна существовать.
Или вовсе ее нет. Вот вам правильный ответ! (Зрители «Да!»)
Король:
И еще вопрос вам всем:
Ну а если нет совсем общей точки у прямых? Как же назовем мы их?
Прямой угол:
Вопрос простой, чего уж думать тут? Их перпендикулярными зовут. (Зрители «Нет»)
Острый угол:
Если прямые не пересекаются,
Они параллельными называются. (Ученики «Да!»)
Король:
Вижу я, что угол Острый ум имеет самый острый.
Мне такой подходит зять!
Дочь ему готов отдать.
Вот уже и поздний вечер. Бал окончен, гаснут свечи.
Надо вам напомнить здесь про обещанную месть.
Ну, про ту, что Биссектриса обещала произвесть.
Возвращаясь из гостей, Биссектриса поскорей,
Мчит за город, к лесу Карандашному к треугольнику - разбойнику страшному.
Суть беседы их полночной неизвестна никому.
Но несчастью завтра точно в королевском быть дому.…
Вот и утро. Весь народ весть дурную узнает:
Без следа исчезла в ночь из дворца принцесса-дочь.
Плач и траур во дворце, изменились все в лице.
У отца печаль в глазах, королева вся в слезах.
Король:
Кто сумеет нам помочь?
Королева:
Кто вернет нам нашу дочь!
К счастью, есть на свете чудо.
Вдруг неведомо откуда,
Феи в замке появились.
Король:
Кто вы? И зачем явились? (Феи представляются, слегка приседая)
Аксиома:
Аксиома я, друзья.
Фея утверждения.
Теорема:
Доказать легко и просто
Я могу вопрос серьезный
Коль в задаче есть проблема,
Вам поможет Теорема.
Аксиома:
Мы готовы вам помочь.
Знаем мы, где ваша дочь.
Теорема:
Но прежде, чем вам помогать
Хотим о геометрии больше узнать.
Аксиома:
Может кто-либо из вас
Из истории знает рассказ.
Теорема:
И тогда мы в пять минут
Заставим принцессу вам вернуть.
Аксиома:
Мы мигом его вам доставим,
Принцессу вернуть вам заставим. (Учащиеся рассказывают об истории развития геометрии)
(Теорема взмахивает волшебной палочкой).
(Пулей влетает Треугольник, падает на колени перед королем. Истошно вопит)
Треугольник-разбойник:
Не вели меня казнить! Умоляю пощадить!
Приказала Биссектриса похищенье совершить.
Я верну вам вашу дочь, уберусь из царства прочь. И не сделаю вреда
Я вам больше никогда! Только не губи, прости! На свободу отпусти!
Король:
Я в прощении отказываю, наказать его приказываю!
Голову ему срубить, в трапецию превратить.
А графиню Биссектрису надо тоже наказать:
Мы ее отправим в угол, чтоб всю жизнь ей там стоять!
(Теорема еще раз взмахивает волшебной палочкой. Появляется принцесса.
Всеобщее ликование).
Ну вот, с Многогранником XII и всей его семьей пора прощаться нам.
Всего два дня мы с ними провели,
Но пользы они много принесли.
Ведь признаки фигур геометрических,
Теперь, надеюсь, знаете отлично вы!