Математические сказки про геометрические фигуры помогают воспитателям и учителям начальных классов формировать у детей познавательный интерес к «царице наук». Усвоение сложных терминов точной науки предполагает определенные знания образного, абстрактного характера. Такой дидактический прием, как про геометрические фигуры, дает возможность объединять конкретику цифр и законов.

Суть понятия

Малыши гораздо быстрее усваивают язык цифр в виде образов. Математические сказки про геометрические фигуры - это сказочные рассказы, которые знакомят детей с миром математических понятий. Необычные путешествия цифр способствуют развитию логического мышления у дошкольников. Малыши, включаясь в необычную задачу, приобретают определенные навыки:

  • установление причинно-следственных связей;
  • приобретение навыков логического мышления;
  • аргументация собственной позиции.

Героями историй могут стать геометрические фигуры, цифры, сказочные персонажи, занимающиеся математическими вычислениями.

Математические сказки про геометрические фигуры - способ активизации мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Все эти методики активно используются в детских садах и начальной школе.

Цели и задачи метода

Проект «Математические сказки» предполагает использование цифровых и геометрических историй, направленных на формирование у детей первоначальных представлений о геометрии. К примеру, можно рассказать детям историю о трех братьях: Круге, Квадрате, Треугольнике.

В средней группе детского сада предполагается работа с некими сказочными персонажами, которые основаны на математических терминах и величинах. Например, проект «Математические сказки» можно создать на основе эталонных мер, включив в него человечков: Метра и Сантиметра.

Для детей старшей группы детского дошкольного учреждения можно подготовить сказочное представление, в котором главные герои должны будут выполнять элементарные действия: вычитание, сложение. Ребята с удовольствием пойдут на такое занятие. Геометрические фигуры, ожившие в умелых руках педагога, станут для дошкольников настоящими друзьями, помогут ребятам освоить сложную науку.

Классификация

При подборе сказочных историй воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Например, есть существенные отличия в сказочных математических историях, предлагаемых дошкольникам и школьникам. Отличия состоят в функции персонажа. Если у малышей Баба-Яга или Колобок занимаются изучением основ геометрии вместе с детьми, то в истории для школьников они выполняют только вспомогательную функцию.

Разные виды геометрических фигур - сюжет для кукольного представления, причем «озвучиванием» сказочных персонажей могут заняться дети.

Сказки могут быть краткосрочными, помогающими отрабатывать конкретные вычислительные действия.

«Гуси-лебеди»

Жили-поживали дед да баба. Были у них сын и дочка. Ушли они как-то на работу, а дочери наказали за братцем следить. Как только родители покинули отчий дом, девочка забыла о наказе, посадила братика на солнышко, а сама убежала играть с подружками. Вернувшись, она не обнаружила братца, его унесли гуси-лебеди. Поплакала Алена, а потом побежала искать малыша. На пути ей встретилась печка, которая обещала указать дорогу в ответ на правильно решенную задачку про пирожки.

Побежала Аленка по тропинке, на ее пути встретилась яблоня.

Чтобы та указала ей путь к гусям-лебедям, девочке пришлось найти среди фигур круги (ребята помогают сделать правильный выбор).

Яблоня сказала, что братец Иванушка живет в избушке Бабы-Яги. Вошла девочка в избу и говорит: «Здравствуй, бабушка Яга. Отдай мне, пожалуйста, моего младшего братика».

Яга попросила навести порядок в избе, разложив вещи по следующим признакам:

  • по названию: чашки, тарелки, мячики, кружки;
  • по размеру;
  • по цвету;
  • по форме.

Алена с помощью школьников быстро решает задачу Яги и возвращается вместе с братом домой.

Сказка про окружность

Интересная наука - математика. Геометрические фигуры можно «оживить», сделав их главными героями удивительного сюжета. Жили-поживали Прямая и Отрезок. Захотелось как-то Отрезку круг. Он говорит Прямой: «Дорогая, испеки мне круг!» Та отвечает: «Ну как же я тебе его испеку, если у меня нет муки».

«У тебя так много точек, что можешь и на круг наскрести», - ответил Отрезок и отправился спать.

Прямая погоревала-погоревала, да и наскребла точки на окружность, испекла его, сама пошла отдыхать. Окружность с окошка спрыгнула, побежала вглубь Геометрии. Катилась она, а на пути встретила Трапецию. Та говорит: «Окружность, я тебя сейчас съем!»

«Не кушай меня, Трапеция, ведь я тебе пригожусь: если суммы двух твоих противоположных сторон одинаковы, я могут вписаться в тебя».

Трапеция проверила свои стороны, но они не подходили под подобное свойство, поэтому она не стала «есть» Окружность. Покатилась та дальше, увидела на дороге Прямоугольник. Тот и говорит: «Окружность, я сейчас тебя съем!» Отвечает ему Окружность: «Послушай мою песенку, не спеши. Я от Прямой ушла, от Трапеции сбежала и от тебя, Прямоугольник, убегу».

Последним на пути оказался Треугольник. Пока Окружность собиралась спеть ему песню, он ее проглотил. Так она стала вписанной в треугольник окружностью.

Детективная история про биссектрису

Шел Угол по дороге, а мимо него пробегала Биссектриса, которая поделила пополам его и убежала. Расстроился разделенный Угол и обратился в полицию. Начальник полиции Квадрат и сержант Ромб выслушали гражданина Угла, после чего объявили Биссектрису особо опасным преступником. К вечеру город узнал о поиске Биссектрисы, но никто не смог опознать ее среди множества иных лучей, проживающих в Геометрии.

Проживала в этом городе и Высота, которая в силу своего роста могла видеть всех жителей Геометрии. Она смогла описать представителям полиции приметы преступницы. Словесный портрет Биссектрисы выглядел так: "Маленькая крыса, которая прыгает по Углам, делит их ровно пополам". Благодаря бдительности Высоты преступница была достаточно быстро обнаружена, но ее решили помиловать.

Математические сказки помогают педагогам в работе, стимулируют деятельность ребят.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования

г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Сказки про геометрические фигуры

Составила воспитатель:

Гаврущенко О.В.

Нягань

Добрые друзья

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали.

Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

"Любопытный квадрат"

Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.

Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?"

- "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама.

Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза.

- "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.

- "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?"

- "А я - Круг".

- "Как ты можешь двигаться так быстро?"

- "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!"

- "А у нас нет ни машин, ни велосипедов".

- "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться".

Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.

Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.

Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигуры стали дружить.



"Окружность и круг"

В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг.

- "Привет, меня зовут Круг, а тебя?"

- "Меня зовут Окружность. Давай дружить".

Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам.

Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг.

- "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг.

- "Я согласна", - радостно сказала она.

Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!

Сказка «Страна Геометрических фигур»

В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.

А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.

Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».

Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».

Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур»

«Приключения ромбика»

В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.

В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.

Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И... Вдруг... Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.

Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты?
- Я...я... Кругляш...- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.

Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал: -Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.

Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:

У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился... А тут... Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика?

Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать.

Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.

Это еще почему? - удивился Кругляш

Ромбик весело рассмеялся:

Да потому что нельзя столько плакать, Ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!

Целый день Ромбик и Кругляш строили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.

Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.

Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра..."

На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь... ПОКА!


Донскова Вероника Алексеевна

Математика играет огромную роль в жизни человека.

Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Эта математическая сказка поможет в непринуждённой форме закрепить знание детей и побольше узнать о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Буревестниковская школа.

Тема «Сказки о геометрических фигурах»

Выполнила:

Донскова Вероника

5 «а» класс

Руководитель:

Учитель математики

Будылина Татьяна Юрьевна

п.Буревестник 2016 г.

1. Введение 1ст р.

2.Сказка о бароне квадрате. 2стр.

3.Загадки. 3стр.

4.Спор геометрических 4стр.

5.Заключение. 5стр.

6.Список использованных источников. 6стр.

7.Приложение. 7стр.

Введение

Математика играет огромную роль в жизни человека.

Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Эта математическая сказка поможет в непринуждённой форме закрепить знание детей и побольше узнать о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и др.

Сказка о бароне квадрате.

Давным – давно в мире было много разных волшебных стран.

И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Ваня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могла ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:

Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейка и Ножницы.

Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейка и Ножницы.

Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия

Квадратом? - удивился Лист.

Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.

А что это такое? - спросил Лист.

Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.

Да, мне это подходит, - ответил Лист.

Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.

Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:

Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!

Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрию, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.

Загадки.

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
***

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым вдруг стал.

Получился здесь …. (овал).

Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).
***

Спор геометрических фигур.

Однажды в математическом городе, на фигурной улице в теплом доме жили волшебные геометрические фигуры. И вот в один из дней они подняли между собой спор, кто из них лучше.

Квадрат говорит: - Я, самый лучший, у меня все стороны всегда равны, я очень точный во всем.

Его перебил круг: - не говори ерунды, кому нужны твои ровные углы? Вот я совсем без углов, круглый, веселый у меня нет не начала, ни конца!

Тут вмешались треугольники: - Не спорьте, все знают, что треугольники лучше всех мы можем меняться и быть с разными углами. С острыми, тупыми, и даже с одинаковыми углами как у квадрата!

Поднялся шум, крики, споры, прямоугольник хвалил себя, овал его перебивал и говорил, что лучше его нет. Только один ромб смотрел на них и молчал. Он не мог понять, что происходит. Подумав немного, он вмешался в их спор.

Зачем вы ссоритесь? – спросил ромб. Вы все хорошие фигуры и очень нужны человеку, люди всегда используют нас при строительстве. В каждом доме, есть что-то квадратное, круглое, прямоугольное или треугольное.

Люди изучают нас, даже в школе. Они без нас не могут обойтись, мы им все нужны. Люди любят нас. Фигуры молчали, они поняли, что важно не то, кто лучше или сильней, а главное, что ты кому-то нужен и кто-то нуждается в твоей помощи.

Заключение

Эти сказки помогут детям узнать как много на самом деле геометрических фигур, как их отличить между собой и как одна фигура легко может превратиться в другую. С помощью интересной, веселой сказки можно быстро и легко познакомиться с разными геометрическими фигурами. На примере спора геометрических фигур можно сказать, что каждая фигура имеет свою ценность. Нет лучшей фигуры, все они по своему важны и всем нужны.

Список использованных источников:

1.Интернет страница Школьные знания

2 . Интернет страница Инфоурок

3.Интернет страница маам.ru

Приложения

Ромб квадрат прямоугольник круг

нож ницы линейка

карандаши - 7-

Сказки для младших школьников о геометрических фигурах

Сказка 1

Окружность

Жили-были Отрезок и Прямая. Однажды захотелось Отрезку круг. Вот он и говорит Прямой: “Прямая, испеки мне круг!”

А та ему в ответ: “У меня муки нет”.

У тебя же бесконечное множество точек, наскребешь на круг”, - сказал Отрезок и пошел спать.

Наскребла Прямая точек только на окружность, испекла ее, поставила на окошко студить, а сама тоже легла спать.

Окружность спрыгнула с окошка и покатилась вглубь Геометрии.

Катится Окружность, катится, а навстречу ей выходит Трапеция.

Та ей говорит: “Окружность, Окружность, я тебя съем!”

Не ешь меня, Трапеция. Сначала посмотрим, нужна ли я тебе: если суммы твоих противоположных сторон равны, то я могу стать вписанной в тебя окружностью, а если нет, то от меня и пользы тебе никакой”.

Измерила Трапеция свои стороны, а они этим свойством не обладали, и покатилась Окружность дальше.

Выходит навстречу Прямоугольник и молвит: “Окружность, Окружность, я тебя съем!”

Не ешь меня, я тебе песенку спою: “Я от Отрезка ушла, от Прямой ушла, от Трапеции ушла, от тебя, Прямоугольник, подавно уйду”, - и покатилась Окружность дальше.

Катится Окружность, катится, а навстречу выходит Треугольник. Он ей говорит: “Окружность, Окружность, я тебя съем!”

Не ешь меня, Треугольник, я тебе песенку спою”. И запела Окружность: “Я от Отрезка ушла, от Прямой ушла, от Трапеции ушла и от Прямоугольника ушла, а от тебя, Треугольник, нелегко уйти”.

Не успела Окружность произнести последнее слово, как Треугольник ее и проглотил. Так она стала вписанной в треугольник окружностью.

Сказка 2

Детектив про биссектрису

Шел как-то Угол по дорожке. Мимо пробегала Биссектриса, разделила Угол пополам и убежала.

Разделенный Угол расстроился и побежал в полицию. Начальник полиции Квадрат и сержант Ромб объявили о розыске особо опасной преступницы Биссектрисы. К вечеру весь геометрический город узнал, что разыскивае6тся какая-то Биссектриса, но распознать ее среди других лучей было не так-то просто.

Жила в этом городе Высота, которая всегда все видела и все знала, так как была выше всех. Она сообщила полиции особые приметы Биссектрисы, после чего на досках объявлений появились листовки такого содержания: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

После этого Биссектрису легко поймали, но судить ее не стали, так как она покаялась и заверила всех, что больше не будет делить углы без особого на то разрешения.

Сказка 3

Квадрат и Трапеция

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили одни квадраты. Это были очень аккуратные геометрические фигуры, и они во всем любили порядок: и все стороны у них равны, и углы все прямые и равны, и диагонали взаимно перпендикулярны и тоже равны.

Так бы они и жили, заботясь только о порядке, если б в один прекрасный день их страну не посетила Трапеция.

Трапеция сразу понравилась старшему Квадрату. Он даже заметил много общего между ними: во-первых, это была равнобедренная трапеция, поэтому, пусть только две стороны, но они были равны, а две другие – параллельны, во-вторых, хотя диагонали не взаимно перпендикулярны, но они были перпендикулярны боковым сторонам.

Через некоторое время они поженились. У них было много детей: ромбы, параллелограммы, прямоугольники. Как и в любой семье, дети, конечно, отличались друг от друга, но во многом они были похожи: параллельные противоположные стороны, диагонали точкой пересечения делились пополам.

А чем же они отличались?

Сказка 4

Сказка о потерянной половинке ромба

Давным-давно в одной стране Геометряндия в городе Ромбинск жил-был Ромб. Жил он счастливо и ничего не боялся, но однажды у него случилось большое горе.

Как-то вечером решил Ромб пойти прогуляться. Вышел из дома, идет по прямой дорожке, и вдруг откуда-то выскочила Биссектриса в черной повязке и говорит:

Отдай мне свою половину, не то сама заберу.

А Ромб ей с вызовом, да и говорит:

Зачем тебе моя половинка? Давай лучше вместе дружить.

Не хочешь отдавать, значит! – и как поделит злая Биссектриса Ромб пополам, и пятки ее только сверкали.

И вот идет бедный “ромб” домой, а навстречу ему Круг.

Что ты такой грустный, Треугольник? – спрашивает Круг.

Да не Треугольник я вовсе, а Ромб, хотя теперь, наверное, и не ромб, - ответил он и опять голову повесил.

Да не горюй ты, так помогу я тебе. И начал он рассказывать ему свой план…

А операцию назовем так: “Колобок спасает ромба”.

А почему колобок?

Да потому что я круглый.

И вот наступило утро. Идут они по лесу, идут по полям, и, наконец, дошли до домика, где жила Биссектриса. Зашли. Колобок как закричит:

Биссектриса, отдай по-хорошему Ромбу его половинку! А не отдашь, будешь отвечать по законам Геометрии.

Заберите, если найдете ее у меня, - ответила Биссектриса.

Оказывается, Биссектриса успела поделить половину ромба еще на две равные части и сложила из них прямоугольник, который скромно стоял в углу.

Но Ромб заметил диагональ в прямоугольнике и догадался, что этот прямоугольник составлен из частей его половинки.

Ромб был очень поражен находчивостью Биссектрисы, ему даже понравилась эта идея делиться на части, и поэтому он простил Биссектрису, и предложил ей дружбу. С тех пор они неразлучны. И жить им стало интересней. С помощью Биссектрисы теперь Ромб может превращаться и в разные прямоугольники, и в параллелограмм.

Действующие лица:

Король Многоугольник X ΙΙ

Королева Окружность

Принцесса Прямая
Принц Отрезок

Герцог Угол с сыновьями:

Графиня Биссектриса

Графиня Медиана
Баронесса Точка
Треугольник-Разбойник
Фея утверждений Аксиома

Фея доказательств Теорема.

В царстве Геометрическом, городе Планиметрическом

Правил король Многоугольник XII.

Его поприветствовать стоит овацией

Супруга его, королева Окружность имела весьма недурную наружность.

А это их дочка - принцесса Прямая.

Теперь же их сына я вам представляю: зовут симпатичного принца Отрезок.

Он весел и мил, хоть бывает и резок.

Представлена вам вся семья, наконец. Давайте заглянем теперь во дворец.

Во дворце сегодня бал, тьму гостей король созвал:

Нынче юная принцесса - именинница.

Вот в роскошнейшей карете герцог Угол в гости едет.

Угол:

Спешу я вас поздравить, принцесса, поскорей.

Позвольте вам представить красавцев - сыновей:

Вот угол Развёрнутый, этот Прямой, а вот угол Острый, а это Тупой.

Прямая:

Ах, знакомство мне приятно, только очень непонятно:

Как их можно различить, как не спутать, не забыть?

Угол:

Их запомнить очень просто:

Угол меньше девяносто у меня зовется Острым.

Тот, что равен девяносто, называется Прямым,

А развёрнутый средь прочих самым выглядит большим.

Ста восьмидесяти равна у него величина.
Автор.(обращается к зрителям)
А какие еще углы вы знаете?

У крыльца остановился новенький кабриолет.

И графиня Биссектриса вышла.

Ну а ей во след (слышишь грохот барабана?) мчит графиня Медиана.

Биссектриса:

Принцесса, мы вас поздравляем. И счастья в жизни вам желаем.

Принцесса:

Спасибо! Рада видеть вас! Как дома будьте вы у нас! (Графини отходят).

(Сама себе) Ах, нет милей графинь двоих! Но я так мало знаю их.

Мне их узнать поближе б надо. Пойду, поспрашиваю брата.

(Подходит к Отрезку) Отрезок, милый, объясни ты,

Чем те графини знамениты,

Насколько знатны и богаты?

Отрезок:

Сестрица, знать давно должна ты,

Что медиана мне родня, похожа в чем- то на меня.

Но есть и разница со мной:

Она отрезок не простой,

А в треугольнике вершину соединивший с серединой,

Той, что напротив стороны.

Быть осторожны, мы должны…

Принцесса:

Ах, боже мой, как это странно! Позор!

Графиня Медиана имеет связи с треугольником, известным в городе разбойником.

Ну а графиня Биссектриса?

Отрезок:

Она ведет себя как крыса!
Она шныряет по углам и делит их напополам.

Биссектриса (шепотом):

Ах, обозвал меня он крысой!

Ну, он попомнит Биссектрису!

Чуть позже месть устрою я,

Всему семейству короля.

Наконец-то прибыла баронесса Точка.

Свой подарок поднесла королевской дочке.
А подарок не простой, знаний в нем объём большой.
На вопросы отвечаем,
Про подарок всё узнаем.
(Точка подходит к принцессе, вручает подарок, делает реверанс, отходит).
Вопросы:
1.Единица измерения углов(Градус)

2.Древнегреческий ученый (Евклид)
3.Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных
на заданном расстоянии от данной точки.(Окружность)
4.Отрезок,соединяющий вершину треугольника с серединой
противоположной стороны.(Медиана)
5.Наименьшее натуральное число.(Единица).

6.Фигура,состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой,
и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.(Треугольник)
7.Отрезок,соединяющий центр окружности с любой ее точкой.
(Радиус)
8.Продолжите высказывание Петруса Рамуса «Геометрия - это наука хорошо …»
(измерять)
9.Основная геометрическая фигура на плоскости.(Прямая).

(Музыка, танец геометрических фигур)

Король:

Вот исполнилось принцессе 18 лет с утра.

Стала совершеннолетней, замуж ей теперь пора!

Угол:

Ваше высочество, Многоугольник XII,

Очень мне хочется, позвольте признаться,

На милой красавице, дочке твоей,

Женить одного из своих сыновей.

Но старший мой сын уж женат, к сожаленью.

А из остальных на свое усмотренье

Вы выбрать смогли б, несомненно, любого: Тупого, иль Острого, или Прямого.

Король:

О, герцог, вам мое почтенье!

Благодарю за предложенье.

Но хочу отметить я, как красива дочь моя:

Тонка, стройна, бесконечно длинна.

Ей такой прямой и стройной, надобен супруг достойный.

Потому для всех, кто просит руку дочери моей, объявить хочу я конкурс.

Претенденты! Ну, смелей!

Кто из вас умнее прочих, очень хочется узнать.

Без ошибок на вопросы вы должны мне отвечать.

(Лицом в зал) Ну а зрителей попросим

Мы ответы подтверждать или же опровергать.

Вот послушали ответ и кричите «Да!» или «Нет!»

Игра- конкурс

Король: Вот какие существуют в геометрии фигуры?
Приведите мне пример.

Тупой угол : Ферзь и пешка, например.
(Зрители: «Нет»)

Прямой угол: Треугольник, например. (Зрители: «Да!»)

Острый угол: Луч, отрезок, например. (Зрители: «Да!»)

Король: Верно, молвит, господа?
(Зрители: «Да!»)
Отвечайте сей же час: пересечься сколько раз,

Две различные прямые могут в плоскости у нас?

Тупой угол: Я скорей ответить жажду:

Пересечься могут дважды! (Зрители «Нет»)

Прямой угол:

Бесконечно много раз пересечься могут, да-с! (Зрители «Нет»)

Острый угол:

Если речь о двух прямых, точка общая у них

Может - я прошу понять - лишь одна существовать.

Или вовсе ее нет. Вот вам правильный ответ! (Зрители «Да!»)

Король:

И еще вопрос вам всем:

Ну а если нет совсем общей точки у прямых? Как же назовем мы их?

Прямой угол:

Вопрос простой, чего уж думать тут? Их перпендикулярными зовут. (Зрители «Нет»)

Острый угол:

Если прямые не пересекаются,

Они параллельными называются. (Ученики «Да!»)

Король:

Вижу я, что угол Острый ум имеет самый острый.

Мне такой подходит зять!

Дочь ему готов отдать.

Вот уже и поздний вечер. Бал окончен, гаснут свечи.

Надо вам напомнить здесь про обещанную месть.

Ну, про ту, что Биссектриса обещала произвесть.

Возвращаясь из гостей, Биссектриса поскорей,

Мчит за город, к лесу Карандашному к треугольнику - разбойнику страшному.

Суть беседы их полночной неизвестна никому.

Но несчастью завтра точно в королевском быть дому.…

Вот и утро. Весь народ весть дурную узнает:

Без следа исчезла в ночь из дворца принцесса-дочь.

Плач и траур во дворце, изменились все в лице.

У отца печаль в глазах, королева вся в слезах.

Король:

Кто сумеет нам помочь?

Королева:

Кто вернет нам нашу дочь!

К счастью, есть на свете чудо.

Вдруг неведомо откуда,

Феи в замке появились.

Король:

Кто вы? И зачем явились? (Феи представляются, слегка приседая)

Аксиома:
Аксиома я, друзья.
Фея утверждения.
Теорема:
Доказать легко и просто
Я могу вопрос серьезный

Коль в задаче есть проблема,
Вам поможет Теорема.
Аксиома:
Мы готовы вам помочь.
Знаем мы, где ваша дочь.
Теорема:
Но прежде, чем вам помогать
Хотим о геометрии больше узнать.
Аксиома:
Может кто-либо из вас
Из истории знает рассказ.

Теорема:
И тогда мы в пять минут
Заставим принцессу вам вернуть.

Аксиома:

Мы мигом его вам доставим,

Принцессу вернуть вам заставим. (Учащиеся рассказывают об истории развития геометрии)
(Теорема взмахивает волшебной палочкой).

(Пулей влетает Треугольник, падает на колени перед королем. Истошно вопит)

Треугольник-разбойник:

Не вели меня казнить! Умоляю пощадить!

Приказала Биссектриса похищенье совершить.

Я верну вам вашу дочь, уберусь из царства прочь. И не сделаю вреда

Я вам больше никогда! Только не губи, прости! На свободу отпусти!

Король:

Я в прощении отказываю, наказать его приказываю!

Голову ему срубить, в трапецию превратить.

А графиню Биссектрису надо тоже наказать:

Мы ее отправим в угол, чтоб всю жизнь ей там стоять!

(Теорема еще раз взмахивает волшебной палочкой. Появляется принцесса.

Всеобщее ликование).

Ну вот, с Многогранником XII и всей его семьей пора прощаться нам.

Всего два дня мы с ними провели,

Но пользы они много принесли.

Ведь признаки фигур геометрических,

Теперь, надеюсь, знаете отлично вы!