24 марта 2012, 15:49

Аньес Сорель Официа́льная фавори́тка (фр. Maîtresse en titre) - статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалось в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии. Средневековая Франция была страной с патриархальными устоями, в которой женщине отводилась скромная роль хранительницы очага. Вплоть до XV века окружение короля складывалось преимущественно из рыцарей, для удовлетворения сексуальных потребностей которых при дворе содержался бордель. Лишь при Анне Бретонской возник институт фрейлин, при последующих королевах дамский двор увеличивался в размерах и происходила всё большая феминизация королевского двора. Отныне король и его придворные довольствовались не продажными девицами из низших слоёв населения, но обществом утонченных дам. Не в последнюю очередь из санитарных соображений (в то время на территории Франции вспыхнула эпидемия сифилиса), придворные подбирали королю единственную возлюбленную из числа придворных дам В эпоху абсолютизма браки членов королевской семьи были делом сугубо государственным, призванным укрепить союз между двумя странами. Нередко договор о заключении брака заключался задолго до совершеннолетия наследника престола, ни о каких личных симпатиях речь обычно не шла. Главной функцией королевы было, помимо укрепления межгосударственных связей, продолжение королевской династии. За исключением нескольких блестящих правительниц, оставивших заметный след в истории Франции, супруга короля обычно оставалась в тени, не вмешиваясь в политические дела, и часто посвящала себя религии. Руководствуясь личными предпочтениями, король обычно выбирал себе в любовницы привлекательных и образованных дам из своего окружения, в том числе из числа фрейлин королевы. Помимо удовлетворения сексуальных потребностей государя, фаворитка нередко играла важную роль в управлении страной. Поскольку фаворитки обычно были дамами знатного происхождения, получившими прекрасное образование и воспитание, их отличали прогрессивные взгляды на многие вещи, которые они, заручившись поддержкой короля, стремились воплотить в обществе. Они не только являлись законодательницами моды и культурных традиций при дворе, но и активно занимались политикой, зачастую фактически перенимали бразды правления в свои руки. Подчас фаворитки были лишь изящным инструментом в руках могущественных людей Франции, с помощью которого они могли влиять на решения короля. Однако фаворитка могла столь же быстро впасть в немилость короля, сколь быстро она завоевала его расположение. Позиция её была нестабильна, так как король часто менял любовниц, поэтому самые тщеславные из них старались во что бы то ни стало укрепить свою власть при дворе и женить короля на себе. Хотя среди королевских любовниц встречались и порядочные женщины, практически все они имели плохую репутацию, а вместе с тем и множество врагов и соперниц. Прообразом официальной фаворитки называют любовницу Карла VII - Аньес Сорель, которую тот наградил официальным статусом королевской фаворитки. Статус давал Аньес ряд преимуществ: в частности, ей прислуживали, как принцессе, и она носила самый длинный после королевы шлейф (длина шлейфа в Средние века и в эпоху Ренессанса определялась статусом женщины). Король подарил Сорель сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом и другие владения, в частности за́мок Иссудён в Берри и владение Вернон в Нормандии. Помимо всего прочего, Аньес Сорель активно вмешивалась в политику и добилась для своих родственников титулов и должностей при королевском дворе. Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь; её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». По одной из версий Сорель была предумышленно отравлена ртутью. Однако моментом возникновения термина «официальная фаворитка» всё же считается период правления Франциска I. Отныне в должность официальной фаворитки посвящали в присутствии всего королевского двора - так король давал понять, что это не мимолётное увлечение, а акт высшего доверия к конкретной женщине. По мнению французского историка Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе - выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме. Франсуаза Первой официальной дамой сердца Франциска I стала Франсуаза де Шатобриан в 1517 году. Графиня отличалась красотой и скромностью, и использовала личные отношения с королём лишь для продвижения своих родственников на высокие должности. Эти назначения в дальнейшем оказались ошибочными, к примеру, брат Франсуазы был одним из виновников поражения при Павии. После освобождения Франциска из испанского плена в 1526 году, его мать, Луиза Савойская, решила сдвинуть с поста независимую фаворитку, заменив её на юную Анну де Пислё. Между фаворитками развернулась двухлетняя борьба за любовь короля, в которой проиграла графиня де Шатобриан, оскорблённая предложением короля стать его второй возлюбленной. В 1532 году Франциск на три недели возобновил отношения с Шатобриан, однако их связь на этом закончилась. Чтобы устроить Анну де Пислё лучшим образом, Франциск выдал девушку замуж за Жана де Бросса, которому дал титул герцога Этампа и Шеврёза. После смерти Луизы Савойской в 1531 году король полностью попал под влияние своей фаворитки. Она преуспела не только на артистическом поприще, но и в политических делах Франции, расставив преданных ей людей на важнейших постах. Герцогиня д’Этамп добилась даже отставки самого видного политика эпохи Франциска I - коннетабля Монморанси, сторонника Дианы де Пуатье, фаворитки будущего короля Франции Генриха II. После смерти Франциска в 1547 году и восхождения на трон его преемника, Анна д’Этамп была вынуждена покинуть двор и провела остаток своей жизни в одиночестве. Фаворитка Генриха II, вдова Диана де Пуатье, была старше своего возлюбленного на 20 лет, но обладала необычайной красотой, которая с годами не увядала, а всё более расцветала. Современники сравнивали её с богиней, сошедшей с Олимпа, чтобы очаровать принца. Сама Диана культивировала образ божества и всячески эксплуатировала этот образ для того, чтобы добиться почитания и любви могущественных особ и народа. Ещё при правлении Франциска I Диану сравнивали с Артемидой, символизирующей целомудрие, которой противопоставляли Венеру (герцогиню д’Этамп), олицетворяющую плотскую чувственность. Долгое время придворные считали, что Диану и Генриха связывают исключительно платонические отношения, а сама она является королю подобием матери и мудрой наставницы. Подробнее про Диану я писала . Период правления последних трёх представителей династии Валуа ознаменовался отсутствием влиятельных фавориток. На протяжении 20 лет страной правила королева-регентша Екатерина Медичи, которая любой ценой пыталась удержать монархию и династию Валуа на троне. Старший сын Франциск II, не доживший до 17-летия, души не чаял в своей жене Марии Стюарт. Второй сын, Карл IX, взошедший на престол в возрасте 10 лет, как и его старший брат, был не в состоянии управлять государством самостоятельно. Влюблённый во вдову брата Марию Стюарт, Карл до 16 лет оставался девственником. В 1566 году Карл встретил во время охоты в Орлеане фламандку Мари Туше, отношения с которой он сохранил до своей смерти. Мари была гугеноткой, и, по мнению Ги Бретона (автора исторических романов о любовных похождениях французских королей), именно она стала причиной Варфоломеевской ночи: благодаря её влиянию на короля, Карл установил дружеские отношения с одним из вождей гугенотов - адмиралом Колиньи, - что не понравилось Екатерине Медичи. Королева-мать распорядилась о покушении на Колиньи, однако попытка оказалась неудачной и переросла в массовую резню гугенотов. Однако существует другое мнение, что фаворитка обладала кротким нравом и ни в коей мере не вмешивалась в ход религиозных войн. Мари Туше Третий сын Екатерины Медичи, Генрих III, имел любовные связи с придворными дамами, однако был влюблён в Марию Клевскую, жениться на которой ему запретила мать. Из-за несчастной любви и скоропостижной смерти Марии, Генрих потерял интерес к женщинам. Также ему приписывают гомосексуальные связи. Именно при последнем из Валуа появился термин «миньоны», обозначавший королевских фаворитов мужского пола преимущественно нетрадиционной сексуальной ориентации. О любвеобилии первого короля из династии Бурбонов слагались легенды. Ему приписывают фразу «Иметь одну женщину - значит, ударяться в целомудрие», которая в полной мере даёт характеристику признанному ловеласу. Список любовниц Генриха IV насчитывает более 50 дам, однако статуса официальной фаворитки удостоились лишь две из них. Первой женщиной, сумевшей надолго привязать к себе Генриха, была Диана д’Андуан, прозванная «прекрасной Коризандой» в честь героини цикла рыцарских романов об Амадисе. Диана была для него не только любовницей, но и мудрой наставницей, которая оказывала ему как духовную, так и материальную поддержку. Их связь практически сошла на нет к моменту вступления Генриха на престол. Первой официальной королевской фавориткой Генриха IV стала Габриэль д’Эстре. Несмотря на наличие законной королевы, фаворитка всюду сопровождала короля, даже в военных кампаниях, будучи на сносях. От Генриха Габриэль родила четырёх детей, которые были признаны законными детьми короля. Королевская фаворитка была католичкой и, пытаясь уладить конфликт протестанта Генриха с Католической лигой, потихоньку сумела уговорить короля сменить веру. В 1593 году Генрих IV принял католицизм, а пятью годами позже подписал Нантский эдикт, даровавший гугенотам свободу вероисповедания и положивший конец затяжным Религиозным войнам. Габриэль После аннулирования брака с Маргаритой, Генрих IV собирался жениться на д’Эстре, когда та неожиданно скончалась. По одной из версий фаворитка была отравлена придворными, которые были заинтересованы в заключении брака короля с Марией Медичи. Носивший траур по д’Эстре король спустя некоторое время нашёл утешение в лице Генриетты д’Антраг, чьей матерью была Мари Туше - бывшая любовница короля Карла IX. Семья будущей фаворитки умело спекулировала невинностью Генриетты. В конечном счёте девственность девушки была продана за сто тысяч экю, титул маркизы и письменное обещание короля жениться. Страстно влюблённый Генрих согласился на все условия, с оговоркой, что женится на Генриетте лишь в том случае, если она подарит ему наследника престола (на тот момент у почти пятидесятилетнего короля не было официальных наследников). У фаворитки случился выкидыш, благодаря которому Генрих IV смог беспрепятственно жениться на Марии Медичи, рассчитывая тем самым избавить Францию от долгов. Отношения д’Антраг и королевы никогда не отличались дружелюбием, в скором времени ухудшились и отношения фаворитки с королём. Семья д’Антраг утверждала, что брак короля с Маргаритой де Валуа не был аннулирован, следовательно, Мария Медичи не могла считаться законной женой, а дети, ею рождённые, являлись бастардами. Брат (герцог Ангулемский) и отец фаворитки вступили в новый заговор, который был раскрыт. В 1605 году был оглашён приговор, согласно которому герцог Ангулемский и д’Антраг осуждались на смертную казнь, Генриетта - на заключение в монастыре. Благодаря расположению короля все трое были помилованы, а Генриетте было позволено вернуться в Париж. Предшественник Людовика XIV, его отец Людовик XIII, как предполагают некоторые историки, был гомосексуалистом, проводившим время в компании своих миньонов. С приходом к власти Людовика XIV, наступила самая блистательная часть Великого века - так называемый Галантный век. «Король-солнце» стал олицетворением периода культурного и политического расцвета Франции, в годы его правления страна стала одной из самых могущественных держав в мире. Одним из основных принципов эпохи роскоши и развлечений было галантное обращение к даме, чем в совершенстве владел король. Луиза де Лавальер Официальной фавориткой была признана Луиза де Лавальер. Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Наружность Луизы была, скорее, заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях. Благодаря Луизе (вернее - в честь их любви) король начал перестраивать Версальский дворец, который до этого был лишь небольшим охотничьим замком его отца. У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа и граф Вермандуа. Оба ребёнка считались законными детьми короля - де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа стал адмиралом Франции. Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже. Скромную Лавальер вытеснила Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан, женщина, которую с уверенностью можно называть «человеком эпохи барокко». Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом». Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в Версале 20 комнат (королева - только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета: носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности. Атенаис де Монтеспан Несмотря на то, что вся Европа воспринимала Монтеспан как «истинную королеву Франции», Людовик оставил её, увлекшись молодой и неумной красавицей - Анжеликой де Фонтанж. (Последняя вошла в историю лишь благодаря своему нечаянному изобретению - прическе Фонтанж). Недруги поговаривали, что Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (Впоследствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан потеряла расположение короля, со временем она удалилась в свое имение, где и скончалась в почтенном возрасте. Монтеспан тоже родила королю несколько детей, и все они были официально признаны королём. Кстати, воспитанием королевских детей занималась скромная вдова поэта Скаррона - Франсуаза д´Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже маркизе Монтеспан - она вышла замуж за короля. Франсуаза де Ментенон Эту женщину Людовик заметил в доме Монтеспан - Франсуаза д´Обинье работала в качестве воспитательницы королевских детей. Став официальной фавориткой под именем мадам де Ментенон, Франсуаза принялась воспитывать и самого короля. Эпоха балов и чувственных удовольствий при дворе закончилась: король постоянно постился, читал духовную литературу и проводил вечера в душеспасительных беседах. Ментенон не ограничивалась двором - в Париже была создана так называемая «полиция нравов», штрафовавшая дам за глубокие декольте. Ментенон фактически была доверенным лицом короля. Она была в курсе многих дел и событий, правда, король, как и прежде, не допускал участие фаворитки в государственных делах. В Версальском дворце маркиза сидела в кресле в присутствии Людовика, его сына - наследника престола, его брата, английских коронованных особ. При этом Ментенон избегала дорогих нарядов и не носила драгоценностей, но одевалась со вкусом и довольно скромно, не по возрасту. Попасть на прием к маркизе было не легче, пожалуй, чем к самому королю. Борьба с «ересью» (одна из главных задач этой фаворитки) требовала воспитания дворянства в католическом духе. С этой целью Ментенон создала в 1686 году учебное заведение для девушек из небогатых дворянских семей. Находилось оно в Сен-Сире, неподалеку от Версаля. Король до такой степени доверял Франсуазе, что она стала его супругой. Они обвенчались с Людовиком XIV (1683), но фаворитка так и не была официально признана королевой. Эпоху Людовика XV и весь XVIII век часто называют «веком женщин» из-за сильного влияния представительниц прекрасного пола на политику, науку, искусство. В отличие от своего прадеда Людовика XIV, король-солнце был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием. маркиза де Помпадур Прусский король Фридрих II в шутку назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Термин стал расхожим определением целой эпохи. Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» - это и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Майи-Нель, то её сестру - Полину-Фелицию де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри. Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль). Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой, тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри - первым министром, другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).
Мадам Дюбарри Мари Жанна Бекю была незнатного происхождения и до знакомства с королём Франции успела побывать проституткой, модисткой, а затем содержанкой графа Дюбарри. Людовик XV, приблизив Жанну к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору. Министр Шуазёль тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона. Её неряшливость и небрежность, хотя и смущали весь двор, но на некоторое время её «личный небрежный стиль» вошёл в большую моду. Возвышению Дюбарри противились также дочери Людовика XV и юная дофина Мария-Антуанетта. Примечателен тот факт, что даже императрица Мария Терезия, глубокий ум и государственную деятельность которой высоко оценивает Стефан Цвейг в своем известном историко-художественном романе «Мария-Антуанетта», велела своей дочери изменить своё отношение «…к женщине, к которой склонен король». Это ещё раз доказывает ту политическую и социальную важность, которую имела официальная фаворитка во Франции. После смерти Людовика XV Дюбарри была арестована и заключена в монастырь, но скоро возвратилась в свой замок Марли, где продолжала жить с подобающей пышностью. Для графини Дюбарри ювелир Бёмер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела. Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима», хотя в действительности, - как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами буржуазной революции - ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была. В период революции Дюбарри была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с жирондистами - приверженцами Бриссо. Вот такая краткая статья. Если вам интересно о ком-то из этих женщин или еще о какой любовнице короля услышать подробнее - пишите в комментариях. Спасибо за внимание!

10.07.2017

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину. В 2005 году ученые провели анализ останков Агнессы и подтвердили, что ее отравили ртутью. Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы. Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов. Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур нежными отношениями Гортензии с подругами. Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое. Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку». Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи. Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

Текст: Софья Багдасарова

Одетта де Шамдивер (1391-1425)
Фаворитка короля Карла VI Безумного.
Интересный вариант, когда фаворитку мужу выбирала жена, королева Изабелла Баварская. Дело в том, что шизофренические признаки у Карла VI стали повторяться всё чаще, и королева постоянно становилась жертвой немотивированной жестокости супруга, который в помрачении рассудка пускал в ход кулаки, и со временем становился все опаснее. Опасаясь за свою жизнь, королева искала женщину, которая могла бы заменить её, превратившись одновременно в любовницу и сиделку по уходу за больным.
Вот таким образом, в 15 лет Одетта стала любовницей-сиделкой безумного короля и служила ему в течение 16 лет. Её даже прозвали «маленькой королевой». Одетта единственная могла сдерживать приступы ярости, во время которых король становился опасным для окружающих и для самого себя, по воспоминаниям современников, одного укоризненного взгляда, или в худшем случае угрозы разлюбить и оставить его хватало, чтобы купировать приступ. В 1407 году она родила от короля дочь, Маргариту Валуа.

Сразу после смерти короля в 1423 году Одетта вместе с дочерью вернулась на родину, в Сен-Жан-де-Лон, в Бургундии. Королевской пенсии она лишилась, но герцог бургундский, Филипп Добрый ещё какое-то время продолжал поддерживать её в денежном отношении, вплоть до смерти в 1425. Два года спустя, король Карл VII официально признал её дочь своей сводной сестрой и выдал её замуж за богача Жана де Арпеданна, сеньора де Белльвилль.
Что-то длинно получилась, впредь попробую по-короче. Итак портрет.

Король и Одетта (Художник - François GUIZOT, France)

Агнесса Сорель (1421-1450)
Фаворитка Карла VII.
Происходила из дворянской семьи, была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Её красота была замечена Карлом VII и он подарил ей замок Боте-сюр-Марн. Агнесса родила от короля трех дочерей, получивших титул filles de France. Имела огромное влияние на короля, боролась с недостойными его любимцами и заботилась о замещении высших должностей заслуженными лицами. Но, говорят, была расточительна.
Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь.
Будучи беременной в четвертый раз, Агнесса неожиданно умерла. Предполагалось, что она умерла от дизентерии, но не исключалась также версия отравления ртутью.

(Портрет кисти Жана Фуке)

Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан (1495-1537)

Троюродная сестра королевы Анны Бретонской, воспитывалась при её дворе, знала латынь, итальянский язык, писала стихи. В 1509 году обвенчана с Жаном де Лаваль-Монморанси, графом де Шатобриан. Супруги проживали в Шатобриане, у них родилась дочь. Но король Франциск, прослышав о красоте Франсуазы, приказал мужу представить её двору. Вопреки желанию графа, Франсуаза прибыла к королевскому двору в 1516 или начале 1517 года. Король сделал мужа графини командиром роты, её старший брат, виконт де Лотрек, стал губернатором Миланского герцогства. Франсуаза же стала любовницей короля.
Возвышение семейства де Фуа вызвало недовольство королевы Луизы Савойской, матери короля. Королева-мать представляет сыну новую красотку и тот увлекается. Два года идет соперничество между фаворитками, затем Франсуаза уступает и возвращается домой. И там её убивает муж.
Некоторые исследователи считают, что после возвращения к мужу она была заперта в комнате, обитой чёрной тканью, а после шести месяцев заключения граф вскрыл ей вены.

(Художник неизвестен, Лувр)

Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп (1508-1576)
Фаворитка короля Франциска I.
Та самая дама, которую представила Франциску мать, Луиза Савойская. Она была её фрейлиной. Чтобы создать новой фаворитке более удобное положение при дворе, Франциск выдал её замуж за Жана де Бросса, которому дал титул герцога Этампа. Отличаясь большим умом, выдающейся красотой и редкой для женщины образованностью, она имела на короля большое влияние до самой его смерти. В конце царствования Франциска она враждовала с Дианой де Пуатье, фавориткой наследника престола. После смерти короля, Генрих II удалил Анну из Парижа, отобрав предварительно для Дианы де Пуатье бриллианты, подаренные Франциском.

(Художник, предположительно, Корнель Лион)

Диана де Пуатье (1499-1566)
Фаворитка короля Генриха II.
В тринадцатилетнем возрасте ее выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольврье (мать которого была плодом незаконной любви Карла VII и Агнессы Сорель). Её супруг умер 23 июля 1531 года, оставив Диану вдовой в возрасте 31 года. Кстати, она носила траур по нему до конца своих дней.
С дофином (наследником французского престола) Генрихом она встретилась в 1539 году. Ей сорок, ему всего двадцать лет. Но Генрих влюбился. Диана была прекрасна и этой красоте не суждено было поблекнуть. Брантом, видевший ее незадолго до смерти, уверял, что она все еще прекрасна.
Обладая также огромным умом, Диана в короткий срок приобрела огромное влияние на дофина, а когда он стал королем и на всю страну. Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне.
Придя к власти, Генрих II позволил возлюбленной осуществлять полный контроль над делами королевства. Как отмечает историк Ногаре, никогда в истории монархии никакой фаворитке не удавалось достичь такого абсолютного и эффективного воздействия на особу короля, а тем более убедить иностранных государей в своем всемогуществе. Послы адресовали ей свою корреспонденцию, и она переписывалась с самим Папой римским. Король ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ней.
«Правление» Дианы де Пуатье закончилось в 1559 году, когда Генрих II был случайно убит на турнире графом де Монтгомери. Король ещё был жив, когда королева Екатерина Медичи, проявив слабость, приказала Диане покинуть Париж, отдав прежде все драгоценности, подаренные ей Генрихом. Диана де Пуатье дала весьма достойный ответ: "... пока у меня есть повелитель, я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь." Диана вернула ларец с драгоценностями только на следующий день после смерти Генриха II. Диана де Пуатье удалилась в свой замок Анэ, где и умерла на шестьдесят седьмом году жизни.

(Художник неизвестен)

Мари Туше (1549-1638)
Фаворитка Карла IX.
Из Орлеана. Красивая, образованная, кроткая. Сохранила любовь короля до его смерти. Она никогда не старалась обогатиться и приобрести политическое влияние. Родила от короля двух сыновей. Один умер в младенчестве, другой - Карл Валуа, получил титул герцога Ангулемского. В 1578 г. Туше вышла замуж за Франсуа-де-Бальзак д’Антрег, губернатора Орлеана. От этого брака у нее были две дочери, из которых одна, маркиза де-Вернёль, сделалась фавориткой Генриха IV.

(Художник - François Quesnel)

Шарлотта де Сов, де Бон-Самблансе (1551—1617)
Фаворитка Генриха Наварского. В первом браке - жена государственного секретаря барона де Сов, во втором браке — маркиза де Нуармутье. Состояла в "летучем отряде" фрейлин Екатерины Медичи. Королева-мать за годы борьбы с Дианой де Пуатье хорошо изучила степень воздействия женской красоты на политику и использовала своих фрейлин для обольщения знатнейших мужчин королевства с тем, чтобы раздобыть необходимые королеве-матери сведения.
Вскоре после свадьбы с Маргаритой Валуа королева-мать подослала Шарлотту к Генриху Наваррскому, чтобы та вступила с ним в любовную связь. Их отношения продолжались 5 лет — до 1577 года. В 1583 году Шарлотта была удалена от двора, однако уже в следующем году вступила в брак с маркизом де Нуармутье из рода де Ла-Тремуйль и вернулась в Париж. В 1586 г. у нёе родился сын. После вступления Генриха Наваррского на французский престол жила с мужем в поместьях.

(Художник неизвестен)

Габриэль д’Эстре (1573-1599)

С 1590 года - любовница короля Генриха IV, для вида повенчавшего её с д’Амерваль де Лианкуром. Красивая и остроумная Габриэль имела громадное влияние на короля, который предполагал даже развестись с Маргаритой Валуа и возвести Габриэль на престол. Родила от Генриха двух сыновей и дочь. Умерла от отравления фруктами. Яд. Говорят это проделали сторонники Медичи, желая женить короля на своей протеже.

(Художник неизвестен)

Екатерина Генриетта де Бальзак д"Антраг (1579—1633)
Фаворитка Генриха Наварского.
Дочь Франсуа де Бальзака д"Антрага, губернатора Орлеана, и Мари Туше, бывшей любовницы короля Карла IX. Король увидел Генриетту через шесть дней после смерти своей фаворитки Габриэль д’Эстре и был поражён её красотой настолько, что забыл о своей утрате. Родила королю двух детей (сына и дочь). Постоянно и открыто конфликтовала со второй женой Генриха, Марией Медичи. Называла себя королевой. Затем она начала Генриху изменять и готовить заговор за заговором, желая сделать своего сына наследником престола. Было много разоблачений и судов, родственники Екатерины лишались поместий и голов, но ей лишь сослали. Сын стал епископом Меца.

(Художник неизвестен)

Олимпия Манчини (1637-1608)
Фаворитка Людовика XIV, одна из первых.
Племянница кардинала Мазарини. Вела очень бурную жизнь при дворе. Молодой Людовик был настолько влюблен, что всерьез поговаривали о свадьбе. Но королева-мать, Анна Австрийская, не могла позволить состояться такой свадьбе. И юной Олимпии, которая обрела слишком большую власть над королем, было приказано удалиться из Парижа. Её быстренько выдали замуж за графа де Суассон, в браке родилось семь детей, в том числе и знаменитый генералиссимус Евгений Савойский. Олимпия оказалась замешана в знаменитом деле «версальских отравительниц». Её обвиняли в отравлении собственного мужа, а также королевы Испании, Марии Луизы Орлеанской. И хотя она утверждала, что невиновна и была скомпрометирована, ей пришлось покинуть Францию. Умерла в Брюсселе.

(портрет кисти Пьера Миньяра)

Мария Манчини (1639-1715)
Фаворитка Людовика XIV.
Тоже племянница кардинала Мазарини. И тоже дело чуть не дошло до свадьбы. Но королева-мать не дала согласия на этот брак и Людовик был срочно обручен с испанской инфантой Марией Терезией, вскоре забыв о Манчини.
Мария в 1661 году она выходит замуж за князя Лоренцо Онофрио Колонна, великого коннетабля Неаполя, рожает трёх сыновей и уходит от мужа. Путешествует. После смерти мужа, возвращается в Италию.

(Художник - Jacob Ferdinand Voet)

Луиза-Франсуаза де Лабом-Леблан, герцогиня де Лавальер (1644-1710)
Фаворитка Людовика XIV.
Была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Несмотря на то, что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля. Связь продолжалась в течении нескольких лет. У Луизы было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое (дочь и сын). Затем, после возвышении маркизы де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и постриглась в монастыре кармелиток, в Париже.

(Художник - Ж. Нокрэ)

Франсуаза Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан (1641-1707)
Фаворитка Людовика XIV.
Фрейлина королевы Марии-Терезии. В 1663 году вышла замуж за Луи Анри де Пардайана де Гондрена, маркиза де Монтеспана. Родила сына и дочь. Обладала умом и обаянием, в 1667 году привлекла внимание короля. В 1669 родила королю сына, который умер через три года, но остальные шестеро, среди которых Луи-Огюст де Бурбон и Луи-Александр де Бурбон, были узаконены королем в разные годы без упоминания имени матери. Детей воспитывала будущая маркиза де Ментенон.
Маркиза де Монтеспан фигурировала в том самом деле о ядах, подозревалась в желании отравить короля. Была оправдана, но доверие у ней было утрачено и в 1691 году она удалилась в монастырь Сан-Жозеф.

(Художник мне неизвестен)

Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон (1635-1719)
Фаворитка, а позже и морганатическая жена Людовика XIV.
Внучка предводителя гугенотов Теодора Агриппы д’Обинье. Семья долгое время подвергалась репрессиям и жила в нищете. В 1650 Франсуазу выдали замуж за знаменитого поэта Скаррона. Скаррон был намного старше супруги и его рука была парализована, но в дальнейшем Франсуаза вспоминала годы брака как самое лучшее время жизни. Через десять лет муж и, оставшись без денег, Франсуаза приняла приглашение мадам де Монтеспан заняться воспитанием её детей от Людовика XIV. Король оценил её любовь к детям, добросовестность и так, обратил внимание на уже немолодую неприметную вдову. Мадам Скаррон была умна, благодаря супругу вращалась в среде интеллектуальной элиты Парижа и, в отличие от большинства других придворных дам, обладала весьма обширным кругозором. Король часто и подолгу с ней беседовал. В 1675 году король возвёл её в маркизы Ментенон.
В 1683 году королева умерла, и вся привязанность Людовика обратилась на Ментенон. В том же году маркиза сочеталась тайным браком с королём. При церемонии присутствовал лишь архиепископ де Шанваллон и личный исповедник короля. Пышность и свободные отношения двора сменились скромностью и благочестием. После смерти Людовика XIV Ментенон удалилась в Сен-Сир, где и умерла через три года.

(Художник - Pierre Mignard)

Анжелика де Фонтанж (1661-1681)
Фаворитка Людовика XIV.
Фрейлина Шарлотты-Елизаветы Баварской, невестки короля. Анжелика привлекла к себе внимание короля и в 1678 году стала его любовницей. В конце 1679 года она родила от короля мёртвого ребёнка и после этого уже не оправилась. В 1680 году Людовик даровал ей титул герцогини де Фонтанж, что по обычаю того времени означало конец официальных отношений с королём. Брошенная и тяжело больная, Анжелика удалилась в монастырь Пор-Руаяль, где и скончалась (возможно от плеврита).

(Художник - Louis le Grand)

Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур (1721-1764)
Фаворитка Людовика XV.
Антуанетта в 19 лет вышла замуж за Ленормана д’Этиоля и блистала в обществе. Людовик XV случайно встретил её и в 1745 г Антуанетта стала его фавориткой. Муж её, которому пригрозили Бастилией, успокоился и получил доходное место. Двадцать лет, до самой своей смерти, Помпадур играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в её руках, но и в Европе. Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству. Говорят, развратный король вскоре охладел к ней, но управление страной ему тоже было неинтересно, поэтому он доверил страну этой женщине, а она представляла ко двору молодых красавиц.

(Художник - François Boucher)

Мари Жанна Бекю, графиня Дю-Барри (1743—1793)
Фаворитка Людовика XV.
Пишут, что в молодости Мари была проституткой и имела связь с палачом Анри Сансоном, от руки которого и приняла смерть на эшафоте во время Великой французской революции. Затем была модисткой, позже поселилась в доме графа Дюбарри. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору.
После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь, но скоро вернулась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Народ ненавидел Дю-Барри и во время революции была предана суду и гильотинирована.

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, - портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?




Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII - того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума - восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, - крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась - подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной - однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего - прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль - но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой - ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль - на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо - возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа - Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности - в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции - Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине - дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц - и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия - любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута - обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц - и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели - знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов - королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, - для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи - дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV - правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748-1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции - государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда - она слишком уважала себя.

Краткий обзор:)

Основные источникии материала:
http://ru.wikipedia.org/ by zina_korzina
Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей. - 2003.

Официальная фаворитка (фр. Maîtresse en titre) - статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных и которая отныне отличалась от всех остальных фавориток тем, что имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения королевской фамилии.

Фаворитизм (фр. favoritisme) - социальное явление, существовавшее при королевских (императорских, царских) дворах и имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту.

Для фаворитизма характерно делегирование некоторых (или даже большинства) полномочий монарха фавориту или его ставленикам. Фаворитизм получил наибольшее распространение при абсолютной монархии.
Причина фаворитизма кроется в намерении монарха сосредоточить верховную власть в руках очень небольшой группы людей, часто не обладавших выдающимися качествами, однако, лично преданных.
В XVII-XVIII веках фаворитизм стал вполне обыденным явлением в жизни общества. Во Франции существовало даже понятие «официальная фаворитка», которая от всех прочих отличалась тем, что имела практически неограниченное влияние на короля. Такой фавориткой была, к примеру маркиза де Помпадур.
В России своего апогея фаворитизм достиг в правление императрицы Екатерины Великой.
Тема фаворитизма часто обыгрывается в исторической и псевдоисторической литературе. Примеры - «Виконт де Бражелон» А. Дюма, «Ледяной дом» И.Лажечникова, серия Анны и Сержа Голон «Анжелика». В пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» со всем драматизмом показаны терзания фаворитки - леди Мильфорд.

Фаворитизм существовал ещё задолго до короля Карла VII (1403-1461), но именно он провозгласил, что его возлюбленная, двадцатидвухлетняя отныне имеет при дворе официальный статус - королевская фаворитка. Это выражалось, в частности, в том, что ей прислуживали, как принцессе и она носила самый длинный (после королевы) шлейф - длина шлейфа в Средние Века и в эпоху Ренессанса определялись статусом женщины.
В должность официальной фаворитки посвящали в присутствиии всего королевского двора, ибо король давал понять, что это не «мимолётное увлечение», а акт высшего доверия к конкретной женщине.
По мнению французского исследователя Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе - выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме


Аньес Сорель

При короле Франциске I (1494-1547) правление фаворитки превратилось в настоящий «государственный институт» - официальная фаворитка начала играть главенствующую женскую роль с стране, окончательно оттеснив фигуру королевы. Особую роль в политике того периода играла герцогиня Анна д’Этамп. Она не только руководила действиями короля, но и воспитывала его детей. Она добилась даже отставки самого видного политика эпохи Франциска I - коннетабля Монморанси.

Анна Этамп.

При преемнике Франциска - Генрихе II (1519-1559) царила легендарная красавица , которая сумела подчинить себе супруга одной из величайших женщин в истории - Екатерины Медичи. Диана была не только возлюбленной короля, не просто играла важную роль при дворе. Она была также для молодого монарха наставницей в науках и искусствах (король был моложе фаворитки почти на 20 лет) Кроме того, существует мнение, что именно она внушила королю ненависть к гугенотам.

Диана де Пуатье

Фаворитки Генриха IV
Женолюбие этого монарха вошло в легенды, песни и многочисленные романы. «Любить одну женщину - значит, ударяться в целомудрие», - говорил он.
До своего брака с Марией Медичи бездетный Генрих IV (1589-1610) письменно пообещал своей фаворитке Генриетте д`Антраг жениться на ней, но с оговоркой, что она непременно родит от него наследника престола. На тот момент ещё не был официально оформлен его развод со знаменитой королевой Марго.
Кстати до этого такое же обещание было дано другой даме - . Габриэлла родила Генриху несколько детей, которые были крещены с королевской пышностью и признаны «детьми Франции» (так именуют законных детей короля). Габриэлла д`Эстре подвигла короля и весь двор к веротерпимости, к примирению протестантов и католиков, что позволило Генриху IV ратифицировать знаменитый Нантский эдикт 1598 года. Уже в 1599 году король представил Габриэллу, как будущую королеву Франции, однако женщина скоропостижно скончалась.

Генриетта д`Антраг

Габриель д"Эстре с сестрой

Фаворитки Людовика XIV:

Луиза де Лавальер (Дюма читали?)
Официальной фавориткой была признала Луиза де Лавальер. Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Орлеанской.
Наружность Луизы была, скорее, заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях.

Благодаря Луизе (вернее - в честь их любви) король повелел отстроить роскошную резиденцию в Версале.
У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа и граф Вермандуа. Оба ребёнка считались законными детьми короля - де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа стал адмиралом Франции.
Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже.

Атенаис де Монтеспан

Однако скромную Лавальер вытеснила Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан, женщина, которую с уверенностью можно называть «человеком эпохи барокко».
Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом».
Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в Версале 20 комнат (королева - только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета - носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности.
Несмотря на то, что вся Европа воспринимала Монтеспан, как «истинную королеву Франции», Людовик оставил её, увлекшись молодой и неумной красавицей - Анжеликой де Фонтанж. (Последняя вошла в историю лишь благодаря своему нечаянному изобретению - Фонтанж).
Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (В последствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан была навсегда сослана в имение, где и скончалась в почтенном возрасте.
Монтеспан тоже родила королю несколько детей, и все они были официально признаны королём. Кстати воспитанием королевских детей занималась скромная вдова сатирика Скаррона - Франсуаза д`Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже Монтеспан - она вышла замуж за короля.

Франсуаза де Ментенон

Эту женщину Людовик заметил в доме Монтеспан - Франсуаза д`Обинье работала в качестве воспитательницы королевских детей. Став официальной фавориткой под именем мадам де Ментенон, Франсуаза принялась воспитывать и самого короля.
Эпоха балов и чувственных удовольствий при дворе закончилась: король постоянно постился, читал духовную литературу и проводил вечера в душеспасительных беседах. Разумеется, что Ментенон не ограничивалась двором - в Париже была создана так называемая «полиция нравов», штрафовавшая дам за глубокие декольте…
Ментенон фактически «занимала должность» доверенного лица короля. Она была в курсе многих дел и событий, смещала и назначала министров. В Версальском дворце она сидела в кресле в присутствии Людовика, его сына - наследника престола, его брата, английских коронованных особ. При этом она избегала дорогих нарядов, не носила драгоценностей, одевалась со вкусом, но скромно, не по возрасту. Попасть на прием к маркизе было не легче, пожалуй, чем к самому королю.
Борьба с «ересью» (одна из главных задач этой фаворитки) требовала воспитания дворянства в католическом духе. С этой целью Ментенон создала в 1686 году учебное заведение для девушек из небогатых дворянских семей. Находилось оно в Сен-Сире, неподалеку от Версальского дворца.
Король до такой степени доверял Франсуазе, что она стала его супругой. Они обвенчались с Людовиком XIV, но фаворитка так и не была официально признана королевой.

Эпоху Людовика XV и весь XVIII век часто называют «веком женщин» из-за сильного влияния представительниц прекрасного пола на политику, науку, искусство.
В отличие от своего великого прадеда - Людовика XIV, Людовик XV был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием.
Неудивительно, что прусский король Фридрих II Великий назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Шутливый термин стал расхожим определением целой эпохи.
Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» - это маркиза де Помпадур и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Мальи, то её сестру - Полину-Фелицию (Полетт) де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри. Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль).
Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой, тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри - первым министром, другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).

Маркиза де Помпадур
Вышедшая из буржуазной среды Жанна-Антуанетта Пуассон, д`Этиоль, маркиза де Помпадур (1721-1764) сумела стать символом целой эпохи - Помпадур добилась того, что не просто подчинила себе короля, но и заменила его.
Ленивый и апатичный, Людовик, охладев к своей фаворитке, не расстался с ней. Напротив, на долгие годы Помпадур стала его другом (по существу, единственным: после смерти кардинала Флёри Людовику было не на кого положиться).
Помпадур заменяла короля на заседаниях, приёмах и многочисленных совещаниях. Именно ей (а не Людовику) принадлежит идея сближения с Австрией накануне Семилетней войны. Даже письма австрийской императрицы обращены маркизе, а не Людовику.
Интересная деталь - Семилетнюю войну иногда называют «войной разгневанных женщин», имея в виду тот факт, что Фридрих II воевал против трёх «валькирий» - Елизаветы Петровны, Марии-Терезии и маркизы де Помпадур.
В своей политике Помпадур опиралась на немногочисленных, но верных сторонников, в число которых входил виднейший французский политик - Шуазель. Как и все люди, опьянённые властью, Помпадур иной раз проявляла политическую близорукость. Например, стремясь поддержать своего сторонника де Субиза, Помпадур назначила его командовать французской армией. Де Субиз не только проиграл опытному стратегу Фридриху II, но и «растерял» в Германии свою армию.
Опасаясь, что какая-нибудь честолюбивая и умная красавица может заменить её, Помпадур решилась на беспрецедентное - она сама стала подбирать для Людовика безвольных и глупых любовниц. Так возник скандально известный Парк о`серф («Олений парк») - небольшой особняк, где король и принимал своих возлюбленных.
Скончалась маркиза от лёгочного заболевания в возрасте 43 лет, что даже по меркам XVIII столетия считалось ранней смертью

Мадам Дюбарри

Мари Жанна Бекю - незаконная дочь сборщика податей Гомара де Вобернье до знакомства с королём Франции была модисткой, а затем и содержанткой графа Дюбарри. Людовик XV, приблизив Жанну к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона.
Её неряшливость и небрежность, хотя и смущали весь двор, но на некоторое время её «личный небрежный стиль» вошёл в большую моду. Возвышению Дюбарри противились также дочери Людовика XV и юная дофина - Мария-Антуанетта.
Примечателен тот факт, что чванливая Мария-Терезия (мать дофины) велела своей дочери изменить своё отношение «…к женщине, к которой склонен король». Это ещё раз доказывает ту политическую и социальную важность, которую имела официальная фаворитка во Франции.
После смерти Людовика XV Дюбарри была арестована и заключена в монастырь, но скоро возвратилась в свой замок Марли, где продолжала жить с подобающей пышностью.
Для графини Дюбарри ювелир Бёмер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела (так называемое Ожерелье королевы).
Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима», хотя в действительности, - как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами революции - ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была.
В период революции Дюбарри была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо (жирондистами).
Образ Жанны Дюбарри нередко обыгрывался в кинематографе. Одним из шедевров является фильм Эрнста Любича «Мадам Дюбарри», где героиню сыграла кинозвезда немого кино - Пола Негри