С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.

Когда учить ребенка говорить

Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.

В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Как учить говорить и развивать речь ребенка

Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как научить говорить ребенка в 1 год

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?

  • Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
  • Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
  • Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
  • Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
  • Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.

Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.

Развитие речи детей 2-3 лет

Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.

Что можно сделать:

  • Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
  • Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
  • Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
  • На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
  • Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
  • Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.

Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.

Обучение речи ребенка 4-5 лет

Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.

Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.

Как развить речь детям 6-7лет

Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.

Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:

  • Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
  • Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
  • Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
  • Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.

Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.

Многие родители делают все, чтобы у малыша правильно развивался речевой аппарат: перечитывают горы литературы, записываются на консультации, обращаются в детские центры. Лучше всего – попробовать несколько способов, и выбрать максимально подходящий для малыша.

Методика «Буквограмма»

Развивающая методика «Буквограмма» – настоящий помощник для родителей. В основе программы, разработанной кандидатом психологических наук С. Шишковой, лежат принципы нейропсихологии, логопедии, а также дефектологии. Рассчитана не только на детей дошкольного возраста, которые слабо концентрируются на материале и неусидчивы, но и на подростков.

Цель использования методики – активизация памяти и внимания, а также корректировка всех видов речи.

Эти задачи осуществляются через увлекательные занятия, включенные в программу. Умственная работа чередуется с тренировками дыхания, физическими упражнениями. Шишкова считает, что правильное дыхание способствует усилению работы мозговых центров. Всего в программу включено 20 занятий, которые требуют регулярного выполнения.

Шишкова о методике «Буквограмма»:


Мультики для развития речи ребенка

Просмотр мультфильмов – одно из любимых занятий любого ребенка. Однако даже это увлечение можно превратить в полезное. Есть множество мультиков для развития речи, которые принесут огромную пользу при правильном подборе.

В возрасте от 3 до 5 лет малыш впитывает всю увиденную и услышанную информацию, поэтому пополнить его словарный запас можно через мультфильмы с красочными персонажами.

Стоит обратить внимание, на возрастные ограничения. Некоторые познавательные мультсериалы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики») будут интересны школьникам младших классов, а вот «Клуб Микки Мауса» или «Уроки тетушки Совы» – идеальные варианты для дошкольников.

Игры, развивающие речь у детей

Для развития речи можно играть с детьми. Если ребенок любит строить рожицы и кривляться, ему понравится играть в «забавные гримасы». Один из родителей должен сесть напротив малыша и рассказывать, что от него требуется. Это может быть просьба надуть щеки, высунуть язык, подвигать в разные стороны челюстью и т. п. Главное, использовать как можно больше комбинаций, чтобы задействовать максимум мышц лица.

В игре «часики» нужно, чтобы ребенок поработал языком, представив, что это часовая стрелка. Двигать им следует, меняя каждый раз скорость, в разных направлениях.

Другой вариант игры – предложить крохе изображать жирафа и мышку. В первом случае малыш должен встать на колени, поднять руки, сжатые в ладонях, потянуться максимально высоко на вдохе. Соответственно, на выдохе кроха изображает мышку, присев, опустив голову, обхватив руками колени. Обязательно соблюдение многократности повторений.

Известный педиатр Евгений Комаровский советует родителям не переживать, если ребенок не говорит до 2 лет. Стоит забить тревогу, если малыш достиг трехлетнего возраста, и не умеет правильно выразить свои мысли или отказывается говорить вообще.

  • Говорить с крохой нужно, не используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  • Если малыш долго молчит, то ситуацию поможет исправить детский сад. Некоторые дети раскрываются именно в такой обстановке.
  • Детям нужно регулярно включать музыку, начиная от забавных песенок из мультфильмов и сказок, заканчивая классикой. Все это оказывает положительное влияние на восприятие речи, звуков, мира.
  • Использовать для бесед любую свободную минуту. Обсуждать можно все: цвет проезжающей на улице машины, рост пробегающей собаки, растительность и т. п., главное – использовать большое количество прилагательных.
  • Постоянно задавать вопросы, даже, если кроха отказывается на них отвечать.

Положительная динамика при регулярных занятиях обязательно будет заметна, если малыш здоров и у него не наблюдается каких-либо физиологических отклонений.

Методика Ушаковой по развитию речи детей

Обучение связной речи – процесс долгий и сложный. Помочь родителям может методика известного доктора педагогических наук О. Ушаковой. Цель программы – совершенствование произношения звуков, улучшение дикции.

Методика построена на маленьких стихотворениях, скороговорках, потешках и играх.

Программа подразумевает задействование синтаксического, лексического, а также фонетического строев с целью ускоренного развития осмысленной и связной речи. Она отлично подходит для маленьких ребят, посещающих детский сад, для школьников. Многие логопеды выбираю методику как базу для исправления дефектов речи.

Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой:

Скороговорки для развития речи детей

Скороговорки – помощники не только в познании родного языка, но и в совершенствовании речевого аппарата. Причем многие ребята отдают предпочтение именно скороговоркам, а не стихам или песням, что связано с увлекательностью их произношения и весельем. Быстрое произношение трудно построенной фразы помогает устранить большинство проблем.

Если грамотно построить процесс ознакомления со скороговорками, то крохе будет уже тяжело оторваться от их изучения. Ему понравятся не только сами веселые занятия, но и возможность продемонстрировать свои способности друзьям. Начать можно с таких легких примеров, как «щеночкам щеточками чистили щечки» или же «жил жираф, жир жевал».

Не стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в раннем возрасте, ведь навыки речи у каждого проявляются в разное время. Единого правила обучения не существует, родителям придется выбирать из множества вариантов, экспериментировать, наблюдать за реакцией крохи. Терпение и умение прислушиваться к малышу приведут к положительному результату.

Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет

ПЛАН

Цель занятия

Задачи

речи, память, внимание, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

1. Приветствие, знакомство

2. «Волшебный клубочек»

3. Игра на внимание «Назови соседа»

4.Танцевальный этюд «Подари движение»

5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг

6. Графический диктант

7. Игра «Иголка и нитка»

8. Пальчиковая гимнастика «Замок»

9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный

10. Подвижная игра «Суша-вода»

11. Дидактическая игра «Собери слово»

12. Д/И «Слоги перепутались»

13. Письмо от Феи правильной речи

14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик

15. Повтор секретов правильной и красивой речи

16. Прощание, благодарность

17. «Теплые ладошки»

Тема: Вводное занятие. Развитие речи.

Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет

Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.

Задачи : - познакомить детей друг с другом

Создать атмосферу группового доверия и принятия

Формировать понятие о правильной, красивой речи

Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность

речи, память, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

Упражнять в составлении слогов и слов.

Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.

Повторить выполнение аппликаций.

1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)

Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг

Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

И здравствуй, я!

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики в круг

2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)

3. Назови соседа

Назови имя соседа, сидящего справа от тебя

4. Танцевальный этюд «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)

5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка. Беседа по сказке:

О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.

На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)

7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).

От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.

Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)

8. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.

9. Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .

Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.

(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)

11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).

Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.

(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)

12.Суша-вода

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

13. Закрепление знаний о буквах.

Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово

(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.

14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.

15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова

16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?

Смотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».

15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.

    Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)

    Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

    Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.

    Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.

    Ухо - Слушаем всегда внимательно

    Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.

Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.

Упражнение «Теплые ладошки»

Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Особенности речевого развития детей 5-7 лет .

Звукопроизношение . Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л". Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Пропуски, перестановки слогов и звуков, как правило, не встречаются. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок 6-7 лет овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Словарный запас . Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй речи . У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Связная речь . Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Если у ребенка наблюдаются стойкие нарушения речи, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Только тесный контакт детского сада с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста .

Игры с детьми 5-7 лет .

Игры на развитие фонематического слуха .

Игра «Какой звук первый?»

Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т.д.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т.е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т.е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т.е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Игра «Цепочка» .

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т.д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т.д.

Игры на развитие слоговой структуры слова .

Игра «Хлопушки» .

Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т.е. сколько гласных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.

На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.

Игра «Назови слоги» .

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т.д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т.д.

Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи .

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.

Игра «Один или много» .

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.

При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.

По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.

Игра «Чья у зверя голова?»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например: у собаки голова — собачья; у кошки голова — кошачья; у лошади голова — лошадиная и т.д.

Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»

Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.

Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т.д.

Игра «Попробуй, сосчитай» .

Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.

Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.

Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т.д.

Игры на развитие связной речи .

Игра «Сломанное предложение» .

Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.

Игра «Составь рассказ» .

Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.

На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Игры, помогающие в обучении чтению .

Игра «Буква из палочек» .

Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.

По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.

Игра «Нужные слова найди» .

Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:

[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т.д.;

[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т.д.;

[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т.д.;

[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т.д.

Игры, помогающие подготовить руку к письму .

Игра «Спасатель» .

Цель: развить мелкую моторику пальцев и всей руки.

Оборудование: цветной карандаш (фломастер лучше не брать), лист бумаги с нарисованным сюжетом, например, лес и 2—3 героя (например, мышка и лиса).

Ход игры. Игра проводиться за столом. Покажите малышу рисунок и спросите, что на нем нарисовано, что может случиться с мышкой, почему. Затем предложите ребенку помочь мышке спрятаться. Для этого надо аккуратно закрасить мышку.

Сюжет игры нужно постоянно менять, и тогда игра всегда будет интересна малышу.

Игра «Нарисуй узор под диктовку» .

Цель игры: развить мелкую моторику пальцев, графические умения, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш для каждого ребенка, образец диктанта для взрослого.

Ход игры. Игра подходит как для одного человека, так и для группы детей. Ребята сидят за столами, перед каждым тетрадь и карандаш. В тетради поставлена точка, откуда можно начинать писать. Взрослый диктует, дети пишут под диктовку. Например: две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз, одна клеточка направо и т.д. Узоры для диктанта могут быть самыми разными. Для начала следует брать легкие повторяющиеся узоры, затем задание можно усложнять. Под диктовку можно рисовать даже картины, если дети уже хорошо ориентируются на листе бумаги.

Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

Задачи развития речи детей 5-7 лет

1. Развитие лексической стороны речи.

Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. При этом можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Следует попросить малыша описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы; в них в детстве играли родители, они по-прежнему интересны их детям.

Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка. Так, для развития различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и др.) слова»; «Вежливые слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова» и др. При этом следует дать установку на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это - зимние слова».

В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)».

Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами (игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов-антонимов; игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова», «Скажи по-другому» на закрепление слов-синонимов).

Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их (например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?»).

Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях.

Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления.

Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделить назначению представленного предмета.

Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель - стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы - мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения - цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище - дом, изба, дворец и т. п.; движение - бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.).

Ознакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.).

Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).

Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов. Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов, фразеологические обороты.

2. Формирование грамматического строя речи.

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.

В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

Играть с ребенком в речевые игры, рекомендованные педагогами детского сада. Например, «Поиграем-посчитаем» (взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например, ведро; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять ведер и т. п. до десяти).

Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений. Например, игра типа «Молчун и говорун»: один игрок задает основу предложения (молчун), а другой (говорун) расширяет основу как только может. (Стоит дом. - В зеленом лесу стоит деревянный дом. - На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями. И т. д.)

В дошкольном образовательном учреждении

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-.

Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел - зашел).

Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.

Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).

Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).

Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.

Продолжать работу по составлению разных типов предложений.

Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений.

Обучать детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом а; сложноподчиненных предложений.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность.

Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.

Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

В дошкольном образовательном учреждении

Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п.

Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы - зубы - язык - голосовые связки - воздушная струя).

Вводить понятие «гласные - согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закреплять понятие «твердые - мягкие согласные звуки».

Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например, мак, лук, лак, суп и др.).

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделять словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).

Развивать фонетический слух. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).

Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).

4. Развитие связной речи детей.

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.

Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).

Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через:

составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.);

рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.);

работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история).

Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров - комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.).

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

В дошкольном образовательном учреждении

Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.

Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).

Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности.

Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.).

Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми.

Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Описание. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.

Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.

Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.).

Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).

Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований.

Закреплять умения детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста.

Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).

Комбинированные высказывания. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.