Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.

Топтыгин I

Первый герой мечтал оставить свой след в истории, предпочитая для этого учинять «кровопролития». Приехав на место, он в скором времени совершает роковую ошибку – разбуженный с похмелья пением Чижика (пташка, уважаемая всей округой), он съедает его. Осознав свою ошибку, медведь надеется, что никто не заметил совершённую им «пакость».

Однако поблизости находился Скворец, который раструбил об увиденном на весь лес. Вскоре, все в лесу узнают о том, что сделал Топтыгин, и каждый персонаж упрекает его, но вовсе не за то, что он съел Чижика, а за то, что он не оправдал надежды жителей леса на большие злодеяния, совершив маленькое. Даже после того, как он совершил ужасные расправы и погромы, медведю продолжили припоминать его первую ошибку. Вскоре, за это его понизили, что поставило крест на его карьере.

Топтыгин II

Второй воевода был немного умнее первого, и заранее подготовил грандиозный план своих злодеяний. Однако, попав в лес, он обнаружил, что всё уже было уничтожено до него. Понимая, что так ему не прославиться, он решил учинить разгромы, но над своими подчинёнными. Им это, естественно, не понравилось. В конце концов, с воеводы содрали шкуру.

Топтыгин III

Третий был самым умным из всех. Зная о судьбе предыдущих воевод, он решил, что стоит позволить свершаться «натуральным» кровопролитиям, не спровоцированным его деятельностью, дать волю несправедливому, но уже сложившемуся, порядку. Он так и поступил – всё свое правление медведь провёл в берлоге, пустив жизнь жителей леса на самотёк.

Однако его постигла та же печальная участь, что и его предшественников – мужики расправились с ним.

Чему это произведение учит детей? Тому, что за любое совершённое зло мы получаем неизбежное наказание.

В своём произведении Михаил Евграфович использует в качестве центральной темы тезис о том, что большие злодеяния могут быть признаны важными в анналах истории, а вот незначительные не только не останутся в ней, но ещё и привлекут ненависть современников.

Салтыков-Щедрин создал скорее сказку для взрослых, нежели для детей. Используя эзопов язык, автор создает карикатурные образы социальных классов, существовавших в то время в Российской Империи. С помощью сатиры автору удаётся изобличить всё невежество реальных людей. Проблемы, поднятые в ней, являются классическими для всей русской литературы. Это, прежде всего:

  • Безобразие чиновничества любых рангов.
  • Аморфность и пассивность русского народа.

Картинка или рисунок Медведь на воеводстве

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Васильев Завтра была война

    Повесть Бориса Васильева, написанная в 1972 г. Автор рассказывает про простую советскую школу, в частности – про 9 класс, в котором разыгралась настоящая трагедия

  • Краткое содержание Бродяги Севера Кервуд

    Медвежонок Неева остается без матери. Медведицу убил охотник Чэллонер, и забрал ее детеныша себе. У охотника дома жил щенок, по кличке Микки. Он был небольшим и забавным. Щенок пытался подружиться с медвежонком

  • Краткое содержание Саша и Шура Алексина

    В книге рассказывается о мальчике по имени Саша. Саша мечтал о путешествиях в дальние страны и города. Больше всего он хотел уехать куда-нибудь без матери и отца. Для Саши было в тягость, когда кто – то ему запрещал и указывал что делать

  • Краткое содержание Саймак Когда в доме одиноко

    Когда в доме одиноко, к этому можно привыкнуть. Но прежнее одиночество ощущается острее, когда в доме появляется живое существо. Именно это почувствовал старый фермер Моуз Эбрамс.

  • Краткое содержание сказки Колобок

    В одно время жили-поживали бабка с дедом. Попросил как-то дед бабку выпечь колобок. Насобирала старуха по закромам остатки муки, вышло две мучные горстки и поставила в печь. Колобок получился ароматным, румяным, положила его бабка к окошку, чтобы остыл.

М. Е. Салтыков-Щедрин - автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя - «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.

Краткий анализ

Год написания - 1884.

История создания - Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема - Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Композиция - Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр - Сказка.

Направление - Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. Перевороты, отмена крепостного права и невыполнение властями обещаний подорвали веру народа к власти. Это подтолкнуло М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказки «Медведь на воеводстве».

Писатель знал, что русская цензура не допустит его произведение к печати, поэтому впервые оно было опубликовано за границей в Женеве в 1886 г. Сказка вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста». В России она стала известна уже после смерти автора в 1906 г.

Тема

В «Медведь на воеводстве» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы , касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения : карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

Композиция

Композиция сказки оригинальная. В начале произведения автор подает тезис, который можно считать вступлением. Он служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных. Основное содержание сказки делится на 3 части, что соответствует количеству героев. В каждой части можно выделить сюжетные элементы. Понять смысл произведения можно только учитывая содержание всех частей.

Жанр

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» - сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами зверей. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения системы современной ему власти. Он высмеивает медведей посредством описания их характеров и поведения.

Название: Медведь на воеводстве

Жанр: Сказка

Продолжительность: 10мин 06сек

Аннотация:

Топтыгин 1:
Топтыгин очень мечтал попасть на скрижали Истории. Он считал, что это возможно только с помощью крупного кровопролития.
Лев дал ему чин майора и назначил его в лес воеводой, чтобы он там порядок навел. Все уже ждали крупного кровопролития. Но Топтыгин, отметив в одиночку свой день рождения, напился пьян и лег спать прямо посреди поляны. Чижик, который очень любил петь, подумал, что это гнилой чурбан, сел на него и начал петь. Топтыгин услышал пение, проснулся и проглотил Чижика. Все в лесу узнали об этом. И все говорили, что он дурак, если Чижика съел. Все только и помнили, что вместо того, чтобы внутренних врагов усмирять, он Чижика съел.
Дошел слух об этом и до Льва. И сказал Лев, что не может этот офицер храбрым быть, потому что он съел любимого Львом Чижика. Так и стало понятно, что не стать Топтыгину генералом, и остался он навсегда майором.
Топтыгин 2:
Второй Топтыгин, тоже майор, был также отправлен Львом в другой лес для наведения порядка.
Решил новый воевода сразу начать карьеру с большого злодейства. Хотел разорить типографию или университет, но не оказалось этого в округе. Тогда он полез во двор к соседнему мужику. Задрал у него всю скотину. Но этого показалось мало. Решил избу по бревну растащить. Залез на крышу, но крыша была старая и провалилась. Повис на обломке бревна и заорал. Прибежали мужики и закололи его. Теперь в лесную Историю записали, что все злодейства не делятся больше на блестящие и срамные, а все будут называться срамными.
Топтыгин 3:
Третий Топтыгин, которого назначил Лев, был умен. Он решил сначала хорошо подумать, прежде чем наводить порядок. Залег он в берлогу и выходил только для того, чтобы получить назначенное ему содержание. В лесу тем временем поддерживался заведенный порядок, и все шло само собой, без проблем.
Мужики приходили к берлоге, складывали подношения (поросят, мед и прочее), Топтыгин съедал и спал дальше. Никто не нарушал установленный порядок. Прослышал Лев о том, что в воеводстве порядок соблюдается. И произвел Топтыгина сначала в подполковники, а затем и в полковники. И дальше быть бы ему и генералом. Однако, пришли мужики и постигла Топтыгина участь всех пушных зверей.

Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и современники отзываются без похвалы.

Топтыгин 1-й

Первый Топтыгин неглуп, но всему предпочитает блеск кровопролитий. В любом разговоре он утверждает:

Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!

За это лев производит его в майорский чин и временно отправляет в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.

Распустившиеся обитатели леса заранее начинают его боятся, но план медведя не срабатывает. Он прибывает в лес и сразу напивается. Проснувшись утром, он случайно съедает умного Чижа, любимчика лесного народа.

Лесной народ дразнит медведя. Слухи о таком поступке доходят до льва. Медведь начинает все крушить, ломать и бесчинствовать, но это не поправляет его дел. По приказу льва медведь разжалован в майоры. Так заканчивается карьера первого Топтыгина.

Топтыгин 2-й

Топтыгин второй также послан в лес, правда в другой. Он решает совершить крупное злодеяние – уничтожить университет либо типографию… но ничего подобного в лесу не находится – все уничтожено и разорено до него.

Тогда Топтыгин забирается на двор к мужику и разоряет его хозяйство, но попадается. Лесные мужики недовольны таким положением дел.

Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны!

Мужики убивают набедокурившего медведя. После этого случая все злодеяния считаются срамными.

Топтыгин 3-й

Этот медведь – самый умный и рассудительный. Он понимает, что за все злодеяния придется отвечать, и решает ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

В лесу тем временем все идет своим чередом, совершаются натуральные злодейства. Довольный лев производит медведя в подполковники. Так бы все и шло дальше, но приходят мужики с рогатиной, и медведя постигает участь всех пушных зверей.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание “Медведя на воеводстве” Салтыкова-Щедрина

Другие сочинения по теме:

  1. Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки “Медведь на воеводстве”, так как она является переходным мостиком к изучению “Истории...
  2. 30-е годы XIX столетия – одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали...
  3. Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету “Весть”. Взмолился однажды помещик богу, чтобы...
  4. Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,...
  5. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года –...
  6. Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у...
  7. В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но...
  8. Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет...
  9. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец –...
  10. Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
  11. Поэты наделяют орлов храбростью, благородством и великодушием, нередко сравнивая с ними городовых. Рассказчик сомневается в благородных свойствах орлов, утверждая, что...
  12. Жизнь у Коняги непростая, все что есть в ней – это тяжелая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для...
  13. Данная повесть – “подлинная” летопись города Глупова, “Глуповский Летописец”, обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую “преемственно слагали”...
  14. В кратком предисловии автор говорит о том, что книга эта написана с целью пролить свет на очень своеобразную сферу жизненной...
  15. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет...
  16. По манере повествования “Коняга” представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею “Приключение с Крамольниковым”,...
  17. Щедрин известен в литературе нашей как писатель-беллетрист, посвятивший себя, преимущественно объяснению явлений и вопросов общественного быта. Г. Щедрин не знает...

Сказка Медведь на воеводстве – остроумное, обличительное, резко сатирическое произведение, предназначенное для “детей изрядного возраста”. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Медведь на воеводстве читать

Первый Топтыгин после назначения его воеводой хотел устроить большое кровопролитие, считая это верным способом карьерного роста. Досадный случай ему помешал. По неосторожности, борясь со своим внутренним врагом, воевода съел чижика. Его промашка стала причиной насмешек над ним со стороны подчиненных. Попытки Топтыгина как-то исправить положение ни к чему не привели. Он «не оправдал надежд» народа, который жаждал увидеть настоящее кровопролитие. Вышестоящее начальство, узнав о конфузе воеводы, его разжаловало. Второй Топтыгин переусердствовал. Зная об ошибках первого, он решил проявить решительность сразу. Но разорено и разрушено все было до него. Решил воевода пойти на крайние меры. Ночью у соседа-мужика передавил всю живность, раскурочил все хозяйственные постройки. Забрался на избу, чтобы ее разрушить, да зацепился за обломок бревна и повис на нем. Мужиков злодеяние правителя возмутило. Сняли они шкуру с нового воеводы. Так и закончилось его правление. Третьему Топтыгину пришлось долго думать, как нужно действовать, чтобы не повторить ошибок предшественников и до генеральского чина дослужиться. Много теорий он изучил, долго ломал голову над премудростями и законами. Устал он думать, поэтому в берлогу надолго залег. Подчиненные мелкие кровопролития и бесчинства сами совершали, мужики дань к берлоге регулярно приносили. Шла жизнь в воеводстве размеренно, по накатанному пути. Медведь понял, в чем заключается мудрость правителя. В берлоге спал он, прежние порядки не менял – всем хорошо, и ему хорошо. До чина генеральского Топтыгин дослужился. Но однажды из берлоги он вышел. Тут воеводу постигла участь всех пушных зверей. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Медведь на воеводстве

Салтыков-Щедрин хочет привлечь внимание передовых людей России к социально-общественным проблемам своего времени. Остро клеймит он бесчинства, коррупцию, взяточничество власть имущих. Сказка состоит из трех историй, изложенных в виде исторической хроники. В каждой истории речь идет о злодеяниях правителей и чиновников, наделенных властью, против народа. В конце сказки в иносказательной форме содержится призыв к борьбе против существующего строя. Читателям становится понятно, чему учит сказка Медведь на воеводстве – давать отпор насилию и злу.

Мораль сказки Медведь на воеводстве

Каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает. Угнетение и притеснение простого народа со стороны власти продолжается, пока терпение народа не лопнет. Главная мысль сказки актуальна в наше время.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Узнать, как Кузькину тещу зовут.
  • Дурак дурака дураком погоняет.
  • Мы имеем лишь то, что заслуживаем.