Направления деятельности.

Внутренняяя политика.

Направления деятельности Результаты
1.Совершенствование системы государственного управления Создание нового верховного органа- Расправной палаты- подчиняющегося лично царю (это особый судебный отдел в Боярской думе). Было сокращено количество приказов, регламентирован рабочий день центральных органов власти. Была усилена власть и полномочия воевод. Налоги стали собирать головы и целовальники. 1682- отмена местничества , что позволило прийти к власти многим дворянам. 1681- введено воеводское и местное приказное управление. Готовился проект введения чинов- прообраза петровской « Табели о рангах».
2. Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии. Продолжилось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров. Именно при нём были заложены основы регулярной действующей армии.
3. Повышение роли и значимости дворянского сословия. Поддерживал права собственности дворян на землю, разрешал использовать им труд крестьян. В связи со строительством оборонительных сооружений на юге (Диком поле), раздавали земли дворянам в той местности, если они хотели увеличить свои земельные владения.
4. Совершенствование финансовой и налоговой системы. Введение единого налога- стрелецкие деньги. 1678-1679- перепись населения. Введение подворного обложения, что сразу пополнило казну, но усилило гнёт
5. Дальнейшее уменьшение роли церкви в стране. Повышение роли митрополитов и ограничение власти патриархов. Увеличение сборов с церковных земель. Продолжение гонений против старообрядцев.
6. Мероприятия по развитию образования, повышению количества грамотных в стране. Строительство училищ, школ. Фёдор был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, хотя она была создана в 1687 г. Приглашение иностранцев для преподавания в Москве. При Фёдоре грамотность в стране выросла в 3 раза, а в Москве в 5 раз, расцвет поэзии.
7. Социально- экономическое развитие России. Строительство светских зданий (палат, приказов). Москва почти полностью из деревянной перестроилась в каменную. В Москве построена единая система канализации. Попытки европеизации страны. Так в 1678-1680- смягчены уголовные наказания, например, переняли закон об отмене отрубания рук за воровство.

Внешняя политика.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ Было совершенствовано государственное управление, увеличилась централизация власти в руках царя.

§ Централизация военного управления путём проведения военной реформы, начало создания регулярной армии.

§ Усиление роли дворянства в обществе, оценка деятельности людей по личным заслугам.

§ Была совершенствована финансовая и денежная система страны.

§ Дальнейшее сокращение роли церкви в делах государства.

§ Были достигнуты успехи в культурно- экономическом развитии страны, страна развивается по пути европеизации.

§ Во внешней политике не все задачи были решены, но Турция признала вхождение Левобережной Украины в Россию. Однако выхода к Балтийскому и Чёрному морю не было.

Таким образом, правление Фёдора Алексеевича во многом предопределило те реформы, которые будет проводить его брат- Пётр 1.

Яркой личностью периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий.

Годы жизни: 1629-1680

§ Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.

§ В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.

§ Известность пришла к Полоцкому в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем инаставником царских детей , а также придворным поэтом.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты.

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование, будучи преподавателем в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу « Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком катехизисе (это официальный документ церкви, содержащий основы веры). Им было написано много проповедей («Обед душевный» (1681),« Вечеря душевная »(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

Другим направлением была поэтическая деятельность.

Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения (в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый - «Вертоград многоцветный »(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия - справочник, где читатель мог найти много интересных сведений из истории, географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология» (1679) - произведение, в котором были представлены речи на различные торжественные случаи в царской семье.

Талант Полоцкого проявился и в драматургии . Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и Олоферне» и «О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы , при его содействии была открыта типографи я в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения - Славяно-греко-латинской академии , но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий - яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (до пострижения в монашество - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) родился - писатель и переводчик, общественный и церковный деятель.

Белорус по происхождению.

Учился в Киево-Могилянской коллегии - крупней­шем центре высшего богословского и гуманитарного образования, потом в од­ной из польсколитовских иезуитских коллегий (вероятно, в Вильне).

В 1656 он Полоцком Богоявленском монастыре принимает монашество и получает новое имя - Симеон. В том же году он зна­комится с царем Алексеем Михайлови­чем, который заехал в Полоцк по пути в Лифляндию.

В Полоцке он выполняет обязанности учи­теля в местной братской школе. К этому же периоду относится начало его литера­турной деятельности: он пишет стихи на польском и белорусско-украинском язы­ках и очень распространенные в школьной практике того времени декламации, кото­рые исполнялись на праздниках его уче­никами. В стихах автор приветствовал царя и выражал радость и благодарность за освобождение Полоцка от власти шля­хетской Польши.

Полоцкий был одним из тех представителей украинской и белорусской интеллигенции, которые хорошо понимали необходимость присоединения Украины и Белоруссии к Русскому государству и старались ак­тивно этому содействовать.

Поэтому, ко­гда в 1661 Полоцк опять был временно занят польскими войсками, Симеон пере­селился в Москву. Здесь он состоял пере­водчиком при митрополите Паисий Лигарид, обучал латинскому языку подьячих Приказа тайных дел.

В 1667, зная ши­рокую образованность Полоцкого, царь Алек­сей Михайлович пригласил его в настав­ники к наследнику престола царевичу Алексею, а после его смерти - к царевичу Федору. Позднее Симеон стал учителем царевны Софьи и малолетнего Петра. Кроме занятий с учениками, ему приходилось выполнять самые разнообразные и нередко очень ответственные поруче­ния. По указанию церковного собора, созванного для суда над патриархом Нико­ном, он составил обширный богословско-полемический трактат, который в 1667 был напечатан под заглавием «Жезл прав­ления» . Он три раза ездил на состязания с вождями старообрядчества, в частности с протопопом Аввакумом. Будучи горя­чим сторонником политики царя, Алексея Михайловича, Полоцкий охотно выполнял даваемые ему поручения и заслужил этим особое расположение царя. Подобного рода поручения ему приходилось выпол­нять и при царе Федоре Алексеевиче. Однако, занимая видное место при дворе, Симеон не стремился к тому, чтобы занять высокое положение в церковной иерар­хии. Просветитель по своему характеру и интересам, он не имел призвания к за­ботам и тревогам церковно-административной деятельности, и все свое свободное время отдавал чтению и литературной работе. Его библиотека была одной из лучших и богатейших в Москве. Хорошо понимая, что первоочередной задачей для Русского государства является широкое развитие школьного образования, по­стройка училищ, приглашение и подго­товка учителей, Полоцкий в 1680 принимает участие в обсуждении плана организации в Москве первого в стране высшего учеб­ного заведения - академии. Он состав­ляет устав проектируемой академии, ко­торая, по замыслу Полоцкого, должна быть организована по типу Киево-Могилянской коллегии, но с расширен­ной программой преподавания отдель­ных наук. В новую программу должны были войти науки, как духовные, так и светские - гражданские, обучаться в ака­демии должны были люди всех сословий.

В конце 1678 учитывая, какую огромную роль в деле просвещения играет печатное слово, Симеон с разрешения царя Федора Алексеевича организует в Кремле типо­графию. Здесь он печатает книги, при­влекая к работе выдающихся художни­ков и мастеров гравюры.

В русскую литературу С. П. вошел как талантливый проповедник, поэт и драма­тург. Проповеди его собраны и изданы в двух сборниках: «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683). Оба сборника вышли после смерти автора.

Литературное наследство Симеона Полоцкого, кроме вышеупомянутых декламаций, составляют несколько рукописных сборников стихов и две драмы, написанные им для придвор­ного театра царя Алексея Михайловича. Стихи он писал охотно, и, судя по его автографам и черновикам, они давались ему легко. Начав заниматься стихотвор­ством в Полоцке, он систематически про­должал свои литературные занятия и в Москве. Здесь он пишет свои произведе­ния на славяно-русском языке. Поэзия в его представлении не забава, не развле­чение, а серьезное и важное дело, способствующее просвещению общества. Всем доступная, легко запоминающаяся форма поэзии должна была, по его мнению, способствовать ее распространению.

Представление о содержании и форме поэзии Полоцкого можно составить по первому сборнику его стихов, над которым он ра­ботал в 1677 - 78. Сборник носит название «Вертоград многоцветный» . Автор помес­тил в него все то, что было им до этого написано, дополнив и упорядочив собран­ный материал. Сборник должен был слу­жить не только книгой для чтения, но и своеобразной энциклопедией-справочни­ком, в котором читатель мог найти ряд интересных и полезных сведений; поэтому стихи расположены здесь по алфавиту, в порядке заглавий. И по объему, и по жанрам стихи сборника очень разнооб­разны: рядом с короткими двустишиями встречаются целые поэмы в несколько сот стихов на темы, заимствованные из миро­вой истории; панегирические стихи чере­дуются с сатирическими, повествователь­ные стоят рядом с поучительными. Стихи сборника разнообразны и по своей тематике. Большое место занимают в нем стихотворения, посвященные обществен­но-политическим проблемам («Граж­данство» ).

Целый цикл произведений по­священ изображению идеального прави­теля государства, которому противопо­ставляется жестокий правитель-тиран. Эта тема разрабатывается автором не случай­но: его сборник предназначался в пер­вую очередь для царя и его семьи. Мно­гие стихотворения сборника носят ярко выраженный сатирический характер и обличают недостатки различных слоев общества («Монах», «Купецтво» ).

Рядом с ними стоят произведения, задача кото­рых-познакомить читателя с фактами ис­тории, дать ему сведения из географии, зоологии, минералогии и тому подобное.

Большое место в сборнике занимают «ди­дактические» стихотворения («Вдовство», «Женитьба», «Невежда», «Чародейство» и другие). Автор или непосредственно обраща­ется к читателю, или рассказывает ему в по­учение какой-нибудь случай-пример. Мате­риал для этих примеров Полоцкий обычно чер­пал в латинских сборниках типа «Зерцала исторического» Викентия Цезаря из Бовэ, «Церковных летописей» Барония и «Великого Зерцала», несомненно, из­вестного писателю в польском издании 1633. Он берет отсюда как исторические, так и легендарные сюжеты, широко известные в мировой литературе, повести на семейно-бытовые темы, а в ряде случаев и шу­точные рассказы и излагает их в стихах в поучение любознательному читателю. Будучи первым сборником стихов в русской литературе, «Вертоград многоцвет­ный» по своему содержанию представляет собой памятник уже новой эпохи.

Вторым большим трудом Полоцкого в обла­сти поэзии является его «рифмотворная» Псалтырь - переложение стихами псал­мов, приписываемых библейскому царю Давиду. Создание писателем «рифмотворной» Псалтыри было тесно связано с польской литературной традицией.

В 1680, еще при жизни автора, книга была издана в осно­ванной им типографии и получила широ­кое распространение, особенно после того как дьяк В. П. Титов - выдающийся русский композитор XVII века- положил ее на музыку. Псалтырь Симеона была пер­вой книгой, по которой знакомился с рус­ским стихотворством М. В. Ломоносов .

В 1679 писатель решил объединить в отдель­ный сборник панегирические и привет­ственные стихи, которые он писал по раз­ным случаям царю и его близким. Эти стихи составили третий сборник, полу­чивших название «Рифмологион» . Сбор­ник состоит из ряда «книжиц», каж­дая из которых роскошно оформлена в расчете на чисто зрительный эффект: Полоцкий в помощь к слову привлекает двух­цветное письмо, графику и живопись. Центральная тема стихов «Рифмологиона» - Российское государство, его поли­тическое могущество и слава.

Его стихи написаны силлабическим стихосложением, чаще всего одиннадцатисложной и тринадцатисложной стро­кой с цезурой после пятого или седьмого стиха, с парной женской рифмой. Симеон является основоположником «правиль­ного» силлабического стиха в русской литературе.

Таким же стихом написаны и пьесы Полоцкого «Комедия о блудном сыне» - перело­жение известной евангельской притчи - и «трагедия» «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных». Особенно интересной являет­ся первая пьеса, состоящая из пролога, эпилога и шести действий - «частей». На­писанная просто, доступным языком, «Комедия» Полоцкого нашла живой отклик у со­временников, тем более что в ней была поставлена злободневная проблема, волно­вавшая многих представителей общества,- проблема взаимоотношения отцов и детей. Пьеса оказалась уроком как для молоде­жи, увлекающейся внешними формами за­падной цивилизации, так и для старшего поколения, часто не желающего счита­ться с требованиями времени и не уделя­ющего должного внимания молодежи с ее еще не установившимися запросами и интересами.

Симеон Полоцкий вошел в историю русской лите­ратуры как основоположник поэзии и дра­матургии, которые до него были почти совершенно не разработаны. В этом за­ключается его большая и неоспоримая за­слуга перед современниками и потомками.

Умер - , Москва.

Полоцкий - топонимическое прозвище, данное в Москве по месту прежней службы; 1629 - 25 августа 1680) - монах, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик; один из предводителей «латинского» направления в просвещении и богословии в Москве 1670-х. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою лит. "службу", к-рая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей. К наставлениям Симеон прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной кн. к-рой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения. Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в рус. лит-ре писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 - монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666-67 переводчик, затем автор “Жезла правления” - антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре “латинствующих” и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр. Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху “Верхней” (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоград многоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы - “Комедия притчи о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” - полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”

Симеон Полоцкий вошел в историю, как известный просветитель. Человек многих талантов, он был превосходным писателем, поэтом и драматургом, проповедником и богословом. Но деятельность Полоцкого, как наставника детей русского царя Алексея Михайловича оставила не менее яркий след в отечественной истории.

Придворный учитель

Родиной Самуила Петровского-Ситниановича является белорусский город Полоцк, который в начале XVII века входил в Речь Посполитую. Духовное образование он получил в Киевско-Могилянской коллегии. В возрасте 27 лет юноша вернулся в родной город и стал православным монахом в Богоявленской обители, получив при пострижении имя Симеон.
С 1964 года Симеон Полоцкий начал работать при царском дворе. Такие крутые перемены произошли в его жизни, во многом, благодаря случаю. По время русско-польской войны царь Алексей Михайлович проезжал через Полоцк, и там он заметил литературные таланты молодого монаха. Прошло время, и Симеона вместе с другими полоцкими учеными пригласили к царскому двору.
Спустя три года молодого литератора и богослова назначили придворным наставником царских детей. Полоцкий учил всех трех детей, рожденных государем в браке с Марией Милославской (Федора, Софью и Алексея). Выбор его в качестве учителя был более чем удачен.
Симеон имел прекрасное европейское образование, знал латинский, польский, белорусский, украинский и русский языки, прекрасно владел риторикой, диалектикой и поэтикой, и имел обширные энциклопедические знания. Благодаря превосходной подготовке, которую Симеон Полоцкий дал царевичу Федору, тот в совершенстве знал латынь и польский язык, а также умел писать неплохие стихи.

Педагогические сочинения

Как человек образованный и мудрый, Симеон Полоцкий считал, что воспитание простыми нравоучениями будет уступать силе воздействия хорошей художественной литературы. Влияние печатного слова, и в особенности, стихотворных произведений, на детское создание очень велико. Поэтому Полоцкий специально для царских детей пишет книгу для чтения в стихах, назвав ее «Ветроград Многоцветный».
Эта необычное произведение содержит около тысячи стихотворных текстов, выстроенных согласно алфавиту церковнославянского языка. И стихи для нее автор писал вплоть до своей смерти в 1680 году. Ветроград посвящен стихотворному изложению сюжетов Ветхого и Нового Заветов, рассказам о жизни монахов, а также светским историям.
Согласно традициям воспитания тех лет, очень много внимания уделялось богословскому обучению. Поэтому царский учитель составляет для царевичей и царевны адаптированное жизнеописание Иисуса Христа, книгу, в которой сгруппированы катехизические вопросы и ответы, а также «Псалтырь рифмованную». Последняя книга стала широко известна, и Михаил Васильевич Ломоносов однажды назвал ее «вратами своей учености».

Педагогические взгляды и идеи

1. Главным посылом Симеона Полоцкого было строить обучение детей очень широко, используя достижения многих наук. В XVII веке многие преподаватели ограничивались лишь трудами основателей греко-восточной церкви. В отличие от них, Симеон Полоцкий, помимо богословских знаний, в обязательном порядке учил детей латыни, основам политики, риторики и диалектики. Кроме того, он стремился привить своим ученикам любовь к самому процессу обучения и чтению книг.
2. Большое место в педагогической системе Симеона Полоцкого занимает приучение к труду. Не забываем, он воспитывал царских детей – тех, кого высокий социальный статус, казалось бы, не обязывает ежедневно трудиться. Однако, прогрессивный педагог имел на этот счет иное мнение. Во всех своих книгах и проповедях он призывает трудиться всех, не зависимо от занимаемого положения в обществе, в любом возрасте и сословном статусе.
По мнению Симеона Полоцкого, если начинать трудиться с детства, труд станет для человека привычным делом. В своих книгах он очень часто использует слова «люботрудник», «трудник» и «трудолюбие». И главная роль в трудовом воспитании ложится на родителей, задача которых состоит в том, чтобы оградить ребенка от «злого» общества, не губить свое дитя чрезмерным «ласканием», а с ранних лет приучать его к рукоделию.
3. Симеон Полоцкий горячо поддерживал прогрессивные в те времена педагогические взгляды. Он считал, что обучение детей должно быть наглядным и доступным, а воспитывать ребенка нужно обязательно с учетом его индивидуальных особенностей.
4. Наставник царских детей категорически отрицал, что у детей есть какие-либо врожденные пороки, и решающее значение придавал самому процессу воспитания. Детскую душу он сравнивал со «скрижалью ненаписанной». И говорил о решающей роли личного примера родителей и учителей.

Симеон Полоцкий считается одним из видных деятелей отечественного просвещения. Возможно сегодня часть его педагогических взглядов кажется нам очевидной. Но мы не должны забывать, что для века XVII это были самые новаторские воззрения. Самобытный ум, энергичность и результаты практической работы Симеона Полоцкого, его литературные и богословские труды нельзя переоценить. А воспитанные по его методике дети царя – Федор и Софья стали первыми российскими правителями, которые получили европейское образование.

С уважением,
Юлия Козлова

иеромонах, русский проповедник, педагог и стихотворец, родился в Белоруссии в 1628 г. Окончивши курс в киево-могилянской коллегии , Симеон Полоцкий побывал и в польских академиях. Царствовавшая в коллегии схоластическая система образования, служившая специальным целям – выработать опытных духовных ораторов, «сберегателей православия», имела в лице Симеона Полоцкого достойного представителя. 27-ми лет он принял монашество в Полоцком Богоявленском братском монастыре, в школе которого потом состоял «дидаскалом» (преподавателем).

Благодаря сильным связям и лично снискавши расположение царя Алексея Михайловича , проезжавшего в 1656 г. через Полоцк во время русско-польской войны , Симеон Полоцкий был приглашен, вместе с другими учеными, в Москву, где вскоре сделался придворным поэтом и наставником царских детей. В то же время он основал латинскую школу в Спасском монастыре за Иконным рядом, в которой, по царскому указу, обучал некоторых лиц «Альвару» (латинской грамматике Альвареса) и сочинению вирш и ораций.

Будучи сторонником западноевропейского просвещения , Симеон Полоцкий является энергичным антагонистом «греческого» направления, имевшего своих защитников главным образом, в Чудовской и Ртищевской школах. По поручению собора, созванного в 1666 г. о патриархе Никоне , Симеон Полоцкий написал книгу «Жезл правления» (в 1668 г.) в защиту нововведений Никона и в обличение «раскола ». Кроме того, известны его богословские труды: «Венец веры» (первая популярная догматическая система на севере России) и краткий катехизис.

Но всего более деятельность Симеона Полоцкого в церковно-административной сфере выразилась в возобновлении проповеднического слова. Религиозно-нравственный идеал, определяемый двумя сборниками его проповедей: «Обед душевный» (109 проповедей) и «Вечеря душевная» (78 проповедей и 29 поучений), близок к аскетическому. Из всего числа их только 26 трактуют о вопросах времени и потребностях общества, но, несмотря на это, Симеон Полоцкий является постоянным вестником государственных нужд. В остальных проповедях он обличает «злые нравы обще», проводит здравые христианские понятия и пр. Книги, написанные Полоцким, обнаруживают немалую начитанность автора, но невыгодно отличаются от живых, ярких и народно-русских сочинений современных ему старообрядцев (Аввакума и др.) бездушным, казённым, «ненациональным» слогом.

Стоя во главе стихотворцев своего времени, Симеон Полоцкий написал два сборника силлабических стихов: «Вертоград многоцветный» (энциклопедия нравственных наставлений, литературных и научных сведений, вопросов воспитания), и «Рифмологион», заключающей речи панегирического характера на случай всевозможных событий в царском семействе. Наконец, важная заслуга Симеона Полоцкого, как поэта, состоит в том, что он один из первых познакомил Москву с драматическим искусством, написав в духе средневековых мистерий три пьесы, которые были сыграны при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и трех отроках» и «ОНавуходоносоре и Олоферне». Употребляя все свое влияние и энергию на то, чтобы сделать науку фактором общественной жизни, Симеон Полоцкий хлопотал об учреждении школ, основал типографию и даже мечтал об академии, для которой сочинил устав.