как живут полярники на станции “Беллинсгаузен”

Антарктида - самый холодный и непригодный для жизни континент на нашей планете, постоянно там проживают лишь пингвины и тюлени. На континенте запрещена добыча полезных ископаемых, заморожены все территориальные притязания, а ученые ведут важнейшие климатические и космические исследования. О том, как живут полярники с российской станции “Беллинсгаузен” читайте в репортаже корреспондента ТАСС Марии Дорохиной, которая посетила берега Антарктиды в составе экспедиции предпринимателей из “Клуба лидеров”.

Остров Кинг-Джордж охраняет вход в Антарктиду и первым встречает нас после двухдневного прохождения на судне ледового класса через пролив Дрейка. Этот пролив отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов. Качка прекратилась, морская болезнь отступила, впереди - долгожданная высадка на землю. Причем встречи с нетерпением ждали не только участники экспедиции, но и полярники, поскольку наше судно прибыло первым в эти края после длинной антарктической зимы.

Российские полярники живут на острове не одни, а в окружении соседей с других станций - Китай, Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Перу, Южная Корея и Польша. Причем разные языки, политика и предрассудки не влияют на отношения: здесь все стараются дружить и помогать друг другу, иначе на краю света не выживешь.

“Когда мы ходим в гости, то говорим: я поехал в Китай, я пошел в Уругвай, сейчас сгоняю в Корею. Помогаем друг другу в бытовых вопросах, чинить поломки или с едой, если кому-то внезапно завезли свежих фруктов, - говорит начальник станции “Беллинсгаузен” Сергей Никитин. - Но, конечно, мы здесь не просто дружим, а представляем свою страну”.

Дом в миниатюре

С борта судна российская станция показалась большой - скопление убегающих вверх от воды домов-вагончиков, похожих на строительные бытовки, ангары, цистерны с топливом, антенны. Однако на берегу выяснилось, что на долю “Беллинсгаузена” приходится лишь треть из всего увиденного. Остальное - это чилийская станция “Фрей”, которая вплотную прилегает к нашей и похожа на село с населением около 100 человек.

Чилийцы живут на станции семьями, поэтому здесь есть детский сад и школа, большой спортивный зал, почта. Также на станции работает взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров. Она обслуживает все станции на острове, а также служит перевалочной базой для туристов, которые предпочитают добираться до Антарктиды по воздуху, а не морем.

Наша станция на этом фоне выглядит скромнее, но все необходимое для жизни имеется - столовая, больница (на консультацию к нашему врачу приходят даже полярники с иностранных станций), библиотека, баня, помещения для общих чаепитий, церковь. На станции также есть интернет, но его едва хватает для просмотра почты - сериал или фильм не скачаешь. Поэтому наши полярники покупают чилийские сим-карты с мобильным интернетом.

Живут на станции одни мужчины, а так и не скажешь - в домиках очень чисто и уютно. Внутри жилые помещения напомнили мне бабушкину дачу: обшитые вагонкой стены, немного потрепанные кресла словно из 80-х, обилие фотографий и книг, на столе - пряники и конфеты, чай. Удивительно, как можно улететь на край света, преодолеть 15 тыс. километров и оказаться дома, в России.

“Антарктида - это зеркало, все, что у нас дома, то и здесь, - соглашается со мной начальник станции Сергей Никитин. - Понимаете, здесь нотка патриотическая, она выше, чем дома”.

В этом году зимовать на станции осталось 14 человек - ученые, механики, врач, радист, повар, системный администратор и двое священников, которые выполняют бытовые работы наравне со всеми. В ноябре, когда в Антарктике началось лето, на станцию приехали двое немецких орнитологов - наблюдать за пингвинами на соседнем острове. Всего зимовочный состав пяти российских станций в Антарктиде в этом году составил порядка 90 человек.

Некоторые в шутку называют остров Кинг-Джордж курортом для полярников. Мол, и морозов 80-градусных здесь не бывает, и до соседних дружественных станций рукой подать. А еще летом на побережье частично сходит снег, обнажая робкую зелень - мхи и лишайники. Но когда говоришь об этом полярникам, они хмурятся.

“Какой такой курорт? Я понимаю на “Прогрессе” (материковая антарктическая станция РФ - прим. ТАСС) в это время светит сумасшедшее солнце, ходишь в очках, загораешь. А у нас такой туманище, сырость”, - говорит механик Герман.

Действительно, если основная часть Антарктиды - это ледяная пустыня с сухим воздухом и редкими осадками, то здесь все наоборот. Из-за большой влажности и ветра местные минус 20 зимой ощущаются как все 40, часто идет снег и небо серое.

Но главная беда - это сильная коррозия из-за соли и сырости. Здесь очень быстро приходит в негодность все металлическое - лестницы, сваи домов, ангары, емкости для хранения топлива, техника. А замена или материалы для лечения проржавевших предметов приходят не так оперативно, как хотелось бы. Да и в целом техническое оснащение станции отстает от конкурентов.

“У соседей даже в бытовом плане все более технологичное. Вон, пошли пацаны в гостях у корейцев в уборную и не знали, на какие кнопки нажимать - их там 40!”, - смеется один из полярников, а глаза при этом грустные.

Россия в последнее время оптимизирует объем научных исследований в Антарктиде, сетуют ученые. Выделяемого финансирования по сути хватает лишь на поддержание станций в рабочем состоянии. А ведь на станциях проводятся важные исследования, возможные лишь в уникальных условиях Антарктиды. Например, на “Беллинсгаузене” круглый год ведутся метеорологические, геофизические и океанографические наблюдения, изучаются аспекты возможного глобального потепления. Кроме того, станция осуществляет прием спутниковой информации для Роскосмоса.

Подарки с Большой земли

Прибытие большого судна к берегам Антарктиды - это всегда огромное событие для полярников, которые истосковались по новым лицам. Но главное - это возможность пополнить запасы продовольствия, которое завозится на станцию раз в год.

“Первое, что мы попросили - это свежие овощи. Не потому, что мы бедные какие-то. У меня овощи восьмой месяц лежат на складе. Попробуйте из такой капусты сварить суп, например”, - разводит руками начальник станции Никитин.

Предприниматели из “Клуба лидеров” приехали в Антарктиду с проектами по улучшению условий на станции. Среди основных - создание российского вездехода на гусеничном ходу на замену западным машинам, прибор для восполнение дефицита солнечного света в условиях полярной ночи, генераторы альтернативной энергии.

От некоторых идей после осмотра станции пришлось отказаться. Так, один из предпринимателей предлагал собрать частные средства и приобрести полярникам самолет для доставки грузов. Однако выяснилось, что самолет на станции не нужен, поскольку нет ресурсов для его обслуживания, а вот мелкая техника - квадроциклы и вездеходы - очень нужна.

В целом полярники неохотно говорят о своих проблемах. Но в личных беседах, а не на общих встречах, они признаются, что в первую очередь на станции необходимо менять ангары. “Они стоят с советских времен, уже прогнили”, - сказал один из сотрудников станции. Также “Беллинсгаузену” нужны новые морозильные камеры - в старых не поддерживается необходимая температура, в результате замороженные продукты оттаивают, портятся и их приходится выбрасывать. Например, однажды пришлось выкинуть 30 кг печенки.

По итогам бесед с полярниками предприниматели пообещали помочь им с решением озвученных бытовых проблем.

Китайская стена

На следующий день начальник “Беллинсгаузена” предложил журналистам съездить на китайскую станцию “Чанчэн” (“Великая стена”). Она находится всего в 2,5 километрах от нашей станции, однако путь туда через снежные завалы занимает более 20 минут. Взяв с собой в качестве сувенира бутылку водки, мы загрузились в машину на гусеничном ходу - ратрак.

Дорог на острове нет: полярники при помощи снегоуборочной техники прокладывают сквозь сугробы колею. Машину в пути сильно трясет и периодически она опасно наклоняется вбок. Видимость плохая: кругом туман, идет мокрый снег, завывает сильный ветер. Несколько раз нам встречались равнины, на которых дремали сотни тюленей, некоторые лежали прямо на дороге и не хотели пропускать машину.

Ближе к “Великой стене” начинают появляться валуны с красными китайскими иероглифами. А на въезде на территорию станции стоит здание в виде огромного футбольного мяча. Говорят, в нем находятся приборы связи. На станции нас встречает поклонами китайский доктор по прозвищу Рич (богатый).

“Мы дали ему такую кличку, потому что у него есть элитная недвижимость в Шанхае”, - сквозь смех поясняет начальник “Беллинсгаузена” Сергей Никитин. По его словам, в Китае полярники очень уважаемые люди, и зимовка на станции является хорошим трамплином для карьеры. Поэтому на одно место в полярной экспедиции одновременно могут претендовать до 18 человек.

Из развлечений на станции есть большой баскетбольный зал, караоке, музей, комната отдыха и безлимитный доступ к закускам - орешки, конфеты, соевое молоко, чай. Внутри помещения декорированы красными китайскими фонариками, масками, иероглифами. Снаружи станция мало чем отличается от соседних, разве что у домиков вид не такой уставший, как на “Беллинсгаузене”.

Экскурсию нам проводит начальник китайской станции, и Сергей все время просит меня побольше фотографировать, поскольку таким образом гость демонстрирует уважение к хозяевам. Если ничего не фотографировать, значит, тебе не интересно, поясняет он. После экскурсии полярники начинают вспоминать свои семьи, считать, сколько месяцев осталось до окончания зимовки. Сергей показал доктору Ричу фотографию, на которой изображены его дети и внуки.

“И после этого ты называешь меня богатым? Это ты Рич, потому что у тебя есть большая семья!”, - говорит китаец и улыбается.

Когда мы покидали “Великую стену”, Сергей попросил меня обратить внимание, выйдет ли начальник китайской станции провожать нас на порог. По его словам, это проявление глубочайшего уважения к гостям. Сев в машину, я оглянулась: и начальник станции, и доктор Рич стояли на пороге и кланялись нам вслед.

Как известно, Антарктида была открыта русскими мореплавателями – капитаном Фаддеем Беллинсгаузеном (1778–1852) и лейтенантом Михаилом Лазаревым (1788–1851), которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» 28 января 1820 года впервые в истории достигли загадочной земли в Южном полушарии.

Русские корабли обошли вокруг антарктического материка, девять раз приблизившись вплотную к его берегам, определив, таким образом, общие очертания Антарктиды. То есть в новое время первооткрывателями Антарктиды стали именно русские. А дальше…

А дальше, если верить общепринятой сегодня исторической версии, крупномасштабные экспедиции к берегам Антарктиды были осуществлены только… через 130 лет – уже в 1950‑х годах, когда стартовала советская антарктическая программа!

Удивительно, но – факт! Российские, советские, а потом – и опять российские исследования ледяного континента вызывают не меньше вопросов (если не больше!), чем, скажем, американские или немецкие.

С формальной точки зрения, об антарктических программах Советского Союза, а с 1991 года – Российской Федерации, написаны и изданы сотни и тысячи статей, книг, брошюр, снято множество документальных фильмов. Вроде бы никаких тайн и загадок не осталось. Ледяной континент, суровый климат, страна пингвинов и запредельного холода, полярные зимовки и т. п.

Но так ли всё очевидно на самом деле?

Советский ветеран‑полярник, который предпочёл остаться анонимным, обратил моё внимание на участок Смоленского кладбища в Санкт‑Петербурге, где в конце 1940‑х годов было похоронено больше сотни мужчин (примерно в тот же период, что и время экспедиции адмирала Бёрда). Одинаковые надгробия, славянские фамилии и средний возраст умерших наталкивают на мысль о военных захоронениях. Но в эти годы СССР, как мы знаем, ни с кем не воевал. Здесь лежат полярники, пояснил их выживший коллега, причём зимовали они на шестом континенте.

Секретную миссию СССР в Антарктиде (официально наша страна начала там исследования лишь в 1956 году) безымянный собеседник связывает с именем дважды Героя Советского Союза Ивана Папанина, в то время – начальника морской разведки. Будто бы папанинцы, а не мифические арийцы в тонких одеждах оказали адмиралу Бёрду суровый прием на «исконно нашей» территории открытого нашими людьми континента. Выходит, именно с этой стычки, а не с фултоновской речи Черчилля началась «холодная война» между СССР и США.

Это – цитата из статьи Савелия Кашницкого «Тайная цивилизация под шестым континентом», опубликованной в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 17 от 22 апреля 2009 г.).

Еще одна цитата:

На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупных озёр – кладбище полярников. Давно списанный вездеход «Пингвин», загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира – Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле лётчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырёхлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов – нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далёком году. Это, как видно, уже дело историков…

Вторая цитата взята из воспоминаний одного из членов первой советской антарктической экспедиции – Владимира Кузнецова, вышедших в Санкт‑Петербурге в издательстве «Гидрометеоиздат» (цитируем по книге А.В. Бирюка «НЛО: секретный удар», часть 3 «Антарктида», глава 4 «Станция «Новолазаревская»).

Александр Бирюк этот абзац из воспоминаний Владимира Кузнецова комментирует так: А.В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в Первой перегоночной авиационной дивизии. Командиром дивизии был полковник ВВС СССР Иван Мазурук (07.07.1906–02.01.1989), руководивший трассой «Алсиб», проходившей из Аляски в СССР (Красноярск), по которой на советско‑германский фронт доставлялась авиатехника, предоставленная Советскому Союзу по ленд‑лизу Соединёнными Штатами.

Четырёхлопастный пропеллер на могиле А.В. Чилингарова, похороненного 1 марта 1947 года, мог принадлежать только самолёту «P‑63 Кингкобра», которые по ленд‑лизу в 1944–1945 годах поставлялись из США в СССР. Но каким образом «Кингкобра» попала в 1947 году в Антарктиду, если советские исследования Антарктики начались только в 1956 году?

В 2005 году в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга Ольги Грейгъ, которая называлась так: «Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе». Квинтэссенция этой книги такова: с 1820 года Россия, с несущественными перерывами, продолжала активно осваивать и изучать шестой континент. Ещё до начала Второй мировой войны была начата подготовка, а после её окончания – завершено формирование Антарктического флота ВМФ СССР, который базировался у берегов Антарктиды. В деле исследования и изучения ледяного континента Сталин работал в тесной кооперации с Гитлером, которая не прекращалась и… в годы войны. Представители инопланетного разума в окрестностях Антарктиды, безусловно, присутствуют. Но вся эта информация – не для простых смертных.

Об авторе книги – Ольге Грейгъ – не сказано ничего. Является ли эта фамилия индивидуальным или коллективным псевдонимом, и если да – то чьим, и псевдоним ли это вообще? Неизвестно. Не понятна на первый взгляд и цель, которая преследовалась при написании и издании этой книги. Просто‑напросто заработать немного денег, написав вполне конъюнктурный, продаваемый текст, либо это – своеобразный «посыл» группы заинтересованных лиц российской властной элите и думающей части населения страны, этакий призыв возобновить активное освоение Антарктики? (Заметим в скобках, что в 2011 году книга Ольги Грейгъ вышла вторым изданием, а также была дополнена ещё одной книгой того же автора на ту же тему: «Операция «Антарктида», или Битва за Южный полюс».)

Вскоре после выхода в свет первой книги Ольги Грейгъ, а именно 5 марта 2007 года, на одном из русскоязычных интернет‑форумов был вывешен «пост», рассказывающий о марш‑броске ФСБ РФ на Южный полюс.

В этом сообщении, в частности, говорилось:

Директор ФСБ РФ Николай Патрушев и его первый заместитель, глава Пограничной службы Владимир Проничев, а также вице‑спикер Госдумы Артур Чилингаров, глава Росгидромета Александр Бедрицкий и даже посол РФ в Чили Юрий Филатов, используя «авиаподскок» в Чили, совершили сначала на самолёте «Ан‑74» перелёт из Южной Америки к Антарктике, где 5 января произвели посадку на острове Кинг Джордж. Там находится одна из пяти действующих российских антарктических станций – «Беллинсгаузен».

7 января высокое начальство на двух вертолётах ФСБ «Ми‑8» совершило бросок на Южный полюс. «Впервые в истории человечества, – торжествующе писало одно из российских изданий, – православное Рождество христиане встретили на Южном полюсе – там, где сходятся все земные меридианы на высоте 2835 метров».

Патрушев в рождественской эйфории даже рискнул разбудить Владимира Путина, чтобы доложить об успехе экспедиции. Правда, для этого он воспользовался не своей спецсвязью, а спутниковым телефоном, который ему любезно предоставили ошарашенные визитом главы ФСБ американские полярники со станции «Амундсен‑Скотт.

Руководитель Хабаровского авиационного центра ФСБ России полковник Андрей Соболев в интервью газете «Пограничник Северо‑Востока» (№ 49 от 12 декабря 2007 года) о цели этого визита рассказал предельно откровенно:

В первую очередь – политическая. В нынешнем году заканчивается действие 50‑летнего международного договора, по которому Антарктида признана территорией общего пользования. И чем ближе окончание срока действия договора, тем активнее некоторые страны начинают претендовать на одностороннее владение южным материком.

Между тем Антарктида – это богатейшая территория. В конце концов, здесь самый лёгкий уран. Именно поэтому и было принято политическое решение доставить туда высокопоставленную российскую делегацию, чтобы тем самым обозначить наше присутствие. Общее руководство экспедицией осуществлял Артур Николаевич Чилингаров, а официальным представителем государства выступал директор ФСБ Николай Платонович Патрушев.

18 ноября 2009 года стало известно о том, что председатель Правительства РФ Владимир Путин возглавил Попечительский совет Русского географического общества. На первом же заседании РГО, пребывая в статусе председателя его Попечительского совета, он предложил хотя бы в 10 раз (до 50 миллионов рублей) увеличить ассигнования в бюджет РГО для сохранения проводимых этим обществом научно‑исследовательских работ. В тот же день избранный новым президентом РГО глава МЧС РФ Сергей Шойгу пообещал ещё больше популяризировать географию и даже заметил о возможности создания специализированного телеканала.

А 15 апреля 2011 года, как сообщило информационное агентство «РИА‑Новости», на очередном заседании Попечительского совета было, в частности, заявлено, что у РГО, возможно вскоре, появятся собственные корабли и подводные аппараты: премьер‑министр Владимир Путин поддержал идею разработать и построить российское морское исследовательское судно.

Напомним также, что годом ранее – 15 апреля 2010 года, – в ходе первого официального визита в Аргентину Президент РФ Дмитрий Медведев и Президент этой южноамериканской республики Кристина Фернандес де Киршнер подписали 12 соглашений о сотрудничестве в разных областях деятельности.

По этому поводу, в частности, в сюжете «Первого канала» было сказано следующее:

Россия предлагает свои технологии не только в энергетике, но и в восстановлении железных дорог – в Аргентине они наполовину разрушены, в освоении космоса – в Аргентине установят наземное оборудование для спутниковой системы «ГЛОНАСС», в строительстве новых атомных станций, а также в исследовании Антарктиды – здесь нужны российские ледоколы и вертолёты.

После чего, 21 октября 2010 года, на заседании Правительства РФ под председательством его главы – Владимира Путина – была обсуждена «Стратегия развития деятельности России в Антарктике».

Детали этой стратегии и обстоятельства, предшествовавшие её разработке, в СМИ широко не освещались.

Фрагмент книги И.А.Осовина, С.А.Почечуева "Зловещие тайны Антарктиды"

Как известно, Антарктида была открыта русскими мореплавателями - капитаном Фаддеем Беллинсгаузеном (1778-1852) и лейтенантом Михаилом Лазаревым (1788-1851), которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» 28 января 1820 года впервые в истории достигли загадочной земли в Южном полушарии.

Русские корабли обошли вокруг антарктического материка, девять раз приблизившись вплотную к его берегам, определив, таким образом, общие очертания Антарктиды. То есть в новое время первооткрывателями Антарктиды стали именно русские. А дальше...

А дальше, если верить общепринятой сегодня исторической версии, крупномасштабные экспедиции к берегам Антарктиды были осуществлены только... через 130 лет - уже в 1950‑х годах, когда стартовала советская антарктическая программа!

Удивительно, но - факт! Российские, советские, а потом - и опять российские исследования ледяного континента вызывают не меньше вопросов (если не больше!), чем, скажем, американские или немецкие.

С формальной точки зрения, об антарктических программах Советского Союза, а с 1991 года - Российской Федерации, написаны и изданы сотни и тысячи статей, книг, брошюр, снято множество документальных фильмов. Вроде бы никаких тайн и загадок не осталось. Ледяной континент, суровый климат, страна пингвинов и запредельного холода, полярные зимовки и т. п.

Но так ли всё очевидно на самом деле?

Советский ветеран‑полярник, который предпочёл остаться анонимным, обратил моё внимание на участок Смоленского кладбища в Санкт‑Петербурге, где в конце 1940‑х годов было похоронено больше сотни мужчин (примерно в тот же период, что и время экспедиции адмирала Бёрда). Одинаковые надгробия, славянские фамилии и средний возраст умерших наталкивают на мысль о военных захоронениях. Но в эти годы СССР, как мы знаем, ни с кем не воевал. Здесь лежат полярники, пояснил их выживший коллега, причём зимовали они на шестом континенте.

Секретную миссию СССР в Антарктиде (официально наша страна начала там исследования лишь в 1956 году) безымянный собеседник связывает с именем дважды Героя Советского Союза Ивана Папанина, в то время - начальника морской разведки. Будто бы папанинцы, а не мифические арийцы в тонких одеждах оказали адмиралу Бёрду суровый прием на «исконно нашей» территории открытого нашими людьми континента. Выходит, именно с этой стычки, а не с фултоновской речи Черчилля началась «холодная война» между СССР и США.

Это - цитата из статьи Савелия Кашницкого «Тайная цивилизация под шестым континентом», опубликованной в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 17 от 22 апреля 2009 г.).

Еще одна цитата:

На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупных озёр - кладбище полярников. Давно списанный вездеход «Пингвин», загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира - Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле лётчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырёхлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов - нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далёком году. Это, как видно, уже дело историков...

Вторая цитата взята из воспоминаний одного из членов первой советской антарктической экспедиции - Владимира Кузнецова, вышедших в Санкт‑Петербурге в издательстве «Гидрометеоиздат» (цитируем по книге А.В. Бирюка «НЛО: секретный удар», часть 3 «Антарктида», глава 4 «Станция «Новолазаревская»).

Александр Бирюк этот абзац из воспоминаний Владимира Кузнецова комментирует так: А.В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в Первой перегоночной авиационной дивизии. Командиром дивизии был полковник ВВС СССР Иван Мазурук (07.07.1906-02.01.1989), руководивший трассой «Алсиб», проходившей из Аляски в СССР (Красноярск), по которой на советско‑германский фронт доставлялась авиатехника, предоставленная Советскому Союзу по ленд‑лизу Соединёнными Штатами.

Четырёхлопастный пропеллер на могиле А.В. Чилингарова, похороненного 1 марта 1947 года, мог принадлежать только самолёту «P‑63 Кингкобра», которые по ленд‑лизу в 1944-1945 годах поставлялись из США в СССР. Но каким образом «Кингкобра» попала в 1947 году в Антарктиду, если советские исследования Антарктики начались только в 1956 году?

В 2005 году в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга Ольги Грейгъ, которая называлась так: «Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе». Квинтэссенция этой книги такова: с 1820 года Россия, с несущественными перерывами, продолжала активно осваивать и изучать шестой континент. Ещё до начала Второй мировой войны была начата подготовка, а после её окончания - завершено формирование Антарктического флота ВМФ СССР, который базировался у берегов Антарктиды. В деле исследования и изучения ледяного континента Сталин работал в тесной кооперации с Гитлером, которая не прекращалась и... в годы войны. Представители инопланетного разума в окрестностях Антарктиды, безусловно, присутствуют. Но вся эта информация - не для простых смертных.

Об авторе книги - Ольге Грейгъ - не сказано ничего. Является ли эта фамилия индивидуальным или коллективным псевдонимом, и если да - то чьим, и псевдоним ли это вообще? Неизвестно. Не понятна на первый взгляд и цель, которая преследовалась при написании и издании этой книги. Просто‑напросто заработать немного денег, написав вполне конъюнктурный, продаваемый текст, либо это - своеобразный «посыл» группы заинтересованных лиц российской властной элите и думающей части населения страны, этакий призыв возобновить активное освоение Антарктики? (Заметим в скобках, что в 2011 году книга Ольги Грейгъ вышла вторым изданием, а также была дополнена ещё одной книгой того же автора на ту же тему: «Операция «Антарктида», или Битва за Южный полюс».)

Вскоре после выхода в свет первой книги Ольги Грейгъ, а именно 5 марта 2007 года, на одном из русскоязычных интернет‑форумов был вывешен «пост», рассказывающий о марш‑броске ФСБ РФ на Южный полюс.

В этом сообщении, в частности, говорилось:

Директор ФСБ РФ Николай Патрушев и его первый заместитель, глава Пограничной службы Владимир Проничев, а также вице‑спикер Госдумы Артур Чилингаров, глава Росгидромета Александр Бедрицкий и даже посол РФ в Чили Юрий Филатов, используя «авиаподскок» в Чили, совершили сначала на самолёте «Ан‑74» перелёт из Южной Америки к Антарктике, где 5 января произвели посадку на острове Кинг Джордж. Там находится одна из пяти действующих российских антарктических станций - «Беллинсгаузен».

7 января высокое начальство на двух вертолётах ФСБ «Ми‑8» совершило бросок на Южный полюс. «Впервые в истории человечества, - торжествующе писало одно из российских изданий, - православное Рождество христиане встретили на Южном полюсе - там, где сходятся все земные меридианы на высоте 2835 метров».

Патрушев в рождественской эйфории даже рискнул разбудить Владимира Путина, чтобы доложить об успехе экспедиции. Правда, для этого он воспользовался не своей спецсвязью, а спутниковым телефоном, который ему любезно предоставили ошарашенные визитом главы ФСБ американские полярники со станции «Амундсен‑Скотт».

Руководитель Хабаровского авиационного центра ФСБ России полковник Андрей Соболев в интервью газете «Пограничник Северо‑Востока» (№ 49 от 12 декабря 2007 года) о цели этого визита рассказал предельно откровенно:

В первую очередь - политическая. В нынешнем году заканчивается действие 50‑летнего международного договора, по которому Антарктида признана территорией общего пользования. И чем ближе окончание срока действия договора, тем активнее некоторые страны начинают претендовать на одностороннее владение южным материком.

Между тем Антарктида - это богатейшая территория. В конце концов, здесь самый лёгкий уран. Именно поэтому и было принято политическое решение доставить туда высокопоставленную российскую делегацию, чтобы тем самым обозначить наше присутствие. Общее руководство экспедицией осуществлял Артур Николаевич Чилингаров, а официальным представителем государства выступал директор ФСБ Николай Платонович Патрушев.

18 ноября 2009 года стало известно о том, что председатель Правительства РФ Владимир Путин возглавил Попечительский совет Русского географического общества. На первом же заседании РГО, пребывая в статусе председателя его Попечительского совета, он предложил хотя бы в 10 раз (до 50 миллионов рублей) увеличить ассигнования в бюджет РГО для сохранения проводимых этим обществом научно‑исследовательских работ. В тот же день избранный новым президентом РГО глава МЧС РФ Сергей Шойгу пообещал ещё больше популяризировать географию и даже заметил о возможности создания специализированного телеканала.

А 15 апреля 2011 года, как сообщило информационное агентство «РИА‑Новости», на очередном заседании Попечительского совета было, в частности, заявлено, что у РГО, возможно вскоре, появятся собственные корабли и подводные аппараты: премьер‑министр Владимир Путин поддержал идею разработать и построить российское морское исследовательское судно.

Напомним также, что годом ранее - 15 апреля 2010 года, - в ходе первого официального визита в Аргентину Президент РФ Дмитрий Медведев и Президент этой южноамериканской республики Кристина Фернандес де Киршнер подписали 12 соглашений о сотрудничестве в разных областях деятельности.

По этому поводу, в частности, в сюжете «Первого канала» было сказано следующее:

Россия предлагает свои технологии не только в энергетике, но и в восстановлении железных дорог - в Аргентине они наполовину разрушены, в освоении космоса - в Аргентине установят наземное оборудование для спутниковой системы «ГЛОНАСС», в строительстве новых атомных станций, а также в исследовании Антарктиды - здесь нужны российские ледоколы и вертолёты.

После чего, 21 октября 2010 года, на заседании Правительства РФ под председательством его главы - Владимира Путина - была обсуждена «Стратегия развития деятельности России в Антарктике».

Детали этой стратегии и обстоятельства, предшествовавшие её разработке, в СМИ широко не освещались.

Фрагмент книги И.А.Осовина, С.А.Почечуева "Зловещие тайны Антарктиды"

Как известно, Антарктида была открыта русскими мореплавателями – капитаном Фаддеем Беллинсгаузеном (1778–1852) и лейтенантом Михаилом Лазаревым (1788–1851), которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» 28 января 1820 года впервые в истории достигли загадочной земли в Южном полушарии.

Русские корабли обошли вокруг антарктического материка, девять раз приблизившись вплотную к его берегам, определив, таким образом, общие очертания Антарктиды. То есть в новое время первооткрывателями Антарктиды стали именно русские. А дальше…

А дальше, если верить общепринятой сегодня исторической версии, крупномасштабные экспедиции к берегам Антарктиды были осуществлены только… через 130 лет – уже в 1950‑х годах, когда стартовала советская антарктическая программа!

Удивительно, но – факт! Российские, советские, а потом – и опять российские исследования ледяного континента вызывают не меньше вопросов (если не больше!), чем, скажем, американские или немецкие.

С формальной точки зрения, об антарктических программах Советского Союза, а с 1991 года – Российской Федерации, написаны и изданы сотни и тысячи статей, книг, брошюр, снято множество документальных фильмов. Вроде бы никаких тайн и загадок не осталось. Ледяной континент, суровый климат, страна пингвинов и запредельного холода, полярные зимовки и т. п.

Но так ли всё очевидно на самом деле?

Советский ветеран‑полярник, который предпочёл остаться анонимным, обратил моё внимание на участок Смоленского кладбища в Санкт‑Петербурге, где в конце 1940‑х годов было похоронено больше сотни мужчин (примерно в тот же период, что и время экспедиции адмирала Бёрда). Одинаковые надгробия, славянские фамилии и средний возраст умерших наталкивают на мысль о военных захоронениях. Но в эти годы СССР, как мы знаем, ни с кем не воевал. Здесь лежат полярники, пояснил их выживший коллега, причём зимовали они на шестом континенте.

Секретную миссию СССР в Антарктиде (официально наша страна начала там исследования лишь в 1956 году) безымянный собеседник связывает с именем дважды Героя Советского Союза Ивана Папанина, в то время – начальника морской разведки. Будто бы папанинцы, а не мифические арийцы в тонких одеждах оказали адмиралу Бёрду суровый прием на «исконно нашей» территории открытого нашими людьми континента. Выходит, именно с этой стычки, а не с фултоновской речи Черчилля началась «холодная война» между СССР и США.

Это – цитата из статьи Савелия Кашницкого «Тайная цивилизация под шестым континентом», опубликованной в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 17 от 22 апреля 2009 г.).

Еще одна цитата:

На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупных озёр – кладбище полярников. Давно списанный вездеход «Пингвин», загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира – Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле лётчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырёхлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов – нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далёком году. Это, как видно, уже дело историков…

Вторая цитата взята из воспоминаний одного из членов первой советской антарктической экспедиции – Владимира Кузнецова, вышедших в Санкт‑Петербурге в издательстве «Гидрометеоиздат» (цитируем по книге А.В. Бирюка «НЛО: секретный удар», часть 3 «Антарктида», глава 4 «Станция «Новолазаревская»).

Александр Бирюк этот абзац из воспоминаний Владимира Кузнецова комментирует так: А.В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в Первой перегоночной авиационной дивизии. Командиром дивизии был полковник ВВС СССР Иван Мазурук (07.07.1906–02.01.1989), руководивший трассой «Алсиб», проходившей из Аляски в СССР (Красноярск), по которой на советско‑германский фронт доставлялась авиатехника, предоставленная Советскому Союзу по ленд‑лизу Соединёнными Штатами.

Четырёхлопастный пропеллер на могиле А.В. Чилингарова, похороненного 1 марта 1947 года, мог принадлежать только самолёту «P‑63 Кингкобра», которые по ленд‑лизу в 1944–1945 годах поставлялись из США в СССР. Но каким образом «Кингкобра» попала в 1947 году в Антарктиду, если советские исследования Антарктики начались только в 1956 году?

В 2005 году в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга Ольги Грейгъ, которая называлась так: «Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе». Квинтэссенция этой книги такова: с 1820 года Россия, с несущественными перерывами, продолжала активно осваивать и изучать шестой континент. Ещё до начала Второй мировой войны была начата подготовка, а после её окончания – завершено формирование Антарктического флота ВМФ СССР, который базировался у берегов Антарктиды. В деле исследования и изучения ледяного континента Сталин работал в тесной кооперации с Гитлером, которая не прекращалась и… в годы войны. Представители инопланетного разума в окрестностях Антарктиды, безусловно, присутствуют. Но вся эта информация – не для простых смертных.

Об авторе книги – Ольге Грейгъ – не сказано ничего. Является ли эта фамилия индивидуальным или коллективным псевдонимом, и если да – то чьим, и псевдоним ли это вообще? Неизвестно. Не понятна на первый взгляд и цель, которая преследовалась при написании и издании этой книги. Просто‑напросто заработать немного денег, написав вполне конъюнктурный, продаваемый текст, либо это – своеобразный «посыл» группы заинтересованных лиц российской властной элите и думающей части населения страны, этакий призыв возобновить активное освоение Антарктики? (Заметим в скобках, что в 2011 году книга Ольги Грейгъ вышла вторым изданием, а также была дополнена ещё одной книгой того же автора на ту же тему: «Операция «Антарктида», или Битва за Южный полюс».)

Вскоре после выхода в свет первой книги Ольги Грейгъ, а именно 5 марта 2007 года, на одном из русскоязычных интернет‑форумов был вывешен «пост», рассказывающий о марш‑броске ФСБ РФ на Южный полюс.

В этом сообщении, в частности, говорилось:

Директор ФСБ РФ Николай Патрушев и его первый заместитель, глава Пограничной службы Владимир Проничев, а также вице‑спикер Госдумы Артур Чилингаров, глава Росгидромета Александр Бедрицкий и даже посол РФ в Чили Юрий Филатов, используя «авиаподскок» в Чили, совершили сначала на самолёте «Ан‑74» перелёт из Южной Америки к Антарктике, где 5 января произвели посадку на острове Кинг Джордж. Там находится одна из пяти действующих российских антарктических станций – «Беллинсгаузен».

7 января высокое начальство на двух вертолётах ФСБ «Ми‑8» совершило бросок на Южный полюс. «Впервые в истории человечества, – торжествующе писало одно из российских изданий, – православное Рождество христиане встретили на Южном полюсе – там, где сходятся все земные меридианы на высоте 2835 метров».

Патрушев в рождественской эйфории даже рискнул разбудить Владимира Путина, чтобы доложить об успехе экспедиции. Правда, для этого он воспользовался не своей спецсвязью, а спутниковым телефоном, который ему любезно предоставили ошарашенные визитом главы ФСБ американские полярники со станции «Амундсен‑Скотт.

Руководитель Хабаровского авиационного центра ФСБ России полковник Андрей Соболев в интервью газете «Пограничник Северо‑Востока» (№ 49 от 12 декабря 2007 года) о цели этого визита рассказал предельно откровенно:

В первую очередь – политическая. В нынешнем году заканчивается действие 50‑летнего международного договора, по которому Антарктида признана территорией общего пользования. И чем ближе окончание срока действия договора, тем активнее некоторые страны начинают претендовать на одностороннее владение южным материком.

Между тем Антарктида – это богатейшая территория. В конце концов, здесь самый лёгкий уран. Именно поэтому и было принято политическое решение доставить туда высокопоставленную российскую делегацию, чтобы тем самым обозначить наше присутствие. Общее руководство экспедицией осуществлял Артур Николаевич Чилингаров, а официальным представителем государства выступал директор ФСБ Николай Платонович Патрушев.

18 ноября 2009 года стало известно о том, что председатель Правительства РФ Владимир Путин возглавил Попечительский совет Русского географического общества. На первом же заседании РГО, пребывая в статусе председателя его Попечительского совета, он предложил хотя бы в 10 раз (до 50 миллионов рублей) увеличить ассигнования в бюджет РГО для сохранения проводимых этим обществом научно‑исследовательских работ. В тот же день избранный новым президентом РГО глава МЧС РФ Сергей Шойгу пообещал ещё больше популяризировать географию и даже заметил о возможности создания специализированного телеканала.

А 15 апреля 2011 года, как сообщило информационное агентство «РИА‑Новости», на очередном заседании Попечительского совета было, в частности, заявлено, что у РГО, возможно вскоре, появятся собственные корабли и подводные аппараты: премьер‑министр Владимир Путин поддержал идею разработать и построить российское морское исследовательское судно.

Напомним также, что годом ранее – 15 апреля 2010 года, – в ходе первого официального визита в Аргентину Президент РФ Дмитрий Медведев и Президент этой южноамериканской республики Кристина Фернандес де Киршнер подписали 12 соглашений о сотрудничестве в разных областях деятельности.

По этому поводу, в частности, в сюжете «Первого канала» было сказано следующее:

Россия предлагает свои технологии не только в энергетике, но и в восстановлении железных дорог – в Аргентине они наполовину разрушены, в освоении космоса – в Аргентине установят наземное оборудование для спутниковой системы «ГЛОНАСС», в строительстве новых атомных станций, а также в исследовании Антарктиды – здесь нужны российские ледоколы и вертолёты.

После чего, 21 октября 2010 года, на заседании Правительства РФ под председательством его главы – Владимира Путина – была обсуждена «Стратегия развития деятельности России в Антарктике».

Детали этой стратегии и обстоятельства, предшествовавшие её разработке, в СМИ широко не освещались.

Фрагмент книги И.А.Осовина, С.А.Почечуева «Зловещие тайны Антарктиды»

4 июля 1819 года из Кронштадта в кругосветное плавание отправились шлюпы «Восток» и «Мирный». Во время этой экспедиции был открыта Антарктида.

Беллинсгаузен и Лазарев

Антарктида была открыта в 1820 года русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым. По международному праву, установленному во времена географических открытий, неизвестные ранее земли становились территориальной собственностью того государства, под чьим флагом были открыты. Ещё один факт:в 1761 году Михаил Ломоносов в своём труде "О слоях земных" утверждал, что на краю южного полушария есть «матерая земля, покрытая вечными льдами».

Адмирал Макаров

Живейший интерес к антарктическим вопросам проявляло правительство Российской империи в конце XIX-начале XX века. Известно, что начальник имперской разведки генерал-адъютант его императорского величества граф А. Г. Канкрин даже встречался с адмиралом Макаровым и обсуждал с ним вопросы организации экспедиции к Антарктиде. Более того, одна экспедиция даже состоялась в 1903 году, но конкретных результатов она не принесла.

Швабенленд

Пожалуй, самая интригующая страница из истории освоения Антарктиды связана с так называемым "Швабенлендом". 19 января 1939 года секретная немецкая экспедиция, по личному распоряжению Гитлера, начала детальное исследование Антарктиды в районе Земли Королевы Мод. Была проделана поистине титаническая работа. По неподтвержденным до сих пор данным, нацисты создали в Антарктиде целую сеть подледных бункеров и даже проводили там эксперименты по производству летательных аппаратов. В октябре 1944 года главнокомандующий германскими ВМФ гросс-адмирал Карл Денниц, выступая перед кадетами военно-морского училища в Лабое, заявил: «Германский подводный флот гордится тем, что далеко, на краю земли он построил для фюрера и Отечества настоящий земной рай, неприступную крепость». В рамках этой теории, Гитлер не покончил жизнь самоубийством, а скрылся в Швабенленде, где благополучно прожил до 1971 года под прикрытием советских и американских спецслужб. Такую вот фантазию развивает Шестой континент.

СССР vs США

После триумфа во Второй Мировой войне СССР одержал ещё одну победу, о которой говорить не принято. Победа эта была одержана в битве за Антарктиду. Сразу после окончания войны к Антарктиде была направлена "научная" экспедиция, которую возглавлял прославленный Ричард Бэрд, финансировало её правительство США. В составе экспедиции была специальная эскадра из 14 американских военных кораблей и вспомогательных судов. Среди них авианосец, на борту которого находились вертолеты и самолеты.

Сталин отправил к Антарктиде свою эскадру. В конце 1946 года китобойная флотилия «Слава» под командованием капитана Воронина двинулась к Южному полюсу.Точное число надводных кораблей, самолетов и подводных лодок, входящих в состав нашей эскадры до сих пор неизвестно, но факт в том, что экспедиция Берда вернулась в США в неполном составе, а подробности произошедшего у антарктических берегов конфликта до сих пор являются загадкой. Тогда Антарктиду мы отстояли.

Пиночет

В конце 60-х годов на острове Ватерлоо в Антарктиде случилась авария. На чилийской станции Пресиденте-Фрей полетел дизель. Надо понимать, что дизель в Антарктиде - это жизнь. Чилийцы решили обратиться за помощью к русским. На советскую станцию Беллинсгаузен отправился молодой офицер Аугусто Пиночет. Советские полярники спасли чилийцев - починили мотор. После Пиночет пришёл к "нашим" ещё раз, хотел угостить русских ученых текилой, но те отказались, научив будущего президента Чили разбавлять спирт "по широте": на Беллинсгаузене напиток должен быть крепостью шестьдесят два градуса, на Новолазоревской - ровно семьдесят, а если уж занесет на станцию Восток, то все семьдесят восемь.

Ресурсы

Антарктида представляет огромный интерес в плане полезных ресурсов. 80 процентов мирового запаса пресной воды, нефтяные месторождения, в разы превосходящие кладовые Саудовской Аравии (6,5 млрд тонн), каменный уголь, газ (более 4 трлн куб м), железная руда, уран, золото, алмазы.«Неприкосновенность» Антарктиды заканчивается в 2048 году с истечением срока Конвенции. Как будут распределяться эти ресурсы необходимо решать уже сейчас.

Озеро "Восток"

Главная русская антарктическая "находка" - это подледное озеро "Восток". 5 февраля 2012 года российским ученым удалось "дойти" до поверхности озера. Это пятое по величине пресное озеро на земле – примерно треть Байкала. Длина его 230–240 километров, ширина в самой широкой части – 50 километров, средняя глубина 600 метров. Исследования озера Восток открывают перед наукой большие перспективы.