романтизм литературный гумилев поэзия

Любовь к Африке, страсть к путешествиям, жажда приключений определили темы и мотивы творчества Гумилева, среди которых одним из ведущих является мотив экзотики. Экзотическая тема присутствует во всех книгах поэта. Попытаемся проследить, как экзотическая тема, мотив Музы Дальних Странствий эволюционировали в поэзии Гумилева от сборника к сборнику, какую роль играют экзотические мотивы в стихах поэта-романтика.

Первый сборник стихов «Путь конквистадоров», выпущенный Гумилевым - гимназистом в 1905 году, молодой поэт в последствии считал незрелым. Ему необходим был образ, и Гумилев, никогда не отличавшийся ни здоровьем, ни красотой, но имевший волю и любивший экзотику, этот образ создал: образ конквистадора - завоевателя жизни, покорителя судьбы:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Уже в этой книге стихов появились персонажи экзотические, неординарные: гордые короли и насмешливые тролли, заколдованные девы и бесстрашные рыцари.

Во втором сборнике поэта «Романтические цветы» (1908) Брюсов отметил упорную работу Гумилева над стихом, «фантастика еще свободней, образы еще прозрачней здесь, психология еще причудливее… Надо отметить, что в своих новых поэмах он в значительной мере освободился от крайностей своих первых созданий и научился замыкать свои мечты в более определенные очертания. Его видения с годами приобрели больше пластичности, выпуклости. Вместе с тем явно окреп и его стих… Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманным и утонченно звучащим стихом».

Мифологических Кукулин, исторической Помпеи, Синдбад-Мореход, Рея Маб, Люцифер, Змей, рыцари, принцессы, императоры, жрецы, пираты и, естественно, конквистадоры заполнили собой страницы сборника.

Картинно обставлен уход из жизни («Самоубийства»), романтична история жены могучего вождя, полюбившей европейца («Озеро Чад»), эффектны исторические сцены («Основатели», «Каракалла», «Помпей у пиратов»). Стихи эти - ответ на потребность человека в необычайном, не здешнем, уводящим от серой скуки повседневности.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только Луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит Земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про горную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя,

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… Далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

В этом сборнике Гумилев, по мнению критика А.Павловского, медленно сводит «поэзию по золотой лестнице символизма на землю, пытается насытить слово, уставшее от эфира и иносказаний предметностью, плотью и твердым смыслом».

Книга «Жемчуга» (1910) знаменует завершение первого периода творчества Гумилева. Это своего рода элегическое прощение с символизмом и романтическими декорациями ранних стихов. Здесь нет ничего надуманного, искусственного, вторичного. Дело в том, считает В.Брюсов, что поэт «сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, - можно сказать, в этих мирах, - явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт…»

В этом мире встречаются нам имена: античные герои, как Одиссей, Агамемнон, Ромул, исторические личности, как Тимур, Данте, Дон Жуан, Васко-де-Гама, некоторые местности Земного шара, как степь Гоби, или Кастилия, или Анды, - но они видоизменились, стали новыми, неузнаваемыми.

Брюсов, которому была посвящена книга, писал: «Страна Гумилева - это какой-то остров, где то за «водоворотом» и «клокочущими пенами» океана. Там есть пленительные, всегда, «ночные» и вечно «вечереющие» горные озера. Кругом «рощи пальм и заросли алоэ», но они полны «мандрагорами, цветами ужаса и зла». По стране бродят вольные дикие звери: «царственные барсы», «легкие волки», «блуждающие пантеры», «слоны-пустынники», «седые медведи», «вепри», «обезьяны». По временам видны «драконы», распространяющиеся на оголенном утесе… Герои Н.Гумилева или какие-то темные рыцари, в гербе которых «багряные цветы» и которых даже женщины той страны называют «странными паладинами», или старые конквистадоры, заблудившиеся в неизведанных цепях гор, или капитаны, «открыватели новых земель», в высоких ботфортах, с пистолетом за поясом, или царица, царствующая над неведомыми народами чарами своей небывалой красоты, или мужчины, «отличенные знаком высшего позора», или наконец, просто бродяги по пустыням, в смерти соперничающие с Гераклом. Тут же, рядом с ними стоят существа совсем фантастические или, по крайней мере, встречаемые весьма редко: «угрюмые друиды, повелевающие камнями», «девушки-колдуньи», ворожающие у окна тихой ночью, некто «привыкший к сумрачным победам», и таинственный скиталец по всем морям «летучий голландец». И удивительные совершаются события в этом мире среди этих удивительных героев…» .

Зов Музы Дальних Странствий отчетливо слышится в поэме «Открытие Америки», вошедшей в сборник «Чужое небо» (1912):

Свежим ветром снова сердце пьяно,

Перед дверью над кустом бурьяна

Небосклон безоблачен и синь,

В каждой луже запах океана,

В каждом камне веянье пустынь.

Веселы, нежданны и кровавы

Радости, печали и забавы

Дикой и пленительной земли;

Но всего прекрасней жажда славы,

Для нее родятся короли,

В океанах ходят корабли.

К моменту выхода «Чужого неба» Гумилев путешествовал по Италии, а год спустя отправился в Африку, собственной биографией подтверждая тягу к «дивным странам, заповедным Кущам».

В 1918 году вышел сборник Гумилева «Костер». Стихи в книге значительно более земные по мысли и форме. Снова устремляется его мысль и к чужим странам. («Швеция», «Норвежские чары», «На северном море», «Стокгольм»).

Седою гривой машет море,

Встают пустыни, города…

Измученный любовью к женщине поэт стремится обрести покой в прекрасном Каирском саду:

Я женщиною был тогда измучен,

И не соленый, свежий ветер моря,

Не грохот экзотических базаров -

Ничто меня утешить не могло.

Но этот сад, он был во всем подобен…

«Огненный столп» (1921) - лучший сборник поэта, в котором критика отметила совершенство формы, магию слов, «сильные, бодрые мотивы, свежей, не надломленной, даже первобытной силы».

В сборнике преимущественно представлена философская лирика человека, воспринимающего бытие во все его текучести, многообразии различных метаморфоз. Экзотичность и здесь нашла свое отражение. Восточная теория переселения душ воплотилась в стихотворении «Память». В стихотворении «Лес» сказочное существо «женщина с кошачьей головой» выходит из таинственного леса, как бы демонстрируя богатство авторской фантазии.

Многие произведения, написанные на экзотическую тему, вышли уже после смерти поэта. Среди них - цикл «Сентиментальное путешествие», стихотворение «Приглашение в путешествие», «Акростих», «Тразилинское озеро», «Вилло Баризе». И здесь автор рисует нам чудесные картины, полные экзотики:

И будут приезжать к нам гости,

Когда весной пройдут дожди,

В уборах из слоновой кости

Великолепные вожди.

В горах, где весело, где ветры

Кричат, рубить я стану лес -

Смолою пахнущие кедры,

Платан, встающие до небес.

Я буду изменять движенье

Рек, льющихся по крутизне,

Указывая им служенье,

Угодное отныне мне. («Приглашение в путешествие»).

Экзотическая лирика Гумилева пестрит многообразием зрительных образов. Недаром В.Брюсов назвал Гумилева «поэтом зрительных картин, может быть не всегда умеющим сказать новое и неожиданное, но всегда умеющего избежать в своих стихах недостатков» за счет мастерского владения формой стиха, а также переосмысливания, «перепрочувствования» привычных, уже введенных в поэтический арсенал образов. Зрительность стоит на одном из первых мест в творчестве поэта, но он не стремится приблизить поэзию к зрелищности живописных полотен. В стихах Гумилева впечатляет зримость явлений души, их «фантастическая достоверность».

Гумилев создает свой поэтический мир весомостей и заполненностей, мир конкретно-чувственный, в котором зримость явлений души и зримость реальных картин мира, земных пейзажей и даже творений мастеров живописи воспринимаются как единое органическое целое.

Итак, мы рассмотрели экзотическую поэзию Н.С.Гумилева в разрезе всего его творчества, его сознания, его жизни. В каждом из сборников поэта присутствует экзотическая тема, ведь экзотика и связанные с нею путешествия, далекие страны, необычные герои всегда жили в душе и сознании Гумилева.

Экзотическая тема, как и все творчество поэта, эволюционировала: от декоративных, многоцветных образов и картин поэт пришел к философским размышлениям о мире и о себе, и экзотика стала в поздний период деятельности Гумилева фоном и средством передачи мыслей, порой трагических.

Но на всем протяжении творчества Н.С.Гумилева его поэзию не покидали мир прекрасной и благородной романтики, свежий ветер мужества, любовь к жизни, ее вечная и таинственная красота.

Гумилев расширяет нам мир познания неизведанным и заманчивым.

Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам «муза дальних странствий». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста. В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, «открыватель новых земель», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение:

... Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье
Она, чуть дрогнув, веки подняла,
И я услышал звонких лир бряцанье
И громовые клекоты орла.

Орел Сафо у белого утеса
Торжественно парил, и красота
Бестенных виноградников Лесбоса
Замкнула богохульные уста.

Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью.
Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу.
Например:

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и сметена.

Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин:

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал — забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.

Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси — чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством.
Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив — доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева «Отравленный»:

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня...
И мне сладко — не плачь, дорогая, —
Знать, что ты отравила меня.

Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе, Венера — богиня любви и Венера — судьба.

На Венере, ах, на Венере,
Нету смерти, терпкой и душной.
Если умирают на Венере —
Превращаются в пар воздушный.

Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.

Термин «акмеизм» и имя Николая Гумилева неразрывно связаны. Действительно, поэт-конкистадор, по сути, оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления.

Я конкистадор в панцире железном,
Собрался в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.

Акмеисты творили после эпохи символизма, воцарившейся в русской поэзии с восьмидесятых годов XIX века. Поэтический язык того времени был близок к полной утрате образности: современник удачно окрестил его «символической латынью». Появление акмеистов было своеобразным протестом против «обесценивания» слова. «Роза» переставала быть символом Богоматери, Вечной Женственности и становилась просто розой — очень красивым, но абсолютно земным цветком, растущим на соседней клумбе. «Бытие», «вечность», «София» — эти слова уходили из поэтического лексикона.

Вот описание жирафа из хрестоматийного стихотворения Гумилева:

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Здесь жираф предстает отнюдь не в символическом, а своем истинном виде. И эмоции, которые вызывает образ удивительного животного, живые, а не книжные.

Акмеисты одержали победу. Это была победа Николая Гумилева.

Лирический герой Гумилева близок поэтике неоромантизма: это путешественник, воин, первопроходец, исследователь. Пейзажи и конфликты поэзии Николай Степанович создавал не в тиши уединения. Многие его стихи — это почти репортаж с места событий, ведь поэт отдал немало времени и сил исследованию Африки.

«Здравствуй, Красное море, акулья уха, Негритянская ванна, акулий котел!» — так обращался поэт к Африке. Эта часть света, в начале XX века недостаточно изученная, предстает в стихах Гумилева как земля загадок и опасностей, жители которой — мужественные воины и бесстрашные охотники. Этот мир полон ярких красок и обожжен лучами солнца. Вот поэтому страсти здесь кипят по-настоящему, и здесь поэт находит то, что искал: ощущение полноты жизни, наслаждение опасностью, первобытную сочность красок и чистоту звуков.

Война дала Гумилеву единственный в своем роде опыт — знакомство со смертью и славой, явленными на поле брани. На войне родились замечательные строчки:

Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.

Яркий пестрый мир гумилевских стихотворений не вызывает сложных ассоциаций, зато всегда радует читателя своей самобытностью. Герои его стихотворений необычайно разнообразны: ему интересны и конквистадор, и моряк, и портовый грузчик, и рабочий, и вождь туземного племени. Гумилев наблюдает за ними как хороший и понимающий товарищ.

Жизнь Николая Степановича Гумилева оборвалась ярко и трагически. Поэту было вменено в вину участие в контрреволюционном заговоре, хотя его «преступление» заключалось лишь в том, что он не стал доносить на товарищей-офицеров...

Сегодня Николай Гумилев остается одним из лучших русских поэтов XX века, создавшим замечательные произведения с яркими образами и своеобразным лирическим героем. Воля к жизни сильнее смерти — доказывает творчество поэта.

Мир чувств, эмоций, переживаний так огромен. Он переливается всеми красками – мыслимыми и немыслимыми. Он принимает любые обличья – возможные и невозможные. Он – необъятен и удивителен.
Сколько же беспокойных душ попадало в этот мир? Дети, юноши, старики… у всех – совершенно разные, неповторимые судьбы.
Человек, однажды лишь услышав и постигнув прелесть поэтической строки, навсегда проник в этот безграничный мир.
Попал в мир поэзии и Николай Степанович Гумилёв. И не просто проник в него, но и стал творить сам.
Творчество этого поэта привлекает меня своей необычностью. Она заключается и в стихотворном размере, и в содержании стихов.
Например, в стихотворении «Озеро Чад» я наблюдала интересную особенность. В шести его строфах ни разу не повторяется стихотворный ритм и использованы разные виды рифмовки. В то же время течение мысли автора не прерывается, смысл не теряется, продолжается, заключаясь в новую форму.
Николай Гумилёв противопоставляет себя «благородным» поэтам, заявляет об удивительной, лишь ему подвластной способности любить именно так, по-своему:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришёл из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам
Тёмным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцарик на картине,
Что на звёзды смотрит и ждёт…
Это строки из стихотворения «Я и вы». В каждой из них яркое противопоставление своего мнения (мнения автора) общепринятому. Поэт подчёркивает контраст между устоявшимся понятием о любви и его собственным понятием, таким необычным и непривычным. И я восхищаюсь этим дерзким заявлением, почти вызовом.
С подобным я столкнулась впервые. Зачем это было сделано? Для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, вершину «акмэ»? В таком случае автору удалось задуманное.
Меня привлекают стихи Гумилёва о любви. Они настолько своеобразны, удивительны и смелы, что мне остаётся лишь восхищаться ими.
В стихотворении «Она» нет ни восторженных строк, ни хвалы, ни лести. Нет там воспевания образа «её», нет восхищённых порывов, обещания «золотых гор»…
… молчанье,
Усталость горькая от снов…
Её душа…
Высокомерна и глуха…
Назвать нельзя её красивой…
Так говорит Гумилёв о своей возлюбленной. Кто-то мог бы возмутиться: «Возлюбленной ли?». «О, да!» – отвечу я. Ведь строкой «Но в них всё счастие моё» сказано всё.
Во многих стихах Николая Гумилёва можно заметить «акмеистические» настроения.
К примеру, в стихотворении «Змей» есть такие строки:
… Почему им, безумным, дороже,
Чем в могучих объятьях моих,
На торжественном княжеском ложе?
Или в стихотворении «Покорность»:
Это – покорность! Приди и склонись надо мной…
Автор использует глаголы в повелительном наклонении, показывает, что сам он никогда не покорится.
А вот строки из стихотворения «У камина»:
… И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
«Он» только что признался, что его душа «тягостно больна», что он «узнал, что такое страх» и что «Даже блеск ружья, даже плеск волны // Эту цепь порвать не вольны…». «Он» сознаётся в своём бессилии, покоряется судьбе.
Вообще в поэзии Гумилёва очень много нестандартного, необычного, индивидуального. Это лишний раз подтверждает принадлежность поэта к акмеистам, хотя Гумилёв позже и отошёл от этого течения.
Нельзя сказать, что я люблю неординарность Н. С. Гумилёва, но стихи его меня всё же привлекают своей необычностью, своим, только им свойственным, скрытым, что называется, «между строк», смыслом. (Оля С., 11 кл.)

Слепая музыка моей любви...
Н. Гумилев

Николай Степанович Гумилев -- прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков -- трагедия нашего народа.
Всей своей жизнью -- и реальной и поэтической -- Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам \"муза дальних странствий\". Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста.
В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, \"открыватель новых земель\", либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение:

Я вас люблю, забудьте сны! -- В молчанье
Она, чуть дрогнув, веки подняла,
И я услышал звонких лир бряцанье
И громовые клекоты орла.

Орел Сафо у белого утеса
Торжественно парил, и красота
Бестенных виноградников Лесбоса
Замкнула богохульные уста.

Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью.
Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу.
Например:

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: \"она\",
И вновь душа пьяна и сметена.

Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин:

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.

Я думал -- забавницу,
Гадал -- своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь -- морщится,
Обнимешь -- топорщится,
А выйдет луна -- затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, -- и хочет топиться.

Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси -- чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством.
Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив -- доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева \"Отравленный\":

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня...
И мне сладко -- не плачь, дорогая, --
Знать, что ты отравила меня.

Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера -- реальная в космосе, Венера -- богиня любви и Венера -- судьба.

На Венере, ах, на Венере,
Нету смерти, терпкой и душной.
Если умирают на Венере --
Превращаются в пар воздушный.

Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.

    Поэзия Гумилева начала 1910-х годов 30 Янв 2010 Пора юношеских иллюзий прошла. Да и рубеж конца 1900 - начала 1910-х годов был для многих трудным, переломным. Чувствовал это и Гумилев. Еще весной 1909 года он сказал в связи с книгой критических...

    Муза Дальних Странствий теперь пробуждается не с зовом пространства или времени, а самоуглублением, «огнедышащей беседой», «усмирением усталой плоти». Тем суровее развенчивается прошлая близорукость: * «Мы никогда не понимали * Того, что...

  1. Новое!

    Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но...

  2. Николай Степанович Гумилев - прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков...

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством самобытного поэта;
  • рассмотреть особенности лирики Гумилёва;
  • воспитывать вкус учащихся в связи с изучением поэзии;
  • учить выразительному чтению стихов.

Оформление: фотопортрет Н.Гумилёва, пластинка с записью сочинения К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», репродукции картин П.Гогена.

Ход урока

Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест-
Мне памятником будут эти строчки.
В. Шекспир

1. Слово учителя.

Не беспокойся обо мне, я чувствую себя прекрасно, читаю Гомера и пишу стихи». Лаконичная записка, написанная ровным безмятежным почерком. В ней нет ни тени тревоги, ни намёка на какую-либо опасность. А между тем писавший её знал, что жить ему осталось считанные дни.

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило – фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Автор записки и этих поэтических строк – Николай Гумилёв. Расстояние во времени между посланием, адресованным Анне Ахматовой, и стихотворением, посвящённым ей же, длиной в десять лет. Казалось бы, что уж тут общего. Но связь была. Стремительная и трагическая, как линия судьбы на ладони его руки, написавшей:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Предчувствие ранней смерти не покидало поэта на протяжении ряда лет. Он даже видел того», кто занят отливанием пули, которая оборвёт его жизнь. 24 августа 1921 года поэт Николай Гумилёв был расстрелян Петроградским губчека. Он обвинялся в участии в контрреволюционном заговоре. В «деле» Гумилёва остались справки домоуправления, в которых говорилось, что в квартире поэта, ему не принадлежало ничего, «кроме 1303 экз. книг», среди которых были написанные его любимыми писателями несколько поэтических сборников, прекрасных и благородных плодов его «сада души». Книг после смерти Гумилёва осталось меньше, чем должно было быть», налицо ещё одно – помимо убийства – уголовное преступление: обворовали его современников, обворовали нас с вами. Какой высоты ещё мог достичь Гумилёв,– он был молод и возрастом, и духом! Он бы столько ещё мог написать!

Ещё не раз Вы вспомните меня.
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из стали и огня,
Но меж других единый необманный.
Ещё не раз Вы вспомните меня... »)

Поэзия Серебряного века не мыслима без имени Николая Гумилёва. Создатель яркого и самобытного литературного течения – акмеизма (от греч.akme – остриё, лезвие), он завоевал симпатии читателей и не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям, странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

Звучит музыкальный фрагмент (К..Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза»)

2. Индивидуальные сообщения учащихся

Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышащих песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара. Древние города Европы, Ближний восток, Антильские острова, Средиземное море!..

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающие отраженья,
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы.
И кони рыжие летят.
Потом волнующие губы…
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять – восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши,
От сна, я буду снова я –
В священный вечер у ручья?

Героям его стихотворений становятся открыватели новых земель, и флибустьеры, и скитальцы-арабы, и средневековые рыцари, и охотники на африканских диких зверей, и бесстрашные капитаны...

Звучит музыкальный фрагмент (К.Дебюсси «Море».Три симфонических эскиза»).

Выразительное чтение стихотворения «На полярных морях и на южных...».

Христофор Колумб, Марко Поло, Гонзальво и Кук, Ганнон Карфагенянин, Синдбад Мореход, Одиссей...Герои реальные и мифические, жившие много веков тому назад и современники, решившие достичь Северного полюса, – все они становились помощниками поэта, мечтавшего сделать своих читателей героями «сильной, весёлой и злой планеты.

3. Знакомство с поэтикой Гумилёва

Уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилёвские») черты, которые так или иначе, изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили неповторимый облик его поэтики. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками. Он создавал героев, одухотворённых идеями, дерзкими, рискованными, но в основе своей – благородных, охваченных неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующих победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.

Чтение стихотворения « Как конквистадор в панцире железном…».

Второй характерной особенностью поэзии Гумилёва является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении «Поэту» (1908) Гумилёв высказал своё отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца.

Чтение стихотворения « Поэту».

Работу поэта над формой можно проиллюстрировать, анализируя стихотворение «Мореплаватель Павзаний...» (1906). Верный своей избраннице – Музе Дальних Странствий, поэт посвящает своё стихотворение древнегреческому путешественнику Павзанию (20 в.). После опасного плавания его корабль достиг берегов Римской империи. Час заката. Величественно и прекрасно вечно изменяющееся море. Суровы и безмолвны неподвижные скалы. Покачивается на волнах корабль. Император осматривает экзотические подарки, которые привёз из заморской страны мореплаватель. Такова сюжетная картина стихотворения. Для того, чтобы понять, как достигать поэт художественной красоты изображаемого, как разукрашивает зарисовку яркими, сочными красками, наполняет её пространство многочисленными звуками, проведём лексический и фонетический анализ текста. Бросается в глаза обилие прилагательных, обозначающих цвет: золотой, пурпурный, мраморный, изумрудный, серебряный. Присутствие в стихотворении существительных вызывает стойкие цветовые ассоциации: море (синий и зеленоватый цвета) и крокодил (зелёный цвет). Для более сильного эффекта и то и другое существительное повторяется в тексте трижды. Дополняет эту цветовую гамму звуковой повтор (ассонанс) гласного (у). Во 2 и 3 строфах, где нарисована картина моря, этот гласный звук (у) повторяется 7 раз. По замыслу поэта, этот звуковой повтор должен наполнить стихотворение зелёным цветом. Вспомним его перевод стихотворения Артюра Рембо «Гласные»: А– черно, бело-, Е – зелено О – сине, И – красно... Я хочу открыть рождение гласных. И далее: У – дивные круги морей зеленоватых. А теперь определим, каким размером написано стихотворение Гумилёва. Перед нами редко встречающийся в русском стихосложении пеон третьего вида. Он наилучшим образом передаёт ритм, частоту появления и затухания морских волн. Покачивание корабля удачно передаёт внутренняя рифма (плав – пав) в 1 строке 1 строфы. А модулированный звуковой повтор(аллитерация) сонорного звука (л) в 1 строфе, по-видимому, должен воспроизводить звук ударяющих о борт корабля волн. Моделированный глухим согласным повторяющийся сонорный (р) передаёт скрип мачт и корабельных снастей(1 и 2 строфы). Удары волн о прибрежные скалы озвучены рифмой 2 строфы (безумных– бездумных– шумных).Такова неполная звуковая инструментовка этого стихотворения.

Третьей характерной чертой творчества поэта является его пристрастие к экзотике, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племён, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

Первый ученик-ассистент читает выписанные из поэтических сборников Гумилёва названия стихотворений, которые с географической точностью сообщают о многочисленных путешествиях поэта, странствиях в поисках сюжетов для своих произведений: «Озеро Чад», цикл стихов Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Красное море», Египет», «Сахара», «Суэцкий канал» «Судан», «Сомалийский полуостров» Мадагаскар», «Замбези», «Нигер» и др.

Второй ученик-ассистент приводит названия его анималистических стихотворений «Гиена», «Ягуар», Невеста льва», «Кенгуру»,»Попугай», Укротитель зверей»,»Гиппопотам « и др. Поражает глубокое знание повадок животных точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников-анималистов. Поэт нередко наделяет чувствами и мыслями своих четвероногих героев, иногда говорит от их имени, как бы соединяясь с ними в неделимое целое.

Я – попугай с Антильских островов.
Но я живу в квадратной келье мага
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
Пусть в час заклятый, в вихре голосов,
И блеске глаз, мерцающих, как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага,
И я сражаюсь с призраками сов...

4. Огромное влияние оказали на Гумилёва полотна французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена, которые он видел в Салоне в Париже ещё в то время, когда был слушателем всемирно известной Сорбонны. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир культуры далёкой Океании, как бы существующие вне времени и привычного бытия, фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные – всё это влекло в неведомые заморские страны, будило неуёмную фантазию

5. Презентация.

Знакомство с репродукциями картин Поля Гогена « Женщина с цветами в руках»(1899); «Беседа»(1891); « Женщина, держащая плод» (1893); «Таитянские пасторали»(1893); «Пейзаж с павлинами»(1892); «Жена короля»(1896); «Сбор плодов»(1899) и др.

Гумилёву не удалось побывать на Таите, где жил и творил не понятый современниками Поль Гоген, но путешествия по заморским странам он сумел превратить из мечты в поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения и абиссинские песни с сюжетами полотен французского художника?

Чтение стихотворения «Озеро Чад».

Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало клокотать сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилёва... Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородство.

Сады моей души всегда узорны.
В них ветры так свежи и тиховейны.
В них золотой песок и мрамор черный.
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны.
Как воды утром, розовеют птицы.
И – кто поймет намёк стариной тайны? -
Них девушка в венке великой жрице...
Я не смотрю на мир бегущих линий.
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне
Сады моей души всегда узорны.
(«Сады души») В.В Рогозинский

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Выучить стихотворение, знать конспект урока.