Введение

1.1 Феномен "Подростковая наркомания"

Выводы по второй главе

Заключение

Введение


Актуальность исследования. Наркотическая ситуация в стране остается напряженной и является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Растет немедицинское потребление наркотиков, алкоголя, в первую очередь среди молодежи и подростков.

До 90% наркоманов заражены той или иной формой вирусного гепатита, чаще наблюдается сочетание форм вирусных гепатитов. Реальна опасность распространения ВИЧ - инфекции, т.к. более половины ВИЧ-инфицированных составляют наркоманы. Печальным является факт роста потребления наркотиков и алкоголя среди женщин: 25% обратившихся за помощью в областной наркологический диспансер составляют женщины, в основном молодого возраста, это матери имеющие детей, либо будущие мамы.

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Степень разработанности проблемы. Вопросы наркомании ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, Р.О. Аакяна, А.Г. Бронникова, В. И Брылева, А.А. Габиани, А.А. Гериша, Б.Э. Закирова, В.В. Зарецкого, Г.М. Мерстукова, В.Г. Наймушина, В.В. Паникова, Г.Н. Тростанецкой и др. В них содержится много важных практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика профилактики, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.

Проблема. На распространение наркотиков в молодежной среде непосредственное влияние оказали охвативший страну кризис всех сфер общественной жизни, сложные и неустойчивые социально экономические условия жизни, способствующие росту не уверенности в завтрашнем дне, разрушение традиционных и общепринятых идеалов, моральных ориентиров без какой-либо замены, войны, рост преступности, обесценивание человеческой жизни.

Резкое увеличение подростков страдающих наркозависимостью, а так же "омоложение" контингента употребляющего наркотики и определили тему нашего исследования: "Технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков".

Объект исследования - технологий социальной работы с подростками.

Предметом изучения является технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков.

Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.

Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.

В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1.Описать феномен "Подростковая наркомания"

2.Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков

.Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании

.Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях

.Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Методы исследования . Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:

) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ медицинской, психолого-педагогической, социологической литературы;

) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического и медицинского опыта, статистический анализ.

Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной курсовой работе могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Основные характеристики подростковой наркомании


.1 Феномен "Подростковая наркомания"


Вопросы возникновения и формирования зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все больше внимания специалистов разных областей потому, что количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, растет с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних больных наркоманией обращается за помощью самостоятельно, в то время, как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотических веществ .

Эффективность профилактических мероприятий по преодолению формирования зависимости в подростковом возрасте крайне низкая, и одной из причин этого есть недостаточные знания специфики подросткового возраста.

Подростковый период жизни имеет свои особенности, он тяжелый в социально - психологическом плане. У подростков ярко выражены познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого разными способами.

Среди большого количества противоречий подросткового возраста отметим те возрастные особенности, которые в большей степени влияют на формирование наркотической зависимости: бурное физическое развитие организма; моральная неустойчивость; неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); процесс интенсивного формирования воли; противоречивость мировоззрения .

Важнейшими факторами, которые влияют на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: группирование с одногодками; эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых; чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на избыточное "давление взрослых", подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества и алкоголь; имитация - копирование подростками поведения взрослых без надлежащей критичности к некоторым ее проявлениям.

Употребление наркотических веществ стало молодежной бедой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу основных подростковых проблем, которые характеризуются:

Массовым употреблением наркотических веществ среди подростков, причем именно у этой категории лиц влечение к наркотикам очень быстро формирует психологическую зависимость;

. "омоложением" контингента лиц, которые употребляют наркотические вещества, к возрасту 13-14 лет;

Переходом от "легкодоступных" психоактивных веществ, которыми были в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогим наркотикам, как кокаин, героин, "экстази". Они имеют большое разрушительное действие на организм подростков, вызывают быстрое привыкание, которое приводит к деградации личности. Существуют определенные группы подростков, употребляющие из-за недостатка средств дешевые, "грязные" наркотики. Но, в отличие от взрослых, которые, как правило, пытаются использовать более легкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а активизирует двигательную и психическую деятельность;

подростковая наркомания профилактика образовательный

4. распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночестве;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; появлением нового, волнующего опыта, который таит опасность, достижением чувства полного расслабления, а иногда "ясности мышления" и "творческого вдохновения". Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытств .

Здесь выступают другие мотивы - стремление добиться покоя, легкости, искренности, равновесия. Возникновение чувства любопытства относительно наркотиков говорит о распространении "наркокультуры", которая подогревает это любопытство, и недостаточную борьбу с ней государственных и общественных институтов;

Изменением социального статуса подростков, которые начинают употреблять психоактивные вещества. Еще десяток лет тому назад это были дети из неблагополучных семей, где характерными были такие асоциальные факторы, как пьянство, криминальность родителей, проблемы внутрисемейных отношений. На сегодняшний день число наркозависимых пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующее в этих семьях финансовое своеволие подростка, достаток средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особенной молодежной субкультуры, в которой характерной ценностью является свободное проведение времени, а наркотики выступают атрибутом стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок - звезд, молодежные "тусовки" становятся теми "наркоопасными" местами, в которых свободно продаются и употребляются вещества, вызывающие зависимость. Этап первых попыток изменяется этапом "полинаркотизма", когда подросток начинает повторно и систематически принимать разные наркотические препараты;

Желанием подражать молодежной моде. Так популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, которые провоцируют молодежь к танцам без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены, иметь красивую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушительную музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро приобрели распространение психоактивные вещества "для безудержного веселья", например, наркотик "экстази". Другое направление в моде - увлечение музыкой .

Для обострения восприятия модной музыки, сексуального растормаживания люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

Распространением мифов о наркомании. Миф первый - "я только попробую, это не страшно и не опасно" (детям свойственно чувствовать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй - "я в любое время смогу отказаться, я не наркоман"; миф третий - "алкоголь и табак - это тоже наркотики, но люди принимают их, и это является общественно одобряемым, потому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков". Опасность таких мифов заключается в недооценке наркотиков. После первого их приема ухудшаются все компоненты здоровья - физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (моральные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связаны в первую очередь с особенностями характера наркоманов; психическими и физическими расстройствами его организма; социально-культурным влиянием на личность.

Психологические факторы содержат в себе привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний; стремление к самоутверждению; отсутствие стойких, положительно ориентированных социальных интересов; расстройства психики неорганической природы, такие как: социальный стресс, психический инфантилизм, разочарования в жизни, разрушение жизненных интересов, страх, тревога. Субъективная причина недовольства жизнью рассматривается в связи с разными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, которая не обеспечивает условия для свободного времени (это особенно важно для подростков), социальной несправедливостью, неустроенностью, неуспехами в учебе, разочарованием в людях .

Основные причины наркомании среди несовершеннолетних стоит искать, по мнению экспертов, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально педагогических и социально-культурных факторах.

Социально педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и ее адаптации в школьном коллективе. "Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости". Ошибки и просчеты в воспитании в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают психологию, которая отличается от нормальной человеческой, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они пренебрежительно относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям взрослых. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно оказываются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно теряют характер невинного мальчишеского баловства, все чаще и чаще приобретая опасный для общества характер. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неминуемо вступают в конфликт с законом.

По данным исследований родителей детей, употребляющих психоактивные вещества, были обнаружены:

социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);

неудовлетворительные условия быта в результате распада семьи;

материальная необеспеченность родителей;

воспитание детей в неполной семье.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

К социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.


1.2 Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков


Наркомания - страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более - ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок.

В чем причина опасной распространенности наркотиков? Только ли в том, что государство не может наладить должный контроль над их оборотом? Думается, это правда лишь отчасти. В том, что люди (в первую очередь, подростки и дети) решают попробовать наркотические вещества, виновато не только государство. Нести ответственность за это должно и общество, и школа, и семья.

Кто больше всего страдает от последствий наркомании? Безусловно, сам человек и его ближайшее окружение. А раз так, кто, как не семья и ближайшие родственники, должен заниматься предотвращением беды? Кто, как не родители, должны первыми распознать тревожные признаки пагубного пристрастия?

Именно родители - первые должны знать причины, которые могут способствовать развитию наркомании:

Отсутствие успеха в реализации собственных целей и устремлений.

Нечеткое понимание перспектив в жизни.

Повышенный уровень агрессии, лояльное отношение к насилию.

Недостаточно высокий уровень зрелости, пониженная самооценка (особенно на фоне завышенных родительских ожиданий).

Отсутствие сформированной системы ценностей, авторитетов.

Наличие стрессовых и кризисных ситуаций в личной и семейной жизни.

Частые конфликты и отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.

Вхождение в группу сверстников, имеющих определенные ценностные ориентиры.

Низкая школьная успеваемость, нежелание учиться, отсутствие увлечений.

Плохие отношения со школьными учителями, низкий уровень доверительности.

Если хотя бы один из этих факторов имеет место быть (особенно в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует серьезно задуматься и об устранении самого фактора и о предотвращении его нежелательных последствий.

Как бы ни банально звучали эти слова, но для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, его нужно, прежде всего, любить, уважать и понимать. С ребенком нужно разговаривать. Его нужно приобщать к семейным и иным ценностям, которые впоследствии станут для него верными жизненными ориентирами и не дадут встать на неверную дорожку.

Даже если между родителями сложились сложные отношения, или у них самих в жизни все идет далеко не гладко, нельзя забывать о детях, о том, что они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не можете справиться самостоятельно - обратитесь за помощью к психологу. В период, когда ребенок еще только становится "трудным подростком", эта мера вполне оправдана .

К сожалению, не всем взрослым это удается, и ребенок все-таки сбивается с пути истинного.

Как распознать признаки наркомании у сына или дочери?

По внешнему виду и поведению. Наркотическое опьянение бывает похоже на алкогольное, однако оно характеризуется полным отсутствием или наличием только слабого запаха алкоголя изо рта. При этом человек ведет себя странно: он может стать болтливым, смешливым, импульсивно жестикулировать или, наоборот, стать вялым и расслабленным. Речь становится невнятной. Лицо человека в состоянии наркотического опьянения бледнеет или краснеет, глаза блестят, зрачки либо сужаются, либо становятся чересчур широкими.

По наличию следов уколов на руках, ногах и других характерных частях тела.

При употреблении некоторых видов наркотиков возможны галлюцинации.

В случае, если у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия у ребенка наркотической или иной зависимости, следует незамедлительно обратиться к врачу.

Чем раньше это произойдет - тем выше шанс на то, что удастся взять ситуацию под контроль.

Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью - наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Выводы по первой главе. На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

Причины способствующие развитию наркомании среди подростков две: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.

Учет особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.

Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде


2.1 Виды, стратегии и направления профилактики наркомании


Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.

В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

воздействие средств массовой информации;

антинаркотическое обучение;

использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

проведение антинаркотических мотивационных акций;

организация деятельности социальных работников и волонтеров;

деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

развитие личностных ресурсов;

формирование социальной и персональной компетентности;

развитие адаптивных стратегий поведения;

формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических особенностей и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

формирование мотивации на изменение поведения;

развитие проблем - преодолевающего поведения;

Психологические технологии:

преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

осознание личных целей и путей их достижения;

осознание влечения и зависимости;

формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

изменение жизненного стиля в целом;

развитие коммуникативной и социальной компетентности;

развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

профилактика в организованных общественных группах населения;

профилактика с помощью средств массовой информации;

профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

мотивационная профилактическая работа;

профилактика рецидивов;

терапия социальной средой;

профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.


2.2 Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях


В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также учитывать, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы постоянного воспитательного развития у учащихся общеобразовательных учреждений ценностей здорового образа жизни, предубеждения к приему токсико-наркотических средств, знаний о вреде наркотиков и токсикантов являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием .

Реализация данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных учреждений по проблеме наркоманий и первичной антинаркотической профилактической работе. Особенности обучения и переобучения педагогического персонала в целях эффективного обеспечения первичной профилактики в образовательной среде заключаются в предоставлении для специалистов школы комплексной информации по существенным для первичной профилактической работы вопросам наркологии, по оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к зависимому поведению, по формам работы с семьей при оказании первичной профилактической помощи и некоторым другим аспектам.

Ключевые проблемы первичной профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками в образовательной среде.

Первая проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?

Вторая проблема - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?

Третья проблема - как и каким способом активно вмешиваться и коррегировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу "риска" и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. В последние 2-3 года зараженность наркотиками среди учащихся элитных образовательных учреждений в 1,5 - 2 раза выше, чем в обычных общеобразовательных школах, и в старших классах она достигает 27% (в обычной общеобразовательной школе - 12%, в сельской школе - 2-3%). Опасно то, что в данной группе детей наркотизация длительное время носит скрытый, для взрослых (учителей, медиков, родителей) характер.

В профилактическом аспекте важно, что из числа опрошенных детей и подростков около 40% пробовали на первом этапе бросить прием наркотика, но потом снова продолжили употребление. При этом среди опрошенных около 60% детей и подростков не представляли куда можно обратиться за помощью при наркологических проблемах. Из мест куда может обратиться подросток с такими проблемами 19% назвали больницу, 8% - телефон доверия, 6% - врача-нарколога, 3% - других специалистов (педагог, воспитатель), 2% - психолога, менее 1% - друзей. Лишь от 14 до 18% родителей как-то пытались помочь детям отказаться от приема наркотиков на начальной стадии злоупотребления; свыше 90% из числа опрошенных детей и подростков никак не пытались помочь друзьям бросить прием наркотиков.

Таким образом, в российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения .

При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников-соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление "модные" в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и менее).

В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая служба, центры социально-психологической реабилитации явно не срабатывают на первичную профилактику ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков. Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.

При создании образовательных программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать "уроки жизненных навыков" противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.


Выводы по второй главе


Реально действующая на территориальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтому профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна быть системной и концептуально обоснованной на основе модели активной антинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена в образовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);

целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии (формирование и развитие социальной системы профилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в регионе):

в превентивных образовательных программах в условиях угрожающей наркологической ситуации основное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработка комплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);

Заключение


Положение с употреблением наркотических веществ среди молодежи в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.

Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

В современной молодежной субкультуре стремительно формируется феномен наркоманического сознания - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического кайфа. Степень материального благополучия определяется по мимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения дозы" престижного наркотика.

Любая социальная структура, при наличии обязательных маргинальных групп, своей основой имеет средние слои населения, которые должны понимать цель и смысл своей жизни. Во многих странах, пропаганда в средствах массовой информации, литературе направлена на формирование определенной системы ценностей и взглядов.

В школах существуют специальные занятия, на которых отрабатываются и прививаются с ранних лет понятия об общечеловеческих ценностях. Люди радуются жизни, природе, общению, семье, детям, находят удовлетворение в профессии, хобби, осознают себя принадлежащими к определенной национальной и государственной системе. Происходит формирование обывателя, в хорошем смысле этого слова. Обывателя как хранителя социальных традиций, здравого смысла, основы общественной стабильности.

Состояние наркологической службы страны оставляет желать лучшего. Недостаточное финансирование, отсутствие четкой концепции клинической деятельности, определенная правовая и организационная инертность безусловно снижает качество наркологической помощи. Система помощи молодым наркоманам практически не существует, а если и существует в виде подросткового (молодежного) кабинета в структуре наркодиспансера, то оказывается практически беспомощной. Жесткая централизованность наркологической службы не позволяет в полной мере учитывать специфику того региона в котором приходится работать наркологам. В перспективе трудно ожидать волшебного" превращения региональной наркологии в адекватную, динамично развивающуюся службу способную решить актуальные проблему в том числе молодежной наркомании.

Экономическое состояние страны не предполагает в ближайшем будущем реальных шагов, которые могут стать основой успешной борьбы и профилактики молодежного наркотизма. Возможный выход видится, как мне кажется, в активной позиции органов местного самоуправления, которые располагают реальными средствами для проведения широкой пропагандисткой компании, кропотливой работы в школах и средних и высших учебных заведениях, создание муниципальной системы наркологической помощи, формирование условий для реализации антинаркотического движения общественности.

Список используемой литературы


1.Бойко Ю.П. Психическое здоровье детей и подростков в условиях модернизирующегося общества // Народонаселение. - 2008. - № 4. - С.33 - 40.

2.Готчина Л.В. Профилактика молодежного наркотизма: теория, опыт, перспективы. - М.: Граница, 2009.

.Дальсаев М.А. Наркомания и общество. - Назрань: Пилигрим, 2009.

.Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Наркотизация как социальная и психологическая проблема // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С.123 - 133.

.Клоков В.А. Сохраним молодое поколение - будущее России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С.23 - 28.

.Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009. - Т.2. - № 3 - 4. - С.45 - 53.

.Лисова Е.В. Подростковая наркомания как форма девиантного поведения. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010.

.Наркомания несовершеннолетних / Сост. М.В. Шайхелисламова, Н.Б. Дикопольская. - Казань: ТГГПУ, 2010.

.Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2009.

.Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы профилактики наркомании среди несовершеннолетних в России. - Псков: Псковский юридический ин-т ФСИН России, 2010.

.Староверов А.Т. Наркомании: клиника, диагностика, лечение. - Саратов: Изд-во Саратовского мед. ун-та, 2010.

.Тимошилов В.И. Наркопредрасположенность и ее профилактика. - Курск: Гиром, 2010.

.Шихабидов Ш.А. Наркотики - дорога в ад. - Махачкала: Эпоха, 2010.

.3. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. - М., 1994.

.Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. - М., 2002

.Речное Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин СМ. и др. Шаг за шагом от

.наркотиков: Книга для родителей. СПб., 1999. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Каждый человек прекрасно знает, насколько серьезной проблемой сегодняшнего общества является наркомания. Как сообщает Минздрав, сегодня в России проживает не менее 550 тысяч наркоманов . На самом же деле эксперты утверждают, что это количество в четыре-пять раз больше. Не менее 20% от общего числа составляют школьники. Молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет составляют большую часть – 60% от наркоманов. Остальные 20% приходятся на людей старше 30 лет. Поэтому сегодня важна как никогда.

Профилактика наркомании среди подростков

Как уже было сказано выше, больше всего наркоманов зафиксировано в возрастной группе от 16 до 30 лет. Разумеется, большая часть из этих людей пристрастились к наркотикам сразу после школы, в армии или же в университете. Поэтому имеет огромное значение. Ведь сегодня около 2% от населения России составляют люди регулярно употребляющие наркотики . Следовательно, эти 2-2.5 миллиона людей можно считать совершенно потерянными для общества. Некоторые наркологи утверждают, что около 5% наркоманов находят в себе силы чтобы отказаться от яда и вернуться к обычной жизни. Увы, на практике такие силы находит в себе в лучшем случае один человек на тысячу. Да и он до конца жизни не может до конца избавиться от психологической зависимости, даже сумев побороть физическую.

Профилактика наркомании в школе

Как известно, характер человека закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте. И именно в этом возрасте особенно важно оказать правильное воздействие на ребенка. Правила, которые он впитывает в период с 5 до 9 лет становятся для него наиболее важными на всю оставшуюся жизнь. Заставить человека отказаться от этих правил просто невозможно. Даже внести незначительные коррективы очень проблематично. Поэтому должна захватывать в первую очередь эти годы. Бесполезно рассказывать подросткам 14-17 лет об опасности наркотиков. Если основные постулаты не были внедрены в сознание ребенка вовремя, такие лекции возымеют очень слабый эффект. Отдельно следует рассмотреть вопрос о современной профилактике в средней школе. В лучшем случае это ежегодное посещение школы врачом-наркологом. Актовый зал наполняется учениками старших классов и на протяжении одного урока (или больше) специалист рассказывает о последствиях наркомании. Этот подход является недостаточным изначально и имеет минимальный эффект. То есть, роль профилактики выполняет ежегодная лекция, не приносящая практически никакой пользы.

Программа по профилактике наркомании

Разумеется, при чтении подобных строк у многих читателей возникает вопрос – как же быть и что же делать, чтобы профилактика подростковой наркомании была бы действительно эффективной. Сразу стоит сказать, что большинство методов используемых сегодня отличаются минимальным или же нулевым эффектом. Поэтому в целях профилактики следует применять более радикальные методы, которые кому-то могут показаться бесчеловечными.
Итак, какие же методы профилактики могут возыметь эффект и сделать программу действительно способной изменить мировоззрение целого народа? В первую очередь все примеры должны быть наглядными. Детям младшего школьного возраста следует демонстрировать фотографии, на которых изображены люди на протяжении длительного времени принимающие наркотики . Нередко они больше напоминают декорации из фильмов ужасов, чем живых людей. Демонстрация подобных фотографий должна стать частью программы, которая затрагивает младшие группы детей в возрасте от 5 до 10 лет. Именно тогда можно будет добиться нужного эффекта. Неокрепшие детские умы создадут удивительно негативный образ наркомана. И здесь детский испуг сыграет лучшую роль. В будущем подсознание детей сформирует образ, которого следует избегать любыми способами. Это надежнее всего исключит даже мысли о том, чтобы попробовать любые виды наркотиков . А именно эту цель и должна ставить перед собой профилактика наркомании в школе . Если же формировать из школьников средних классов (14-18 лет) группы, которые под присмотром специалистов посещали бы наркологические клиники, в которых им были бы продемонстрированы наглядные примеры того, во что наркотики превращают здоровых, красивых и физически сильных людей, все цели профилактики будут выполнены на 100%. Да, это очень жестоко по отношению к детям. Возможны испуги, однако если рядом будет опытный психолог, который все разъяснит, то побочных эффектов не будет и главный эффект будет достигнут. Ни один ребенок, воспитанный по такой программе, став подростком, а потом и взрослым, никогда не сможет употреблять наркотики. Это будет противоестественно для него психологически. И предложение «попробовать, а вдруг понравится» он воспримет так же, как предложение прыгнуть вниз с высотного здания с мотивацией «а вдруг понравится?».
Похожий опыт имел место во Франции конца 40-х годов. Тогда, в послевоенные годы, был зафиксирован резкий скачок алкоголизма . Около 40 процентов рожденных младенцев имели физические или психические отклонения . Власти страны были в панике и решились на отчаянный шаг. Девушки в возрасте от 12 до 16 лет регулярно отправлялись в детские дома и роддомы, где они могли посмотреть на последствия безобидного бокала вина перед зачатием ребенка. Эффект оказался более чем резким – когда эти девушки вошли в детородный возраст, количество рождения больных детей сократилось в тысячи раз. Такой же опыт может быть перенят специалистами, которыми составляется программа по профилактике наркомании в нашей стране.

Причины наркомании

Однако говоря о профилактике наркомании , не стоит забывать о её причинах. Ведь глупо бороться с чем-то, не зная, почему это «что-то» появилось. Так что в первую очередь стоит понять – а что же толкает детей на этот путь, который подарит им несколько мгновений неестественного удовольствия и огрызок жизни в несколько лет, на протяжении которых он будет медленно гнить? Когда будет понята причина, будет и понятно какой должна быть профилактика наркомании среди подростков , на что её следует ориентировать в первую очередь.
Как ни удивительно, но в первую очередь причиной наркомании среди подростков является обычная скукота и безделье. Действительно, чем заняться среднему 10-14 летнему мальчишке в городе, если родители не могут позволить себе оплачивать спортивные секции или кружки по искусству? Впрочем, главную роль здесь играет даже не финансовое благополучие семьи. Довольно часто родители могли бы оплатить кружок для десятка детей. Просто с раннего возраста ребенку не были подробно расписаны все преимущества спорта, искусства, интеллекта и прочих конструктивных, созидательных занятий. Ну а если не учить ребенка хорошему, он окажется пустым сосудом. А он, в свою очередь, будет наполняться тем, чем наполняться легче всего – злом, а точнее – всем деструктивным, разрушающим. Значительно сложнее приучить ребенка к чтению, созданию картин или сочинению стихов, чем к распитию пива или же мелкому хулиганству . И очень высока вероятность того, что сегодняшнее пиво завтра превратится в кокаин , ЛСД или героин .

Способы искоренения наркомании

И, наконец, как же наверняка защитить ребенка от наркомании в целом избавить от этого порока все общество? Рецепт лекарства в нашем прошлом.
Почему за последние два десятка лет количество наркоманов на территории России возросло примерно в двадцать раз? Достаточно вспомнить какой был обеспечен досуг в СССР. Подросток мог совершенно бесплатно проводить целые дни в различных кружках по интересам - спорт, искусство, рукоделие и многое другое. Футбол, прыжки с парашютами, стрельба, фехтование, бокс, шахматы, рисование, игра на музыкальных инструментах, туризм и многое другое было совершенно бесплатным, либо стоило сущие копейки, так что позволить оплатить такой досуг своим детям мог любой человек со средней зарплатой.
Достаточно вернуть доступность подобного времяпровождения, чтобы значительно снизить количество наркоманов среди подростков. Конечно, не стоит забывать и про роль профилактики , а для более резкого эффекта вполне можно применить и способы, описанные выше.
Именно комплекс подобных действий мог бы в считанные годы уменьшить количество подростков, которые решают попробовать наркотики, во много раз.

Наркомания – негативное социальное явление, постоянно набирающее распространение, а также несущее угрозу для психического и физического здоровья общества. Наркозависимость может настигнуть не только людей с асоциальным поведением, но даже абсолютно нормальных членов общества, имеющих психологические предпосылки к зависимости. Бороться с ее развитием и распространением помогает профилактика наркомании. Для ее эффективности все принимаемые меры должны быть последовательными, согласованными, а также максимально продуманными.

База для деятельности

Программа профилактики наркомании имеет главную цель – предотвратить появление проблемы, выявить ее на ранних стадиях, остановить развитие и нейтрализовать последствия. По ходу мер, проводимых в ее рамках, должны определяться факторы, являющиеся провокационными для возникновения пагубного пристрастия, причины возникновения проблемы. Профилактика алкоголизма и наркомании базируется на определении пусковых механизмов этих привычек. Научные исследования биохимических процессов, становящихся причиной зависимости, не дают полной картины для разработки профилактических мер.

Чтобы профилактическая деятельность была результативной, важно работать с каждой частью ее целевой группы. Методы воздействия могут быть самыми разнообразными, но они обязательно должны иметь адресную направленность, а мероприятия должны проводиться с учетом интересов определенной группы целевой аудитории.

Целевая группа состоит из:

  • Подростков. Из-за психологической неустойчивости они наиболее склонны к негативному воздействию со стороны.
  • Лиц, которые однажды пробовали наркотики. Ими также часто бывают подростки.
  • Лиц, занимающихся приемом психоактивных медикаментов без рецепта врача. Они быстро переходят от употребления лекарств к наркотическим веществам.
  • Людей, которые уже имеют опыт наркотической зависимости. Работа с ними снижает риск рецидивов и распространения пристрастия.
  • Социального окружения наркомана.
  • Лиц, занимающихся проституцией.

Профилактика эффективна в группах целевой аудитории

Практика профилактики наркомании должна распространяться на все слои населения и состоять из разнообразных методов и действий для достижения наилучших результатов. Профилактическая работа педагогов, медиков, психологов, волонтеров, социальных работников должна подкрепляться соответствующей законодательно-правовой базой, а значит – поддерживаться работниками правоохранительных органов для достижения максимальной результативности. Правовые основы ответственности за наркотизм, последствия правонарушений могут освещаться проектом для борьбы с наркоманией, когда проводится профилактика наркомании в образовательной среде.

Основные направления

Объектом профилактической деятельности является целевая аудитория, состоящая из лиц, перечисленных выше. Субъектом такой деятельности считаются все инстанции и структуры, осуществляющие информационные, воспитательные, образовательные мероприятия. Их деятельность помогает достичь стабильного общественного результата, снижения тенденции к распространению и развитию наркотической зависимости, а также нейтрализации ее последствий.

Основы профилактики наркомании лежат в базовых направлениях ее осуществления. Это может быть общая профилактика. Ее направляют на все слои населения, а осуществляют с помощью пропаганды отвращения к наркотикам и соблюдения принципов здорового образа жизни. Средствами проведения мероприятий могут выступать семинарные и лекционные встречи в образовательных и общественных заведениях, рекламные мероприятия с использованием СМИ. Второй частью этого направления является формирование навыков нормальной жизни, привитие желания соблюдать моральные и социальные устои, выработка ценностей, правил поведения. Ярким примером является неделя профилактики наркомании, проводимая большей частью общеобразовательных школ.

Очень важно проводить профилактику в школе среди детей и подростков

Выборочная профилактика является основой предупреждения развития наркотической зависимости у лиц, имеющих к этому склонность. Это работа педагогов с трудновоспитуемыми подростками, ведущими асоциальный образ жизни лицами, участниками потенциально опасных группирований, находящихся в зоне риска распространения наркомании. Профилактика наркомании в образовательной среде имеет наивысшую важность среди всех ее направлений.

Симптоматическая профилактика является эффективным методом работы с теми людьми, которые на себе опробовали действие наркотиков, после чего имеют риск обрести зависимость от них. Это направление базируется на проведении исследовательских мероприятий по выявлению потенциальных наркозависимых и активной работе с ними, чтобы ее не допустить. Методы используются в основном образовательно-просветительские, формирующиеся на базе предупреждений о вреде отдельных видов наркотических веществ. Криминологическая статистика говорит, что зависимый человек за время своей жизни втягивает в нарко-рабство 15-20 здоровых людей, а потому это направление профилактики можно считать просто необходимым.

Объектом отдельного направления профилактических мероприятий являются инъекционные наркоманы. Работа с ними необходима, поскольку они ведут аморальный образ жизни, имея большие шансы заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом, другими инфекционными заболеваниям, распространителями которых станут в будущем времени.

Огромное значение для общей профилактики имеет поддержка бывших наркоманов, которым удалось избавиться от этой привычки. Криминология говорит, что такие счастливцы составляют всего 10% от общего количества наркозависимых. Эти люди могут стать позитивным вдохновляющим примером для действующих наркоманов, а также способом воздействия на категории населения, находящиеся в зоне риска. Активная медицинская поддержка, психологическая помощь, поддержка относительно социализации жизненно необходима бывшим наркозависимым людям. Направление профилактики называется реабилитационным.

Медицинская и психологическая помощь необходима всем наркозависимым

Отдельным профилактическим направлением является мониторинг. Он позволяет не только выявить общую численность наркоманов, людей в зоне риска, но и оценить результативность проводимых профилактических мероприятий для объектов такой деятельности. Объективно установить причины, скорость, тенденции развития наркомании также удается благодаря этому направлению.

Отдельным решением проблем наркомании, а также методом осуществления профилактики можно назвать телефонное консультирование. «Горячая линия» предоставляет консультации по реабилитационным и наркологическим центрам, «Телефон поддержки» дает консультации опытных экспертов, медиков, наркологов, например по вопросам интоксикации, безопасности, диагностики. «Телефон доверия» – линия, на которой работают опытные психологи, помогающие справиться здоровым людям с тягой к наркотикам или действующим наркоманам с психологическими проблемами.

Работа семьи

Психологи, а также большинство соцработников утверждают, что максимальную эффективность имеет профилактика наркомании в семье. Именно родители знают все точки воздействия на своего ребенка, чтобы развить у него непринятие наркомании как явления и отвращение к этому явлению навсегда. В процессе жизнедеятельности семьи родители имеют возможность вести профилактические беседы с ребенком, добавляя использование фото и видео как дополнительных аргументов. Также они могут устанавливать определенные правила, прививать моральные устои, формировать в ребенке нормальные ценности, воспитывать отвращение к аморальному образу жизни. Профилактика наркомании у подростков с помощью родителей наиболее результативна.

Основа успеха семейной профилактики лежит на построении с ребенком доверительных отношений, так как только в этом случае информация, предоставляемая родителями, будет восприниматься правильно, принося ожидаемые результаты. Профилактическая работа родителей проводится с учетом типа семьи.

Так, в здоровом типе семьи, где мнение родителей является авторитетным, а отношения формируются на базе взаимного доверия, особых проблем с профилактической работой нет. Родители легко контактируют с детьми, а те, в свою очередь, объективно и быстро оценивают, воспринимают, а после усваивают педагогическую работу с ними.

Конфликтный семейный тип отличается частотой возникновения споров, дискуссий. Дети из такой семьи еще не относятся к зоне риска попадания в наркотическую зависимость, но уже являются объектом профилактической общественной работы, поскольку проведение ее родителями не приносит ожидаемых результатов. Вырастая в такой атмосфере, человек не может построить здоровый тип собственной семьи, перенося на нее конфликтную модель поведения. Таким семьям рекомендована помощь психологов.

В дисфункциональном типе семейных отношений дети становятся объектами для профилактики наркомании наряду с родителями, поскольку обязанности в таких семьях смещены в сторону детей, как и принятие важных решений. Такая ситуация возникает, когда отсутствует или болеет один из родителей, при несостоятельности второго справиться со взвалившимся на него ворохом функций. Основная воспитательная работа с такими детьми проводится педагогами и социальными работниками.

Асоциальный семейный тип является прямым объектом профилактической работы, поскольку родители уже являются наркологическими или алкогольными зависимыми, а дети потенциально зависимы. Профилактика табакокурения в таких семьях также достаточно актуальна. Воспитательные профилактические работы проводятся педагогами или социальными работниками, поэтому построение доверительных отношений с представителями образовательных и социальных структур особо важно.

Если родители зависимы от алкоголя или наркотиков, ребенок потенциально зависим

Привлечение образовательных учреждений

Профилактика наркомании среди подростков возлагается именно на учреждения образовательного типа, которые имеют возможность профессионального воздействия на детей с целью предотвращения возникновения проблемы. Для педагогов важно излагать информацию в доступном виде, интересно для аудитории слушателей, а также с учетом ее возрастной принадлежности. Кроме того, рекомендации по профилактике наркомании обязывают преподавателей знать основные симптомы возникновения зависимости, а также признаки наркотического опьянения. Эти знания необходимы для своевременного выявления лиц, уже опробовавших наркотики на себе, чтобы предотвратить их попадание в зависимое состояние.

Профилактика наркомании в подростковой среде осуществляется следующими методами:

  1. Проведение лекций.
  2. Проведение тематических мероприятий.
  3. Диагностирующие опросы.
  4. Беседы с отдельными подростками.
  5. Образовательные дискуссии.
  6. Ролевые игры.

При проведении данных мероприятий необходимо учитывать интересы объекта профилактики, а также обеспечить теоретическую доступность и правильность излагаемой информации. Она должна быть максимально содержательной, доводить до сведения слушателей пагубные последствия пристрастия к наркотическим веществам. Желательно приводить печальные примеры наркомании среди несовершеннолетних, сведения о летальных исходах или инвалидизации. Необходимо отражение негативного действия наркотиков и употребления ПАВ на интеллектуальные способности, социальное становление, психологическое состояние зависимых.

Употребление наркотиков негативно отражается на здоровье и социальной жизни

Занятия могут проходить в форме игры на уроках ОБЖ, где сценарии зависимости будут проигрываться самими учащимися. Важно также предоставление сообщений о юридической и административной ответственности за употребление и распространение наркотиков. Для правильного предоставления информации по профилактике наркомании лучше воспользоваться памяткой:

  • Предоставляемые сведения не должны носить окрас безысходности.
  • В негативном свете отображаются последствия проблемы.
  • Фото и видео не должны содержать демонстрации процесса употребления.
  • За основу лучше брать материалы, подготовленные специалистами из области наркологии (проект, программа, пособие).
  • Предоставляемый учащимся курс должен быть одобрен специалистами.

Сущность и содержание профилактики наркомании лежит не только в пропаганде негативного отношения к наркотикам, но также в пропаганде здорового образа жизни, развития личности, социального ее становления, приобретения полезных навыков и способов самореализации.

Подразделение профилактической деятельности

Работа по профилактике наркомании в учебных заведениях имеет три стадии: первичная, вторичная, третичная. Ими обусловлены способы воздействия на объект, а также выбор стратегии субъектом деятельности.

Важно вовремя выявить употребление наркотиков подростками

Первичная профилактика наркомании направлена на предупреждение употребления наркотиков несовершеннолетними. Сюда входят воспитательные методы, санитарно-гигиеническое образование населения, борьба с распространением наркотических средств, а также привлечение распространителей и употребляющих к административно-правовой ответственности. Меры профилактики наркомании первичного типа проводятся в день борьбы с наркотиками или в день морального воспитания учеников, а также по ходу прохождения курса учебной программы. Методами выступают лекции и семинары.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление употребления наркотиков. Ее цель – не дать сформироваться зависимости. Тут важна комплексность подхода педагогов, психологов, социальных работников. Используют анонимные анкетирования или опросы, тематические дискуссии, а также ролевые постановки, в ходе которых легко выявить подростков, уже познакомившихся с наркотиками. Таким образом, эксперты понимают, кому требуется уделить повышенное количество внимания, а также будут приглядываться к изменениям поведения этого человека.

Третичная профилактика направлена на социальную, психологическую, а также трудовую реабилитацию зависимых людей, в том числе и подростков. Профилактика наркомании несовершеннолетних должна способствовать социальному становлению подростков, которые уже прошли испытания зависимостью, помешать возникновению рецидивов, свести на нет момент соблазна вернуться на пагубную дорожку.

Итак, предупреждение наркомании является очень важной частью социальной работы, которая позволяет предотвратить распространение и развитие наркотической пандемии. Комплексная работа и объединение усилий различных служб, образовательных учреждений, а также родителей даст возможность помешать подрастающему поколению впервые попробовать наркотические вещества, что ведет к последующей зависимости в половине случаев. Начало профилактической работы выпадает еще на детский возраст, потому усилия родителей и педагогов особо ценны и актуальны.

России переживает сложный период: раскол общества, затянувшееся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту чувствительностью. Оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. За последние пять лет по России число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло более, чем в 8 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за последние десять лет увеличилось среди населения России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.(2,4).Из зарегистрированных в 2000г. ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. По данным наркологического диспансера г.Рязани, за последние три года среднегодовой прирост больных наркоманией составил более 100% В 2000гду уровень заболеваемости наркоманией по сравнению с 1999 годом увеличился практически в 2 раза. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том, что более 17% их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4% подростков употребляют наркотики систематически. Есть такая статистика, что каждый наркоман в год в среднем приобщает к наркотикам до 10 человек из своего окружения. Исследование выявило, что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 15-17 лет, однако есть много и таких, которые попробовали наркотики и до 14 лет, в целом по России возраст впервые попробовавших наркотики снизился уже до11 лет. Более 40% учащихся указали, что имеют в своем окружении потребителей наркотиков(друзей, родственников или соседей). Это не может не вызывать тревогу. Эти дети находятся в зоне риска: рано или поздно знакомые наркоманы предложат им попробовать наркотики.

Изменяется отношение к наркоманам, если в 1999 году осуждающе к наркоманам относилось 60% подростков, то в 2001 году – 39%. На вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вам предложили покурить травку?», учащиеся Пронской школы ответили: Положительно – 11%, Сомневался – 10% и Отказался – 79%.(2,54).

Наиболее популярными наркотиками являются препараты конопли – 55,7%, галлюциногены – 14,:%, психостимуляторы амфетоминового ряда – 10,8%, препараты опия – 5,4%, кокаин – 2,4%. В последние годы наркорынок пополняется в основном героином, вытесняя более легкие наркотики.

Для подростков характерны три личностно-психологических источника приобщения к наркотикам: стресс (32%); внушаемость, т.е. под влиянием других лиц (28%) и любопытство (39,5%).

Различают два основных типа наркоманов:

Экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.

Люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:

Постоянное присутствие легкой депрессии;

Беспокойство;

Подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;

Эгоцентризм;

Частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;

Постоянное возвращение к наркотикам;

Трудности в общении с окружающими.

Выделяют 5 способов употребления наркотических веществ:

Экспериментальное употребление;

Употребление в компании во время отдыха;

Ситуативно-обстоятельственное употребление;

Интенсивное употребление;

Вынужденное употребление.

Существует следующая классификация стадий развития наркомании, основанная на анализе проявления различных форм зависимости:

Социальная зависимость проявляется тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотики, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Внутренне он готов употреблять наркотики. Единственный способ предотвращения дальнейшего развития заболевания – выявление и разрушение группы.

Психологическая зависимость начинает формироваться после начала употребления наркотиков. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние переживания ярких эмоций при наркотическом опьянении. На этой стадии ему уже нужна помощь специалистов – психологов, врачей, поддержка семьи.

Физическая зависимость возникает при более продолжительном приеме наркотических веществ. Наркотик включен в процесс обмена веществ, при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести (абстинентный синдром). Такому больному нужна серьезная мед. помощь.

Сигналы опасности – личностные изменения, изменения в привычках и образе жизни, изменения в физическом состоянии:

1. Резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;

2. Раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость,подавленность, беспокойство;

3. Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;

4. Отказ обсуждать с родителями свои проблемы;

5. Нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;

6. Все большее охлаждение к старым друзьям;

7. Равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;

8. Появление у подростков чувства ущербности, комплекса неполноценности;

9. Отрицание того, что наркотики могут приносить вред;

10. Лживость;

11. Потеря чувства времени;

12. Усиливающаяся импульсивность.

13. Игнорирование семейных праздников;

14. Неожиданный рост аппетита, как и его потеря;

15. Страстная потребность в сладком;

16. Изменения в режиме сна и бодрствования: человек спит днем и бодрствует ночью;

17. Кражи и распродажа домашнего имущества;

18. Вымогательство денег;

19. Частое проветривание своей комнаты;

20. Использование благовоний, освежителей, духов, дезодорантов (для устра

Нения наркотического запаха)

21. Ухудшение успеваемости;

22. Сонливость на уроках;

23. Потеря веса;

24. Утомляемость;

25. Частые простуды, грипп, желудочные боли и судороги;

26. Утренняя слабость на фоне вечерней активности;

27. Бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь;

28. Обмороки, потеря сознания;

29. Воспаленные, налитые кровью. Отекшие или «стеклянные» глаза;

30. Расширенные или суженные зрачки;

31. Недостаточная подвижность глаз;

32. Нарывы и болячки вокруг ноздрей;

33. Чихание;

34.Сухость во рту;

35. Кашель;

36.Следы уколов;

37. Повышенная потливость;

38.Бесцветные пальцы;

39. Холодная липкая кожа;

40. Повышенная нервозность, сверхактивность;

41.Головокружение.

Профилактика

На первый план выступает профилактика наркомании из-за низкой эффективности лечения и отсутствия надежных социальных барьеров. Опыт показывает, что запретительными. Медицинскими и юридическими методами решить эту проблему невозможно, т.о. «внешних» антинаркотических барьеров недостаточно, необходимо формировать «внутренние» ограничители, т.е. воспитывать личную устойчивость к наркотикам.

Организация профилактической работы на уровне школы или микрорайона не даст ощутимых результатов. Профилактика будет эффективной, если она будет проводиться в масштабах города, области, а лучше всей страны.

При любом виде профилактической работы, необходимо учитывать возраст детей и подростков, первый уровень – младший школьный возраст, к 11-12 годам у ребенка должны быть привиты здоровые привычки, которые будут препятствовать развитию наркозависимости. Второй уровень – дети среднего и старшего возраста. Как правило, это уже коррекция поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 – 12 лет включает обучение способам преодоления конфликтов и кризисных ситуаций, помогает осознанно выбирать поведение, которое не вредит здоровью, учит справляться с эмоциональными проблемами.

Необходимо учитывать также уровень профилактики, который подразделяется на первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика – это работа с условно здоровыми людьми, среди которых существует определенное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики. Вторичная профилактика направлена на подростков, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости. Третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

Технологии первичной профилактики подразделяются на медико-психологические и социально-педагогические. Цель медико-психологических технологий – адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Цель социально-педагогических технологий – предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Они направлены на формирование на формирование стрессоустойчивой личности, способной выбирать рациональные формы поведения. Основная идея этих технология заключается в том, что человек, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей. Это уменьшает вероятность употребления наркотиков.

Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренингов. Упражнения, включенные в тренинг, направлены на развитие и формирование этих навыков, на то, чтобы помочь человеку усвоить формы поведения, способствующие здоровью, научиться преодолевать стрессы, жить полной жизнью и получать удовольствие без использование наркотиков и других психоактивных веществ,

Формирование жизненных навыков:

1. Умение отказываться от рискованных предложений;

2. Видеть положительные и отрицательные стороны явлений;

3. Взаимодействие со сверстниками;

4. Правильное выражение своих чувств;

5. Обучение эффективному общению;

6. Развитие уверенности в себе;

7. Управление своими чувствами;

8. Укрепление связи с семьей;

9. Развитие критического мышления;

10. Формирование навыков принятия решения;

11. Осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

Глобальные масштабы приобретает наркотическая зависимость. Основными потребителями наркотиков являются люди в возрасте до 35 лет. Большинство школьников впервые пробуют наркотические вещества уже в 12-летнем возрасте. Ассортимент вредных препаратов на наркорынке увеличивается со скоростью математической прогрессии. Они не только вызывают быстрое привыкание, но и негативно воздействуют на здоровье детей, поэтому во всем мире огромное внимание уделяется внедрению различных мер, направленных на предупреждение наркозависимости и ее профилактики.

Характеристика заболевания

Наркомания – это зависимость человека от приема токсичных препаратов.

Наркотические средства опьяняюще воздействуют на психику личности, вызывая приятное чувство эйфории. Они имеют ряд побочных эффектов, которые разрушительным образом отражаются на состоянии человека, провоцируя как психологическое, так и физиологическое привыкание.

Перерыв в приеме препаратов вызывает у человека болезненное состояние – наркотическую ломку. Эйфория проходит быстро, вынуждая наркомана искать новую дозу. Иллюзия удовольствия и радости испаряется в течение нескольких часов, после чего больной впадает в состояние мнимого покоя.

Страдающий от наркотической зависимости все время находится в поисках источника удовольствия. Эта вредная привычка заставляет его забыть обо всем на свете и толкает на совершение страшных поступков, лишь бы как можно быстрее раздобыть наркотик. В этом состоянии больной забывает о родных и друзьях, бросает работу и учебу, теряет интерес ко всему, что его окружает, полностью разрушая свою жизнь.

Круг общения такой личности кардинальным образом меняется. Человек начинает вести асоциальный образ жизни, нередко попадает в дурную компанию, в результате чего оказывается в тюрьме. Некоторые наркоманы заканчивают жизнь самоубийством, поэтому важно с раннего возраста воспитывать правильное отношение к такому социально опасному явлению, как наркомания.

Основные причины

Говоря о профилактике наркомании, необходимо вспомнить основные причины, влияющие на ее появление. Понимание того, что толкает к приему запрещенных веществ, поможет эффективнее организовать борьбу с этим пагубным явлением. Выделяют 4 основные причины наркомании.

  1. Семейные проблемы. Подтолкнуть к наркотику могут неурядицы в семье и плохие взаимоотношения с родителями. Это может быть связано как с отсутствием должного внимания взрослых, так и с их чрезмерной опекой. Чтобы убежать от окружающей его действительности, человек начинает искать утешение в наркотических веществах.
  2. Любопытство и скука. Эти два чувства могут спровоцировать прием наркотиков. Такими мотивами руководствуются люди, которые легко поддаются чужому влиянию. Каждый, кто впервые пробует наркотик, считает, что от одного раза ничего ужасного не случится.
  3. Желание добиться интеллектуального и творческого успеха. Возникает оно у взрослых людей, которые имеют отношение к творчеству и искусству. Прием наркотических средств помогает им творить и реализовывать свои идеи.
  4. К другим причинам, провоцирующим распространение наркомании, можно отнести психологические проблемы и конфликты человека, желание походить на своего кумира, влияние плохой компании.

Субъекты и объекты профилактики

Наркомания и ее профилактика сегодня широко изучаются по всему миру. Чтобы побороть это опасное социальное явление, разрабатываются методы, которые используют различные службы. Это могут быть как государственные инстанции, так и волонтерские организации. Субъектами, принимающими участие в профилактике наркомании, являются:

  • антинаркотические ведомства;
  • органы внутренних дел;
  • образовательные учреждения;
  • социальные службы;
  • органы здравоохранения;
  • службы по вопросам молодежной политики;
  • общественные организации;
  • кризисные службы (в т. ч. негосударственные).

Объектами же профилактики являются лица с наркотической зависимостью, а также те, кто находится в категории риска – дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, люди, ведущие асоциальный образ жизни, вышедшие из мест лишения свободы, бывшие наркоманы.

Несмотря на то что в борьбе с распространением наркомании задействовано множество различных организаций и управлений, количество людей, поддающихся влиянию вредных препаратов, все время увеличивается.

Виды мероприятий

Всемирная организация здравоохранения уделяет огромное внимание проблеме наркомании и вопросам ее профилактики. Работа по предотвращению распространения этой пагубной зависимости ведется в трех основных направлениях.

  1. Работа с подрастающим поколением. Это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы для счастливой и полноценной жизни ребенку не были нужны дополнительные стимуляторы в виде запрещенных препаратов. Взаимодействие взрослых с детьми помогает им найти интерес в жизни и определиться со своими планами, благодаря чему у школьников не возникает желания попробовать наркотики. Для этого разрабатываются специальные программы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Это могут быть занятия спортом, увлечение танцами и различными философскими школами. Первичная профилактика включает в себя санитарно-гигиеническое воспитание населения и борьбу общества с распространением запрещенных препаратов.
  2. Взаимодействие с людьми, знающими из собственного опыта, что такое наркотическая зависимость: встречи, открытые занятия, флешмобы, беседы и лекции, в ходе которых бывшие наркоманы рассказывают о своей жизненной истории и делятся опытом. Не стесняясь, молодые люди говорят о том, что им довелось пережить, делая акцент на вреде и последствиях наркотиков.
  3. Поддержка наркоманов, которые прошли реабилитацию и стремятся вернуться к нормальной жизни. Очень важна в этот период поддержка и понимание окружающих людей. Чтобы не случился рецидив и человек снова не вернулся к наркотикам, ему необходимо найти хорошую работу, завести друзей, поверить в себя. Третичная профилактика предполагает помощь, направленную на успешную социализацию человека.

Вопросы наркомании и меры ее профилактики охватывают разновозрастную аудиторию, хотя упор делается на работу с молодежью. Если подростки будут помнить о вреде запрещенных препаратов и знать, что в любой ситуации они не останутся без помощи взрослых, им вряд ли захочется пробовать наркотик.

Информируя о проблеме наркомании и ее профилактике, следует помнить, что мероприятия должны соответствовать принципам:

  • быть позитивными - негатив может содержаться лишь в описании последствий наркотической зависимости;
  • любая информация должна подкрепляться выводом, в котором рассказывается, как противостоять этой пагубной привычке и куда следует обращаться за помощью;
  • публикации разрабатываются с учетом определенной адресной аудитории;
  • подготавливается материал при участии соответствующих специалистов (медиков, психологов, правоохранителей, соцработников);
  • должно быть налажено сотрудничество со СМИ.

В обязательном порядке комплекс профилактических мер включает в себя телефонные консультации. Это могут быть горячие линии, специалисты которых оказывают анонимную психологическую поддержку и снабжают позвонивших информацией о центрах реабилитации, а также круглосуточные онлайн-службы. Существуют еще и телефоны доверия – к работе с наркозависимыми людьми подключаются профессиональные психотерапевты.

В учебных заведениях проводятся различные лекции, открытые уроки и встречи, демонстрируются фильмы и передачи, направленные на борьбу с наркоманией и пропагандирующие здоровый образ жизни. Если работа организована правильно, она обязательно даст положительный результат, и у ребенка не возникнет желания пробовать наркотики.

Самой эффективной будет работа с детьми, которые учатся в начальных классах: основные правила поведения, как и информация о том, что хорошо и плохо, заложенные в возрасте 7–12 лет, остаются в памяти навсегда и влияют на поступки человека. Лучше всего на детскую психику воздействуют фотографии с изображением людей, пострадавших от зависимости. Благодаря этому у детей создается негативный образ наркомана.

Для работы с подростками необходимо выбрать иные формы воздействия. Это могут быть беседы с врачом-наркологом, а также встречи с людьми, которые некогда испытали на себе пагубное воздействие токсических веществ. В этом возрасте молодежь нуждается в понимании взрослых, поэтому, кроме тематических мероприятий, направленных на профилактику наркомании, следует проводить различные встречи по интересам, концерты, выставки, соревнования.

Чтобы работа со школьниками имела постоянный характер, во многих общеобразовательных учреждениях в учебную программу включен специальный курс по профилактике наркозависимости и пропаганде активного образа жизни.

Подобная работа должна вестись и в студенческой среде. Часто встречаются ситуации, когда, поступив в высшие учебные заведения и стремясь не выпасть из компании, молодежь обращается к наркотикам. Преподаватели должны внимательно следить за изменением поведения своих студентов. Вредные вещества часто реализуются на территории вуза, поэтому необходимо вовремя выявить имеющиеся пункты распространения наркотических препаратов.

Не менее важно сотрудничество всевозможных структур в работе, направленной на профилактику наркозависимости. После выявления подростка, принимающего наркотики, необходимо оказать ему помощь, направить на лечение, предоставить психологическую реабилитацию и социальную защиту, если у ребенка неблагополучная семья.

Заключение

Понимание пагубного воздействия наркотических препаратов на организм человека должно формироваться в раннем возрасте.

Если вы узнали информацию о том, что ваш знакомый принимает наркотики, не теряйте время - сразу же обращайтесь за помощью в социальные службы и медицинские учреждения.

В этот период больной, как никогда, нуждается в вашем внимании и поддержке. Не теряйте веры в то, что у вас обязательно получится его вылечить. Важно найти общий язык и вызвать доверие с его стороны. Помните, если вы не поможете ему побороть эту пагубную привычку, то он сломает свою жизнь. Если же вы проявите терпение и любовь, то обязательно добьетесь успеха.