Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907)

Александр Репников, Москва

Это был человек, переживший свое время, сила работ заключалась именно в критике, а не в творчестве...

К.П. Победоносцев родился 21 мая 1827 г. в Москве. Его отец был профессором российской словестности в Московском университете, а дед приходским священником, служившим сначала в Звенигородском уезде, а потом в Москве. Семья Победоносцева была глубоко религиозной и это, по мнению американского исследователя Роберта Бирнса оказало сильное влияние на формирование охранительных взглядов будущего обер-прокурора 1 . В 1846 г. Победоносцев окончил училище правоведения и был определен на службу в 8-ой департамент Сената в Москве. К 1862 г. он стал статским советником, обер-прокурором 8-ого департамента. Одновременно Победоносцев активно изучал источники по истории русского гражданского права, выступал с публикациями по этой теме и читал лекции в Московском университете.

Приглашение преподавать право наследнику, великому князю Николаю Александровичу, а после его смерти - великому князю Александру Александровичу, способствовало приближению Победоносцева к царской семье. Покинув Москву, он переехал в Петербург, где его карьера получила дальнейшее развитие. В 1868 г. он стал сенатором, в 1872- членом Государственного совета, а с 1880 по 1905 г. занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

Занимая высокое положение Победоносцев, однако, ощущал себя чужим в атмосфере столичной жизни, что в немалой степени было связано с психологическими особенностями присущими его характеру. Покинутая им Москва, постепенно становилась в его глазах олицетворением патриархальности и стабильного течения жизни. Эта тема нашла свое отражение в письмах Победоносцева к Е.Ф. Тютчевой, дочери поэта, которая жила преимущественно в Москве. Ее родная сестра А.Ф. Аксакова была замужем за И.С. Аксаковым и Тютчева пользовалась известностью в славянофильских кругах. Доверяя ей свои мысли, Победоносцев писал 12 февраля 1868 г. из Петербурга: «Чем я занимаюсь здесь официально, в этом и себе самому не умею хорошенько дать отчета. Веры нет у меня в то дело, которое обязан здесь делать, и оттого положение мое тяготит меня... Петербург не люблю я по-прежнему - душно в здешнем воздухе, очень душно: до того, кажется, все измельчало здесь - и дела, и люди, и манеры, и формы общежития. Оглядываюсь на Москву - и не поверите, с какой тоскою, - все еще не могу привыкнуть к мысли о том, что старое гнездо мое опустело... не знаю, когда... самому придется увидеть Москву белокаменную - люблю ее всею душою» 2 . Он жаловался Е.Ф. Тютчевой, что живет в Петербурге, как «в чужом городе», как «в гостинице». «О, как тяжел зимою Петербург, каким ощущением пустой, бессмысленной призрачности наполняет он душу... нигде тщета жизни так явственно не ощущается и не гложет так сильно истомленную душу» - писал он 3 .

Данную ему власть Победоносцев считал тяжелым бременем. Он последовательно проводил в жизнь мысль, высказанную им в личных записях от 21 ноября 1860 г.: «...в мире христианском всякая власть есть служение...» 4 . При этом он не только расценивал собственную деятельность как служение, но и неоднократно внушал эту идею в письмах к наследнику Александру Александровичу. Самодержавная власть - это огромная личная ответственность монарха перед Богом. Это не «упоение» своим положением, а жертва, приносимая во имя отечества. Стремясь подготовить наследника к «служению», Победоносцев писал ему 12 октября 1876 г.: «Вся тайна русского порядка и преуспеяние - наверху, в лице верховной власти... Где вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвинет на дело, ваше послабление и роскошь зальет всю землю послаблением и роскошью - вот что значит тот союз с землею, в котором вы родились и та власть, которая вам суждена от бога» 5 . Аналогичные рассуждения содержатся и в обращении Победоносцева к великому князю Сергею Александровичу в день его совершеннолетия: «Где всякий из граждан, частных людей, не стесняет себя, как частный человек, там Вы обязаны себя ограничивать, потому что миллионы смотрят на Вас как на Великого Князя, и со всяким словом и делом Вашим связаны честь, достоинство и нравственная сила Императорского Дома» 6 .

В своей фундаментальной работе «Победоносцев. Его жизнь и мысли» американский исследователь Роберт Бирнс подчеркивал, что у обер-прокурора отсутствовал «вкус к власти». Действительно, Победоносцев не был светским человеком, его очень смущала роскошь дворцовых приемов. В своих статьях он зло клеймил великолепные «чертоги», где «разряженные дамы рассказывают друг другу про любовные игры свои». Он даже предлагал Е.Ф.Тютчевой начать среди светских дам движение против роскоши в одежде. После вступления Александра III на престол Победоносцев признавался ему, что был бы счастлив никогда не покидать Москвы. Видимо не случайно, после убийства Александра II он предложил объявить Петербург «на военном положении» и, покинув это «проклятое место» укрыться в Москве. Победоносцев всегда отзывался о Москве в теплых тонах. В письме к Александру III, написанном в 1887 г., он подчеркивал, что религиозный подъем и толпы верующих напрямую связаны с Москвой. Противопоставление «патриархальной» Москвы и «космополитического» Петербурга сближало Победоносцева не только со славянофилами, но и с Ф.М. Достоевским, в произведениях которого можно встретить аналогичные мотивы. Вполне закономерно, что книга, вобравшая в себя основные религиозно-политические взгляды Победоносцева, была названа им «Московский сборник».

Характерно, что в мировоззрении Победоносцева негативное отношение к «свету» сочеталось с критикой интеллигенции. В письмах Е.Ф. Тютчевой он сравнивал Петербург с большим рынком, где бессмысленно суетится толпа людей, «умеющих только кричать и пустословить». Среди этих людей он видел только карьеристов и чиновников - подхалимов, постоянно сетуя на отсутствие служителей идеи, бескорыстно преданных самодержавию. Откровенное неприятие интеллигенции встречается в письме Победоносцева от 15 февраля 1880 г. С.А. Рачинскому: «Самые злодеи... суть не что иное, как крайнее искажение того же обезьянского образа, который приняла в последние годы вся наша интеллигенция. После этого - какого же ждать разума и какой воли от этой самой интеллигенции» 7 .

В свою очередь, всегда пессимистичный и одетый в черное Победоносцев заработал от высшего света кличку «попович». Над ним подсмеивались, про него сочиняли эпиграммы и анекдоты. 8 апреля 1902 г. Победоносцев писал Николаю II о своей карьере: «Я стал известен в правящих кругах, обо мне стали говорить и придавать моей деятельности преувеличенное значение. Я попал, без всякой вины своей, в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен. О, как блажен человек, не знающий всего этого и живущий тихо, никем не знаемый на своем деле!» 8 .

В качестве образца Победоносцев противопоставлял «свету» и образованной интеллигенции «простой» и «темный» народ, видя в нем опору существующего миропорядка. Источник смуты Победоносцев видел в интеллигенции и бюрократии, которые были склонны конструировать модели развития России на основе западных образцов. При этом либералы были для него более злейшими врагами, чем революционеры. 14 декабря 1879 г. он писал наследнику: «Повсюду в народе зреет такая мысль: лучше уж революция русская и безобразная смута, нежели конституция. Первую еще можно побороть вскоре и водворить порядок в земле; последняя есть яд для всего организма, разъедающий его постоянною ложью, которой русская душа не принимает» 9 .

В период царствования Александра III Победоносцев взвалил на себя непосильное бремя власти. Письма, обращенные к самодержцу, и особенно доверительные письма к друзьям полны постоянных сетований Победоносцева на усталость, безысходность, какую-то тягостность его бытия. Этот человек, обладавший скептическим умом, стремился все регламентировать, за всем уследить, все «пропустить» через себя, взяв под личный контроль решение множества вопросов государственного управления. Но при этом все его действия оказывались малоэффективными. Осознавая это, Победоносцев пессимистично утверждал, что «никакая страна в мире не в состоянии была избежать коренного переворота, что, вероятно, и нас ожидает подобная же участь и что революционный ураган очистит атмосферу» 1 0. Встретившись в 1903 г. с Д.С. Мережковским по поводу закрытия Религиозно-философских собраний Победоносцев произнес фразу, которая, по сути, отразила в себе весь строй его мыслей: «Да знаете ли вы, что такое Россия? Ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек» 1 1.

Конец политической карьеры Победоносцева был связан с революцией 1905 г., когда он потерял должность обер-прокурора Святейшего Синода. Его настроение в этот период хорошо видно из письма к С.Д. Шереметеву. За четыре месяца до смерти, 3 ноября 1906 г., словно подводя итоги своей жизни, Победоносцев писал ему: «Тяжко сидеть на развалинах прошедшего и присутствовать при ломке всего того, что не успели еще повалить...» 1 2 . Исследователи, затрагивавшие последний период жизни Победоносцева, отмечали известную трагичность ситуации - для государственного деятеля вдвойне трудно видеть, как рушится то, чему он посвятил свою жизнь. Победоносцеву было суждено в буквальном смысле услышать «музыку революции», когда революционно настроенные колонны проходили мимо его дома. Не случайно его последняя работа была посвящена переводу Нового Завета. Можно предположить, что, обратившись к Новому Завету, Победоносцев попытался опереться на что-то вечное и неизменное. Это было особенно важно для него в свете исполнения собственных предсказаний о «революционном урагане».

10 марта 1907 г. на восьмидесятом году жизни К.П.Победоносцев скончался. Это был человек, переживший свое время, сила работ заключалась именно в критике, а не в творчестве. По словам С.Ю. Витте, сам Александр III отзывался о Победоносцеве: «...отличный критик, но сам никогда ничего создать не может» 1 3. М.О. Меньшиков, характеризуя Победоносцева, писал: «Все хорошее, положительное оставалось у него безжизненным. Раз вылилось на бумагу, он бросал вопрос, считал поконченным. Между тем отрицательные - я хотел бы сказать: разрушительные - его идеи заставляли его действовать... В качестве критика-разрушителя он беспощаден» 1 4. Генерал от инфантерии Н.А. Епанчин замечал по поводу «Московского сборника»: «Все положительное, что там изложено, бледнее отрицательного; положительное изложено в виде принимаемых на веру аксиом и является наглядным доказательством большей силы автора в анализе и в отрицании, нежели в синтезе и творческой работе» 1 5 . Схожие оценки мировоззрения Победоносцева встречались и впоследствии. Так, историк Б.Б. Глинский писал о том, что обер-прокурор «явил собою в высшей степени своеобразный тип русского ученого государственного мужа, необычайно сильного своим анализом и скепсисом и слабого, как творца жизни и форм этой жизни» 1 6 . Победоносцевская боязнь открытого обсуждения проблем и путей их решений, в сочетании с его «скептическим умом» приводила к тому, что положительные и созидательные теории выглядели в его работах невзрачными и нежизнеспособными на фоне описания нигилистических и разрушительных концепций.

Список литературы

1 Byrnes R. Pobedonostsev. His life and thought. Bloomington, London. 1968. P.15.

2 «...Пишу я только для вас...». Письма К.П. Победоносцева к сестрам Тютчевым // Новый мир. № 3. 1994. С.209.

3 Там же. С.213.

4 Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996. С.223.

5 Письма Победоносцева к Александру III. Т. 1. М., 1925. С.53-54.

6 Победоносцев К.П. Сочинения. С.121.

7 Победоносцев К.П. в письмах к друзьям // Вопросы литературы. 1989. № 4. С.277.

8 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С.626.

9 Письма Победоносцева к Александру III. Т.1. С.249.

1 0 Победоносцев К.П.: pro et contra. СПб., 1996. С.279.

1 1 Гиппиус З. Дмитрий Мережковский // Живые лица. Воспоминания. Тбилиси, 1991. Т.1. С.230-231.

1 2 «Мать мою, родимую Россию, уродуют». Письма К.П.Победоносцева С.Д.Шереметеву // Источник. № 6. 1996. С.27.

1 3 Витте С.Ю. Избранные воспоминания (1849 - 1911). М., 1991. С.246.

1 4 Меньшиков М.О. Выше свободы: Статьи о России. М., 1998. С.313.

1 5 Епанчин Н.А. На службе трех императоров. Воспоминания. М., 1996. С.161.

1 6 Победоносцев К.П.: pro et contra. С.389.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravaya.ru/

10.03.1907 (23.03). – Умер государственный деятель Константин Петрович Победоносцев

(21.05.1827–10.03.1907) – выдающийся государственный деятель. Родился в Москве в очень религиозной семье. Его отец был профессором российской словесности в , а дед приходским священником. В 1846 г. Победоносцев окончил училище правоведения и был определен на службу в 8-й департамент Сената в Москве. К 1862 г. он стал статским советником, обер-прокурором 8-го департамента. Одновременно Победоносцев активно изучал источники по истории русского гражданского права, выступал с публикациями по этой теме и читал лекции в Московском университете. Уже в это время он получил известность как блестящий ученый-правовед и автор учебника "Курс гражданского права".

Приглашение преподавать право наследнику, Великому Князю Николаю Александровичу, а после его смерти – великому князю Александру Александровичу, будущему , способствовало приближению Победоносцева к Царской семье. В 1868 г. он стал сенатором, в 1872 г. членом Государственного совета, а с 1880 по 1905 гг. занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

Победоносцев писал Наследнику в 1876 г.: «Вся тайна русского порядка и преуспеяния - наверху, в лице верховной власти... Где вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвинет на дело, ваше послабление и роскошь зальет всю землю послаблением и роскошью - вот что значит тот союз с землею, в котором вы родились и та власть, которая вам суждена от Бога».

В период царствования Александра III Победоносцев, опасаясь революции при продолжении либеральных реформ , оказал значительное консервативное влияние на политику своего воспитанника. Девизом Победоносцева стали мудрые слова: "Старые учреждения, старые предания, старые обычаи – великое дело". Он считал "великой ложью нашего времени" и иллюзиями "парламентаризм", "общественное мнение" и "свободу слова". На эти темы в 1896 г. Константин Петрович издал серию статей под общим названием "Московский сборник". В деле образования он боролся против "разлагающего" духа университетов, считая более важным развитие церковно-приходских школ.

Сильной стороной Победоносцева, с его научным складом ума и огромной образованностью, была критика либерализма и лжи демократии, слабой стороной – ненахождение должных практических мер по изменению сознания высшего слоя и интеллигенции, по переубеждению ее, по возвращению Церкви должного статуса духовной власти (впрочем, и иерархи далеко не всегда соответствовали такому своему назначению). Константин Петрович был защитником и охранителем устойчивой монархической традиции, но не стал ее спасителем в условиях наступавшей всемiрной апостасии. Быть может, отчасти правы те, кто упрекает его в нетворческом "подмораживании" России, но все же это было лучше, чем разгул бесовского нигилизма.

Конец политической карьеры Победоносцева был связан с , когда он как человек очень консервативный потерял должность обер-прокурора Святейшего Синода. Он предвидел, что с наступлением вновь начинает звучать "музыка революции", – впрочем, Дума была уже плодом ее неудержимого наступления прежде всего в головах образованного слоя. "Патриархальные" охранительные меры XIX века, при всей своей духовной верности, не могли быть эффективны в "прогрессивном" ХХ-м для противостояния нагло атакующим силам мiрового зла – вот в чем была трагедия Победоносцева как государственника. Но каждому деятелю – свое время, и в свою эпоху Константин Петрович был незаменим, Россия должна быть ему признательна за продление ее национального бытия.

Константин Петрович немало времени уделял и богословскому просвещению, переводил труды . Последняя его работа была посвящена переводу Нового Завета, совместившая в себе русскую и церковнославянскую лексику. 10 марта 1907 г. на восьмидесятом году жизни он скончался.

«К его имени в течение слишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем видели ангела-спасителя России, другие – ее злого гения. Безразлично к нему никто не относился».

Так откликнулся на смерть Победоносцева "Исторический вестник". Однако в наше время о его позиции, деятельности во благо России знают немногие, большинство довольствуется той неправдой, которой заклеймили Константина Петровича революционеры и либералы всех мастей – "ретроград", "мракобес" и проч. Победоносцев – один из немногих прозорливцев прошлого века, кто понимал, что происходит в мiре и что грозит России, если она изменит Божьему пути и будет подражать Западу. Приведем небольшой отрывок из его знаменитой статьи "Великая ложь нашего времени " (1896) о последствиях парламентаризма для многонационального государства.

«... Эти плачевные результаты всего явственнее обнаруживаются там, где население государственной территории не имеет цельного состава, но заключает в себе разнородные национальности. Национализм в наше время можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость и непрактичность парламентского правления. Примечательно, что начало национальности выступило вперед и стало движущею и раздражающею силой в ходе событий именно с того времени, как пришло в соприкосновение с новейшими формами демократии.

Довольно трудно определить существо этой новой силы и тех целей, к каким она стремится; но несомненно, что в ней – источник великой и сложной борьбы, которая предстоит еще в истории человечества и неведомо к какому приведет исходу. Мы видим теперь, что каждым отдельным племенем, принадлежащим к составу разноплеменного государства, овладевает страстное чувство нетерпимости к государственному учреждению, соединяющему его в общий строй с другими племенами, и желание иметь свое самостоятельное управление, со своею, нередко мнимою, культурой. И это происходит не с теми только племенами, которые имели свою историю и, в прошедшем своем, отдельную политическую жизнь и культуру, – но и с теми, которые никогда не жили особой политической жизнью.

Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы, – и не одной только силой, но и уравнением прав и отношений под одной властью. Но демократия не может с ними справиться, и инстинкты национализма служат для нее разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей – не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти – и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению. Какой нестройный вид получает в подобном составе народное представительство и парламентское правление – очевидным тому примером служит в наши дни австрийский парламент.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) - обер-прокурор Сената, который в течение двадцати пяти лет (1880-1905) оказывал решающее влияние на правительственный курс с позиции официального монархизма и ортодоксального консерватизма. «Он был духовным вождем старой монархической России эпохи упадка» (Н. Бердяев). Будучи нигилистом в отношении к человеку и миру, абсолютно не веря в человека, его человеческую природу, он, согласно Бердяеву, считал, что «только насилием и принуждением монархической государственности можно держать мир» . Через неделю после убийства монарха, на заседании Государственного совета (8 марта 1881 г.) в своем выступлении он формулирует основные целевые установки консервативной программы и режима власти: единство самодержавия и народа, государства и православной церкви; снятие с повестки дня Госсовета конституционного вопроса; резкое противопоставление русского национального уклада жизни западноевропейскому; укрепление сословного института дворянства; введение элементарного начального образования; установление строгой законности и полицейского порядка. Смыслом своей жизни Победоносцев считал «уберечь народ от невежества, от дикости нравов, от разврата, от гибельной заразы, нелепых возмутительных учений посредством церкви, школы, связанной с церковью» .

Главный принцип его жреческих наставлений - недопущение никаких новшеств в системе российского политического строя (демократических институтов, конституции, парламента, системы избирательных прав). Как и Леонтьев, он считал, что введение конституционных основ приблизит кончину самодержавия, а вместе с ним и гибель России как государства. В своей работе «Великая ложь нашего времени» Победоносцев, критикуя теорию и практику парламентаризма, называет конституционные и парламентские порывы великой мистификацией. «Парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей... Провидение сохранило нашу Россию от подобного бедствия, при ее разноплеменном составе. Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала нам роковой дар - всероссийский парламент!»

Оставаясь последовательным сторонником абсолютной монархии, он защищает сложившийся веками сословный строй России и его крепкую основу - служилое дворянство, которое «по историческому положению более чем всякое иное сословие привыкло , с одной стороны, служить, а с другой стороны - начальствовать. Вот почему дворянин-помещик всегда благонадежнее - нежели купец-помещик будет искать больше доверия» (Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. С. 386).

Победоносцев пытается проникнуть в тайны человеческой личности, идущей во власть. Причины он видит в несовершенной природе человека, прежде всего в уродливом развитии его самолюбия и гордыни. Он называет три причины разрушения внутреннего «я»: во-первых, внутренняя ложь представлений о жизни, которая при первом столкновении с действительностью бежит от борьбы и разбивает себя; во-вторых, бессилие примирить возвышенные идеалы с ложью окружающей среды (с ложью людей и учреждений); в-третьих, отсутствие понимания меры в возвышении во власть, которую тот или иной чиновник часто берет не по силам. «Общая и господствующая болезнь у всех так называемых государственных людей - честолюбие или желание прославиться поскорее, пока еще есть время и пока в руках кормило» . Власть же, как носительница правды, «нуждается более всего в людях правды, в людях твердой мысли, крепкого разумения и правого слова».

Одна из главных тем его размышлений - проблема достижения единства и истинного понимания христианского родства душ. Для того чтобы достичь единства в православной вере, необходимо, по Победоносцеву, жить в соответствии с едиными конкретными традициями, духовным бытом, семейными условиями жизни людей, с едиными их делами. В формировании этого единства большую роль он отводит союзу православной церкви с государством, поэтому он был сторонником идеи установления «государственной церкви». Именно в этом случае сохраняется духовное единение государства с народом и в сознании народа укрепляется «чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти».

Реакционной была попытка Победоносцева, при наличии в государстве иных религий, обосновать идею господства одной православной церкви, оказывающей монопольное влияние на гражданскую и общественную жизнь, способной в случае необходимости насильно навязать свое учение другим . На основах партийного и церковного плюрализма, считал Победоносцев, нельзя построить общенациональное единство российской державы.

Идея соединения государства и церкви не нова. Эту идею особенно глубоко развивал И. Киреевский, опираясь на византийские учения афонских святых старцев. Однако у Победоносцева идея эта утратила гуманистический смысл. Она найдет свое дальнейшее развитие в идеократической концепции монархической государственности Л. Тихомирова.

Благодаря ему Россия преодолела кризис самодержавия, церковь вновь стала влиятельным институтом, а император быфл прозван миротворцем. Два десятилетия ему удавалось сдерживать революционное движение. Что нужно знать об обер-прокуроре Священного Синода.

Задатки просвещенного консерватора

Константин Петрович Победоносцев родился (21 мая 1827 года) и вырос в обволакивающей атмосфере православной семьи патриархальной Москвы. Судя по его воспоминаниям о своем доме в Хлебном переулке, он просто не мог не вырасти консерватором и противником резких обновлений. «Место это родное мне и милое, здесь прошла так тихо и мирно вся моя молодость… Закрою глаза — и вижу перед собой родную церковь и слышу знакомые голоса служения,.. звон колокола… до сих пор отдается в слух мой». Будучи сановником, Победоносцев вот так отзывался о москвичах: «Москва воспитывала и ставила на дело людей особого склада, с характером некоторого идеализма, питавшегося историей и преданием». При этом Победоносцев получил образование в одном из наиболее аристократических, с одной стороны, и одном из наиболее передовых, с другой, вузе Российской Империи - Училище правоведения. Это было место с юнкерскими представлениями о корпоративности, со стремлением создать в России правовое государство, с отвращением к бюрократии.

Учитель царей

Переломом в карьере Победоносцева, который едва ли смог бы добиться таких высот без аристократического происхождения, стало место преподавателя права великому князю Николаю Александровичу в 1861 году. Одновременно с разочарованием в политике реформ («Вокруг совершается такой процесс разложения, что иной раз страх нападает на душу и хочется сказать: довольно») он воспринял это как миссию. Константин Петрович смог найти в наследнике последователя своих взглядов, и был буквально разбит, когда Александр Николаевич скоропостижно скончался в возрасте 21 года от туберкулеза в Ницце. Тогда Победоносцева, которого поддерживали тогда консерваторы, пригласили преподавателем и к Александру, и он смог оказать серьезное влияние на взгляды будущего императора, который согласился с критикой политики отца и представлением об особом пути России. Благодаря Победоносцеву, Александр читал авторов, раскрывающих национальную самобытность России - от Лескова до Достоевского, вел не формальную, а искреннюю церковную жизнь и т.д. И даже когда официально учительство Победоносцева завершилось, влияние продолжалось через переписку, так как цесаревич полностью доверял учителю.

Взгляды и идеалы

«России вовсе неизвестна городская община… с муниципальными учреждениями, с привилегиями автономии и самоуправления, с привычкой к самоуправлению, преимущественно развившейся в среде городского или среднего сословия», - считал Победоносцев.

Важным воззрением обер-прокурора Священного синода было то, что он не считал возможным оценивать деятельность власти с точки зрения нравственности. По его мнению, нельзя считать априори вредными правительственные меры, если они сопряжены с насилием. «Царство духа, мира и любви покуда еще не от мира сего», - говорил он.
«Печальное будет время… утверждал Победоносцев, — когда водворится проповедуемый ныне новый культ человечества. Личность человеческая немного будет в нем значить; снимутся и те, которые существуют теперь, нравственные преграды насилию и самовластию».

Победоносцев ненавидел чиновничество и бюрократию не меньше, чем либералов, так как считал, что бессмысленный аппарат не служит народу и стране, а лишь является орудием того, кто ему приказывает.
Победоносцев считал основой экономики России сельское хозяйство, и стремился создать идеальную на его взгляд хозяйственную единицу - «тип не широкого, но среднего владения, достаточного для удовлетворения нужд семье, так, чтобы члены ее не вынуждены были добывать себе пропитание отхожей работой». Победоносцев очень не любил орудовавших в то время на аграрном рынке «кулаков, жидов и всяких ростовщиков», «несчастной жертвой» которых стали крестьяне.

Советник

Когда Александр II был убит и бывший ученик Победоносцева взошел на престол, сановник первым делом обратился к нему с письмом, в котором просил разогнать либералов при дворе, в частности, уволить министра внутренних дел Лорис-Меликова, известного конституционалиста, и связанных с ним министров. Победоносцев писал, что нужно «покончить разом… все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании». Победоносцев считал себя вправе заменить собой бюрократическую систему. «Я не состою при нем. Но когда происходит что-нибудь весьма безобразное, я пишу к нему со всей откровенностью. Тогда он обыкновенно… благодарит и зовет к себе». Александр III, судя по всему, полностью доверял Победоносцеву, а тот стремился воспользоваться своим положением для пользы государства, как он себе это представлял. При этом обер-прокурор не был тем, что сейчас принято называть «серым кардиналом». Он вполне открыто демонстрировал свои взгляды и проводил довольно активный пиар своей политики. Так, он часто выступал с публичными речами в регионах, и очень ценил этот инструмент. Также Победоносцев отстроил мощную консервативную машину печати, включая и созданную им издательскую структуру Синода.

Всякая нечисть

Так Победоносцев оценивал современное ему развитие культуры. «Ныне в каждом сколько-нибудь значительном городе, - писал Победоносцев Александру III в 1887 г., - есть театры, на которые переходит, развращая нравы праздной публики, всякая нечисть петербургских и московских театров. Завелись по местам театры и в селах». Обер-прокурор считал, что к тому, какую культуру должен потреблять народ, относиться нужно очень строго. Он лично запрещал многие книги, к примеру, «Крейцерову сонату» Толстого, статьи Соловьева и требовал принять к ним меры. Напротив, он поддерживал Достоевского и даже ввел его в царскую семью. Также он очень не любил земские школы, считая, что они занимаются только образованием, но забывают о духовном воспитании. Именно поэтому одной из его первых мер на посту обер-прокурора было создание сети церковно-приходских школ, которые не были подконтрольны Министерству образования. И хотя над ними смеялись и в то, и смеются даже в наше время, они стали хорошей альтернативой земским школам.

Церковь и вера

При Победоносцеве церковь стала получать больше денег от государства, священникам стали выплачивать зарплату, - раньше они жили только на требы, но важнее другое: обер-прокурор использовал систему церкви для влияния в регионах, иерархи оказывали влияние на назначение губернаторов и многие другие дела.

Победоносцев стремился к тому, чтобы православие в России было освобождено от дремучих наслоений, издавал огромное количество духовной литературы. При этом Победоносцев был против восстановления патриаршества, видя в этом опасность создания ненужной структуры влияния.

Обер-прокурор был также врагом любого иноверия, считая это «эпидемической заразной болезнью». Это касалось не только сект, которые в то время стали развиваться, но и традиционных религий. По его мнению, с присоединенными народами нужно поступать максимально строго. Он считал огромной ошибкой закрепление статуса иноверных исповеданий и их иерархии в России.

Еще хуже он относился и к католикам. «До очевидности ясно, - писал он Александру III в ноябре 1881 г., - что противу России и русского дела предпринят теперь с Запада систематический поход, которым руководит католическая церковная сила в тесном союзе с австрийским правительством и польской национальной партией. На западную границу нашу выслана целая армия ксендзов, тайных и явных, действующая по искусному плану для окатоличения и ополячения и пользующаяся искусно всеми ошибками и слепотой наших государственных деятелей, которые с улыбкой готовы уверять, что все спокойно».

Цитаты по книге Александра Полунова "К.П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России".

После убийства Александра 2 на русский трон вступил его сын Александр 3 - 81-94 - учителями которого были лучшие профессора московского и питербускрого университетов. Но исключительное влияние на мировоззрение Александра 3 оказал юрист, выдающийся русский мыслитель, профессор москомуского университета КОнстанин Петрович Победоносев.

Став духовным наставником и учителем Александра 3, Победоносцев в решающей мере определил весь его внутреполитический и внешне политический крус. Как крупный ученый В 71 году победоносцев был введен в состав гос совета российской империи, а в 80-ом году его назначают на пост обер прокурора священного синода, до 1895 года. А в 894 году Александр 3 назначает победоносца на еще одну должность стац секретаря самого императора. Таким образом, Победоносцев четверть века находился на высших гос постах империи.

Убежденный консерватор и державник. Человек величайшего ума,одаренности и энцеклопдических знаний, Победоносцев оказал решающее влияние на весь ход исторического развития России последней четверти 19 века.

Кимене этой незаурядной личности было приковано влияние всех его современников. Его имя четверть века не сходило со страниц отечественной и зарубежной печати. Одни видели в нем ангела-спасителя, ангела-хранителя России, а другие – злого гения, мракобеса и обскуранта. По заключению Глинского (историк 19 века) Победоносцев был определенным историческим знаменем, вокруг которого кипели великие страсти и борьба. И даже после его смерти его имя осталось в русской истории столь же драматическим и таинственным,овеянной легендой, фантазией, а главное, неправдой. И это не случайно.

Победоносцев воплатил в себе целый исторический период, приняв на себя волне осознанно отвтественность за этот период. И таким образом отдал себя на суд истории без страха и боязни этого суда.

Политическая история России сложилась так, что именно победоносцев стал последним выдающимся представителем сильной государственной власти России. Являя собой высшей степени государственный тип метафизического муда, необычаный сильный в своем анализе и логике, победоносцев проявил себя непоклебимым в политике.

Победоносцев был поборником идея Москва – третий Рим. Обладая незаурядными способностями и будучи преданным русскому народу, православию и самодержавию, Будучи бессменным сотрудником сразу трех русскх императоров победоносцев не ограничился областью отведенных ему гос дел. Еще до возведения на гос поприще, он выдвинулся в ряды первоклассных цивилистов. Так Разработанный им курс государственного права являлся первой в России самостоятельной и детальной разработкой русского права, увязанный с историей русской и жестко противостоящей германской схоластики, отрешенной от истории.

Предельно загруженный государственными делами, Победоносцев продолжал активную научную деятельность. Став автором многочисленных науяных трудов. Множество своих работ он публикует в журнале Русский вестник, Русский архив, русское обозрение, исторический вестник, юридический вестник, Московские ведомости.

Но центральынм трудом Победоносцева, в отором он излагает свои полит и религ взгляды, является его знаменитый Великая ложь нашего времени, а также Московский сборник, в котором он с беспощадной логикой роделав глубокий анализ всех основ современной ему европейской ысли, приходит к полному их отрицанию.

Великая ложь нашего времени. Ощущение что он списвал эту жизнь с действительности. Каков прогностическиф потенцаил.

В Московском сборнике Победоносцев противополагает европейским идеалам основанным по его глубокому убеждению на ложном понимании жизни национально-русские идеалы. Но в отличие от Петра Чаадаева, у которого крик отчаяния вырывается при рассмотрении им русской исторический действительности, у Победоносцева напротив крик отчаяния вырывается с каждой страницы Московского сборника при анализе им различных сторон жизни Европейского Общества. И если чаадаев видит панацею все бед русских - в приобщении нас к каталицизму, то Победоносцев призывает всех к православию.

Особую боль вызывает устремление интеллигенции на запад.победоносцев призывает к отвращению этих ложных и обездушенных совершенно европейских благ и ценностей, к которым русская интелегенция стремится в своей наивной мысли.

Великая ложь нашего времени – работа Победоносцева, он пишет: русская интеллигенция не понимает, что то, к чему она стремится, чего она так вожделеет, есть ложь. На западе ложно все, ложно современное просвещение, ложна современная периодическая печать, ложь демократия и народопоклонство, ложь современной гласный суд, ложь жизнь без церкви.

Стремление преодолеть эту ложь Победоносцев переводит на русский язык знаменитую работу Фомы Кемпинского о подрожании Христу, а также Новый завет, еврейский.

Еще более значительный вклад он внес в должности руководителя церкви. Став обер прокурором синода, победоносцев сразу властно потребовал внимания к православию, заявил, что нужно восстановить православие,как оно было в допетровсий период, но примительно к современности. Призвал отнестись с благоговением к православному священнику, к той трудной ноши, которую тот несет несмотря на свою подавленность, прибитость. И вручить духовенству нравственное воспитание народа.

Современная церковь - это церковь обновленческая. После 17 года славит царя большевиков, и сейчас также. То что восстановил победоносцев, было разрушено.

Выдвигая задачи перед государством, Победоносцев разработал программу своего собственного священнослужения на Руси, включаещее в себя решение пяти главных задач

  1. Просвящение народа и создание церковно-приходских школ.
  2. Приближение духовной жизни церкви к нуждам народа.
  3. Восстановление значения духовенства и обеспечение его попечительства со стороны государства.
  4. Строительство православных храмов в православном архитектурном стиле.
  5. Сохранением исторически обусловленной формы правления на Руси, то есть самодержавия.

Самой важной для себя среди поставленных задач священослужения победоносцев считал свтроительство церковноприходских школ. В итоге благодарая усилием победоносцова на строительство были выделенч огромные средства. И елси последние годы царствования Александра 2 в России насчитывались 273 церковно-приходские школы, в которых обучалось 13 тысяч детей, то в 1902 году в России насчитывалось уже 43 тысячи 696, в которых обучалось около миллиона крестьянских детей.

Восстановлено было значение народного учителя, значение русского духовенства. Народный учитель - главный проводник воспитания религиозно-нравственнтго, проводник национальных русских традиций.

К числу бесспорных политических заслуг победоносцева относится и тот факт, что благодаря его влиянию на государственный курс александра 3 были выдвинуты жесткие заслоны на путях проникновения либералов на высшие государтсвенные посты,на пути проникновения либеральных элементов в высокие провительсивенные круги.

В то же Победоносцев никогда не скатывался до уровня тупых реакционеров. Став действительно оплотом русского самодержавия, Победоносцев,как носитель русского консерватизма, был глубоко убежден, что русская государственность не нуждается ни в какой кардинальной ломке, поэтому он, Как юрист, направлял политику Александра 3 в русло постепенного эволюционизирующего законодательства,не вступая в этом ни в какие компромиссы со своей совестью.

Победоносцев дваждв спас Россию, от готовившийся России либералами ускоренной гибели, которую готовили либералы и революционных потрясений.в первый раз, когда министр внутренних дел, либерал лорис-мелеков представил александру второго революциооный проект общей комииссе, зем этот проект предцсматривал выработку общей программы солидарности дейстыий с государственным совету. Александр второй подписал, но александр второй умер. Подсунул проект Александру третьему, то тот прежде отдает его на рассмотрение в совет министров. Решающую роль при обсуждении этого проекта сыграл победоносцев, призвав этот проект угрожающему самодержавию. В итоге проект был отвергнут, а лорис-мелеков в отставку.

Победоносцев воспрепятствовал подписание царем проекта, который реанимировал архаичные формы гос жизни на Руси. Представил новый министр внутренних дел Игнатьев. Проект предусматривал созыв земского созыва, чтобы парализовать революцию. Т.е. он пытался вернуть русскому уладу допетровский характер.

И вновь своим жестким выступлением, победоносцев обуздал принятие такого решения.

Обуздав земство, недопустим реанимации архаичных форм гос жизни, раскрыв истинные значения православия и самодержавия, в сохранении государственной мощи и силы, восстановив значение духовенства, православия и народного учителя в русской духовной жизни, в тысячи раз увеличив грамотность среди крестьян в русской деревне. Поебедоносцев остался в летописи русской истории величайшим ученым, чью деятельность можно по праву создать великим нравственным подвигом.

Александр третий

В русле главных задач и политических оринтиров победоносцева осуствлялась вся преобразовательная деятельность Александра 3. Как человек, Александр 3 отличался спокойным умом, прямотой мысли, стремлением к русской правде твердым, характером, рпямтой мысли, невероятным мужеством, физической силой и красотой и непреклонной волей.

Любил все русское. Литературу, музыку, живопись. Имея прекрасное музыкальное образование, лично участвовал в оркестровых представлениях и приглашая на эти вечера в Аенчкин дворец.

Будучи не притязательным, он жил скромно в двухкомнатной квартире, избегая пышности, не нужной роскоши, отрицал внешний блеск.

К гос делам сам лично изучал каждый вопрос. Не любил случайных докладов. Все отчеты губернаторов Александр 3 внимательно прочитывал сам, не терпел лжи и не задумываясь удалял от дел любого высоопосталвенного лица, в деятельности которого открывались злоупотребление или уклонение от интересов россии.

Александр 3 не случайно вошел в историю как миротворец. Он не любил войну, и очень часто повторял кто видел войну, тот не может ее любить.Это единственный император России, который не вел войны. Александр 3 по молодости сам командовал одинм боевым отрядом. Имено его отряду пришлось сдерживать турецкие силы под командованием мазмате али и отбить два мощных удара турецкой группировки войск, что и позволило Его усилия позволили русским войскам взять в плен главные силы турецкой армии во главе османа-паши.

Вступив на трон, Александр 3 принял Россию в великой смуте. Кроме того, Россия, ослабленная русско-турцекой войной, была лишена плодов своей победы по берлинскому мирному договору 1879 года. Но самую большую опасноть для России представляли последствия, проведенные Александром 2 либеральных реформ. Поэтому главной задаче Аександр 3 считал восстановлением русской державы. А главной идеей для него стала - идея блага народа, в полной мере он разделлял илею победоносцева москва третий рим.

Отвергая либерализм как таковой, Александр 3 в отличие от Александра 2, последовательно проводил политику протекционизма. Первым актом, направленным на укрепление национальной экономики страны, явилось утыерждение им нового таможенного тарифа,повышающая таможенные пошлины на все импортные товары. Также в интересах Росии были заключены торговые договоры с Германией и Англией и принят ряд мер по превличению в страну французского и бельгийского ин.капитала. Причем, в основу поставил интересы государства, а не частных предпринимателей.

Особое внимание он уделял укреплению финансовой системы страны. Привлек много иностранных инвестиций в русскую промышленность. Александр 3 положил интересы нечастных предпринимателей, а интересы государства. В 80 годы был принят ряд законов на усиление контроля за частными банками,резко снижающие их чисто спекулятивную функцию. Все банки изначально имеют только одну цель – спекуляция. В этих же целях был принят новый устав государственного банка, который был признан рахвитию промышленности оказавший огромное содействие развитию отечественной промышленности. А тааже новое положение о тарифов, руководство тарифами в руках государста. Были созданы специаььные институты, контролирующие все поступления в гос.казну.

Особое значение придавал вопросу гос.регулирирования экономики. Вводилась монополия государства на прпродажу алкоголя, что привело к резкому снижению появлянию перекупщиков, спаивающих население. А также значительному поступлению средства в государственную казну. Значительно укрепление в финансовой системы позволило приступить к транспортной проблеме.

В итоге, за период царствовани с 13 тысяч верст до 33 тысяч верстжелезной дорог.

Была построена транссибирская магистраль. Более того, у частных предпринимателей государство Выкупили железные дороги.

Огромное внимание уделял рабочему вопросы. Так уже в 1886 году по уазу александра 3 На заводах и фабриках была введена государственная инспекция. Был ограничен труд женщин и детей. Эти меры и положили начало фабрично-заводскому законодательству, намногр опередившему аналогичное в европейских странах. В тоже время александр 3 утвердил новый закон об императорской фамилии, по которому значительно ограничивались средстча выпускаемые на содержание фамилии романовых.

Особое внимание придавал развитию культуры. Так по его распоряжениею был создан русский музей,куда помещались картины, купленные самим александр третьим для этого музея.такде было построено здание гос.консерватории.

Но дело особой важности считал разроботку идей, ставивиших мощный настрой на пути либеральных настроений, грозщих революции. В этих целях были приняты новые временные правила о печати,устанавливающие строгий контроль над периодической печатью. Врезультате все журналы лиерального толка были закрыты. А в 1884 году был принят новый университетский устав, напрваленный против распространения в университетах либеральныхидей.но главное были ограничены вправвах земства, аккумулировачшие в себе опасные идеи.

1889 было принято положение о земских участках. Точнее о земских участковых начальниках. в соответствии с которым были созданы земские участки, осуществляющие административынй надзор за деятельностью земсвт в россии. Был упразденен мировой суд, как не выполнивший возложенные на него функции. Вся совокопуность реформ сыграла рашающую роль в сползанию росссии в революцию в конце 19 века.

Именно социально-экономической политикой Александр 3 был заложен быстрый экономический подъем. Александр 3 успешно проводил и политику в области сельского хозяйства. В декабре утвердли указ о выкупе крестьянскиз наделах.

В этиз целях был учрежден крестьянский банк, призванный содействовать в выдаче беспроцентной суммы кречтьян для покупыки или аренды что реже земли. В этих же целях утверждались государстевнные сберегательыне кассы для крестьян, что подрывало силы расточительство в деевне.. Одновременно с этим Александр 3 утвердил общий переселенческий закон, облегчающий крестьянам свободное переселение на свободные земли. Но главное, 1887 году отменил подушную подать, введенную в годы правлени петра первого. Это спососбтвовало подъему благосостояния населени в россии.

Проводились мероприятия имеющие общегуманные значение. Сокращен был срок службы до 5 лет. Были введены более мягкие наказания для детей,совершивние разбойное нападение или вороовтсво. Крестьяне получили право хадатойствовать. А запрещение кабаков и продажи алкоголя в крестьнско деревн.

Самый огромный вклад Александр 3 внес в формирование новоц системв международных отношений и резкое усиление в ней роли дипломатии. Он не только возвратил дипломатическому слову его истинное значение и ему истинный смысл. Но и убидил руководству всех европейских стран к этому слову, слову бипломата, прислушаться. Именно ему уадлось установить в Европе расновесие сил в раздираемой противоречий в европе между лигой мира (германия, австрия, италия) и русско-французским союзом.

Таким образом Александр 3 наметиал перспективу, позволившую сохранить мир в Европе и оттянуть мировую бойню 1914 года. Поэтому неожиданная болезнь и последовавшая за ней смерть царя в 1894 году стала трагедией не только для русских, но и для всей Европы. По воспоминнаиям современников,когда скончался александр третий французы скорбели о нем так, что можно было подумать, что о нем плаут русские монархисты. Англицска королева виктори повелела отслужить о нем службы во всех церквях.