Караковский. Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем -- это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, -- по его мнению, -- это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Данная концепция разработана коллективов ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков - научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 голу в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе».

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий дня развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя -- Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора.

Понятие «воспитайте». В лю6ой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, целы воспитательного процесса.

Профессор Н.Е. Шуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание ребенка как человека культуры

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Самовоспитание школьников.

Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».

Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в кагором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

  • 1) в творческой деятельности;
  • 2) быть здоровым;
  • 3) в защищенности, безопасности;
  • 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
  • 5) в смысле жизни;
  • 6) в самореализации (самоосуществлении);
  • 7) в удовольствии, наслаждении.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.



Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Сущность процесса воспитания и его место в общей структуре целостного педагогического процесса

10. Воспитание – управление развитием человека как субъекта деятельности. Воспитание – процесс формирования культуры отношений человека. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях . По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П. Блонский и А.П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в названных концепциях выступал преимущественно как объект воспитания. В дальнейшем эти видные педагоги пришли к определению сущности воспитания как общественного явления.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее внеклассного влияния:

· объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;

· стандартизация внеклассного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия "личность", сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;

· формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех "эстафет", "маршрутов", "заветов");

· авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей;

· разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

· нарушение преемственности в организации учебно-внеклассного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;

· слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.

Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в "онаучивании" решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

Теория – это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение различных наблюдений над реальностью.

Теория личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет и почему поступает так, а не иначе.

Ключевым компонентом в любой теории личности являются концепция развития личности и вопрос о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости и старости, а также определение факторов (генетических или средовых), влияющих на личность. На положения конкретной теории глубоко и основательно влияют взгляды автора на природу личности. Теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным описывать и интерпретировать поведение человека.

Различные теории личности можно свести к нижеследующей классификации (см. Р. С. Немов).

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение). Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон (1878 – 1958) в начале XX в. рассматривал поведение человека как адаптацию живого существа к окружающей его среде. С точки зрения Дж. Уотсона, поведение – это система реакций. Прочитав (в немецком и французском переводе) труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, Дж. Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс должен стать главной единицей анализа поведения и является ключом к выработке навыков, построению сложных движений из простых, а также к любым формам поведения, в том числе носящим аффективный характер. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего стимула. Главная формула бихевиоризма «S – R» (стимул – реакция). Основные исследовательские задачи бихевиористов сводились к следующему: выявление и описание типов реакций, исследование процессов их образования, изучение законов комбинаций; в качестве более общей и окончательной задачи: по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и по характеру реакции определить вызвавший ее стимул.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (по И. П. Павлову) и оперантное (фиксирующееся при подкреплении любого действия и впоследствии воспроизводящееся с большей легкостью) обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного, и для человека. При этом процесс научения представляется как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Для «закрепления» в нервной системе успешной реакции достаточно использования лишь подкрепления независимо от воли и желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и прошлого опыта.

Формула «S – R» оказалась достаточно ограниченной. В данной теории игнорируется существование сознания, т.е. внутреннего психического мира человека, что само по себе неверно. Распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонаучных позиций.

Необихевиоризм . Попытки включить в исходную бихевиористскую программу категории мотива и психосоциального отношения привели к новому направлению – необихевиоризму.

Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен (1886 – 1959), американский психолог, предложил ввести в схему «S – R» существенную поправку, поместив между S и R так называемые «промежуточные переменные» – V. В результате схема приобретает вид «S – V – R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, такие как: цели, намерения, образы ситуаций.

Э. Толмен в 30-е годы XX в. описал поведение как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений («что ведет к чему»). Организм человека не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.

К. Халл (1884 – 1953) доказал, что из всех влияющих на поведение человека факторов решающее воздействие оказывает редукция (усиление) потребности.

Ф. Скиннер (1904 – 1990) считал, что личность индивида состоит из относительно сложных, но тем не менее независимо приобретенных реакций и абсолютно зависит от предшествующих подкреплений. Концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Конституциональные факторы ограничивают поведение. В течение жизни поведение человека может меняться под воздействием меняющегося окружения: так как подкрепляющие особенности в окружении разные, то под их прямым контролем формируется разное поведение. Поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами: наказанием или негативным подкреплением. Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула . При адаптивном поведении человек обладает способностью делать различия в разных ситуациях окружения – различение стимула . Личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых человек регулирует поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание. Скиннер установил, что процесс формирования поведения обусловливает развитие устной речи, так как язык – это результат подкрепления определенных действий. Скиннер объяснял жизненные кризисы изменением окружения, ставящим индивида в ситуацию, когда набор поведенческих реакций оказывается неадекватным для получения подкрепления в новой ситуации. Он разработал так называемое оперантное обучение, при котором подкрепляется только поведение или операции, которые совершает субъект в данный момент. Сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и последовательно подкрепляемых операций, приводящих к общей цели. Разработанный Ф. Скиннером метод программированного обучения дал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих или умственно отсталых детей.

Социальный бихевиоризм (социально-когнитивная теория) . Д. Мид (1863 – 1931), американский ученый, стал рассматривать личность в процессе ее взаимодействия с окружающими людьми. Он утверждал, что личность является как бы объединением различных ролей, которые на себя принимает. Согласно теории Д. Мида, называемой теорией ожидания, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого и прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми).

Большое значение в развитии социального бихевиоризма (социально-когнитивная теория) в настоящее время играют работы А. Бандуры (1925 г.р.), посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

А. Бандура рассматривает человека как обладающего способностями мышления и саморегуляции, что позволяет ему предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над окружающей средой. Причины функционирования человека А. Бандура понимает как непрерывное взаимодействие поведения, познавательной сферы и окружения. Многие аспекты функционирования личности включают взаимодействие индивида с другими. Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение человека, но также на различные части системы. Хотя на поведение человека влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть человек может оказывать влияние на собственное поведение.

Благодаря способности человека представлять действительный исход символически (посредством предвидения) будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Многое в научении возникает викарно, то есть в ходе наблюдения за поведением других индивиды научаются имитировать это поведение. Осуществление новых реакций, наблюдавшихся некоторое время назад, но никогда не практиковавшихся, оказывается возможным благодаря познавательным способностям человека. Эти символические, когнитивные умения позволяют индивиду трансформировать усвоенное или комбинировать то, что они наблюдали у ряда моделей, в новые паттерны поведения. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показал его когнитивную ориентацию. Подкрепление сообщает человеку, какие последствия можно ожидать в результате правильной или неправильной реакции.

С точки зрения социально-когнитивной теории многие поступки человека регулируются самоналагаемым подкреплением. Самоподкрепление имеет место тогда, когда человек устанавливает планку достижений и поощряет или наказывает себя за ее достижение, превышение или неудачу.

Широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.

В последние годы А. Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения.

Когнитивная теория . Дж. Келли (1905 – 1967) – один из первых персонологов, который придал особое значение когнитивным (познавательным) процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Дж. Келли построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма .

Конструктивный альтернативизм доказывает, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений»; осознание человеком действительности – это всегда предмет для истолкования; объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному; ничто не постоянно и не окончательно; факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, и есть различные способы их истолкования. Концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что поведение человека никогда полностью не определено, следовательно, нет истинного или валидного способа интерпретации человека. Человек всегда свободен до некоторой степени в пересмотре или замене своего толкования действительности, однако его мысли и поведение определены предшествующими событиями.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта и предвидения будущих событий. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Келли охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то подчиненными по отношению к другим частям системы; организация конструктов не закреплена жестко. Люди похожи друг на друга в том случае, если одни и те же события для них имеют примерно одинаковое психологическое значение, а не потому, что они пережили идентичные события в жизни; если два человека разделяют взгляды на мир, то, вероятнее всего, их поведение будет похоже. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди. Чтобы плодотворно взаимодействовать с другим, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого. Сходство конструктов обусловливает формирование дружбы.

Дж. Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств.

Гештальпсихология (нем. g estalt – форма, структура). Одновременно с возникновением в США бихевиоризма в Германии развивается другое направление – гештальтизм. Группа молодых исследователей – М. Вертгеймер (1880 – 1943), В. Келер (1887 – 1967), К. Коффка (1886 – 1941), преемники европейского функционализма – обнаружила в составе сознания человека целостные структуры – гештальты (Gestalt), неразложимые на сенсорные первоэлементы, которым присущи собственные характеристики и законы. Ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики человека, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. От того, как воспринимает человек мир, зависит его поведение и понимание ситуации. В развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет (феномен «фигуры и фона» (Е. Рубин) занял главное место среди основных законов гештальта). Основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Процесс «переструктурирования гештальта» происходит мгновенно – «инсайт» (англ. i nsight – усмотрение), т.е. озарение, не зависит от прошлого опыта субъекта и является объяснением адаптивных форм поведения. Инсайт означал для гештальтистов переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой меняется характер приспособительных реакций. Гештальтизм считал единственными психологическими фактами непосредственно испытываемые субъектом феномены сознания, пытаясь соотнести «феноменальный мир» с реальным, физическим, в то же время не лишая сознание самостоятельной ценности. М. Вертгеймер выступил против традиционной практики обучения в школе, доказывая, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества.

Психоанализ (Фрейдизм) . Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии; 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Психоаналитическая теория, автором которой является З. Фрейд (1865 – 1939), отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведением. Личность, с точки зрения психоанализа, является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Поведение человека является детерминированным.

Первоначально, описывая топографическую модель личностной организации, З. Фрейд в психической жизни человека выделял три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное . Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент. Сознание охватывает только малый процент всей информации, поступающей и хранящейся в мозге. Область предсознательного , называемая иногда «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, спонтанно или в результате минимального усилия. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека.

В начале 20-х годов XX в. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в структуру личности три составляющие: ид, эго и суперэго (понятия, принятые в англоязычных переводах, эквиваленты оригинальных терминов Фрейда –«оно», «я», «сверх-я»).

«Оно» (лат. id – оно) – это исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Оно» связано с телесными процессами, так называемая Фрейдом «истинная психическая реальность», отражающая внутренний мир субъективных переживаний, не знающий об объективной реальности. Являясь самой старой исходной структурой психики, «оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Если побуждения сдерживаются и не находят разрядки, то в личностном функционировании создается напряжение. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Фрейд описал два механизма, посредством которых «оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

«Я» (лат. ego – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания «оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. «Я» должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. «Я» подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и (или) соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.

«Сверх-я» (лат. super – «сверх», ego – «я») – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализированную версию общественных норм и стандартов поведения. Фрейд разделил «сверх-я» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это поощрительный аспект «сверх-я». «Сверх-я» направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках, тормозя любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «оно».

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека активизируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность. Цель любой формы поведения человека – уменьшение напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

Согласно теории Фрейда, мотивация поведения человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями, психические образы которых, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . Инстинкты являются конечной причиной любой активности. Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов: инстинктов жизни (под общим названием Эрос) и смерти (называемые Танатос). Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (лат. – хотеть, желать), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Фрейд считал, что всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. «Целью жизни является смерть». Инстинкты смерти лежат в основе всех проявления жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психоаналитическая теория развития основывается на том, что, во-первых, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности, во-вторых, человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий (оральную, анальную, фаллическую, генитальную), коренящихся в инстинктивных процессах организма. Важным понятием является понятие регрессии – возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявления соответствующего поведения.

Следствием неадекватной разрядки энергии либидо является тревога. Тревога является функцией «я», и ее назначение – реагирование в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Тревога помогает человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Регуляторные механизмы, направленные на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, вызываемых тревогой, Фрейд называл защитными механизмами или психологической защитой личности. Фрейд определял защитные механизмы «я» как сознательную стратегию, используемую личностью для защиты от открытого выражения «оно» и встречного давления со стороны «сверх-я».

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) действуют на неосознанном уровне, являясь средствами самообмана; 2) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.

Некоторые основные защитные стратегии личности:

Вытеснение – процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание; «мотивированное забывание»: человек не осознает вызывающих тревогу конфликтов, не помнит травматических прошлых событий. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и т.д. Вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях.

Проекция – процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения».

Замещение – процесс, в котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Рационализация – способ защиты «я» посредством обращения к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.

Регрессия – процесс, для которого характерен возврат к детским моделям поведения.

Реактивное образование – защитный механизм, проявляющийся в выражении в поведении и мыслях человека противоположных побуждений.

Сублимация – защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, так как она позволяет «я» изменить цель и (или) объект импульсов без сдерживания их проявления. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в науке и культуре.

Неофрейдизм . Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшихся с Фрейдом и избравших путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, – А. Адлер и К. Г. Юнг.

1. Индивидуальная теория личности А. Адлера. А. Адлер (1870 – 1937) дал своей теории название «индивидуальная психология» (от лат. individuum – неделимый). Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом. Только по направлению к личностно значимым целям индивид может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Адлер утверждал, что, стремясь к совершенству, человек способен планировать свои действия и определять собственную судьбу. Он считал, что поведение человека всегда зависит от его мнения о себе и об окружении, в которое он должен вписываться, т.е. поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Стремление к превосходству является врожденным фундаментальным законом человеческой жизни. Превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества. Стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Все поведение человека происходит в социальном контексте; у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес (нем. gemeinschafttsgefuhl – «социальное чувство», «чувство солидарности»), который является врожденным и заставляет отказаться от эгоистичных целей ради целей общества. С позиции Адлера, жизнь человека ценна только в той степени, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Выраженность социального интереса является критерием оценки психического здоровья личности. Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. Адлер считал, что на личность оказывают большее влияние субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт.

2. Аналитическая теория личности К. Г. Юнга. К. Г. Юнг (1875 – 1961), швейцарский психолог, посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческий опыт. Согласно аналитической теории личности К. Юнга, личность мотивирована интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Человеку (как и человечеству вообще) присуще стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный понятию личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания, основой самосознания. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений, связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Материал личного бессознательного уникален и, как правило, доступен для осознания. Коллективное бессознательное , согласно К. Юнгу, состоит из мощных первичных психических образов, общих для всех человеческих существ и являющихся результатом эмоционального прошлого человечества, так называемых архетипов (греч. arche – начало и typos – образ). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Количество архетипов неограниченно, наиболее значимые – это персона (лат. – маска), тень (социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы), анима (внутренний образ женщины в мужчине), анимус (внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы). Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это обретение и развитие самости (или полная реализация «Я»), то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Самореализация доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг.

Наиболее известным вкладом К. Юнга в психологию считаются описанные им две жизненные установки (эго-ориентации): экстраверсия и интроверсия, а также психологические функции: рациональные – мышление и чувство; иррациональные – ощущение и интуиция, из которых только одна личностная ориентация и одна пара функций осознаются человеком. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

Юнг одним из первых признал вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в психологии.

Гуманистическая психология . Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – бихевиоризму и психоанализу. А. Маслоу (1908 – 1970), американский психолог, получил признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Гуманистическая психология уходит корнями в экзистенциальную (лат. existentia – существование) философию, разработанную европейскими мыслителями и писателями: С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. – П. Сартром. Многие выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности, такие как Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей, Л. Бинсвангер.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. С точки зрения экзистенциалистов, каждый человек осознает, что он в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывает боль, отчаяние, одиночество и тревогу. Как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей. Концепция становления человека предполагает поиск им подлинной и полной смысла жизни. Единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Экзистенциалисты подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества.

Согласно точке зрения А. Маслоу, каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу утверждал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные творческие возможности для позитивного роста и совершенствования; что природа человека в сущности хороша и разрушительные силы в нем являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему – приоритета, или доминирования. Однако он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов, например, творческий человек может развивать и выражать свой талант, несмотря на социальные трудности и социальные проблемы. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает полного, завершенного удовлетворения потребностей. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию (высшую потребность) как желание человека стать тем, кем он может стать, т.е. развить собственный врожденный потенциал. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Многие люди не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы , который характеризуется страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Маслоу сделал предположение, что социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Препятствием для самоактуализации, согласно Маслоу, может быть сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Реализация потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту, наличия у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни, гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна . Направление исследований структуры личности в отечественной психологии во многом определили положения С. Л. Рубинштейна (1889 – 1960), получившие название субъектно-деятельностной теории.

С. Л. Рубинштейн предположил, что психика человека активна и существует как психическая деятельность . Отражение человеком внешнего мира трактуется как деятельность субъекта, т.е. как высший уровень активности (изначально практической). Одной из главных целевых функций психической деятельности является управление поведением и эмоциональным состоянием. Деятельность – в единстве своих компонентов – означает неразрывную связь человека с внешним миром. Содержание внешнего мира – в меру активности человека – постепенно и все более становится содержанием мыслей, чувств, познания, науки и т.д. Человек и его психика формируются и проявляются в ходе изначально практической, а затем теоретической, но в принципе единой деятельности. Субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять и формировать его самого.

Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться и к каждому человеку. Развитие личности опосредовано результатами его деятельности. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний, в них она не только выявляется, но и формируется. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится другим человеком. Историю человеческой жизни следует свести к ряду внешних дел.

Деятельность Рубинштейном характеризуется следующими особенностями :

1) это всегда деятельность субъекта, точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность (не может быть бессубъектной деятельности);

2) она есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. необходимо является предметной и содержательной;

3) она – хотя бы в минимальной степени – всегда творческая;

4) самостоятельная (что не противоречит совместности).

Модуль 3. Социальная психология

Чтобы помогать новому человеку развиваться в правильном направлении, нужно учитывать концепции развития личности. Это набор научных и теоретических знаний, которые показывают, как именно развивается человеческий детеныш в тот или иной период времени. Здесь учитываются и психологические особенности, и биологические, и эмоциональные. Существует множество видов концепций, которые рассматривались в различные времена. Также стоит рассмотреть современные концепции.

Что такое концепция развития личности?

Под концепциями развития личности понимаются познания сути и объяснения того, как именно развивается человек. Здесь приводится множество теорий, которые зачастую рассматривают отдельные аспекты развития личности. Вот почему нельзя сказать, какая из них самая верная и лучшая, поскольку каждая рассматривает лишь отдельный аспект личности.

Есть концепции, рассматривающие биологическое развитие личности, концепции, рассматривающие этапы обучаемости, концепции психологического развития и т. д. Каждая из концепций имеет право на свое существование, поскольку личность – это сложное существо, вмещающая в себя множество параметров развития.

Для духовного роста и психологического развития нередко нужны противоречия. Внутри человека должны возникать конфликты, которые он будет решать наедине с собой и делать определенные выводы. Какие именно выводы человек сделает, уже зависит лично от него. Это невозможно предугадать. Однако именно эти выводы и будут влиять на то, как будет жить человек дальше, какие комплексы и страхи в себе формировать, к чему стремиться и т. д.

Биологические принципы развития едины для всех. Однако человек способен повлиять на то, насколько он будет здоровым, выносливым и бодрым.

Зачем изучать концепции развития каждой личности? Для того чтобы понимать, как повлиять внешне на развитие каждого ребенка, чтобы поспособствовать его становлению полноценной и культурной личности. Однако данный вопрос пока еще остается открытым.

Основные концепции развития личности

Развитие личности является процессом постоянным и меняющимся. Вот почему невозможно вывести единую концепцию развития. Выделяют основные концепции развития и вспомогательные. Все они дополняют друг друга. На развитие личности влияет множество факторов: генетические, внешние условия проживания, новые обстоятельства и т. д. Также следует учитывать внутренний диалог каждого индивида, который точно является уникальным и индивидуальным, не контролируемым.

Основными видами концепции личностного развития сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет:

  1. Социогенетическую – здесь рассматриваются лишь внешние социальные условия, в которых человек находится и развивается. Ему отводится роль пассивного участника, который не думает, а на него лишь влияют. Однако в таком случае становится непонятно, как разные люди в одинаковых условиях становятся отличными в своем поведении и мышлении.
  2. Биологизаторскую – здесь предполагается, что человек развивается в зависимости от той программы, которая дана ему по генам. Человек рождается с определенными предрасположенностями и наклонностями, которые диктуются ему генетически. Однако тогда становится непонятно, почему однояйцевые близнецы становятся различными по своему личностному росту людьми.

Очевидно, что рассматривать лишь одну концепцию в отрыве от другой невозможно. На человека влияют и биологические, и социальные факторы, а также прочие обстоятельства, которые уже делают его тем, каким он становится.

Существуют и другие концепции. Например:

  1. Психоаналитическая, которая рассматривает развитие личности как способ приспособления к окружающему миру, в котором он существует, лишь для достижения двух целей – защиты и удовлетворения своих потребностей, что достигается различными средствами.
  2. Концепция черт говорит о том, что человек вырабатывает характер лишь после рождения. Здесь участвуют как генетические предрасположенности, так и внешние обстоятельства и сам человек.
  3. Биосоциальная концепция включает биологическую и социальную концепции. Человек от рождения заточен на то, какое у него будет мышление, ощущение, восприятие и пр. Однако социальные условия жизни диктуют, какие направленности, интересы и способности у человека будут возникать.

Современные концепции развития личности

Человеческую природу развития изучали психологи во все времена. На сегодняшний день современной концепцией остается теория Манагетти. Он предполагал, что личность развивается в зависимости от той среды, в которой он взаимодействует с другими людьми и окружающими предметами. Вместе с тем автор критиковал необходимость прививания человеку моральности, поскольку именно она заставляет его ограничивать себя в своем проявлении, вырабатывать защитные механизмы, даже становится закомплексованным и боящимся чего-то.

Около 30% всей информации человек обрабатывает сознательно, что и позволяет ему самому влиять на собственное развитие. Однако 70% остаются в подсознании и обрабатываются уже там.

На то, каким человек становится, влияют:

  1. Его собственные интеллектуальные способности, его позитивное и негативное отношение, восприятие мира, творческие импульсы.
  2. Характер любви, который он получает в первые годы своей жизни. Именно на этой основе формируются комплексы. Ведь и родители не всегда понимают, что такое любовь, и сами отягощены какими-то комплексами.

По мере своей жизни человек живет в соответствии с теми комплексами, которые в нем сформировались. Человек становится ограниченным в своем восприятии мира. В основном направляет все силы на то, чтобы удовлетворить свои комплексы.

Концепция духовно-нравственного развития личности

Человек живет в социуме, среди других людей, поэтому достаточно важными становятся привитие у ребенка следующих навыков:

  • Нормально, положительно относиться к другим людям.
  • Уметь устанавливать контакты с людьми.
  • Тянуться к установлению отношений с другими людьми.

Все это зависит от того, какие духовно-нравственные ценности родители прививают ребенку в процессе первых лет его жизни. Также важна обстановка внутри семьи, в которой ребенок живет.

Однако данные морально-нравственные качества человек способен развивать сам в себе в любой период своей жизни. Если вы ощутили потребность в том, чтобы стать лучше, немного уделить времени собственному совершенствованию и возврату навыков красиво и правильно излагать мысль, это говорит о том, что вы наконец-то заметили, как легко и быстро можно стать бескультурным и безграмотным человеком. Это очень сильно связано с появлением мобильных телефонов и компьютеров с интернетом в жизни человека. Быстрый прогресс техники повлиял на быстрый регресс (упадок) интеллекта человечества. И действительно: обратите внимание, как общаются современная молодежь и даже более зрелые люди, которые постоянно имеют доступ к таким новым технологиям.

К сожалению, ни мобильные телефоны, ни интернет не способствуют развитию человека. Все люди получают массу возможностей: быстро дозвониться до нужного человека, получить много информации на определенную тему, пообщаться с незнакомыми людьми при помощи заготовленных шаблонов – смайликов, и т. д. Человеку не надо ничего думать, делать и выдумывать, ему уже все предоставлено. Главная задача – увидеть, прочитать и «проглотить».

Если вы хотите не терять собственные навыки письма и культурной речи, тогда начните возобновление собственных знаний и умений. Побольше читайте классической литературы. Даже прочтение современных книг на научные тематики куда более полезны, чем простое просматривание статей в интернете, которые пишутся неграмотными людьми. Чтение книг помогает потом человеку излагать свою мысль. Более того, чтение книг помогает вспомнить письменную речь, лаконичное построение предложений и красивое написание. Лучше ограничьтесь только книгами, поскольку журналы пишутся по той же аналогии, что и интернетовские статьи – где-то можно наткнуться на ошибки, а где-то на современный лексикон.

Почаще бывайте в отдельности от компьютеров и мобильных телефонов. Устраивайте себе несколько раз в неделю прогулки на природе, где до вас никто не сможет дозвониться (то есть оставьте мобильный телефон и компьютер дома). Отдохните от современных технологий, вспомните, что такое дикая и живая природа. Человек очень часто начинает быстро деградировать и утрачивать свои навыки лишь потому, что просто устал. И для полноценного отдыха нужен не только сон, но и прогулки, общение с природой. Таким образом, вы успокаиваетесь в реальной жизни, наслаждаетесь тишиной и спокойными звуками. При этом вам не нужно никуда бежать, ничего решать. Вам дается полная свобода – насладитесь ею.

Почаще отдыхайте и читайте классическую или научную литературу – это позволит вам вернуть свою культурную речь и получить новые знания. Старайтесь хоть иногда себе быть непривязанными к современным технологиям, без которых люди раньше прекрасно обходились и жили счастливо.

Согласно концепции Выготского, развитие личности осуществляется в среде, которая становится для него не внешним стимулом, а источником познания и вобрания в себя. Также важным аспектом становится то, что ребенок по мере своего роста изучает письмо и речь. В остальном человек развивается в двух направлениях:

  1. Естественное созревание.
  2. Овладение нормами культуры, поведения, морали.

Сначала родители воздействуют на ребенка определенным образом. Затем ребенок начинает точно так же относиться к себе, как к нему относятся родители. А уже в дальнейшем ребенок начинает подобные модели поведения проявлять в отношении родителей.

Выготский относит человека к социальному существу, которое подвергается такому важному процессу, как обучение. Данный процесс не является развивающим личность, однако формирует среду, в которой личность развивается. Получение знаний расширяет кругозор индивида, предлагая ему различные варианты для своего развития, познания себя и применения своих возможностей, отыскивая свои таланты и наклонности.

Итог

Концепции развития личности нужны для того, чтобы понимать, как воздействовать на маленькое человеческое существо, чтобы способствовать его развитию и формированию в том направлении, которое необходимо. Поскольку каждый индивид живет в социуме, очень важно освоение ребенком норм морали и законов, которых он должен придерживаться, чтобы быть принятым в обществе и пользоваться его благами.