Реализм Реализм

(от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основных концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.

Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "… типичные характеры в типичных обстоятельствах…" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств (см. Искусства пластические).

Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляю- щимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. Л. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства. При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства.

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действитель- ности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).

Художественная правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, то есть соответствие присущего данному произведению искусства общественно- эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.). Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней "поэтическое правосудие" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), то есть выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа "тенденциозности" реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает "из обстановки и действия…" (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.

Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистических методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художественное творчество отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетический агностицизм, отдаётся крайнему субъективизму, как, например, в современном модернизме, там уже нет места реализму. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать коренную противоположность реализма и формалистического искусства. Борьба идеологий в сфере художественного творчества выражается в современную эпоху в противоборстве реализма и модернизма, реализма и "массового искусства", чаще всего воинствующе буржуазного по содержанию, но имитирующего, ради доступности, в антихудожественной форме отдельные реалистические элементы. Ревизионизм в современной эстетике игнорирует в определениях реализма критерий истины в художественном творчестве, снимая тем самым всякую возможность его объективного определения.

Но современный реализм, так же как и реализм в искусстве прошлых эпох, не всегда предстаёт в "чистом" виде. Реалистические тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие реализма как целостного метода. Так, например, правда жизни часто переплетается с религиозном спиритуализмом, мистикой в произведениях готики. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Так, в ранних произведениях Маяковского глубоко правдивый в основе протест против буржуазного обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом художественной манеры и правдивостью общественно-эстетического идеала художника, что характерно для ряда современных прогрессивных художников капиталистического мира (П. Пикассо). Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма - Р. Гуттузо и многих других).

Реалистическое искусство может быть "умнее" своего творца: определённое глубиной и силой таланта художника правдивое раскрытие действительности приводит к победе реализма над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом автора, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере О. Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда отнюдь не следует, что художественное творчество независимо от мировоззрения автора. В большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных общественных тенденций. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического реализма XIX в. и в особенности в реализме социалистическом, специфика которого требует сознательной партийности.

Социальная почва реализма исторически изменчива, но подъём реализма, как правило, совпадает с периодами широких связей искусства с народными массами. Поскольку реализму доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности (см. Народность искусства). Так как любая историческая форма реализма всегда обращена к определенным сторонам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и социальной психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Так, искусство Высокого Возрождения "слепо" к общественным антагонизмам и, наоборот, отражает свойственные времени, во многом утопические мечты о социальной и человеческой гармонии. А литература критического реализма XIX в., объективно проникавшая в жизнь буржуазного общества и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, сложной диалектики человеческих характеров, порой не видела реального выхода из жизненных противоречий. Таким образом, задача анализа реалистического искусства заключается не в механическом отделении его от некоего абстрактного "антиреализма". Она требует диалектического раскрытия его внутреннего содержания, в котором нерасторжимо переплетены и завоевания реализма в познании действительности, и его исторически обусловленная художественная ограниченность.

В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Однако реализм в различные исторические эпохи приобретает конкретно-исторические специфические черты, обусловленные уровнем развития общественного и художественного сознания, а порой и облекается в различные стилистической формы (см. Первобытное искусство , Античное искусство , Возрождение и др.). В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в искусстве буржуазной Голландии XVII в. эта форма реализма получила развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников, связанных с "третьим сословием" (Ж. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв. часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Интерес к современным общественным событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличит, искусства XIX в. В конце XVIII - первой трети XIX вв., в период сложения романтизма, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций в портрете, бытовом жанре, пейзаже. Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критическим и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный антибуржуазный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов. Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и живописцы барбизонской школы во Франции и др., непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академии, системы (см. Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально- философским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни "маленького человека" в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма. С 1840-х гг. процесс сложения демократического по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально- освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителях романтизма (П. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др.). Ко второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни современного города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно связано с подъёмом демократической общественной мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и исторических жанрах, портрете и пейзаже. В конце XIX - начале XX вв. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, Й. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании, и др.). В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др.). В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма (см. статьи об искусстве советских республик и о мастерах советского искусства).

Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др.). Реалистическое искусство, обретающее на протяжении XX в. яркие национальные черты и многообразие форм, как правило, развивается в процессе борьбы с модернистскими тенденциями. Литература: А. Н. Иезуитов, Вопросы реализма в эстетике К. Маркса и Ф. Энгельса, Л.-М., 1963; А. Лаврецкий, Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм, 2 изд., М., 1968; Реализм и художественные искания XX века. Сб. ст., М., 1969; Б. Сучков, Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд., М., 1973; Т. Мотылева, Достояние современного реализма, М., 1973; В. В. Ванслов, О реализме социалистической эпохи, М., 1982.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

реали́зм

В искусстве (от лат. realis – действительный, материальный), в широком смысле – способность искусства правдиво, неприкрашенно изображать человека и окружающий его мир в жизнеподобных, узнаваемых образах, при этом не копируя пассивно и бесстрастно натуру (в отличие от натурализма), а отбирая в ней главное и стремясь передать в видимых формах сущностные качества предметов и явлений. В этом смысле реалистическим можно назвать искусство Рембрандта , Д. Веласкеса и многих др. мастеров.

В более узком смысле реализм – одно из основополагающих художественных направлений сер. и второй пол. 19 в. в Европе и Америке, провозгласившее целью искусства наблюдение и объективное изображение окружающей действительности, выражение «правды жизни». Термин был введён французским литературным критиком Шанфлёри в 1850-е гг. Реалисты утверждали свои принципы в борьбе как с академизмом , так и с поздним романтизмом, выродившимся к сер. 19 в. в набор расхожих штампов.


Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе , который поставил перед собой задачу создания героизированной монументальной картины на современный сюжет. Реализм 19 в. не сводился к работе художников с натуры и на пленэре , хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, поэтому по отношению к нему часто употребляют термин критический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19 в. часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определённых (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления.


В 20 в. многие мастера отказались от подражания формам действительности, кульминацией чего стало возникновение абстрактного искусства. Термин «реализм», потеряв эстетическую определённость, стал употребляться для обозначения самых разных направлений, придерживающихся опознаваемых форм видимой реальности (сюрреализм, социалистический реализм и др.), в результате чего понятие реализма потеряло эстетическую определённость.

На базе общности значений и морфологических свойств сущест­вительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды: 1) нарицательные и собственные; 2) личные и нелич­ные; 3) одушевленные и неодушевленные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) вещественные; 6) собирательные. Слова каждо­го лексико-грамматического разряда имеют свои общие черты.

    Каждый разряд объединяет слова с определенной семан­тикой. Например, собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов (или лиц) как неделимое целое (белье, молодежь, мебель и т. п.); личные существитель­ные - названия лиц - противопоставлены по своему значению всем неличным существительным (ср.: мать, сынок, строитель и картофель, школа, дубок и т. п.).

    Слова каждого разряда обладают общими грамматически­ми признаками. Так, отвлеченные существительные имеют толь­ко формы единственного, числа, в то время как большинство конкретных существительных изменяется по числам.

3) Лексико-грамматические разряды тесно связаны с грамматическими категориями и взаимодействуют с ними. На­пример, собирательные, вещественные, отвлеченные существительные выступают как слова, не изменяемые по числам, и существенно влияют на характер проявления грамматической категории числа; категория рода наполняется разным содержа­нием в личных и неличных, одушевленных и неодушевленных именах существительных.

4) Значения, на базе которых слова объединяются в лексико-грамматические разряды, не обязательно выражаются морфоло­гическими средствами. Например, в одних собирательных суще­ствительных значение собирательности выражается при помощи словообразовательных суффиксов, в других отсутствуют внешние показатели (бакалея, сор т. п.). Этим лексико-грамматические разряды отличаются от грамматических категорий, значения ко­торых регулярно выражаются морфологическими средствами.

3. Существительные нарицательные и собственные

Нарицательные существительные являются обобщенны­ми названиями однородных предметов: сестра, пилот, трактор, трава, лещ, слон, букварь, сарай, бег, доброта, восстание, море и т. п.

Собственные существительные - это названия отдельных единичных в своем классе предметов. Среди них выделяются тематические группы: 1) имена, отчества и фамилии людей: Алек­сандр Николаевич Гвоздев, Петр Первый, Надежда и т. п.; 2) клички животных: Каштанка, Холстомер и т. п.; 3) географи­ческие названия: Россия, Ташкент, Черное море, Волга, Байкал, Арарат, Сибирь и т. п.; 4) названия исторических событий, пе­риодов, общественно-политических явлений: Октябрь, Ренессанс и т. п.; 5) названия художественных произведений, газет, журна­лов, издательств и т. п.: «Война и мир», «Хорошо!», «Правда», «Юность» и др.; 6) названия магазинов, кафе, бытовых учреж­дений и т.п.: «Светлана» (гастроном), «Снежинка» (кафе) и др.; 7) названия театров, кинотеатров, клубов и т. п.: «Россия», «Ударник», «Прогресс», «Москвичка» и др.; 8) астрономические названия: Марс, Сатурн, Большая Медведица, Рыбы и др.; 9) сорта и марки различных предметов: автомобиль «Москвич», одеколон «Сирень», конфеты «Птичье молоко» и др.

Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам: большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляют­ся лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.).

Употребление в форме множественного числа существитель­ных, имеющих обычно только форму единственного числа, свя­зано с определенной семантической нагрузкой. Так, форма Пет­ровы обозначает либо множество однофамильцев, либо лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Петровы, род Петровых). Наконец, форма множественного числа собственных имен используется как название разных лиц, имеющих общую черту (Обломовы, Маниловы, Печорины и т. п.).

Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, боржоми, болонья, палех и т. п. К нарицательным существительным восходят собствен­ные имена: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные стра­ны), Октябрь (Великая Октябрьская социалистическая револю­ция), Орел (город), «Правда» (газета), «Гроза» (драма), Мед­ведь (фамилия) и др.

При переходе собственных имен в нарицательные происходит расширение объема лексической семантики слова: оно приобре­тает обобщенное значение и обозначает не один какой-то пред­мет, а класс однородных предметов. Наоборот, переход нарица­тельных имен в собственные связан с сужением лексической семантики: название класса предметов становится названием лишь отдельного предмета. Изменяются и грамматические свойства слов. Ср.: генерал Галифе (м. р.) и брюки галифе (ср. р.); орел (пти­ца; мн. ч. орлы, пять орлов) и город Орел (формы мн. ч. не образует, с количественными числительными не сочетается); волк (волка, волку) и Надежда Волк (во всех падежах одна форма: Надежды Волк, Надежде Волк и т. п.).

Вследствие взаимоперехода нарицательных и собственных имен образуются омонимы: баня - «Баня», медведь - Медведь, весы - Весы и т. п.

Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Главные признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение - это значение предмета, другими словами всего того, о чём есть возможность сказать: это кто? либо это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а конкретно:

1) наименования определенных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книжка, порт-фель, кровать, лампа);

2) наименования живых созданий (чело-век, инженер, девочка, парень, олень, комар);

3) наименования разных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) наименования разных явлений природы и публичной жизни (буря, мороз, дождь, праздничек, война);

5) наименования отвлечённых параметров и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) наименования отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, однако не меняются по родам: океан, река, море ; см. Как найти род имени существительного?;

2) меняются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;

3) меняются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в российском языке?

Изменение по падежам и числам именуется склонением . См. Как найти склонение имён существительных?

Исходная форма существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные в большинстве случаев выступают как подлежащие либо дополнения, однако могут быть какими угодно другими членами предложения:

Книжка делает человека владельцем вселенной (П. Павленко) - подлежащее ;
Вся жизнь населения земли оседала в книжке (А. Герцен) - дополнение ;
Книжка - хранилище познаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение ;
Над седоватый равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - событие места ;
Не забудет народ-фаворит беззаветных героев собственных (В. Лебедев-Кумач) - приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли воззвания (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

3. По нраву лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные - это существительные, которые именуют класс однородных предметов: стол, мальчишка, птица, весна ;
  • собственные существительные - это существительные, которые именуют единичные (личные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, наименования городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические наименования), наименования книжек, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, наименования кораблей, поездов, разных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Наша родина, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .
  • Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

    1) Имена собственные могут состоять из 1-го слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) либо из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

    3) Наименования (заглавия) книжек, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, не считая того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

    4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не смешиваются с именами числительными (не считая случаев обозначения различных предметов и лиц, называющихся идиентично: У нас в классе две Ирины и три Оли ). Город Набережные Челны.

    5) Собственные существительные могут перебегать в нарицательные, а нарицательные - в собственные, к примеру: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (неспешный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

    4. По значению имена существительные делятся на четыре главных разряда:

  • определенные - это существительные, которые именуют определенные предметы живой и неживой природы (меняются по числам, смешиваются с количественными числительными). К примеру: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные - это существительные, которые именуют разные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного либо множественного; не смешиваются в количественными числительными; смешиваются со словами много, не достаточно , а также с разными единицами измерения). К примеру: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , однако есть возможность: много воздуха, не достаточно воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязищи , однако есть возможность: много грязищи, не достаточно грязищи; два килограмма грязищи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 чернил , однако есть возможность: много чернил, не достаточно чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 опилок , однако есть возможность: много опилок, не достаточно опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) - это существительные, которые именуют абстрактные явления, воспринимаемые на уровне мыслей (имеют только единственное либо только множественное число, не смешиваются с количественными числительными). К примеру: сочувствие (нет множественного числа; нельзя сказать: два соболезнования ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 морок );
  • собирательные - это существительные, которые именуют огромное количество схожих предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не смешиваются с количественными числительными). К примеру: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные - это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные именуют один экземпляр тех предметов, из которых состоит огромное количество. К примеру: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, трава - соломина .
  • 5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые именуют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мама, соловей, кошка, муха, червь ;
  • неодушевлённые существительные, которые именуют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, хохот, снег, окно .
  • Примечание . Время от времени бывает тяжело разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

    1) Одушевлёнными приемущественно являются существительные мужского и дамского родов. Одушевлённых существительных среднего рода сильно мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
  • Ср.: мама - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
  • Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), тут есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камешки (мн.ч. В.п.), тут есть камешки (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), тут есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. К примеру, существительное полк обозначает совокупа людей, однако это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - тут есть полк ). То же самое есть возможность следить на примере существительного микроорганизм. Исходя из убеждений биологии, это часть живой природы, однако существительное микроорганизм неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроорганизм - тут есть микроорганизм ). Существительные покойник и труп являются синонимами, однако существительное покойник является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу покойника - нет покойника ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - тут есть труп ).

    Дополнительно:

  • Как найти род имени существительного?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Как найти род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ (слова класса тюль, мозоль)?
  • Как найти род составных существительных (слова класса торт-мороженое, кресло-кровать)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих людей (слова класса идальго, леди)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования обуви (тапка либо тапок, кед либо кеда)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих животных (слова класса кенгуру, шимпанзе)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования парных предметов (рельс либо рельса, гольф либо гольфа)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, обозначающих профессии и род занятий (слова класса атташе, портье)?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Род имён существительных»?
  • Сколько типов склонения существительных в российском языке?
  • Где отыскать эталоны склонения существительных?
  • Как склоняются существительные 2-го склонения?
  • Как склоняются существительные 3-го склонения?
  • Как склоняются существительные 1-го склонения?
  • Где отыскать эталон склонения разносклоняемых существительных?
  • Где отыскать эталон склонения субстантивированных существительных?
  • Где отыскать таблицу типов склонения существительных российского языка?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Особенности склонения существительных»?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • licey.net - Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс российского языка (§ 3.2.1 «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»).
  • Дополнительные источники:

  • ru.wikipedia.org - статья «Имя существительное в российском языке»;
  • gramota.ru - подробнее об особенностях одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • rusgram.narod.ru - о различиях меж своими именами и своими наименованиями (§ 1124-1125), подробнее о разграничении одушевлённых и неодушевлённых существительных (§ 1129-1131);
  • studysphere.ru - короткое изложение темы «Имя существительное»;
  • lik-bez.com - тест по теме «Имя существительное»;
  • licey.net - упражнения к теме «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных».