Талантом - называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, - долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.

Досхоластический период
1. Античная философия - это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.

Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, - человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям. Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность - особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.

Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.

Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.

На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.

Постсхоластический период.
В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие - одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.

Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).

Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.
Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т.д.

Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты - менее глубокое.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.

Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью. Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».

Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант - творит рационально, на основе продуманного плана.

Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.

Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.

Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.

Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.

Критериями гениальности научного открытия принято считать:
а) новизну и оригинальность;
б) значимость, ценность для общества;
в) совершенство исполнения.

Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.

Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:
врожденная одаренность;
собственные усилия;
ближайшее окружение;
ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:
интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.

Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.

В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».

Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.

Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.

Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.

В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.

Согласно С. Л. Рубинштейну, «все специальные способности человека - это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности... к обучению и труду».
Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.

Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).

Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями - индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.

Талантами могут обладать многие люди. Под гениальностью понимается развитый талант, который человек применяет в своей жизни. Однако есть люди, которые не знают или не имеют талантов. Здесь начинается пародирование, направленное на достижение славы и .

Люди разными путями достигают своей славы. И если у человека не получается достичь успеха путем поощрения своего таланта, то он начинает его высмеивать, получая возможность хотя бы обратить на себя внимание общества. Так, например, девушка, которая не умеет петь, может создать образ известной личности и начать ее пародировать. Другими словами, если талант человека не соответствует стандартным требованиям, то он продолжает свое развитие в комичной форме – высмеивание того, что не было оценено.

Насколько долго можно прославиться путем высмеивания искусства в той области, в которой талант человека не был оценен? Все зависит от правильной подачи насмешки. Есть мужчины, которые одеваются по-женски, называя себя дизайнерами, и лишь единицы из них действительно становятся известными. Есть женщины, которые увеличивают свою грудь до чрезвычайно огромных размеров, и из них тоже единицы становятся известными.

Пожалуй, можно понять, что антикультурная подача своего таланта немногим приносит славу. И главное, что может позволить такому человеку все-таки заинтересовать общество, — это какое-то соответствие той культуре, которую он высмеивает. То есть мужчина, который одевается, как женщина, должен делать это красиво, стильно, чтобы на него было приятно смотреть. В таком случае его неестественный образ будет принят обществом. А женщине с большими грудями необходимо ими пользоваться по делу, например, рекламировать бюстгальтеры, платья с декольте и т. д.

Почему антикультурное движение имеет место быть? Потому что реакция людей, которая видит этих людей, не агрессивная. Люди смеются, улыбаются, некоторые даже воспринимают это спокойно, если вдруг увидят мимо проходящего голого мужчину. А раз отсутствует безнаказанность и достигается цель – слава, поскольку внимание незнакомых людей – это и есть слава, — то все больше можно увидеть, как не талантливые люди высмеивают ту красоту природы, культуры, искусства, стиля, морали, в которой они не смогли прославиться общепринятыми путями.

Если у человека нет таланта, тогда он начинает его высмеивать. Что это такое?

Что такое гениальность?

Трудно дать четкое определение, что такое гениальность. Это способность человека реализовывать свои умственные, двигательные или творческие способности на более высшем уровне, нежели обычные люди. Нередко гениальность связывают с новаторством, вдохновением, незаурядностью. Это выход за пределы обычного в науке, искусстве, творчестве, что позволяет делать новые открытия и создавать новые технологии.

В психологии под гениальностью понимается отклонение, которое сопровождается одаренностью. Гениальных людей очень мало в большей степени из-за того, что никто не помогает людям развивать свои таланты. С самого детства каждый проходит среднестатистическое воспитание, которое не предусматривает развитие гениальности. Лишь в редких случаях ребенок может проявлять наклонности, развитие которых приводит к гениальности.

4 теории возникновения гениальности:

  1. Развивается на фоне психических отклонений и безумия. Часто люди наблюдали безумные состояния у тех, кто творил некоторые новшества. Нервные расстройства, неврозы, трансовые состояния и прочие проявления наблюдались у гениев. Однако отмечается, что ничего полезного для общества человек с психическими отклонениями сделать не может.
  2. Развивается в результате правильной направленности, использования и совершенствования своих навыков под действием мотивации. Здесь рассматривается механизм направленности половой энергии в другое русло или компенсация недостающих качеств развитием других.
  3. Развивается в благоприятном стечении социальных и экономических обстоятельств, где определенные качества и навыки имеют возможность совершенствоваться.
  4. Рассматривается как более высокоразвитый тип личностей, обладающих особыми способностями.

Признаки гениальности

Гениальность определяется высокой активностью интеллекта, психики и креативности. Также в ней выделяют определенные признаки:

  • Нестандартное мышление, выделяющееся на общем фоне.
  • Целеустремленность – желание человека проявлять свои таланты.
  • Перфекционизм – совершенство.
  • Внимание к деталям и воображение, которое помогает выдавать новые идеи, мысли, думать гибко и т. д.
  • Мультипотенциальность – развитие навыков сразу в нескольких направлениях.
  • Высокая самооценка и много энергии, что идет неразрывно.
  • Оригинальное и спонтанное поведение.
  • Ранний возраст проявления (в редких случаях одаренность проявляется во взрослом возрасте).
  • Любознательность – склонность к постоянному получению новой информации, связанной с даром.
  • Чрезмерная чувствительность, восприятие деталей.

Гениальный человек не стоит на месте. Он жаждет открытий, новизны, опережения своего времени. Это происходит за счет умения человека взглянуть на ситуацию или вещь под новым углом. Если большинство думает стереотипно, шаблонно, так, как их приучили, то гениальный человек мыслит масштабно, смотрит с разных сторон, отмечает детали, которые могут привести его к новым открытиям.

Талант и гениальность

Лишь в последнее время идет четкое разделение таланта, гениальности и одаренности. Однако эти понятия имеют схожие черты, перетекающие один в один. Под талантом понимается некое качество, способность, навык, который позволяет человеку показывать его на высшем уровне. Обычно речь идет об определенной сфере деятельности, где человек использует свой навык, что проявляется в оригинальности, новизне, высоких достижениях.

Под гениальностью понимается развитие талантов, то есть наивысшее достижение уровня, когда человек проявляет его во многих, нередко противоположных, сферах. Гениальность часто связана с поиском нового, устранением привычного устоя, изменением мировоззрения. Вот почему гениальные люди часто не принимаются современниками, которые не желают меняться и познавать нового.

Талант и гениальность являются не генетическими, а врожденными особенностями. У обычных родителей может родиться одаренный ребенок, как и у талантливых мамы и папы может появиться обычный малыш.

Талант и гениальность имеют различные природы своего происхождения. Талант можно понять и развить, довести до совершенства. Гениальность обычно либо есть, либо отсутствует в человеке. Она является врожденным качеством, которое проявляется в человеке.

  • Гениальность иррациональна, талант рационален.
  • Гениальность проявляется сама по себе, талант развивается путем усилия воли.
  • Гениальность позволяет быстро достигать чего-то нового, делать открытия. Талант обычно является результатом упорства и правильного выполнения действий, благоприятными обстоятельствами, которые способствовали его проявлению.
  • Гениальность невозможно объяснить, особенно в ее проявлениях. Талант же можно распознать и направить в нужном направлении.

Талантом называют способность человека видеть социальные и экономические условия, в которые он погружен, и выбирать именно те поступки, которые помогут ему в достижении цели. Если гениальность идет по совершенно новым путям, то талант идет по привычным тропинкам, но тогда, когда это нужно.

Школа уничтожает гения в человеке. И это не пропаганда, а факт реальной жизни. Что делает современная школа? Она направляет все свои силы на то, чтобы загрузить детей знаниями, большая часть из которых каждому ребенку абсолютно не нужна. Вспомните, родители, сколько знаний вы имеете до сих пор со школьной скамьи. Лишь первые 3 класса являются основополагающими, когда человека обучают читать, писать, считать и т. д. А все остальные школьные годы – пустая трата времени и сил.

Гений – это не убитый внутри ребенок. А ребенка ломает воспитание родителей, которое принято в обществе, и курс обучения в школах. В учебных заведениях делают рабов, ломая личностей. Из 90% талантливых первоклашек из школы выходят 10% личностей, а все остальные являются сломанными людьми. На выходе получаются рабы государства, которые уже свыклись с мыслью о том, что они будут работать на кого-то и копить денюжку на пенсию.

Почему обучение ломает людей, делая из них рабов? Это полезно государству, которое должно контролировать большое количество людей. Из талантливого человека с бесконечными возможностями школа делает послушного раба, готового трудиться на благо государства. Потенциал огромный, но система ценностей и парадигм школьного образования делает так, чтобы человек стал рабом. Вот почему школа уничтожает гения в человеке: она готовит «полноценных членов общества», а не взращивает личностей, индивидуальностей и уникальных людей.

Где вы видели, чтобы к каждому ученику в школе был применен индивидуальный подход? Нигде такого нет, потому что школа «штампует полезных членов общества», которые будут трудиться на благо государства и надеяться на минимальную пенсию.

Почему школа уничтожает гения в человеке? Потому что это не выгодно государству. Умными и свободными людьми управлять очень сложно. С ними нужно договариваться. А рабу сказал, дал жвачку или телевидение, футбол, пиво – и получил от него все, что захотел. Другими словами, с гениями, потенциально успешными, свободными и думающими людьми нужно договариваться. А зачем это делать, если можно людей сломать в тот период, когда они только развиваются и обретают навыки, чтобы сделать из них «послушных рабов», которым ничего не нужно, кроме еды, дома, пива и сериалов по телевизору?

Итог

Каждый родитель хотел бы, чтобы у него родился гений. Каждый человек хотел бы взрастить в себе имеющиеся таланты. Однако окружающий мир, который создан людьми, государством, обществом, не заинтересован в создании таких . Итогом становится единичные проявления талантов и гениальности, когда человеку удается проявить себя.

Чтобы развить в своем ребенке хотя бы таланты, необходимо его воспитывать не так, как это принято в обществе. Государственную систему не изменить. Но можно изменить климат внутри своей семьи, где каждый сможет проявить свои способности.

Очень часто люди даже не задумываются над употреблением этих слов. Порой фраза "Он очень талантлив!" и "Он гениален!" становятся в один ряд. Так что же такое "талант" и "гениальность"? Попробуем разобраться в этих понятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талант или гениальность?

Талантливых людей довольно много. Если у человека что-то получается лучше, чем у большинства других людей, говорят. что у него к этому талант, особенно если это что-то касается творчества. А вот гениальных людей единицы. Это те люди, которые открывают в какой-то области что-то совершенно новое, которым потом все человечество пользуется. А сумасшедшим у нас часто называют просто человека с нестандартным мышлением. Потому и гении и талантливые люди вполне могут в эту категорию попадать.

На поставленный вопрос, наверное, предполагалось получить однозначный ответ. Но вопрос изначально поставлен так, что однозначного ответа не получится. Это простая психологическая закономерность.
К этому нужно добавить еще и сомнительность начальной посылки, из которой автор темы пытается строить размышления. Все логические рассуждения, исходящие из ложной или сомнительной посылки, являются ложными по законам логики. Поэтому в своих рассуждениях необходимо больше внимания уделять базовым, изначальным знаниям и овладению умением непрерывного последовательного мышления. Не говоря уже о других формах мышления более высокого порядка.

Как правило, большинство людей не уделяют должного внимания именно этим отправным точкам мышления, пытаясь строить философские стены на песке, а не на прочном фундаменте.

Наша речь связана с мышлением, мышление отражает состояние сознания.
Те люди, которые способны мыслить, опираясь на надежный фундамент мышления и обладающие способностями мыслить большими мерностями (большей скоростью и объемностью), и являются людьми гениальными, по нашему представлению. Поскольку их мыслительные способности кажутся обычным людям чем-то сверхобычным. Однако вполне можно считать обычным именно мышление гениев. Но тогда мышление обычных людей требует соответствующей оценки, что не очень приемлемо для этих обычных людей.

На мой взгляд талант от гениальности отличается также, как наличие способностей отличается от результата их применения. Также, как обладание хорошим инструментом отличается от умения создавать этим инструментом качественный и востребованный результат деятельности. Но здесь разговор идет о свойствах мышления, поэтому разбираться в тонкостях этих различий необходимо, разбираясь в тонкостях мышления.

Добавьте к этому и то, что ярлык "гениальности" часто присваивается личностям, которые ценны для Социальной Системы как пример для подражания, а вовсе не как пример истинной гениальности. Также как современная христианская церковь причисляет к лику святых всех, кого ни попадя, лишь бы был известный страдалец. Истинные качества личности при этом не учитываются и не играют никакой роли. Значок "гениальности" навешивается тем, чьи действия идут на пользу Системе, а не тем, кто помогает человечеству на пути самопознания и истинно духовного развития. Другими словами, неплохо отличать "системные заказы" от истинной гениальности. Потому что истинно гениальные люди чаще всего системе не нужны и признаются гениальными только после смерти, когда перестают быть источниками социальной нестабильности.

Действительно, вкладывать душу в свою работу, выполняя ее гораздо лучше, чем другие, одержимость любимым делом - это и есть проявления таланта. Т.е., кроме выполнения работы что-то еще, что-то, что говорит людям о таланте. Но начинается все именно с применения способностей, применения способностей в деле - кто узнает о том, как я таланлива, если я ничего не буду делать?

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью , а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом . О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит.

Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта . Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
  2. Цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
  8. Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. Предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им М.В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Широко распространено мнение о гениальности Альберта Эйнштейна .

Гениальность (от лат. genius - дух) - практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых « шедеврами ». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения , побуждающего к новаторству в ремесле . С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:

Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10000000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. («Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.


Человека. Давайте сначала разберемся с каждым из этих понятий и дадим им определения.

О задатках

Итак, задатки - это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки - понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.

Одаренность - что это?

Далее следует одаренность - это сочетание нескольких способностей, благодаря которому человек может успешно заниматься определенной работой или видом творчества. Одаренные люди часто преуспевают в выбранном деле. Как правило, ими восхищаются и их ценят другие. Хотя необходимо заметить: это происходит при условии, если они постоянно совершенствуют свои знания, прикладывают определенные усилия для получения необходимого результата. Человек, который не будет расти профессионально и интеллектуально, в конечном итоге может остаться ни с чем.

Поговорим о таланте

Перейдем к обозначению понятия «талант». Это довольно высокий уровень развития творческих способностей, при котором человек может писать прекрасные стихи, рисовать красивые картины или мастерски петь. Если постоянно развивать свои умения и стремиться к большему, можно достичь грандиозных успехов.

Гениальность и талант - это...

Теперь мы подобрались и к понятию «гениальность». Психологи утверждают, что это высшее проявление таланта. Гениальные люди своим творчеством меняют жизнь целых поколений людей, заставляют их думать по-новому, делать грандиозные открытия.

Чем отличается талант от гениальности? Ответить на этот вопрос тяжело. Часто трудно понять, где заканчивается талант и начинается гениальность. Эти понятия тесно соприкасаются. Однако стоит отметить, что талантливых людей много, гениальных - единицы. Исследователи считают, что за всю историю человеческой цивилизации их было не больше 400. Говоря о них, нельзя не вспомнить о Леонардо да Винчи, Моцарте, Аристотеле, Менделееве.

Существует мнение о том, что гениальные люди - посланники Бога, они пришли на Землю, чтобы делать гениальные открытия, изобретать новое, тем самым подталкивая человечество к развитию и совершенствованию. Они словно связующее звено между Творцом и людьми, они передают необходимые знания, хотя сами не осознают этого. Призвание гениальных людей - нести свет во тьме. Часто у них нелегкая судьба, так как большинство людей их не понимает и даже осуждает, особенно при жизни. Таким образом, им приходится бороться за свое место в этом мире. Все мы знаем случаи, когда гении жили в нищете и непонимании, а признание и слава приходили к ним лишь после смерти. Увы, это так. Объяснение в том, что гениальность и талант - это вещи, которые обычным людям тяжело постичь из-за ограниченности мировоззрения. Многие из них даже не пытаются этого сделать.

Талант и гениальность: сходство и различия

Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие "талант" (и "гениальность" также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром американский изобретатель утверждал, что гений - это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним.

Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный… Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант - это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения.

Психологи говорят, что каждый человек гениален по-своему, необходимо только открыть в нем задатки. Талант, гениальность придут со временем. Именно поэтому заботливые родители должны внимательно наблюдать за своим малышом, чтобы обнаружить в нем творческие способности. Регулярные занятия с профессионалами сделают свое дело. Способности превратятся в одаренность, а в дальнейшем и в талант. Сможет ли человек стать гением в своем деле, будет зависеть только от него. Способен ли он трудиться без отдыха, сможет ли он посвятить всего себя любимому делу, отказавшись от всего остального. Стоит учесть, что семейная жизнь и быт могут помешать гениальности, притупить её.

Алкоголь и наркотики также могут встать на пути у талантливого человека. Это часто происходит. Всем известны случаи, когда творческие люди «пропивали» свой талант, оставшись в итоге ни с чем.

О развитии таланта

А теперь поговорим о том, как развить свой талант.

  1. Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
  2. Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на конкурсы и другие творческие мероприятия.
  3. Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
  4. Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант - это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.

Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития. Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями. рассматривает гениальность как плод интимности, как способность личности к .

Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.

Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены. Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности. Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е. гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.

Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.

Патологическая теория находит связь гениальности с ; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к и прочее. Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.

В психоаналитической теории гениальность объясняется не наличием у человека каких-либо сверх способностей, а тем, в какое русло они направлены, как применяются и развиваются под воздействием . Именно тут рождается идея о сублимации половой энергии в творческую активность, а также о компенсации своих недостатков через развитие иных качеств.

В теории гениальности качественного превосходства мысль о наличии недостатков у гениев не допускается, они признаются как более высокоразвитый, выделяющийся среди остальных, вид людей, обладающий более развитыми способностями.

Теория количественного превосходства определяет сверталантливость не через особые способности, а как благоприятное стечение социальных и экономических факторов для развития способностей, которые в одинаковой мере заложены в человеческом существе.

Изучается гениальность при помощи биографического анализа, статистического исследования, исследование , лонгитюдное исследование, и различные иные комбинации этих и других методов.

Одним из методов описания является теория множественных интеллектов. Она выделяет лингвистический (писатели и поэты), математически-логический (ученые, финансисты), пространственно-визуальный (художники, фотографы), музыкальный (композиторы, музыканты), кинестетический (спортсмены), межличностный (юристы, политики), внутриличностный (философы, психологи, священники), натуралистический (фермеры, ботаники) интеллекты. Эти типы имеют примерно одинаковое распределение по популяции и обуславливают преобладание способностей в соответствующих сферах. Человек, обладающий гениальностью, имеет хорошо развитые интеллекты нескольких типов.

Признаки гениальности

Кратким описанием гениального можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:

— нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);

— возраст проявления ( проявляет себя с раннего детства);

— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);

— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).

При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.

Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.

Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.

Талант и гениальность

Разделение понятий гениальность, талант, одаренность, способности произошло относительно недавно, даже после того, как психология оформилась как отдельная научная область.

Гениальность и талант, что это такое? Талант отражает высокую степень развития способностей, обычно представленной в одной сфере. Не стоит исключать выдающихся способностей в смежных сферах (например, поэт будет иметь склонность к рисованию, а физик к математике), однако ведущая способность будет ярко видна среди остальных. Результаты деятельности человека, наделенного талантом, будут отличаться высоким качеством, новизной, оригинальностью.

Гениальность это в психологии наивысшая степень развития таланта, при чем, сразу в нескольких сферах, нередко противоположных. Имеет своей целью изменение прежнего взгляда на мироустройство, не предсказуемая, часто воспринимается негативно современниками гения, так как он своими открытиями ломает прежние устои.

Талант и гениальность являются врожденными, но не генетически передаваемые качества. У пары талантливых людей может родиться абсолютно обычный ребенок, точно также в семье, не обладающей выраженными способностями, может появиться гений.

Гениальность и талант различны в способе своего выражения. Так, для проявления таланта необходимо время и усилия, его можно понять и развить. Высокая одаренность начинает проявляться с раннего детства, самостоятельно без особых усилий, и логически она непостижима.

Гениальность бессознательна, талант рационален. Гений создает быстрее своих современников, его творения открывают новый уровень развития для всего общества. Талант говорит об искусном выполнении, но не создании чего-то революционного, развивается, как правило, в благоприятных условиях; гениальная одаренность существует в мировых масштабах создаваемого, способна влиять на ход развития истории и человека и способна формироваться в самых тяжелых обстоятельствах.

Талант – это способность увидеть, какими способностями от природы наделен человек, сопоставить это с социальными, эмоциональными и прочими условиями, чтобы максимально полно реализовать потенциал. Развитию и выявлению таланта может помочь окружающее индивида общество. Показателями таланта могут служить характеристики усвоения и способности преобразования уже накопленного опыта (скорости обучения, качества воспроизведения, оригинальности преобразования), но все достижения остаются в рамках достигнутого.

Гениальность же превышает человеческие нормы, идет в разрез с любыми условиями и проявляется независимо от общества, его благосклонности или негативизма. Гений прокладывает принципиально новые пути.

Гениев часто не понимали, считали сумасшедшими и признавали их открытия и достижения лишь после смерти. Это поистине уникальные люди, оказавшие неоспоримое влияние на целые поколения и столетия человеческой истории. Но как жилось им с этим даром, простым обывателям, да и талантливым людям не понять. Не зря многие считают одаренность проклятием, ведь чем больше человек отклоняется от нормы большинства, тем более он изгой в обществе.