Цель работы в шестой школьный день:
Обеспечение разумного, разнообразного, полезного досуга учащихся, развитие их способностей в шестой школьный день.

Задачи:
1. Способствовать созданию условий для творческого проявления личности учащихся.
2. Стимулировать инициативу, активность самостоятельность детей и подростков в организации различных видов деятельности.
3. Способствовать снижению количества правонарушений и преступлений в учреждении образования.
4. Привлекать учащихся, в том числе состоящих на учете ВК, СОП, ИДН к проведению мероприятий шестого школьного дня.
5. Способствовать сплочению ученического коллектива учреждения образования.
6. Совершенствовать работу по повышению воспитательного потенциала семьи, уровня педагогической культуры родителей.

Пояснительная записка

Современные жизненные реалии побуждают рассматривать шестой школьный день как источник мотивации дальнейшей учебной деятельности детей и подростков, глубокого эмоционального заряда, благоприятных условий для плодотворного отдыха и полезной занятости учащихся. Задача обеспечения эффективной занятости учащихся в субботний день в настоящее время является неотъемлемой составляющей деятельности образовательного процесса школы.
Именно поэтому главной задачей работы школы в шестой школьный день является организация разнообразных видов деятельности, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации.
В организации воспитательного процесса в школьную субботу важным является: учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, склонностей и интересов школьников, инфраструктурных возможностей и материально-технической базы учреждения образования. Организованная таким образом деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе.
В центре внимания должны находиться три главных направления воспитательной работы.
Первое связано с непосредственным взаимодействием с учеником:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, интересов, жизненных навыков;
- программирование воспитательного воздействия;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;-
- включение ребенка в различные виды деятельности по интересам в рамках имеющихся в школе объединений по интересам;
- анализ эффективности воспитательного воздействия.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение детского коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение детей в различные виды социально активной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию и координацию различных воспитательных влияний в социуме:
- работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с культурными учреждениями, учреждениями дополнительного образования

В качестве приоритетных направлений в средней школе №7 г.Орши выбраны следующие:

1. Спортивно- массовая работа-организация физкультурно- оздоровительной и спортивно массовой работы, формирование здорового образа жизни.
2. Трудовая и профориентационная работа - организация трудового воспитания, ориентир на выбор профессии.
3. Деятельность детских и молодежных общественных организаций и объединений, органов ученического самоуправления.
4. Работа специалистов социально-педагогической и психологической службы.
5. Мир моих увлечений -
* организация досуга учащихся,
. организация различных видов воспитательной и развивающей деятельности;
. организация массовых мероприятий, объединяющих всех школьников в совместной деятельности;
. организация индивидуальной работы с учащимися по развитию их способностей;
. сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
. организация работы детских объединений по интересам;
. тесное взаимодействие с родителями

Ожидаемые результаты:
. повышение уровня воспитанности;
. укрепление физического здоровья;
. развитие творческого потенциала личности каждого учащегося;
. осознание важности общественно- полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы;
. снижение количества правонарушений, преступлений
. семейного неблагополучия;
. налаживание более тесных контактов школы и семьи.

6 школьный день считается разгрузочным, когда детям проводят мероприятия. В каждой библиотеке есть свои функции. Обеспечение учителей и учащихся методической и учебной литературой.

Техническая обработка, расстановка и оформление фондов, ведение карточек и каталога. Подготовка и проведения мероприятий, в шестой школьный день направлен на развитие интереса к чтению. Например, книжные выставки, читабельные конференции, библиотечные беседы, обзоры литературы. Проводятся библиотечные уроки, в помощь развитию грамотности.

Библиотекари обязаны в шестой школьный день в библиотеке не только проводить мероприятия. Обеспечивать и поддерживать образовательные задачи, сформировать концепции в школьной программе и школе. Поддерживать и развивать в школьниках радость и привычку учения и чтения. У детей должна развиться потребность в библиотеке в течение всей жизни. Предоставлять возможность для использования и создания информации не только как развитие воображения, понимания, получения знаний, но и для удовольствия.

Библиотекари побуждают школьников использовать информацию вне зависимости от вида, носителя, формата, применяя полученные данные на практике, овладеть навыками критической оценки. Обеспечить доступ не только к местным, но региональным, международным и национальным ресурсам. Можно использовать другие возможности, которые дадут учащимся новые идеи, мысли. Организовывать мероприятия, воспитывающие социальное и культурное самосознание, которое содействует эмоциональному развитию.

Работать с учениками, родителями, педагогами и администрацией, помогая реализации задач школы. Пропагандировать чтение не только в школе, но и за пределами территории школы.

Для осуществления возлагаемых задач библиотекари разрабатывают услуги и методики, обеспечивают интеллектуальный и физический доступ к информационным ресурсам. Это все осуществляется в шестой школьный день недели.

Организации школьной библиотеки могут быть совершенно на разные темы.

Например, сводить на городские скульптуры, Жбанова – виртуальное путешествие, литературная игра – «Кто они дети Гайдара? », для любителей чтения, книжная викторина – «Знатоки книг». Познавательная беседа на тему «Свет Вифлеемской звезды», обзор книг белорусской литературы, игровой день в библиотеке – «Откуда пришли к нам наши имена». Конкурс веселых знатоков творчества Виктора Драгунского, литературная игра по рассказам Н. Носова, литературная игра «Приключение двух деревянных мальчиков». Устный журнал «О красоте, моде и хорошем вкусе», тема: «Я гимны матери пою», информационный час «Я – книга, Я – товарищ твой! ». Обучающая игра «Хорошие манеры», игра по сказкам Шарля Пьеро «Удивительный сказочник», обзор литературы новых поступлений.

Это минимум мероприятий, которые можно провести на шестой день школьной недели. Больше внимания стоит уделить не названиям тем, а их организации.

Названия мероприятия «А где хранят Вселенную? » Предназначено для детей 6-8 классов. Библиотекари могут задать несколько вопросов: какие мы знаем словари, от чего зависит словарный запас человека, кто лучше владеет словом. Школьная библиотека знакомит учеников с разнообразием словарей, научит их работать с ними, бережно относится к учебникам и книжкам, а главное привлечение учащихся читать. Далее создается две команды, каждая из которой отвечает по очереди на десять вопросов. За правильный ответ можно давать один балл. Также можно написать слова и с помощью словаря правильно расставить ударение, и так какая команда быстрее. С помощью словаря Даля, пусть каждый школьник расшифрует свою фамилию. Так можно придумать много разных конкурсов, связанных со словарем. Шестой день недели пройдет познавательно.

Для 9 класса подойдет название мероприятия « А. П. Чехов – несравненный художник жизни». Стоит рассказать о самых популярных и известных произведения Чехова, использовать мультимедиа. Современная детвора лучше воспринимает и запоминает материал во время игры. Не помешает провести викторину.

Провести организацию праздника на шестой день на тему «Без леса нет жизни». Помогает детям познакомиться с природой, целебными растениями, красотой леса и расширить знания. Нужно выставлять лучшие книги по экологии и природе. Библиотека украшается с использованием изображением птиц, деревьев, животных, цветов и трав. Проводится книжная выставка на тему «Природа – мир, тайник Вселенной». Можно показать сценку на данную тему, рассказывать стихи. Это больше подойдет для младших школьников.

Ко дню космонавтики можно организовать мероприятие на тему «Утро космической эры». Цель мероприятия: формирование у школьников знания о первых полетах в космос, становлении космонавтики. Можно организовать презентацию, тематически украсить студию, задать вопросы, провести тест на знания.

Устроить увлекательный библиомарафон. Разыграть сценку, включить соответствующую музыку, провести веселые и познавательные конкурсы.

Библиотерапия поможет младшим школьникам справиться с первыми трудностями, пройти адаптационный период.

Библиотечное военно-патриотическое занятие на тему «Неугасимый подвиг Танкограда». Цель мероприятия: обогащение души учащихся сопереживанию каждому пережившему войну с фашистами. Вызвать интерес у школьников к поиску новых имен, событий, фактов, изобретений. Вызвать образное, ассоциативное мышление. Название книжной выставки «9 мая – День Победы». На выставку выставляются книжные иллюстрации, фотографии, детские рисунки. Презентация поможет проникнуть и прочувствовать, что происходило в те времена.

Библиотечное казино поможет сформировать мотивы, интерес к чтению, усвоение экономических знаний, развитию экономического мышления. Можно устроить игровое поле, карточки с вопросами, фишки, обязательно книжную выставку. Для детей игра пройдет интересно и познавательно.

Мероприятие на тему краеведения. Пробуждает интерес к чтению, способствует становлению духовно-нравственной личности. Пробуждается интерес к культуре, краеведению, истории. Проявление таких чувств, как гражданское самосознания, патриотизма, любви к родной природе.

Литературное путешествие «Великое чудо – книга». Происходит знакомство с историей книг. Развитие творческих способностей, внимания. Устраивается книжная выставка «Мир детских книг», карта загадочного и таинственного путешествия. Проводится сценка для младших школьников.

Литературное творчество. Всем известно, что ребята любят сочинять небылицы и сказки, выдумывать игры, создавать ситуации. Правда, взрослые считают, что это баловство. А это на самом деле проявления творчества. Сочетание стихов – это не единственное литературное творчество, оно куда шире и разнообразнее. Побуждение к нему – обращает внимание школьников на духовный и внутренний мир. В аудиенцию можно позвать местных поэтов. Они помогут развить творчество в детях и заинтересовать их.

День посвященной дню Матери. Развитие коммуникативного, нравственного и творческого потенциала. Воспитывается забота, любовь, уважение и внимание близким людям. Дети учатся работать сплоченно и коллективно. Проводится выставка книг связанных с женским днем. Исполняются песни для мамы, концерт.

Литературный конкурс — «Мама, папа, я – читающая семья». Собрать детей с родителями и провести конкурс, какая семья займет первое место, вручить грамоты, а остальным благодарственные письма.

Литературный праздник А. С. Пушкину. У детей воспитывается образное восприятие произведений поэта. Нет еще ни одного человека, кто бы ни знал и не слышал об А. С. Пушкине. Музыкальной постановки и слайд – шоу будет достаточно.

Литературный суд по повести В. Г. Распутина «Живи и помни». Он предназначен для учеников 10 класса. Совершенствуется форма работы с книгой, умение интерпретировать текста произведения. Разыгрывается сценка суда.

Можно устроить мастер-класс по созданию книги своими руками. Правда это займет несколько суббот, зато детям покажется это увлекательно. Каждый ученик попробует себя в роли писателя, поэта.

Час размышлений по стихотворению «Дума» М. Ю. Лермонтова. У подростков развивается художественное восприятие.

Библиотека должна подстраиваться под интересы учащихся в школе. Она одновременно может стать досуговым, культурным и информационным центром.

И так можно придумать много разных идей для проведения мероприятия. Это касается и самого оформления. Школьная библиотека по шестым дням недели может показать и научить удивительным вещам. Участвуют все учащийся школы. Единственное, что нужно учитывать — это возрастную категорию школьников. Ведь для каждой группы интересно и познавательно по-своему. К организации следует подходить творчески, только так можно заинтересовать школьников. Сделать не монотонное чтение книг, а устроить развлекательную программу. Дети лучше запоминают информацию в игровой форме.

К организации можно подключить учителей, родителей – это в их интересах. Младшие школьники научаться узнавать много интересного, развивать и прививать интерес к чтению.

Читают не только учебную литературу, но и развлекательную. Для более взрослых детей прививают и развивают другие качества в литературе, открывают потенциал, обогащают внутренний мир.

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития

Длясовременной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с обострением межличностных отношений: постоянные жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на них кричат, появились взаимные обиды, претензии друг к другу, прослеживались отдельные случаи драк, также на почве недопонимания. Все эти действия представляют собой цепочку (эскалацию) конфликтогенов, которые сыграли главную роль в возникновении конфликта. Присутствовали следующие типы конфликтогенов: это и стремление к превосходству (7 человек в статусе "крутых"), проявление агрессии (в некоторых случаях происходили драки) и проявление эгоизма (каждый считал, что не слушают именно его, хотя сам и не пытался прислушиваться к мнению окружающих). Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками возникновения конфликтных отношений явились потребности детей в безопасности, общении, контактах, взаимодействии, уважении, самовыражении и самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят находились на грани "психологического срыва", они не могли спокойно разговаривать друг с другом, кричали, а когда я начинала с ними беседовать с целью разобраться в ситуации (это происходило каждый день), то большинство из них "срывались", начинали плакать, а обиды друг на друга не проходили, а только усиливались. На данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить надвигающийся конфликт . С этой целью я каждый день проводила индивидуальные, групповые беседы, в которых использовала метод убеждения. Я старалась проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставила себя на его место, давала каждому выговориться, упор делала на его положительные качества. Но было время, когда я использовала авторитарные методы во время "разборок" с детьми. И, казалось бы, разрешили противоречие, но во время проведения следующего мероприятия, обязательно возникала ссора. Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно, что такими отношения оставлять дальше нельзя. "Последней каплей" моего терпения стал конкурс на "природе", который был просто "сорван" из-за разногласий между командами. Все ребята снова рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт , поскольку произошло столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом позиций в межличностных отношениях детей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт , так как он возник между учащимися класса из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное понимание в процессе общения, индивидуально-личностные особенности детей класса (60% детей класса имеют способности и стремление быть лидерами, эта группа ребят стремится доминировать, быть первыми, сказать свое последнее слово; командир класса, девочка, настолько принципиальна, что иногда это подталкивает других ребят к "враждебным" действиям, многим детям данного класса присуща излишняя прямолинейность в высказываниях, суждениях, стремление сказать правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти качества импонирует в ребятах), но это нравится далеко не всем, повышенная эмоциональность, недостаточно развитое качество личности - толерантность, неумение контролировать свое эмоциональное состояние бестактность отдельной группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины конфликта в этом изумительном классе. Пятый класс - это период адаптации к новым условиям обучения. Дети включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами. Кроме того, это ранний подростковый период. Дают о себе знать физиологические факторы в развитии, начинается перестройка гармональной системы, что приводит к перепадам самочувствия, настроения. Становясь подростком, ребенок часто теряют психологическое равновесие. Эти факторы способствуют обострению межличностных отношений в коллективе. Доминирующим становится потребность в самоутверждении , которая может проявляться в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других, в повышенной потребности в признании, внимании уважении со стороны сверстников и взрослых. Более того, у подростка появляется неадекватная самооценка , комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, в отношении которых они болезненно ранимы. Завышенная самооценка ведет к проявлению нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости, а заниженная - рождает тревожность, неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий использования деструктивной стратегии, котораяпреобладала в их взаимоотношениях и важности использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный конфликт послужил способом выявления и разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении межличностных отношений в классе. Кроме наблюдения за детьми, беседы с каждым в отдельности, я провела социометрическое исследование, которое дополнило мое представление об эмоциональной структуре класса. Я провела анкету, которая включала в себя такие вопросы, как "Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе нравится в общении с одноклассниками? О каком общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?"

Для проведения классного часа мною была создана презентация, в которую вошел небольшой сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из родителей "снимал" на телефон отдельные моменты отдыха детей в том самом однодневном походе и небольшая часть конкурса, где произошла ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем не менее, данный сюжет явился удачным материалом для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был выбран конструктивный способ , отдав предпочтение двум стилям разрешения данного конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на "золотой середине", то есть на частичном удовлетворении интересов каждого ребенка. Я предположила, что такая стратегия также будет эффективной, т.к. было ясно, что все дети желают одного и того же - улучшения отношений. Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были использованы приемы конструктивного взаимодействия : убеждение, аргументация, попытка договориться.

Использовала метод аргументативной дискуссии, ц ель которой содействовать разрешению конфликта во мнениях. Я использовала все положительные стороны такого известного приема в заимодействия, как конструктивный спор по С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось конкретное поведение ребят (конкретность ). Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность). Демонстрировалась ясная, открытая коммуникация, где каждый говорил за себя и думал то, что говорил, была хорошая "обратная связь". Это была "честная игра".

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что, частным последствием конфликта явилось усиление группового взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные последствия, которые определили выход из сложной ситуации, конфликт привел к разрешению проблем, усилил групповую сплоченность, привел к взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С. Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то научился новому (информативность), исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили претензии (отреагирование), обсуждение ситуации привело к взаимопониманию, некоторому сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая проблема их волнует, было сохранено чувство собственного достоинства каждого участника беседы (сближение ). Ситуация была разрешена, проблема понята и практически разрешена, были извинения (совершенно неожиданно для всех в конце классного часа командир класса извинилась перед своей одноклассницей, оправдалась за свое поведение) и, наконец, были составлены правила взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в шуточной форме "проигрывали" разные "конфликтные ситуации из их жизни" и научились сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне было важно "донести" до них идею о том, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. (Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов - на Дону, 1997. - с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы проигрывали на классных часах. Все это было представлено в юмористической форме, причем, разные приемы поведения были детьми подготовлены заранее. Было смешно и весело. А дети обучались очень важным навыкам взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру " выпустить пар". Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете", а лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру "сохранить свое лицо". Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать:" устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как "Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься", только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были выработаны на классном часе, мы с детьми доработали и поместили их в наш классный уголок. (Кстати, название нашего класса - города "Волшебники". В форме звезд эти правила расположены над нашим "городом"). В конце каждой недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик "оценивает" свое поведение, учитывая то, как он выполнял "законы города "Волшебники", после своей оценки, идет обсуждение в "звездочках", если возникают разногласия, тогда "подключается" коллектив всего класса. Думаю, что это хороший опыт, т.к. такой прием "работает" на развитие толерантности, и, в результате, на предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не остается незамеченным. Мы "разбираемся" на месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Сейчас накоплен большой опыт по работе с детьми в данном направлении. (Так, например, книга под названием "Как научить детей сотрудничать?" (1998, автор - К. Фопель) содержит большое количество интерактивных игр, направленных на развитие "эмоционального" интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности. В нашей школе имеется сборник методических материалов "Организация работы школьной службы примирения" (г. Пермь, 2007), который содержит материалы по организации служб примирения в образовательном учреждении. Одной из целей работы школьной службы примирения (ШСП) является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов. В скором времени, надеюсь, такая служба появится и в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин конфликтов может быть недостаточно развитое качество личности - толерантность. Авторы книги "Воспитание толерантности у школьников" предлагают программы работы с детьми разного возраста, методические разработки различных форм воспитания толерантности у детей. В своей работе я буду продолжать пользоваться материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование среди детей, которое показало, что конфликт разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе, дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им приятно, что появился запрет на фамилии (без имени) и клички. Дети стали более уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева и др.) - М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. "Школьные технологии" 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Academa, 2004.
  12. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2007, № 13.
  13. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2008, № 10.

Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды , неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.

Что такое конфликт

Конфликты в школе, виды и решения

Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения . Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.

Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.

Конфликт «ученик – ученик»

Конфликты в школе

Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления , соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».

К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности , поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.

Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.

Конфликт «ученик – учитель»

Конфликты в школе

В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником , к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.

В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.

Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.