Из сказанного выше следует, что хотя ритуальная дисциплина играла важную, даже основополагающую роль в человеческом развитии, она вне всякого сомнения достигала успеха лишь ценой некоторой потери творческого начала. Следовательно, господство ритуала и всех производных от него форм установлений объясняет как раннее развитие человека, так и крайнюю замедленность этого процесса. Долгое время тормоза оставались гораздо мощнее, чем машина, которую они сдерживали.
Где бы мы ни находили архаического человека, мы видим отнюдь не беззаконное существо, вольное делать что ему хочется, когда хочется и как хочется* скорее, перед нами человек, который в каждый момент своей жизни держится осторожно и осмотрительно, подчиняясь обычаям своего рода, воздавая почтение сверхчеловеческим силам - будь это боги-творцы всего сущего, призраки и демоны, связанные с его незабвенными предками, или же тотемы - священные
Животные, растения, насекомые или камни. Можно почти не сомневаться (хотя и это тоже остается догадкой) в том, что древний человек отмечал каждую фазу своего развития подобающими обрядами посвящения, то есть, по сути, универсальными церемониями, которые цивилизованный человек перестал совершать лишь недавно - для того, чтобы поспешно состряпать для них замену вроде книжек «Уход за младенцем и кормление» или «Сексуальные проблемы подростков» .
Благодаря запретам и ограничениям, а также в силу благочестивых соглашений, древний человек пытался соотносить свою деятельность с окружавшими его незримыми силами, стремясь завладеть частью их могущества, оградиться от их коварства и заручиться их поддержкой (а порой путем волшебства и исторгнуть ее у них). И нигде еще такое осмотрительное поведение не нашло более полного отражения, чем в двух древних установлениях, к которым Фрейд относился с большим подозрением и наивной враждебностью: я имею в виду тотем и табу.
Как указывали Рэдклифф-Браун и Леви-Стросс, понятие тотема, если изучить разнообразные сферы его приложения, обнаруживает многочисленные двусмысленности и противоречия. Впрочем, то же самое относится и к другому важнейшему понятию - городу, - охватывающему множество различных городских функций и социальных потребностей, которые объединяет лишь приблизительно сходное устройство. Связующим элементом между всеми формами тотема являются особые отношения зависимости от некоего священного предмета или силы, которую подобает благоговейно чтить. На первый, поверхностный взгляд представляется, что привязанность определенной группы людей к одному предку-тотему явилась попыткой избежать губительных последствий кровосмешения внутри немногочисленной общины. Поэтому внутри тотема браки запрещались, а половая связь с членами своего тотема, возможно, каралась смертью.
К сожалению, такое объяснение не выдерживает критики. в том, что формальные сексуальные отношения под знаком тотема сосуществовали с обычной семейной жизнью, какая наблюдается и среди многих других биологических видов, даже у птиц. Это указывает на специфически человеческую двойственность (или лучше определить ее как взаимодополняемость?), обособляющую биологическую и культурную сторону жизни. Сложные правила, регулировавшие родственные отношения у «примитивных» народов, а также их табу, свидетельствуют о том, что человек весьма рано одержал верх над своими грубыми биологическими инстинктами и наделил их особой человеческой формой, повинуясь суровым и осознанным приказам высших мозговых центров.
Порядок тотемного родства закреплялся с помощью табу; изначально это полинезийское слово, которое буквально означает «то, что запрещено». Под это понятие подпадают многие стороны жизни, помимо половых связей: табу распространяется на разновидности пищи, особенно мясо тотемных животных, на трупы, на женщин в период менструации, на игру вождя - вроде серфинга, или на определенную территорию. Действительно, любая часть окружающей человека среды окружения в силу какой-то случайной связи с добрыми или злыми силами может оказаться табуированной.
Эти запреты настолько чужды здравому смыслу, что можно только поражаться - как это делал Фрейд - их немыслимой прихотливости, их своенравному неразумию, их суровому осуждению невиннейших поступков. Порой даже начинает казаться - как это казалось Фрейду, - что те достижения, которые совершил человек, сделав свое поведение рациональным, находятся в пропорциональной зависимости от его способности отвергнуть или отбросить все табу. Но подобное суждение было бы опасной ошибкой с еще более опасными последствиями Так же, как в своем отрицании религии, Фрейд основывался здесь на странном предположении, будто обычаи, никоим образом не помогавшие человеческому развитию, а в иных случаях и явно противостоявшие ему, - тем не менее сохранялись на протяжении долгих веков, не утрачивая своего влияния. Однако от Фрейда ускользнуло то, о чем напомнил нам другой, более внимательный исследователь - Рэдклифф-Браун, говоря обо всех формах ритуала: необходимость проводить разграничения между самим методом и социальной целью. Взывая к священным силам, предписывая страшные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычки абсолютного контроля над собственным поведением. Потерю свободы в данном случае на долгое время компенсировали коллективная солидарность и предсказуемый порядок.
Мнимая цель порой заставляла табу казаться детскими, несправедливыми или извращенными - например, женщинам отказывалось в особых привилегиях, которыми пользовались мужчины, а при деторождении происходило наоборот. Однако привычка строго следовать подобным наказам и запретам была чрезвычайно важна, так как помогала человеку достичь порядка и согласованности в прочих сферах.
Для противодействия беззаконному абсолютизму своего бессознательного человеку требовалась некая законопослушная сила, не менее абсолютная. Вначале для необходимого равновесия было достаточно одного лишь табу: это и был самый ранний «категорический императив» человека. Табу - наряду с ритуалом, с которым оно было тесно связано, - явилось для человека одним из наиболее действенных средств достижения самоконтроля. Такая нравственная дисциплина, укоренившаяся в качестве привычки раньше, нежели ее можно было оправдать как рациональную человеческую необходимость, была основополагающей для человеческого развития.
Проиллюстрируем сказанное примером из быта современного примитивного австралийского народа - эуалайи. По словам Заура, у них существует следующий обычай: когда ребенок только начинает ползать, мать отыскивает сороконожку, опускает в кипяток, а потом, поймав ручки ребенка, принимается легонько ударять по ним мертвым насекомым, напевая при этом такую песенку:
Будь добрым,
Не воруй,
Не трогай того, что принадлежит другим,
Не смотри на чужое.
Будь добрым.
Мать здесь не только воплощает для человеческого детеныша власть, но и связывает ее с потенциально ядовитым существом, соединяя свои внушения с символическим нанесением наказания за непослушание. Эти позитивные наставления лишены произвольности приказаний или разрешений. Так, представления о нравственном порядке и порядке умственном развивались бок о бок.
Сейчас западное общество настолько позабыло о древних табу, запрещавших убийство, воровство и насилие, что мы сталкиваемся с малолетними подростками, которые не задумываясь дерзко нападают на других людей просто «для забавы», в то время как взрослые преступники способны обдуманно готовить уничтожение десятков миллионов человек, следуя - несомненно, тоже «для забавы» - некой математической теории игры. Сегодня наша цивилизация скатывается в состояние гораздо более примитивное, гораздо более иррациональное, чем то, в котором находится любое из известных ныне обществ, скованных понятиями табу, - именно из-за отсутствия каких бы то ни было действенных табу. Если бы западный человек мог создать нерушимое табу на бездумное истребление людей, наше общество смогло бы получить гораздо более надежную защиту как от насилия одиночек, так и от все еще грозящих коллективных атомных ужасов, чем ООН или не всегда исправный механизм самоотключения.
Точно так же, как ритуал (если я правильно истолковал его) стал первым шагом в сторону действенного выражения и общения с помощью языка, - так и табу стало первым шагом в сторону нравственной дисциплины. Не будь того и другого, человечество могло окончить свой жизненный путь гораздо раньше, - как это случилось со
Многими могущественными владыками и народами, не выдержавшими крайне напряженных условий существования.
Человеческое развитие в каждой своей точке покоится на способности выдерживать напряжение и контролировать его облегчение. На самом низком уровне это касается контроля над мочевым пузырем и кишечником; далее следует осознанное направление телесных потребностей и генитальных побуждений в социально приемлемое русло. Итак, мое предположение заключается в том, что строгая дисциплина, присущая ритуалу, и строгие нравственные ограничения, предписываемые табу, оказались чрезвычайно важны для формирования самоконтроля у человека, а потому и способствовали его культурной деятельности во всех областях. Только те, кто соблюдают правила, способны играть в игры; и до определенной степени строгость правил и то, насколько трудно выиграть, не нарушая их, придают особую прелесть самой игре.
Словом, вся сфера существования древнего человека, которую современное научное мышление, уверенное в своем интеллектуальном превосходстве, отвергает, была изначальным истоком целенаправленного превращения человека из животного в собственно человека Ритуал, танец, тотем, табу, религия, магия, - все это послужило прочной основой для дальнейшего развития человека. Даже первая существенная попытка разделения труда, как указывал А. М. Хокарт, возможно, зародилась из ритуала с его четким распределением обязанностей и ролей, и только потом была перенесена в область технологии. И все это берет свое начало в «далеком прошлом, похожем на сон».
Когда такие элементы, как права и истина принимают завершенную форму доктрины благополучия, обычаи поднимаются в своем развитии на более высокую ступень. Они становятся источником творческого преобразования и конструктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нравами. Нравы – это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их. Нравы – это способ делать нечто, что в настоящее время служит удовлетворению человеческих потребностей в обществе вкупе с представлениями, верованиями, кодами и стандартами жизненного благополучия, которые порождены таким способом, генетически связаны с ним. Нравы выражают специфический тип характера (этоса) общества, либо исторического периода. Они определяют стиль мышления во всех сферах, возвращают людей из мира абстракций в мир действий. Лишь после того, как человек бессознательно подчинился тому или иному нраву, он осознает, после определенных размышлений, что именно с ним произошло. Они не зависят от субъективного произвола и желаний отдельного человека, но вместе с тем не являются чем-то таким, что напоминает действие природных законов
Табу.
По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указывают туземным племенам на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхождение от мистического страха перед духами, которые властны наказать живых за неподобающие действия. Но в состав табу входят и другие элементы: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение соплеменников, либо привели к общественному неблагополучию, например, вызвали войну с соседним племенем, подорвали здоровье, послужили причиной смерти соплеменника. Подобные табу буквально пронизаны элементами философии в отличие от повседневных разрешительных правил поведения. И это неудивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные табу основывались на том представлении о мире, что человеческая жизнь окружена всевозможными ограничениями и запретами. Поиск пищи ограничен избеганием ядовитых растений. Физическому здоровью постоянно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хороши, что аккумулировали мудрость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, лечиться от болезней, избегать опасностей. Другой тип табу касался того, что являлось неприемлемым или, наоборот, приемлемым для племени в целом – это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, способ ведения войны, обращение с духами предков или имуществом. Они включали в свой состав другие элементы – суждения социальной философии. То были не только мистические, но и прагматические соображения.
Табу можно подразделить на два класса: Сохраняющие и разрешающие. Цель первых – гарантировать и обезопасить, цель вторых – искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направленные против них, как источника зла и опасности для мужчин. Но другая группа табу ограждала женщин ото всего, что было связано с риском и опасностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направляя тем самым ход развития цивилизации. Наряду с табу у древних племен существовало такое понятие, как ритуал.
Входя в помещение любой фирмы, мы уже с порога чувствуем специфику атмосферы, там царит. Видим как относятся люди друг к другу, к своему руководству, к своей организации в целом. Отмечаем о себе специфику языка, выражения, стиль разговора с клиентами, представителями других организаций. Все это проявления культуры данной организации. Такие проявления-не просто мгновенная поведение членов организации, они становятся тем, что Фромм называл "ид", - подсознательным, глубоко спрятанным в подкорке мозга явлением, которое вкоринялося там в течение не одного недели или месяца.
На Западе, пишет С.Сикорський, популярным занятием руководителей и ведущих специалистов отдельных подразделений фирмы попытки нарисовать в своем воображении (или на бумаге) "портрет" не только всей компании, но и небольшой филиала. И не является то занятия несерьезное и возникает оно не потому, что руководителю нечем заняться. От того, насколько совершенным будет тот "портрет", зависит способ управления данной организацией, выявление ее внутреннего "Я".
В современной социологической литературе почти все ученые сходятся на том, что проявлений культуры в организации несколько. Попутно отметим, что все они почти определены одинаково (в Збиегень-Мацьонге, О.Виханського, Е.Х.Шейн, С.Сикорського и т. Д.). Это символы, способы общения, ритуалы, ценности, мифы, табу.
Символы
Это слова и жесты, вещи и знаки, мода и признаки принадлежности к определенному поля людей, имеющих сугубо конвенциональное значение. Наиболее значимыми символами являются:
Архитектонични Символы: планировка комнат, расстановки столов в соответствии с должностей работников, внутренний дизайн, вид мебели, обеспеченность телефонами, организация парковки и тому подобное;
Символы статуса: отдельный кабинет, секретарь, автомобиль, мобильный телефон, обеспеченность путевке на курорт и тому подобное.
Символы выступают своеобразными кодами культуры, ее знаковой системой. Знаковость, символизм культуры - это форма ее проявления, содержанием становится связано со знаком явление, осваивается человеком, создает саму культуру и человека как культурное существо.
К символам относятся также титулы, почетные звания и трудовые награды, но даже некоторые наименования должностей. Так, например, уборщицу в некоторых фирмах сегодня называют консерватором поверхности рабочего - ассистентом менеджера, кассира - младшим бухгалтером, доярку - оператором машинного доения и тому подобное.
Способы общения
К способам общения относятся:
Язык, сокращены выражения, малопонятные людям вне фирмы / аббревиатуры, которые не выходят за пределы организации и тому подобное;
Лозунги, прозвища;
Особенности разговора с клиентами
Характер взаимных отношений.
В процессе общения с членами определенной организации можно заметить, что их разговор состоит из определенных, специально подобранных слов, которые легко запоминаются, четко отражают специфику той или. иного действия и мало используются за пределами данной фирмы.
Сегодня во многих организациях на Западе от нового, только принятого, работника по прошествии определенного времени его пребывания в коллективе (неделя, месяц и т. Д.) Требуется сделать 10-хвилинины выступление о деятельности данной фирмы специфическим языком, которым пользуются ее сотрудники.
Ценности
Это Наиболее существенный уровень организационной культуры. Они включают в себя не всегда четко осознанные, но устойчивые представления о добре и зле, хорошем и искаженное, истинное или ложное, справедливое или несправедливое.
В одной из американских фирм ее руководитель своим членам организации всегда напоминал свое кредо: "Если ты совершил ошибку неумышленно, считай, что твои действия были проявлением обучения. Сделай из этого вывод, но если ты сознательно нарушишь основные принципы компании - помни, будешь строго наказан "7.
Сотрудники фирмы "Мацусита Электрик Компани" твердо убеждены, что если бы они не имели четко сформулированных ценностей, успехи в организации были бы гораздо ниже. Таких основных ценностей в этой организации семь:
1. Служение фирме своими знаниями и умением.
2. Честность.
3. Гармония в отношениях и сотрудничестве.
4. Постоянная нацеленность на улучшение дел.
5. Вежливость и покорность.
6. Приспособление и ассимиляция.
7. Благодарность за помощь.
Ценности, считают американские и японские социологи, дают возможность определить материальные и духовные потребности человека в организации, четко очертить статус как фирмы, так и ее работников.
Ритуалы
Это коллективные действия, которые не имеют никакого технологического значения, но в определенной степени является неотъемлемой частью жизни организации. К ритуалам относятся:
Манера приветствия;
Принятие в коллектив новых людей (поздравления, цветы и т. Д.);
Начало рабочего дня (молитва, исполнение гимна и т. Д.);
Совместное празднование дней рождения, юбилеев, праздников, выхода на пенсию и т.
Совместные обеды в перерывах;
Совместное проведение отдыха, выезды на рыбалку, в лес, на пляж, на экскурсию и т. Д.
Кроме вышеуказанных действий, некоторые социологи считают, что к ритуалам можно отнести и проведение собрания в организации, манеры деловой переписки, разработку планов, подведение итогов работы и тому подобное.
Традиции
Даже в организации, которая существует относительно недолго (несколько лет), сформированы определенные традиции. Традиция является основным механизмом социального и культурного наследования. Благодаря традициям сохраняется уже накопленный опыт в материальной и духовной сферах.
Чаще традиции выступают в форме обычаев и обрядов. Уже с самого начала своего существования каждая организация пытается фиксировать все то, что присуще только ей. Чем глубже традиции в фирме, тем более значительной она есть не только в глазах своих работников, но и тех, кто с ней непосредственно не связан.
Мифы
Это приказ, рассказы о каких-то яркие события в жизни членов организации (иногда украшенные, а иногда и вымышленные), которые установились и идентифицированы с образом руководителя фирмы, заведующего кафедрой, бригадира и т. Д. Мифы, легенды, предания, связанные с жизнедеятельностью организации, придают ее образу характер неповторимости.
В мифах собрана коллективная мудрость организации, остроумие ее членов. Но не только это. В мифах четко определено, что можно делать и что, говорить, а где грань, переступив которую, человек рискует остаться за воротами своей организации. Мифы связывают прошлое с настоящим, а порой и определяют направления деятельности фирмы на будущее.
Табу
Это деятельность, о которой, как правило, не говорят. Табу в фирме может касаться заработной платы ее работникам (в конце недели каждый член фирмы получает закрытый конверт с заработной платой за неделю или премиальные). К табу принадлежит частную жизнь члена организации, а еще состояние его здоровья, отношения в семье, планах на будущее, членство в религиозной общине и тому подобное.
Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях.
Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях. Разговоры о вседозволеннос-ти обычны — так же, как про массовое одичание, но никто не вспоминает о старинной традиции так называемых табу (это полинезийское слово как-то прижилось во множестве словарей). Традиция много раз трансформировалась, но сохраняла свой смысл тысячи лет — то или иное действие или выражение запрещалось навсегда, настрого и без исключений.
Некоторые запреты сегодня кажутся нам смешными, герои Диккенса не произносили на-звания не только предметов дамского туалета, но даже таких обыденных, как «штаны». Запретные слова заменяли словом «невыразимые». Меня когда-то это забавило так же, как когда я узнал, что 100 лет назад в меню завтраков Киевского института благородных девиц вместо «вареные яйца» писали «куриный фрукт».
Впрочем, понятие запретных слов шире этих курьезов. Верующие евреи до сих пор не произносят ни слова «Бог», ни имени Бога, которое тайно и известно лишь немногим из них. Считается, что оно было начертано на волшебном кольце царя Соломона и его властью он повелевал окружающим миром. Мусульмане то-же верят, что у их Бога есть секретное не-произносимое имя. Многие табу религиозны.
До сих пор у нас помнят, что яблоки нельзя есть до Яблочного Спаса, — это след давнего табу, которое в древности жрецы накладывали на поля, где еще не вызрел урожай. Многие табу связаны с запретами на еду — некошерную у верующих иудеев, любую — у мусульман до заката солнца в месяц Рамадан. В Индии большинство населения — вегетарианцы, а корова священна, и миллионы людей там не раз выходили на улицы, требуя навсегда запретить забой коров.
Мы с вами не едим блюда из собачьего мяса, а в Корее специально разводят мясных собак. В Таджикистане я покупал консервы из конины — не очень популярного мяса в наших краях. Понятие табу многослойно. Буддисты, верующие в бесконечное перерождение живущих, ходят, шаркая, надевают повязки на рот, чтобы ненароком не наступить на переродившегося родственника или не проглотить его, перерожденного в комара. Религиозно обоснованы и выходные дни, когда табу накладываются на любую работу — помню, в субботу я пришел в дом видного иудея, нобелевского лауреата, который похвастался мне новой книгой, стоящей во-о-он там на полке. Но подписать мне ее он в субботу не мог и пообещал передать в понедельник, ведь следующий день был воскресный, выходной для меня, христианина. Мусульмане отдыхают в пятницу — в этот день любая работа для верующих в Аллаха считается табу.
Мы давно уже и массово позабыли, что оскорбление невиновного человека было табу и сурово наказывалось у многих народов. В Белоруссии, да и не только там, считалось обязательным выполнить любое пожелание беременной женщины, а на Новой Гвинее шведский ученый Лундквист описал папуасское племя мараи, где мужчину казнят даже за случайное прикосновение к руке чужой жены. Кстати, прикасаться к британской королеве запрещено и теперь — она только сама может поощрить вас своим прикосновением...
Сказав все это о табу, я в тысячный раз подумал, что хуже всего, когда они в наше время во вроде бы цивилизованных странах остаются групповыми, вырождаются в привилегии, принадлежащие определенной группе людей. Депутаты, например, являются табу для уголовного и прочих кодексов, включая правила дорожного движения. Это посерьезнее, чем бывшее в середине XIX века табу на шляпки с вуалью для дам недворянских кровей.
Сейчас модно слово «беспредел» — это когда человек вообще никаких запретов не признает. Табу должны быть — и это часть нашего возвращения в человечество. Мы научимся ценить свободу только тогда, когда оценим пределы, в которых она для нас существует.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
В России говорят: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Знать традиции других народов нужно не только для того, чтобы не нарушить закон, но и чтобы случайно не нарушить один из запретов, которые там до сих пор существуют.
Табу в Сибири
У современных бурятов, эвенков и хакасов сохранилось множество архаичных табу, часто связанных с тотемизмом и старым укладом быта. Так, в Южной Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как он является тотемом группы, то есть – прародителем этого народа. Другие эвенки не трогают медведя, так как в тотемической терминологии он является их «амиканом», то есть, дедом. Если все же медведя приходится убивать, они говорят: «Это не я убил – это вот этот человек, который изображен на дереве», рисуя на дереве схематическое изображение, или попросту «Это не мы убили – это русские».
Нужно отметить, что русское население Сибири тоже часто соблюдают эти же табу эвенков: поедая мясо медведя охотники говорят слово «кук», напоминающее по смыслу русское «чур меня». Табу эвенков часто связаны с боязнью примет, и поэтому яйца не берут с собой в поездку, а свиней и кур до недавних пор не ели – так как те ходят по земле.
У бурятов табу сильно зависит от пространственной магии. Считается, что горы святы, и от этого женщинам запрещено подниматься на самые высокие из них, так как в религиозных поверьях женское олицетворяет земля, а мужское – небо. Аналогично некоторые места становятся табу для посещения бурятскими мужчинами. Символические верх и низ систематизируют и пищевые запреты бурятов. К примеру, мужчине всегда достается верхняя часть туши животного, а женщине – ее низ.
Законы бушменов
Проживающие в Африке племена бушменов считаются одними из самых древних людей в мире – неслучайно именно они по составу ДНК более всего приближаются к изначальному Homo Sapiens.
Современные бушмены продолжают чтить запреты отцов – например, нельзя называть имена умерших людей. Очевидно, что бушмены боялись влияния своего рода симпатической магии – то есть, в данном случае, передачи свойств умершего на произносящего его имя. Той же логике поддается возможное объяснение еще одного табу – на поедание сердца шакала, считавшегося у бушменов трусливым животным.
Еще одно пищевое табу – запрет на выбрасывание еды, связанный с бедностью бушменов. Достаточно обыденным выглядит табу на эндогамные браки – однако инцестуальным считается союз не только между членами одной семьи, но и, к примеру, с женщиной, носящей имя сестры или матери жениха.
Таким образом, носители одного имени отождествляются и символически становятся одним лицом. В Африке, как и в Индии, считается неприличным и даже запретным передавать что-либо левой рукой, так как она мыслится нечистой. При передаче денег левой рукой бушмен может попросить переложить их в правую.
Негласный закон евреев
Не только религия может порождать запреты – одним из важных поводов к возникновению табу может стать война. Именно последствиями Хрустальной ночи, Второй Мировой и Холокоста объясняется негласное правило евреев, запрет на игру музыки Вагнера.
Причин к этому несколько: считается, что Вагнер был антисемитом, а также его музыку очень почитал Гитлер, видя в ней выражение истинного арийского духа. Музыка Вагнера часто играла в концентрационных лагерях. Первая попытка израильского дирижера исполнить музыку Вагнера в 1981 году породила шквал угроз и волнений, и дело кончилось судебным иском. Дальнейшие попытки игры музыки Вагнера в израильских театрах и еврейскими оркестрами приводили к негативной реакции еврейской публики и общественности.
Запрет на поцелуи
Франция известна своими свободолюбивыми законами, большинство из которых были приняты после Великой Французской Революции. Однако даже в самом демократичном обществе могут существовать запреты, и Франция – не исключение.
Странно, но в одной из самых романтичных стран мира запрещено целоваться на перронах вокзалов. История возникновения этого табу такова: в далеком 1910 году пассажиры во Франции часто опаздывали на свои поезда. Во избежание досадных опозданий, зачастую случающихся по причине слишком долгих сентиментальных прощаний, свойственных любвеобильным французам и француженкам, был издан закон, согласно которому поцелуи на вокзалах Франции строго запрещены.
Увы, табу действует до сих пор, но с течением времени буква закона стала немного мягче: целующихся уже не ожидает штраф, и их только вежливо попросят прекратить противоправное действие.
Похожий запрет существует с недавних пор и на вокзале города Уоррингтон в Англии: целующиеся пары могут создавать заторы в движении пассажиров. Для целующихся выделили особые зоны, подобным уже существующим курительным зонам, а в прочих местах повесили знаки, запрещающие поцелуи. В Дубае, Малайзии и Индонезии, как в странах с более строгими нравами, один поцелуй может стать причиной солидного штрафа или даже тюремного срока.
Запрет необычных имен
Недавно православные активисты в России возмутились тем, что некая молодая русская пара назвала своего ребенка Люцифером, и даже предложили лишить их родительских прав. Несмотря на абсурдность ситуации, имя Люцифер попало бы под запрет во многих странах мира на законодательном уровне.
К примеру, в Новой Зеландии это имя входит в список из более чем ста имен-табу, среди которых также Гитлер и имена из цифр. Подобный закон есть и в Испании: вы не найдете в этой стране людей с именем Каин или Иуда. Германские дети должны обладать таким именем, которое обязательно указывает на их пол, а в Китае имена и вовсе ограничены возможностями идентификационной техники: если имя не распознает специальный считывающий сканер, придется задуматься о его смене.
Закон по запрету сложных имен, «состоящих из названий неодушевленных предметов, вымышленных персонажей, географических названий, обозначений флоры и фауны, титулов, болезней», хотят в этом году ввести в Украине, а в Азербайджане существует негласное правило не называть детей Ататюрком, дабы сделать единственным и уникальным имя великого турецкого правителя. Несмотря на это, в стране насчитывается порядка двадцати Ататюрков.
Запреты на продукцию
Табу в современном мире часто регулируются на законодательном уровне – и вполне успешно. Например, в Китае, по соображениям безопасности запрещен импорт игровых приставок. Целью этого закона является ограждение подростков от вредного влияния видеоигр.
Также в Китае после жасминовой революции в Тунисе запрещена символика, использующая этот цветок. Жевательная резинка запрещена в Сингапуре – так как часто застревала в дверях вагонов метро и прилипала к подошвам прохожих. Запрещено не только жевать резинку, если вы не турист, но и просто покупать или продавать ее. С 2004 года в Сингапуре разрешили продавать жевачку в аптеках.
В Иране родители не могут приобрести своим детям куклы Барби – эти несоответствующие традиционному исламскому облачению игрушки недавно запретили к продаже. Несмотря на то, что скоро в магазинах появились Барби в закрытой одежде и платке, кукла утратила былую популярность.
В Азербайджане недавно было введено полуофициальное табу, запрещающее ношение кепок и футболок с надписями имен национальных меньшинств, а также весьма популярных в стране кепок с аббревиатурой FBI, обозначающей Федеральное Бюро Расследований США. По мнению некоторых азербайджанцев, эта продукция может инспирировать национальную дискриминацию. Даже демократические западные страны демонстрируют склонность к табуированию продажи некоторых продуктов: к примеру, во Франции в столовых запрещено подавать блюда с кетчупом, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и национальную кухню.