Странно всё-таки, мы твёрдо учим буквы алфавита с их звуковыми значениями, но не можем усвоить систему знаков препинания.

А ведь эти знаки, по меткому выражению Чехова, что «ноты при чтении».

Небуквенная графика становится камнем преткновения для тех, кто на компьютере набирает тексты, выполняет индивидуальные задания, учится дистанционно.

На уроке, например, при изучении постановки дефиса в неопределённых местоимениях то один, то другой ученик вместо слова "дефис" произносит слово "тире" и не видит между этими символами никакой разницы. Почему? Да, они похожи своим начертанием, но роль они играют совсем не одинаковую.

Дефис - орфографический знак, а тире пунктуационный. Значит, эти чёрточки важны для разных разделов лингвистики: орфографии и пунктуации. Давайте попробуем выяснить, зачем нужен дефис, какова принципиальная разница его употребления, как не смешивать дефис с тире.

Начнём с самого начала... Давным-давно в русских текстах использовалось сплошное письмо, без пробелов между словами, без каких-либо знаков препинания. Потом появились знаки переноса с одной строки на другую ~ ("съединительный знак") и // ("единитный знак"). Дефис впервые возник в 18 веке как знак переноса и многоточия (три дефиса --- обозначали паузу в речи). В практику письма его ввёл В. Тредиаковский . В 19 веке тоже не было постоянства в употреблении дефиса, его называли то соединительной, то разделительной чёрточкой.

Буквальный перевод с латинского слова "дефис" (divisium) означает "разделение". В типографиях этот знак был разделителем слов, когда нужно было перенести слово на другую строку. Позже в русском языке освоились многие слова-иностранцы, которые в первоисточнике имели дефисное написание. Наконец появилось различие: дефис (- чёрточка!) соединяет, а тире (- черта!) разъединяет.

Сравните, как употребляется дефис в самостоятельных и служебных словах: Иван-да-Марья, мать-и-мачеха, Лос-Анджелес, Ростов-на-Дону, пол-яблока, девушка-красавица, диван-кровать, экс-губернатор, мини-сочинение, люля-кебаб, зюйд-вест, блок-клапан, светло-синий, синий-синий, жарко по-летнему, крест-накрест, еле-еле, кое-где, когда-нибудь, кто-то, триста-четыреста, три-четыре, в сентябре-октябре, из-за, из-под, точь-в-точь, принеси-ка, всё-таки, да-с, о-го-го, баю-бай.

Эти и многие другие слова с дефисом подчиняются орфографическим правилам. Вот почему дефис встречается внутри слов, между их частями (кино-, теле- и видеофильм). Он помогает сократить слова: г-н (господин), 20-летие, ж.-д. (железнодорожный), 5-х классов. Можно с его помощью обозначить морфемы в слове: пре- и при- (приставки), -равн- (корень), -изн- (суффикс), -ый (окончание).

Иногда дефис нужен, чтобы поделить слово на слоги (по-ло-же-ни-е), или показать длительность произнесения слова, когда говорящие находятся далеко друг от друга (- Антропка-а-а! - Чего-о-о-о-о?) или читают по слогам (бы-ло е-му от ро-ду лет два-дцать).

Тире в 18 веке называли "молчанкой", а впервые стал применять его писатель-историк Н.Карамзин. Тире стоит между членами предложения (Мой папа - доктор), часто подаёт сигнал пропуска какого-либо слова в предложении: В саду стояла беседка, а рядом с домом - качели.

Тире отделяет однородные члены от обобщающего слова, части сложного предложения (И ты, и он, и я - все пели. Лес рубят - щепки летят), реплики в диалоге (- Как дела? - Не жалуюсь!), слова в рекламных слоганах (Туристам - отличный отдых!), пояснительную информацию (Моё появление - я это сразу заметил - смутило присутствующих), участвует в маркированном списке, интонационно выделяет смысловые отрезки (Я - к вам, вы - к нему), числовые и собственные названия в определённом промежутке: 5-11 классы, в 2013-2014 учебном году. Пробел ставится, если одна из частей уже имеет пробел: в сентябре - начале октября, на день - на два, раз пять - десять.

Чтобы люди перестали путать дефис и тире, Феликс Кривин сочинил смешную и мудрую сказочную историю «Чёрточка». Знакомимся с нею!

Маленькая Чёрточка знала своё дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяла нераспространённые приложения, даже принимала участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла Чёрточка на своём веку - и ни разу не нарушила правил переноса.

Но не бывает же так, чтобы хороший работник долго оставался на своём месте.

Однажды Чёрточку вызвали и сказали:

Думаем перевести вас на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…

Но я не справлюсь, - замялась Чёрточка.

Ничего, справитесь. В случае чего поможем.

И поставили Чёрточку на место Тире - между двумя Дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Чёрточка, она первым делом постаралась их сблизить.

Что тут началось!

Отодвиньтесь! - кричало первое Дополнение своему соседу. - Между нами не может быть ничего общего!

Сами отодвиньтесь! - парировало второе Дополнение. - Я вас и видеть не желаю.

Остановитесь, остановитесь! - умоляла их Чёрточка. - Не нужно ссориться!

Но её прижали, и больше она ничего не могла сказать.

А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.

Прекратите безобразничать! - прикрикнуло на них Сказуемое. - Что тут между вами происходит?

Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить не приходится.

Между нами… - заикнулось первое Дополнение.

Между нами… - заикнулось второе.

Между нами какая-то Чёрточка…

А должно быть Тире…

Только теперь Сказуемое заметило Чёрточку.

Как вы сюда попали?

Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…

Вы не можете здесь развернуться, - объяснило Сказуемое. - У вас для этого нет данных.

У меня нет данных? Посмотрели бы вы, какие я слова соединяла!

Шумит Чёрточка, скандалит, не поймёшь, что с ней произошло. Такая была скромная Чёрточка, такая воспитанная и с работой справлялась неплохо… А вот назначили её на место Тире…

Да, конечно, это была ошибка.

Несколько слов теперь о пробеле. При сомнении, как писать слово - раздельно или слитно, ребята часто сокращают расстояние между словами и утверждают, что написано так или иначе, пытаясь извлечь для себя выгоду. Но учителю известны подобные уловки! Кстати, когда вы набираете что-нибудь на клавиатуре, всегда используете межстрочные интервалы и межсловные пробелы (2 %, № 1, § 78).

Среди орфограмм-дефисов, контактов есть орфограммы-пробелы (со мной, под небесной высью, общественно полезный, не был, не зная, не решённый до сих пор, не ворона, не кожаный, не замужем, как бы, как будто). Пробел служит как опознавательный признак многих орфограмм.

Стихотворение Ю. Киреева построено на градации: потеря запятой, использование только простых предложений, где не надо ставить тире и двоеточия, приводит лирического героя к утрате нравственных ориентиров, к исчерпанности своих возможностей.

Человек потерял запятую,
Предложений бояться стал сложных.
Подыскать хочет фразу простую,
Иллюстрацию мыслей несложных.

Восклицательный знак потерял он,
Говорит с интонацией тихой.
Ничего его не возмущало,
Даже самое горькое лихо.

Вопросительный знак вдруг утратив,
Перестал задаваться вопросом.
А ведь был любопытен когда-то,
Но теперь позабыл и про космос.

Двоеточие где-то посеял
И не смог объяснить свой поступок.
В голове лишь кавычки имея,
Сыпал всюду цитатами тупо.

Скучен стал и во всём одинаков,
И дошёл наконец-то до точки...

Чтобы мы с вами не «дошли до точки», до предела, до безвыходного положения, давайте обратимся к многоточию, самому загадочному знаку препинания. Когда ученики пишут диктант, как правило, никто из них никогда не использует этого знака. Вы скажете, что и не нужно о нём говорить. Однако в сочинениях особенно при цитировании этот знак встречается часто. Внимательные читатели найдут его в стихотворениях и рассказах тех поэтов, писателей, у кого он стал «любимым». Называют знак то три точки (троеточием), то отточием, то многоточием. А как правильно?

Троеточие - нелитературное слово, по его аналогии писатель Лев Кассиль придумал своё забавное слово «троетётие», когда рассказывал о детстве Лёльки и Оськи в книге "Кондуит и Швамбрания".

Отточие - ряд точек, обозначающих пропуск в предложении или тексте, обычно используется в самом начале фразы (...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных...).

Многоточие указывает, что предложение почему-то не закончено. В устной речи присутствует определённая интонация - намёк на что-то недоговорённое. На письме же такая пауза выражена многоточием, и читателю нужно самому догадаться, о чём именно умолчал автор. Это фигура умолчания. У Феликса Кривина об этом сказано иронично и образно: «Очередное Слово, которое уже готово было сорваться с пера <...>, видит, что точкам этим не будет конца, и, перебирая в уме все знакомые крепкие слова, отправляется обратно в чернильницу».

У прозаика Ивана Шмелёва многоточия передают волнение, раздумья, воспоминания, глубокие переживания: «У меня слабость... - вот ругались типографщики! - к многоточиям». В наше время многоточие обозначает неожиданный поворот мысли, её многозначность, эмоциональную напряжённость речи, большую паузу, вынужденную или намеренную недосказанность. Многоточие может быть и элементом заголовка стихотворения («Как хороши, как свежи были розы...», «А зори здесь тихие...»).

Делая работу над ошибками в диктанте, ученики были удивлены, что не поставили восклицательный/вопросительный знак, и заявили, что не слышали, с какой интонацией звучало это предложение, хотя в классе нашлись и те, кто знаки поставил правильно. Из-за недостаточного внимания или неразвитого фонематического слуха ученики не различают пауз, восклицательной или вопросительной интонации. Это дело поправимое. Нужно найти смысловые маркеры, которые помогут догадаться, какой именно знак ставить в конце предложения.

У поэта Михаила Светлова спросили, что такое вопросительный знак, он не раздумывая ответил: «Это состарившийся восклицательный!» Очень верное замечание! Да, вопросы что крючочки, вечно не дают покоя, вертятся на языке, заставляют искать ответы и размышлять.

Вопросительный знак нужен для выражения радости или восхищения («Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весною до зари?»), тревоги или сочувствия («Что за отчаянные крики?», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябинка?»), сомнения или недоумения внутри какой-либо цитаты, для побуждения к действию или подтверждения сказанного, для отрицания или утверждения без ожидания ответа (риторический вопрос).

Как же обойтись без восклицательного знака, если нужно выразить восторг, восхищение, потрясение, признание, лесть, волнение, возмущение, иронию, приветствие или прощание! Восклицание может передать жизненное кредо, философию жизни: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А.С. Пушкин).

Восклицательный знак - самый любимый знак у Гоголя (восторженно-лирические признания «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!», «Скучно на этом свете, господа!»), у Игоря Северянина («Увертюра», или «Ананасы в шампанском!..»), у Владимира Маяковского (названия стихотворений «Вам!», «Нате!», «Долой!», «Даёшь!»).

Хотите потренироваться в различении вопросительного и восклицательного знаков, напишите под чью-нибудь диктовку фрагмент из рассказа А. Чехова:

«Отрочество. Иди-ка сюда, я тебя высеку! Где это ты себе нос разбил? Не беспокой мамашу! Ты не маленький! Не подходи к столу, тебе после! Читай! Не знаешь? Пошел в угол! Единица! Не клади в карман гвоздей! Почему ты мамаши не слушаешься? Ешь как следует! Не ковыряй в носу! Это ты ударил Митю? Пострел! Читай мне "Демьянову уху"! Как будет именительный падеж множественного числа? Сложи и вычти! Вон из класса! Без обеда! Спать пора! Уже девять часов! Он только при гостях шалит! Врешь! Причешись! Вон из-за стола! А ну-ка, покажи свои отметки! Уже порвал сапоги?! Стыдно реветь такому большому! Где это ты мундир запачкал? На вас не напасешься! Опять единица? Когда, наконец, я перестану тебя пороть? Если ты будешь курить, то я тебя из дома выгоню! За что вы моего сына на второй год оставили?»

Самым употребляемым знаком внутри предложения остаётся запятая, и правил, когда нужно ставить одну или пару запятых, много, но разобраться в них обязательно нужно. А то выйдет так же, как у героя Чехова:

«Хоть эти запятые взять…- думал Перекладин, чувствуя, как его члены сладко немеют от наступавшего сна.- Я их отлично понимаю… Для каждой могу место найти, ежели хочешь… и… и сознательно, а не зря… Экзаменуй, и увидишь… Запятые ставятся в разных местах, где надо, где и не надо. Чем путаннее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед „который“ и перед „что“. Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять… Знаю!».

Учимся узнавать грамматическую основу, находить и выделять междометия, обращения, вводные отрезки, обособленные и уточняющие члены, прямую речь, диалоги. Не путаем предложения с однородными членами и сложные предложения. Сейчас значительно реже употребляется точка с запятой, чем одиночная или парная запятая.

Среди графических средств есть сноска *, косая или дробная черта, используемая как знак альтернативности, отношений, сокращений, описания, обозначения, например: и/или, доллар/евро, р/с (расчётный счёт), дерев/янн/ый (деление на морфемы в словарях). Встречаются апостроф (Оʾ Генри), знак ударения (срéдства), скобки круглые (1), квадратные [фсʾó], наклонные (Пастухова Л.С. О трёх точках / Русский язык в школе), фигурные { }, треугольные <...>. Даже кавычки имеют свои различия! Каждый вид имеет своё название: лапки “ ”, ёлочки « », марровские ‘ ’.

Обо всём многообразии знаков можно узнать в Своде правил русской орфографии и пунктуации под редакцией В.В. Лопатина (2006).

Литература

1. Гольцова Н.Г. Тургеневское многоточие /Русский язык в школе. - 2003. - № 5.

2. Дружинина Т.В. Точка, точка, запятая... (Лингвистическая игра для старшеклассников) / Русский язык в школе. - 2009. - № 4.

3. Онацкая О.И. Из истории дефиса в русском языке / Русский язык в школе и дома. - 2004. - № 4.

4. Острикова Т.А. Небуквенные графические знаки и их функции: лингвометодический аспект / Русский язык в школе. - 2008. - № 6.

5. Пастухова Л.С. О трёх точках / Русский язык в школе. - 1985. - № 6.

6. Соколова Г.П. Так ли просты «простые» знаки препинания / Русский язык в школе. - 2006. - № 6; 2007. - № 1.

Точка, точка, запятая…
(Из истории пунктуации)

Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.

Развитие пунктуационной системы в Европе

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от ламбды (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.

Появление первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н.э. Это был параграфос - короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф, хотя обозначаем другим знаком (§).

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э.. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу - комма - ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху - периодос - делила текст на большие отрезки, а точка в центре - колон - на средние.

Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.

Первая попытка ликвидировать эти неудобства была предпринята англосаксонским учёным Алкуином (735-804 гг.), руководившим придворной школой в Аахене (сейчас город в Германии). Реформируя систему Аристофана, Алкуин сделал несколько добавлений. Именно он ввёл в обиход punktum (.) и puktumversus (;) для обозначения пауз и изменения интонации. Но, несмотря на эти усовершенствования, системность в использовании знаков так и не была достигнута, и лишь в XV в. венецианский печатник Альд Мануций стал вводить в печатаемые им книги знаки пауз, вдоха, изменения интонации, а наиболее часто употребляемыми были точка, точка с запятой, двоеточие.

Первым человеком в Англии, заявившим о роли знаков препинания в синтаксическом плане, то есть об использовании их для определения структуры высказывания, был английский драматург Бен Джонсон. Сделал он это в работе «Английская грамматика» (конец XVI в.).

К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. В конце столетия в английской пунктуации появились кавычки.

История русской пунктуации

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка.Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М.Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка,иподиастоли - запятая, иподиастоли с точкой - точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли сточкой рекомендовалось обозначать вопрос.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия - запятая (чем они различались - установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия (~ ,) и др.

Конец XVI - начало XVII вв. ознаменованы выходом печатных грамматик Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 г.) и Мелетия Смотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» (в 1616 г. - первое издание, в Москве напечатана в 1648 г.), которые сыграли определённую роль в развитии русской пунктуационной системы.

Лаврентий Зизаний говорит о шести знаках препинания - это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л.Зизанием положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания. Точка - в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия - знак выражения вопросительной интонации. Съединительная - знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л.Зизаний в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

И.И.Срезневский справедливо отмечал, что «в грамматике Л.Зизания нередко наблюдается смешение сроки, запятой и двосрочия, а в некоторых случаях не разграничены функции сроки и точки» . И всё же стремление определить место каждого знака в тексте - большая заслуга Л.Зизания в разработке пунктуационной системы.

Мелетий Смотрицкий выделяет уже десять «строчных препинаний» - это черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная , отложная (). Как видим, именования знаков препинания уже несколько иные, чем у Л.Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М.Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта - это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная - в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная - знаки переноса.

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная - в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная - включает менее самостоятельную часть предложения; отложная - такую, которую можно полностью изъять из предложения.

Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М.Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В.А.Богородицкий, В.В.Виноградов и др.

Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В.К.Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В.К.Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В.К.Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М.В.Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании - уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

В середине XVIII в. выходит в свет «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. В V главе этого труда великого учёного под названием «О правописании» представлена краткая теория пунктуации.

М.В.Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположениячастей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М.В.Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический. Но М.В.Ломоносову не удалось представить полных и развёрнутых правил употребления знаков препинания. Так, функцию запятой он определяет лишь для разделения однородных («одинаких») членов предложения, других же правил использования данного знака не формулирует.

Кавычки появились в XVII веке в форме ковычька - «крюковой знак», современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме.

Интересна история такого знака пунктуации, как тире. Введён в употребление Н.М.Карамзиным, описан в «Российской грамматике» А.А.Барсова, где и был именован молчанка, затем черта, позднее - знак мыслеотделительный (А.Х.Востоков). Всё это бывшие названия современного тире .

Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом (смысловом), грамматическом (синтаксическом) и интонационном. «Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции пунктуации как важного средства оформления письменной речи» .

Таким образом, знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

В русском языке этимологически собственно славянскими терминами являются такие названия, как точка - термин образован с помощью суф. -ьк- (совр. -к-) от точь <…>, восходящего к тъчь, являющемуся производным посредством темы -ь- от основы тък-, выступавшей в тъкати, тъкнути <…>; к перед ь изменилось в ч; запятая - происхождение «от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать». Ср. запонка, путо, препятствие» (обращаем внимание на то, что слово запятая однокоренное со словами знак препинания, запинка и др.); скобки, кавычки (собственно-русское) - «ковычька» - образование с суффиксом -ьк- (совр. -к-) от ковыка; к изменилось в ч перед ь - до сих пор в говорах сохранилось слово ковыка - ‘помеха, заминка’; черта - образовано от той же основы, что и глаголы чьрсти, чьрту - ‘чертить’ . Неславянского происхождения современные названия таких знаков препинания, как тире, дефис, апостроф, астериск . Термин тире заимствован в XIX веке из французского языка. Впервые фиксируется в Словаре Даля. От франц. tiret - чёрточка, является производным от tirer - тянуть. Слово дефис пришло в русскую пунктуацию из немецкого Divis от латинского divisio - разделение, расчленение. Апостроф - из греческого apostrophos - обращённый в сторону или назад. Астериск (*) - из греческогоaster - звезда; этот знак у нас предпочитают называть собственно русским словом звёздочка .

В развитии русской пунктуации обращают на себя внимание две особенности

Несмотря на то, что знаки пунктуации широко используются во всём мире, в количественном отношении система знаков препинания не достигла своей завершённости. В нормативных документах, определяющих правила постановки знаков препинания в русском языке, представлены 10 канонических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, хотя фактически их значительно больше. Как показывает практика письменной речи, в настоящее время широкоупотребителен дефис; редко, но всё же используются параграф, косая черта, астериск. В последние годы высказываются мнения об адекватности наименований таких знаков, как две запятые - как единый парный знак (в выделительной функции), два тире или двойное тире - как парный выделительный знак. Эти знаки служат для внутреннего членения предложения 10

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем - запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его "черта", а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, - "молчанкой". Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась "полуточием", восклицательный знак - "удивительным" знаком, кавычки - "пресекательным" или "отменительным" знаком, знак переноса- "единительным" знаком (или "единитным"), скобки - "вместительным" знаком (который "слово или целый разум в речь вмещает").

В 1755 году в Петербурге была напечатана "Российская грамматика" М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении втором был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.

Точка, точка, запятая...

Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении "Точка, точка, запятая..." А. Шибаев :

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.

Восклицательный знак

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие

Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками...

Двоеточие

Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...

Тире

Ляжет палочкой
На строчку: -
Проходите
По мосточку.

Кавычки

Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят...

Скобки

Словам раскрывают объятья: -
Ждём в гости вас,
Милые братья!

Запятая

Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку!

Точка

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

А вот реальная история из жизни одного французского писателя с участием знаков препинания:

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

«Похвальное слово знакам препинания.»

Проект – презентация

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ

УЧЕНИК 4 «А» КЛАССА

ГИМНАЗИИ «ТАРАСОВКА»

ТАРАСОВ АНТОН

Руководитель проекта – Гришина Елена Константиновна

ОКТЯБРЬ 2015 года


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?

Знаки препинания:

  • помогают членить текст на предложения;
  • устанавливать связи и отношения между ними;
  • помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания

В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:

точка [ . ]

запятая [ , ]

точка с запятой [ ; ]

многоточие [ … ]

двоеточие [ : ]

вопросительный знак [ ? ]

восклицательный знак [ ! ]

тире [ - ]

скобки [ () ]

кавычки [ " « ]


ТОЧКА

  • Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.
  • Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного.
  • Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Например:

Утром следующего дня наше войско двинулось вперед .


ЗАПЯТАЯ

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Запятая «живет» внутри предложения.

Запятая ставится:

  • Для разделения однородных членов предложения:

а) если они не соединены союзами;

НАПРИМЕР : Комната Анны Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, корзинами.

б) если они связаны союзами А, НО, ДА (=НО);

НАПРИМЕР: И растет ребенок там не по дням, а по часам. Она говорила мало, но толково.

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами И – И, НИ – НИ, ДА – ДА, ИЛИ – ИЛИ, ЛИБО – ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО:

НАПРИМЕР : Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

  • Для выделения обращений:

НАПРИМЕР: Куда так, кумушка , бежишь ты без оглядки?


Восклицательный знак!

Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет!

Я - восклицательный знак. В России я появился в XVII веке и назывался тогда, знаете как? Удивительный знак. То есть знак удивления. И не был я таким грозным и всемогущим, как сейчас. Поначалу обслуживал всего лишь междометия, отвечал за несложные эмоции. Со временем я настолько окреп, что подчинил себе все части речи, особенно глагол: Не рассуждать! Молчать! Доложить! Иди учить уроки! Знай наших! Не дождётесь! Уволю!

Я самый яркий представитель пунктуации. Лечу от хандры, даю сильный эмоциональный заряд. Меня ставят в конце всех восклицательных предложений - повествовательных, вопросительных и побудительных.

Я горжусь тем, что многие крылатые выражения заканчиваются мной: Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Н. Некрасов); Россия, Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов).


Вопроси́тельный знак.

  • Вопроси́тельный знак (?) - знак препинания , ставится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

Например: Кто здесь сейчас разговаривал? Саша, ты сегодня придешь вечером?

  • Может сочетаться с восклицательным знаком для обозначения удивления (?!) (по правилам русской пунктуации первым пишется вопросительный знак).

Например: Неужели дельфины умеют смеяться?!


Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла .

Казнить,

Казнить нельзя, помиловать !

нельзя помиловать !


ЧЕПУХА!!!

Серьезное искажение смысла

предложения из-за неправильно

поставленных знаков препинания!

РАССКАЗ ПРО ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

Раздумья вопросительного знака

Живу я в зарослях загадок, готов задать сто тысяч вопросов: «Откуда? Кто? Куда? Зачем?» Ведь загадывать загадки я, друзья, большой мастак. Конечно, вы меня узнали -Вопросительный я знак. Я знак Вопроса, живу вместе со своими братьями и сестрами в области Пунктуации. Однажды между нами разгорелся спор. Заспорили мы, кто из нас всех важнее.

Всем известно, что я, точка, - самый маленький в мире знак, и хоть меньше не найти значка, я нужна не просто так. Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Вот для чего я всем нужна!

Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая.

А я Запятая - девица занятая, голова вся завитая, мне едва хватает дня, все чуть что, зовут меня. И я указываю на отношения между частями предложения.

Рассердилось Двоеточие:

Я не то, что прочие, я знак ужасно важный, взгляните на меня. Я даже двухэтажный и очень-очень важная персона - это я!

Тут как тут Кавычки-сестрички запели:

Это мы самые главные. Мы выделяем прямую речь и цитаты. Мы Кавычки-сестрички, так у нас уж повелось: вместе мы гуляем, праздники встречаем, очень-очень дружные, людям очень нужные.

- Нет, я самый главный, - сказал Дефис, - так как я разделяю слова на смысловые части.

Нет, позвольте же друзья, самый главный всё же я. Я не чёрточка, не минус, попрошу ни с кем не путать. Я Тире, нужно - буду тут как тут!

Это что ещё за штучки? - сказало Многоточие. - Мы важнее всех! И точки! Мы три сестрички-точки, если за руки возьмёмся, значит, нет конца у строчки.

Что за глупости, друзья, всех важнее - это я! Друзья мои, поверьте мне, я старший брат средь вас, примите восклицательный мой пламенный привет! Это не вы, а я самый главный и важный! Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Это меня ставят в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Я знак Восклицательный - просто замечательный!

Но вдруг прибежали Скобки и запищали:

- Как так случилось: неведомо как взял и пропал среди нас Вопросительный знак...

Все знаки при этом сразу затихли. И только Запятая громко плакала, приговаривая:

- «Куда же пропал Вопросительный знак?»

Ну и прекрасно! - сказал Восклицательный знак, - Рад от него я избавиться начисто, так как было ненужных вопросов количество! Надоело мне это излишество! Видеть его не желаю- и всё!

Правильно! – выкрикнули очень старательно Многоточие и Двоеточие. – Видеть! Его! Не желаем! И всё!!!

День, два в области Пунктуации не слышно вопросов, но хотя Восклицательный знак не мудрец и философ, трудно ему обойтись без вопросов. Хочет узнать он, где, скажем, Тире, хочет спросить, где любимые сестрички-Кавычки, только без знака Вопроса, однако, даже простой не поставишь вопрос. Хотел он узнать, скоро ль будет обед, только спросить-то возможности нет... И, неудобства большие изведав, понял знак Восклицательный в результате всего: где нет вопросов, там нет и ответов. И невозможно узнать ничего.




И т а к,

без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной и устной речью в целом , поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.


ВСЕМ УДАЧИ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Похвальное слово

знакам препинания»

проект по русскому языку МБОУ «Васильевская СШ» Тихонова Т. П.


Пунктуация

это раздел науки

о языке,

в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте

10 знаков препинания:

  • точка .
  • запятая ,
  • точка с запятой ;
  • двоеточие :
  • многоточие
  • вопросительный знак ?
  • восклицательный знак !
  • тире -
  • скобки ()
  • кавычки « »

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно

Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

в 1480-е годы появилась точка,

в 1520-е - запятая


У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка - вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить.

Точка помогает выде-лить на письме то,

что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.


В русском языке запятая

используется:

  • для разделения

(между частями сложного

предложения, при одно-

родных членах)

  • для выделения

(обращения )

Наиболее распространённым знаком препинания

в русском языке считается запятая.


От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Эдуард II


Разные вопросы

задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому?

Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак


Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

  • громко,
  • с волнением,
  • выражаем
  • удивление,
  • восхищение,
  • удовольствие,
  • гнев,
  • возмущение,
  • презрение,
  • радость,
  • гордость

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения –

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.


Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки... Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!

Знаки препинания

Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие... Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!

Елена Ковалёва


К знакам препинания надо относиться почтительно потому что,

они расставляют

акценты в тексте.

Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Помните,

что уважая пунктуацию,

мы всегда будем поняты правильно.