Искусство в судьбе человека

(По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)

Музыка тоже великая сила, дающая воз-

можность владеть сердцем толпы... Да, он

прозрел... он чувствует и людское горе, и

людскую радость, он прозрел и сумеет на-

помнить счастливым о несчастных...

(В. Г. Короленко)

“Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми

вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира”, - написал В. Г. Короленко в своей чудес-

ной поэтической повести “Слепой музыкант” о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий

гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что

такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.

Петрусь (так звали слепого) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым,

стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания

мира - красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим. Этот мужчина, в

свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую

ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на

то, чтобы кое-как опираться на палку”. Два разных начала - нежность и поэтичность матери и мужество старо-

го воина - помогли Петрусю узнавать мир.

Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия,

“тихо застонал и откинулся назад на траву”. Он был в глубоком обмороке.

Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно

передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечат-

ления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими

людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар.

На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после дол-

гих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь

каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном

пианино “бороться с куском украшенной вербы”. Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал

родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня

поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла и у себя такое же, она сумела заставить

мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета.

“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его сущест-

вование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.

Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже позна-

комился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эве-

лина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.

Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой

переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.

Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, зам-

кнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье

за счастье людей. Максим постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба - недо-

статочный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту, которой живет большинство лю-

дей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок, огражденный от резких сторон-

них влияний далекой жизни”.

И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и сам порой выезжает в

люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили “замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его

чрезвычайно обострился”. С другой - привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него

вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба

удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился нормальным.

Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и

тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И

твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему

испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому

голоду! ...“ - бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым

музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых

он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда исчез

из усадьбы”, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.

Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он

узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течении долгих

месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несом-

ненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “...несправедливо обиженный

судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром

проживу на свете, изувеченный старый солдат...”. Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом, в

котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и

“живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как

степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: “Подайте слепеньким... р-ради Христа”. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,

потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных...”.

Петрусь родился слепым в богатой семье. Он становится талантливым музыкантом. Ему помогает жить полноценно умение понять других, сострадать им. Он женится и у него рождается сын, который дает ему еще большую радость.

Главная мысль

Несмотря на физический недуг любой человек может иметь полноценную жизнь, если сумеет понять самого себя и научится сопереживать другим людям.

Краткое содержание Короленко Слепой музыкант читать

Семья Попельских жила на Юго-западе Украины. В их семье однажды рождается мальчик, который оказывается слепым. Сперва об этом подозревает мать ребенка. Врачи подтверждают страшный для семьи диагноз. Мальчика звали Петром. Его отец добрый человек, но его ничего в жизни не интересовало и не волновало, кроме ведения хозяйства. Дядя Петра – Максим Яценко имел более бойким нравом. Его характер с детства ярко проявлялся. Он даже уехал в Италию, вступил там в отряд гарибальдийцев. Его ждала нелегкая судьба. Во время сражения с австрийцами бедняга лишился ноги, получил многочисленные ранены. В результате всего этого он вынужденно вернулся домой и доживал свои дни в тихом смирении со своим положением.

Воспитание мальчика добровольно взял на себя дядя. Он имел свои принципы и считал, что излишняя нежность и заботливость навредят ребенку. Он часто встречал препятствия со стороны своей сестры – матери Петруся. Максим хочет сделать из мальчика борца за дело жизни.

Весной, во время прогулки на берегу озера бедный мальчик теряет сознание от обилия звуков и впечатлений. Задачей матери и дяди становится помочь ребенку осмыслить все звуки и впечатления.

Услышав однажды, как конюх Иохим играет на дудке, мальчик желает сам научиться. Мать учит его играть на фортепьяно. Мальчик учится играть на обоих инструментах. Дядя просит конюха научить мальчика пению народных песен.

Петруся лишен друзей. Он в один день знакомится с дочерью Яскульских, живущих в соседнем имении. Ин дружба с каждым годом только крепнет. Эвелина уверена в решении выйти замуж за Петра. Она сообщает ему о своем решении.
Однажды Петруся играет для собравшихся гостей. Все сулят парню известность.

Петр в один день осознаёт насколько он несчастен, что и представить не может реальность. Знакомство с подобным ему слепорожденным делает его злым и деспотичным. Он начинает мучить родных.

Он в один день втайне от родных отправляется с нищими в путешествие, узнает мир, сопереживает чужому несчастью. Развратившись совершенно другим человеком, Петр и Эвелина соединяются в узах брака. У них рождается сын. Зрячий сын окрыляет его. Он не забывает все это время друзей из поездки. Петр становится известным музыкантом. К выступлению присоединяются слепые нищие. Дядя понимает, что воспитал истинного человека. Он гордится Петром.

Картинка или рисунок Слепой музыкант

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Песнь о Нибелунгах

    В бургундской столице Вормс жили трое братьев-королей – Гунтер, Гернот и Гизельхер и их сестра – Кримхильда. Принцесса была такой красивой, что слава о ней распространилась по всей земле.

Владимир Галактионович Короленко

«Слепой музыкант»

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребёнок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течёт яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твёрдо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остаётся поговорить со звонарём. Оказывается, Егорий — тоже слепорождённый. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своём убеждении, что все слепорождённые злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалёку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идёт в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своём счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребёнок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживлённую мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

В достаточно богатой семье помещиков Попельских рождается слепой сын. Однако ни кто этого сразу не заметил, лишь спустя некоторое время мать обращает внимание на его странную реакцию. У него было странное выражение лица. Обратившись к специалистам, доктора выявили, что мальчик слепой.

Отец Петра был добрым человеком, заботился о хозяйстве, а остальное его не касалось. Максим Яценко, дядя Петра, обладал бойцовским характером. В свое время он лишился ноги и, вернувшись, домой, стал доживать свою жизнь в полном бездействии. Дядя принимает решение заняться воспитанием мальчика, поэтому он делает своей сестре, матери мальчика, замечание. По его мнению, не следует баловать мальчика и опекать его столь сильной материнской любовью.

С приходом весны, ребенку дают возможность послушать пробуждающие звуки природы, однако Петя не справляется с таким потоком эмоций и теряет сознание. Позже мама с дядей помогают ему распознавать звуки. Вскоре Петрусь познает звук дудочки, который он часто слышал на конюшне в исполнении Иохима. Матери это очень не нравится, в ней начинает просыпаться ревность. Потихоньку, мальчик осваивает удочку. Мать решает купить фортепьяно, но мальчик из-за грубой музыки снова чуть не теряет сознание. Мать решает в тайне обучиться у Иохима дудке и совсем скоро ей удается это сделать. Мальчик перенимает искусство у матери.

У мальчика не было никогда друзей, однажды, на прогулке он знакомится с девочкой Эвелиной. Девочка не просто красива собой, но и умна. Однако она не сразу понимает, что Петруся слепой, узнает она это уже после того, как от него убежала в испуге. Петруся хотел потрогать ее лицо, но полностью не осведомленная девочка о его проблеме, сбегает. Повзрослев, они становятся хорошими друзьями.

Вскоре, Эвелина понимает, что она любит Петра и принимает решение выйти за него замуж. Она сообщает ему эту новость. Слепой юноша успешно демонстрирует игру на фортепьяно, все им восхищаются. Первый раз в жизни, мальчик понимает, что он что-то может в этой жизни. Встреча со звонарем заставляет Петра задуматься о своем несчастье. Теперь он более злой, как Егорий, у него просыпается зависть к бедным слепцам, которые пытаются заработать себе на еду. Вскоре он отправляется в Киев с дядей Максимом, где планирует брать уроки у известного музыканта. Однако это был обман, на самом деле он отправился странствовать со слепцами. Домой он возвращается исцеленным.

Вскоре Петр женится на Эвелине и у них рождается абсолютно здоровый сын. Петр становится популярным музыкантом.

Сочинения

Размышления о прочитанном произведении (Короленко. Слепой музыкант) Размышления о прочитанном произведении

Ночью в одной богатой семье Юго-западного края родился мальчик. Ребенок очень сильно кричал, и его мать Анна Михайловна Попельская сразу почувствовала что-то неладное. Слова бабки о том, что все новорожденные плачут, мало ее успокоили.

Через несколько недель предчувствие беды подтвердилось. Анна Михайловна стала замечать, что ее новорожденный не реагирует на лучи света, что-то все время ищет ручками. Когда доктор внимательно осмотрел глаза мальчика, то констатировал, что ребенок родился слепым.

Мальчика назвали Петриком. Его отец был добрым помещиком, который мало говорил и целыми днями был занят делами. Вместе с Попельскими жил родной брат матери – Максим Яценко, который с молодых лет прослыл «опасным забиякой». Дядя Максим много повидал на своем веку, одно время даже примкнул к гарибальдийцам. После полученных ранений он доживал свои годы без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя стал все чаще присматриваться к своему племяннику, который тоже был инвалидом, только с рождения. Максим решил позаботиться о малыше, развить в нем сильные качества, хотя бы частично компенсировать его слепоту силой воли. Он посоветовал своей сестре не слишком опекать ребенка, а предоставить тому возможность развиваться свободно, как все дети.

Постепенно мальчик привыкал к окружающим звукам, а когда научился говорить, стал жадно расспрашивать маму и дядю обо всех предметах и животных. Петрика очень интересовало, как они выглядят?

Дядя Максим пришел к выводу, что слепота мальчика – не простая случайность, она дана ребенку для реализации необыкновенных способностей, в скором времени будет понятно каких.

Глава вторая

В пять лет Петрик уже достаточно хорошо ориентировался в своем доме. Со стороны сложно было даже предположить, что ребенок ничего не видит. Могло лишь показаться, что мальчик более сосредоточен, чем другие дети.

Как-то Петрик услышал звук свирели и долго был под впечатлением от этой мелодии. На народном инструменте играл конюх Иохим. После этого случая мальчик стал часто заходить на конюшню, чтобы послушать новые и такие приятные звуки.

Анна Михайловна стала ревновать сына к конюху. Она решила купить пианино и сыграла для Пети пьесу. Однако мальчик не воспринял сложное музыкальное произведение. Это сильно расстроило мать, но не сломило. Каждый вечер, когда мальчик засиживался у Иохима и наслаждался звучанием дудки, Анна Михайловна садилась за пианино и наигрывала простые, но красивые мелодии. Их слышали Иохим с Петриком и все чаще увлекались звучанием инструмента.

Однажды Петя пробрался в комнату, где стоял этот загадочный музыкальный инструмент, и начал его изучать.

Глава третья

Дядя Максим продолжал серьезно заниматься воспитанием Пети, что приносило свои плоды. В шестилетнем возрасте мальчик уже мог сам убрать в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. В этом свою помощь оказывал конюх Иохим. Однако друзей-ровесников у Петрика практически не было, хотя сельские ребята приходили к нему в гости. Им было забавно слушать истории слепого паныча.

Вскоре в имении, которое было расположено по соседству, поселилась чета Яскульских. Их девочка Эвелина была почти одних лет с Петей. Она большую часть времени проводила в уединении, вела себя здраво и рассудительно, как взрослая женщина.

Первое знакомство Эвелины с Петриком у реки получилось неудачным. Мальчик не любил, когда кто-то внезапно нарушал его одиночество, и прогнал Эвелину. Однако через несколько дней дети встретились вновь. На этот раз у них завязался разговор. Во время общения Петя стал ощупывать лицо Эвелины руками. Девочку это напугало. Она поняла, что ее новый знакомый ничего не видит.

На следующий день Эвелина сама пришла в гости к Петрику. С тех пор дети стали дружить и вместе заниматься под руководством дяди Максима.

Глава четвертая

В семье мальчика дружбе Петруся и Эвелины очень обрадовались. Здесь посчитали, что эта умная и нравственная девочка сможет хоть частично облегчить сложную жизнь инвалида.

Тем временем Петрик подрастал. Вскоре в его мировоззрении стали намечаться изменения, о которых дядя Максим раньше не догадывался. Теперь Яценко стал понимать, что далеко не полностью знает своего подопечного, особенно его богатый внутренний мир. Максим пытался как-то воспрепятствовать душевным исканиям и эмоциональным порывам подростка. Он считал, что инвалиду будет гораздо легче жить в удобном и понятном измерении. Но мать Пети поняла, что в ее ребенке будут все чаще раскрываться особенности слепого человека, о которых зрячие даже не догадываются. И с этому никак нельзя воспрепятствовать.

Однажды мальчик вбежал в комнату матери и рассказал сон, в котором отчетливо видел ее и дядю Максима.

Глава пятая

Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.

Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду. Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей. Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.

После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.

Глава шестая

Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать. Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет. Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.

Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе. Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню. Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.

Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.

Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.

Юноша вернулся домой только поздней осенью.

Глава седьмая

Эвелина с Петром поженились и ждали прибавления в семействе. Когда же у них родился сын, молодой отец испытал необыкновенную радость. Правда, первые дни он был очень взволнован. Петр ужасно боялся, что его ребенок родится слепым. Эта мысль постоянно мучила его, не давала покоя.

Когда же доктор внимательно осмотрел малыша и сообщил Петру, что его сын родился зрячим, наш герой на какое-то время как бы переместился в иную реальность. Он сказал матери и Максиму, что видел их, а также этот мир, такой прекрасный и неповторимый.

Эпилог

Прошло три года. Петр дебютировал на ярмарке «Контракты» в Киеве. Его сопровождала Эвелина, а дядя Максим был среди зрителей. В игре Петра он четко узнавал мотив песни слепцов и понял, что прожил свою жизнь не зря. Дядя был очень рад успеху племянника и постоянно повторял, что тот прозрел.

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребёнок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течёт яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твёрдо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остаётся поговорить со звонарём. Оказывается, Егорий - тоже слепорождённый. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своём убеждении, что все слепорождённые злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалёку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идёт в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своём счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребёнок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживлённую мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.