То, что время лёгких танков проходит, немецкие военные начали понимать в конце 1941 года. В полной мере это касалось и танка Pz.Kpfw.II . К тому времени его основными противниками стали средние танки с противоснарядной броней, для борьбы с которыми 20-мм автоматическая пушка была практически бесполезной. Летом 1942 года выпуск лёгких танков в Германии прекратился, но это отнюдь не означало смерти шасси Pz . Kpfw . II . Еще весной начались работы по созданию на базе этого танка лёгких самоходных артиллерийских установок. Одной из них стал истребитель танков, наиболее известный под названием Marder II .

Механизированная повозка для трофейной пушки

Появление истребителя танков на базе Pz.Kpfw.II отчасти было связано с богатыми трофеями, полученными вермахтом в первые месяцы кампании на Восточном фронте. Среди захваченной у Красной Армии матчасти оказалось и около тысячи 76-мм дивизионных орудий Ф-22. Немцы приняли их на вооружение под обозначением FK.296(R), также применялся индекс FK 36(R). В трофейном орудии новых владельцев привлекали, в первую очередь, высокие противотанковые характеристики. На тот момент это была самая мощная немецкая противотанковая пушка, успешно справлявшаяся с любыми танками.

Обратной стороной медали была высокая боевая масса Ф-22. В боевом положении она составляла 1620 килограмм, таскать такую тяжесть по пересеченной местности оказалось непростым занятием. Неудивительно, что первые предложения установить FK 36(R) на гусеничное шасси появились еще в августе 1941 года. Правда, тогда в качестве базы использовали шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.5.

Захваченные немцами летом 1941 года 76-мм дивизионные орудия Ф-22. Многие из них практически сразу стали использоваться немцами в качестве противотанковых пушек

К вопросу «механизации» FK 36(R) немцы вернулись в конце 1941 года. Тогда к необходимости повышения подвижности орудия на поле боя добавилась другая проблема. Немецкие легкие танки в условиях насыщения советских танковых частей танками Т-34 и КВ-1 оказались практически бесполезными. Особенно это касалось огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F). Между тем, в августе 1941 года начался выпуск уже второй серии огнеметного танка, получившей обозначение Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Крайне неоднозначные новости с Восточного фронта уже к началу декабря поставили под сомнение дальнейшие перспективы использования этих танков.

В результате Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B стали первыми танками семейства Pz.Kpfw.II, путь на фронт для которых оказался закрыт. Хотя производство машины продолжалось и в 1942 году, но еще 20 декабря 1941 года инспекция моторизованных войск (In 6) выдала заказ на «самоходный лафет» с использованием шасси La.S. 138 и трофейной советской пушки KF 36(R). В качестве подрядчика была выбрана фирма Alkett, к тому времени являвшаяся одним из ведущих разработчиков самоходных установок.


Один из первых образцов 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), весна 1942 года

Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), был подготовлен к 1 апреля 1942 года. Орудие, которое собирались ставить на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2, претерпело ряд изменений. Изучение конструкции трофейной пушки показало, что ее можно переделать под более мощный боеприпас. В результате появилась пушка, известная под обозначением 7,62 cm Pak 36(R). Первое такое орудие было готово еще в конце 1941 года. Ее зарядную камору немцы расточили под новую гильзу длиной 716 мм, идентичную той, что применялась в 75-мм противотанковом орудии Pak 40 (но с ней не совместимую). Значительное усиление заряда потребовало установки двухкамерного дульного тормоза, который, впрочем, получили не все орудия. Механизмы наведения переделанной пушки были концентрированы с левой части, что заметно упростило наводку. Появился телескопический прицел. Переделке подвергся и лафет, и орудийный щит. В результате на вооружении немецкой армии появилась самая мощная на тот момент противотанковая пушка.

Для упрощения производства орудийный щит Pak 36(R) частично использовался и на качающейся части 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Его несколько подрезали с боков и добавили бортовые листы для защиты расчета.


Обратная сторона плотной компоновки боевого отделения: чтобы произвести средний ремонт, требовался кран

С шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 пришлось немало повозиться. Основной проблемой стала, как ни странно, рациональная компоновка машины. Она была хороша для танка, но создавала трудности при разработке самоходной установки. Разместить орудие ближе к носовой части шасси не получилось, в результате получилась весьма нестандартная конструкция. Орудие создатели САУ сместили максимально к корме, полом боевого отделения стала надмоторная плита. Неудивительно, что боекомплект пушки составил всего 30 выстрелов.

Размещение орудия в корме машины предопределило большую высоту 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.) – она составила 2,6 метра. Чтобы защитить расчет орудия от пуль и осколков, пришлось делать высокую рубку, открытую сзади и сверху. Командир переместился на место радиста. Несмотря на все переделки и увеличение размеров машины, ее боевая масса даже уменьшилась и составила 11,8 тонн.


Малый размер боевого отделения заставлял делать такие ящики. Они встречались довольно часто

В марте 1942 года, не дожидаясь завершения постройки первого опытного образца, военные заключили с Alkett контракт на выпуск 150-ти 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Уже выпущенные 62 Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B отправились на переделку в истребители танков. Согласно первоначальным планам, первые 45 самоходных установок Alkett сдавал в апреле 1942 года, 75 в мае, а оставшиеся 30 – в июне. На практике в Шпандау сработали гораздо оперативнее – уже к 12 мая 1942 года все 150 машин были готовы.

К тому моменту их уже переименовали в Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Только за 1942 год новую самоходную установку переименовывали 4 раза, а в общей сложности ее название менялось 10 раз.


В данном случае вместо сеток боевое отделение сзади прикрыто листами металла

Отдельно стоит упомянуть вторую серию Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Дело в том, что далеко не все Pz.Kpfw.II (F) были потеряны безвозвратно. Около 60 огнеметных танков оказалось в ремонте. Возникла вполне логичная идея переделать в истребители танков и их. В качестве подрядчика была выбрана фирма Wegmann из Касселя. С ней заключили контракт на изготовление 60 комплектов рубок и переделку аналогичного числа шасси Pz.Kpfw.II (F), они же Pz.Kpfw.II Ausf.D1.

В отличие от Alkett, Wegmann работала не столь оперативно. Первые 13 машин переделали в июне 1942 года, 9 в июле, 15 в сентябре и 7 в октябре. Еще 4 машины переделали в мае 1943 года и 4 в июне. Таким образом, всего на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D1 были построены 52 самоходные установки, а общий выпуск истребителей танков с использованием шасси La.S.138 составил 202 штуки.


Сталинградская битва оказалась весьма «урожайной» в плане трофеев. Были среди них и Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36

В середине февраля был утвержден штат моторизованной батареи истребителей танков, в которую входило 9 САУ. На практике состав таких подразделений несколько отличался. 9 марта Верховное командование сухопутных войск (OKH) составило план поставок 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Дивизия «Великая Германия» и 1-я дивизия СС получали по 18 машин (2 батареи по 9 САУ), а 10-я, 16-я, 29-я и 60-я моторизованные дивизии, а также дивизия СС «Викинг», получали по батарее с 12-ю машинами в каждой. Первой 12 машин получила 16-я моторизованная дивизия. По состоянию на 28 июня в войсках находилось 133 Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Из этого числа 33 машины попали в 559-й, 611-й и 670-й батальоны истребителей танков (11, 12 и 10 машин соответственно). Еще 12 машин позже попали в 525-й батальон истребителей танков.


Трофейная самоходная установка на НИБТ Полигоне, лето 1943 года

Весьма специфичное шасси стало одной из причин неоднозначных отчетов о применении Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Первые же бои показали, что сама по себе идея с установкой 7,62 cm Pak 36(R) на самоходное шасси была правильной. Согласно отчетам, даже КВ-1 поражались на дистанции 1200–1400 метров. Правда, в частях жаловались на некоторые неполадки в работе орудий. Что же касается шасси, то тут ситуация была несколько иная. Самоходную установку признали слишком высокой, что делало ее удобной мишенью. Кроме того, в ряде частей посчитали экипаж из 4 человек недостаточным. Судя по отчетам и фотографиям, в некоторых подразделениях роли радиста и командира разделяли. При этом в боевом отделении для третьего номера расчета места было маловато, да и сидеть ему было негде.


Она же с левого борта

Маленький объем боевого отделения заставлял личный состав некоторых подразделений, например, 611-го батальона истребителей танков, делать в снаружи ящики для личных вещей. Довольно часто проблемы возникали и с надежностью шасси. Обслуживание машины превращалось в головную боль. Чтобы попасть в моторное отделение, требовалось снять пушку, а для демонтажа коробки передач приходилось разбирать едва ли не половину машины.


В советских документах машина проходила как «Самоходная установка 76 мм пушки на базе огнеметного танка М-1Ф»

Из 194-х Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36, выпущенных за 1942 год, к 20 апреля 1943 года в строю осталось 16 штук. Причиной столь высоких потерь стали, в том числе, успехи Красной Армии зимой 1942–43 годов. Немало Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36 оказалось захвачено под Сталинградом. Как минимум одна машина попала на НИБТ Полигон в Кубинке.

Судя по динамике наличия машин в составе частей, в 1943 году они нечасто использовались в боях. В конце 1943 года их число, за счет отремонтированных машин, выросло до 20 штук. К этому моменту эти САУ получили более известное обозначение Marder II, впервые использованное 29 ноября 1943 года. По состоянию на конец декабря 1944 года этих машин оставалось в строю 8 штук. 15 марта их числилось 6 штук, из них 4 в 58-й пехотной дивизии.

На более массовой платформе

Гораздо дольше, чем другие модификации Pz.Kpfw.II в производстве продержался Pz.Kpfw.II Ausf.F , представлявший собой возвращение к компоновке Pz.Kpfw.II Ausf.C. Эта машина, являвшаяся во многом вынужденной и, как казалось, временной мерой, умудрилась пережить несколько танков-преемников. Тем не менее, весной 1942 года стало окончательно ясно, что боевая эффективность этого легкого танка приближается к нулю. 13 мая 1942 года на совещании с участием Гитлера впервые озвучили идею делать на базе этого танка самоходную установку.

На сей раз в качестве вооружения предполагалось использовать 75-мм противотанковую пушку Pak 40. Разработанное Rheinmetall орудие несколько уступало 7,62 cm Pak 36(R) в бронепробитии, но при этом изначально создавалась как противотанковая пушка. Самое главное, что орудие не переделывалось из трофеев, а создавалось с нуля, так что проблем с его поставками не должно было быть. Впоследствии Pak 40 стала самой массовой немецкой противотанковой пушкой. Вместе с тем, она обладала схожими с 7,62 cm Pak 36(R) недостатками – боевой массой больше 1,5 тонн и дульным тормозом, при стрельбе поднимавшим облако пыли.


Опытный образец Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. Заводской двор Alkett, июнь 1942 года

18 мая OKH выдало задание на разработку истребителя танков с использованием базы Pz.Kpfw.II Ausf.F и 75-мм пушки Pak 40. За шасси отвечал MAN, за орудие – Rheinmetall-Borsig, а за разработку рубки – Alkett. При этом что фирма Alkett являлась дочерним предприятием Rheinmetall-Borsig. Срок для изготовления опытного образца определили довольно жесткий – 15 июня 1942 года, то есть меньше месяца. Alkett чуть опоздал: заводские испытания опытного образца начались 20 июня.


Эта же машина сзади

Концепция опытного образца, получившего обозначение Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, заметно отличалась от 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Отчасти это было связано с опытом, полученным при разработке предыдущей машины. Но также очевидно и благоприятное влияние на конструкцию более подходящей новой базы. Смещенные вправо двигатель и коробка передач позволили рациональнее скомпоновать боевое отделение. Качающаяся часть Pak 40 сместилась вперед, при этом осталось место и для командира (он же наводчик), и для заряжающего. Обязанности радиста возложили на механика-водителя. Разумеется, совмещение ролей было не самым идеальным решением, зато габариты машины оказались заметно меньше размеров предшественника. Ее высота составила 2,2 метра, всего на 5 сантиметров выше Pz.Kpfw.II Ausf.F.

Благодаря более грамотной компоновке и оригинальным техническим решениям боекомплект удалось увеличить до 37 выстрелов. Все они располагались в трех боеукладках, располагавшихся в корме, прямо над моторным отделением. Две из трех укладок крепились на петлях и при необходимости доступа к мотору или системе охлаждения могли откидываться. Такое решение не только позволило сэкономить место, но и облегчило заряжание.

Более рационально было выполнено и бронирование боевого отделения. Сектор наведения орудия по горизонтали оказался больше – 56 градусов против 50 градусов у 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). В целом можно сказать, что эта машина получилась лучшей легкой самоходной установкой из тех, что изготовлялись на не переделанной танковой базе.


Серийный образец 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, вид сверху. Видна ощутимая разница в компоновке боевого отделения

4 июня, за 2 недели до окончания работ по первому опытному образцу Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, было принято решение выпускать половину Pz.Kpfw.II Ausf.F в виде истребителей танков. 29 июня количество выпускаемых танков сократилось до четверти, а 11 июля от дальнейшего производства Pz.Kpfw.II отказались окончательно. Начиная с августа весь объем выпускаемых шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F уходил на производство самоходных установок.

Предполагалось, что силами FAMO и Ursus в период с июля 1942 по март 1943 года будет выпущено 463 САУ. Как это часто бывает, реальная картина несколько отличалась от планов. Вместо 30 машин в июле 1942 года было сдано всего 18 самоходных установок, но уже в августе выпуск вышел на планируемые объемы. Более того, в декабре 1942 было изготовлено 83 машины и 80 в январе 1943 года, что больше планируемого объема. Впрочем, в феврале выпуск сократился до 45 штук, а в марте и апреле истребители танков, называемые в то время 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, не выпускались вовсе.

Связано это было с тем, что Ursus и FAMO получили срочный заказ на выпуск 105-мм САУ, более известных как Wespe. Только в мае 1943 года выпуск 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II продолжился, заводы покинуло 46 машин. Последние 33 самоходные установки этого типа были сданы в июне 1943 года. Стало ясно, что сразу два типа САУ заводы одновременно выпускать не могут, поэтому FAMO и Ursus сконцентрировались на выпуске Wespe.


Небольшой размер боекомплекта заставлял возить дополнительные боеприпасы в обычных снарядных ящиках. Опасно, но другого варианта не было

Изготовлением 533 самоходных установок дело не ограничилось. Прекрасно понимая, что боевая ценность Pz.Kpfw.II близка к нулю, еще в начале декабря 1942 года на заводах MAN и Škoda началась переделка ранее выпущенных танков модификаций Ausf.c-C и Ausf.F. Эти машины довольно легко отличить по шасси. Даже если в качестве базы использовался Pz.Kpfw.II Ausf.F, переделанные машины можно определить по фальшивому смотровому прибору (на сделанных с нуля машинах его не было), а также иной конструкции ряда элементов рубки. Позже к переделке старых шасси присоединился завод FAMO. В общей сложности в самоходные установки переделали примерно 130 танков. Последние такие машины были выпущены в январе 1944 года.


7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, переделанный из Pz.Kpfw.II Ausf.F. Машину легко определить по фальшивому смотровому прибору

Помимо заводов, переделывали танки в самоходные установки и в частях. Наибольший интерес в данном случае представляет конверсия, произведенная силами 559-го батальона истребителей танков летом 1943 года. С 7 по 13 июня в батальон передали 10 Pz.Kpfw.II из состава 12-й танковой дивизии. Орудий на все машины не хватило, в результате появился интересный гибрид, известный как 5 cm Pak 38 auf Fg.St. Pz.Kpfw.II (Sf). На шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F взгромоздили противотанковую пушку Pak 38 вместе со штатным щитом, причем не просто качающуюся часть, а вместе с лафетом, но без станин и колес. Получившуюся конструкцию «обшили» спереди и с боков. Боезапас разместили в специальных ящиках на надмоторной плите. В целом машина получилась довольно неказистая, но это было все равно лучше, чем просто пушка и просто легкий танк по отдельности.

Позже 559-й батальон переименовали в 128-й батальон истребителей танков, он влился в состав 23-й танковой дивизии. Туда же попала и эта уникальная самоходная установка.


5 cm Pak 38 auf Fg.St. Pz.Kpfw.II, построенная в 559-м батальоне истребителей танков

Первые 9 Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 оказались в составе 3-й танковой дивизии. Случилось это в августе 1942 года, тогда же еще 9 машин оказались и в 24-й танковой дивизии. Массовые поставки в войска начались уже в сентябре. Более маневренные и надежные, эти самоходные установки шли, по большей части, в танковые дивизии. Распределение шло неравномерно: 5-я танковая дивизия получила всего 4 машины, 17-я – 6, 20-я – 13, а рекордсменом оказалась 4-я, куда пришло аж 27 таких САУ. В последнем случае это была попытка хоть как-то заткнуть дыру в матчасти: на тот момент в составе 4-й танковой дивизии не было ни одного Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями KwK 40. Поступали истребители танков данного типа и в части СС, и в пехотные дивизии, и в батальоны истребителей танков.


Трофейный 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, НИБТ Полигон, лето 1943 года

Боевую машину пехоты «Мардер» создавала в период 1966-1969-х годов немецкая компания «Rheinmetall AG», а в роли заказчика выступал бундесвер. Первые образцы БМП «Мардер-1» поставили на вооружение в немецкую армию в конце 1970-го года. До полного завершения производственных работ в 1975 году, выпустили немногим более двух тысяч единиц. На тот период БМП «Marder-1»считали самой эффективной боевой машиной пехоты в Западной Европе. БМП обладала неплохой бронезащитой и высокой скоростью движения по пересеченным местностям, что позволяло ей вести взаимодействие с Леопардами-1 и 2.

БМП «Мардер-1»

Материал корпусов «Мардер-1» — это листовая бронесталь. Отсек управления с рабочим местом для механика-водителя находится слева от носовой части, а справа — моторно-трансмиссионный отсек. Сзади водителя может находиться один боец. Кормовая часть — десантный отсек, вход в который через аппарели с гидроприводом.

Вверху корпуса по центру находится башня с круговым вращением на электромеханическом приводе. Там же места командира и наводчика-оператора. В десантном отделении имеются перископы и амбразуры для ведения огня стрелковым оружием. Сверху башни 20-мм автоматическая пушка на лафете и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

БМП имеет четырехтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель от «Даймлер-Бенца», мощностью 600 л. с. и турбонаддув. Боевой и десантный отсеки оснащены тремя топливными баками с общим объемом более 650 литров. Этого хватит более чем на 600 км при движении по высококачественным немецким автобанам. Гидромеханическую трансмиссию «Ренк» установили впереди двигателя. Она обладает гидродинамическим трансформатором и гидростатическим редуктором, смонтированными в единый блок.

Планетарная коробка передач и гидротрансформатор на входе имеют реверсный механизм. Гидротрансформатор уменьшает нагрузку на трансмиссионных деталях и узлах, однако не обладает высоким КПД. Из-за его дополнительного тепловыделения и снижения запаса хода, он включается только при трогании с места, движении по бездорожью и при переключении передач, остальные режимы блокируются. КПП обеспечиваются четырьмя передачами вперед-назад, переключения совершаются с помощью электрогидравлического привода.

БМП «Мардер-1» имеет различные модификации:

  • «Мардер-1A2», имеющий тепловизионные системы наблюдения, систему стабилизации орудия по двум плоскостям, усовершенствованные баки и систему охлаждения мотора;
  • «Мардер-1A3» с усилением бронезащиты;
  • «Мардер-1A5» с усилением защиты от поражения при минных разрывах.

Также существуют и промежуточные модификации, отличающихся преимущественно своим радиооборудованием.

В 2009-2010 года бундесвером были задействованы некоторые «Мардеры» в боевых действиях на территории Афганистана.

БМП «Мардер-2»

В 1985-ом году германским министерством обороны было объявлено среди программ имеющих приоритетные направления о разработке боевой машины пехоты нового образца — «Mардер-2». Необходимость в боевых машинах оценили тогда в 2,5 тысяч единиц. В 1988-ом году компанией Krauss-Maffei был получен заказ, подтвержденный контрактом по разработке нового образца. В начале осени, в 1991-ом году прошла демонстрация первых прототипов БМП с наименованием «Mардер-2».

Машину многое отличало от предыдущего варианта. Механик-водитель располагался теперь справа в передней части, а командир БМП с наводчиком-оператором расположились в сравнительно вместительной башне с той же конструкцией, первый с правой стороны от орудия, а второй — с левой. Десантный отсек вместил в себя семь военнослужащих с полным боевым снаряжением.

Двери с шарнирными петлями расположены практически на машинной оси, вследствие этого, двери мешали десанту спешиваться и возвращаться по местам. Верх корпуса над десантным отсеком был оборудован дополнительными люками, позволявшими личному составу десанта вести огонь стрелковым оружием, не оставляя машину.

Масса машины достигает 42 тонн, а это уже соответствие массе многих основных танков. «Мардер-2» оснастили дизелем компании MTU с мощностью почти 1000 л.с. Двигатель с гидромеханической трансмиссией, располагает гидрокинетическими передачами, коробкой передач планетарного типа, сумматорами и механизмом поворотов. Все это является единым блоком, постоянно контролируемым и регулируемым компьютерной системой.

В ходовой части БПМ имеется шесть пар колес с двойными обрезиненными опорными катками, и поддерживающими роликами, и ведущие колеса, расположенные впереди, а также направляюще колеса, расположенные сзади и резинометаллические гусеницы. Подвеска оборудована торсионными валами.

На «Mардерах-2» установлены противопожарные и противовзрывные системы, а также фильтровентиляционные установки, обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности экипажу в случаях использования противником ОМП.

На «Мардерах-2» установлены автоматические пушки Rh503 Mk35/50. Орудие укомплектовано стволами в количестве двух единиц, калибров 35 и 50 мм, быстро заменяемыми при особой надобности. В сравнении с «Мардером-1» на втором была значительно усилена огневая мощь. Вся механика, связанная с автоматикой орудия, оснащена электрическими приводами. Энергия пороховых газов применяется только для стрельбы снарядами.

Огонь пушкой мог вестись как в одиночном режиме, так и очередью. Боевая скорострельность регулировалась в пределах от 150 до 400 выстрелов в минуту. Заряжалась пушка с обеих сторон. Стрельбы велись с помощью специально разработанных унитарных боеприпасов. Это стабилизирующиеся в полете подкалиберные трассирующие и осколочно-фугасные снаряды.

Дополнительным вооружением в боевой машине пехоты «Мардер-2» является:

  • Пусковая установка ПТУР противотанковых управляемых ракет (ПТУР «Милан»);
  • Пулемет с калибром 7.62 мм;
  • Дымовые гранатометы численностью десять единиц.

Чтобы успешно противостоять противнику с сильно бронированной боевой техникой, на «Мардерах-2» специально был установлен ПТРК третьего поколения PARS-3MR. Противотанковые ракеты указанного комплекса обладают лазерной системой наведения с тандемной кумулятивной боевой частью.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Самоходная установка создана в конце 1941 года с целью усиления противотанковой обороны немецких войск. В качестве базы использовано шасси устаревшего немецкого танка Т-II с опорными катками среднего диаметра и с подвеской с листовыми рессорами. В средней части танка установлена бронированная боевая рубка, открытая сверху и сзади. В рубке устанавливались 75-мм или 50-мм противотанковые пушки или модифицированные трофейные советские 76,2-мм пушки. Компоновочная схема танка при этом оставалась неизменной: силовая установка располагалась сзади, силовая передача и ведущие колеса - спереди. Самоходные противотанковые орудия "Мардер" II с 1942 года использовались в истребительно-противотанковых дивизионах пехотных дивизий. Для своего времени они были мощным противотанковым средством, однако их бронирование было недостаточным, а высота - слишком большой.

Германский "Waffenamt" выдал задание на разработку самоходных противотанковых пушек серии "Мардер" в конце 1941 г. Требовалось срочно улучшить мобильность противотанковых орудий путем установки их на любые пригодные шасси с связи с широким использованием Красной Армией танков Т-34 и КВ. Данный вариант рассматривался в качестве промежуточного решения, в дальнейшем планировалось принятие на вооружение более эффективных истребительных танков.

7,62 см Рак (R) AUF PZ. KPFW. II Ausf.D "MARDER" II -
76,2-мм противотанковая САУ Рак36(r) на шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf.D/E "Мардер"II;
истребитель танков на шасси танка Pz.Kpfw. II Ausf. D/E, вооруженный трофейной советской 76,2-мм пушкой Ф-22.

20 декабря 1941 г. фирме "Алкетт" было поручено установить трофейную советскую 76,2-мм пушку Ф-22 образца 1936 г. конструкции В.Г. Грабина на шасси танка Pz. Kpfw. II Ausf.D.

Дело в том, что советские конструкторы во главе с В.Г.Грабиным еще в середине 30-х г. считали необходимым отказаться от боеприпасов к пушке образца 1902/30 гг., и перейти на другую баллистику, с более мощным зарядом. Но артиллерийские начальники РККА смотрели на отказ от баллистики "трехдюймовки" как на святотатство. Поэтому Ф-22 была спроектирована под выстрел образца 1902/30 гг. Но ствол и казенник были спроектированы так, чтобы в случае необходимости можно было просто расточить зарядную камору и быстро перейти на выстрелы с большей гильзой и большим зарядом, повысив тем самым начальную скорость снаряда и мощность пушки. Была предусмотрена и возможность установки дульного тормоза для поглощения части энергии отката.

Sd.Kfz.132 "Marder" II Ausf.D/E (Sf)
"Panzer Selbstfahrlafette" 1 für 7,62 cm Рак 36(r) auf "Panzerkampfwagen" II Ausf.D1 und D2

Немцы должным образом оценили заложенные в конструкции возможности. Зарядная камора пушки была расточена под гильзу большего размера, на ствол установлен дульный тормоз. В результате начальная скорость бронебойного снаряда возросла и достигла почти 750 м/с. Пушка могла бороться не только с Т-34, но и с тяжелыми КВ.

Фирма "Алкетт" успешно справилась с установкой советской пушки в боевом отделении Pz.Kpfw.II Ausf.D. Корпус, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть базового танка остались без изменений. Внутри неподвижной боевой рубки с низкими бортами, смонтированной на крыше корпуса танка, ближе к корме установлена 76,2-мм пушка, закрытая П-образным щитом.

Огромное количество пушек Ф-22 немцы захватили в исправном состоянии летом 1941 г. Снаряд 75-мм немецкой пушки пробивал при угле встречи 90 градусов броню толщиной 116-мм с дистанции в 1000 м. Советские трофейные пушки были доработаны фирмой "Рейнмателл-Борзинг" под использование боеприпасов к пушке РаК40. Снаряды, выпущенные из модернизированных орудий Ф-22 пробивали с дистанции 1000 м броню толщиной 108-мм при угле встречи 90 градусов. Самоходные противотанковые установки оснащались телескопическими прицелами ZF3x8.

Истребители танков "Мардер" II с пушкой Ф-22,начали поступать на вооружение истребительно-противотанковых дивизионов танковых и моторизованных дивизий в начале лета 1942 г. Первой "Мардеры" получила моторизованная дивизия "Великая Германия". Применялись на фронтах до конца 1943 года, когда им на смену пришли более удачные истребители танков на шасси танка Pz.Kpfw.38(t).

Заказ на переоборудование 150 машин был выполнен к 12 мая 1942 г. Дополнительно 51 истребитель танков был переоборудован из возвращенных для ремонта танков Pz.Kpfw.II "Flamm". Всего на предприятиях концернов "Alkett" и "Wegmann" из танков Pz.Kpfw. II Ausf.D и Pz.Kpfw.II "Ramm" был переоборудован 201 истребитель танков "Мардер" II.

7,5 см Рак40 AUF PZ.KPFW.II A-F, "MARDER" II (sd.kfz.131) -
75-мм противотанковая САУ "Мардер" II на шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf.F;
истребитель танков на шасси танков Pz.Kpfw.II Ausf. A-F, вооруженный 75-мм противотанковой пушкой Рак40.

13 мая 1942 г. на совещании в Управлении вооружений вермахта был рассмотрен вопрос о целесообразности дальнейшего производства танков Pz.Kpfw.II Ausf.F с темпом около 50 машин в месяц или перехода на выпуск 75-мм противотанковой САУ на шасси этих танков. Было принято решение снизить выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.F и запустить в серию истребитель танков на его шасси, оснащенный 75-мм противотанковой пушкой Рак40, имевшей высокие характеристики и успешно боровшейся с советскими танками средними Т-34 и даже с тяжелыми КВ.

Sd.Kfz.131 "Marder" II Ausf.A/B/C/F(Sf)
7,5cm Рак 40/2 auf "Fahrgestell Panzerkampfwagen" II (Sf) Ausf.A/B/C/F

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались без изменений по сравнению с базовой машиной. Простой формы прямоугольная рубка, открытая сверху и сзади, располагалась в средней части корпуса. Пушка смещена вперед.

"Мардер" II с 75-мм Pak40 пушкой, начали поступать в танковые и моторизованные дивизии вермахта и СС с июля 1942 года.

Самоходные установки серии "Мардер" базировались на хорошо освоенных в производстве и эксплуатации шасси устаревших танков или на шасси трофейных французских танков. Как уже указывалось выше, вооружались самоходки или германскими орудиями "Рейнметалл-Борзинг" 75 mm РаК40, или трофейными советскими 76,2-мм дивизионными орудиями Ф-22 образца 1936 г.

Идеология разработки самоходной противотанковой установки базировалась на максимально возможном использовании существующих узлов и агрегатов. С апреля 1942 года по май 1944 года промышленность выпустила 2812 самоходок. Первый вариант самоходки серии "Мардер" получил обозначение "Marder" II Sd.Kfz.132.

Машины серии "Мардер" сложно отнести к конструкторским удачам. Все самоходки имели очень высокий профиль, облегчавший их обнаружение на поле боя, экипаж не был в должной мере защищен броней даже от обстрела пулями винтовочного калибра. Открытое сверху боевое отделение создавало расчету самоходной пушки большие неудобства в непогоду. Тем не менее, несмотря на очевидные недостатки, самоходки успешно справлялись с поставленными перед ними задачами.

Самоходные противотанковые пушки серии "Мардер" находились на вооружении танковых, панцергренадерских и пехотных дивизий, чаще всего - на вооружении дивизионных батальонов истребителей танков, "Panzerjager Abteilung".

Всего в 1942-1943 годах заводами концернов "FAMO", "MAN" и "Daimler-Benz" были изготовлены 576 истребителей танков "Мардер" II и еще 75 переоборудованы из ранее выпущенных танков Pz.Kpfw.II . К исходу марта 1945 года в частях вермахта имелась 301 установка "Мардер" II с 75-мм пушкой Рак40.

Тактико-технические характеристики САУ семейства "Marder"

Модель
Войсковой индекс
Производитель
Шасси

PzKpfw I
ausf.В

Боевой вес, кг
Экипаж,чел
Скорость, км/ч
- по шоссе
- по проселку
Запас хода, км
- на шоссе
- на местности
Емкость бензобака, л
Длина, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Клиренс, мм
Ширина гусеницы, мм
Двигатель

"Maybach" NL38 TKRM

Мощность, л.с.
Частота, об/мин
Орудие, тип
Калибр, мм
Длина ствола, кал,
Нач. скорость снаряда, м/с
- бронебойного
- подкалиберного
Боекомплект, выстр.
Пулеметы, кол-во х тип
Калибр, мм
Боекомплект, патронов

Модель
Войсковой индекс
Производитель
Шасси

PzKpfw II
ausf.F

PzKpfw II
ausf.E

Боевой вес, кг
Экипаж,чел
Скорость, км/ч
- по шоссе
- по проселку
Запас хода, км
- на шоссе
- на местности
Емкость бензобака, л
Длина, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Клиренс, мм
Ширина гусеницы, мм
Двигатель

"Maybach" HL62TRM

"Maybach" HL62TRM

Мощность, л.с.
Частота, об/мин
Орудие, тип
Калибр, мм
Длина ствола, кал,
Нач. скорость снаряда, м/с
- бронебойного
- подкалиберного
Боекомплект, выстр.
Пулеметы, кол-во х тип
Калибр, мм
Боекомплект, патронов

* - Приводится длина ствола с учетом дульного тормоза. Реально ствол длиной 43 калибра

Модель
Войсковой индекс
Производитель

Острая нехватка танков вынудила Германию первой в мире развернуть массовое производство самоходных орудий. Неудивительно, если учесть, что САУ дешевле и проще в изготовлении, чем танки. Особая практичность немцев заключалась в том, что базой для их противотанковых самоходок служили устаревшие или трофейные образцы бронетехники, которые в большом количестве достались им во время кампаний 1939-1940 годов. Для оснащения пехотных дивизий еще в 1939-1940 году были созданы штурмовые САУ StuG III, противотанковые САУ PzJag I и САУ sIG 33. При этом самоходка StuG III была, безусловно, лучшей, но в виду того, что она изготавливалась на базе одного из основных танков, получать ее в достаточных количествах на начальных этапах войны вермахт не мог.

Другое дело Panzerjager-I и САУ sIG 33, которые были созданы на базе устаревшего танка PzKpfw I. К началу операции «Барбаросса» данный танк уже был снят с производства, и выпуск ПТ-САУ Panzerjager-I с 47-мм чешской противотанковой пушкой можно было увеличить, однако бои на Восточном фронте в скором времени выявили слабость этого орудия, как, впрочем, и 37-мм немецких противотанковых пушек. Именно поэтому в спешном порядке было принято решение об использовании большого количества трофейных советских пушек Ф-22 и чешских орудий калибра 76,2 мм. С танков PzKpfw II Ausf D и Ausf Е демонтировались башни с их слабыми 20-мм орудиями, на их место приваривались бронерубки коробчатой конструкции с лобовой броней до 30 мм и устанавливались 76,2-мм пушки, получившие в Германии маркировку PaK 36(r) или PaK 36(t) (r – русская, t – чешская). Всего было собрано 200 единиц САУ, получивших обозначение LaS 762.


Наконец в 1942 году в Германии была создана очень удачная 75-мм длинноствольная противотанковая пушка PaK 40. Из-за своего чрезмерного веса она была маломаневренной и не очень подходила пехотным подразделениям, тогда как для установки на шасси легких танков это было то, что надо. Так на свет появилось целое семейство противотанковых самоходок Marder (в переводе с немецкого Куница).

Первоначально орудие устанавливалось на шасси трофейного французского полубронированного тягача «Лорейн» или танка H 35 фирмы «Гочкис». Такая модификация носила название Marder I, всего их было произведено 170 штук. Следующей модификацией Marder II стала самоходка на базе легкого танка PzKpfw II (общий выпуск 651 единица). Базой для версии Marder III стал чешский танк Pz 38(t). На первоначальном этапе производства почти все машины вооружались трофейной советской пушкой Ф-22, но затем ее заменяли на орудие PaK 40. Модификация Marder III стала самой массовой. Представлена была двумя вариантами: САУ Marder III Ausf Н с боевым отделением, расположенным посередине корпуса и САУ Marder III Ausf M с задним расположением бронерубки. Всего было выпущено 1392 единицы (417 и 975 соответственно). Выпуск их продолжался фирмой BMM (бывшая ЧКД) до апреля 1944 года.

Наиболее активно данные истребители танков использовались во время операции «Цитадель», а также в 1944-1945 году на южном фасе Восточного фронта, особенно во время боев в Венгрии и Чехословакии, в этих боях САУ Marder III проявила себя достаточно хорошо. Она, подобно советской САУ СУ-76, являлась примером удачного использования шасси устаревшего легкого танка. При этом немецкая ПТ-САУ превосходила СУ-76 по бронезащите и эффективности противотанкового орудия.

Marder I

САУ Marder I (Sd.Kfz.135) появилась на свет в результате адаптации трофейных шасси французских танков и тягачей под монтаж противотанкового орудия РаК 40. Противотанковая пушка ставилась на шасси танков FSM-36 и H 35 «Гочкис», а также на базу бронированного тягача «Лорейн» 37L, которые были захвачены немцами в 1940 году. Ходовая часть и силовые установки были идентичны аналогичным элементам французских танков и тягачей. Надстройку САУ разрабатывали специалисты компаний Becker и Baukommando совместно с берлинской фирмой Алкетт, которая занималась производством первого истребителя танков Panzerjager-I.

25 мая 1942 года вермахт заказал партию из 170 самоходок Marder I, вооруженных противотанковыми пушками РаК40 с длиной ствола 46 калибров, боекомплект орудия составлял 40 снарядов. Помимо пушки, САУ вооружались пулеметом калибра 7,92 мм, из которого можно было вести стрельбу по воздушным целям. Так как 75-мм орудий не хватало, часть самоходок пришлось вооружить более слабыми 50-мм орудиями РаК38 L/60. Орудие монтировалось в открытой сверху боевой рубке. Толщина ее стенок составляла от 5 до 12 мм. В боевом отделении были расположены места командира САУ и наводчика орудия, также здесь размещался радист, который выполнял функции заряжающего. Экипаж машины, включая механика-водителя, состоял из 4 человек.


Основным вооружением САУ, как и всей серии, была противотанковая пушка РаК40 L/46. Затвор орудия был полуавтоматическим. Производством пушки занималась компания «Рейнметалл-Борзинг» из Дюссельдорфа. Эффективная скорострельность орудия составляла 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы – 8,1 км, ресурс ствола – 6 000 выстрелов. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости без поворота орудия составляли +-32 градуса. Наведения пушки осуществлялось вручную. Боекомплект состоял из унитарных выстрелов.

Помимо пушки, САУ вооружалась пулеметом MG-34 или MG-42 калибра 7,92 мм, который хранился внутри боевого отделения. При необходимости он устанавливался в специальное гнездо на стенке рубки. Боекомплект пулемета составлял 600 патронов. Помимо этого, члены экипажа были вооружены пистолетами Вальтер Р-38 или Люггер Р-08, а также одним пистолетом-пулеметом МР-38 или МР-40 (боекомплект 192 или 102 патрона).

Первая партия САУ (104 самоходки) была изготовлена в июле, в августе была готова вторая партия из 66 машин. Первые ПТ-САУ были отправлены в срочном порядке на Восточный фронт, однако большая часть САУ Marder I была сосредоточена на территории Франции, что отражало немецкую концепцию использования трофейной техники. В вермахте небезосновательно считали, что чинить и эксплуатировать машину будет проще в стране-производителе. Большинство этих самоходок были уничтожены во время боев в Нормандии летом 1944 года.

Технические характеристики:
Масса: 8,2 т.
Экипаж: 4-5 чел.
Броня: 5-12 мм.

Габаритные размеры:
Длина: 5,38м., ширина: 1,88м., высота: 2,00 м.
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/1 L/46, 7,92–мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снарядов, 600 патронов
Двигателя: 6-цилиндровый DelaHaye 103TT 70 л.с.
Скорость по шоссе: 34-38 км/ч
Запас хода: по шоссе - 135-150 км, по пересеченной местности - 90 км.

Marder II

Легкий танк PzKpfw II, который был принят на вооружение вермахта в 1935 году, так же как и танк PzKpfw I, к моменту вторжения в СССР практически исчерпал свой потенциал. Первоначально его планировалось использовать в роли учебной машины, однако из-за нехватки бронетехники он вполне эффективно использовался с 1939 по 1942 годы, даже несмотря на слабое вооружение – 20-мм автоматическую пушку. В конце концов, когда стало окончательно ясно, что танк исчерпал все свои боевые возможности, на его шасси было решено развернуть производство ПТ-САУ. В результате скрещивания шасси «двойки» и противотанковой пушки Pak 40 на свет появилась новая ПТ-САУ Marder II (SdKfz 131).

Колонна Marder II проходит по советской деревне


Истребитель танков Marder II производился до 1944 года, всего была построена 651 самоходка. Данный истребитель танков зарекомендовал себя как достаточно успешная боевая машина, несмотря на свои небольшие размеры, он обладал хорошей проходимостью, а его орудие спокойно пробивало практически все танки союзников, за исключением тяжелых машин, таких как ИС-2. Боекомплект САУ состоял из 37 снарядов, которые хранились на крышке силового отделения, а также 600 патронов к пулемету MG 34 или MG 42.

Большая часть данных истребителей танков участвовала в боях на Восточном фронте. В 1944 году производство этих машин было прекращено, а экипажи в связи с нехваткой личного состава были сокращены с 4 до 3 человек. К концу войны некоторые самоходки, действовавшие на Восточном фронте, оснащались инфракрасным прожектором, который позволял вести боевые действия в ночное время.

Технические характеристики:
Масса: 10,8 т.
Экипаж: 3-4 чел.
Габаритные размеры:
Длина: 4.81 м., ширина: 2.28 м., высота: 2.20 м.
Броня: 5-35 мм.
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/2 L/46, 7.92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 37 снарядов, 600 патронов.
Двигатель: 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» мощностью 140 л. с.
Максимальная скорость: по шоссе – 40 км/ч
Запас хода: по шоссе – 190 км.

Marder III

Данная машина стала самой массовой из «Куниц» и производилась в двух основных модификациях - Ausf.Н и Ausf.М, которые собирались на шасси танков Pz 38(t) моделей Н и М соответственно. Обе самоходки вооружались противотанковой пушкой РаК40/3 L/46. Экипаж состоял из 4 человек. На ПТ-САУ Ausf. Н (Heckmotor – задний двигатель) боевое отделение было расположено в средней части корпуса, у машин Ausf.М (Mitte – двигатель в середине) боевое отделение находилось в кормовой части корпуса.

Marder III Ausf.Н


Боекомплект самоходок Ausf.Н составлял 38 снарядов, в версии Ausf.М – всего 27. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости составляли +-30 градусов у версии Ausf. Н и +-21 градус у версии Ausf.М. Оба варианта в качестве вспомогательного вооружения использовали пулеметы MG-34 или MG-42. Толщина брони Marder III в версии H составляла от 8 до 50 мм, версии М от 10 до 25 мм. Противотанковая самоходка версии Ausf.М в ведомственном классификаторе имела индекс Sd.Kfz.139 была последней в серии «Мардеров».

В ходе эксплуатации данной модели быстро выяснилось, что среднее расположение бронерубки является не самым удобным решением. Именно так на свет и появилась версия Marder III Ausf.M, в которой двигатель был расположен в средней части корпуса, а открытая сверху и сзади бронерубка перекочевала в корму машины. В ходе этой модернизации удалось лучше защитить экипаж от пуль и осколков, а также повысить удобство его работы.

С ноября 1942 года по апрель 1943 года заводские цеха «ВММ» покинули 243 самоходки Marder III Ausf.Н, позднее еще 175 таких машин были переоборудованы из танков до конца 1943 года. Самоходок в варианте Ausf.М было произведено значительно больше. С апреля 1943 года по май 1944 предприятия «ВММ» выпустили 975 таких истребителей танков. Данные ПТ-САУ состояли на вооружении частей вермахта, а также дивизий СС, в том числе «Лейбштандарт Адольф Гитлер», а также люфтваффе - дивизия «Герман Геринг». Противотанковые самоходки Marder III успели повоевать на всех фронтах Второй мировой войны, использовались немцами в Тунисе и Италии, на Восточном и Западном фронте. Данные самоходки начали поступать в войска со второй половины 1942 года. По данным, на 1 февраля 1945 года в строю оставалось еще около 350 данных истребителей танков.

Marder III Ausf.M


Технические характеристики:
Масса 10,8 т. (Ausf.Н) 10,5 т. (Ausf.М)
Экипаж: 4 чел.
Габаритные размеры:
длина: 5,77 м. (Ausf.Н) 4,95 м. (Ausf.М), ширина: 2,16 м. (Ausf.Н) 2,15м. (Ausf.М), высота: 2,51 м. (Ausf.Н) 2,48 м. (Ausf.М).
Броня: 8-50 мм. (Ausf.Н), 10-25 мм. (Ausf.М)
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/3 L/46, 7.92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 38 снарядов (Ausf.Н), 27 снаярдов (Ausf.М), 1200 патронов
Двигатель 6-цилиндровый Praga EPA/2 140 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/ч (Ausf.Н), 42 км/ч (Ausf.М)
Запас хода: по шоссе – 240 км. (Ausf.Н), 185 км. (Ausf.М)