МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА

(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от августа 2017 года протокол №

Председатель _______ Сухачев Ю.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

уровень образования (класс) 6 класс (по ФГОС)

количество часов205 часов

Учитель Гюльмамедова Наталья Витальевна

Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений

2017-2018

Аннотация к рабочей программе учебного курса «Русский язык» 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования /под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2014, учебника «Русский язык:6 класс:учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. - М.: Вентана - Граф 2014г

В соответствии с учебным планом МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на изучение русского языка в 6 классе отводится 6 часов. Согласно календарному графику и расписанию на 2017-2018 учебный год- 205 часов.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» 6 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка

Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

На конец обучения в результате освоения учебного курса «Русский язык» в 6 классе

ученик научится:

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

По лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться

разными видами словарей;

По морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный

разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые

слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

По морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить

морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

По синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным,

местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с

причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

По орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непро-

веряемыми написаниями;

По пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;

правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуа-

ционные ошибки;

По связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные

группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи

Речь и речевое общение

Использовать различные виды диалога

Ученик получит возможность научиться:

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

Различным видам аудирования.

Понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения.

Понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

Понимать содержание прочитанных текстов.

Использовать практические умения видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

Выпускник получит возможность научиться:

Понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;

Извлекать информацию по заданной проблеме,высказывать собственную точку зрения. .Говорение

Выпускник научится:

Создавать устные монологические и диалогические высказывания.

Обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

Извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему.;

Соблюдать основные нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

Создавать высказывания различных типов и жанров.

Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

Анализировать и оценивать речевые высказывания.

Письмо

Выпускник научится:

Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности.

Излагать содержание прослушанного или прочитанного текста.

Соблюдать в практике письма основные нормы языка

Выпускник получит возможность научиться:

Писать рецензии, рефераты;

Составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

Писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,

Текст

Выпускник научится:

Анализировать и характеризовать тексты различных типов речи,

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание.

Создавать и редактировать собственные тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

Создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

Различать и анализировать тексты разных жанров,

Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания.;

Исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

Выступать перед аудиторией сверстников.

Выпускник получит возможность научиться:

Различать и анализировать тексты.;

Создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;

Анализировать образцы публичной речи.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

Характеризовать основные социальные функции русского языка.

Определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка,;

Оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

Характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

Проводить фонетический анализ слова;

Соблюдать основные орфоэпические правила языка;

Выпускник получит возможность научиться:

Опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

Делить слова на морфемы.

Различать изученные способы словообразования;

Анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Выпускник получит возможность научиться:

Характеризовать словообразовательные цепочки и гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

Проводить лексический анализ слова.

Группировать слова по тематическим группам;

Подбирать к словам синонимы, антонимы;

Опознавать фразеологические обороты;

Выпускник получит возможность научиться:

Объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

Аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

Извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа.

Морфология

Выпускник научится:

Опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи;

Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

Применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать синонимические средства морфологии;

Различать грамматические омонимы;

Опознавать основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис

Выпускник научится:

Опознавать основные единицы синтаксиса и их виды;

Употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами языка;

Применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать синонимические средства синтаксиса;

Анализировать особенности употребления синтаксических конструкций..

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма.

Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

Извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;.

Выпускник получит возможность научиться:

Демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;.

Язык и культура

Выпускник научится:

Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения.

Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

Выпускник получит возможность научиться:

Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа;

Выпускник научится :

Использовать различные виды монолога в различных ситуациях общения;

Соблюдать нормы речевого поведения;

Предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

Выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?

О языке и речи. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение).

Система языка. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Правописание. Повторение изученного в 5 классе. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами.

Текст. Основные признаки текста.

Литературный язык и просторечие.

Глава 2. Что значит работать над своей речью?

О языке и речи. Ситуация речевого общения.

Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. Сильные и слабые фонетические позиции. Слогораздел: открытые и закрытые слоги.

Правописание. Правописание согласных. Правописание безударных гласных. Гласные а и о в корнях с чередованием (повторение). Гласные е и и в корнях с чередованием. Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием а//о. Основные правила переноса.

Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный.

Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм.

Глава 3. Что такое сферы общения?

О языке и речи. Сферы общения.

Система языка. Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. Виды служебных морфем. Основы производных и непроизводных слов. Морфологические способы словообразования. Способы образования сложных и сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Правописание. Правописание приставок (повторение). Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Правописание сложных существительных без соединительных гласных. Правописание сложных имён прилагательных.

Текст. План текста: простой и сложный.

Язык и культура. Культура речи. Ударение в сложных словах.

Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?

О языке и речи. Стили литературного языка.

Система языка. Лексика и фразеология. Слово - единица лексикологии (повторение). Паронимы. Стилистическая окраска лексики литературного языка. Лексика ограниченного употребления. Слова с эмоциональной окраской. Стилистическая окраска фразеологизмов.

Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). Правописание суффиксов прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение).

Текст. Средства связи предложений и частей текста.

Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка.

О языке и речи. Научный стиль.

Система языка. Морфология. Причастие. Части речи (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие - особая форма глагола с признаками прилагательного. Признаки прилагательного у причастия. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Морфологический разбор причастия.

Правописание. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка.

Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. Употребление причастного оборота.

Глава 6. В чём особенности официальных документов?

О языке и речи. Официально-деловой стиль.

Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.

Правописание. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Текст. Деловые бумаги: заявление. Типы речи: официально-деловое и художественное описание.

Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке.

Глава 7. В чём особенности публицистической речи?

О языке и речи. Публицистический и газетно-информационный стиль.

Система языка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные.

Количественные числительные. Склонение простых количественных числительных. Склонение сложных числительных. Склонение составных количественных числительных. Обозначение дробных чисел. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.

Правописание. Правописание ь в именах числительных. Слитное и раздельное написание обозначений чисел.

Текст. Соединение в тексте разных типов речи.

Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке.

Глава 8. Есть ли правила у беседы?

О языке и речи. Обиходная разговорная речь.

Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи. Особенности местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые и отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимения.

Правописание. Правописание местоимений с предлогами. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Текст. Устный рассказ.

Язык и культура. Культура речи. .

Повторение

Кол-во часов

Название раздела

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности
учащихся

О языке и речи

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию). Знать особенности диалогической и монологической речи. Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Сравнивать образцы диалогической речи.

Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Уметь различать и сравнивать стили речи, знать их основные особенности.

Система языка

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Знать сильные и слабые фонетические позиции гласных и согласных звуков, слогораздел. Уметь делить слово на слоги, различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, правильно ставить в словах ударения. Знать фонетические позиции чередования звуков.

Различать корневые и служебные морфемы, формообразующие и словообразовательные морфемы. Знать способы словообразования и уметь их различать.

Характеризовать лексику ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, слова с эмоциональной окраской. Знать морфологические признаки и особенности форм глагола: причастий и деепричастий. Знать морфологические признаки числительных и местоимений. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор.

Правописание

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

Текст

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).

Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.

Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.

Создавать и редактировать собственные письменные тексты.

Изложения и сочинения

Индивидуальная

Фронтальная

Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Повторение

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.

Контроль

Индивидуальная

Фронтальная

Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа и др.)

Анализ контрольных работ

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.

3.Тематическое планирование учебного курса « Русский язык» 6 класс.

Раздел / Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

Глава 1. Что значит «Современный литературный язык?

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 1ч

Разновидности русского языка (повторение)

Система языка

Имя существительное

Имя прилагательное

Повторение 4ч

Правописание падежных окончаний имён существительных

Правописание окончаний прилагательных

Правописание личных окончаний глаголов

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

ТЕКСТ .

Основные признаки текста

Р.р Подготовка к написанию сочинения-описания по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46

Написание сочинения-описания по картине

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 1ч

Литературный язык и просторечие

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 1

Диагностическая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

Работа над ошибками

Глава 2. Что значит работать над своей речью?

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Ситуация речевого общения

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика и графика Повторение изученного в 5 классе

Фонетические позиции и позиционные чередования звуков

Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости

Слогораздел: открытые и закрытые слоги.

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание согласных

Правописание безударных гласных

Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение)

Чередование о-а в корне

Чередование гласных О-А в корне

Гласные Е и И в корнях с чередованием

Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-

Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О

плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-

Основные правила переноса

Контрольная работа (диктант) «Чередование в корнях»

Работа над ошибками

Текст

План текста: вопросный, назывной, тезисный

Р.р. Обучение написанию изложения

Написание обучающего изложения

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Современные варианты орфоэпических норм

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 2.

Контрольная работа (тест) «Фонетика.Графика.Правописание»

Работа над ошибками

Глава 3. Что такое сферы общения?

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Сферы общения

Система языка

Морфемика и словообразование Корневые и служебные морфемы

Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы)

Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс)

Нулевые словообразовательные морфемы

Основы производных и непроизводных слов

Морфологические способы словообразования

Способы образования сложных и сложносокращённых слов

Морфемный и словообразовательный разбор слова

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание приставок (повторение)

Правописание приставок при-, пре-

Написание приставок пре-при

Правописание сложных существительных с соединительными гласными

Правописание сложных имён прилагательных

Контрольная работа (диктант) «имя прилагательное»

Работа над ошибками

ТЕКСТ

План текста: простой и сложный

Подготовка к написанию аудиоизложения по учебнику

Написание подробного аудиоизложения

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Ударение в сложных словах

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 3

Контрольная работа (тест) «Правописание существительных»по главе 3

Работа над ошибками

Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?

О языке и речи

Стили литературного языка

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексика и фразеология

Слово - основная единица лексикологии (повторение)

Паронимы

Стилистическая окраска лексики литературного языка

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы

Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы

Слова с эмоциональной окраской

Стилистическая окраска фразеологизмов

ПРАВОПИСАНИЕ

Употребление прописных и строчных букв (повторение)

Правописание суффиксов прилагательных. Буквы -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных

Суффиксы - СК-//-К- в отымённых прилагательных

Суффиксы прилагательных -ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)

Полугодовая контрольная работа (диктант)

Анализ,работа над ошибками

ТЕКСТ

Средства связи предложений и частей текста

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Нормативные словари современного русского языка

Повторение

Комплексное повторение главы 4

Контрольная работа «Правописание суффиксов прилагательных» по главе 4

Работа над ошибками

Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?

О языке и речи

Научный стиль

СИСТЕМА ЯЗЫКА 17ч

Морфология. Причастие Части речи (повторение)

Глагол как часть речи (повторение)

Причастие - особая форма глагола с признаками прилагательного

Признаки прилагательного у причастия

Суффиксы причастий

Образование действительных причастий настоящего времени

Образование действительных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Краткие страдательные причастия

Морфологический разбор причастия

ПРАВОПИСАНИЕ

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

Буквы Н и НН в страдательных причастиях

Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Контрольная работа (диктант) «причастие»

Работа над ошибками

ТЕКСТ

Типы речи в научном стиле литературного языка

Р.р. подготовка к написанию мини-сочинения.

Написание сочинения-рассуждения « Слово в разных стилях речи.»

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление причастий в литературном языке

Употребление причастного оборота

Повторение

Комплексное повторение материала главы 5

Контрольная работа (тест) «Правописание причастий» по главе 5

Работа над ошибками

Глава 6 . в чем особенности официальных документов?

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Официально-деловой стиль

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Деепричастие.

Деепричастие как форма глагола

Образование деепричастий

Деепричастный оборот

Морфологический разбор деепричастия

ПРАВОПИСАНИЕ

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Контрольная (диктант) работа «Деепричастие»

Работа над ошибками

ТЕКСТ

Деловые бумаги: заявление

Типы речи: официально-деловое и художественное описание

Р.р. Сочинение-описание по картине

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление деепричастий в литературном языке

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 6.

Контрольная работа (тест) «Правописание деепричастий» по главе 6

Работа над ошибками

7. глава В чем особенности публицистической речи?

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Публицистический стиль

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи

Простые, сложные и составные числительные

Количественные числительные

Склонение простых количественных числительных

Склонение сложных числительных

Склонение составных количественных числительных

Обозначение дробных чисел

Собирательные числительные

Порядковые числительные

Морфологический разбор имени числительного

Правописание мягкого знака в именах числительных

Слитное и раздельное написание числительных

Контрольная работа (диктант) «Имя числительное»

Работа над ошибками

Текст

Соединение в тексте разных типов речи

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление числительных в литературном языке

Повторение

Комплексное повторение материала главы 7.

Контрольная работа (тест) «Правописание наречий» по главе 7

Работа над ошибками

Глава 8.Есть ли правила у беседы

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Обиходная разговорная речь

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Местоимение.

Знаменательные и местоименные части речи

Особенности местоимения как части речи

Личные местоимения

Возвратные местоимения

Притяжательные местоимения

Определительные местоимения

Указательные местоимения

Вопросительные и относительные местоимения

Неопределённые и отрицательные местоимения

Морфологический разбор местоимения

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание местоимений с предлогами

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

Итоговая контрольная работа (диктант)

Работа над ошибками

Текст

Устный рассказ

Р.р. подготовка к написанию изложения.

Написание подробного изложения

Язык и культура речи 2ч

Употребление местоимений в литературном языке

Употребление местоимений в литературном языке

Повторение 2ч

Повторение изученного материала главы 8

Согласовано

Согласовано

Протокол заседания районного Заместитель директора по УВР

мо учителей русского языка и литературы

____________(Филюшина Ю.А.)

№ от _________________2017 г ______________2017г

Руководитель мо __________(Лысенко О.Н.)

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» и в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. В ней указаны планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, дано содержание учебного предмета для 6 класса, рассчитанное на 35 учебных часов. Представлено календарно-тематическое планирование. Данная рабочая программа используется как курс для гуманитарного класса.

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 8 класса. Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета «Русский язык», содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

Целевая аудитория: для 8 класса

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание и методы обучения программы «Секреты русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Программа рассчитана на 34 часа.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета.

Целевая аудитория: для 10 класса

Целевая аудитория: для 6 класса

Данная работа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование к уроку русского языка к учебнику Шмелёва. Программа рассчитана на 196 учебных часов. Кроме того, в данной работе можно найти критерии оценивания учащихся, ссылки на образовательные ресурсы.

Целевая аудитория: для 5 класса

Рабочая программа по русскому языку включает несколько разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Включены также тексты административных контрольных работ и критерии их оценки.

Целевая аудитория: для учителя

Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программа взята авторская программа Разумовской М.М. Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку,содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся. Учитывая специфику работы в вечерних(сменных) школах, в программе предусмотрены зачеты по основным разделам курса. Программа будет полезна учителям средних образовательных учреждений.

Целевая аудитория: для 9 класса

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по дополнительному изучению родного языка для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом МО и Н РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 №1089;

— Законом РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

— Примерной программой основного общего образования по русскому языку (базовый уровень); 2011.

— Программой по русскому языку для общеобразоват. учреждений. / Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2011.

— Учебным планом МБОУ «Школа № 166» на 2016 – 2017 учебный год;

— Образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Школа № 166» Советского района г. Казани»

Цель изучения родного языка – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении — основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций — языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Тема 4 . Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия Тип урока Дата
1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Лекция учителя
2-3 Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

4-5 Сжатое изложение. Редактирование изложения. написание сжатого изложения
6 Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
7-8 Средства выразительности речи. Лекция учителя с использованием электронной презентации
9-10 Стилистика русского языка.
11-12 Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Лекция
13 Орфограммы в приставках и суффиксах.
14 Н – нн в различный частях речи.
15 Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Лекция
16 Морфология , морфологические признаки частей речи. Лекция
17 Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Лекция
18 Виды односоставных предложений.
19 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
20 Характеристика предложений, синтаксический разбор.
21 Вводные слова и обращения.
22 Обособленные определение и приложения.
23 Обособленные обстоятельства.
24-25 Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
26 Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).
27 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Лекция
28 Классификация грамматических и речевых ошибок.
29 Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.
30 Редактирование сочинения С2.1.
31 Редактирование сочинения С2.2.
32-33 Построение сочинения-рассуждения.
34 Итоговое тестирование.

Учебно – методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся применяют знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
  4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.
  5. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
  6. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006.
  8. Н.В.Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс.- М.: Вако, 2010.
  9. Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык, 8 класс», Москва, «Экзамен», 2005
  10. Разрезные карточки для индивидуальной работы по русскому языку. 8 класс.

Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 6 классе

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку (авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) (М.: Просвещение, 2014).

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7Г-Е класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011 , Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.:Просвещение, 2014г. и ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.). – М.: Просвещение, 2014г.

Программа рассчитана на 102часа (3 часа в неделю).

Аннотация к рабочей программе по русскому языку

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для V-XI классов),

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2012 года №69 (для V-XI классов) (далее Ф ГОС),

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 и от 22 сентября 2011 №2357,

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам)

На основе - Примерной программы основного общего образования по русскому языку; - Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2014 г.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Пояснительная записка

Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.