Психологический туризм – это принципиально новое направление туризма, которое с каждым днем становится все популярнее. Это явление обусловлено тем фактом, что многие люди, проживающие в крупных городах, вынуждены постоянно находиться в стрессе из-за бешеного темпа мегаполиса. Суета, шум, неумение отдыхать и постоянная спешка, без сомнений, весьма негативно отражаются на физическом и эмоциональном состоянии человека. Более того, выходные не приносят должного облегчения, поскольку их недостаточно для того, чтобы человек отдохнул полноценно. Выходом из данной ситуации может стать именно психологический туризм. Если вы колеблетесь между неделей саморазвития или отдыхом на море, то стоит выбирать и то, и другое. Ведь психологический туризм как раз создан для того чтобы совмещать две мнимые альтернативы и продемонстрировать настоящую пользу путешествий для человека .

Что представляет собой психологический туризм

Психологический туризм (пситуризм) направлен на восстановление психологического состояния человека, окруженного большую часть времени заботами и проблемами. Такой отдых просто необходим тем, кто настроен на постоянное развитие и совершенствование. Отпуск в таком формате дает возможность раскрыть человеку его внутренние резервы и настраивает его на позитивные свершения.

Не секрет, что помимо физических и умственных нагрузок человеческую нервную систему также истощают эмоции. Негативные переживание, такие как гнев, страх или плохое настроение делают человека неработоспособным, лишая его сил и душевного равновесия. Нередко такое эмоциональное напряжение приводит к депрессии. Чтобы выбраться из этого «болота» человеку необходимо произвести эмоциональную «перезагрузку», под которой подразумевается интересная поездка, в которой предстоит узнать нечто новое и обрести неизвестные ранее навыки. Новые эмоции и впечатления , полученные во время поездки, направят вашу жизнь по более гармоничному пути. Если вы будете отдыхать и набираться психологических навыков одновременно, то по приезду вы будете наблюдать в себе позитивные изменения. Неделя или две – идеальный период для того, чтобы освоить тайм-менеджмент, навыки быстрой релаксации или эффективной коммуникации. Выбор за вами.

В настоящее время существует большое число вариаций психологического туризма. Среди них:

  • Поход вместе с психологом и проводником;
  • Заграничная поездка, которая предусматривает возможность прохождения каких-либо тренингов;
  • Эко-туризм, который дает возможность человеку познать окружающий его мир и обрести полезные психологические навыки. В большинстве случаев эко-туристы обитают в палатках в лоне природы;
  • Поездка в крупный город, сопровождаемая интересными экскурсиями и тренингами.

Стоит помнить, что эффективный пситуризм подразумевает релаксацию, освоение знаний, раскрытие человеческого потенциала, психологическую «перезагрузку» и саморазвитие. В идеале отдых должен гармонично сочетаться с путешествиями, новыми знакомствами и развитием внутренней силы.

Каким образом организовывается программа пситуризма

Зачастую каждая поездка формируется в одном контекстном ключе. Есть основная тема путешествия, которая гармонично вплетается во все детали поездки, такие как место проживания, занятия, экскурсии, выбор достопримечательностей.

Оптимальное число пситуристов – от 12 до 14 человек. Группой руководит квалифицированный тренер-психолог. Этот человек формирует программу тренингов и медитаций. Он же помогает каждому члену группы достичь гармонии, расслабиться и избавиться от негативных мыслей. Для того чтобы все пситуристы чувствовали себя более комфортно вместе с группой обычно едут организаторы поездки.

Плоды психологического туризма:

Психологический туризм подразумевает отдых и психологическое сопровождение одновременно. Данное понятие включает в себя обязательную программу личностного роста. Человек открывает для себя новые просторы на самопознания и развития. Пситуристы обогащают свой внутренний мир, находясь в новых для них условиях.

Для того чтобы понять, что такое психологический туризм , нужно попробовать это хотя бы раз. Не сомневайтесь, вам понравится. Недаром такой досуг стал настоящим трендом среди любителей личностного саморазвития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

13 выбрали

Я очень люблю путешествовать, открывать новое, делиться фотографиями из путешествий с другими. И в связи с этим ужасно не люблю… туристов. Точнее, я не люблю один совершенно определенный тип туристов: тех, которые ходят стаями по двадцать человек…

Просто потому что это же невозможно! Ты пытаешься сфотографировать красоту места, и тут приезжает автобус с толпой людей, которых волнует в основном, возможность сделать на "мыльницу" десяток кадров в стиле "я и воооон та лошадь". Как правило, у туристов этого типа на всех фотографиях из поездки исключительно они, любимые. Мне в этой ситуации, кстати, еще очень жаль гида – в лучшем случае, его слушает пара человек. Но отбросим в сторону недовольства и посмотреть шире и понять, какие же еще существуют типы туристов?

Пляжники

Кстати, тоже бывают разные. Есть совершенно вымотанные работой люди, у которых просто нет сил на новые впечатления, а хочется полежать и отойти от стресса. А есть те самые люди, которые во всем мире вызывают однозначную отрицательную реакцию и пренебрежительное пожимание плечами в их сторону. Мол, что с них взять – пляжники… Если выбираются на экскурсии, то превращаются в тот тип туристов, которых я так не люблю.

Искатели впечатлений

Очень обширная подгруппа. В нее попадают:

Фуд-туристы – для них главное в стране это ее вкус. Таким людям важно попробовать все самое аутентичное. Кстати, чаще всего они прекрасно понимают, что аутентичная еда в том же Тайланде – вовсе не у уличных забегаловках.

Фото-туристы – сумасшедшие люди, не расстающиеся с килограммами фототехники. Для них качество поездки определяется количеством удачных кадров.

Экстремалы – серферы, сноубордисты и прочие любители треккинга. "Движение – жизнь!" - вот их девиз. После путешествия рассказы будут в основном о том, сколько километров они прошли и как удачно нырнули с аквалангом.

Шопинг-туристы – их поездки проходят строго в дни распродаж, они знают расположение всех модных бутиков Парижа и Милана, а также способны перечислить все торговые центры, которые есть на Орчад роуд в Сингапуре.

Бэк-пэкеры – у них нет чемоданов, у них есть рюкзаки. И с этими рюкзаками они способны обогнуть весь мир, если их вовремя не остановят. Они не гонятся за шикарными отелями и дорогими ресторанами. Для них главное осознание того, что они были в этой стране.

Все четыре подгруппы могут миксоваться в произвольном порядке. Я замечала, что очень часто экстремалы и фото-туристы – это одни и те же люди.

Резиденты

Совершенно особый тип туристов. Они приезжают в страну и уже через пару дней решают остаться здесь на пару месяцев, снимают квартиру и просто живут. Иногда отправляются на шопинг, иногда – пофотографировать или полежать на пляже. Если страна очень понравилась и позволяет бюджет, такой турист обзаводится собственным жильем и превращается в местного жителя.

А к какому типу туристов относите себя вы? Понятно, что в зависимости от обстоятельств приоритеты могут меняться. Но какой типаж вам близок чаще всего? Мне – гибрид фото- и фуд-туриста с резидентом.

Елена Евстратова , etoya.ru

Фото: made-in-china.com, getoutdoorgear.com

туристический психологический интерактивный

Элементы психологии в туризме

Психология туризма относится к социальной психологии, точнее, к той ее части, которая изучает взаимоотношения людей во время проведения отдыха, исследует мотивации, связанные с туристскими миграциями и услугами. Можно сказать, что прикладная психология туризма изучает поведение в связи с экономическими, социальными, трудовыми и культурными аспектами туристской деятельности. Одним из важнейших факторов в работе любого туристского агентства является понимание того, чего желают клиенты. Следует понять причину, побудившую их выбрать тот или иной тур, их ожидания от поездки. Иными словами, понять весь спектр мотивов. Наибольшей популярностью пользуется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу. В его трудах «Мотивы и личность» и «Теория мотиваций человека» обоснована пирамида потребностей, в основании которой - наиболее фундаментальные, а на вершине - личностные. Иерархии потребностей излагаются им следующим образом:

  • - все потребности человека можно сгруппировать в пять больших групп в виде пирамиды. После того как одна из потребностей удовлетворяется, другая занимает ее место. Высшие потребности удовлетворить наиболее трудно;
  • - для того чтобы мотивация в удовлетворении той или иной потребности возникла, необходимо удовлетворение потребности, расположенной рангом ниже. Когда возникает потребность, организм автоматически пытается ее удовлетворить, создавая адекватное поведение; Удовлетворение потребностей составляет очень важный фактор и определяет поведение.

Рассмотрим потребности человека по А. Маслоу:

  • 1) физиологические первичные потребности имеют наибольшее значение для человека. Когда эти потребности в значительной мере удовлетворены, основание пирамиды может породить мотивации к удовлетворению потребностей на вышестоящих ступенях;
  • 2) потребности безопасности имеют своей целью поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы. Они могут быть физическими (несчастные случаи) или экономическими (экономическая нестабильность или безработица);
  • 3) потребности взаимоотношений, или социальные, становятся важными тогда, когда человек уверен в своем благополучии и безопасности. Для человека становится важным быть воспринятым другими людьми, быть членом какой-либо группы, добиться признания;
  • 4) потребности психологические - уважение или любовь к себе - относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам. На этой ступени ценностей находятся доверие и признание со стороны других. Удовлетворяя эту потребность, индивидуум стремится к самоутверждению и независимости;
  • 5) потребности самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, находятся на вершине пирамиды. Это потребности создания и реализация собственного «я». Для реализации необходим значительный внутренний потенциал и высокий культурный уровень. Согласно Маслоу, все ступени этой пирамиды необходимо пройти постепенно. Также человек может одновременно находиться одновременно на нескольких ступенях, но это не означает удовлетворения в повседневной жизни потребностей на 100% при переходе на каждую высшую ступень. А. Маслоу считает, что потребности удовлетворяются (в среднем): физиологические - на 80%, безопасности - на 70%, социальные - на 50%, психологические - на 40% и самовыражения - на 100%.
  • - физические мотивации на отдыхе: занятия спортом, оздоровление на пляжах, тренировки, связанные с укреплением здоровья, и т.п. Все эти мотивации имеют общий аспект: сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности и добиться, таким образом, за счет отдыха нового физического состояния.
  • -культурные мотивации можно идентифицировать как желание узнать другие районы страны с иной культурой, историей, архитектурой.
  • -социальные мотивации, или отношения между людьми, включают желание познакомиться с новыми людьми, посещать друзей.
  • -мотивации перемены деятельности или географического места предполагают выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями, переход в новую географическую среду.
  • - мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием. Эти мотивы могут быть связаны, например, с деловыми путешествиями, поездками на конгрессы, учебу. Желание признания, внимания и хорошей репутации очень широко и глубоко может быть удовлетворено через путешествия.
  • -мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).

Психология туристских потребностей охватывает изучение всех психологических аспектов клиента: его поведения, мотивации, желаний, культурных и других потребностей, основанных на:

  • - мотивации и желаниях туриста;
  • - типологии туристской клиентуры;

Путешественников можно классифицировать по типам, выделенным американским психологом Стенли Плогом:

Психоцентрики (концентрируются на самих себе) и эгоцентрики (экстравертное поведение). Психоцентрики предпочитают: путешествовать семьями в строго определенных местах; активный совместный отдых в знакомых местностях; курорты, где много солнца и хорошее качество отдыха; незначительную активность; места, в которые можно добраться на автомобиле; туристский комфорт с развитой сетью гостиниц, ресторанов, магазинов; домашнюю обстановку (привычную кухню, семейную атмосферу, отсутствие иностранцев); полный пакет очень интенсивных экскурсий.

Эгоцентрики предпочитают активные и разнообразные развлечения; приключения и острые ощущения в жизни; путешествия для удовлетворения любознательности. Наибольшую привлекательность видят в малоосвоенных туристских районах. Стараются максимально использовать авиатранспорт, требовательны к бытовым условиям, хорошему питанию. Для них не обязательна «современность» точнее, следование моде, поскольку их не интересуют раскрученные, «заезженные» курорты и достопримечательности. Они предпочитают знакомиться с новой культурой и общаться с иностранцами. При наличии в программе экскурсий не приемлют строгих графиков и требуют максимальной степени свободы и независимости. Адаптация данной классификации на российской почве - спорный и непростой вопрос. И однозначных ответов мы не сможем дать еще долгое время, поскольку постоянно путешествующая прослойка общества, во-первых, мала, во-вторых, еще находится в состоянии формирования предпочтений.

Психологические элементы в туризме

Психологию туризма также называют социальной психологией, а ее раздела, где изучаются взаимоотношения людей в процессе отдыха, исследуются мотивации, связанные с туристскими путешествиями и услугами.

Важнейшим фактором в работе турфирмы является понимание пожеланий клиента. Необходимо знать причину, мотив, побудивший их выбрать тот или иной турпродукт , их ожидания от поездки. Для достижения данной цели специалистами часто используется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу.

Потребности человека согласно А. Маслоу предполагают наличие:

  1. физиологических первичных потребностей, которые имеют наибольшее значение для человека;
  2. потребностей безопасности, благодаря которым осуществляется поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы;
  3. потребностей взаимоотношений, или социальных, которые приобретают важность после удовлетворения двух предыдущих пунктов;
  4. потребностей психологических – уважение или любовь к себе – относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам;
  5. потребностей самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, его творческим потенциалом.

Мотивации туриста можно объединить в несколько типов:

  • физические мотивации на отдыхе преследуют цель сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности;
  • культурные мотивации представляют собой стремление получить информацию о других регионах, ознакомиться с культурой, историей, архитектурой;
  • социальные мотивации подразумевают стремление познакомиться с новыми людьми, посещать друзей;
  • мотивации перемены деятельности предполагают желание клиента выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями;
  • мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием;
  • мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).

Роль психологической подготовки в туризме

Замечание 2

Главной задачей в туристской деятельности – это обеспечение безопасности клиентов. Для ее решения осуществляется физическая и техническая подготовка туриста. Тем не менее, при изучении статистики чрезвычайных происшествий, случившихся в походах, было выяснено, что главная причина большинства этих событий имеет психологическое значение.

Также возможны ситуации потери не только физического, но и психологического здоровья в поездке. Например, переживания по причине не соответствия приобретенного турпродукта собственным представлениям о поездке и прочее. Также гость может впасть в уныние и отчаяние, оказавшись в новой, незнакомой для себя обстановке. Когда речь идет об экстремальном туризме – нервная система туриста может не справиться с нагрузками – человек может запаниковать, сорваться.

Все это является важными моментами при работе с клиентами, что говорит о психологической подготовке туриста как о еще одном факторе безопасности. В рамках данного вопроса необходимо выделить необходимость использования психологической подготовке.

Некоторые современные туристские предприятия при покупке отдельных видов турпродуктов предлагают клиентам пройти психологическое тестирование, согласно которому выявляется степень готовности туриста к прохождению данного маршрута или ему стоит вообще от него воздержаться. При работе на конкретных направления менеджеры турфирм обязательно информируют об опасности тура и дают рекомендации по физической и психологической подготовке.

Тем не менее, следует отметить, что современная туристская индустрия пока еще не уделяет столь пристальное внимание психологическому состоянию туриста, оставляя эту задачу гиду-проводнику, который уже непосредственно на маршруте может определить, кому из клиентов лучше отказаться от похода или поездки.

Понятие психологического туризма

Определение 1

Психологический туризм – это принципиально новое направление туризма, которое уже обрело свою популярность, появление которого произошло по причине того, что городское население, постоянно находится в стрессовом состоянии по причине быстрого темпа мегаполиса.

Суета, шум, отсутсвие возможности для отдыха и постоянная спешка, имеют негативное влияние на физическое и эмоциональное состояние человека. В качестве выхода из данной ситуации туроператоры разработали психологический туризм.

Психологический туризм позволяет восстановить психологическое состояние человека, которго значительную часть суток окружают проблемы и рутинные задачи. Такой отдых является необходимым для тех, кто настроен на постоянное развитие и совершенствование. Он является прекрасной возможностью для раскрытия внутреннего потенциала клиента и настраивает его на позитивные действия.

Замечание 3

Следует отметить, что помимо физических и умственных нагрузок человеческая нервная система тподвергается эмоциональному истощению.

Отрицательные переживание, такие как гнев, страх или плохое настроение понижают работоспособность, лишая его сил и душевного равновесия. Новые эмоции и впечатления, полученные от путешествия, помогут клиенту направить его жизнь по более гармоничному пути. Если турист наряду с отдыхом будет получать и психологические навыки одновременно, то по окончанию тура он сможет наблюдать в себе позитивные изменения.

Прилепский Игорь В.

Введение.

Терминология – о чем идет речь

Данная лекция посвящена раскрытию нескольких тем, входящих, как часть, в нечто целое – это целое можно обозначить как «психология туризма», «психология туриста», «туризм и психология» или «психология и туризм». Как ни обозначай тему, важно следующее – говорить мы будем об одном из разделов прикладной психологии, т.е. о психологии в ее частном применении к практике туристской деятельности. Для понимания сути рассматриваемой проблемы сразу необходимо разобраться с терминами, встречающимися в ее названии.

Под туризмом обычно понимают две мало пересекающиеся области – это, во-первых, целенаправленная (или бесцельная) более или менее продолжительная жизнедеятельность человека (либо группы людей) в условиях дикой необустроенной (или практически необустроенной) природы (в лесу, степи, пустынях, горах, пещерах, и т.д.), и, во-вторых, путешествия-экскурсии по городам и весям с целью осмотра рукотворных и нерукотворных достопримечательностей (с проживанием в отелях и гостиницах, питанием в ресторанах-столовых, и так далее). Каждая область имеет свою специфическую психологическую окраску. Данная лекция ориентирована на первую из вышеперечисленных областей.

Психология («психе» - душа, «логос» - наука) – наука о душе. Что здесь имеется в виду под словом «душа»? Любой человек умеет думать, имеет способность чувствовать, может ставить цели и добиваться их достижения – разум, чувства и воля являются разными проявлениями человеческой души. Именно эти проявления в их единстве изучает наука психология. Для интересующихся в приложении к лекции есть краткая справка о состоянии психологии на современном этапе.

Попутно нужно заметить, что каждому из нас присуще, в той или иной степени, нравственное сознание, нравственное чувство (совесть) и нравственная воля. Обычно говорят или о нравственной стороне души, или отдельно выделяют нравственную сторону человека, называя ее «человеческий дух». Изучение проблем, связанных с совестью, как правило, выходит за рамки психологии.

Вывод: в общем случае, говоря о психологии туризма, мы говорим о состоянии души (ума, чувства, воли, нравственной сферы) человека, который или находится в условиях дикой необустроенной природы, или готовится к пребыванию в этих условиях.
^

Важность изучения психологии туризма


Любому туристу известно, что основной проблемой туризма, на решение которой направлено множество усилий, является проблема безопасности этого вида человеческой деятельности. Туристу необходимо вернуться из похода живым и здоровым – это аксиома, с которой вряд-ли кто будет спорить. В обычной практике эта задача решается через физическую и техническую подготовку туриста – для этого существует теоретическое обучение (лекции и др.), разного рода физические и технические тренировки, соревнования. Но если заняться анализом различного рода чрезвычайных происшествий, случившихся в походах, видно, что основной причиной большинства этих событий являются те или иные факторы психологического плана. Есть и другая проблема. Может случиться так, что по тем или иным причинам человек после первого же похода потеряет свое психологическое здоровье – впадет в пессимизм, уныние, отчаяние. Естественно, такая потеря здоровья менее заметна, чем вывих, перелом, обморожение – просто человек больше не появляется в турклубе, его дальнейшая жизнь неизвестна. А если при этом в результате своего глубокого отчаяния человек элементарно сопьется, или решится самовольно расстаться с жизнью, то это будет не менее катастрофично, чем, к примеру, гибель от срыва с веревки.

Таким образом, можно смело заявить – психологическая подготовка туриста является фактором безопасности , и должна занять свое место, став рядом с физической и технической подготовкой. На мой взгляд, каждому туристу необходимо научиться элементарным приемам психологической тренировки, и постоянно заниматься такого вида тренировками (это, кстати, поможет сохранить себя и в обычной повседневной городской жизни).

Пример. В крайней опасности у человека мгновенно развивается эмоциональный стресс страха. Реакция большинства нетренированных людей на сильный страх – сначала впасть в «ступор», когда мышцы каменеют и невозможно двигаться, а затем мгновенно перейти к сильной психологической (мышление лихорадочно ищет выход из ситуации) и двигательной (человек бежит неизвестно куда) активности. Но за время «ступора» ситуация может стать уже неконтролируемой, а активная фаза мешает трезво оценить обстановку – оба варианта чреваты травматизмом или гибелью. Тренировка может помочь развить в себе, к примеру, другую реакцию на страх – трезвую оценку ситуации, и быстрый, но при этом плавный, уход от опасности.

Остается только добавить, что психологической науке в настоящее время выделено такое понятие, как психология безопасности, и начала развиваться соответствующая научная отрасль. Ее задачей является изучение влияния различного рода внутренних и внешних факторов на возникновение нервно-психологических срывов, и способов предотвращения связанных с этим проблем.