Социальное восприятие -- это один из основных и наиболее важных аспектов социальной жизни; наши попытки понять окружающих являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и принимают множество различных форм. Две из них наиболее важны. Во-первых, мы пытаемся понять чувства, настроения и эмоции других людей -- то, как они чувствуют себя в данный момент. Такую информацию мы часто получаем благодаря невербальным сигналам, к числу которых относятся выражение лица, контакт глаз, позы и движения тела. Во-вторых, мы пытаемся также понять и более глубинные причины поведения других людей -- почему они ведут себя именно так, а не иначе, стремимся понять их мотивы, намерения и особенности.

Традиция исследования социального восприятия -- одна из наиболее устойчивых традиций в социальной психологии. В ее рамках практически задан весь спектр проблем, которые позже начали разрабатываться в новой области психологии. Особенно активно проблемы социальной перцепции дорабатываются в 70-е гг., хотя проблематика существовала почти с самых первых лет выделения социальной психологии в самостоятельную область знания, но не обязательно под этим именем. Термин «социальное восприятие» («социальная перцепция») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look). В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность.

Процесс социального восприятия является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин "восприятие" не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как "познание другого человека" в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Cоциальное восприятие зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. В социальном восприятии непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социального восприятия, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия.

Перцепция – латинское слово, означающие восприятие, которое используется для описания когнитивных процессов, что тесно взаимосвязаны с отображением различных жизненных ситуаций, явлений или объектов. В том случае, когда подобное восприятие направлено на социальные сферы, для характеристики этого явления используется термин «социальная перцепция». Каждый человек, ежедневно сталкивается с проявлениями социальной перцепции. Давайте разберем различные психологические механизмы социальной перцепции.

Перцепция, в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие»

Понятие социальной перцепции берет свое начало со времен античного мира. Многие философы и деятели искусства того времени внесли немалый вклад в формирование этой сферы. Также следует отметить, что данное понятие имеет важное значение в сфере психологии.

Перцепция – является одной из важных функций в психическом восприятии, что проявляется в виде процесса, имеющего сложную структуру. Благодаря этому процессу человек не только получает различную информацию от органов чувств, но и преобразовывает её. Воздействие на различные анализаторы приводит к формированию цельных образов в сознании индивида. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что перцепция характеризуется как одна из форм сенсорного воспроизведения.

Перцепция основывается на характеристике отдельных признаков, которые помогают сформировать информацию на основе точных сенсорных образов.

Рассматриваемая когнитивная функция тесно взаимосвязана с такими навыками, как память, логическое мышление и концентрация внимания. Данное понятие зависит от силы влияния жизненных стимулов, которые наделены эмоциональным окрасом. Перцепция состоит из таких структур, как осмысленность и контекстность.

Перцепция активно изучается представителями различных сфер, включая психологов, кибернетиков и физиологов. Во время дифференциальных экспериментов используются различные методики, включая моделирование разных ситуаций, эксперименты и эмпирическую форму анализа. Понимание механизма работы социальной перцепции имеет важное значение в сфере практической психологии. Именно этот инструмент выступает в роли фундамента при разработках различных систем, затрагивающих сферу человеческой деятельности.


Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития

Влияние перцептивных факторов

Перцептивные факторы подразделяются на две категории: внешнее и внутреннее воздействие. Среди внешних факторов следует выделить такие критерии, как движение, количество повторений, контраст, размер и глубину проявления. Среди внутренних факторов, специалисты выделяют следующие:

  1. Стимул – мотивация достижения целей, которые имеют высокую важность для индивида.
  2. Установка восприятия индивида – попадая в определенные жизненные ситуации, человек основывается на ранее полученном опыте.
  3. Опыт – различные пережитые жизненные трудности, оказывают влияние на восприятие окружающего мира.
  4. Индивидуальные особенности восприятия – в зависимости от типа личности (оптимизм или пессимизм), человек воспринимает одни и те же жизненные трудности в позитивном или неблагоприятном свете.
  5. Восприятие собственного «Я» - все происходящие события в жизни человека, оцениваются на основе личностной призмы восприятия.

Влияние психологического восприятия на взаимодействие с социумом

Социальная перцепция в психологии - это термин, использующийся для описания процесса оценивания и понимания индивидуумом окружающих людей, собственной личности или социальных объектов . Подобные объекты состоят из социальных обществ и различных групп. Рассматриваемый термин начал использоваться в психологии в сороковые года прошлого столетия. Впервые это понятие было использовано американским психологом Джеромом Брунером. Благодаря труду этого ученого, исследователи получили возможность рассмотреть различные проблемы, связанные с восприятием окружающего мира под другим углом.

Каждому человеку присуща социальность. На протяжении всего своего жизненного пути, человек выстраивает коммуникативные связи с окружающими людьми. Формирование межличностных взаимоотношений приводит к образованию отдельных групп, что связаны одним мировоззрением или схожими интересами. Исходя из этого, можно сказать о том, что человек как личность, участвует в различных видах взаимоотношений между людьми. Характер отношения к социуму зависит от степени личностного восприятия и того, как человек оценивает окружающих людей. На начальном этапе построения коммуникативной связи происходит оценивание внешних качеств. Вслед за внешностью, оценивается модель поведения собеседника, что позволяет сформировать определенный уровень отношений.

Именно на основе вышеперечисленных качеств составляется образ восприятия окружающих людей. Социальная перцепция имеет множество форм проявления. В большинстве случаев, этот термин применяется для характеристики личностного восприятия. Каждый человек воспринимает не только собственную личность, но и социальную группу, в которую он входит. Помимо этого, существует форма восприятия, которая характерна только для участников таких групп. Именно восприятие, основывающееся на рамках социальной группы, является второй формой проявления перцепции. Последняя форма перцепции является групповым восприятием. Каждая группа воспринимает как собственных членов, так и участников других групп.


Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации

Функции социальной перцепции заключается в оценке деятельности окружающих людей. Каждый индивид подвергает тщательному анализу индивидуальные особенности темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа формируется представление об окружающих людях и их манере поведения.

Механизм социальной перцепции

Социальная перцепция – процесс, на основе которого осуществляется прогноз модели поведения и реакции социума в различных жизненных условиях. Представленные ниже механизмы межличностной перцепции позволяют изучить тонкость этого процесса:

  1. Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений. Ярким примером этой функции является проявление любви, симпатии и дружеских чувств.
  2. Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих. Пример: при выдвижении предположений о состоянии собеседника, человеку свойственно мысленно представлять себя на его месте.
  3. Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.
  4. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме. Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника. В качестве примера следует представить себе диалог Васи и Паши. В этом виде коммуникации принимают участие как минимум шесть «личностей»: личность Васи, его представление о собственной личности и представление личности Васи глазами Паши. Точно такие же образы воссоздаются в сознании Паши.
  5. Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов. В качестве примера стереотипизации можно привести устойчивое представление о том, что большинство внешне привлекательных людей склонны к нарциссизму, представители Германии отличаются педантичностью, а работники силовых ведомств думают прямолинейно.
  6. Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей. Данный механизм является ключевым навыком в работе специалистов из области психологии, медицины и педагогики.

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями

Вышеперечисленные виды познания личности окружающих, основываются не только на физических особенностях человека, но и нюансов модели поведения. Построению тесных коммуникативных связей способствует участие в беседе обоих партнеров. Социальная перцепция находится в зависимости от стимулов, чувств и образа жизни каждого из участников межличностных взаимоотношений. Важной составляющей этой когнитивной функции является субъективный анализ окружающих индивидов.

Важность первого впечатления

Углубленное изучение социальной перцепции позволило выявить ключевые факторы, которые оказывают влияние на силу впечатлений о человеке. По словам специалистов, во время знакомства большинство людей уделяют повышенное внимание прическе, глазам и мимике. Основываясь на этом, можно сказать, что дружелюбная улыбка во время знакомства воспринимается как знак радушия и позитивного настроя.

Существует три главных момента, которые являются определяющими в процессе формирования первых впечатлений о новой личности. К таким факторам специалисты относят степень превосходства, привлекательности и отношения.

  1. «Превосходство» наиболее остро выражено в той ситуации, когда личность конкретного индивида в чем-то превосходящая, воспринимается как доминантная и в других сферах. На этом фоне наблюдается глобальное изменение в оценке собственных качеств. Важно обратить внимание, что влиянию «превосходства окружающих» более подвержены люди с низкой самооценкой. Именно этим объясняется тот факт, что в критических условиях люди высказывают доверие тем, к кому ранее относились негативно.
  2. «Привлекательность», являющаяся особенностью социальной перцепции – фактор, на основе которого анализируется степень привлекательности окружающих. Главная ошибка подобного восприятия заключается в том, что уделяя повышенное внимание внешним качествам, человек забывает об анализе психологических и социальных особенностей окружающих.
  3. «Отношение» основывается на восприятии человека, в зависимости от отношения в сторону его личности. Негативный эффект подобного восприятия основывается на том, что при хорошем отношении и разделении жизненной позиции, человек начинает переоценивать положительные качества окружающих.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве

Методика развития перцептивного восприятия

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, для вызова симпатии у окружающих достаточно простой улыбки. Именно поэтому, желая построить прочную коммуникативную связь с окружающими, следует научиться правильной улыбке. На сегодняшний день существует множество психологических приемов для развития мимических жестов, которые помогают усилить передачу испытываемых эмоций. Управление собственной мимикой позволяет не только улучшить качество социальной перцепции, но и получить возможность лучше понимать окружающих.

Одной из самых действенных методик развития навыков социального восприятия является практика Экмана. Основой этого метода является концентрация внимания на трех зонах человеческого лица. К таким зонам относятся лоб, подбородок и нос. Именно эти зоны лучше всего отображают такие эмоциональные состояния, как чувство гнева, страха, отвращения или грусти.

Умение анализировать мимические жесты позволяет расшифровать чувства, которые испытывает собеседник. Данная практика получила широкое распространение в сфере психологии, благодаря чему, специалист получает возможность построить коммуникативную связь с лицами, имеющими психические нарушения.

Перцепция – является сложным механизмом психического восприятия человека. Качество работы этой системы зависит от множества различных внешних и внутренних факторов. К таким факторам относятся особенности возраста, имеющийся опыт и индивидуальные черты личности.

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

  • Идентификация;
  • Эмпатия;
  • Аттракция;
  • Рефлексия;
  • Стереотипизация;
  • Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

  • Этнические;
  • Профессиональные;
  • Гендерные;
  • Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

  • Первичности;
  • Новизны;
  • Ореола.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Традиция исследования социального восприятия, или социальной перцепции, - одна из наиболее устойчивых традиций в социальной психологии. В ее рамках практически задан весь спектр проблем которые позже начали разрабатываться в новой области психологии. Особенно активно проблемы социальной перцепции дорабатываются в 70-е гг., хотя проблематика существовала почти с самых первых лет выделения социальной психологии в самостоятельную область знания, но не обязательно под этим именем.

Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса [см. 11, с. 117]. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Почти с самого начала исследований социальной перцепции в этом значении было установлено, что термин не в состоянии обозначить весь круг возникающих проблем, например при восприятии одним человеком другого. Коль скоро мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в определенном смысле угадываем черты его личности, то мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание». Один из исследователей этого процесса Р. Тажиури отмечал, что, к сожалению, в английском языке нет достаточно адекватного термина в отличие, например, от французского, где выражение «connaissanse d"autrui» как раз фиксирует не только результат процесса («знание другого»), но и процесс «познавания» другого человека. За этим «познаванием» (в русском языке получил распространение термин «познание») [см. 24] кроется очень многое: не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. Как увидим в дальнейшем, к этому добавилась и потребность понять причины поведения воспринимаемого.

Таким образом, в русле исследований социального восприятия была поставлена проблема понимания социальных объектов. Это

Рис. 2. Схема социально-перцептивных процессов

важно подчеркнуть, потому что, несмотря на наибольшую разработанность межличностного восприятия, социально-перцептивные исследования предполагали широкий класс социальных объектов. Мы неоднократно предлагали полную схему исследований социальной перцепции [см. 9; 11]. Позволим себе воспроизвести ее еще раз (рис. 2).

Как видно, схема включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к своей группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые также могут в принципе восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы /б)" восприятие группой самой себя (7); наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным в исследованиях, назвать его принципиально важно, особенно в перспективе будущего анализа процессов социального познания: во всех восьми обозначенных позициях речь идет не столько о простом восприятии, сколько опознании объекта.

Но даже и в наиболее разработанной области социальной перцепции - исследованиях межличностного восприятия - обозначен целый ряд таких феноменов и механизмов, которые указывают на то, что проблематика явно не укладывается в традиционные рамки изучения перцептивных процессов. Для доказательства этого тезиса необходимо, во-первых, провести сравнение того, как используется термин «восприятие» в общей и в социальной психологии, во-вторых, хотя бы кратко обрисовать весь набор конкретных задач, которые решает социальная психология, изучая межличностное восприятие.

Различия в употреблении самого термина «перцепция» в общей и социальной психологии можно проследить по трем направлениям (6).

1. На уровне описания предмета исследования. В общей психологии предметная область исследования восприятия значительно более определенна, она имеет достаточно четкие границы (несмотря на поиски последних лет, где эти границы расширяются и в восприятие включаются внимание, оперативная память, элементы мышления, о чем уже говорилось в связи с характеристикой когнитивной психологии и отечественного подхода в рамках теории деятельности). Сама история исследований восприятия в общей психологии начиналась с «разведения» различных познавательных процессов, с вычленения восприятия, как одного из них, и лишь впоследствии была осознана их глубокая связь между собой.

В социальной психологии изучение социального восприятия во многом начиналось в рамках когнитивной традиции, поэтому с самого начала акцент в большей степени делался на когнитивные процессы в совокупности: они рассматривались как единое, недифференцированное целое, социальная перцепция среди них не была ясно вычленена, сам термин зачастую употреблялся для обозначения всей сферы когнитивных процессов. Кроме этого (возможно, поэтому) область социальной перцепции включала в себя не только все когнитивные процессы, но и сферы, имеющие в системе общепсихологического знания свой особый статус: мотивацию, эмоции, личность. В общей психологии, даже при условии признания взаимообусловленности всех этих сфер, их качественная специфика достаточно очевидна. В процессах же социальной перцепции когнитивные, мотивационные и эмоциональные аспекты гораздо менее обособлены: они выступают как неотъемлемая содержательная характеристика любого социально-перцептивного процесса. Понятие «пристрастности» сенсорного образа, имеющее в общей психологии более или менее метафорический оттенок, в социальной психологии приобретает прямое и обыденное значение. Хотя в ряде работ по социальной перцепции есть тенденция ограничить проблематику и свести ее только к формированию первого впечатления, в целом предметная область остается достаточно широкой, без обозначения ее четких границ.

2. Второе отличие обнаруживает себя при характеристике структуры перцептивного процесса. В ней можно выделить четыре составляющих: субъект восприятия, объект восприятия, собственно процесс восприятия и результат этого процесса - образ. В общей психологии превалирует изучение собственно процессуальных характеристик, а анализ субъекта и объекта восприятия представлен лишь в той мере, в какой это необходимо для изучения процесса. Субъект и даже объект здесь достаточно «безличны» к смысловой стороне образа. Процесс изучения восприятия заканчивается анализом построения образа, его дальнейшая «судьба» - не предмет исследования.

В социальной психологии, напротив, ранее всего интерес был сосредоточен на выявлении характеристик субъекта и объекта восприятия. Сам же процесс длительное время вообще оставался мало исследованным и оказывался во внимании лишь как условие порождения образа. Наоборот, в постоянном фокусе исследователей социальной перцепции - сам образ как элемент структуры перцептивного процесса. Одна из последних идей А. Н. Леонтьева о рассмотрении образа восприятия как «ориентировочной основы поведения» принципиально важна для социальной психологии. Образ как «результат» социально-перцептивного процесса функционирует далее во всей системе взаимоотношения людей. Более того, иногда «образы» другого человека, группы, какого-либо социального явления более значимы в этих отношениях, чем сами, объекты. При восприятии сложных социальных объектов перцептивная задача поэтому особенно сложна: она состоит в том, чтобы дать одновременную оценку и объективно, и субъективно значимых характеристик этих объектов.

Характеристики же самого процесса социальной перцепции до недавнего времени оставались достаточно скудными, и своеобразный «бум» начался лишь со времени открытия явления каузальной атрибуции, что будет специально рассмотрено ниже.

Но даже учитывая и эту поправку, многие характеристики собственно социально-перцептивного процесса остаются недостаточно изученными. Это касается прежде всего таких качественных характеристик перцептивного процесса, которые в общей психологии описываются при помощи понятий «константность», «целостность», «предметность» и др. Речь не идет о полной кальке с этих понятий и переносе их в социальную психологию, но хотя бы о поиске некоторых аналогов с поправками на специфику самого процесса.

3. Третье различие подходов общей и социальной психологии к проблемам восприятия касается детерминант перцептивного процесса. В общей психологии, по крайней мере в рамках отечественной традиции, культурно-историческая (а следовательно, и социальная) обусловленность перцептивных и других психологических процессов выступает как методологический принцип. При этом конкретная социальная обусловленность восприятия (например, группой, к которой принадлежит субъект или объект) не анализируется. В социальной психологии процесс детерминации описан более подробно: сама деятельность как важнейший детерминант перцептивного процесса определена в ее конкретной форме - «совместная, групповая деятельность». Выявлены также те параметры деятельности, которые детерминируют процесс восприятия (например, уровень ее развития, иначе: теснота кооперативных связей; ее успешность или неуспешность и пр.). Также более подробно выявлены и конкретные параметры восприятия, на которые оказывает влияние совместная деятельность, т.е. их детерминирует. Это и точность восприятия, и его полнота, и его динамика по мере развития совместной деятельности, и, наконец, содержательные характеристики («набор» тех качеств другого человека, которые воспринимаются субъектом восприятия).

Не случайно поэтому, что для социально-психологического исследования перцептивных процессов гораздо более значимо, чем в общей психологии, их изучение в условиях реальной социальной группы [см. 70]. Конкретный анализ социальных детерминант перцептивного процесса - магистральное направление этого блока работ в социальной психологии.

Названные здесь различия в понимании восприятия в общей и социальной психологии свидетельствуют, что в последней восприятие в большей мере включено в спектр других познавательных процессов, а также более непосредственно связано с широким кругом «чисто» социальных проблем. Нельзя при этом сбрасывать со счетов и способность человека как существа, наделенного сознанием, хотеть одного, осознавать другое, говорить третье, а поступать как-то иначе, что было остроумно названо для социальной психологии «проблемой номер один» [см. 103].

Доказательством того, что исследования социальной перцепции вплотную приближаются к исследованиям социального познания, является огромный массив экспериментальных и эмпирических работ, посвященных отдельным сторонам этого феномена. Сюда прежде всего следует отнести многочисленные исследования таких механизмов межличностного восприятия, как роль социальных установок при формировании первого впечатления , роль стереотипов в перцептивном процессе , в том числе при межгрупповом восприятии , а также тех условий, при которых достигается понимание человека человеком. Из последних особое значение имеют механизмы идентификации и рефлексии.

Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека. Однако в действительности механизм не так прост. Полезно различить два значения термина «понимание». В отдельных случаях понять другого человека - действительно означает сочувственно отнестись к нему (что обозначается термином «эмпатия») и принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентификации: ситуация другого человека при этом не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». И хотя такой способ восприятия другого человека существует, вряд ли его можно считать универсальным. В ряде реальных жизненных ситуаций «понять человека» не означает обязательно полностью принять его позицию и даже перейти на нее. Вряд ли это возможно в ситуации следователя, допрашивающего преступника, или педагога, выслушивающего объяснения ученика по поводу его прогула. «Понять» в данном случае- всего лишь принять в расчет объяснения, учесть их, но вовсе не согласиться безоговорочно с ними. «Понимание» в данном случае - гораздо более «когнитивный» процесс, чем сочувственная идентификация: в него в большей степени включены соображения, доводы, поиски аргументов и т.п.

Еще более очевидно близость процесса социального восприятия к социальному познанию проявляется при анализе рефлексии - осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ» партнера. В литературе неоднократно приводится изящный пример Дж. Холмса, поясняющий механизм рефлексии (рис. 3). При общении неких Джона и Генри фактически присутствует шесть позиций: Джон, каким его сотворил Господь Бог; Джон, каким он видит себя сам; Джон, каким его видит Генри. Соответственно, три такие же позиции для Генри. Понятно, что рефлексивные отношения можно было бы проследить и далее: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джона [см. 11, с. 122-123].

Понятно, что рассогласование всех этих построенных и отраженных «образов» имеет огромное значение для взаимопонимания участников общения. Но продумывание всей этой довольно сложной цепочки есть дополнительная работа к простому построению образа: процесс социального восприятия требует здесь включения целого ряда операций, свойственных мышлению, и таким образом «обрастает» дополнительными сложностями и тем самым обогащает себя.

Аналогичные рассуждения можно провести относительно так называемых эффектов межличностного восприятия. «Гало-эффект», или «эффект ореола», означает, что при восприятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предшествующую информацию g человеке, окружающую его определенным ореолом (положительным, как правило, но, возможно, и отрицательным). Это уже очень близко к тому, что, как мы видели, в когнитивной психологии именовалось «схемой».

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется минимальная предварительная информация о воспринимаемом человеке: лишь некоторый набор либо позитивных, либо негативных качеств, якобы ему присущих, как правило, касающихся моральных свойств личности. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число качеств, либо положительных, либо отрицательных, и это тоже - определенная когнитивная «работа».

С этим эффектом связаны два других - «первичности» и «новизны», обусловливающие построение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления информации о нем (какие качества называются вначале и какие - впоследствии). возникновение этих эффектов в полной мере анализируется уже непосредственно в психологии социального познания, поскольку ни связаны со сложной системой организации информации.

Самым же значительным эффектом, а по существу, сердцевиной межличностного восприятия является стереотипизация, то есть построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной или этнической группы. Так, ярко выраженные профессиональные черты v носителя какой-либо профессии («все бухгалтеры - педанты») рассматриваются как черты, присущие всем представителям данной профессии, и т.п. Стереотипизация в процессе восприятия человеком человека может иметь два различных следствия. С одной стороны, она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой - при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия. Особое значение стереотипы имеют в области межэтнических отношений [см. 88; 90]. Хотя феномен описан в многочисленных исследованиях по социальному восприятию, его изучение занимает большое место и в работах по социальному познанию, где вся проблематика, связанная с процессом стереотипизации, значительно обогащается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Социальное восприятие

Введение

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. Процесс понимания и познания человеком другого в ходе общения является обязательной составляющей общения. Условно этот процесс называется социальное восприятие. Социальное восприятие -- восприятие человека человеком.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, потому она всегда воспринимается другими людьми как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, будто «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности за внешними проявлениями. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка ее, и попытка понять ее логику поступков и ход мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

Практическая значимость данной работы над заданной темой заключается в том, что подробное изучение социальной психологии и социального восприятия, как его аспекта позволяют лучше понимать механизмы, которые работают в социальной среде.

1. Понятие социального восприятие

Социальное восприятие -- это один из основных и наиболее важных аспектов социальной жизни; наши попытки понять окружающих являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и принимают множество различных форм. Две из них наиболее важны. Во-первых, мы пытаемся понять чувства, настроения и эмоции других людей -- то, как они чувствуют себя в данный момент. Такую информацию мы часто получаем благодаря невербальным сигналам, к числу которых относятся выражение лица, контакт глаз, позы и движения тела. Во-вторых, мы пытаемся также понять и более глубинные причины поведения других людей -- почему они ведут себя именно так, а не иначе, стремимся понять их мотивы, намерения и особенности.

Традиция исследования социального восприятия -- одна из наиболее устойчивых традиций в социальной психологии. В ее рамках практически задан весь спектр проблем, которые позже начали разрабатываться в новой области психологии. Особенно активно проблемы социальной перцепции дорабатываются в 70-е гг., хотя проблематика существовала почти с самых первых лет выделения социальной психологии в самостоятельную область знания, но не обязательно под этим именем. Термин «социальное восприятие» («социальная перцепция») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look). В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность.

Процесс социального восприятия является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин "восприятие" не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как "познание другого человека" в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Cоциальное восприятие зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. В социальном восприятии непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социального восприятия, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия.

2. Структура и механизмы социальной перцепции

«Идентификация» (от позднелатинского identifico - отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, - эмпатией.

«Эмпатия» - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной и чувственной поддержки объекта восприятия. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere - привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников.

Симпатия (от греч. Sympatheia - влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия -- это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, -- важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир -- самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация». Стереотип - это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого-либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация -- это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.

Существуют следующие социально-перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе, о партнере по общению и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид. Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию.

3. Стереотипы социального восприятия

Стереотипы формируются, потому что нам необходимо обобщать информацию об окружающих людях: мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Стереотипы в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде "женщины более эмоциональны, чем мужчины" или "англичане сдержанны и чопорны".

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии "группы, работающей над исследовательским проектом", и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Большая часть стереотипов -- это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы -- злой человек, очкарик -- умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый -- значит, хороший". Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным -- пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой -- членов других групп. Понятие "группа" в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне -- от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако, как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов -- феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы "претендента на должность": если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали "претендентов" (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип "старые люди дряхлеют и много болеют" приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

Заключение

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальное восприятие - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных.

В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Список использованной литературы

социальный восприятие познание

1. Андреева Г.М. Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 2008.

2. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. -- М, 2008.

3.Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной психологии. - М., 2002.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство \"Питер\", 2009 - 712 с.

6. http://www.elitarium.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Механизмы взаимопонимания в процессе общения, факторы восприятия. Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей. Формирование первого впечатления о другом человеке. Эффекты межличностного восприятия. Реализация функции обратной связи.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    реферат , добавлен 25.02.2006

    Восприятие человека, целостное отражение восприятия в чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Механизмы восприятия и понимания людей друг другом. Возрастные и профессиональные особенности, формирование понятий о личности человека.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком. Методы исследования социальной перцепции детей младшего школьного возраста с нарушением умственного развития. Особенности самовосприятия младших школьников с нарушением интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Образ человека, его структура и формирование. Механизмы восприятия людьми друг друга. Индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком.

    реферат , добавлен 24.05.2015

    Физиологические основы восприятия. Форма познания действительности. Свойства и функции восприятия. Виды восприятия. Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие. Регулирование деятельности мозга. Различия в восприятии мира.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Социальная перцепция как процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие общности. Содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. Явление аттракции.

    реферат , добавлен 26.05.2013

    Общая характеристика, физиологические основы и основные свойства восприятия человека. Сложные формы восприятия. Принцип фигуры и фона. Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Восприятие внешних признаков человека. Создание собственной стратегии поведения. Варианты социально-перцептивных процессов. Механизмы социальной перцепции. Эмпатия, аттракция и рефлексия.