Особенности индивидуума зависят от егоспособа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельностиобусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие обеспечивает человеку специальный орган, который называется он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

Глава XII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

§74. Психические свойства личности

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И. П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И. П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов - возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,- пояснял он,- что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство - высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,- сила, равновесие и подвижность нервных процессов - не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,- писали Маркс и Энгельс,- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина - Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества... Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

12. Психологическая характеристика темперамента Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

Глава 2 Психологическая характеристика творческого процесса 2.1. Этапы творческого процессаСуществует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 10 Психологическая характеристика различных видов одаренности Выделяют несколько видов одаренности, но преимущественно в публикациях речь идет об исследовании интеллектуальной, художественной и спортивной одаренности. Говорят также об организаторском

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

ГЛАВА 11 Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессийИнтеллектуальных профессий очень много. Их разделение по классификации Е. А. Климова и изучение у них

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги Уловки в споре автора Винокур Владимир Александрович

Психологическая характеристика труда Труд в целом не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения являются поэтому никак не труд в целом, а

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Глава 8. Психологическая характеристика профессиональной помогающей деятельности В цивилизованных обществах, отличающихся высокой степенью разделения труда, существуют независимо от характерных особенностей, способов и средств службы, специально направленные на

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛОВОК Достаточно строгого определения понятия «уловки в споре» нет. Этим термином обычно обозначают заведомо некорректные приемы ведения спора, своеобразные подножки, «диверсии», попытки достаточно грубого манипулирования партнером в

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Глава 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящей главе будут рассмотрены психологические особенности оперативно-розыскной и следственной деятельности, связанные с раскрытием преступлений, с установлением виновных и

Из книги автора

10.1. Психологическая характеристика потерпевшего Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся

68. Типы темперамента и их психологическая характеристика Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конспект лекций

По дисциплине: «Основы общей психологии»

Тема: «Общая характеристика психологии как науки. Основные отрасли психологии»

В научных исследованиях духовные качества человека принято называть психическими, а наука, которая занимается их изучением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психологии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди, прежде всего, говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была недовольна выбором сына и приложила все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Однако Эрот и Психея преодолели все преграды, их любовь победила. Для греков этот миф был образцом истиной любви, высшей реализацией человеческой души. Психея стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология», хотя и встречалось в литературе еще в X веке, но как обозначение науки о душе было введено немецким философом Х. Вольфом только в XVIII веке (в книгах «Рациональная психология» и «эмпирическая психология»). Психология - молодая отрасль знаний, которая выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Она динамична и перспективна, поскольку отвечает на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. Вместо термина “душа” в современной научной психологии применяется термин “психика”.

Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

В свою очередь, психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознание - высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Рассмотрим основные особенности психологии как науки.

Во-первых , психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материей, называемым психикой.

Во-вторых , задачи психологии сложнее задач любой другой наук, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя (в психологии сливаются объект и субъект познания (человек изучает самого себя).

В-третьих , психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное оформление связывают с 1879 когда, когда немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии.

В-четвертых , психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет:

· глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;

· научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением;

· лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Предмет изучения современной психологии - психические процессы, психические состояния и психические свойства личности .

Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. Психические процессы включают три основные стороны душевной жизни: познание, чувства и волю. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление; с их помощью мы постигаем мир и самих себя. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни. Воля обеспечивает регуляцию поведения.

Психические состояния - целостные проявления личности, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми, трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: направленность, мотивация, темперамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психические свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в поведении и деятельности.

Поэтому основными задачами современной психологии являются:

· изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов:

· анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;

· изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

· содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и особенности развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетенции, возникают во всех сферах жизни человека, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора, учитывающего широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств человека, проявляемых в его жизнедеятельности.

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

С точки зрения изменения представлений человека о психических явлениях в процессе исторического развития и изменения предмета исследований психологической науки в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором - как наука о сознании, на третьем - как наука о поведении, а на четвертом - как наука о психике. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны - непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук - философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно, что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, и всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии: идеалистическое и материалистическое.

Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Подобные взгляды вполне объяснимы, поскольку идеализм зародился тогда, когда люди, практически не имея никаких представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа - души и духа, который вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика - вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э.) говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа -- психея. Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Чем душа суше, тем она мудрее.

С идеей огня как основой существующего мира мы встречаемся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который разработал атомистическую модель мира. Согласно ему, душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.

С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Арист о теля (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель но праву может считаться основателем психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, -- это целесообразно работающая органическая система. Главная сущность души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма.

Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) - Платоном (427-347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярко выражен его идеализм. Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Душа - самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Следующий крупный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1596-1650). Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения.

Исходя из своей точки зрения, Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение - верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю - значит, существую». Далее, отвечая на вопрос «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление - это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. - постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в самом себе, - это его созн а ние.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. психология процесс поведение человек

На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто главным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ Джон Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство - рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться ассоциативное направление. Возникновение и становление ассоциативной психологии было связано с именами Д. Юма и Д. Гартли.

Английский врач Д. Гартли (1705-1757), противопоставляя себя материалистам, тем не менее, заложил основы материалистической по своему духу ассоциативной теории. Причину психических явлений он видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система - это система, подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма: и восприятие вибраций во внешней среде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц.

Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.

Однако со временем широкое распространение метода интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному кризису. С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, а, следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Более того, поскольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения. Поэтому на практике интерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались только профессиональные психологи.

Так, бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами, обусловленными развитием промышленного производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки - им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behavior - «поведение» ) и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии.

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие - путем самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что, в конечном счете, наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление - поведение.

По мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Как вы уже поняли, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная паука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этане сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

В конце XIX -- начале XX в. в России развиваются такие психологические направления, как общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконип. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца - организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР - входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.

Завершая данную тему, необходимо отметить, что психология прошла длительный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Современная психология - это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решает то пли иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Выделяют следующие отрасли фундаментальной психологии:

· общая психология - отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи но исследованию индивида - конкретного представителя вида Homo sapiens . Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.

· возрастная психология , изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.

· дифференциальная психология -- отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

· социальная психология , изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаютсятакие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Отрасли прикладной психологии:

· педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию высшей школы.

· политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

· психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

· медицинская психология , изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Структура медицинской психологии включает следующие разделов: клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

· инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; анализ психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология - отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, - включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетич е ские (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицинская психология включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психокоррекцию и др. Аналогично в инженерной психологии можно выделить следующие разделы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.

В заключение следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки - психологии - и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо, прежде всего, ознакомиться с ее фундаментальными основами.

1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресса, 2002.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. 3-е изд. - М.: Университет, 2000.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, Астрель, 2008

4. Еникеев М.И. Общая психология: Учебник для вузов. - М.: Приор, 2002.

5. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М., 1999.

6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2003.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, Академия, 2007.

8. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Высшее образование, 2008.

9. Психология: Учебник для гуман. вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.

11. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики: Учебно-методическое пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные отрасли современной психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Постулаты ассоцианизма Аристотеля, Т. Гоббса. Основы идеалистического понимания души.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Предмет психологии, методология и методы науки. Эволюционное введение в психологию. Изучение проблемы возникновения и развития психики, сознания человека, нейрофизиологических основ психической деятельности, особенностей поведения в социальной среде.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2014

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Рассмотрение понятия и сущности клинической психологии как науки, изучающей поведенческие особенности людей в ситуациях различных психических заболеваний. Изучение структуры данной науки. Характеристика основных направлений клинической психологии.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.



ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(англ. psychological characterization ) - форма изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении , деятельности , особенностях личности , материалы, собираемые путем систематического наблюдения , проводимого в различных жизненных ситуациях). См. .

Х. п. м. б. использована в качестве вспомогательного метода в различных исследованиях: психологическом, социологическом, педагогическом, мед. и др. В этих случаях Х. п. составляется в соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь существенные для решения поставленной в исследовании задачи.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    характеристика психологическая - совокупность сведений об индивидуальных особенностях личности. Х. – содержит конкретные данные об изучаемом (его поведение, деятельности психических особенностей). Х. – может быть использована как вспомогательный метод в изучении личности. Но… …

    Психологическая совместимость - Психологическая совместимость характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… … Википедия

    Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. refractarius упрямый. Категория. Характеристика нервного процесса. Специфика. Затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за предыдущим.… … Большая психологическая энциклопедия

    Психологическая совместимость - в авиации характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости»,… … Энциклопедия техники

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - – характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психологическая совместимость Энциклопедия «Авиация»

    психологическая совместимость - в авиации — характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости» … Энциклопедия «Авиация»

    ХАРАКТЕРИСТИКА - литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь

    Представляет собой описание психологических особенностей труда следователя, на основе которого определяются: требования, предъявляемые к его профессионально значимым психологическим качествам, критерии профессиональной пригодности к следственной… …

    Мораль и право связаны неразрывно. Право призвано утверждать в жизни общества добро и наказывать зло, устанавливать справедливость и устранять несправедливость. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.… … Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя , Шадриков Владимир Дмитриевич. Рассмотрены различные подходы к описанию нормального (психически здорового) человека отечественных и зарубежных психологов. Проанализированы идеологические, теоретические и методологические… Купить за 339 руб
  • Психологическая наука в России ХХ столетия. Проблемы теории и истории , Брушлинский Андрей Владимирович, Анцыферова Людмила, Знаков Виктор Владимирович, Кольцова Вера Александровна, Олейник Ю. Н., Абульханова-Славская К. А., Тугайбаева Б. Н.. В книге дана общая характеристика психологической науки в России XX века и на этом фоне проанализированы некоторые основные линии развития в психологии личности, всоциальной психологии и…

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т.д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.