Стихотворение «Сытые» поднимает проблему неравенства в стране. Само название стихотворения передаёт авторское отношение к богатому обществу: Блок презирает его. Люди, утонувшие в «груде рюмок, дом, старух», скучали и не жили, они пресытились богатством. Их мир внезапно пошатнулся: «свет электрический потух». Люди оказались беспомощными: «С трудом шевелятся мозги», автор сравнивает их со свиньями, чьё корыто опрокинули и встревожили прогнивший хлев.

Эпитет «прогнивший хлев» создаёт образ прогнившего общества, бездуховного и передаёт презрение лирического героя. Восклицательные предложения подчёркивают неравнодушность лирического героя к происходящему, но он понимает, что невозможно разрушить привычную сытость этого общества. Решение проблемы лирический герой находит в новом поколении, которому, «неприлично их старой скуке подражать».

В стихотворении «Фабрика» звучит тема расслоения общества, лирический герой так же, как и в «Сытых» не хочет мириться с неравенством, он обличает богатых, которые смеются над нищими. Блок в этих двух стихотворениях высказывает свой протест богатым, «сытым» людям, не замечающим ничего вокруг кроме себя.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

На вопрос помогите с анализом стихотворения Блока - Сытые заданный автором Teti лучший ответ это В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”.
Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.
Блок увидел, что внешний мир - это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому - мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.
Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир - это еще мир боли и скорби. Нет здесь.радости и любви.
В стихотворении поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - "сытые" - "скучали и не жили", в то время как кругом слышались "мольбы о хлебе". Но вот началась революция, слышен "красный смех... знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев! "
Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:


Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.
“Сытые” - образец социальной сатиры, в котором автор рисует мир “важных чрев”. Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на разрушение. Знаменательно, что герой не ратует за революционное насилие, предлагая иной, “естественный” выход:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.

«Сытые» Александр Блок

Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.

И вот - в столовых и гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных -
Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах - жёлтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.

Так - негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещён,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамён!

Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.

Анализ стихотворения Блока «Сытые»

Время создания произведения - 1905 г., период массовых антиправительственных выступлений и забастовок. Стихотворение «Сытые» вошло в поэтический цикл «Город», в котором доминируют дисгармоничные, тревожные и трагические образы, символизирующие душевную опустошенность и предчувствия грядущих социальных потрясений.

Художественное пространство «Сытых» разделено на два мира - старый «прогнивший» и новый, живой и радостный. Лирический герой, выражающий точку зрения автора, не скрывает своих предпочтений: он сочувствует людям нового мира и презирает тех, кто цепляется за отживший жизненный уклад.

Средства выражения авторской модальности разнообразны. В зачине лирический субъект прямо обозначает свои эмоции, порожденные видом скучающего общества. Образ смятых «белых цветов» - метафора жизни, прошедшей бессмысленно и бесполезно.

Авторскую оценку демонстрирует бытовой случай, когда во время «обеда чинного» пропадает электричество. Изменения в освещении раскрывают внутреннюю сущность приверженцев старого уклада. Сатирическая картина складывается из фантасмагорических деталей. Ряд начинается с «желтых кругов», которые можно посчитать отражением пламени свечей на лицах сидящих. В колористической доминанте образа задействован оттенок, наделенный четким смыслом в рамках поэтики Блока. Желтый является атрибутом пошлости, бездушия и лицемерия общества «сытых». Эпитет «пергаментные» и метафора «шипят», использованные для характеристики речи, изображение почти неподвижных «мозгов» - все эти художественные средства призваны создать отталкивающий облик «бывших». Уничижительные формулировки завершаются образами опрокинутого «корыта» и «прогнившего хлева». Детали, работающие как ориентиры, позволяют читателю легко реконструировать прозрачное сравнение со свиньями, вытекающее из контекста.

Описание нового мира отличается лаконичностью. Оно организовано при помощи запоминающейся катахрезы «красный смех». К ней примыкает сравнение с «чистыми детьми», которым «неприлично» перенимать вредную привычку к скуке. Герой упоминает об отношениях между двумя полюсами: «бывшие» боятся представителей молодого движения, полных энергии и воли к борьбе.

Лирический субъект отказывает в будущем традиционному миру, которому придется довольствоваться «скудным жребием». Прекраснодушный герой, руководствуясь гуманистическими предпосылками, благородно позволяет «сытым» дожить свой век, не изменив привычкам.