План работы кружка «Умелые ручки»

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Задачи:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

9. формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Работа с родителями: в направлении личностно-ориентированного развития привлечь родителей и др. членов семьи для участия в кружке.

Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Сроки работы кружка: октябрь - май.

Дни и время посещения кружка: вторник – 16.00 ч.-16.20 ч.

Участники: дети, педагоги, родители детей.

Критерии и оценки: творческий подход к идее организации кружка и его названии «Умелые ручки» с привлечением социума.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

п.п

Тема

Вид работы

октябрь

«Листопад»

Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

« Витамины»

Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф

«Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина

«Красивый браслет»

Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

ноябрь

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

«Ёжик»

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

«Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

«Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январь

«Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

«Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

«Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

«Рыбка»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

«Гусеница»

Аппликация из комочков бумаги

март

«Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

«Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

«Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

«Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

«Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

«Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

Аппликация из ткани

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Принята педагогическим советом

школы-интерната

Протокол № _____________

от « ____» ________________ 2013

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Руководитель Н.Н.Смагина

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы-интерната и дома.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Рекомендуемый возраст детей: 10-14 лет. Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 9 человек по принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности работы.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет? часов в год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей VIII вида, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

Обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

Аккуратность;

Четкость выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения;

Наличие творческого элемента.

«Зачеты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

    названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

    правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

    правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров(шишки, коряги), сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др.

Дети учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

Вводное занятие

Экскурсия

«Волшебница природа»

«Бумажные фантазии»

«В царстве тканей и ниток»

«Пластилиновая страна»

«Остров ненужных вещей»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во часов

Форма учебного занятия

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие

Беседа. Правила работы и техники безопасности.

теоретическое занятие

Экскурсия в природу .

Сбор природного материала.

прогулка, практическое занятие

«Волшебница природа!»

(работа с природным материалом – изготовление аппликаций;художественное конструирование)

Теоретическое занятие;

Аппликация «Панно из осенних листьев»;

Аппликация «Разноцветная мозаика»

с использованием семян, листьев, гальки;

Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь»;

Изготовление фигурок животных из шишек, желудей, каштанов;

Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретическое занятие;

Изготовление цветов из салфеток;

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

Поделки из бумажных тарелок;

Изготовление елочки из бумажных салфеток;

Контурное вырезание из бумаги

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«В царстве тканей и ниток»

(работа с тканью, нитками, пуговицами)

Теоретическое занятие;

Панно «Аквариум»;

Панно из разноцветных косичек;

Знакомство со схемами по вязанию крючком;

Вязание цветов по схеме;

Вязание салфеток по схеме.

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«Пластилиновая страна»

(работа с пластилином)

Теоретическое занятие;

Аппликация на диске «Веточка»;

Аппликация «Ёж-грибник» с использованием бумаги, семечек;

Аппликация из шариков «Мимоза»;

Аппликация «Паучок»;

Аппликация с использованием макарон, крупы «На морском дне»;

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«Остров ненужных вещей»

(работа с бросовым материалом)

Теоретическое занятие;

Изготовление сувенира «Яблоки»;

Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

Список литературы

1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.

2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.

3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.

4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,

Волгоград.«Учитель», 2010 г.

5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.

«Академия развития», 2006 г.

7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.

9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.

10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.

«Учебная литература», 2007 г.

РабочееПрограмма

... __″______″ 2011г. Адаптированная программа КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ » Срок реализации:1год Возраст детей... их и совершенствовать. В рабочей комнате планирую организовать постоянно действующюю... -правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для обучающихся 3-4 классов

Пояснительная записка
Творческая деятельность, т.е. создание оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона¬ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития. В ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование- наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Ра¬бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспи¬тательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправлен¬нее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Умелые ручки». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 9-13 лет. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с бумагой, тканью, мехом, кожей и т.д.) народа, проживающего в родной местности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.


Цели кружковой работы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я вижу - и запоминаю, я делаю – и понимаю.

Задачи кружковой работы
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 9 -13 лет, на 3 года обучения: 2 часа в неделю.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Скачать Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для обучающихся 3-4 классов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41 ст. Новокорсунская

Программа рассмотрена. Утверждаю заведующая

На заседании педагогического МБДОУ Детский сад№41

совета МБДОУ Д /с № 41 ____________О.Н.Просветова

Протокол № ___ «__»___________2015 год

«__»___________2015 год

ПРОГРАММА


КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

«Очень умелые ручки»


Разработала: воспитатель МБДОУ

Детский сад № 41 Н.Н.Карасёва

Пояснительная записка………………………….……3

Список детей…………………………………….…….6

Перспективное планирование………………….…….7

Методическое обеспечение реализации программы.......................................................................9

Прогноз результативности……………………...……11

Литература…………….………………………………12

Пояснительная записка

Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то Т. С. Комарова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.

На сегодняшний день существует несколько основных направлений, которые позволяют понимать процесс формирования творчества. Одним из них является качество личности от рождения, из данного можно сделать вывод, что творчеству нельзя научить. Такие авторы как А. В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А.Эренцвейг предлагают создавать условия для формирования творчества, при этом делать акцент на окружающую жизнь. Дети, посещающие дошкольное учреждение непрерывно связаны с окружением извне: домашняя, уличная обстановка, социум.

Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская-это авторы следующего направления, которые доказывают, что творчество-самовыражение личности, оно происходит самостоятельно, но при этом нужно создать определенные условия для его формирования.

В создании данной программы затронуты только поверхностно два выше описанных направления. За основу разработки данной программы было выделено направление представителей приближенных к дошкольному образованию: О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев,

С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова. Данные авторы выделяют творчество как процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Для данной программы важно мнения данных представителей. В процессе создания кружковой программы было положено в основу результаты исследований третьего направления. «Творчеству можно научить, и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности».

Художественное творчество-деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес. Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей подготовительной к школе группе. Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

«Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы «Очень умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Цель программы кружка «Очень умелые ручки» :

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;

развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Задачи:

Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обогащать словарь ребенка, специальными терминами; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; развивать пространственное воображение; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой; учить аккуратности, умению бережно и экономно, использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Очень умелые ручки» рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (6-7 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям.

Данная образовательная программа является авторской (разработана индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме реализации), общей (по особенностям развития детей), комплексной (по содержанию и видам деятельности), одногодичной (по срокам реализации).

Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

    Связь теории с практикой;

    Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;

    Дифференцированный подход;

    Системность и непрерывность работы;

    Сотрудничество педагога и кружковца;

    Многообразие видов и форм деятельности;

    Комплексность;

    Принцип свободы выбора.

РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА:

ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Среда или четверг

ВРЕМЯ: 15.45

Список детей:

1.Марина Ника

2. Евдощенко Кирилл

3.Дидюхин Саша

4.Яковлев Никита

5.Каун Вика

6.Григорян Ромела

7.Абромян Ануш

8. Кирий Даша

9.Фоменко Эля

10.Филипова Надя

Перспективное планирование

О К Т Я Б Р Ь

Раздел

Тема

«Золотая осень»

«Путешествие в мир природного и бросового материала»

«В гости к стране Листопадии»

«Отбор и подготовка материалов к поделке

«Осенний лес»

Коллективная работа «Осенний лес»

(поделка из природного материала)

Н О Я Б Р Ь

«Удивительный мир тесто пластики»

«Знакомство с тесто пластикой»

«Приготовление теста»

Коллективная работа: панно «Зимовье зверей»

Коллективная работа: панно «Зимовье зверей» (и приклеивание к основе)

Д Е К А Б Р Ь

«Здравствуй, Зимушка-зима»

«Разговоры зимним вечером»

Пейзаж «Зимушка - зима» (подготовка, подбор и к изготовлению)

объемной аппликации, воплощение задумки)

Оформление пейзажа «Зимушка-зима»

Я Н В А Р Ь

«Крупинка»

«В гости к Крупинке»

Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы)

Ф Е В Р А Л Ь

«День защитника Отечества»

«Праздник День защитника Отечества »

«Подарок папе»

(изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок)

Коллективная работа «Военная техника» (объемная аппликация)

М А Р Т

«Весенние красоты»

«Подарок мамуле к празднику»

Музыкально-игровая беседа «Королева Весна»

Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка к коллективному панно из ткани)

Коллективное панно «Разноцветные розы»

А П Р Е Л Ь

«В мире прекрасного»

«Наши соседи - комнатные растения» (беседа с использованием музыкального сопровождения)

«Цветочное оригами»

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

Коллективное панно «Волшебный цветок»

1. «Золотая осень ». Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа : Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)

Материал к занятию : семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.

2. «Удивительный мир тесто пластики». Беседа. История создания тесто пластики. Знакомство с тесто пластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тесто пластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа : Коллективная работа: панно «Зимовье зверей».

Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 столовые ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.

3. «Здравствуй, Зимушка-зима». Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).

Материал к занятию : Картон: синий, чёрный, белый. Ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек. Открытки с изображением зверей. Вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт. Картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.

4. «Крупинка». В гости к Крупинке. Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Веселая крупинка». Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы).

Материал к занятию : Различные крупы (не менее 4 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.

5. «День защитника Отечества». Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тесто пластика изготовления военной техники.

Материал к занятию : мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 столовые ложки растительного масла. Чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто. Картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.

6. «Весенние красоты». Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.

Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).

Материал к занятию : ткань разных цветов, веточки, листочки. Кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.

7. «В мире прекрасного». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатные растения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».

Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Рисование «Мои любимые цветы», Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».

Материал к занятию : кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, бобы, горох, комнатные растения, листы А - 4.

Методическое обеспечение реализации программы

Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение художественного образа это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:

1.Использование игровой деятельности;

2.Воспроизведение музыкальных композиций;

3.Чтение художественной литературы;

4.Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;

5.Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).

Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредствам:

    Создания благоприятной эмоциональной сферы;

    Внедрение активных методов работы с детьми;

    Предпочтения и интерес детей;

    Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;

    Создание рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.

Итогом творческой работы кружка являются отчетные занятия 2 раза в год:

    Январь- №4

    Апрель- №4

  • Выставки детских работ

Материально-технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.

Наглядные пособия и дидактический материал:

    Памятки с правилами по технике безопасности.

    Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками, альбомы: «Осень золотая», «Весна», «Цветы».

    Методическая таблица: «Основные приемы изготовления соленого теста».

    Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно, открытки.

Технические средства: музыкальный центр, компьютер, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.

Инструменты и материалы:

    Ножницы (8 штук), простые карандаши (8 шт.), ластик (8 шт.), клей ПВА (8 бутылок), фломастеры (8 упаковок), гуашь (6 коробок), кисточки (по 3 шт. разного размера каждому кружковцу), двусторонняя цветная бумага, цветной картон, листы А4, салфетки (8 шт.), стаканчики (8 штук).

    Природный материал: Засушенные растения, листья, веточки, семена, шишки, камешки, пух, перья.

    Виды бытовых отходов: пенопласт, пластик (сэндвич панели), ткань разных цветов.

    Разное: крупа, мука, соль, вода.

Прогноз результативности

Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.

Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и обрабатывать природный материал;

Владеть: техникой аппликации, рисования, тесто пластики, оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.

Ожидаемые результаты:

1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

2. Умение находить новые способы для художественного изображения;

3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

4. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

5. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

6. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Для определения уровня развития используются наблюдения и анализ продуктивной деятельности детей, после оформляются диагностические карты, на основе которых рассматривается личностно-ориентированный подход.

Литература:

А. Мелик-Пашаев. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007

Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 6-7 лет

Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» от 6 до 7 лет

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре, И «Просвещение», 1992 г.

Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 6-7 лет, И «Мозаика-синтез», 2011 г.

М.Ю. Картушина «Конспекты лого ритмических занятий с детьми 6-7 лет», 2007 г.

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 2011 г.

Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012 г.

В рамках организации работы детского досуга в МБОУ Развилковской СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Ленинского муниципального района Московской области в летнем оздоровительном лагере “Факел” в 2009 году был организован кружок “Умелые ручки”, которым руководит учитель начальных классов Юркина Наталья Анатольевна. Проект основан на опыте преподавания ученикам начальных классов базовых знаний о народных промыслах.

Данная работа пишется на основании деятельности кружка за лето 2013 года.

Ежегодно для кружка разрабатывается новая программа. Учебный план и сетка проведения занятий кружка утверждены заместителем начальника лагеря по воспитательной работе Л. Ю. Величкиной и директором летнего оздоровительного лагеря “Факел” В.А. Роговой.

Количество занятий 8х3=24 часов за 1 лагерную смену, 2 раза в неделю с каждым отрядом (отрядов 3 в среднем по 20–25 человек).

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования кружка “Умелые ручки” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”, локального акта о программе дополнительного образования МБОУ Развилковской СОШ с УИОП от 26.05.2013 г приказ №1.

Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, работе с бумагой и картоном.

Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны , т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой (“Квиллинга” нет).

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно– нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – “от родного порога в мир общечеловеческой культуры”.

Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Главный смысловой стержень программы. (Приложение 1)

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Направления работы:

  • Изготовление цветов в технике квиллинг.
  • Изготовление сувениров и открыток к празднику.
  • Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7–13 лет.

Тип программы: Программа является модифицированной на основе программ: “Волшебная бумага”(авт. Мячина С.В.), “Бумажные фантазии”(авт. Шабунина И.А.), “Волшебство квиллинга”(авт. Осипова В.А.).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 13 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря).

Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 2 раза в неделю в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Факел” в первой половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы : теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Режим занятий – занятия проводятся по отрядам 2 раза в неделю с 9.15 до 12.00 в кабинете № 342 школы с 3 июня по 27 июня 2013 года. Всего планируется провести 8 занятий для каждого отряда.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Программа предусматривает формирование навыков:

1) чтения простейших схем по лепке из бумаги;
2) изготовления простейших игрушек и композиций;
3) украшение предложенных изделий краской.

Программа призвана:

1) Развивать наблюдательность, зрительную память.
2) Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
3) Развивать моторику рук, глазомер,
4) Развивать духовно– нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) Способствовать сохранению здоровья школьников.

Формы подведения итогов:

  • По окончанию курса дети выполняют отчётную работу.
  • Текущие и отчётные работы представляются на отчётных выставках в школе (на стендах)
  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихсяпосле прохождения каждой темы.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:
– цветную бумагу,
– гофрированный картон;
– картон белый и цветной,
– клей (наилучшим является клей ПВА),
– зубочистка.

Инструменты : ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Учебно-тематический план занятий . (Приложение 3)

Материальное обеспечение программы:

Видеомагнитофон, видеокамера, проигрыватель дисков, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, таблицы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок бумаги, картона, кистей для клея, ножниц, зубочисток, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

Приложение 5. Работы ребят.

Методическое обеспечение программы

  1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996.
  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.
  4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.
  1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
  3. Джейн Дженкинс . “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
  5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
  6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с.