«...Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком... Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстетического воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и исполнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...». Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(моделирование художественно-творческого процесса)

Выполнила:

Музыкальный руководитель

МБДОУ « Детский сад № 1 «Якорек» комбинированного вида г. Гаджиево Мурманской обл.

Иванова Ю.П.

Проверила:

Головина Б.Г.

Мурманск 2012

Введение

Часть I. Теоретическая. Психолого – педагогический аспект.

1.1. Термин «технология» в педагогике.

1.2. Моделирование художественно – творческого процесса.

Часть II. Практическая. Формы и методы работы с детьми.

2.2. «Выбери музыку».

2.4. «Сочиняю музыку».

2.5. «Ребенок и музыка».

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из новых для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимости для правомерного использования степени сформированности.

Новизна подхода к исследованию процесса формирования музыкальной культуры заключается, в основном, в интерпретации полученных данных. На первый план выступают не отдельные по казатели по отдельным методикам (ходя они и дают известное представление о состоянии и уровне развития музыкальной куль туры), а понимание того или иного частного результата как формы выражения тех или иных сторон духовного развития ребенка, как формы духовно-эмоционально го отклика на высокие духовные ценности искусства. Идея такой интерпретации данных становится «ключом» ко всем методикам, где духовное обязательно присутствует и должно «прочитываться» воспитателем - исследователем (а музыкальный руководитель исследуя процесс раз вития музыкальной культуры детей, как бы «автоматически» об ретает этот статус) во всех единичных компонентах формирова ния музыкальной культуры. Потому в исследование входит специ альная методика, призванная образно выразить оценку ребенком своих взаимоотношений с духовной сущностью музыки.

Цель данного реферата – эксплицировать круг понятий, теоретических знаний и методик, характеризующих новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. Рассмотреть психолого – педагогический аспект, связанный с применением новых технологий в педагогике.
  2. Исследовать моделирование художественно – творческого процесса.
  3. В практической части отразить формы и методы работы с детьми.
  4. Сделать выводы в соответствии с поставленной целью.

Методами исследования является изучение методической литературы и интернет – ресурсов.

Часть I. Теоретическая.

Психолого – педагогический аспект.

  1. Термин «технология» в педагогике.

Развитие педагогической науки показывает, что появление термина технологии и направления исследований в педагогике не является случайностью. Почему же «случайный» переход термина «технология» из сферы информационных технологий в педагогику на самом деле не случаен и имеет под собой серьезную основу. Определение технологии, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии музыкальный руководитель выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в музыкальном образовании. В качестве таковой может выступать определенный объем музыкального материала. Таким образом, основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Также можно выделить следующие задачи:

  1. привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  2. научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  3. способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  4. привить основы художественного вкуса;
  5. научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  6. обучить основам музыкальной грамоты;
  7. сформировать потребность в общении с музыкой;
  8. смоделировать художественно – творческий процесс.
  1. Моделирование художественно – творческого процесса.

В качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на музыки (вообще на занятиях искусства), должно выступать моделирование художественно-творческого процесса, когда воспитанники ставятся в позицию творца-композитора, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себе и для других людей. Моделирование художественно-творческого процесса – это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри» и проживание самого момента воссоздания. Особенно это важно при освоении детьми сочинений, которые всегда были предназначены только «для слушания»; это важно и для освоения пласта народной музыки – фольклора, когда дошкольники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины; это важно и при освоении (разучивании) любой песни, и для инструментального музицирования. Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда ребенок в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Трудно ли различать «народную» и «композиторскую» музыку? Оказывается, это различие дети почти безошибочно чувствуют уже… с четырех лет!

Цель подобных вопросов ясна: прежде чем что-либо делать, ребенок должен понимать смысл своей деятельности. Потому и необходимо смоделировать творческий процесс, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, т.е. говоря научно, исследовал бы свои ценностные ориентации в этом мире: что значимо для него такое, что может стать значимым для всех людей. И это важное, называемое в искусстве «художествен ной идеей», будет затем определять выбор всех музыкальных средств. Только пройдя путь творца, ребенок может понять, что значит как делать мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать. Может быть, после таких опытов дети перестанут говорить, что они поют в хоре, «чтобы развивать свой голос, потому что вместе интересно»; хотят быть артистом, чтобы «выступать на сцене, мне будут хлопать»; хоро шо играть на инструменте - это значит «играть правильно все ноты и выполнять указания учителя» и многое другое. Понятно, что этот универсальный метод совершенно органи чески применим на занятиях музыки. А можно ли метод моделиро вания художественно-творческого процесса применить к занятиям ритмики, художественного движения, музыкального театра, и вообще в свободной музыкальной деятельности? Как это осуще ствить?

В связи с методом моделирования художественно-творческого процесса уместно поставить вопрос о пересмотре отношения к детскому музыкальному творчеству. Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид дея тельности, связанный прежде всего с импровизацией. Однако это «творчество» в прак тике сводилось к усвоению детьми традиционных «общемузыкальных» ритмических и мелодических формул, интонационных схем, когда мышление, внутреннее слышание детьми музыки движется по заранее определенному пути. Такой подход к творчеству является неправомерным, так как любая форма приобщения к искусству являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу, должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия.

Критерием творчества выступает не обязательно что-то законченное (например, заключительная фраза попевки, которая «досочиняется», но не требует ничего кроме поиска «мелодических штампов» в своем опыте), а та готовность к творчеству, когда воспитанник хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной интонации, в одной поэтической фразе, движении, ли нии, а может поначалу даже и не проявиться вообще. Смысл готовности к творчеству в том, что внутри ребенка может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока не материализоваться в четкой форме, в кон кретной мелодии. Именно эта внутренняя работа - про цесс мысленного экспериментирования с выразительными сред ствами, гораздо важнее законченного результата, особен но на начальных этапах вхождения в музыку.

Непо нимание природы и условий детского творчества, непременное желание музыкального руководителя обязательно получить результат могут привести к травмированию детской психики и нарушению естественности и свободы творческого процесса. Отсюда два важных следствия.

Во-первых, главным становится не столько развитие детей (обучение в «чистом виде»!), сколько наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром. И во-вторых, направленность на музыкальное развитие ребенка требует отказа от многих штампов и стереотипов педагогического мышления. Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер, а значит, и не нужно «тянуть» ребенка в музыку. Иными словами, в отношении музыкального развития не следует заниматься самообманом, фальсифицируя быстрый результат. Необходима та естественность процесса, когда музыкальный руководитель проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искус ства. Для этого надо быть уверенным: в правильности выбора цели - развитии личности воспитанника, его дарований, индивиду альности; в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим музыкальным руководителем; в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят музыкой; и, конечно, в том, что каждый ребенок - художник, и обязательно талантливый. Умение увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, и убедить его в этом - высшее, что только и может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.

Безусловно, это обобщенные критерии. Они будут выявляться уже непосредственно в методиках исследования через более частные, «технологические» критерии, где по уровню проявле ния общего в частном можно будет судить о сформированности того или иного параметра (компонента, элемента) музыкальной грамотности и музыкальной культуры в целом.

Часть II. Практическая.

Формы и методы работы с детьми.

2.1. «Музыкально-жизнен ные ассоциации».

Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизнен ные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия воспитанниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жиз ненному содержанию, выявляет эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку, опору восприятия на музыкальные закономерности. Выбранная для этой цели музыка должна содержать несколько образов, степень контраста которых может быть различ ной, но обязательно контраст должен «прочитываться» рельефно. При этом соблюдается одно условие: музыка должна быть незнакома детям. Можно рекомендовать, например: «Юмореска» П.И. Чайковского (подготовительная группа, октябрь).

Звучание музыки предваряется доверительным разговора музыкального руководителя с детьми с целью настроить восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, может на помнить события, которые происходили раньше, вызвать чув ства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизнен ной ситуации - успокоить, поддержать, подбодрить. Далее пред лагается послушать музыку и ответить на такие вопросы:

1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

2. Где в жизни могла бы эта музыка звучать и как могла бы повлиять на людей?

3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется в виду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, како вы ее выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Для исследования плодотворно предлагать детям разных возрастов одну и ту же музыку: это дополнительно позволяет выявить, что каждый возраст ищет, в музыке, на что опирается в своих ассоциациях. В зависимости от постановки воспитательного процесса третий вопрос мо жет иметь различную степень сложности, профессиональной содержательности: сколько образов, к каким жанрам отнесем, в какой форме написана музыка, как осуществляется единство изобрази тельных и выразительных средств и т.д. После прослушивания музыки с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа, при затруднениях с ответами детям напоминаются музыкальные фрагменты. Ответы лучше всего фиксировать в письменной форме (для «истории»: интересно через несколько лет сравнить ответы детей, чтобы проследить динамику музыкального развития). Обработка результатов ведется по следующим параметрам: точность музыкальной характеристики, развернутость и, художествен ность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Особое внимание уделяется направлению мышления детей: от общего к частному: от образного содержания музыки к выразительным средствам, элементам языка, жанру, стилю и пр. Если ответы детей, показывают, что они понимают форму произведения как явление вторичное, определяемое содержанием, то можно говорить о раз вивающемся у них целостном восприятии музыкального образа.

2.2. «Выбери музыку».

Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению род ственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении 3-4 фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамика звучания, элементы музыкальной речи, состав исполнителей, инструментарий и пр. Трудность методики в том, что произведения не контрастируют между собой. Например, можно предложить такие произведения:

1 вариант: «Марш» Д.Д. Шостаковича и «Марш» Д.Россини (средняя группа, январь);

2 вариант: «Дождик» А.Лядова и «Грустный дождик» Д.Б.Кабалевского (средняя группа, март).

После прослушивания воспитанники должны определить, какие произведения родственны по «духу» музыки и рассказать, по каким признакам они определили общность.

Методика позволяет выявить особое «чувство музыки». Главное в ней: что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Опора только на средства свиде тельствует о низком уровне восприятия; опора только на свои эмоции - средний уровень. Высшим уровнем надо считать уста новление зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно может расска зать, почему у него возникают именно эти эмоции, а не другие.

2.3. «Открой себя через музыку».

Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель про никнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное: на сколько дети «открывают себя» самим себе через музыку, насколько осознают свои чувства и переживания, ощущают ли свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям.

Для этого предлагается одно произведение, например, фрагмент из «Танца эльфов» Э. Грига, «Танца Феи Драже» П.И. Чайковского и «В пещере горного короля» Э. Грига и др., и с ним связываются три зада ния (старшая группа, апрель). В 1-м задании дети ставятся в позицию «собеседника музы ки». Она им о чем-то «повествует», и они должны затем расска зать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время «диа лога». 2-е задание предполагает раскрытие ребенком музыкально го содержания в пластике, в движении (это может быть пласти ческая миниатюрная пантомима-импровизация или, в крайнем случае, можно просто «подышать» руками). 3-е задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке. Особо подчеркнем: воспитанник рисует не музыку, которую слышит, а именно себя, каким он себя чувствовал во время звучания данной музыки. Это усло вие распространяется на все три задания методики, так как в ней нас интересует не сама музыка, а ребенок, его духовный мир в оценке его самого, т.е. самооценка, музыка же выступает здесь как ее источник, содержательный повод.

2.4. «Сочиняю музыку».

Четвертая методика «Сочиняю музыку» - проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методики напоминает творческий про цесс. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной дея тельности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых воспитанники выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к примеру, такие ситуации: «Весенние голоса», «Летний день», «Зву ки большого города», «Зимняя дорога», сказочные события и пр. После выбора ситуации дети вместе с музыкальным руководителем (его уча стие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного со держания будущего произведения искусства. Например, как про буждается жизнь весной: снег тает, припекает солнышко, капель, падают сосульки, журчат ручьи - как услышать и выразить все это, и свое отношение к этому?... Или: «Зимняя дорога»: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, «прозрачный лес один чер неет»... Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских и народных), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепен но появляющиеся персонажи (как правило, дети выбирают ска зочные персонажи и животных) разыгрывают придуманные дей ствия, музыкальный руководитель традиционно следит, какой характер персонажей, их взаимоотношения, как появляются, какие повадки и т.д. Организуя творческую деятельность как максимально самостоятельную, наблюдает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструмен тарий, включают голос, пластику - за всеми этими действиями легко «расшифровывается» мышление ребенка при создании ху дожественных образов, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью осторожных наводящих вопросов).

Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низ кого уровня, да и само творчество детей часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему. Тем не менее, в качестве пара метров оценки можно выделить:

Степень осознанности замысла. Здесь выявляется самостоятель ность замысла, логичность его, ощущение в нем времени и про странства (о чем судим по содержательной стороне творчества);

Изобретательность, оригинальность, индивидуальность в вы боре средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандарт ность, нетрадиционность, но желательно, чтобы она была аргу ментирована;

Насколько ребенок привлекает уже имеющийся у него му зыкальный опыт. Например, поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на знания и представления о явлениях и фактах музыки.

Основное внимание при анализе детского творчества должно быть направлено на изучение того, как ребенок планирует свою деятель ность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощени ем замысла. Основным критерием здесь выступает, как уже отмеча лось, степень гармонии атрибутов музыкально-творческой деятель ности: гармонии между «слышу-думаю-чувствую-действую».

Итак, каждому выделенному компоненту музыкальной культуры соответствуют определенные методики. Некоторые из них (анкеты, вопросы, наблюдения) носят традиционный характер, другие со зданы специально для программы изучения музыкальной культуры, являются авторскими (но и они близки к традиционным мотивам).

2.5. «Ребенок и музыка» .

Пятая методика «Ребенок и музыка». Музыкальный руководитель просит детей: «Представьте себе, что музыка - живое существо. Попробуйте это существо, эту личность так нарисовать, как вы ее чувствуете, понимаете, когда ее слушаете или исполняете. И не забудьте изоб разить себя в вашем рисунке». Отличие этой методики в том, что дети рисуют не конкретную музыку (впечатления от произведе ния) - их рисунок вообще не связан с живым звучанием. Цель методики: выяснить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким перед ней или чувствует себя ее частичкой, отожде ствляет себя с ней; насколько целостно он воспринимает «образ музыки» (например, выражая его в чем-то едином - цвете, по рыве, движении и пр.), или представляет его излишне детализи рованным. На эту процедуру отводится не более 15 минут, после чего в индивидуальной беседе с каждым ребенком можно уточ нить, почему он изобразил себя и музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность и попытку ху дожественного выражения «образа музыки» у детей проявляется подлинное (подчас неосознанное) к ней отношение. Эта мето дика становится «заключительным аккордом программы диаг ностики музыкальной культуры дошкольников.

Заключение

«...Музыка должна научить свободно и непосредственно вы ражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту ис кусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным досто янием, его собственным языком... Привыкнув свободно гово рить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, что бы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные други ми, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстети ческого воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и ис полнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...».

Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о боль шом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

Список литературы

  1. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. Выпуск 1: Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000
  3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1973
  4. Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск, 2000
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти. 2001
  6. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
  7. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999
  8. Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

Проект во 2 младшей группе

«Читаем сказки»

МДОУ «Детский сад №25»

Проект «Читаем сказки» во 2 младшей группе.

-Тип проекта : творческий, художественно- эстетический

-По характеру содержания : ребёнок и взрослые
-Участники проекта : педагог, дети 2 младшей группы, родители

-По количеству участников : коллективный

Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный.


Актуальность проекта:

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок.

2. Целеполагание

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности. Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.

Задачи:

1. Образовательные:

Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

Формировать умение пересказывать сказки.

2. Развивающее:

Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

Пробуждать интерес к сказкам.

3. Планирование.

Предполагаемые итоги реализации проекта
-Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Организация выставки рисунков. «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).

Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

Методы проекта:

Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

4.Исполнительский

Основные направления развития

Формы и методы работы

Результаты

Познавательно-речевое развитие.

Знакомство с творчеством писателя-сказочника.

Слушание сказки «Волк и семеро козлят»

Слушание РНС «Кот, петух и лиса»
«Теремок».

Слушание РНС «Гуси- лебеди».

Слушание РНС «Маша и медведь».

Дети познакомились с новыми сказками.

Закрепить знание по сказкам, обратить внимание на интонационную выразительность.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание фигурок героев сказок, атрибутов для игр-драматизаций.

Животные в сказках (рисование).

Настольный театр по сказке «Теремок».

Художественное творчество: пластилинография - налеп стен «Теремка», украшение горохом и гречкой. (Дополнительная работа – аппликация- крыша и окошко теремка)

Выставка книг «Наши лучшие друзья – книги».

Оформление театрального уголка в группе.

Выставка детских работ.

Познакомить детей с театральными постановками.

Выставка детских работ.

Познакомить детей с новыми книгами.

Вечернее время

Социально-личностное развитие.

Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации и т.д.

Подбор дидактических игр по данной теме.

Подбор атрибутов для игр – драматизаций.

В течении тематической недели

Работа с родителями.

Помощь в оформлении группы.

Выставка рисунков «По страницам сказок».

Организация книжной выставки.

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в деле развития языка детей».

Памятка для родителей:

«Читаем сказки»

Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.


5. Презентационный.
Игровая мотивация
:

Во время ознакомления детей с художественной литературой через приход Бабушки – сказочницы знакомить детей с русскими народными сказками - названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.

Итоговые мероприятия:

Игра с настольным театром по сказке «Теремок» (19.03.) и художественное творчество (20.03): пластилинография - налеп стен «Теремка», украшение горохом и гречкой. (Дополнительная работа – аппликация крыша и окошко теремка)

Цель : Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинки сказки. Формировать умения детей передавать своего персонажа сказки «Теремок», речью, мимикой, жестами и действиями. Развивать навыки работы с пластилином в создании теремка: отщипывать небольшой кусочек от целого и путём размазывания пальцем заполнить контур предмета. Развивать моторику пальцев рук, используя горох и гречку для украшения домика. Воспитывать интерес к сказкам, аккуратность в работе с пластилином.

Ход (19.03). :
Приход Бабушки – сказочницы: «Здравствуйте дети, вы меня узнали? А пришла я не одна, я друзей вам привела! Встречайте их!»
(Достаёт из большого сундука кукол-героев сказки или настольный театр. Дети называют их).
А в маленьком сундучке я принесла сюрприз.
Вот первый: Много сказок вы знаете, много читаете. Сказки просят, чтобы вы, друзья, их отгадали!» (достаёт картинки – фрагменты сказок и читает загадку, дети отгадывают):

На сметане мешён, на окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок, покатился …(колобок).

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

А дорога далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (« Маша и медведь»)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные,

«Реченька, спаси меня,

И меня и братца». («Гуси – лебеди»)

Возле леса у опушки,

Трое их живут в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Всем известны на Руси,

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кто же эти… маленькие дети. («Волк и семеро козлят»)

Бабушка: Молодцы, все мои загадки отгадали, сказки все узнали.

Давайте отдохнём и построим дом для гнома:

1, 2, 3, 4, 5, (повороты вправо, влево, руки на поясе),

Будем строить и играть (приседания),

Дом большой, высокий строим (руки вверх, на носочки),

Окна ставим, крышу кроем (показываем руками окно, руки над головой – имитация крыши),

Вот какой красивый дом (руки перед собой, показывая на дом),

Будет жить в нём старый гном (хлопки руками)

Бабушка: А теперь, второй сюрприз.
Дорогие зрители,

Сказку посмотреть, не хотите ли?

В любой сказке есть свой прок

Девочкам и мальчикам урок.

Игра – драматизация сказки «Теремок».

Бабушка – сказочница: Здравствуйте, дети. Я вчера у вас была. Мы с вами такую интересную сказку сами и рассказали и посмотрели. А давайте сегодня сделаем в подарок «Теремок» для моих сказочных героев. Предлагаю образец работы, который должен получиться. Чем закрашены стены теремка?(ответ детей) Правильно пластилином, отщипываем маленький кусочек и размазываем по стенам, не выходя за контур. Когда всю стену закрасите пластилином, можно украсить крупой: горохом или гречкой, которые я вам приготовила.

Самостоятельная деятельность детей. Бабушка – сказочница оказывает помощь по мере необходимости; напоминание, использует показ образца и т. д.

Оценка от Бабушки – сказочницы: Молодцы, очень постарались. За это вот вам мой третий сюрприз из сундучка – новые книжки со сказками и угощение (конфеты).

Прощание и уход Бабушки – сказочницы.

6. Рефлексивно- оценочный.

Результат проекта:

1.Дети познакомились с новыми сказками.

2.Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3.Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4.Дети пробовали отображать прочитанное в творческих работах.
5.Дети познакомились с театральными постановками.
6. Обсудили с детьми наш проект.

7. Проектировочный .

После анализа наших успехов и неудач, было решено продолжить знакомство с новыми сказками, пополнять театральный уголок, участвовать в играх- драматизациях.

ЕЛЕНА СИМОНОВА
Проект во второй младшей группе «Мы растём»

Проектная деятельность во 2 младшей группе «Мы растём »

Паспорт проекта «Мы растём »

воспитатель 2-ой младшей группы Симонова Е . Н.

Тема : «Вот как мы подросли.»

Базисный компонент : Работа по проекту проводится в рамках разделов программы «От рождения до школы» (познавательное, социальное, физическое развитие) .

Возраст участников проекта : дети от 3 до 4 лет.

Состав проектной группы : Воспитатели и воспитанники группы , родители воспитанников.

Тип проекта : краткосрочный, групповой , игровой.

Актуальность обусловлена :В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Поиском новых форм взаимодействия в работе семьи и ДОУ в процессе обучения детей навыкам самообслуживания

Цель проекта : формирование у детей навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста , дать представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека,воспитывать аккуратность.

Задачи проекта :

Заинтересовать детей самостоятельно выполнять определённые навыки самообслуживания.

Познакомить детей с литературными произведениями, потешками, поговорками о воде, чистоте,здоровье. Дать детям представления как надо одеваться и раздеваться, в какой последовательности (раздевания, аккуратного складывания своих вещей) .

Для детей :

Освоение необходимых умений при одевании после сна и на прогулку, при раздевании.

Заучивание потешек, стихотворений. Просмотр мультфильмов, диафильмов. Усвоенных знаний и навыков реализованных через игровую деятельность.

Для родителей :

Гигиена детей дошкольного возраста . Как научить ребенка самостоятельно одеваться. Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возрастаю

Познакомить с художественным словом в процессе освоения навыков самостоятельности.

Необходимое оборудование :

Литературный ряд :

Потешка «Водичка, водичка умой мое личико»

В. Берестов Н» Больная кукла»

Павлова «Чьи башмачки»

И. Муравейка «Я сама»

К. И. Чуковский «Мойдодыр» , «Федорено горе»

Просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Королева зубная щетка» , «с Маленькая птичка тари» .

Демонстрационный ряд : Дидактическая игра кукла Маша, иллюстрации на темы «Одежда» , иллистрации вирусов, бактерий, рассматривание картинок с предметами гигиены.

Ожидаемый результат : сформированные навыки самообслуживания у детей младшего возраста

Подготовительный этап

Пошаговый алгоритм реализации проекта . Беседа с детьми на тему : «Для чего нужно мыть руки, чистить зубы» . В конце беседы дети назвали «помощников» чистоты поддержания здоровья человека (мыло. зубная паста, зубная щетка, мочалка, полотенце) . Мы поговорили о том,что может быть с человеком,если не мыть руки, не чистить зубы. Рассмотрели иллюстрации бактерий и микробов. Они произвели очень сильное впечатление на детей. Затем мы посмотрели мультфильмы «Мойдодыр» и «Про птичку Тари» (Дети очень переживали за персонажа 2-го мультфильма крокодила, т. к он не чистил зубы).

На следующее утро дети сами шли мыть руки, без напоминания воспитателя.

После прочтения произведения дети задавали много вопросов. Один мальчик спросил : «Что такое стыд и срам?»

Перед тем как идти на прогулку мы с нашими ребятами провели не большую викторину. В гости к ребятам пришел Буратино. Ребята называли одежду,которую люди носят с приходом зимы. Воспитатель читал загадки про одежду, показывал картинки. Наши малыши очень хорошо справились с этим заданием, плюс мы повторили особенности зимней погоды.

Затем мы поговорили с ребятами в какой последовательности нужно одеваться на прогулку и раздеваться с нее. В закреплении мы одевали куклу Машу на прогулку.

Каждый день проводились дидактические игры.

«Разденем куклу Машу после прогулки»

* «Туфельки поссорились – подружились»

* «Сделаем из носочка гармошку»

* «Покажем кукле Маше где лежат наши вещи» .

* «Уложим куклу спать»

* «Поучим Машу застёгивать пуговицы»

* «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

«Научим Машу складывать вещи в раздевальном шкафчике»

В рамках нашего проекта мы рассказали ребятам о пользе физических упражнений. Ребята с большим удовольствием выполняют утреннюю гимнастику и гимнастику после сна. Они превращаются в игривых котят, представляют как они едут на велосипеде.

В завершении нашего проекта мы провели небольшое развлечение.

Ход досуга.

Вос-ль : Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, потому что к нам заглянула волшебная гостья. Хотите на неё посмотреть?

Дети : Да.

Вос-ль : Для того чтобы её увидеть, нам нужно отгадать загадку.

Живёт она на небе

И на земле живёт,

И бодрость и здоровье

С собой она несёт.

Своё в ней отраженье

Увидишь ты всегда,

В жару всегда поможет

Прозрачная…

Дети : Вода.

Вос-ль : Конечно, это вода!

(Вос-ль вносит в группу небольшую ёмкость с водой и ставит перед детьми, предлагает детям потрогать воду.)

Вос-ль : Ребята, подскажите мне, для чего нужна вода? (Дети высказывают свои предположения) Молодцы, всё правильно сказали. Конечно, вода нам нужна для жизни : Мы её пьём, купаемся в ней, а дождик помогает расти деревьям и цветам . А ещё вода нужна для умывания. Кто мне может ответить, для чего мы умываемся по утрам? (Дети предполагают свои варианты ответов) Мы умываемся для того, чтобы встретить новый день чистыми, умытыми, чтобы наше лицо и глазки проснулись, чтобы быть красивыми. Давайте сейчас покажем, как мы умываемся по утрам. Повторяйте за мной .

По утру пораньше встану (потягиваемся, затем делаем круговые

И открою кран с водой, движения кистями рук)

Побежит вода из крана (ноги на ширине плеч, нагибаемся, опустив

Бодрой чистою струёй. голову и руки свободно вниз, раскачиваемся)

Поднесу я к ней ладошки, (выпрямляемся и протягиваем ладошки

В них сто капель соберу, вперёд)

Глазки вымою и ушки, (выполняем движения в соответствии с текстом)

Шею и лицо протру.

Подарила мне водица (ноги на ширине плеч, поднимаем вверх то

Бодрость, радость, чистоту! левую, то правую руку в ритме стих-я)

И теперь я, улыбаясь, (шагаем на месте с высоким подниманием

В новый, светлый день иду! коленей, улыбаясь.)

Вос-ль : Что это за звук я слышу? Кто-то к нам стучится.

(Вос-ль вносит куклу Грязнульку (обычная кукла с испачканным лицом и руками)

Вос-ль : Дети, посмотрите, какая гостья к нам пришла сегодня в детский сад. Давайте поздороваемся с ней. (Дети здороваются с куклой) Как вы думаете, кто это? Правильно, это кукла. Только почему-то эта кукла не совсем опрятная и чистая. Наверное с ней что-то произошло … Давайте поговорим с ней и обо всём узнаем! Кукла, скажи, пожалуйста, как тебя зовут?

Грызнулька : Меня зовут Грязнулька!

Вос-ль : Грязнулька? Какое у тебя странное имя.

Грязнулька : Имя, как имя, ничего необычного.

Вос-ль : А почему ты, Грязнулька, такая неаккуратная? У тебя испачканы лицо и руки.

Грязнулька : Да потому что я не люблю умываться, не хочу чистить зубы, и вообще мне вода не нравиться. Она холодная! Мокрая! Бр-р-р!

Вос-ль : Ты не права, Грязнулька. Мыться нужно обезательно! И зубы тоже нужно чистить каждый день!

Грязнулька : А зачем мне нужно умываться каждый день?

Вос-ль : Ты уже такая большая, а до сих пор не знаешь, зачем умываться нужно? Ребята, а вы знаете для чего нужно умываться? Тогда объясните это Грязнульке. (дети предполагают свои варианты ответов)

Грязнулька : Я поверить не могу! Ребята, неужели вы умываетесь и моете руки каждый день?

Вос-ль : Грязнулька, а ведь не только наши дети умываются, но и зверята тоже. И даже птицы!

Грязнулька : Не может быть!

Вос-ль : А вот смотри!

(Появляется игрушка – попугайчик Кеша и вместе с детьми имитируют как птицы чистят пёрышки)

Грызнулька : Надо же! Никогда бы не подумала, что птицы умеют купаться и умываться! Как это здорово и интересно! И вода оказывается не такая уж холодная и мокрая.

Вос-ль : Грязнулька, не только птицы умеют мыться, но и звери. А некоторые умеют это делать даже без воды!

Грязнулька : Как же это - без воды?

Вос-ль : При помощи своих лап и язычка. Ребятки, а вы знаете кто так умывается? (варианты детей)

Грызнулька : Всё равно поверить не могу!

Вос-ль : А мы с ребятами сейчас тебе покажем, как умывается кошечка.

(Дети по образцу вос-ля повторяют движения кошечки )

Грязнулька : Надо же, все звери и птицы умеют умываться.

Вос-ль : И все люди умываются, одна только ты не умеешь этого делать.

Грязнулька : А вот и умею! Я с сегодняшнего дня буду каждый день умываться и чистить зубы! И будут меня звать Чистюлькой!

Вос-ль : Ну что, ребята, поверим Грязнульке?

Дети : Да.

Вос-ль : Вот и замечательно, а чтобы ты Чистюлька не передумала, послушай вместе с нами «Умывальную песенку» !

(Звучит песня А. Александрова «Умывальная песня» )

Чистюлька машет на прощание рукой и уходит.

В общеобразовательных школах уже не первый год успешно применяют такой метод преподавания, как проектирование. Но вот в дошкольных учреждениях эта практика в новинку. Какие особенности следует учитывать при организации указанной деятельности в ДОУ, а также как провести краткосрочный проект во 2 младшей группе, мы расскажем в этой статье.

Проектирование в детском саду

Для начала следует разобраться, что же представляет собой метод проектов? Детскими психологами доказано, что ребенок буквально с рождения нуждается не только в подражании взрослым, но и в проявлении собственных желаний, реализации идей. Именно работа над каким-либо проектом позволяет малышу получить необходимые новые знания для последующего самостоятельного разрешения поставленной задачи.

Классифицируют проекты по различным признакам, например:

  • по содержанию;
  • по используемому методу;
  • по характеру участия ребенка;
  • по количеству участников;
  • по возрасту детей;
  • по продолжительности.

Детский сад: краткосрочные проекты (2 младшая группа)

Непродолжительный проект занимает не более двух недель, нередко и вовсе бывает реализован в течение одного или нескольких занятий. Краткосрочное задание может иметь разное содержание, количество участников, вид. Обычно в процессе реализации такой деятельности принимают участие дети, педагог, музыкальный руководитель и учитель физической культуры, а также родители воспитанников.

В нашей статье мы подробно рассмотрим краткосрочный проект во 2 младшей группе, расскажем об особенностях проведения указанной деятельности с такими малышами.

Так, предлагаем следующие темы для проведения указанной деятельности в ДОУ:

  • «Десять пальчиков-помогайчиков».
  • «Друзья наши пушистые».
  • «Сказочные фантазии».
  • «Космические приключения».
  • «В гостях у Книги».
  • Цели краткосрочных проектов

    Проектная деятельность, которая реализовывается в течение нескольких дней, имеет конкретные четкие цели. Так, при создании коллективной работы «Новогодние украшения» задачей воспитателя будет ознакомить детей с традициями и символикой праздника. Или при создании «Весеннего календаря» целью является ознакомление малышей с изменениями в природе в это время года.

    Но отдельно можно выделить и задачи, которые не зависят от выбранной тематики или вида проекта. Они следующие:

    • учить детей самостоятельно решать трудности, проблемные ситуации;
    • развивать инициативность, нестандартное мышление;
    • воспитывать навык прислушиваться к мнению других, аргументировать собственную позицию;
    • обучать достигать поставленной цели;
    • реализовывать на практике идеи.

    Краткосрочный проект во 2 младшей группе должен иметь цели, отвечающие требованиям ФГОС и учебной программе ДОУ.

    Особенности проектов во 2 младшей группе

    Если школьники или старшие воспитанники ДОУ могут быть непосредственными исполнителями в процессе реализации проекта, то в младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль будет скорее наблюдательной. Тем не менее педагогу необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В данном случае воспитатель не должен руководить, наставлять, контролировать. Задача педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.

    Примерный план проекта (осенний период)

    Краткосрочные проекты по теме «Времена года» нередко реализовываются в виде тематических недель в ДОУ. В качестве примера предлагаем план мероприятий в рамках проектной деятельности «Осень золотая в гости к нам пришла» длительностью в 5 дней:

  • День наблюдений. Предлагается план проведения экскурсий, составление «дневников природы», сбор природного материала. В течение этого дня можно фиксировать осенние пейзажи, отдельные явления в природе (например, листопад) на фото или видео. Затем все собранные материалы будут использованы для проведения выставки, дидактических познавательных игр.
  • День творчества представляет собой тематические занятия по рисованию, аппликации, лепке. Благодаря творческим заданиям краткосрочный проект во 2 младшей группе «Осень золотая в гости к нам пришла» поможет закрепить знания детей по теме, научит реализовывать теоретические знания в практической деятельности.
  • Литературная гостиная. Проводится театрализация сказок, чтение литературы, обсуждения по теме.
  • Выставка. Можно провести конкурс на лучшую поделку из природного материала, тематических рисунков или фотовыставку осенних пейзажей.
  • День развлечения. Чаще всего кульминационным моментом осеннего проекта является проведение такого мероприятия, как «Праздник Осени».
  • По такому принципу можно организовать деятельность в любое время года, например, провести краткосрочный проект во 2 младшей группе «Зима снежная уж на пороге». Но ниже мы предлагаем иной вариант организации такой работы.

    Узконаправленные краткосрочные проекты

    Тематические недели несут большой объем информации и предполагают самые различные виды деятельности участников. Но в детском саду возможны и узконаправленные проекты. Например, в зимний период весьма актуальной станет помощь зимующим птицам. Предлагаем такой план проведения проекта «Поможем птицам зимой»:

  • Формирование теоретических знаний о зимующих птицах. Наиболее эффективными методами реализации поставленной задачи станут наблюдения в природе.
  • Проведение семейного конкурса на лучшую кормушку для птиц, изготовленную из подручных материалов (например, пластиковых бутылок). Важно, чтобы дети принимали непосредственное участие в изготовлении поделки, а не просто наблюдали за деятельностью взрослых.
  • Групповая работа по установке кормушки-победительницы конкурса на территории детского сада (тут также дети должны принимать активное участие).
  • Последующее кормление птиц, наблюдение за поведением и повадками пернатых. Закрепление знаний на тематических художественно-эстетических занятиях.
  • Краткосрочные проекты по изобразительной деятельности

    Рисование — это всегда радость для детей. А если это занятие еще и организовать целенаправленно, то результат превзойдет все ожидания малышей! Их деятельность окажется не только интересной для них самих, но еще и полезной для других!

    Как же провести краткосрочный проект во 2 младшей группе по ИЗО? Например, можно в рамках темы «Весенняя капель» предложить малышам украсить групповую комнату в детском саду коллективной или индивидуальными художественными работами. Так, воспитатель сначала знакомит детей с первоцветами методом наблюдения. Затем предлагает раскрасить готовые изображения цветов, применяя различные техники рисования. Таким образом можно создать в комнате целую «весеннюю клумбу».

    Как провести краткосрочные проекты в младшей группе ДОУ по теме «Фольклор»?

    Тема фольклора — широкое поле для фантазии при планировании проекта в ДОУ. Дети с удовольствием разучивают прибаутки, потешки, народные песни. Но особенностью проведения таких мероприятий в детском саду является синтез музыки и движения. Инсценизация, театрализация, игра — вот те ключики, которые смогут открыть дверцу к сердцу ребенка.

    Предлагаем такой краткосрочный проект во 2 младшей группе: «Фольклор для детей: весенние мотивы». Тут можно дать задание детям и родителям подготовить мини-выступления к празднику Весны или Масленицы. Для выполнения поставленной задачи потребуется и предварительная работа по ознакомлению с традициями нашего народа, символикой, и выбор веснянок или масленичных песен, и подготовка костюмов, реквизита, музыки. Главное, чтобы детям были поручены задания, которые нужно будет выполнить самостоятельно. Взрослым необходимо подчеркнуть важность отведенной ребенку роли, значение проделанной им работы для проекта.

    Краткосрочный проект «Моя семья»

    Еще одной интересной темой для организации краткосрочного проекта во 2 младшей группе ДОУ является «Я и моя семья». Именно в этом возрасте малыши проявляют интерес к понятию семьи и собственного я.

    Можно снова предложить тематическую неделю. Но мы рекомендуем более интересный краткосрочный проект во 2 младшей группе: «Моя семья» (создание фото или видеоальбома). В рамках этой работы необходимо собрать различный материал о членах семьи каждого малыша. Поставленное задание ребенок выполняет совместно с родителями. Затем можно провести встречи, семейные развлекательные мероприятия. Результатом всей работы должен стать эстетически оформленный альбом с накопленной информацией о родственниках ребенка. Или, если позволяет материально-техническое обеспечение, можно предложить более современный вариант — создать электронную мини-презентацию семьи.

    Краткосрочный проект во 2 младшей группе ДОУ — это занимательная познавательная деятельность детей, которая позволяет формировать задатки самостоятельности, активности, инициативности подрастающего поколения. Кроме того, в игровой исследовательской форме она помогает передавать малышам начальные знания об окружающем мире.