А.С.Пушкин

Тема творчества, назначения поэта и поэзии занимает ведущее место в произведениях Пушкина. Своё представление об идеальном образепоэта А.С.П. воплотил в стихотворении «Пророк». Поэт даёт свою интерпретацию библейского сюжета. Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Чтобы слово было истинным, поэт должен пройти через страдания. Стихотворение«Я памятник себе воздвиг…» - поэтическое обобщение самим поэтом значения своего творчества , поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, гуманизм и вольнолюбие.

В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» любовь предстаёт как источник новых переживаний и вдохновений. Любовному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

В стихотворении «Вновь я посетил…» звучит философское раздумье о смысле жизни , о связи поколений, о памяти. Поэт понимает, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит итог своих размышлений о смысле жизни и в то же время говорит о будущем, выражает своё утверждение жизни, её неизменного круговорота.

С.А.Есенин

Элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» - философское размышление о жизни и смерти , о тленности всего сущего, прощание с молодостью. Образ «розового коня» символизирует несбыточные мечты о прекрасном. В стихотворении также звучит тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть».

В стихотворении на тему любви «Заметался пожар голубой…» противопоставляются реальность и мечта, загубленная жизнь и возможность обновления. Ради любви лирический герой не только отрекается от прошлого, но готов даже забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.

Тема судьбы России, тема родины звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…» и др. Диалектные слова помогают создать особый колорит и выразить любовь к родиной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, радостное и печальное, с чем для него связано понятие родины, русской земли. В стихотворении«Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического героя. Поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы , наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.

А.А.Блок

Тема России – главная в поэзии Блока. Образ России многогранен. Стихотворение«Русь» прочитываетсякак исповедь лирического героя, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Очень своеобразно выражено отношение к родине в цикле «На поле Куликовом », который посвящён осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта трагична. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Это символическое восприятие единства жизни людей и жизни природы. Образ России также переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Жена моя!» Это высшая степень единения лирического героя с Россией. Этот цикл рождает веру в светлое будущее родины.

Любовь в стихах Блока обретает огромное значение, потому что вместе с нею у человека возникает чувство подлинного единства с миром. В стихотворении«Незнакомка » образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни,преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Основным литературным приемом является антитеза. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка. Это протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в пошлую обыденность. Прекрасная Дама в «Стихах о Прекрасной Даме» – не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание«О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический герой уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стихотворение о любви. Герой испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.

Философское восприятие жизни , трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины определяют характер лирического героя блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...» мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – этофилософская метафора трагичности жизни. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, святость молитвы и великая скорбь. С другой, люди способны на такое жестокое действо, как война.

А.А.Ахматова

Патриотическая тема, тема родины(поэма «Реквием») звучитв лирике А.А., которая свою судьбу навсегда связала с судьбой родной земли. «Не с теми я, кто бросил землю…» - заявляет автор. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской России и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»

А.А. нередко обращалась к теме поэтического ремесла . В цикле «Тайны ремесла» лирическая героиня заявляет:«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» Это и одушевл1нность поэтического творения, и некоторая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее неожиданные и в то же время оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Главное назначение поэзии, по мысли автора, - дарить людям радость соприкосновения с творениями высокого искусства.

Б.Л.Пастернак

Тема поэта и поэзии затронута в стихотворении «Гамлет», где автор представляет себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по замыслу божьему. В этом стихотворении также звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных отношений личности с обществом.

М. Ю. Лермонтов

Осмысление сложных социальных и философских проблем характерно для поэзии Лермонтова. Основная мысль стихотворения «Дума » - размышления о судьбах поколений . Автор не отделяет себя от современников, принимая и на свой счёт перечисленные пороки и потери. Это свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим своего отечества.

Ф.И.Тютчев

Основная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская лирика. Природа в лирике Тютчева одушевлена, она всегда в движении, часто в переходном состоянии: между временами суток, временами года. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимой и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись (аллитерации на шипящие) создаёт ощущение колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.

Н.А.Некрасов стихотворение «Железная дорога»

Тема природы родного края тесно переплетается с темой родины и тяжёлой жизни народа.

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(автор - Г.Т.Егораева, а также из личного опыта)

Проблема взаимоотношений человека и природы В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П. Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.
В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.
Проблема восприятия человеком природы. Проблема влияния природы на чело­века В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема бережного отношения к природе В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.
Проблемы семьи Проблема роли детст­ва в жизни человека В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту. Он трепетно заботится о юном французском пленном барабанщике.
Проблема роли семьи в формиро­вании лич­ности В семьеРостовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети –Наташа, Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты, причиняющие боль другим людям.
Проблема взаимоот­ношения отцов и де­тей Проблема «отцов и детей» В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой Бульба воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия как истинных защитников родины, как доблестных воинов. Отец не смог простить Андрию, полюбившему полячку, предательства, убивает сына. Тарас Бульба гордится Остапом, который мужественно сражается в бою и стойко принимает казнь. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца «беречь честь смолоду» помогли Петру Гриневу даже в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу: и во время пугачёвского бунта, и во время ареста и суда.
Следуя завету отца «копить ко­пейку»,Чичиков,герой поэмыН.В. Гоголя «Мертвые ду­ши», всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести, который обманным путём продвигается по службе, потом скупает мёртвые души крестьян.
Проблема взаимоот­ношений в семье В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е. Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и заботой, что он предпочитает жить и работать в имении Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов, подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца, но со временем взрослеет и не только духовно сближается с семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается имением.
Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка УчительницаЛидия Михай­ловна,героиня рассказаВ. Распутина «Уроки фран­цузского» преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Дополнительно занимаясь с мальчиком французским языком, учительница также пыталась помочь ему в жизни
В притчеА. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека, надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Равнодушия мира взрослых Герои повести А. Приставкина «Ноче­вала тучка золотая» -Кузьмёныши - находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Мальчик, герой рассказа Ф.М. Досто­евского «Мальчик у Христа на ёлке», приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и брошенный.
Проблема развития и сохранения русского языка В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет о том, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор, представляя разные типы помещиков, показывает их необразованность, невоспитанность, невежество. Если Манилов изъясняется красивыми фразами, лишёнными смысла, то в речи Ноздрёва, наоборот, преобладает сниженная лексика разговорного стиля. Как привилегированный, правящий класс, помещики должны быть людьми образованными, культурными, но гоголевских помещиков сближает и бескультурье, и необразованность, и равнодушие к народу.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»речь всех героев – основное средство характеристики.Особенно афористична, точна речь Чацкого, как прогрессивно мыслящего человека («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Смешенье языков: французского с нижегородским»), который сетует на антинациональное воспитание, оторванность от русской почвы.
Проблема соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности В комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как глупая невежда. Скотинин Та­рас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности. Проблема бессерде­чия, душев­ной черст­вости В рассказе К.Г. Паустов­ского «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
Проблема утраты ду­ховных ценностей Проблема гибели души В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор изображает галерею типов, показывая степень деградации, нравственного падения помещиков, продающих мёртвые души крепостных и равнодушно или жестоко относящихся к живым. Плюшкин – «прореха на человечестве».
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой, мечтая об усадьбе с крыжовником, отказывает себе во всем, женится по расчету, копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил.
Проблема предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих В повести Л. Андреева «Иуда Иска­риот» Иуда, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
Проблема подлости, бесчестия В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабри -дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
Проблема чинопочи­тания В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.
Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Проблема взаимоотношения между людьми В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.
Проблема нравствен­ного падения В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть - вот итог его нравст­венного падения.
Проблема взяточни­чества, каз­нокрадства В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»городничий, взяточник и казнокрад, обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками.
Проблема разрушаю­щего влия­ния денег В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, с благородством и усердием относящийся к своей работе, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
Проблема эгоизма В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций, разрушает её личную жизнь, планирует побег с ней, хотя женат.
В рассказе А,П. Чехова «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных-рабами. Она забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Проблема карьериз­ма, лжеуче­ности Мир ученых-физиков в рома­не Д. Гранина «Иду на гро­зу»,- поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными(Крылов, Дан), и карьеристами. Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина, Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.
Проблема ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом за реализацию своих спо­собностей Обломов, главный герой рома­на И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.
Проблема одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих) У извозчика Ионы Потапова, героя рассказа А.П. Чехова «Тоска», умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.
Проблема истинных и ложных ценностей в жизни В рассказе А.П. Чехова «Попрыгу­нья» Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
Проблема патриотиз­ма Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве».Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли.
Действие повести Б.Васильева «В списках не значился»разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой - лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Проблема мужества, героизма, нравствен­ного долга В романе Б. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Последней из девушек гибнет Рита Овсянина, в живых остаётся только старшина Васков.
Летчик Алексей Маресьев, ге­рой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.
Проблема нравственного выбора В. Кондрать­ев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.
В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.
Проблема тоски по родине, любви к родине В книге Н. Тэффи «Воспомина­ния» писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.
Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей В рассказе А. Солжени­цына «Матренин двор» для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
Верности данному слову В повести А.С. Пушкина «Дубров­ский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком - ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.
Стремления человека к добру и счастью В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
Проблема бескорыст­ного служения В повести Н.С. Лескова «Очарован­ный стран­ник» Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.
Нравственной проч­ности чело­века В произведении В. Быкова «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
Проблема верности своим убе­ждениям В рассказе М. Шолохова «Судьба че­ловека»судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
В рассказе А. Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.
Проблема дружбы, товарище­ства В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.
Интерна­ционализма (межнацио­нальных отношений) В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность - это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
В повести А. Приставкина «Ночева­ла тучка зо­лотая»дети -русский Колька и че­ченец Алхузур - стали на­стоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е бра­та, он полон сострада­ния. Только братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага. В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
Проблема любви и милосердия В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита даже в роли королевы бала у сатаны остаётся человеком: помогает Фриде.
Проблема гуманизма В произведении А. Адамовича «Немой» во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника - фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.
Проблема веры в человека В пьесе М. Горький «На дне»Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
Добра (любви) как воскрешающей силы В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"- он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.
Проблема силы любви В рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.
Талантли­вости, при­родной ода­ренности В сказе Н.С. Лесков «Левша» косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.
Проблемы, связанные с ролью искусства в жизни человека В рассказе В. Короленко «Слепой му­зыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и му­зыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантли­вым пианистом.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на луч­шее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он про­играл большую сумму денег.
Проблема роли худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти Алёша, герой повести М. Горького «Мои универ­ситеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..
Проблема сохранения культуры В произведении Р. Брэдбери «Улыбка» мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.
Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника Мастер в романе М.А.Булгакова не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву». Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
Проблема личности и власти В романе М.Замятина «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей. Главный герой Д503, строитель интеграла, хотя бы на время обретает душу, переживая глубокие чувства к женщине.
Проблема недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей Главный герой повести М. Булгакова «Собачье сердце» - про­фессор Преображенский. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Проблема бесчеловечности и бессмыс­ленности войны В рассказе М. Шолохова «Родинка» гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии) В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» лихорадочные действия людей, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - говорит Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой.
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».
НТР и будущее В книгеР. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту» изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.

С давних времён особое место в жизни людей занимает поэзия. Неспроста ей уделяется такое внимание. В предложенном тексте В.П. Астафьев поднимает проблему силы поэтического слова.

Автор, находясь в почти заброшенной деревне, рассуждает о влиянии поэзии на человека. Из приёмника доносились строки Есенина, которые контрастировали с окружающей реальностью, но они как ничто иное были созвучны с душой рассказчика.

Его волновал вопрос: «Почему так мало пели и поют у нас Есенина?». Ведь слова этого великого поэта, которые заставляют задуматься о самом главном, - это то, что нужно народу. «Он мучается за всех людей … недоступной нам всевышней мукой…».

Я полностью согласен с автором и считаю, что поэзия играет важнейшую роль в жизни человека и народа в целом. Это очень своеобразная и оригинальная форма изложения своих мыслей об окружающем мире, полностью передающая чувства и переживания поэта.

В русской литературе есть немало примеров воздействия поэтического слова на человека. Вспомним «Оду на день восшествия…» М.В. Ломоносова, где он завещал потомкам заниматься наукой, что обеспечит в дальнейшем благополучие и процветание России. Эти слова действительно повлияли на молодёжь и подчеркнули значимость науки в жизни людей.

Нельзя не вспомнить творчество А. Ахматовой. Такие стихотворения как «Я не любви твоей прошу», «А ты думал, я тоже такая?» найдут отклик в душе каждой девушки, они позволят пережить самые разные глубокие эмоции. В поэзии Ахматовой чувствуется родство душ автора и читателя, потому что эта прекрасная поэтесса готова отмучиться за всех несчастных людей, помочь каждому очистить душу.

Таким образом, поэзия способна оказать помощь человеку в очищении души, заставить задуматься о самом важном. Стихи наполняют человека самыми яркими эмоциями.


Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.

Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.

"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.

В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.

Сочинение на тему: Над окошком месяц. Под окошком ветер

Образец и пример сочинения № 1

Испокон веку звучала на Руси народная песня. В ней люди делились радостью, но чаще выплакивали свою грусть. Эта же глубокая народная грусть звучит и в словах некоторых русских поэтов. Первый из них, наверное, Сергей Есенин. Именно проблеме близости поэтического слова душе народной посвящает свои рассуждения классик советской литературы Виктор Астафьев.

Всё это наводит автора на размышления о судьбе творческого наследия великого крестьянского поэта, которого почему-то все еще «страшно пускать к народу».
Виктор Петрович Астафьев уверен, что слово Есенина с его «всесветной тоской» - это именно то, что требуется людям, ведь оно напоминает нам о самом главном и объясняет «непостижимое».

Я во многом согласен с писателем: поэтическое слово обращено прямо к духу народа, к его эмоциональному самосознанию.

Стихи Есенина напоминают нам о бережном отношении к природе, к «братьям нашим меньшим». Например, в таких своих знаменитых стихах, как «Песнь о собаке», «Клён ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…». Поэт описывает переживания своих «героев» как тот, кто пропустил их сквозь собственное сердце. Есенин сравнивает самого себя с кленом, березовой рощей, показывая глубинную связь человека с родной природой, напоминая, что мы все ее части.

Мы живём в страшное время, когда родные речки, леса, поля стали называться «окружающей средой» и всё больше превращаются в свалку различных отходов. Например, в рассказе Е. Носова «Кукла» мы читаем о том, как некогда глубокая и красивая, богатая на рыбу река превратилась в жиденький зловонный поток. И на фоне этого запустения — история об изуродованной кукле. Казалось бы, какая связь? Но обдумывая текст Астафьева, понимаешь: запустение в душе без живого поэтического слова приводит к запустению в природе. Не понимая красоты поэзии, мы теряем нравственность, а вместе с ней и представление о красоте родного уголка. Хотелось бы верить, что положение это всё же изменится, и нашим детям не придётся жить в пустыне.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Над окошком месяц. Под окошком ветер. Как написать мини сочинение с планом

Жанна д’Арк, Иисус Христос, Моисей, этот список можно еще продолжить. Все эти люди отдавали себя народу, не щадили собственных сил, чтобы помочь людям. Но люди не всегда готовы были благодарить их за добро. Но разумно ли это, любить, спасать народ, а взамен быть сожженным на костре или распятым на кресте? В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему любви к народу. Позиция автора выражена предельно четко и ясно. Через сострадания поэта проявляется его любовь к людям.

Он трепетно относился к каждому живому существу на земле. Автор ощущает некоторую связь между собой и Есениным, сочувствует ему, потому что «и мертвого его все отторгают локтями». Я полностью разделяю позицию автора. Есенин чувствовал состояние простых людей. Он мучился за каждого, разом испытывал, пропускал через себя все страдания русского народа. Однако несмотря на всю его любовь к людям, он так и не получил всеобщего признания. Его поместили в психиатрическую больницу, его отвергли близкие ему люди. Но не только с русским поэтом обошлись так сурово.

Далеко не всегда люди готовы благодарить за любовь и добро. Но важно понять, что добро это делается не ради признания, не напоказ, а ради собственного душевного удовлетворения. Об этом хорошо написано в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль». Главная героиня рассказывает интересную историю о смельчаке Данко. Этот молодой человек имел горячее, светлое сердце. Любви в нем было столько, что он смог осветить им дорогу людям, когда они попали в гремучий лес, куда не проникал ни малейший лучик света. Данко вырвал сердце из своей груди, не думая, что это может убить его, не думая, что люди даже не скажут ему спасибо.

Он поступил как герой, вывел народ на свет, спас его. Но что им двигало? Огромная любовь к народу. Огромную любовь к народу испытывала и Жанна д’Арк, легендарная французская воительница, которая смогла изгнать из своей страны враждебные воска англичан. Она повела за собой полки, внушала воинам веру в победу. Но люди обвинили ее в ерести, назвали ведьмой. А за что? За то что она носила мужскую одежду! Орлеанскую деву, которая спасла Францию сожгли на костре. Девушка так и не получила никакой благодарности за свои деяния, более того, за это же ее убили. Этот текст заставил меня задуматься над такой важной проблемой, как любовь к родному народу.

Стоит ли вообще делать людям добро? Я думаю, что стоит. Но также нужно уметь и благодарить. Ведь если я не поблагодарю человека, который сделал мне что-то приятное, разве сделает ли он это снова ради меня или кого-то еще. Конечно нет. Поэтому, если мы хотим жить в мире, где царит любовь и взаимопонимание, мы должны помогать и ценить помощь других.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Над окошком месяц. Под окошком ветер. Как написать мини сочинение с планом

Когда я читаю предложенный отрывок, перед моим взором предстаёт настоящая русская деревенька, где сохранились ещё искренние человеческие отношения и душевность. Поле с урожаем, пасущийся конь, стог сена, звонкий ручеёк - это все настоящая Россия, именно её воспевал Сергей Есенин.

Увы, от воспетой им деревни мало что осталось. Разбрелись люди по большим городам. Избы полупусты, в них остались только старики. Вечером не раздаётся смех, разговоры и песни. Вместо них слышна лишь гнетущая тишина: «Ничего не слышно, ничего не видно, отдалилась песня от села, глохнет жизнь без неё».

Всё настолько печально, что старики не признают уже давно не навещавших их детей: «Зимой отчего-то прибыл, добрел до матери по сугробам, стучит, а она его не пускает - по голосу уж не узнает».

Автор текста показывает, что российские деревни опустели, так как молодёжь уезжает за лучшей жизнью, тяжкий труд им не по душе. Самое грустное, что они при этом забывают своих родителей, которые уже едва могут сами справиться с хозяйством. Но автор уверен, что ещё есть надежда, пока есть в деревне хоть один человек, пока в окошках теплится свет.

Очень правдиво и живо изобразил русскую деревню И. А. Бунин в повести «Деревня». Он видит грустную картину, нищету и безотрадность, мертвые поля. Бунин показывает, что у жителей маленький кругозор, они практически изолированы от остального мира.

Очень многие мои знакомые и товарищи родом из дальних деревень и сел, они ездят туда в гости к родителям крайне редко, если вообще ездят. К сожалению, я убеждаюсь, что образ полупустой и забытой русской деревни – это не просто художественный образ из произведений, а горькая правда.

Образец и пример краткого сочинения № 4 на тему: Над окошком месяц. Аргументы из литературы. Проблема текста

Мне кажется, что поэзия существует столько же, сколько существует человек. В моменты переживания и счастья, трагедии и комедии, в праздник и в горе – всегда человек выражал свои мысли, эмоции и переживания с помощью песен и стихотворений. В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев заставляет нас задуматься над вопросом: «В чем состоит сила поэтического слова?».

Комментируя данную проблему, писатель обращает наше внимание на стихотворение Сергея Есенина, доносящееся из приемника, а также из уст голосистых женщин, символизирующих простой русский народ. Разнообразным количеством эмоций наполнены эти строки: тут и очищающая скорбь, и любовь к родному краю. В.П. Астафьев подчеркивает то, какие чувства поэт вкладывал в свое стихотворение и как они отражаются в сердцах простых граждан: «Он мучается за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня…».

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: поэтическое слово способно пробудить в человеке различные чувства, заставить его задуматься о самом важном. Поэзия Сергея Есенина наполняет человека «слезами и горьким восторгом». Трудно не согласиться с В.П. Астафьевым в том, что поэзия обладает волшебной силой.

Одной строчкой можно заставить человека одновременно плакать и смеяться. Проникаясь эмоциями и переживаниями автора, читатель пропускает их через своё сердце. Благодаря лирике классиков мировой литературы можно задуматься над смыслом бытия, оглянуться на собственную жизнь, очистить душу и морально переродиться. Например, в коротком, но очень насыщенном стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва», вмещается одновременно и печаль автора, и его вера в «силу благодатную», в перерождение человека и освобождение его души от тоски и мучительных сомнений.

Лирический герой, как и сам автор, верит в силу живого слова и в то, что оно может помочь любому человеку очистить свое сознание от тревоги. И там, где раньше была тяжесть, теперь будет легкость: «С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко…». Сила поэтического слова заключается в самом призвании поэта. А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк» выражает это через образ поэта-мученика, влачащегося по пустыне и ожидающего истину с небес.

И Бог обозначил ему его призвание: «Глаголом жги сердца людей». Таким образом, А.С. Пушкин видит силу поэтического слова в том, чтобы добираться до самых глубин человеческой души и обжигать их словом. Для каждого из нас поэзия играет свою индивидуальную роль. Кто-то проникается любовной лирикой и находит в этом свои переживания, кто-то любит стихотворения про дружбу и любовь к родному краю, а кто-то и вовсе пропускает через своё сердце грустные строчки о смысле жизни и предназначении поэта. Но равнодушным не остается никто, и в этом заключается сила поэтического слова.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)«Над окошком месяц. (2)Под окошком ветер. (З)Облетевший тополь серебрист и светел…» - доносится из приёмника. (4)И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём.

(б)Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадёжить. (б)Какая очищающая скорбь! (7)На дворе нет месяца. (8)На дворе туман. (9)Выдохнулся из земли, заполнил леса, затопил поляны, прикрыл реку - всё утопло в нём. (Ю)Дождливое нынче лето, полегли льны, упала рожь, не растёт ячмень. (11)И всё туманы, туманы. (12) Может, и бывает месяц, но не видно его, и спать на селе ложатся рано.

(13) И голоса единого не слышно. (14)Ничего не слышно, ничего не видно, отдалилась песня от села, глохнет жизнь без неё. (15) 3а рекой в опустевшей деревне живут две старухи, летом врозь, зимой сбегаются в одну избу, чтоб меньше тратилось дров. (16) Приезжал к одной бабке сынок из Ленинграда. (17)Зимой отчего-то прибыл, добрёл до матери по сугробам, стучит, а она его не пускает - по голосу уж не узнаёт. (18) Плачет тальянка, плачет. (19) Только не там, не за рекою, а в моём сердце.

(20)И видится мне всё в исходном свете, меж летом и осенью, меж вечером и днём. (21)Лошадь вон старая единственная на три полупустых села, без интереса ест траву. (22)Пьяный пастух за околицей по-чёрному лает на заморённых телят; к речке с ведром спускается Анна, молодая годами и старая ликом женщина. (23)«Дальний плач тальянки, голос одинокий…» (24)Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина? (25)Самого певучего поэта! (26)Неужто и мёртвого все его отторгают локтями?

(27)Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? (28)Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа. (29)Он мучается за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

(30) Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его… (31) А где утешишь? (32)Нету его, сиротинки горемычной. (ЗЗ)Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. (34)А нам всё объясняют и втолковывают, что он ни в чём не виноват и наш-де он.

(35)Уже и сами судьи, определявшие, кто «наш» и «не наш», сделались «не нашими», вычеркнуты из памяти людской, песнь, звук, грусть поэта навечно с нами, а нам всё объясняют и объясняют необъяснимое, непостижимое. (36)«3а окошком месяц…» (37)Тьма за окошком, пустые сёла и пустая земля. (38)Слушать здесь Есенина невыносимо. (39)Лежат окрест туманы, плотно, недвижно, никакой звук не пробивается. (40)Едва-едва просочился из-за реки блёклым пятнышком свет в деревенском окошке.

(41)Живы старушки. (42)Наработались. (43)Ужинают. (44)Вечер ещё длится или уже ночь? (45)На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. (46)И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. (47)Смолкни, военная труба! (48)Уймись, велеречивый оратор! (49)Не кривляйтесь, новомодные ревуны! (бО)Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! (51) Шапки долой, Россия! (52) Есенина поют! (По В. П. Астафьеву*)

Какие произведения помогут легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение

Текст: Анна Чайникова
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Практика показывает, что больше всего затруднений у школьников вызывает подбор аргументов в сочинении. сдавать всем, и сочинение во второй части экзамена писать придется всем, а не только тем, кто выбрал для себя гуманитарные специальности. Вместе с вами

мы разберем основные тематические блоки, и начнем с искусства, потому что на экзамене часто встречаются тексты про чтение и книги.

Типы проблем в сочинении в формате ЕГЭ :

  • Философские
  • Социальные
  • Нравственные
  • Экологические
  • Эстетические

Мы рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся в текстах ЕГЭ проблемы и подберем произведения, на примере которых будет легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ проблемы затрагивают сферу восприятия человеком прекрасного:

  • Роль искусства в жизни человека (музыки, книг и чтения)
  • Восприятие искусства (музыки, литературы, театра) и массовой культуры (телевидения, интернета)
  • Сила искусства (музыки, поэтического слова, книги) и его влияние на человека
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Отказ от книг и чтения

Примерные формулировки проблемы

Проблема роли книги/музыки в жизни человека. (Какую роль играют книги/музыка в жизни человека?)

Проблема отказа от чтения и книг. (Чем грозит человечеству отказ от книг?)

Проблема восприятия музыки/поэзии людьми. (Как люди воспринимают музыку/поэзию?)

Проблема влияния музыки на людей. (Какое влияние музыка оказывает на людей?)

Проблема очищающей силы искусства/поэзии/музыки). (Какова сила воздействия искусства/поэзии/музыки на человека?)

Проблема силы таланта. (В чем заключается сила таланта?)

Проблема силы поэтического слова. (В чем состоит сила поэтического слова?)

Проблема отношения к людям искусства (поэтам, композиторам), к их творчеству. (Как люди относятся к людям искусства, творческим людям?)

Проблема различий науки и искусства. (Чем различается наука и искусство?)

Поэтическое слово, звуки музыки, чудесное пение способны пробудить в человеке самые сильные эмоции, заставить испытывать различные чувства: печаль, восторг, умиротворение, - заставить задуматься о важном и вечном. Искусство оказывает очищающее воздействие на душу человека, оно может излечить душевные раны, дать силы человеку, вселить уверенность в отчаявшегося, подарить желание бороться за жизнь солдату на войне.

Книга - бесценный источник знаний, передающихся из поколения в поколение, с ее помощью человек познает мир, знакомясь с жизненным опытом других людей, изложенным в ней. Невозможно понять человека, если не читать книг, которые о нем написаны. М. Горький называл книгу «Новым заветом, написанным человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни на есть на свете».

При отказе от книг и чтения прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человечество остановится в своем развитии. Книги воспитывают нравственность, формируют личность, без них невозможно вырастить гуманного и сочувствующего другим человека. В романе «451 градус по Фаренгейту» описывает мир, в котором книги были вне закона и подлежали уничтожению. Изображая общество, отказавшееся от чтения и книг, Брэдбери говорит об опасности утраты собственного «я», индивидуальности, превращении людей в безликую толпу, которой просто управлять.

Книги способны оказать колоссальное влияние на мировоззрение человека, дать определенную модель поведения, которой он будет придерживаться в жизни. Так, «жить по книге» начинает заглавный герой романа «Дон Кихот», всем сердцем полюбивший рыцарские романы. Представляя себя рыцарем, он совершает подвиги во славу своей Прекрасной Дамы, Дульсинеи Тобосской: сражается с великанами, освобождает каторжников, спасает принцессу, борется за права угнетенных и обиженных. Из французских сентиментальных романов о жизни и взаимоотношениях с мужчинами узнают Татьяна Ларина, героиня , и София Фамусова из комедии «Горе от ума». Татьяна пишет признание в любви Онегину, совсем как героиня романа, да и возлюбленному она отводит совершенно книжную роль: он либо «ангел-хранитель», либо «коварный искуситель». Сквозь призму сентиментального романа видит Молчалина София, он полностью соответствует книжному идеалу, поэтому его выбирает девушка. Язвительный Чацкий не привлекает ее, ведь в нем нет той доброты и нежности (впрочем, напускной), которая присуща Молчалину.

Безмерная любовь дочери к книгам и чтению беспокоит Фамусова, ведь он считает, что от книг один лишь вред («Ученье - вот чума, ученость - вот причина, / Что нынче пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений…» ) и «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь» .

Об опасности, которую, по мнению некоторых, может заключать в себе книга, пишет и в романе «Имя розы». Однако стоит заметить, что в руках неумного читателя книга никогда не будет опасна, но и не принесет пользы. Например, лакей Чичикова Петрушка, большой любитель чтения книг, «содержанием которых не затруднялся», все читал с одинаковым вниманием. «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит» . Книга в руках такого «читателя» нема, она не способна ни помочь, ни навредить ему, ведь чтение - это не только удовольствие, но и трудная душевная и интеллектуальная работа.

Чуткому, внимательному читателю книга способна не только подарить знания и доставить удовольствие, но и сформировать представление о мире, показать его красоту, научить мечтать и дать силы идти к своей мечте. Именно это происходит с Алешей Пешковым, героем трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Отправленный «в люди» мальчик живет «в тумане отупляющей тоски» среди грубости и невежества простого рабочего люда. В его жизни нет стремлений, цели, она кажется ребенку тоскливой и беспросветной. Но как меняется жизнь Алеши, когда к нему в руки попадает книга! Она открывает ему огромный прекрасный новый мир, показывает, что можно жить иначе: «Они [книги] показывали мне иную жизнь - жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления, они живут где-то в стороне от всего, о чем пишут книги, и трудно понять - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью… Это мне ясно, - не хочу…» С тех пор мальчик всеми силами старается выбраться из того омута, в который попал, и книга становится его путеводной звездой.

Главная задача книги заключается вовсе не в том, чтобы развлекать читателя, доставлять ему удовольствие, утешать или баюкать, убеждает читателя М. Горький в рассказе «О беспокойной книге». Хорошая книга тревожит, лишает сна, «сеет иглы на… постель», заставляя задуматься над смыслом жизни, побуждая разобраться в себе.

Произведения

О книгах и чтении

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Мертвые души»
Максим Горький «В людях», «Коновалов», «О беспокойной книге»
А. Грин «Зеленая лампа»
В. П. Астафьев «Есенина поют»
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
В. Сорокин «Манарага»
М. Сервантес «Дон Кихот»
Д. Лондон «Мартин Иден»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
У. Эко «Имя розы»
Б. Шлинк «Чтец»

О музыке и пении

«Моцарт и Сальери»
«Певцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Альберт»
А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Тапер»
В. П. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум»
«Старый повар», «Мертвый город»

Просмотры: 0