Читать стих «Подлиза» Маяковского Владимира Владимировича - это возможность увидеть один из наиболее актуальных пороков современного общества. Автор вскрывает самые глубокие недостатки социума, высмеивая их в свойственной ему ироничной форме. Не все люди в окружении поэта вызывали у него положительные эмоции. С некоторыми из них приходилось мириться. А кому-то он просто посвящал такие саркастичные стихотворения. Произведение «Подлиза» было написано в 1928 году. И оно посвящено не одному человеку, а целому обществу. Маяковского раздражал тип людей, которые готовы на все, лишь бы угодить руководству.

Текст стихотворения Маяковского «Подлиза» – одна сплошная насмешка над угодливыми людьми. Автор искренне не понимает, как можно добиваться своего такими жалкими методами. Причем, иронизирует он не только над подлизами, но и над начальством, которое принимает такое угодничество за чистую монету. Этот общественный фарс вызывает негодование, а языки «на метров тридцать» Маяковский считает одним из худших пороков общества.

Утопические стремления поэта проскальзывают в конце произведения. Очевидно, что он хочет полностью избавить общество от такого лакейского поведения, как от раковой опухоли. Маяковский не понимает, как можно так издеваться над демократией. А тема самого произведения все еще остается актуальной. Именно поэтому его до сих пор учат на уроках литературы и читают в классе. Скачать стихотворение или прочитать его полностью можно онлайн на нашем сайте.

Этот сорт народа –
тих
и бесформен,
словно студень,-
очень многие
из них
в наши
дни
выходят в люди.
Худ умом
и телом чахл
Петр Иванович Болдашкин.
В возмутительных прыщах
зря
краснеет
на плечах
не башка –
а набалдашник.
Этот фрукт
теперь согрет
солнцем
нежного начальства.
Где причина?
В чем секрет?
Я
задумываюсь часто.
Жизнь
его
идет на лад;
на него
не брошу тень я.
Клад его –
его талант:
нежный
способ
обхожденья.
Лижет ногу,
лижет руку,
лижет в пояс,
лижет ниже,-
как кутенок
лижет
суку,
как котенок
кошку лижет.
А язык?!
На метров тридцать
догонять
начальство
вылез –
мыльный весь,
аж может бриться,
даже
кисточкой не мылясь.
Все похвалит,
впавши
в раж,
что
фантазия позволит –
ваш катар,
и чин,
и стаж,
вашу доблесть
и мозоли.
И ему
пошли
чины,
на него
в быту
равненье.
Где-то
будто
вручены
чуть ли не –
бразды правленья.
Раз
уже
в руках вожжа,
всех
сведя
к подлизным взглядам,
расслюнявит:
“Уважать,
уважать
начальство
надо…”
Мы
глядим,
уныло ахая,
как растет
от ихней братии
архи-разиерархия
в издевательстве
над демократией.
Вея шваброй
верхом,
низом,
сместь бы
всех,
кто поддались,
всех,
радеющих подлизам,
всех
радетельских
подлиз.

См … Словарь синонимов

ПОДЛИЗА, ы, муж. и жен. (разг. пренебр.). Человек, к рый подлизывается к кому н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

подлиза - ПОДЛИЗА, ы, м и ж Разг. То же, что подхалим. В детдоме все было по старому, только Серафима Петровна перешла в старшие классы, и на ее место поступил мужчина воспитатель Суткин. Валька сказал, что он подлиза. Подлизывается к Николаю Антонычу,… … Толковый словарь русских существительных

Лижу, лижешь; прич. страд. прош. подлизанный, зан, а, о; сов., перех. (несов. подлизывать). Слизать, вылизать до конца … Малый академический словарь

М. и ж.; разг. Тот, кто подлизывается. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Подлиза, подлизы, подлизы, подлиз, подлизе, подлизам, подлизу, подлиз, подлизой, подлизою, подлизами, подлизе, подлизах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

подлиза - подл иза, ы, муж. и жен … Русский орфографический словарь

подлиза - (1 м и ж); мн. подли/зы, Р. подли/з … Орфографический словарь русского языка

Ы; м. и ж. Разг. Тот, кто подлизывается. Какой (какая) п.! П. несчастная! … Энциклопедический словарь

подлиза - ы; м. и ж.; разг. Тот, кто подлизывается. Какой (какая) подли/за! Подли/за несчастная! … Словарь многих выражений

Книги

  • Послушайте! Поэма, стихи , Маяковский Владимир Владимирович. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930), русско-советский поэт, родился в Грузии, в селе Багдати Кутаисской губернии. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала вМоскву. Владимир…

Литература как вид искусства всегда была вторичной по отношению к действительности. В истории общества происходили войны, менялись правители, возникали и исчезали целые цивилизации, а литература шагала вслед за реальностью, давала ей свою оценку, восхищаясь или, наоборот, возмущаясь тем, что происходило в этом самом обществе.

Поэзия реагировала на изменения быстрее, а когда в ХХ века события стали мелькать с бешеной скоростью, возник целый пласт литературы, что называется, «на злобу дня». Конечно, в основном, это была сатира . Настоящего сатирика всегда отличает умение видеть типичные явления, существенные недостатки, точно определять направление главного удара. Истинный сатирик бьет не по отдельным проявлениям зла – он должен проникнуть в суть явления и поразить его одним махом.

В XIX веке такими сатириками были Н. В. Гоголь , М. Е. Салтыков-Щедрин . В ХХ веке таким сатириком стал Владимир Маяковский . Его сатира – «оружия любимейшего род» - стала по-настоящему злободневной. В ранней поэзии он обличал толпу, далекую от искусства, добра и красоты. Позже в «Окнах сатиры РОСТА» клеймил позором врагов советской власти. Когда были разгромлены белогвардейцы, когда трудящимися молодой советской республики было завоевано «трудиться великое право», Маяковский определил задачу на новом этапе истории: дать «новое искусство» сатиры. Объектами осмеяния его сатиры стали и бюрократия, и обывательщина, и многие другие пороки уже нового, социалистического, общества.

Да, постепенно «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина». Казалось бы, нет больше поводов браться за любимое оружие. Ан нет, уже в новом обществе, где все должно быть по справедливости, появился целый класс соотечественников, умеющих только тем и заниматься, что угождать вышестоящему начальству.

Лесть как порок была высмеяна еще Крыловым в его знаменитых баснях. Чинопочитание в свое время мастерски было описано Антоном Павловичем Чеховым («Толстый и тонкий» , к примеру). Но у Маяковского это уже явление другого рода: это такие подхалимы, что без мыла влезут в любую дырку. Поэтому всю свою злость, все свое мастерство сатирика вложил поэт в стихотворение «Подлиза» , анализ которого и будет далее представлен.

По мнению Маяковского, в конце 20-х годов ХХ века возникла такая ситуация, что на руководящих постах оказались уже не те, кто вел за собой «с шашкой наголо», как это было в годы Гражданской войны, а те, кто «тих и бесформен, словно студень» :

… очень многие из них
в наши дни выходят в люди.

Маяковский в своих стихах довольно часто выбирает конкретный образ , в котором и воплощает идею. Здесь это некий Петр Иванович Болдашкин. Его портрет вызывает у читателя омерзение: Болдашкин «худ умом и телом чахл» , весь он «в возмутительных прыщах» . Но почему-то

Этот фрукт теперь согрет
Солнцем нежного начальства.

Конечно, герой мучается вопросом: «Где причина? В чем секрет?» А ответ очень прост: оказывается, талант Петра Ивановича – «нежный способ обхождения» . Просто он подлиза, он «лижет руку, лижет ногу, лижет в пояс, лижет ниже … » . Только если животные, например, это делают из соображений гигиены или повинуясь инстинкту, то Болдашкин всех вылизывает (в переносном, конечно, смысле!) вполне осознанно:

Все похвалит, впавши в раж,
Что фантазия позволит -
ваш катар, и чин, и стаж,
вашу доблесть и мозоли.

Самое страшное для героя, что такие люди теперь влиятельны: ему «и чины пошли» , и «будто вручены чуть ли не бразды правленья» , то есть он обретает все больше полномочий. А остальным остается только, «уныло ахая» , наблюдать, как растет «от ихней братии архи-разиерархия» .

Завершается стихотворение опять-таки утопией (как это было в «Прозаседавшихся»): герой мечтает, как бы «вея шваброй верхом и низом, сместь бы всех радетельских подлиз» .

Конечно, как во всех своих сатирических произведениях, Маяковский чересчур резок. Он снова использует хлесткие рифмы, необычные сочетания слов, неологизмы, гиперболу (например, язык на тридцать метров). Но поэт решает важную задачу: с помощью нового искусства он должен «выволочь республику» из грязи бюрократизма, обывательщины, чинопоклонства и многих других «пережитков прошлого», которые никак в этом прошлом оставаться не желали.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Владимир Маяковский
Антология русской поэзии

Маяковский-сатирик - тоже наш современник. Сатира в творчестве поэта - это "кавалерия острот", поднявшая "рифм отточенные пики", это любимейший род оружия.
«Подлиза» (1928). В стихотворении дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собствен­ного достоинства, о человеческом облике: Этот сорт народа - Тих И бесформен, Словно студень…

Этот сорт народа -
тих
и бесформен,
словно студень,-
очень многие
из них
в наши
дни
выходят в люди.
Худ умом
и телом чахл
Петр Иванович Болдашкин.
В возмутительных прыщах
зря
краснеет
на плечах
не башка -
а набалдашник.
Этот фрукт
теперь согрет
солнцем
нежного начальства.
Где причина?
В чем секрет?
Я
задумываюсь часто.
Жизнь
его
идет на лад;
на него
не брошу тень я.
Клад его -
его талант:
нежный
способ
обхожденья.
Лижет ногу,
лижет руку,
лижет в пояс,
лижет ниже,-
как кутенок
лижет
суку,
как котенок
кошку лижет.
А язык?!
На метров тридцать
догонять
начальство
вылез -
мыльный весь,
аж может бриться,
даже
кисточкой не мылясь.
Все похвалит,
впавши
в раж,
что
фантазия позволит -
ваш катар,
и чин,
и стаж,
вашу доблесть
и мозоли.
И ему
пошли
чины,
на него
в быту
равненье.
Где-то
будто
вручены
чуть ли не -
бразды правленья.
Раз
уже
в руках вожжа,
всех
сведя
к подлизным взглядам,
расслюнявит:
"Уважать,
уважать
начальство
надо..."
Мы
глядим,
уныло ахая,
как растет
от ихней братии
архи-разиерархия
в издевательстве
над демократией.
Вея шваброй
верхом,
низом,
сместь бы
всех,
кто поддались,
всех,
радеющих подлизам,
всех
радетельских
подлиз.

Читает Г. Сорокин
Гео́ргий Васи́льевич Соро́кин (25 октября 1916, Кисловодск - 19 августа 2010, Москва) - российский актёр, мастер художественного слова, народный артист РСФСР.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Подлиза» Владимир Маяковский

Этот сорт народа - тих и бесформен, словно студень,- очень многие из них в наши дни выходят в люди. Худ умом и телом чахл Петр Иванович Болдашкин. В возмутительных прыщах зря краснеет на плечах не башка - а набалдашник. Этот фрукт теперь согрет солнцем нежного начальства. Где причина? В чем секрет? Я задумываюсь часто. Жизнь его идет на лад; на него не брошу тень я. Клад его - его талант: нежный способ обхожденья. Лижет ногу, лижет руку, лижет в пояс, лижет ниже,- как кутенок лижет суку, как котенок кошку лижет. А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез - мыльный весь, аж может бриться, даже кисточкой не мылясь. Все похвалит, впавши в раж, что фантазия позволит - ваш катар, и чин, и стаж, вашу доблесть и мозоли. И ему пошли чины, на него в быту равненье. Где-то будто вручены чуть ли не - бразды правленья. Раз уже в руках вожжа, всех сведя к подлизным взглядам, расслюнявит: "Уважать, уважать начальство надо..." Мы глядим, уныло ахая, как растет от ихней братии архи-разиерархия в издевательстве над демократией. Вея шваброй верхом, низом, сместь бы всех, кто поддались, всех, радеющих подлизам, всех радетельских подлиз.

Анализ стихотворения Маяковского «Подлиза»

В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт заблуждался, утверждая: все самые отвратительные типажи людей, которые довелось ему видеть после революции, являются пережитком прошлого. На самом же деле человек не может измениться лишь потому, что теперь вынужден жить в другой стране. И рано или поздно его мировоззрения и особенности характера становятся общественным достоянием.

Конечно, далеко не все люди, с которыми приходилось в жизни сталкиваться Маяковскому, отвечали идеалам поэта. Некоторых он попросту терпел, других игнорировал, а третьим посвящал стихи, полные желчи и сарказма. Одним из них является произведение «Подлиза», созданное в 1928 году, в котором автор дает определение целому классу своих соотечественников, обладающих одним-единственным талантом, который заключается в виртуозном умении угождать вышестоящему начальству . При этом они настолько привыкли использовать свой «нежный способ обхожденья», что делают комплименты не только достоинствам человека, но и его недостаткам. Но это подлиз совершенно не смущает, так как они знают, что их речи являются усладой для начальственных ушей и верным способом продвижения по карьерной лестнице. «И ему пошли чины, на него в быту равненье. Где-то будут вручены чуть ли не – бразды правленья», — отмечает автор с присущей ему издевкой. При этом залогом успеха подлизы является его язык, который «на метров тридцать догонять начальство вылез».

Маяковский не только высмеивает подлиз, но и считает их одними из наиболее опасных элементов советского общества, которых поэт обвиняет «в издевательстве над демократией» . Свобода слов и мыслей, провозглашенная революцией пусть и на бумаге, в данном случае принимает весьма уродливую форму, так как она завуалирована лестью и стремлением получить личные выгоды благодаря вовремя и правильно сделанным комплиментам. Маяковского настолько раздражает эта лакейская черта многочисленных подлиз, что он предлагает всех их смести с лица земли «вея шваброй верхом, низом». Но эти мечты поэта являются утопическими, потому что изменить человеческую суть, даже если он из лакея превращается в крупного чиновника, невозможно.