2 е тысячелетие до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. XIV век до н. э. XIII век до н. э. XII век до н. э. 1409 1408 1407 1406 … Википедия

1302. Созыв Генеральных штатов во Франции. «Битва шпор». Победа фландрского ополчения над французским войском при Куртрэ. Булла папы Римского Бонифация VIII, провозгласившая абсолютный приоритет церковной власти над светской. 1303 1325. Княжение… … Энциклопедический словарь

Георгий Ярославич князь муромский, сын, надо полагать, Ярослава Георгиевича. В летописной заметке под 1351 г. говорится, что этот Георгий обнови град свой, отчину свою Муром, запустевший отдавна, от первых князей, и поставил двор свой в городе.… … Биографический словарь

Павел преподобный, вместе с преподобным Феодором основал в 1363 году Борисоглебский монастырь на р. Устье (ныне Ярославской губернии, Ростовского уезда). После Феодора был игуменом монастыря. Скончался после 1409 года; мощи его почивают под… … Биографический словарь

2 тысячелетие XII век XIII век XIV век XV век XVI век 1290 е 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 … Википедия

2 тысячелетие XII век XIII век XIV век XV век XVI век 1290 е 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 … Википедия

2 тысячелетие XII век XIII век XIV век XV век XVI век 1290 е 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 … Википедия

2 тысячелетие XII век XIII век XIV век XV век XVI век 1290 е 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 … Википедия

Книги

  • Курс русской истории. Часть 1. Древний период XIV век (аудиокнига MP3 на 2 CD) , В. О. Ключевский. "Русская история" В. О. Ключевского - классический труд одного из самых глубочайших отечественных мыслителей, эпопея, занимающая достойное место в одном ряду с работами знаменитых российских… аудиокнига
  • Скоморох, бегущий по звездам. Книга 1. Земля, XIV век , Даль Наталья. Действие начинается на Земле в 1354 г. Двадцатилетний сирота, потешник, медвежий поводырь, Данька Вострый бродит по лесам и степям Руси со скоморошьей ватагой. Его считают нелюдью, прижитой…

Исторически так сложилось, что в России века пишутся римскими цифрами, правда в последнее время всё чаще можно встретить использование арабских цифр для обозначения века. Происходит это из-за банальной неграмотности и незнания, как правильно писать тот или иной век римскими цифрами, также люди всё чаще задаются вопросами, какой это век XIX в цифрах?

XIX это какой век

Чтобы не просто ответить на поставленный вопрос XIX это какой век, а избавиться от подобных вопросов в будущем, нужно понять, как же читаются римские цифры. На самом деле ничего сложного здесь нет.
Итак, римские цифры обозначаются следующим образом:
I – 1
II – 2
III – 3
IV – 4
V – 5
VI – 6
VII – 7
VIII – 8
IX – 9
X – 10
Получается, что лишь 5 римских цифр имеют индивидуальное начертание, остальные получаются при помощи подставления I. Если I стоит перед основной цифрой – это означает минус 1, если после, то плюс 1.
Обладая этими знаниями, можно легко ответить на вопрос — XIX это какой век?

XIX какой это век

И всё же, XIX какой это век? Читая эти нехитрые цифры многие разбивают их на 3 значения – X, I, X и получают какой-то весьма странный век – 10 – 1 – 10, т. е. 10 тысяч 110 век. Безусловно это не верная раскладка. Цифра XIX состоит из 2 компонентов – X и IX и расшифровывается очень просто – 1 и 9, т. е. получается 19.

Таким образом, ответом на вопрос, XIX какой это век, будет 19 век.

Как же будут выглядеть остальные века написанные римскими цифрами?

XI – 11
XII – 12
XIII- 13
XIV – 14
XV – 15
XVI – 16
XVII – 17
XVIII – 18
XIX – 19
XX – 20

Век, в котором мы живём сейчас обозначается как XXI .

Какой это век xix

Многие задаются вопросом, почему же в России века стали обозначать римскими цифрами, ведь всем известно, что в том же английском языке века обозначаются привычными арабскими цифрами, которые всем известны и понятны, так зачем же усложнять себе жизнь?

На самом деле всё довольно просто, дело в том, что римские цифры используются далеко не исключительно в России и не только в обозначении века. Считается, что римские цифры более торжественные и значимые чем банальные арабские, известные всем. Таким образом, римские цифры веками используются для обозначения особо значимых событий или чтобы придать некую торжественность, выделить.

Убедится в том, что далеко не только век обозначается римскими цифрами довольно просто, достаточно лишь посмотреть на книжное издание сочинений в нескольких томах, где тома, наверняка, пронумерованы римскими цифрами. Во всех странах монарших особ нумеровали римскими цифрами: Пётр I, Елизавета II, Людовик XIV и т. д.

В некоторых странах римскими цифрами обозначаются даже года, что гораздо сложнее, чем выучить какой это век XIX, ведь когда добавляются сотни и тысячи, римские цифры также увеличиваются на несколько цифр – L, C, V и M . Годы, обозначенные римскими цифрами, в отличие от веков, выглядят действительно устрашающе, так 1984 записывается как MCMLXXXIV .

Также римскими цифрами обозначаются все Олимпийские игры. Таким образом в 2014 году XXI века в Сочи прошли XXII Зимние Олимпийские игры.
Таким образом, можно сказать, что не зная какой это век XIX, человек лишает себя возможности свободно читать о различных событиях, происходящих в мире.

Скорее всего, в скором времени века в России всё же будут обозначаться традиционными арабскими цифрами и вопросы типа какой это век XIX исчезнут сами собой, ведь девятнадцатый век будет записываться понятным для всех образом – 19 век.

И всё же, знать хотя бы первую сотню римских цифр для грамотного человека просто необходимо, ведь далеко не только века обозначаются ими.

Введение

1. Правители

    Фараоны Аменхотеп III, Эхнатон, Сменхкара, Нефернефруатон (?), Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб, Рамсес I, Сети I.

    Цари хеттов Арнуванда I, Хаттусили II, Тудхалия II, Тудхалия III, Суппилулиума I, Арнуванда II, Мурсили II.

    Цари Тира Абимилк, Баалмер.

    Цари Митанни Шуттарна II, Арташумара, Тушратта, Шуттарна III, Шаттиваза, Шаттуара I.

    Цари Ассирии Ашшур-надин-аххе II, Эриба-Адад I, Ашшур-убаллит I, Эллиль-нирари, Арик-ден-или, Адад-нирари I.

    Цари Вавилона Кадашман-Харбе I, Куригальзу I, Кадашман-Эллиль I, Бурна-Буриаш II, Караиндаш II, Назибугаш, Куригальзу II, Назимарутташ.

    Цари Элама Игехалки, Пахиришшан I, Аттаркиттах.

    Цари Шан Цзу И, Цзу Синь, Во Цзя, Цзу Дин, Нань Гэн, Ян Цзя.

2. Египет

    1391-1353 (1386-1349 или 1405-1367) - Фараон Аменхотеп III. Мирные отношения с Вавилонией и Митанни. Династические связи с ними. Строительство Луксорского храма Амона-Ра. Храм со статуями Аменхотепа - "колоссами Мемнона".

    1386 - Подавление Аменхотепом восстания в Эфиопии.

    1353-1337 (1349-1334 или 1368-1351) - Фараон Неферкеперур Аменхотеп IV (Эхнатон). Сын Аменхотепа III и Тии. Перенесение столицы из Фив в новый город Ахетатон (Эль-Амарна). Введение культа Атона. Натиск хеттов на Сирию. Женат на Нефертити. Шесть дочерей, в том числе Меритатен.

    Ок.1337 (1361) - Фараон Сменхкара, зять Эхнатона. Восстановил почитание Амона.

    1337-1325 - Фараон Тутанхамон (ок.1352-1325), зять Эхнатона. Соправитель с 1343. Поселяется в Мемфисе. Некоторое улучшение положения в Сирии.

    1325 - Вдова Тутанхамона предлагает свою руку хеттскому царевичу. Но египетские вельможи убивают его. Царь хеттов идет на Египет. Египетское войско разбито. Но эпидемия, передавшаяся от египетских пленных к хеттам, заставляет хеттов прекратить военные действия.

    1325-1323 - Фараон Эйе, бывший начальник колесничьего войска.

    1323-1295 (ок.1350) - Фараон Хоремхеб, последний из 18-й династии. После избрания фараоном в Фивах отплывает в Мемфис. Сооружение чертога перед главным храмом Амона в Фивах.

3. Ближний Восток

    Начало 14 века - Царь Митанни Тушратта. Митанни сохраняет гегемонию в Ассирии. Союз Тушратты с Египтом.

    Ок.1385-1360 (1404-1379) - Царь Вавилонии Бурнабуриаш II. Посольство в Египет.

    Ок.1380 (ок.1410) - Суппилулиума узурпирует трон хеттов и освобождает страну от иностранных захватчиков.

    Ок.1380-1346 (Ок.1410-ок.1360) - Царь хеттов Суппилулиума.

    Ок.1377 (ок.1400) - Гибель дворца в Кноссе. Окончательный упадок Крита.

    1360-е годы - Абдаширта объединяет под своей властью область Амурру, но гибнет в борьбе с финикийскими городами.

    1364-1328 (Начало 14 века) - Царь Ассирии Ашшурубаллит I. Освобождение Ассирии от влияния Митанни. Захват части митаннийской территории. Усиление влияния Ассирии в Вавилонии.

    Ок.1362 - Союз Ассирии с Египтом. Победа Ашшурубаллита над Митанни. Укрепление северной границы Ассирии.

    Ок.1360 - После смерти царя Тушратты в Митанни начинаются смуты. Престол захвачен узурпатором Шуттарной. Шуттарна заключает союз с Ассирией и Альше. Ко двору хеттов бежит Шаттиваса, сын Тушратты. Шаттиваса женится на дочери Суппилулиумы.

    Ок.1358 (Ок.1400) - Царь хеттов Суппилулиума разгромил Митанни и покорил Сирию. На престол Митанни садится ставленник хеттов Шаттиваса.

    1350-е годы (1370-1360-е годы) - Успешные походы хеттов в Сирию. Их поддерживают степные племена хапиру. Подчинение хеттами Угарита, Каркемиша и Халпы.

    Ок.1355 - Брак царя Вавилона Караиндаша II на дочери Ашшурубаллита.

    1346-ок.1315 (Ок.1360-ок.1330) - Царь хеттов Мурсили II, сын Суппилулиумы. Победа над царством Арцава. Границы державы хеттов простираются до Эгейского моря.

    1340-е годы - Царь Амурру Азиру, сын Абдаширту, захватывает центральную часть Финикии. Визит Азиру в Египет. Он оправдывается перед Эхнатоном, но по возвращении заключает союз с Суппилулиумой.

    1340-е годы - Поражение Библа, союзника Эхнатона, в борьбе с соседними государствами. Гегемония над Финикией переходит к Сидону.

    Ок.1335 - На вавилонский престол вступает сын Караиндаша и внук Ашшурубаллита Кадашманхарбе. Поход Кадашманхарбе на Сирию. Его убивают касситы, недовольные союзом с Ассирией. Царем Вавилона провозглашают узурпатора Назибугаша.

    Ок.1333 - Ашшурубаллит захватывает Вавилон, громит Назибугаша. Царем Вавилона становится Куригальза II, сын Кадашманхарбе.

    1308 или 1312 г. - солнечное затмение.

    Ок.1308 - Царь Ассирии Арикденили. Победы над Митанни.

    1306-1274 (Середина 14 века) - Царь Ассирии Ададнерари I, сын Арикденили. Война с Вавилонией. Ассирия захватывает Аррапху и Нузу. Ададнерари отражает нападение Митанни и ставит митаннийского царя в зависимое от себя положение. Новый царь Митанни отлагается от Ададнерари. Ададнерари победоносно проходит всю митаннийскую территорию, захватывает Вашшуккани и территорию от Харрана до Каркемиша. Победа над арамеями.

    14 век - Начало расселения арамеев из Аравии по Передней Азии.

4. Другие регионы

    1388 (1384) - Перенесение Пань Гэном столицы на новое место в Аньянь.

    1352-1324 - Царь Инь Сяо И. Переселение племени Чжоу на восток, на территорию Ци.

    1327 - Потомки людей Гун-лю во главе с князем Шань-фу, гонимые жунами, поселились в Северном Шэньси. Из этого племени произошла династия Чжоу.

    14 век - Значительное строительство в Микенах. Укрепление акрополя.

    14 век - Распространение коневодства в степях Южной Сибири и Казахстана; развитие кочевого скотоводства.

    Легендарное путешествие аргонавтов.

5. Важные персоны

6. Открытия, изобретения

14 век - время существенных преобразований в жизни В этот исторический период окончательно устанавливается власть Золотой Орды над северо-восточными территориями русских земель. Постепенно среди мелких разгорается борьба за первенство и создание вокруг своей вотчины нового централизованного государства. Только общими усилиями русские земли смогли бы сбросить иго кочевников и занять свое место среди европейских держав. Среди старых городов, дотла разрушенных татарскими набегами, не было ни власти, ни политических элит, ни влияния, поэтому ни Киев, ни Владимир с Суздалем не смогли претендовать на место будущего центра княжения. Русь в 14 веке представила новых фаворитов в этой гонке. Это Великое княжество Литовское и Московское княжество.

Новгородская земля. Краткая характеристика

В былые времена монгольская конница так и не дошла до Новгорода. Этот город расцвел и удержал свое влияние благодаря выгодному расположению между Прибалтикой, восточными русскими землями и Великим княжеством Литовским. Резкое похолодание 13-14 веков (Малый Ледниковый период) значительно сократило урожаи на новгородских землях, но Новгород устоял и стал еще богаче за счет повышения спроса на рожь и пшеницу на рынках Балтии.

Политическое устройство Новгорода

Политическое устройство города близко к славянским традициям вече. Такая форма управления внутренними делами существовала и в других русских землях, но после порабощения Руси быстро сошла на нет. Официально власть в княжестве вершило вече - стандартная форма древнерусского самоуправления. Но по факту история Руси 14 века в Новгороде вершилась руками зажиточных горожан. Перепродажа зерновых и активная торговля во всех направлениях создали в Новгороде широкую прослойку обеспеченных людей - «золотых поясов», которые фактически вершили политику в княжестве.

Вплоть до окончательного присоединения к Московскому земли были самыми обширными среди всех, что объединяла Русь в 14 веке.

Почему Новгород не стал центром

Новгородские территории не были густо заселенными, даже в период расцвета княжества население Новгорода не превышало 30 тыс. человек - такое количество не могло ни завоевать соседние земли, ни удерживать в них свою власть. Хотя история 14 века называет Новгород одним из наибольших христианских центров, церковь в княжестве большой власти не имела. Другой серьезной проблемой была низкая плодородность новгородских земель и сильная зависимость от более южных территорий. Постепенно Новгород становился все более зависимым от Москвы и в конце концов стал одним из городов Московского княжества.

Второй претендент. Великое княжество Литовское

14 века не была бы полной без описания того влияния, которое имело на западные земли Литовское княжество (ВКЛ). Образованное на осколках владений великого Киева, оно собрало под своими флагами литовцев, балтов и славян. На фоне постоянных набегов ордынцев западные русичи видели в Литве своего естественного защитника от воинов Золотой Орды.

Власть и религия в ВКЛ

Верховная власть в государстве принадлежала князю - его еще называли господар. Ему подчинялись более мелкие вассалы - паны. В скором времени в ВКЛ появляется независимый законодательный орган - Рада, которая представляет собой совет влиятельных панов и усиливает их позиции во многих областях внутренней политики. Большой проблемой было отсутствие четкой лестницы престолонаследия - кончина предыдущего князя провоцировала распри между потенциальными наследниками, и часто трон доставался не самому законному, а самому беспринципному из них.

Религия в Литве

Что же касается религии, то 14 век не обозначил в Литовском княжестве определенного вектора религиозных взглядов и симпатий. Литовцы долгое время успешно лавировали между католичеством и православием, в душе своей оставаясь язычниками. Князь мог креститься в католической вере, а епископ в это же время исповедовать православие. Широкие массы крестьянства и горожан в основном придерживались православных начал, 14 век диктовал выбор веры как перечень вероятных союзников и противников. За католичеством стояла могущественная Европа, православие оставалось за восточными землями, которые исправно платили дать иноверцам.

Почему не Литва

В 14-15 веках искусно лавировала между золотоордынцами и европейскими захватчиками. Такое положение устраивало по большому счету всех участников политики тех лет. Но после смерти Ольгерда власть в княжестве перешла в руки Ягайло. По условиям Кревской унии, он женился на наследнице Речи Посполитой и фактически стал владыкой обеих обширных земель. Постепенно католицизм проник во все сферы жизни страны. Сильное влияние враждебной религии сделало невозможным объединение северо-восточных земель вокруг Литвы, поэтому Вильнюс так и не стал Москвой.

Московское княжество

Одна из многочисленных маленьких крепостей, сложенных Долгоруким вокруг родного Владимирского княжества, отличалось выгодным расположением на перекрестке торговых путей. Маленькая Москва принимала купцов с востока и запада, имела выходы к Волге и северным берегам. 14 век принес Москве немало битв и разрушений, но после каждого нашествия город отстраивался заново.

Постепенно Москва обзавелась собственным правителем - князем - и успешно проводила политику поощрения переселенцев, которые за различные поблажки прочно обустраивались в новых пределах. Постоянное расширение территории способствовало укреплению сил и позиций княжества. В государстве правила абсолютная монархия, и соблюдался порядок престолонаследия. Власть старшего сына не оспаривалась, и в его ведении находились большие и лучшие земли княжества. Авторитет Москвы заметно усилился после победы княжества над Мамаем в 1380 году - одна из самых значительных побед, которые одержала Русь в 14 веке. История помогла Москве возвыситься и над вечной ее соперницей - Тверью. После очередного монгольского нашествия город так и не смог оправиться от разорения и стал вассалом Москвы.

Укрепление державности

14 века постепенно ставит Москву во главу единого государства. Еще силен гнет Орды, еще крепки притязания на северо-восточные земли северных и западных соседей. Но уже взметнулись вверх первые каменные православные храмы в Москве, усилилась роль церкви, которая была сильно заинтересована в создании единого государства. Кроме этого, 14 век стал вехой для двух великих побед.

Битва на показала, что Золотую Орду можно изгнать из русских земель. Длительная война с Великим княжеством Литовским закончилась поражением литовцев, и Вильнюс навсегда отказался от попыток колонизации северо-запада. Так Москва сделала первые шаги к становлению своей государственности.

XIV столетие принято называть «осенью средневековья ». В Италии уже творили Данте, Петрарка, Джотто, а в остальных странах расцветает стиль «пламенеющей готики». Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом, необъятными лабиринтами внутренних ниш и переходов. Избыточное количество деталей, прорастающих сквозь все поверхности и линии архитектурных форм, становится отличительной чертой. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVI вв. готику сменяет Возрождение.

В социально-политическом плане период XIV века – смутное время европейской истории. Обрушившаяся эпидемия чумы (1347-1353) унесла жизни 24 млн. человек. Конфликт Англии и Франции перерос в Столетнюю войну (1337-1453). Рыцарские идеалы вырождались. В среде духовенства царили разврат и продажность (см. роман Фр. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»).

Около 1320 года в Париже был создан трактат Филиппа де Витри “Ars Nova”- «Новое искусство». Сегодня он считается одним из самых знаменитых памятников того времени. Он дал название целой эпохе западноевропейской музыки. Вслед за автором трактата предшествующий XIV веку период принято именовать ars antique (XIII век). Эти два столетия, тем не менее, не столько противопоставляются друг другу, сколько воспринимаются в последовании одного за другим: более поздний период дополняет, совершенствует достижения более раннего.

20-е годы XIV века – прежде всего новый этап в практике и теории ритмической нотации – совершается переход от модусной ритмики к мензуральной . Помимо этого, произошли существенные изменения в системе музыкальных жанров. Наряду с духовными, благодаря взаимодействию традиций полифонической музыки и менестрельного искусства, развиваются светские жанры. Значительное место стало уделяться полифонической песне: расцветают жанры баллады, рондо, виреле и ле во Франции; мадригала, баллаты и каччи – в Италии. XIV век – начало формирования авторских музыкальных стилей. В этот период складываются самобытные национальные композиторские школы во Франции и Италии.

Ключевая фигура во Французской музыке XIV века – Филипп де Витри . Знаменитый поэт, композитор и музыкальный теоретик Филипп Витрийский (родом из города Витри в Шампани) родился 31 октября 1291 года, умер 9 июня 1261 года в Париже. Учился в Сорбонне, получил степень магистра искусств. Помимо поэзии и музыки, его интересовали философия, математика, астрономия и древняя литература. Он был крупным политическим и церковным деятелем эпохи, министром и советником трех французских королей. Последние 10 лет своей жизни - епископом в Мо. Сохранилось немногим более 10 мотетов Витри (Н. Симакова говорит о 13 латинских и 1 французском мотете). К сожалению есть лишь свидетельства современников о том, что Витри писал баллады, рондо и ле. Тексты для них сочинялись самим композитором. Петрарка характеризовал Витри как «первого поэта в нынешней Галлии, страстного искателя правды». Поэтическое содержание мотетов многообразно. Выделяются мотеты-памфлеты, мотеты-басни (в них в аллегорической форме обличаются произвол светской и духовной властей) и мотеты-проповеди с традиционной духовной тематикой.

Творчество Витри в некотором отношении синтезирует «ученое» полифоническое искусство и искусство менестрельной традиции. Он одним из первых стал создавать многоголосные обработки песенных жанров.

Подлинность всего теоретического наследия, приписываемого Витри, – 4-х трактатов – сегодня подвергается сомнению. Лишь “Ars nova” не вызывает разногласий в авторстве. Тем не менее, нельзя оспаривать тот факт, что именно Ф. де Витри в своих сочинениях и теоретических трудах создает новое – мензуральное – учение. В последней главе трактата “Ars Nova”– “De tempore imperfecto” («О несовершенном темпусе») Витри излагает учение о пролации (prolatio – буквально означает проговаривание, произношение). Согласно этому, существует два вида темпуса – перфектный и имперфектный, и две пролации – большая и малая. Тем самым можно определить 4 способа деления бревиса и семибревиса. Первый уровень деления бревиса дает два варианта: perfectus (совершенное) – в одном бревисе содержится 3 семибревиса и imperfectus (несовершенное) – в одном бревисе – 2 семибревиса. Второй уровень обозначает деление семибревиса на минимы. Большая пролация – major – определяет соотношение 3-х миним в одном семибревисе; малая пролация – minor – соответствует 2-м минимам в одном семибревисе. В трактате “Ars perfecta”, чья принадлежность Витри оспаривается, введены знаки для видов сочетания темпуса и пролации:


Перфектная большая пролация

Имперфектная большая пролация С

Перфектная малая пролация

Имперфектная малая пролация С

Обоснование двоичного и троичного деления и появление знаков, их определяющих, можно рассматривать в качестве прообраза нашего размера, который проставляется в начале нотной системы. Интересно, что именно с Витри и его трактатом “Ars nova” связывают появление в нотации точки, увеличивающей мензуру (что сохранилось и в современной нотации, где точка рядом с нотой увеличивает ее длительность на половину).

В практике XIV и XV веков использовались следующие нотные знаки черной и белой нотации:

Гильом де Машо родился в Машо в 1300 году. До 1323 года никаких сведений о его жизни не сохранилось. В 1322 или 23 году он получил должность при дворе короля Богемии Яна Люксембургского (сначала клерка, затем секретаря). Более 20 лет он жил в Праге, а также сопровождал короля в его поездках и походах. После смерти короля Богемии, Гильом де Машо находился на службе у французских королей Иоанна Доброго и Карла V. Помимо этого получил каноникат в соборе Нотр-Дам в Реймсе. При жизни он прославился как блистательный поэт. Часть стихов он положил на музыку. Иногда он дополнял свои крупные поэтические произведения музыкальными вставками.

Творческое наследие Машо сохранилось в рукописных копиях. Им создано 23 мотета (3-4-х голосные), 42 баллады (2-3-х голосные), 22 рондо, 32 виреле (в основном одноголосные, лишь 7 двухголосных и 1 трехголосное), 19 ле (лишь 2 неодноголосных), ряд канонов (chasse) и месса. Г. де Машо считается автором первой мессы, созданной одним композитором на текст ординариума. Помимо нее дошли три анонимные мессы – их рукописи обнаружены в Турне, в Тулузе и в Барселоне. Месса создавалась Машо для коронации французского короля Карла V в Реймсе в 1364 году. Коронация проходила в соборе Notre Dame, поэтому месса получила свое название от имени собора. В мессе Машо шесть частей; в ней нашли применение все приемы многоголосной композиции, сложившиеся в композиторской практике того времени - техника изоритмии и кондукта.

Термин изоритмия был введен в начале ХХ столетия немецким музыковедом Фр. Людвигом. Это понятие обозначает принцип композиции мотетов (использовался и в мессах) XIV-XV вв., основанный на остинатном повторении в теноре ритмического (talea) и звуковысотного (color) построений, различных по протяженности , и периодическом ритмическом членении верхних голосов. Истоки изоритмии – в дискантных разделах органума с остинатно ритмизованным тенором.

В творчестве французских композиторов обнаруживаются два композиционных типа изоритмического мотета:

· Одночастный мотет, где talea и color повторяются без изменений несколько раз;

· Многочастный (чаще двухчастный) мотет с ритмическим уменьшением color.

Характерной чертой фактуры мотетов является деление на два плана: тенор (плюс контратенор в четырехголосии) излагается длительностями крупной мензуры, верхние голоса – более подвижны, их ритмическая организация подчиняется системе пролаций.

Один из вопросов, наиболее часто обсуждаемых в связи с творчеством Машо, – участие инструментов в исполнении его сочинений. Можно лишь высказывать предположения о возможностях включения инструментов: дублирования голосов вокальных партий, исполнения голосов нижних партий, переложений. Однако достоверных свидетельств нет.

Баллада, получившая широкое распространение в творчестве трубадуров и труверов, являлась одной из излюбленных поэтических форм Г. де Машо. Из 200 произведений 42 положены на музыку (по большей части 2-х и 3-х голосные композиции). Баллада (слово происходит от глагола balar, что означает танцевать) представляла собой песню, под которую танцевали. Именно Машо закрепил за балладой стабильную поэтическую форму: три строфы (куплета) по 6-8 стихов (строк) с типичной схемой рифм: аб аб вв…:

Et an donner m’a dit que vrais

Li sui et loyans amoureus

Et qu’ en riens ne me sui meffais

Vers li, dont mout sui mervilleus

Car je a’ay espoir ne recours ,

Cuer, penser ne desir aillours ...

Музыкальная композиция баллад представляет собой 2-х частную форму, причем первый раздел повторяется дважды (меняются лишь каденции):

Данный тип формы получил название “barform”. Мелодическая линия напевов складывается на основе варьирования мотивных ячеек и ритма. Характерным является использование малых пролаций.

Рондо (рондель, от фр. rondeau < rond круглый) также принадлежит к популярным светским жанрам, бытовавшим в практике средневековья. В творчестве Машо рондо превратилось в изящную по технике письма композицию. Поэтическая форма представляет собой строфу из 8 строк с регулярным появлением рефрена, состоящего из одной или двух строк:

А б в А г д А б

рефрен рефрен рефрен

Qu’ Espoir wet que d’amer ne fine.

Cinc un, treze wit, nuel d’amour fine.

Si que plus que fins ors s’affine.

Mes cuers pour amer finement.

Cinc un, treze wit, nuel d’amour fine.

M’ont espris sans definement.

Музыкальная форма рондо состоит из двух разделов, которые чередуются в следующем порядке:

А В А А А В А В

Интересный пример композиторской техники представляет собой рондо Машо «Мой конец – мое начало»: оно основано на повторении всей музыки – нота за нотой – в обратном порядке, начиная с середины композиции.

Песней для танца – “chanson à danser” – называли и виреле (от старофр. Vireli – припев, рефрен). Это также рефренная по структуре и многокуплетная форма. Из 33 виреле у Машо лишь 8 написаны для нескольких голосов, в основном они одноголосные. Причем, многоголосные виреле у него значительно проще по приемам письма, нежели в других жанрах. Поэтическая форма состоит из трех строф с рефреном в начале и в конце каждой строфы. Музыкальная форма, как в балладе и рондо, строится на основе чередования двух разделов:

рефрен рефрен

Поэтическая форма ле (фр. lai, lay – танец, игра) представляет собой одну из наиболее развернутых (порой до 300 строк!) и сложных песенных форм. Соотношение поэтической и музыкальной структур можно представить следующим образом:

строфы АВ CD EF …

муз. разделы AA` BB` CC` …

Всего Г. де Машо написал 19 ле. Из них 17 – одноголосных. Два трехголосных ле Машо написаны с использованием канонической техники и представляют собой по сути шас (chace) – каноны. Нужно сказать, что ни до, ни после Машо многоголосные ле не писались. Поэтому его образцы являются уникальными для этого жанра.

В отличие от Франции, развитие искусства в Италии XIV столетия во многом взаимосвязано с новыми ренессансными тенденциями. Не случайно именно Италия является родиной Возрождения, и этапы истории искусства Италии долгое время служили главной точкой отсчета в периодизации этого этапа развития европейской культуры в целом. Исследователи выделяют: вводный период - Проторенессанс (ок.1260-1320), треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век).

В Италии конца XIII - XIV века творили Данте, Петрарка, Боккаччо и Джотто. Не менее интересные процессы происходили в области музыкального искусства. Именно в этот период как самостоятельное и самобытное явление складывается профессиональная композиторская школа. Одна из главных ее отличительных черт – формирование и расцвет светских жанров музыкального творчества. В сохранившихся манускриптах этого времени необычайно мало духовных композиций – встречаются лишь единичные части месс. Отсутствуют мотеты и практика композиции на cantus prius factus. Зато светских вокальных композиций в общей сложности насчитывается более пятисот! Среди них – мадригалы, каччи и баллаты . В первой половине XIV века развивается двухголосная техника, с середины столетия появляется трехголосие. По своей тематике светские музыкальные жанры весьма разнообразны: это и любовная лирика (мадригалы), жанровые охотничьи песни (каччи), шуточные, мифологические, басенные и даже злободневно-полемические.

К первому поколению итальянских композиторов относятся Иоханнес да Флоренция, Якопо да Болонья, Пьеро да Казелла, Гирарделло и др. Крупнейшая фигура итальянской школы второй половины XIV века - Франческо Ландини .

Одним из самых значительных жанров этого периода является мадригал - небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, 2-3-голосное с инструментальным сопровождением. Истоки мадригала восходят к итальянской народной поэзии: само слово производно от итальянского mandrealе, mandra – старинная пастушеская песня. Однако в XIV веке мадригал, в отличие от сонетов, выделялся свободой строения в отношении количества строк и рифмовки. Он ярко представлял “dolce stilo nuovo” – новый нежный стиль, развивающийся в итальянской поэзии. Поэтическая форма, используемая Франко Сакетти, Франческо Петраркой, Джованни Боккаччо в мадригалах, представляет две разновидности:

  • терцет: абб – абб – вв
  • strambotto: аб – аб – вв –гг

Отличительной чертой являлся повтор строк в завершении стихотворения – раздел назывался ritornello.

В музыке для каждой новой строфы использовался новый музыкальный материал: поэтической форме терцет соответствовала форма A – B – Ritornello, strambotto – A – B – C - Ritornello. Важной стилевой особенностью мадригалов было чередование разделов с силлабическим стилем распевания текста и больших эпизодов с мелизматическими распевами. Ведущую роль играл верхний голос – мелодически выразительный. В ритмическом отношении мадригалы отличались свободой и непринужденностью.

Баллата по своему происхождению представляет собойпесенно-танцевальный жанр. По композиции она близка французской виреле: А – В – В – А – А. Вновь, как и во французских песенных жанрах, форма основана на определенной последовательности двух музыкально-тематических разделов А и В, что типично для бытовых песенных форм.

Особое место занимает качча в переводе с итальянского языка слово означает охота . По своей форме она является двухголосным каноном с нижним контрапунктирующим голосом (его обычно исполняли на инструменте). Данная особенность объясняется образным содержанием каччи. Это жанровая сценка, изображающая погоню охотника за зверем.

В рукописном собрании музыкальных сочинений итальянских композиторов XIV века хранится 23 произведения Якопо да Болоньо, 19 Иоганнеса да Флоренция, 9 Пьеро да Казелла, 5 Гирарделло, 5 Донато, 2 Бартолино де Падуя и 86 композиций Ландини! Это свидетельствует о необычайной популярности произведений Франческо Ландини. Не случайно биографические сведения сохранились только о нем. Его редкостный талант и разносторонние знания поражали общество флорентийских гуманистов.

Франческо Ландини («Francesco Cieco» - Франческо слепой) – родился около 1325/1335 близ Флоренции в семье живописца. В детстве мальчик перенес оспу и ослеп. По словам Филиппо Виллани, описавшего жизнь Ландини, Франческо рано начал заниматься музыкой, «чтобы каким-нибудь утешением облегчить ужас вечной ночи». Более того, он изучил конструкцию многих инструментов, «как если бы видел их очами», усовершенствовал их и изобретал новые образцы. Ландини обладал редким музыкальным талантом и превзошел всех итальянских музыкантов сначала в игре на органе, а затем в композиции. Вспоминают, что в 1364 году он был увенчан лаврами в присутствии Петрарки в Венеции за свою игру на органе. В 80-е годы Ландини прославился уже на всю Италию. Он писал музыку на тексты Ф. Сакетти, сам сочинял стихи для своих произведений, участвовал в ученых эстетических спорах гуманистов. Умер Ландини во Флоренции 2 сентября 1397 года.

В наши дни известны 154 композиции Ландини. Среди них: 90 двухголосных и 50 трехголосных баллат, 9 двухголосных и 3 трехголосных мадригала, 2 каччи. Интерес представляют его трехголосные мадригалы, так как они свидетельствуют об усвоении Ландини традиций французского полифонического стиля. В одном из мадригалов он использует изоритмическую технику, в другом совмещает различные тексты (как во французском мотете), третий сочетает форму мадригала и каччи. В этом обнаруживается одна из важнейших тенденций нового времени – перехода к Ренессансу.

Среди многочисленных композиторов, творивших в это время во Франции и Италии, особо выделяется фигура Иоханнеса Чикониа. Родился он в Льеже между 1335 и 1340 годами, первые годы провел в Авиньоне. В 1358 году кардинал Жиль д’Альборнос, папский легат вместе с другими музыкантами вывез Чикониа в Италию. Он посетил большое количество итальянских городов, где познакомился с традициями итальянской музыки, освоил ее жанры, так как при дворе кардинала исполнялись итальянские баллаты, мадригалы и каччи. После смерти кардинала в 1367 году, Чиккония вернулся на родину и вплоть до 1403 года жил и работал в Льеже, создавая мотеты и мессы. Последние годы он провел в Падуе, где стал канонником (членом церковного совета) местного собора и получил имя магистра. Там Чиккониа и скончался в 1411 году. В архивах сохранились мадригалы, баллаты, виреле, мотеты, фрагменты месс. Помимо этого он является автором трех теоретических трудов.

В стилевом отношении в творчестве Чикониа объединились традиции итальянской и французской полифонии. Он стремился к ритмо-мелодической однородности голосов хоровой фактуры, отказываясь от ритмической изощренности французов и мелизматической избыточности итальянцев. Его музыка звучит просто и ясно, обретая благозвучие в преобладании терцовых аккордовых вертикалей, зачастую хоральном складе многоголосия. В то же время благодаря широкому использованию имитационности, он полифонизирует всю ткань вокального многоголосия. Во многом эти черты предвосхитили особенности стиля XV века, наиболее ярко выявившиеся в творчестве мастеров нидерландской полифонической школы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ