Среди множества необъяснимых и загадочных явлений существует одно, довольно мистическое по своей сути. Это самая обыкновенная тень... Среди множества необъяснимых и загадочных явлений существует одно, довольно мистическое по своей сути. Это самая обыкновенная тень... Удивительным для нас стало открытие, что у всего есть тени, она похожа на тот предмет, от которого она отбрасывается. Моя тень похожа на меня, а мамина на маму. Но тень может делать то, о чем мы можем только мечтать: растягиваться и уменьшаться, быстро перемещаться по полу, стене, потолку. Она дана нам от самого рождения и на всю жизнь! Она таинственна и загадочна! Ее можно испугаться, но она может вызвать улыбку. С ее помощью можно узнать время и место. О ней слагаются сказки, стихи и песни. У нее есть свой театр. Самое мистическое связано именно с тенью. А она просто тень... Удивительным для нас стало открытие, что у всего есть тени, она похожа на тот предмет, от которого она отбрасывается. Моя тень похожа на меня, а мамина на маму. Но тень может делать то, о чем мы можем только мечтать: растягиваться и уменьшаться, быстро перемещаться по полу, стене, потолку. Она дана нам от самого рождения и на всю жизнь! Она таинственна и загадочна! Ее можно испугаться, но она может вызвать улыбку. С ее помощью можно узнать время и место. О ней слагаются сказки, стихи и песни. У нее есть свой театр. Самое мистическое связано именно с тенью. А она просто тень...




« Не существует лучшей, более открытой двери к изучению физики, чем обсуждение физического феномена свечи» Майкл Фарадей В своих знаменитых научных лекциях в Королевском институте Майкл Фарадей всегда побуждал своих слушателей изучать мир, рассматривая, что происходит при горении свечи. Мы заменим свечу электрическим фонариком. Поскольку устройство электрического фонарика во многом основано на открытиях Фарадея. В своих знаменитых научных лекциях в Королевском институте Майкл Фарадей всегда побуждал своих слушателей изучать мир, рассматривая, что происходит при горении свечи. Мы заменим свечу электрическим фонариком. Поскольку устройство электрического фонарика во многом основано на открытиях Фарадея.














Простейшим хронометрическим прибор -это солнечные часы, основанные на годовом движении Солнца. Появление этих часов связано с моментом, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и положением солнечной тени от тех или иных предметов и положением Солнца на небе. Наблюдая за тенью человек придумал солнечные часы.




Мы нашли много интересного о тени: книги, приборы, рисунки и даже игру с тенью. Больше всего нам понравился рассказ как котенок Гав играл со своей тенью и сказка «Как у человека появилась тень» Мы нашли много интересного о тени: книги, приборы, рисунки и даже игру с тенью. Больше всего нам понравился рассказ как котенок Гав играл со своей тенью и сказка «Как у человека появилась тень» А взрослые рассказали нам, что с тенью можно встретиться и в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Когда я вырасту, то прочитаю еще много рассказов и сказок про тень: грустных и веселых, но очень интересных. А взрослые рассказали нам, что с тенью можно встретиться и в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Когда я вырасту, то прочитаю еще много рассказов и сказок про тень: грустных и веселых, но очень интересных.

30.09.2016

В повседневной жизни мы часто используем массу предметов, которых не перечесть. Среди них есть и бытовые принадлежности, и канцелярские, и гигиенические, и столовые и многое другое. Будущее готовит для нас много сюрпризов. Когда-нибудь привычные для нас предметы примут иное обличие. Нам не понадобится разбирать технику, чтобы узнать о поломке. Например, корпус будущего автомобиля будет прозрачным. Можете себе такое представить? Сегодня для нашего воображения это может казаться волшебством. Но в перспективе такие инновации станут вполне естественным явлением. Каждый человек подбирает для себя те или иные вещи в оптимальной для него цветовой гамме, форме и стиле. Но найдется ли в этом множестве предметов такие, которые подойдут каждому? Как насчет прозрачных предметов в ежедневном применении? Наш Топ-10 прозрачный предметов для каждодневного пользования составлен из тех вещей, без которых мы не можем представить жизнь в современном обществе. Конечно, без некоторых таких изюминок можно обойтись, но модерн и дизайн в руках каждого человека – это нечто особенное. Некоторые вещицы знакомы многим, однако они претерпели некоторые изменения.

10. Прозрачный чехол для телефона

Казалось бы, что необычного? Без мобильной связи сегодня жизнь немыслима. А когда-то люди писали письма, пользовались азбукой Морза. От мобильной связи сегодня никто не откажется. Но для того чтобы сохранить в целостности и сохранности телефон потребуется предохранять его от ударов и царапин. Защитный чехол придется как раз кстати. Нельзя не согласиться, что сегодня практически каждый второй пользователь современного смартфона обладает защитным чехлом. Прозрачный силиконовый чехол. Вещь, казалось бы неприметная, но достаточно полезная и универсальная. Обладатели таких чехлов не волнуются, подойдет ли он по стилю к одежде, сумке, статусу или мероприятию. К тому же прозрачный аксессуар идеально ложится на телефон и практически незаметен. Телефон в тоже время защищен от царапин, и других механических повреждений. Защита, никак ни отражается на внешнем виде телефона, и это не маловажно. Прозрачные чехлы вошли в повседневный обиход сравнительно недавно, но уже успели полюбиться пользователям всего мира. Новинкой в мире таких чехлов стала ультратонкая материя, которая словно исчезает из рук при надевании ее на телефон. Угадайте, кто производитель – Apple, он самый. Разработчики дизайна решили порадовать пользователей, создав настолько прозрачные чехлы, что любой рисунок на них выглядит, словно роспись крышки телефона.

9. Прозрачные пластиковые шторы

Шторы создают в любом интерьере уют, в то время как прозрачная ткань делает этот аксессуар универсальным. В независимости от стиля и цветовой гаммы, прозрачные шторы – прекрасно дополнят любой интерьере. В помещении всегда будет светло, и шторы не станут помехой лучам солнца. Вы можете не придавать значения, но без этого аксессуара повседневная жизнь станет тусклой. Прозрачные шторы освежают помещение, делают его непринужденным и уютным. В современном мире уже появились шторы, которые выполнены из необычного материала, полностью прозрачного. Предметы, которыми мы пользуемся ежедневно, создают наш мир. У каждого он свой. Для кого-то привычная обстановка заключается в роскоши, для других в сдержанности и минимализме. Прозрачные вещи, позволяют нам глубже смотреть на окружающее нас пространство. Не стоит себя замуровывать и изолировать от окружающей красоты.

8. Прозрачные цветные сумки

Отличная вещь, смотрится стильно и элегантно! Этот молодежный аксессуар довольно распространен. Сумки для тех, кому нечего скрывать! Громоздкие баулы неудобно носить по городу, на бассейн, в парк или музей. Но для каждодневной суеты эта вещь идеально подходит. Девушка может подобрать себе даже расцветку в тон своему стилю. Как это, прозрачный и цветной? В аэропорту, на таможенном контроле удобно, все видно и не нужно ничего вынимать. Для пляжного отдыха также весьма применимый аксессуар. Не пачкается и легко моется. А так сумочка прозрачная, внимания к себе вообще не привлекает. А зря, на самом деле это полезная вещь! Вместительная и легкая!

7. Косметичка из органзы

Дамы меня поймут, мы не могли не отметить этой полезной вещицы. Косметички из этого тонкого материала впервые появились в Китае. Чуть позже красивые, легкие сумочки и косметички начали появляться у нас. Спрос на них достаточно большой. Такие косметички можно использовать в качестве подарка или упаковки. Легкие и удобные сумочки из органзы найдут применение в каждом доме. С детских лет девчонок учат ухаживать за собой, расчесываться, красить ногти и носить все необходимое для этого в особой косметичке. Маленькие леди пользуются чаще всего прозрачными аксессуарами, а все, потому что они легкие и удобные. Как известно, в женской сумочке всегда много полезных и ценных вещей, на все случаи жизни. Чтобы не потеряться в этом разнообразии, лучше все же иметь при себе косметичку, желательно прозрачную, которая будет вам помощницей в поисках той или иной безделушки.

6. Прозрачный телефон

На Тайване разработали новую совершенно прозрачную модель смартфона. Прозрачность телефона заключается в переключаемом стекле с помощью молекул и кристаллов. Пока телефон активен, компоненты, влияющие на его прозрачность, рассеиваются и начинают работать на воспроизведение звука и видео изображения. Прозрачный телефон превращается в обычный сенсорный смартфон. Во время блокировки телефона или его отключении, молекулы воссоединяются, и образуют прозрачную структуру. В будущем планируют разработать прозрачный сенсорный телефон с двойным экраном. Но есть еще один очень интересный момент. В данном телефоне не только корпус прозрачен, но и его составляющие. Ток поступает в телефон через прозрачные связующие компоненты, не заметные глазу. Все что хотели доказать производители данным изобретением, так это тот самый факт попадания электричества в аппарат без проводов. И им это удалось сделать. Конечно, такое инновационное чудо вряд ли будет доступно по цене простым рядовым пользователям. Но это пока что, а на будущее нас ждет еще масса открытий, на фоне которых такая мелочь, как прозрачный телефон, уйдет на второй план.

5. Прозрачная мебель

Ну, как вам такой прорыв современного искусства? Прозрачная мебель набирает обороты, популярность ее растет с каждым годом. Людей привлекает ее непринужденность, легкость и современный дизайн. Акриловая мебель, незаметная, удобная и комфортная. Преимущества этой мебели в каждодневном применении в том, что она не утяжеляет пространство, пропускает лучи света, смотрится стильно, а в эксплуатации комфортна. Прозрачность, расширяет границы. В любой интерьер, в независимости от цветовой палитры и стиля, впишется акриловая прозрачная мебель. Нейтральная позиция и легкость в каждодневном использовании делают такую мебель неконкурентной. Сегодня стиль и дороговизна – не обязательно яркие цвета. В ежедневном применении такая мебель незаметна и это ее плюс. Акрил прекрасно гнется и благодаря этому ценному качеству можно создавать различные инновационные формы.

4. Прозрачный тостер

Поверьте, у этой вещицы масса плюсов, помимо внешних данных. Полезные функции, которыми оснащена новая модель тостера, ошеломляют! Термоустойчивое стекло, из которого сделаны стенки тостера, оснащены специальными нагревательными элементами, благодаря которым создается термо-эффект. Тостер нового поколения не только хлебцы готовит. По желанию можно приготовить в нем креветки и даже стейк. В таком аппарате тосты уж точно не пригорят. Он оснащен таймером, который можно установить на определенное время. Румяный завтрак у вас в доме и вкусный сытный ужин станет привычным явлением. От гостей у вас не будет отбою. А еще, он умеет делать смайлы.

3. Прозрачная посуда

Нынешние хозяйки предпочитают готовить в кастрюльках и сковородах с прозрачными стеклянными крышками. И вправду, так намного удобнее. Не нужно постоянно открывать крышку и нарушать процесс готовки. Для выпечки тоже удобно использовать прозрачные подносы, в которых видны все процессы приготовления. Салатницы из стекла украсят праздничный стол, да впрочем, любое блюдо смотрится в такой посуде эстетично. У каждой хозяйки найдется на кухне прозрачная посуда, она, конечно, не бросается в глаза как аналогичные яркие фарфоровые принадлежности. Но ту пользу, которую она несет в себе нельзя не заметить. Посуда из жаропрочного стекла выдерживает высокие температуры, подходит для приготовления различных блюд в микроволновых печах и духовых шкафах. Материал, из которого изготавливают стеклянные блюда, экологичен, чем выделяется на фоне прочих аналогов. Такая посуда достаточно дорогая, но она стоит своих денег. Пища, приготовленная в стеклянной кастрюльке, будет особенно здоровой. Материал не токсичен, и позволяет сохранить все полезные вещества продуктов.

2. Прозрачные холодильники

Разнообразной кухонно бытовой техникой сегодня вряд ли кого удивишь. Различные цветовые решения, фактуры и комплектации. Под каждого потребителя найдется свой надежный агрегат. Но хочется чего-то новенького, необычного! А знаете ли вы о последнем тренде – холодильнике с прозрачными дверцами? Да-да это последнее ноу-хау! Дизайнеры разработали эту модель в желании подчеркнуть людскую открытость. Прозрачный холодильник как будто призывает нас не прятать вкусности за семью замками, а наоборот демонстрировать наличие угощений для себя и гостей. Прозрачное стекло позволяет расширить пространство и придать интерьеру легкости. Утонченнее и элегантнее варианта не существует. В этом новом чуде техники прекрасно все! От технических характеристик до внешнего вида. Кухонная техника сегодня может стать подобием старинного гарнитура со стеклянными створками. Только раньше в таких стенках красовалась посуда, а в холодильнике сейчас могут красоваться овощи и фрукты. Ваши гости увидят, что у вас хранится в холодильнике и если вас это не смущает, приобретайте и наслаждайтесь внешним видом. Дополнительно, можно прикупить стиральную машинку тоже из области прозрачной техники.

1. Прозрачная ванна

Для тех, кому наскучила обыденная жизнь, предлагаем совершенно новую модель ванной. Новые технологические решения чувствуются во всем. Интерьер не стал тому исключением. Свое отражение ноу-хау нашло в модифицированной прозрачной ванной. Это конечно шедевр! Вы можете себе такое представить?! Чугунные, стальные и даже акриловые ванны и близко не стоят рядом с прозрачной стеклянной красавицей! Знакомы со свойствами стекла? Оно очень быстро нагревается и медленно остывает. Стекло закаленное, прочное, можете не сомневаться. Итак, термостойкость, это первое преимущество прозрачной ванной. Эстетичный внешний вид, разумеется очередное положительное свойство. Такая ванна наполненная водой будет смотреться органично. Людям, которым близко все необычное и эксцентричное просто необходима такая ванна. Но имейте в виду, для такой красавицы понадобится простор, иначе она не будет смотреться так эффектно.

Прозрачные предметы открывают перед нами новое видение. В будущем будет появляться их все больше и больше. Нас ждут автомобили, самолеты, мобильные телефоны, холодильники и телевизоры нового поколения. Все что мы сегодня имеем, тоже начиналось когда-то с фантазии. Никто и представить не мог еще 100 лет назад, что когда-нибудь мы сможем общаться на расстоянии при помощи мобильного телефона. Пользоваться интернетом, лифтами, летать на самолетах, получать электронные деньги. В нашей каждодневной жизни присутствует масса вещей, которым мы не придаем особого значения. Можно сказать, это наше отношение ко всему окружающему. Но остановившись на миг, и видишь, как прекрасно все вокруг, особенно, если оно прозрачно!

Лупа, микроскоп, телескоп.

Вопрос 2. Для чего их применяют?

Их применяют для того, чтобы увеличить рассматриваемый предмет в несколько раз.

Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. При работе лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета через увеличительное стекло наиболее чёткое.

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок. Это клетки.

Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу. Мякоть арбуза состоит из множества, наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше.

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки - мельчайшие "кирпичики", из которых состоят тела всех живых организмов. Также и мякоть плода помидора под лупой состоит клеток, похожих на округлые зернышки.

Лабораторная работа № 2. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

Тубус - трубка, в которой заключены окуляры микроскопа. Окуляр - элемент оптической системы, обращённый к глазу наблюдателя, часть микроскопа, предназначенная для рассматривания изображения, формируемого зеркалом. Объектив предназначен для построения увеличенного изображения с точностью воспроизведения по форме и цвету объекта исследования. Штатив удерживает тубус с окуляром и объективом на определенном расстоянии от предметного столика, котором размещается исследуемый материал. Зеркало, которое располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета. Винты микроскопа – это механизмы для настройки максимально эффективного изображения на окуляре.

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.

5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Вопрос 1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа и штативная лупа, микроскоп.

Вопрос 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа - самый простой увеличительный прибор. Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Она увеличивает предметы в 2-20 раз.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10-25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке - штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.

Вопрос 3. Как устроен микроскоп?

В зрительную трубку, или тубус, этого светового микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещённого с помощью этого зеркала.

Вопрос 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Подумайте

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа состоит в том, что через прозрачный или полупрозрачный предмет (объект исследования), размещенный на предметном столике, проходят лучи света и попадают на систему линз объектива и окуляра. А через непрозрачные предметы свет не проходит, соответственно, изображения мы не увидим.

Задания

Выучите правила работы с микроскопом (см. выше).

Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

Световой микроскоп позволил рассмотреть строение клеток и тканей живых организмов. И вот, ему на смену уже пришли современные электронные микроскопы, позволяющие рассматривать молекулы и электроны. А электронный растровый микроскоп позволяет получать изображения, имеющие разрешение, измеряемое в нанометрах (10-9). Можно получить данные, касающиеся строения молекулярного и электронного состава поверхностного слоя исследуемой поверхности.

Далее воспитатель снова обращается к детям: «Через этот стакан предмет виден, стакан прозрачный. А этот стакан непрозрачный, через него предмет не виден». Затем он предлагает двум-трем детям показать прозрачный и непрозрачный стаканы.

В следующей части занятия организуется освоение детьми обследовательских действий, соответствующих вновь выделенным признакам, и закрепление уже известных. В этой части особенно важны четкие указания педагога, организующие обследование.

Воспитатель предлагает ребятам взять в руки по одному предмету со столов и посмотреть через них друг на друга, поддерживает реакции детей. Предлагает посмотреть через предметы на него, спрашивает, виден ли он. Получив утвердительный ответ спрашивает, как называются предметы, через которые видно, затем предлагает нескольким детям сказать, какой у них предмет (прозрачная банка, прозрачный графин и т. д.). Предлагает ответить на вопрос: «Как узнать, найти прозрачные предметы?» Несколько детей отвечают: «Посмотреть надо», «Если через него видно, то прозрачный». Ребята смотрят через предметы, обмениваются репликами. Воспитатель предлагает им посмотреть через крышку стола и сказать, видят ли они свои ноги. Получив отрицательные ответы, задает вопрос: «Какой стол- прозрачный или непрозрачный?» Дети хором отвечают, что непрозрачный, потому что через него не видно.

После этого воспитатель снова обращает внимание па стеклянные предметы просит надавить на них и ответить, какие они. Дети называют выделенное качество: твердые. Затем дается указание погладить предметы и сказать, какие они. Чтобы акцентировать их внимание на способе обследования, детям ставится вопрос: что нужно сделать, чтобы узнать, что предмет твердый? Часто они отвечают показом нужного действия. Воспитатель подтверждает правильность, определяя действие словом: «Да, надо надавить», и просит повторить название действия. Затем спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы узнать, прозрачный или непрозрачный предмет?» - и подтверждает ответы детей.

Третья часть занятия посвящается упражнению в выделении нового качества в окружающих предметах.

Дети получают задания посмотреть вокруг, найти прозрачные предметы, назвать их и ответить па вопрос: «Как ты узнал, что предмет прозрачный?» Аналогично дается задание найти непрозрачные предметы.

Знания и навыки, полученные дошкольниками, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

Усложнение занятий этого вида идет по линии увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к занятиям такого содержания остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.

Светящиеся и несветящиеся тела

Для изучения вопросов, связанных с цветом, часто бывает важно знать определенные свойства окружающих нас предметов. Прежде всего отметим, что все их можно разделить на тела светящиеся и несветящиеся. Цвет и интенсивность большинства источников света зависят от температуры их накала. В картографии все большее значение приобретает применение веществ, излучающих «холодный» свет. Люминесцентные составы применяются при подготовке некоторых карт к изданию, с их помощью создаются некоторые полетные карты (для ночных полетов). Очевидны большие перспективы применения люминесцентных составов в оформлении школьных, демонстрационных, агитационно-пропагандистских карт. Однако вопросы использования люминесцентных составов в оформлении карт недостаточно разработаны, и карт сргх применением создано очень мало.

Несветящихся тел во много раз больше, чем светящихся. Цвет таких тел зависит от того, как они поглощают, пропускают или отражают падающий на них свет.

Прозрачные и непрозрачные тела

Прозрачными считаются тела, если свет может проходить сквозь значительную их толщу, непрозрачными - тела, через толщу которых свет не проходит. Заметим, однако, что идеально прозрачных или идеально непрозрачных тел нет. Цвет непрозрачного тела определяется теми лучами, которые от него отражаются. Цвет прозрачных тел, если их рассматривать на просвет, определяется лучами, прошедшими сквозь тело.

Краски тоже могут быть прозрачными (лессировочные ) или непрозрачными (кроющие ). Кроющая способность красок, как и их прозрачность, зависит от соотношения показателей преломления пигмента и связующего вещества (среды, окружающей частицы пигмента). Чем больше показатель преломления пигмента относительно связующего вещества, т. е. относительный показатель преломления, тем больше света отразится от поверхности частиц пигмента на границе этих двух сред и меньше проникнет вглубь частиц.

Так, например, хорошая кроющая способность титановых белил (масляной краски) объясняется тем, что разница между показателями преломления пигмента (2,7) и масла (1,5) значительна. Показатель преломления мела 1,6, и чтобы получить хорошую кроющую краску, надо разводить его не в масле, а в воде.

Видимый нами цвет краски определяется суммарно действующими на глаз лучами, из которых одни отразились от самой поверхности (это - «белые» лучи), другие - от частиц пигмента в верхнем слое краски (эти лучи прошли сквозь небольшой слой частиц пигмента и слабо окрашены), третьи - от частиц пигмента, расположенных более глубоко, и окрашены сильнее и, наконец, лучами, которые прошли сквозь весь слой краски и отразились от подложки (например бумаги). Не рассматривая сложных явлений отражения, пропускания и поглощения в красочном слое, отметим, что наиболее насыщенные, чистые цвета можно получать именно прозрачными красками, т. е. красками, в которых пигмент и связующее вещество имеют близкие показатели преломления. Свет в слой прозрачной краски проникает глубже и степень избирательности поглощения будет больше. Поэтому прозрачность - одно из важных условий, предъявляемых к краскам для печати карт (особенно их фоновых элементов).

Отражение от поверхностей

При в картографии нередко бывает нужно учитывать отражательные свойства поверхностей. Все поверхности по их отралсательным свойствам принято разделять на блестящие, глянцевые и матовые.

От блестящих (очень гладких) поверхностей лучи отражаются направленно, по закону «угол падения равен углу отражения». Матовые (шероховатые) поверхности отражают лучи рассеянно, во всех направлениях. Глянцевые же поверхности обладают промежуточными свойствами.

При матовой фактуре поверхности лучи «белого» света, не успевшие еще проникнуть внутрь красочного слоя и отраженные от поверхности, подмешиваются к цветным лучам, идущим из слоя краски, и понижают насыщенность цвета, делают его несколько белесым.

Если красочную работу поместить под стекло или покрыть ее поверхность прозрачным лаком, часть лучей падающего света отразится от гладкой поверхности стекла (лака) под определенным углом. И если точка наблюдения выбрана так, что эти лучи не попадут в глаз (в противном случае будет виден блик, мешающий восприятию), зритель увидит более чистые, насыщенные краски, чем при матовой фактуре поверхности. При печати на гладкой, например мелованной, бумаге краски выглядят более чистыми и «сочными», чем на шероховатой. Поэтому хорошие репродукции с художественных произведений печатают на мелованной бумаге, художники свои картины покрывают лаком или помещают под стекло, на фотографиях, в частности цветных, «накатывают глянец» и т. д. Поэтому и карты, если хотят, чтобы краски выглядели более «сочными», помещают под стекло (например, в музеях и на выставках) или покрывают лаком. Лаком были покрыты, например, карты в атласе «Промышленность СССР на начало 2-й пятилетки» (1934 г.), что существенно улучшило их внешний вид. Тот же, в принципе, эффект достигается припрессовыванием прозрачной пленки при издании карт в современной технологии.

Изменение цвета клеевых красок при высыхании

Изменение цвета клеевых красок, например акварельных, при высыхании объясняется изменением относительного показателя преломления. При высыхании вода, заполнявшая пространство между частицами пигмента, заменяется воздухом. Показатель преломления пигмента относительно воздуха больше, чем относительно воды, в результате чего увеличивается доля света, отраженного от поверхности частиц пигмента. Увеличением доли этого «белого» света в общем потоке, идущем от краски, объясняется некоторое повышение ее светлоты и потеря насыщенности. Вторая причина такого изменения цвета заключается в том, что гладкая поверхность мокрой краски после высыхания становится шероховатой, матовой, свет будет отражаться уже не направленно, а рассеянно и понизит насыщенность цвета.

Изменение цвета красок при смешении с белилами

Среды, содержащие во взвешенном состоянии частгщы, препятствующие прохождению света, принято называть мутными средами. Примерами таких сред могут служить земная атмосфера, разведенное молоко, мутными средами являются и красочные смеси. Характерно, что сквозь мутные среды лучше проходят лучи длинноволновой части спектра, коротковолновые же лучи сильно рассеиваются. Поэтому, если смотреть на просвет (в проходящем свете), мутные среды приобретают теплый цвет, так как «часть коротковолновых лучей спектра рассеялась и не попала в глаз. В отраженном свете они имеют голубоватый (холодный) цвет из-за влияния рассеянных коротковолновых лучей.

При подмешивании к краске белил, естественно, повышается ее светлота и понижается насыщенность. Однако некоторые краски при этом заметно меняют и цветовой тон - в сторону более холодного цвета. Так, цвет пурпурных красок изменяется в сторону фиолетового, зеленые краски в смеси с белилами голубеют, смеси черной и белой красок дают обычно холодный, синевато-серый цвет. Это объясняется тем, что красочная смесь с белилами становится еще более мутной средой, сильно рассеивающей коротковолновые лучи, присоединение которых и изменяет цветовой тон.

Если требуется сделать краску более светлой, нужно иметь в виду, что ее разбавление и подмешивание к краске белил приводят к разным результатам.

Изменение цвета при изменении спектрального состава освещения

Отражательные свойства предмета - это объективные свойства, их можно считать постоянными. Поэтому при изменении спектрального состава падающего на предмет света будет изменяться и состав отражаемого света. Белая бумага, например, при освещении ее красным фонарем будет казаться красной, зеленый рисунок на белой бумаге будет при таком освещении казаться черным на красном фоне.

Свет электрических ламп накаливания по своему спектральному составу заметно отличается от дневного «белого» света. Дневной свет содержит больше голубых, а искусственный вечерний - больше желтых лучей.

Кривые, выражающие спектральную характеристику красок (см. рис. 87), строятся при условии освещения идеально белым светом, спектральная характеристика которого изобразится прямой линией, параллельной оси абсцисс. При освещении иным светом цвет окрашенной поверхности изменится, а значит, изменится и характеризующая его кривая.

Примеры изменения цветов при электрическом освещении по сравнению с дневным:

По цветовому тону: оранжевые - краснеют; голубые - зеленеют; синие (некоторые) - краснеют, т. е. становятся ближе к фиолетовым; фиолетовые - краснеют (приближаются к пурпурным) .

По светлоте: красные, оранжевые, желтые - светлеют; зеленые, голубые, синие, фиолетовые - темнеют; желто-зеленые - не изменяются.

По насыщенности: красные становятся насыщеннее; оранжевые - тоже; светло-желтые - белеют (трудно отличаются от белого); синие - теряют насыщенность.

При работе с красками надо иметь в виду, что их цвета при рассматривании в условиях дневного освещения, при свете ламп накаливания, при свете дуговых фонарей или ртутных ламп будут заметно отличаться в соответствии с избирательными свойствами каждой краски, следовательно, по-иному будут выглядеть и сочетания цветов. Например, зеленые и голубые цвета, так часто встречающиеся на картах рядом, лучше различаются при дневном свете, чем при электрическом. Этим можно объяснить, что на некоторых картах при электрическом освещении недостаточно хорошо различается береговая линия.

Чтобы представить себе днем, как сочетания цветов будут выглядеть при электрическом освещении, работу надо рассматривать сквозь оранжево-желтое стекло.

Полезно знать, например, что пятна, затеки и другие дефекты окрашивания голубой или синей краской при свете ламп накаливания будут более заметны (так как голубой и синий темнеют), тогда как при дневном свете моря и океаны будут казаться окрашенными более ровно. Изъяны же в наложении желтых, оранжевых красок, наоборот, будут более заметны при дневном освещении.

Работать с красками лучше в условиях дневного освещения или же при лампах дневного света. для работы картографов-художников, пробистов, печатников, приемщиков и других специалистов, работающих с красками, должны отвечать определенным стандартам и быть постоянными.

Изменение цвета предметов при их отдалении

При рассматривании предметов с большого расстояния отраженные от них лучи на пути к глазу проходят сквозь значительную толщу атмосферы, являющейся мутной средой. Встречая на своем пути множество различных находящихся в атмосфере частиц (молекул газов, микроорганизмов, водяного пара, пылинок и т. д.), часть лучей рассеивается в воздухе, отклоняясь в разные стороны, и не доходит до нашего глаза. Этим объясняется, например, уменьшение светлоты освещенных склонов гор, а при рассматривании гор сверху, например с самолета,- меньшая светлота низких участков освещенных склонов гор. Если же рассматривать черные или очень темные предметы, расположенные далеко, то они кажутся более светлыми за счет света, рассеянного в атмосфере (ведь от темного свет почти не отражается). Этим объясняется, например, осветление низких участков горных склонов на теневой стороне (при рассматривании сверху). Они высветляются светом атмосферы, «воздушной дымкой».

Все предметы, очень светлые при рассматривании их вблизи, на большом удалении, например на горизонте, будут менее светлыми, а темные вблизи на большом удалении будут выглядеть светлее. Происходит как бы сглаживание светлотных контрастов.

Рассеивание света зависит от диаметра встречающихся частиц среды, причем лучи разных длин воли рассеиваются по-разному. Сильнее рассеиваются лучй холодной части спектра. Установлено, например, что при размере частиц в 0,1 мкм фиолетовых лучей рассеивается в 9 раз больше, чем красных. Голубой цвет неба объясняется тем, что мы видим рассеянные в атмосфере лучи коротковолновой части спектра. Красноватый цвет вечерней или утренней зари мы видим потому, что коротковолновые лучи, проходя значительно больший путь в атмосфере, чем днем (при высоком стоянии солнца), рассеиваются в значительной степени, и до наблюдателя доходят главным образом длинноволновые (красные, оранжевые, желтые) лучи.

Если рассматривать, например, снежные вершины гор, расположенные на горизонте, освещенные их склоны будут нам казаться розоватыми (вообще теплыми), теневые же стороны приобретают холодную окраску, например голубую, благодаря подмешиванию рассеянных в атмосфере лучей коротковолновой части спектра.

Рассеиванием лучей в атмосфере объясняется и то обстоятельство, что разница в цвете предметов на больших расстояниях будет менее заметной, чем вблизи, так как все цвета будут выглядеть менее насыщенными, меньше будет заметна и разница по светлоте и цветовому тону. На очень больших расстояниях глаз уже не может различать большого количества цветовых тонов; происходит как бы обобщение их вплоть до того, что глаз способен бывает различать лишь один какой-либо теплый или холодный цвет.

Изменение при наблюдении с больших расстояний цвета предметов и уменьшение четкости их очертаний, связанное с рассеиванием лучей в атмосфере, называется воздушной перспективой.

Это явление широко учитывается при построении некоторых видов гипсометрических шкал, при оформлении отдельных, например, живописных ландшафтных карт. На нем основаны некоторые общие принципы распределения теней при светотеневом оформлении рельефа, с учетом этого явления выполняется также и многоцветная отмывка рельефа.