Поведение человека в обществе обусловлено в первую очередь окружающими его людьми - как в личной жизни (личный круг общения), так и на работе (служебный круг общения). Это связано с тем, что в жизни любой человек играет определенные социальные роли, т. е. выполняет некоторую совокупность действий, соответствующую его психологическим особенностям и месту в организации.

В любом коллективе - как формальном, так и неформальном - между его участниками всегда распределен определенный набор ролей, при этом один человек могут исполнять их сразу несколько, так же, как и одну роль могут исполнять несколько человек (исполнители, помощники, шлифовщики). Специалистами были выделены следующие роли:

  1. координатор - обладает максимальными организаторскими способностями. Данная роль характерна для руководителя, главной задачей которого является направление усилий окружающих людей в нужное русло;
  2. генератор идей - обладает самым высоким творческим потенциалом, легко выдвигает идеи и методы по решению проблем, но не способен воплотить их в жизнь;
  3. контролер - обладает глубокими знаниями, опытом и эрудицией и способен оценить любую идею, определив ее достоинства и недостатки. Еще одной отличительной чертой является его неспособность творчески мыслить, но недооценить таких людей невозможно;
  4. шлифовальщик - обладает широким кругозором, благодаря которому он "подчищает" все недостатки предложений и увязывает их с другими задачами организации;
  5. энтузиаст - заражает своим примером окружающих на выполнение определенного дела;
  6. искатель выгод - является посредником во внутренних и внешних отношениях, определяя пользу от любых действий организации (общества, коллектива);
  7. исполнитель - занимается выполнением чужих поручений и реализацией идей, в процессе данной деятельности постоянно нуждаясь в подбадривании и контроле;
  8. помощник - не обладает собственными устремлениями, но помогает в достижении целей другим людям.

Добросовестное исполнение всех этих ролей позволяет организации эффективно вести свою деятельность и развиваться.

Роли в межличностном общении можно разделить на две группы: ведущие, присущие людям, обладающим определенным авторитетом и качествами, привлекательными для окружающих, и ведомые присущие всем остальным людям, в том числе и отвергаемым.

Любая роль, которую играет человек в коллективе, определяет его статус, который делится на два вида: формальный и неформальный. Формальный статус зависит от служебного положения, т. е. должности и уровня заработной платы, ресурсов, находящихся в распоряжении у данного субъекта, и объема ответственности. Неформальный статус формируется под воздействием авторитета личности и зависит в первую очередь от личных качеств человека и манеры его поведения. Авторитет может появляться как стихийно, так и создаваться и поддерживаться намеренно. Идеальным для организации является вариант, когда формальный и неформальный статусы совпадают.


Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­ дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Постарайтесь определить, какой статус для Вас будет являться главным?
Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­ торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них - пол, расовая принадлежность, возраст - не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­ деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­ стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус. Назовите свои предписанные статусы?
В открытых, динамично развивающихся обществах до­ стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­ циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье. Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­ но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­ же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­ лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­ мии, что было для того времени величайшим позором. Известны ли Вам схожие примеры (в жизни, литературе) достижения высокого положения?
С понятием социального статуса связано другое поня­ тие - «престиж».
Престиж (от франц. prestige - влияние, уважение, кото­ рыми пользуется кто-либо) - это оценка обществом или со­ циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.
Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas - власть, влия­ ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным - вполне определенный, конкретный человек. Как Вы понимаете, чем престиж отличается от авторитета?
Лучшая реализация личности возможна при нахождении
человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­ казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ ной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное по­
ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­ статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­ нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ ного социального положения. Подумайте, какое поведение и какие действия ожидают от вас окружающие как от социальной группы старшеклассников?

Ожидание, предписание соответствующего статусу пове­ дения называют в социологии социальной ролью.
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас до­статочно много. Совокупность ролей, выполняемых челове­ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста­ вим себе пожилого академика, который, выступая на науч­ ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог­ раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпаде­ ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре­ альных поступков личности вызывает непонимание со сто­ роны окружающих, а нередко и осуждение. Сталкивались ли Вы с примерами несоответствия статуса человека и его роли?
Напряженные отношения - ролевой конфликт - возника­ ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи­ ваться требований трудносовместимых ролей. Например, про­фессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при­ ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче­ редь, предполагают широкий спектр обязанностей.
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя­ется многими факторами. Один из них - это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна роле­ вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос­ лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол­жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со­ циальными ролями.
Опишите свой ролевой набор. Появились ли за последние годы в нем новые роли?

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного
ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за­явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра­ вится? »:

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик

И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са­мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре­ бований общества по отношению к нему (не исключая, ко­ нечно, его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ


Овладение человеком набором ролей неразрывно связано
с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще­ ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. Какие виды социальных норм Вы помните?
П роцесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас­те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при­ чин были резко ограничены в общении с окружающими людь­ ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли­
ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ­ кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры - кем только вы в них не побывали! - строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки - «в доч­ ки-матери».
В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно
учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви­ вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Примерно к 8-9 годам осваивается другой тип игр - иг­ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все­ ми. Возникает основа для начала довольно длительного про­цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле­дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека - это освоение им новых социальных ро­ лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других. Можете ли Вы привести примеры освоения новых социальных ролей за последний год?

КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?


Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в ма­лой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, ба­ бушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первич­ный социальный статус. В традиционном обществе она оп­ределяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе со­циальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в даль­ нейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.
Как правило, родители стараются быть достойными вос­питателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препят­ствующих полноценной социализации ребенка, к сожале­ нию, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер­ гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрос­ лые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен­ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со­ гласии, а не на зависимости.
Одним из главных социализаторов каждого человека в
современном обществе является школа. Это оказалось воз­можным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через сис­ тему учебных занятий, организованных форм общения уча­щихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их ос­ воению.
Долгое время в школьном образовании господствовало от­
ношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Се­ годня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресур­ сы и возможности - важнейшая задача школы. Согласны ли Вы с точкой зрения, что школа признает индивидуальность каждого ребенка? Согласны ли Вы что школа помогает ребенку усвоении новых для него социальных ролей?
В современном обществе большую роль в социализации
личности играют средства массовой информации. Нынеш­ ний школьник проводит перед экраном телевизора, вероят­ но, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы опре­ деленной группы лиц, а не общества в целом или государ­ ства. Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus - рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, неза­метного для того, на кого оказывается воздействие, побуж­дения его к определенным действиям, настроениям, отно­ шению. Благодаря каким СМИ Вы получаете социально значимую информацию? Чем вызван Ва ш выбор?


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ


Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ­ ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру­жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред­ метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер­ сонажи литературных произведений. Какие примеры Вы можете привести ?
Однако большинство людей стремится органично впи­
саться в окружающую социальную среду. Свойство адапта­ ции присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее ус­ тойчивые свойства этой среды, типичные способы социаль­ного поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает школьному распорядку, усваивает правила поведения, ов­ладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор­ мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен­ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленнос­ ти о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на­рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав­тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да­ же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при­ дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешивать­ ся в жизнь малознакомых людей будут приводить к посто­ янным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и но­
сит непрерывный характер, особенно активно она происхо­ дит при смене социального окружения, видов деятельности. Приходилось ли Вам адаптироваться к новым социальным условиям? На сколько тяжело это Вам далось? Показателями степени адаптации могут служить успеш­ ное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологичес­ кая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на соци­ альную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценнос­ти, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей
и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропот­ но выполняются все предписания. При этом, однако, внут­ренне человек может быть не согласен с групповыми норма­ ми и ценностями.

Как Вы считаете, какой тип адаптации присущ Вам?

Социальное положение - это статус человека, определяемый его происхождением, должностью, экономическим уровнем, полом. Таким образом, индивида можно причислить к какому-либо классу. человека подразделяется на несколько уровней. Рассмотрим их все.

Прирожденное положение - это определенный статус, полученный человеком при рождении. К примеру, это может быть раса, пол или национальность. Прирожденный статус остается с человеком на протяжении всей его жизни, то есть он не меняется. Однако существуют и некоторые исключения. К примеру, статус члена королевской семьи, который дается при рождении, может быть отменен при завершении монархии.

Приобретенное социальное положение характеризуется мобильностью. Это должность, пост, финансовый уровень, достигнутый собственными усилиями. К примеру, человек из бедной семьи открывает собственный бизнес и создает себе капитал. Или же индивид получает повышение по должности.

Существует также предписанное положение. То есть это тот статус, который человек получает вне зависимости от своих действий и желаний. К примеру, это может быть социальное положение, определяемое происхождением или же возрастом. Рассматриваемый статус может быть как приобретенным, так и врожденным.

Как уже упоминалось, для социального положения человека характерна мобильность. То есть индивидуум может как подняться по социальной лестнице, так и спуститься по ней. Подобная мобильность в большей степени позитивно влияет на общество. Это порождает здоровую конкуренцию, появление профессионалов.

На социальную мобильность человека влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них. Определить, будет ли индивид продвигаться по социальной лестнице, можно, учитывая его происхождение, образовательный уровень и даже характеристики его места жительства. Естественно, для смены своего статуса человек должен обладать определенными личностными качествами. В частности, это интеллектуальный уровень, настойчивость в достижении своих целей, стремление подняться по социальной лестнице.

В развитых странах обычно преобладает средний класс. В России же 70% людей находятся в низшем социально-экономическом положении. Сюда можно отнести не только людей с низкооплачиваемой работой, но и инвалидов, пенсионеров и так далее.

Существует также такое понятие, как несовместимость статусов. Это происходит в случае, если социально-экономическое положение человека в группе выше, чем у другого. Эта ситуация происходит и тогда, когда статусные права одного индивида мешают выполнению обязанностей другого. К примеру, научному сотруднику пришлось сменить свою деятельность и устроиться на работу в магазин, или же пожилой человек исполняет поручения, которые в большей мере предназначаются для студентов.

Положение в социуме определяется не только должностью или финансовым состоянием, но и возрастом, полом, навыками, образованием. Кроме того, критерии для присуждения тому или иному человеку определенного статуса зависят от традиций конкретной страны. Люди могут относиться к одним и тем же группам, но при этом их социальное положение может разительно отличаться. К примеру, один человек может являться руководителем компании, а все остальные - лишь рядовыми тружениками.

Итак, подведем итоги. Каждому из нас с самого рождения присуждается определенный социальный статус. Каждый индивид стоит на какой-либо ступеньке рассматриваемой иерархической лестницы. Социальное положение определяется не только должностью и заработком, как часто принято считать, но и возрастом, происхождением, полом, образованием, навыками и многим другим.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Всевозможные роли человека в обществе как личности не могут возникнуть без соответствующего предопределяющего фактора. В этом случае им выступает положение личности в социуме, представляющим собой сложнейшую систему. При этом разобраться в том, что такое социальный статус, как он связан с предыдущими аспектами, довольно просто.

Роль человека в обществе

Любой современный житель наделён множеством прав и обязанностей, а значит, и некоторым числом определённых ролей. Если речь идёт о ребёнке, то его главными функциями будут те, которые входят в круг обязанностей в семье, школе, общественном транспорте, в кружках и т. д. Если рассматривать социальный статус женщины, то ей свойственно одновременно выполнять роли жены, матери, дочери, сотрудницы, студентки, покупательницы, подруги и находиться в других, не менее важных ипостасях. Однако нельзя отрицать тот факт, что было бы как-то странно и неестественно видеть взрослого состоятельного мужчину сидящим за школьной скамьёй, а первоклассника – за рулём троллейбуса. Такие действия идут вразрез с соответствующим положением, занимаемым человеком в окружающем мире.

Определение социального статуса

Социальным статусом называется позиция личности в общественной системе – социуме, которая предопределяется наличием соответствующих возможностей, интересов, знаний, прав и обязанностей. Как правило, самодостаточный полноценный человек обладает несколькими статусами одновременно, реализуя их составляющие на протяжении всей жизни.

Среди комплексного статусного набора можно выделить так называемый суперстатус, который является главным показателем интеграции личности в общество. Нередко именно этим критерием считают профессию, место работы или основной род занятости. Знакомясь с человеком, мы практически всегда задумываемся о том, чем же незнакомец зарабатывает себе на жизнь.
Остальные качества и свойства индивидуума также вызывают интерес. Хотя решающим фактором могут быть и другие моменты, среди которых национальная, религиозная или расовая принадлежность, сексуальная ориентация, прошлый жизненный опыт или наличие судимостей.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

Особенности предписанного статуса

Что касается обучения мальчиков, то в зрелом возрасте оно демонстрирует последствия воспитательного процесса, который можно смело отнести к противоположному типу. С самых ранних лет они знают, что лучше быть сильным, чем слабым, ведь им предстоит защищать робких девочек, а затем стать опорой и сильным плечом всей своей семьи. Такие методы, способствующие формированию личности, определяют в будущем и разные социальные статусы мужчин и женщин.

Следует отметить то, что множество современных профессий являются актуальными для представителей обоих полов. Некоторые работы доступны для выполнения женщинами, к тому же они могут справиться с ними не хуже мужчин, и наоборот. К примеру, в некоторых государствах на должность домашней прислуги в обеспеченных домах девушек не берут. В частности, на Филиппинах выполнять секретарскую работу принимают только мужчин, при том, что некоторые тяжёлые работы в сельскохозяйственной отрасли поддаются преимущественно слабой половине человечества.

Приобретённое положение в обществе

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Как достигнуть высокого места в обществе?

Осознать, что такое социальный статус высокого уровня и как пользоваться его привилегиями, сможет лишь человек, прошедший долгий и нелёгкий путь. Случается и так, что приобретённое положение в дальнейшем обязывает индивида к свершению изменений не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни, месте проживания, кругу знакомых и друзей. Когда личности приходится встретиться лицом к лицу с трудностями, значительно удалёнными от опыта предков в силу существенных различий между её социальным статусом и общественным положением родителей, процесс принятия новых ролей предопределяется возникнувшим статусом.

Идеальным обществом принято считать то, где преобладающее число социальных статусов является приобретёнными. Разве не справедливо, если каждый человек найдёт своё место под солнцем и будет стремиться к нему, доказывая это своими способностями, трудом или талантом? Кроме того, возможность успешно проявить себя предоставляет шанс на оправдание каких-либо существенных недостатков.

Абсолютно противоположной картиной является общество, где в большинстве случаев положение в социуме предписывается, а человек не ожидает повышения своего статуса, не прикладывает к этому даже малейших усилий. Люди, зарабатывающие небольшие деньги, занимаясь непрестижным трудом, не ощущают себя виноватыми в том, что имеют низкий социальный статус. Не сопоставляя сложившегося положения дел с ситуацией у других, более амбициозных и стремительных людей, такой индивид не угнетён чувством недовольства, ненадёжности или страха что-либо потерять.