Информационная справка.

1.Тема представляемой работы.

«Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир».

    Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

    Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Задачи:

Обучающие:

    формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

    формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

    развитие экологической грамотности учащихся;

    развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

    развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

    развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

    формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

    воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

    формирование культуры поведения в природе;

    воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

    прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

    воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

    Блоки реализации проекта:

    Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

    Практический : высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

    Консультационный : работа с родителями (темы бесед).

    Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

    Технологическая схема проекта.

    Познавательный (в течение года):

Перспективный план на 2016- 2017 учебный год.

Наименование раздела

Введение в

Экологию

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия на берег реки Уборка мусора.

3.Практич. занятие. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

5.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Презентация «Планета Земля»

6. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов

7.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

8.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

Молчаливые соседи

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

Пернатые друзья

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

О чем шепчут деревья

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

Загадки животного мира

1. Экскурсия в музей

Наблюдения «Внешний вид животных»

2. Экскурсия на выставку экзотических животных

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

3.Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

4.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

Секреты неживой природы

1.Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

Оранжерея на окне

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

3.Огород на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

4.Исследовательская работа «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие овощей»

Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

Человек – часть живой природы

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2. Выращивание лука в домашних условиях.

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

5. Вредные привычки.

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

Охрана природы.

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

2.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

Досуговые мероприятия

1. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Викторина с экологическими заданиями.

2. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями

3. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

4. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

5. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

9. Экологический проект «Я садовником родился»

Посадка рассады цветов в школьном дворе.

    Консультационный ( 1 раз в четверть):

    знакомство родителей с проектом.

    результаты диагностики, перспектива работы;

    первые результаты, первые успехи;

    подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

    Аналитический (по ходу реализации проекта):

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Создать условия для развития потребности общения с природой

Умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

Умение ухаживать за домашними животными;

Представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.

Наблюдения

Трудовые поручения

Анкетирование

Сформированность бережного отношения к богатствам природы

Знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;

Практические занятия

Диагностика

Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

Владение правилами поведения в природе;

Экскурсии

Разработка памяток

Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы

Проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

Представления об окружающей природе;

Способность оценивать результат творческой деятельности человека;

Умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

Практические занятия

Индивидуальные поручения

Свободная деятельность детей

Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.

Ответственное отношение к растениям и домашним животным

Умения заботиться о природе и ее сохранности;

Способность создавать условия, необходимые для

жизни растений (свет, тепло, влага)

Ответственность за свои поступки

Практические занятия

Y . Результативность. Результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.

    Отношение к делу.

    Волевые качества


    Отношение к себе

YIII. Этапы реализации проекта.

Название этапа

Задачи этапа

Сроки выполнения

1.Подготовительный

    Планирование деятельности и определение целей, задач;

    Изучение эколого-педагогической литературы;

    Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

    Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы в классе;

    Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

Август – сентябрь

2. Основной

    Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

    Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

    Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

    Пересадка с грядок петрушки;

    Изготовление поделок из овощей;

    Ярмарка овощей, выращенных на огороде;

    Изготовление чесночных амулетов для профилактики простудных заболеваний;

    Посадка лука на перо;

    Посев укропа;

    Посев салата.

Сентябрь

    «Зелёная аптека» на окне;

    Посадка луковиц гиацинта для подарка маме;

    Городской литературный конкурс «Да святится имя твоё»

    Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

    Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

    Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

    книжки-малышки по теме «Кто такие кошки?»

    газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья»

    исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа»

    Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.

3.Заключительный

    Акция «Я садовником родился»

    Высадка рассады в грунт;

    Проведение заключительной диагностики;

    Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

Май - июнь

    Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

    Основы экологической культуры.

    Некоторые особенности природы своего края.

    Основные признаки времен года.

    Значение природы для человека.

    Группы растений и животных.

    Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

    Правила поведения в природе.

    Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

    Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

    Выполнять правила личной гигиены.

    Различать изученные растения, животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

    Подкармливать птиц в простейших кормушках.

    Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

    Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

    Практический (фото)

    Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

Наименование ИКТ

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

Мультимедиа

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

XIY . Информационные ресурсы:

Для педагога:

    Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

    М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

    Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

    Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

    Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

    Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

    Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

    Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

Для воспитанников:

    Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

    Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

    http://www.ped-sovet.ru/

    http://www.school.edu.ru/

    http://www.nature-home.ru/

    http://www.delaysam.ru

    Учащиеся 4 класса МБОУ "Средней школы №2" город Гагарин

    Исследовательская работа группы "Экологи"

    Тема исследования: "Как решить экологические проблемы нашего города"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Исследовательская работа группы «Экологи» Тема исследования: «Как решить экологические проблемы нашего города»

    Гипотеза: мы предполагаем, что изучив экологические проблемы нашего города, мы будем поступать так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.

    Цель исследования: формирование экологической воспитанности людей. Задачи: находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать отрицательное влияние человеческой деятельности на природу; учиться быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами нашего города.

    Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

    Этапы работы 1.Изучить экологические проблемы нашего города. 2. Подумать, что приводит к возникновению этих проблем. 3. Наметить пути решения этих проблем. 4. Предложить, что может сделать каждый из нас, чтобы в нашем городе было экологическое равновесие? 5. Выводы.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Какие экологические проблемы существуют в н ашем городе? 1.Загрязнение воздуха. 2.Загрязнение воды. 3. Мусорные свалки.

    Загрязнение воздуха заводы машины курение сигарет вырубка леса Как решить экологическуюпроблему? Контролировать выбросы фабрик. Поставить очистные фильтры. Создавать машины не наносящие вред экологии. Запретить курение сигарет. Контролировать вырубку леса. Сажать деревья.

    Загрязнение воды заводы с точные воды мусор нефтепродукты Как решить экологическую проблему? Ставить очистные фильтры. Не выбрасывать мусор вблизи водоемов. Не мыть машины вблизи водоемов. Следить за выбросом сточных вод.

    Что приводит к загрязнению воды в нашем городе? 1.Коммунальные службы не вывозят мусор своевременно. 2.Низкая культура жителей нашего города. 3.Нет мусороперерабатывающих комбинатов.

    Пути решения проблемы. 1.В городе должен быть построен мусороперерабатывающий комбинат. 2.Должны быть мусорные контейнеры для разного вида мусора. 3.Люди не должны бросать мусор мимо мусорных контейнеров.

    Как экологические проблемы влияют на жизнь человека? Экологические проблемы влияют на здоровье людей. В нашем городе очень часто болеют дети. В некоторых водоемах нашего района нельзя купаться. Во многих населенных пунктах нашего района вода не пригодна для питья.

    Что может сделать каждый из нас? 1.Ты можешь стать личным примером каждому. 2.Собирать и сдавать использованную бумагу. 3. Собирать и сдавать ненужные металлические изделия. 4. Сажать деревья. 5. Следить за чистотой. 6. Оберегать животных и растения.

    Исследуя данную проблему мы сделали следующие выводы: 1.Все экологические проблемы влияют на жизнь и здоровье человека. 2.Чистота нашего города зависит от каждого из нас. 3.Мы должны беречь и охранять природу, чтобы сохранить жизнь на земле.

    Ресурсы Фон слайдов. http://goo.gl/guFQI 2. Изображение планеты Земля. http://goo.gl/hlVP6 3. Картинки экологических проблем. http://goo.gl/p0e9E 4.Экологические проблемы города Гагарин Смоленской области http://goo.gl/J9pBZ 5.Экологические проблемы современности. votedeath.ru

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа№2»

    Учебно-исследовательский экологический проект

    Экология школьного пространства

    Тип проекта: творческий, исследовательский

    Гипотеза проекта : проведение экологических мониторингов, анализ их результатов, экологическое просвещение всех участников образовательного процесса будет способствовать сохранению их здоровья, улучшению условий обучения.

    Цель проекта: сохранение здоровья учащихся, создание благоприятных условий обучения.

    Задачи:

    Образовательные

    расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;

    познакомить учащихся с многообразием, условиями жизни комнатных растений, их значением для здоровья человека.

    развивающие:

    развивать умение анализировать, рассуждать, доказывать своё мнение;

    воспитательные:

    обеспечить взаимосвязь воспитательного и образовательного процессов;

    воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

    формировать исследовательские навыки, умение работать с различными видами информационных источников;

    развивать умение анализировать, отбирать, классифицировать полученную информацию;

    развивать умение творческого применения полученных знаний

    Прогнозируемые результаты:

    Ученик будет знать:

    названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;

    правила ухода за комнатными растениями;

    действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;

    Ученик будет уметь:

    работать с дополнительной литературой;

    наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

    работать в группе;

    оформлять результаты своей деятельности согласно плану.

    Ученик будет воспитывать в себе:

    любознательность;

    самостоятельность;

    толерантность;

    организованность.

    Постановка проблемы :

    недостаточное или неправильное озеленение школьных кабинетов способствует созданию неблагоприятных условий для обучения.

    Проектирование :

    формирование групп, распределение заданий, определение задач.

    Поиск информации:

    изучение справочной, научно-популярной литературы, проведение

    мониторингов.

    Промежуточный продукт: консультации, оформление презентаций, подготовка выступлений.

    Презентация проекта.

    Экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.

    Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья.

    Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

    С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

    Комнатные растения пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Самые удивительные из них увлекают нас в путешествия, заставляя забыть о банальной повседневности.

    Выбирая «зелёных друзей», мы ориентируемся на собственный эстетический вкус, прислушиваемся к советам родных и знакомых. Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем! Поселившись в нашем доме, «зелёные квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей . Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека

    «Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии и в то же время отдыхаем. Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше здоровье, как физическое так и психологическое. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листов и цветков, формой кроны.

    Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений - очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

    Растения с фитонцидными свойствами: увеличивают количество кислорода, повышают содержание отрицательных лёгких ионов. Они положительно влияют на дыхательные процессы, снижают артериальное давление, повышают мышечную силу и выносливость: уменьшается тахикардия и аритмия; служат средством профилактики при дистонии и гипертонии. - Снижают на 70-80 % число микроорганизмов в воздухе.

    Хвойные - криптомерия, кипарис, кипарисовик Олсандр, лавр, фортунелла, Кактус-опунция. Цитрус кактус - опунция - в 6-7 раз уменьшает численность плесневых грибов, обладает целебными свойствами (заживляет раны). Молочай, цитрусы. С микробами (стафилококком) “справляются” Циссус Гибискус, циссус, фикус, акалифа, аглаонема. Для терапевтического эффекта необходимо размещать один экземпляр растений на 1 м3 помещения.

    Растения, способные снять стресс. При наличии возможности неплохо устроить в школе комнату для релаксации. В ней лучше всего посадить: пеларгонию, душицу обыкновенную, мирт, мелиссу лекарственную душистую герань (учесть склонность к аллергической реакции) Растения очищают воздух не только от бактерий, но и от пыли. Такими свойствами обладают более 300 видов. Кроме того, ещё 160 видов предназначены для открытого грунта. В основном это хвойные виды растений. Кроме пылезадержания некоторые из них способны также к поглощению звука, их полезно высаживать в школьных дворах расположенных в близи дорог, а это актуально в связи с возрастающим количеством автотранспорта. Воздушная среда содержит токсины, исходящие от синтетических материалов, используемых в отделочных работах.

    В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся.

    Целью проекта является определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функций растений; озеленение кабинетов школы.

    Проект предназначен для учащихся 5-9 классов. В зависимости от возраста учащихся проект «Комнатные растения в школе» можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает как теоретическую, так и практическую части.

    5-6 классы

    - Изучение видового состава комнатных растений в кабинетах школы.

    - Кружок озеленителей школы.

    - Сообщения на уроках биологии.

    7 класс

    - Создание карты «Карта мира на подоконниках школы (класса)».

    -«Путешествие с комнатными растениями».

    8-9 классы

    - Изучение экологической и лечебной функций растений.

    - Озеленение кабинетов школы с учетом воздушно тепловых условий содержания.

    - Выступление на экологической научно- практической конференции.

    Работа по определению видового состава растений была разделена на два этапа.

    На первом этапе ( 5 класс ) учащиеся определяют и описывают растения базового кабинета. Для этих целей используют специальную справочную литературу. Наиболее удачным в этом плане является справочник Хессайона «Все о комнатных растениях» (М.: Кладезь, 1996).

    На втором этапе ( 6 класс ), работая в группах, учащиеся определяют и описывают видовой состав комнатных растений кабинетов школы. Следует отметить, что работа в группах, где учащиеся совместно выполняют задания, способствует совершенствованию навыков общения, лучшему усвоению знаний и интеллектуальному развитию детей.

    Данные о видовом составе растений размещаются в классном уголке или на отдельном стенде. Кроме того, в емкость с растениями помещают табличку, где указаны название, вид, родина растения. Также можно провести заседание озеленителей школы, на котором дать рекомендации по работе со справочниками, указать, какие растения в зависимости от экспозиций окон целесообразно выращивать в том или ином кабинете. Также важна связь экспериментальной деятельности учащихся с учебным процессом, которая устанавливается через предметы естественного цикла. Так, например, в курсе биологии 6 класса учащиеся изучают морфологию растений, а полученные в процессе работы над проектом знания о растениях не только служат хорошим дополнением, но могут быть применены и в курсе географии в частности, при изучении материков. На основе знаний о видовом составе комнатных растений школы создаётся карта растительности мира, на которой обозначается родина каждого растения.

    В данном случае осуществляется опережающее обучение. Для подготовки такого урока ребята прорабатывают достаточно большой объем литературы, как справочной, так и научной, предложенной учителем или найденной самостоятельно. Такие уроки, несомненно, более интересны как для ребят, готовящих материал, так и для всего класса в целом.

    Работая над картой растительности, учащиеся узнают, что родина большинства комнатных растений школы - влажные леса Америки и Африки, так как влажность и температурный режим в кабинетах школы вполне соответствуют естественным условиям данной природной зоны (проводится мониторинг экологического состояния кабинетов школы под руководством учителя химии). Для учащихся становится очевидно, что в средней полосе России на широте Москвы эти растения требуют определенных условий содержания. Это касается умеренного полива зимой и обильного летом, притенения растений в жаркое время года и подсветки в холодное, «зимовки» для кактусов и пр. Результаты работы можно оформить в виде мини рефератов или показать на стенде в классе.

    Заключительным этапом второй ступени проекта является презентация результатов исследовательской и практической работы. Для учащихся 5-7 классов это лучше сделать в виде праздника «Путешествие с комнатными растениями». Учащиеся ведущие, используя карту растительности мира, рассказывают об условиях жизни растений, встречающихся в школе.

    Для учащихся 8-9 классов особый интерес представляет изучение экологической и лечебной функций растений. Из справочной и научно популярной литературы мы узнали, что в школе есть растения, определяющие санитарное состояние воздуха в кабинетах, т.е. выполняющие роль биоиндикаторов. К ним относятся традесканция, бегония, аспарагус, фиалка. Кроме того, в кабинетах есть растения детоксиканты, способные обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Это хлорофитум пучковатый, мирт обыкновенный, папоротник, герань, гибискус китайский, колеус, бегония королевская, драцена, плющи, диффенбахия, кактусы суккуленты.

    Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов.

    Кроме того, нами велась работа по определению растений, обладающих лечебными свойствами. В школе к таким растениям относятся: агава, алоэ, аспидистра, аукуба, гибискус, зефирантес, каланхоэ, камнеломка, пассифлора, пеларгония, плющи, сансевиера, туя, фатсия, фикусы. Результаты мы оформили в виде каталога «Лекарственные растения в школе», указав видовой состав, использование растений на родине, фармакологические свойства. Для каждого растения лекаря составлена аннотация лечебного действия, способы применения.

    Результаты проектной работы учащиеся представляли на школьной научно практической конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников становятся известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

    Наиболее интересные работы были представлены на экологической научно практической конференции.

    Есть идея создания кабинета комнатных растений. Идея о его создании появилась, потому что в школе собрано большое количество комнатных растений.

    Комнатные растения используются на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, нормы освещенности, техники безопасности. Отбираются растения не вызывающие аллергических реакций.

    При подборе растений в кабинете возможно учитывать их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении кабинета. Растения размещаются на стойках, крепятся в простенках или на подставках. Два-три крупных растения создают неповторимый интерьер.

    Работа в режиме проектной деятельности становится источником создания необходимого оснащения кабинета. Необходимо выделить те задачи, в выполнении которых могут принять участие школьники. Творческая по своей сути, включающая в себя исследования, поиск, проблемной ситуации, проектная деятельность наполняет жизнь каждого кабинета интересными делами.

    Анализируя доступные ресурсы и возможности детей, мы отдали предпочтение таким типам проектной деятельности:

    исследовательский

    прикладной

    информационный

    Исследовательский проект требует определенный алгоритм работы:

    Выявление и постановка проблемы;
    - формулировка гипотезы;
    - постановка целей и задач;
    - планирование действий;
    - сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
    - подготовка и написание проекта, его результативность;
    - защита, презентация проекта.

    Прикладной проект с самого начала четко обозначает результат деятельности его участников.

    Информационный проект направлен на анализ и обобщение, для широкой аудитории, какой-либо информации.

    «Экология и фитодизайн школьного кабинета»

    Цель: познакомиться с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор.

    Задачи:

    1.Изучить видовой состав комнатных растений кабинета

    2.Установить, какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений

    3.Какие требования учитываются при разведении растений в школе.

    Методы:

    Наблюдение

    Эксперимент

    Практическая работа

    Ожидаемые результаты: приобретение знаний, цветы в школьном кабинете

    Мы приняли решение оборудовать наш школьный кабинет и заняться фитодизайном кабинета:

    Озеленить его так, чтобы это было эстетично, уютно для работы; и были соблюдены условия для содержания растений.

    Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам:

    1группа - декоративно- лиственные (пальмы, папоротник, драцена)

    2 группа - красивоцветущие (бегонии, кактусы, розы)

    3 группа - висячие (хлорофитум, традесканции)

    4 группа - вьющиеся или цепляющиеся (плющ, монстера, аспарагус)

    5 группа - луковичные или клубневые (цикломен, глоксиния)

    В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, хлорофитум), легко и обильно цветущие, за которыми доступен уход детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды.

    Чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем растения. Но и о цветах надо позаботиться. Прежде чем разводить растения необходимо узнать основные требования каждого из них к

    Влажности

    Освещенности

    Температуре

    Для нормального развития растениям необходим свет. По требованию к освещенности все растения можно разделить на три группы:

    1 группа - светолюбивые

    2 группа - тенелюбивые

    3 группа - теневыносливые

    Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой.

    Для нормального развития растений необходима достаточная влажность.

    Кроме того в кабинетах нужно увеличить количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ, каланхоэ. Эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Самым популярным растением в школе является хлорофитум. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него. Для озеленения мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

    При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила и способы размещения растений. Существует несколько основных приёмов размещения комнатных растений в помещениях.

    1.Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим.

    Удачно составленная композиция из нескольких растений радует взор и превращает комнату в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

    2.Очень эффективны в интерьере вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо.

    3.Очень красивы маленькие сады на камнях

    4.Очень эффективны группы из высаженных вместе растений

    Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы - значит выражать чувства любви, почтения, расположения, уважения. (См. презентацию).

    Дополнительная информация по профориентации.

    Создание зелёных интерьеров особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работает цветовод- декоратор.

    Цветовод - декоратор - незаменимый консультант, который даст советы по комнатному цветоводству в различных помещениях, в большой и маленькой квартире, в учебном кабинете, в большом зале, в рекреации. При этом он учтёт влияние растений на здоровье человека. Кроме этого он может составить букет или цветочную композицию. Люди этой профессии умеют составлять букеты не только из живых цветов, но и из сухих или искусственных. Цветоводы работают в оранжереях, теплицах, питомниках и в открытом грунте, на опытных участках, в парках, скверах. Цветоводы- декораторы раскрывают перед человеком красоту природы. Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения. Они участвуют в планировке зелёных насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения. Выбирать эту профессию лучше людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом. Эстетически оформленные парки, скверы, тротуары - радуют глаз и создают у людей праздничное настроение. Кроме того, зеленые насаждения играют гигиеническую и защитную роль, задерживают распространение пыли, смягчают шумы, способствуют восстановлению нормального состава окружающего воздуха.

    Природа богата удивительными красками. Мы обязательно встретим их в нашей школе .

    Исследовательский экологический водный проект «Экологическое состояние водоемов в черте села Молчанова»


    Автор проекта:
    Перковская Ольга Владимировна, учитель биологии, руководитель экологического клуба друзей дикой природы WWF "Исследователь".
    Описание материала.
    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию исследовательский экологический водный проект «Экологическое состояние водоемов в черте села Молчанова» с социальной направленностью. Данная работа школьников 7-9 классов была выполнена в рамках III областного экологического марафона по водно-экологическим проблемам. С этим проектом-победителем ребята представляли Томскую область в Москве.
    Проект будет полезен учителям химии и биологии, педагогам-организаторам, руководителям детских объединений естественно-научной направленности, классным руководителям.

    Цель: оценка качества воды в водоемах, расположенных в черте села Молчанова, и сравнивание с лесным озером поселка Сулзат, расположенного в 35 километрах от районного центра.
    Задачи:
    1. Провести забор воды в летние, осенние и зимние периоды из шести водоемов для исследования.
    2. Изучить бактериологические показатели по биоиндикаторам данных водоемов в летние и осенние периоды.
    3. Изучить химический состав воды исследуемых водоемов в гидрохимической лаборатории ОАО «Томскгеомониторинг».
    4. Исследовать воду на органолептические показатели (запах, прозрачность, цвет).
    5. Сделать забор воды в озере поселка Сулзат и исследовать ее на органолептические, бактериологические и химические свойства для сравнения.
    6. Изучить архивные материалы по водоемам.
    7. Провести встречи со старожилами села для составления исторической справки по созданию
    водоемов.
    8. Выяснить источники загрязнения водоемов.
    9. Организовать акции по очистке трех водоемов в черте села Молчанова.
    10. Составить, напечатать и распространить 120 агитационных листовок для населения.
    11. Очистить берега трех водоемов в ходе трех акций: Лесного, Токового, Гусиного.
    12. Познакомить население с результатами исследований.
    Актуальность исследования обусловлена значением воды водоемов для хозяйственного и рекреационного использования её населением.

    Физико-географическая характеристика района исследования.
    Молчановский район расположен в центральной части Томской области и занимает прибрежье р. Обь,
    р. Чулым. Вся территория находится в пределах среднетаежной зоны. Характерной особенностью района является высокая залеснённость и заболоченность. Лесной и кустарниковой растительностью покрыто-68%, болотами-20%. Протяженность района с запада на восток- 160 км., с севера на юг – 40 км. Удаленность от областного центра – 200 км. Территория района составляет 6,4 тыс. км.2
    Методики и материалы.
    Для проведения исследований были использованы следующие методики:
    1. Методика оценки экологического состояния воды из водоемов биоиндикаторами.
    Эта методика основана на том, что живые организмы обладают различной чувствительностью к качеству воды.
    Первый этап – забор проб воды, выполняемых на берегу. При заборе проб воды производят несколько взмахов сачком, описывая восьмерки. По возможности проводить сачком рекомендуется как можно ближе ко дну. Затем если в сачок попало много ила, то нужно промыть его в самом сачке, после чего сачок вынимается, и пойманные организмы вытряхиваются в ведро. На водоеме берется 3 - 10 проб в разных местах. В каждой точке нужно провести не менее десяти взмахов сачком. Важно, чтобы в пробах, отобранных на обследуемых участках, были донные организмы различных биотопов: илистых, каменистых, скоплений растительности, погруженных в воду стволов, веток и т. д. Чем разнообразнее участок по числу местообитаний, тем число проб должно быть больше. Однако даже на участке с однообразным дном число проб не должно быть менее трех.


    Второй этап исследования проб проводится в кабинете.
    Методика биоиндикации по индексу Майера не требует определения беспозвоночных с точностью до вида. В методике используется принцип приуроченности различных групп водных беспозвоночных к водоемам с определенным уровнем загрязненности.
    Организмы- индикаторы отнесены к одному из трех разделов:
    А - обитатели чистой воды. Б - организмы средней чувствительности. С - обитатели загрязненных водоемов. Обнаруженные в пробах индикаторные организмы относят к одному из разделов. Количество обнаруженных групп из раздела А необходимо умножить на коэффициент 3, количество групп из раздела Б - на коэффициент 2, из раздела С - на коэффициент 1. Получившиеся цифры складывают А*3 + Б*2 + С*1=S. Значение суммы S характеризует степень загрязненности водоема.
    По сумме балов оценивают класс качества воды: от 17 и более - 1и 2 качества (очень чистые); 11-16 - 3 качества (умеренно загрязненное); менее 11 - 4-7 классы качества (очень грязная).


    Оценка экологического состояния водоема с помощью органолептических показателей.
    Прозрачность воды.
    Прозрачность воды мы определяли по способности пропускать свет. Она считается достаточно прозрачной, если через тридцатисантиметровый ее слой можно прочитать обычный книжный текст.
    Определение запаха.
    В колбу наливаем воду примерно 250 мл. Нагреваем до температуры 600 С, затыкаем колбу пробкой (это в случае если сразу запах не ощущается). Затем открываем пробку и вдыхаем. Если запах не ощущается, то повторяем опыт.
    1 балл – весьма слабый, который трудно обнаружить;
    2 балла – тоже слабый запах, который ощущает человек, если обратить на это внимание;
    3 балла – уже заметный запах, который вызывает у потребителя неодобрение;
    4 балла – ярко выраженный запах; 5 баллов – запах очень сильный.
    Виды запахов:
    З. Землистый (гнилой, прелый). А. Ароматный (огуречный, цветочный).
    С. Серо - водородный (запах тухлых яиц). Бол. Болотный. Г. Гнилостный (как в туалете). Р. Рыбный. Ж. Железистый. Н. Неопределенный.
    Определение цвета воды.
    Цвет воды обычно зависит от содержания в воде солей железа и гумусовых веществ, поступающих из почвы. Если вода мутная, необходимо ее профильтровать. Взять две пробирки: в одну набрать воды дестилированной 10-12 см., во вторую пробирку- воду из водоемов и сравнить две пробирки на белом фоне. Цвет может быть желтый, бледно – желтый, желтоватый (слегка желтый) или зеленоватый.
    Этапы работы над проектом.

    1 этап. Организационный.
    Перед проведением исследований наша группа получила пакет документов в рамках областного экологического марафона «Чистая вода – для всех». Издатели включили необходимый для работы методический материал, определители беспозвоночных и т. д.
    К этому времени была написана заявка для первичной оценки проекта «Образование» на сумму 20.000 рублей, и к маю стало ясно, что наш гранд одобрен и деньги будут выделены, а значит, мы сможем реализовать задуманные акции и провести исследования воды водоемах. Прежде чем начать работу над проектом, определили круг единомышленников. В эту группу вошли председатель районной водной комиссии при администрации Молчановского района, глава территориального округа, председатель комитета по молодежной политике и спорту, районный экологический комитет, директор школы №1, директор 37 лицея и руководители летних детских спортивных и трудового лагерей.
    2 этап. Краеведческий.
    В земельном комитете мы взяли карту района и нанесли на нее все водоемы.
    После проведенной экскурсии по местам расположения водоемов стало ясно, что некоторые не имеют хозяйственного значения из – за своих небольших размеров, некоторые просто захламлены (их превратили в свалки). Так из десяти водоемов в черте села Молчанова у нас осталось шесть, которые нам и предстояло изучить.
    По документам земельного комитета лишь один Колмахтун значился естественным, а остальные пять водоёмов создавались жителями по мере заселения районного центра.
    При посещении архива стало ясно, что необходимого для работы материала по водоемам там нет, кроме одного документа по озеру Колмахтуну. Встает еще одна задача перед нашей группой - найти жителей, которые могли бы рассказать о создании водоемов.
    Павченко Александр Фролович, живущий в Молчаново с 1935 года, рассказывал о том, что первый водоем - это Лобановский. Его отец принимал участие в создании дамбы. В числе рабочих лесничества он возил землю ручными тележками. Так в 1940 – 1941 году появился первый водоем.
    Жаров Алексей Петрович, житель Молчанова с 1935 года, живет на берегу водоема Лесного. Водоем находился в лесу, тогда это была окраина села. В начале 60 –х годов в логу, где водоем, решили построить объездную дорогу, чтобы возить сено. Дорогу не построили, а дамбу стали насыпать. Современные берега этого водоема существуют с тех пор.
    Чепкасова Надежда Федоровна, житель села с 1937 года, вспомнила, что до войны и во время войны водоем уже был, но меньше, а вода в нем была удивительно чистой. Женщины ходили к нему полоскать белье.
    Хроленко Петр Дмитриевич- житель Молчанова с 1961 года. С 1965 года работал мастером по строительству дорог в ДРСУ и участвовал в строительстве дороги по ул. Гришинский тракт. Дорога и стала своеобразной дамбой. Потом нефтяники уложили плиты, а затем - асфальт.
    После встреч с 50 жителями села стала ясна история только трех водоемов. Беседы с жителями восстановили картину работы предприятий на территории села, расположенных на берегах водоёмов, что позволило судить о загрязнениях воды.
    3 этап. Исследование степени загрязнения водоемов методом биоиндикации.
    Для исследования воды методом биоиндикации мы из каждого водоема брали от 3 до 10 проб. В кабинете вели подсчет организмов – индикаторов, отнесенных к одному из трех классов. В летних пробах воды чаще других встречаются личинки разнокрылых стрекоз (во всех водоемах). Личинки комара долгоножки и комара звонца были отловлены в пяти водоемах. Личинки ручейников встретились в четырех водоемах. Ложноконские пиявки попали в пробы из трех водоемов. Прудовик обыкновенный был отловлен в двух водоемах, а трубочник обыкновенный – в одном.


    В осенних пробах воды, взятых в шести водоемах, встретились личинки комара- звонца. В пяти водоемах были отловлены личинки стрекоз и ложноконские пиявки. Личинки ручейников попали с пробой воды в трех водоемах. Трубочник обыкновенный и личинки комара звонца встретились в двух водоемах. Прудовик обыкновенный и моллюск катушка были обнаружены лишь в одном водоеме. Летом и осенью в водоемах встречались одни и те же организмы, но их численность была больше в осенний период (исключение составляют трубочник обыкновенный и прудовик обыкновенный).




    4 этап. Выявление источников загрязнения.
    Под загрязнением водных ресурсов понимают любые изменения физических, химических, биологических свойств в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, которые причиняют или могут создать неудобства, делая воду данных водоемов опасной для использования, нанося ущерб народному хозяйству, здоровью и безопасности населения.
    Основными источниками загрязнения и засорения водоемов являются недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий. Загрязняющие вещества, попадая в природные водоемы, приводят к качественным изменениям воды, которые проявляются в изменении органических свойств воды (в частности, появление в ней вредных веществ), в наличии плавающих веществ на поверхности воды и скоплении их на дне водоемов.
    Водоем Кирзаводской с 1977 года принимал сточные воды с завода СОМ (сухого и обезжиренного молока). На заводе проводилась лишь грубая очистка, хлораторная обработка и работали два отстойника. С 1983 года к этим сточным водам добавляются стоки с ул. Промышленной, которая сдавалась в этом году в эксплуатацию. Бытовые стоки повышают вместе с промышленными загрязненность водоема. Завод завершил свою работу в 1999 году, а сточные воды, содержащие фекальную массу, продолжают сбрасываться в водоем.
    На берегу водоема Токового находился рыбозавод с 1978 года. Он работал до 1998 года. И в течение этого времени в водоем направлялись сточные воды, без очистки. Затем из райповских гаражей и мелиоративного предприятия стоки спускались в водоем Токовой. До сих пор на месте завода расположено мелиоративное (оросительно – осушительное) предприятие. С талыми водами туда текут стоки с территории этих предприятий.
    В озеро Колмахтун, которое по архивным документам относится к памятникам природы, долгие годы стекали канализационные воды из коллектора. В 1979 году с 21 августа был запущен в эксплуатацию канализационный коллектор с ул. Степной. В течение 17 лет бытовые стоки загрязняли это озеро- единственный естественный водоем на территории нашего села. Прошло уже 32 года с его запуска, а очистные сооружения были построены только в 2012 году.


    Остальные водоемы загрязняются бытовыми отходами. Промышленных предприятий на их берегах не было.
    По завершении исследований по теме проекта пришли к следующим выводам.
    Выводы по проекту.
    1. Провели заборы воды из шести водоемов в летний, осенний и зимний периоды.
    2. Изучили бактериологические показатели по биоиндикаторам.
    2.1. Из шести водоемов в черте села Молчанова два показали грязную воду в осенний и летний периоды. Это водоемы Лесной, (на Лесном S = 8,4 в летний период, а 8,5 – осенью, на Токовом S = 3,3 в летний период, а 6 – осенью).
    2.2. Пробы из водоемов Лобановского, Колмахтуна и Аэропортовского в летний период показали очень грязную воду (S = 6,4; 3,3;6), а в осенний период чистую и очень чистую воду (S = 18,3; 53,3;18).
    2.3. Проба воды в водоеме Кирзаводской и летом, и осенью показала очень чистую воду (S = 26; 50,3).
    3. Данные гидрохимической лаборатории ОАО «Томскгеомониторинг» свидетельствуют
    о повышенной цветности и высоком содержании веществ, придающих воде желтоватый оттенок: железо, гуминовые кислоты, фульвокислоты. Водородный показатель pH характеризует активную кислотность воды. Вода в водоемах Лесном и Токовом равна 7,2 и 5,6, что соответствует кислотным дождям. В водоеме Лесном, вероятно, не техногенное загрязнение, так как вблизи нет производственных предприятий, а высокое содержание органики обусловлено гумусовыми веществами. В водоеме Токовом есть вероятность загрязнения техногенного характера. На берегу расположены гаражи и мелиоративное предприятие. Здесь высокое значение такого показателя, как перманганатная окисляемость, которая характеризует наличие легко окисляемых органических веществ. Содержание аммония превышает ПДК в 82,3 раза в водоеме Лесном, в104 раза в озере Колмахтун, в 134 раза в водоеме Токовом. Наличие аммонийного азота легко объяснить гниением веществ, носящих белковую природу, которые поступают с бытовыми сточными водами. Наличие сульфатов и хлоридов соответствует нормам.


    Мы определили сами такие органолептические показатели, как запах, прозрачность и цвет воды.
    Цвет у всех проб был желтоватый. Запах воды из всех водоемов, кроме Кирзаводского, был землистый, а на Кирзаводском мы определили рыбный запах. Прозрачность выше нормы, так как печатный текст через тридцатисантиметровый слой воды был хорошо виден.
    4. После изучения воды из лесного озера Щучье были получены данные по биоиндикации. Летом S = 21, что соответствует очень чистой воде, а осенью этот индекс был еще выше (S = 56,2). Органолептические данные. Запах – землистый (определен после нагревания до Т = 600). Прозрачность высокая. Цвет едва желтоватый.
    5. По изученным архивным материалам выяснили, что озеро Колмахтун решением исполнительного комитета Молчановского районного совета народных депутатов от 24 октября 1986 года объявлен памятником природы местного значения. Другие документы по водоемам в черте села Молчанова в архиве отсутствуют.
    6. Выяснили после встреч со старожилами села источники загрязнения водоемов (было опрошено 50 жителей).
    6.1. Водоем Кирзаводской с 1977 года принимал сточные воды с завода СОМ. Завод ликвидирован в 1999 году, а сточные воды с ул. Промышленной, продолжают сбрасываться.
    Эти стоки и послужили причиной органических загрязнений водоемов.
    6.2. Водоем Токовой. Водоем загрязнялся основными углеводородами (Сn Нm) – характерными для современных условий. На дно оседают тяжелые фракции в растворенном и взвешенном состоянии, плавают нефтепродукты. Это уменьшает количество кислорода в воде, появляются вредные органические вещества.
    6.3. Озеро Колмахтун. В бытовых стоках содержится моющие синтетические вещества, их называют СПАВ - синтетические (средства) поверхностно – активные вещества. Нефтяные углеводороды в водоеме перерабатываются бактериями медленно. При этом появляются токсичные вещества.
    Эти вещества, поступая в озеро, оказывают значительное влияние на биологический и температурный режим водоема. В результате снижается способность вод к насыщению кислородом, угнетается деятельность бактерий, минерализующих органические вещества.
    7. Составили, напечатали и расклеили 120 листовок для привлечения к акциям по очистке водоемов.
    8. Провели беседы и встречи с руководителями спортивных летних площадок, учащимися школ и лицея. С председателем комитета по молодежной политике и спорту договорились о предоставлении тары для уборки мусора, а с заместителем главы района согласовали список водоемов для очистки. Получили гарантию на выделение машины от главы нашего округа (а ныне поселения).
    9. Закупили призы для трех акций и перчатки. Провели количественный учёт собранного мусора участниками, закупили призы и наградили победителей.
    10. Убрали и вывезли в ходе трех акций 9 тонн мусора с берегов водоемов Лесного, Гусиного и Токового (акции прошли 30 мая, 2 июня, 15 июня).

    Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.

    Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.

    В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.

    Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все .

    Загрязнение мирового океана

    В наши дни в океан поступает множество вредных веществ: пластмасс, нефти, пестицидов, химических и производственных отходов, что негативным образом сказывается на существовании морской фауны. Из этого понятно, что напрямую связана с деятельностью человека, т.е. антропогенна.

    Существенный урон океану наносят:

    • Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
    • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
      попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
    • Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
    • В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.

    Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.

    Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.

    Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

    Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

    Глобальное потепление в Арктике

    Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.

    Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

    Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:

    • Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
    • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
    • Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

    Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению . Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.

    Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.

    Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

    Проблема утилизации пищевых отходов

    В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим. В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
    Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы .

    По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.

    Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.

    В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.

    Значение проведения международных исследований в области экологии

    Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее .

    В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.

    Исследования в школе

    В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.

    1 Комментарий

      Действительно, экологические проблемы (к сожалению), мало кого волнуют. Изучению путей уменьшения негативного влияния деятельности человечества надо уделять больше внимания.