Опыт 3. - Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.) Поместим на металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя. Вывод: в почве есть перегной из органических остатков





Опыт 5. - Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? Остатки растений, перегной, песок, глина. Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой. Что увидим? Белый налет на стекле. - Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)





Открываем учебник на стр. 79 Механизм образования почв: 1.Разрушение горной породы 2.Образование органического вещества 3.Обогащение почвы питательными веществами Вывод: почва образуется в результате взаимодействия организмов, горных пород, солнечного излучения и осадков


Виды почв 1.Чернозёмные почвы Имеют мощный верхний горизонт почвы, в нём накапливаются остатки отмерших живых организмов, образующих перегной. От количества перегноя в почве зависит её плодородие, чем больше перегноя, тем растения лучше обеспечены питательными веществами. Отложения перегноя в таких почвах может достигать более метра толщины.


Подзолистые почвы Верхний перегнойный горизонт небольшой, поэтому они бедны питательными веществами. Хорошо развит подзолистый горизонт почвы. В почве скапливается влага, и создаются условия для гниения. Под действием микроорганизмов остатки растений превращаются в перегной, в котором при разложении образуются почвенные кислоты. Поэтому такие почвы часто кислые.





Глинистые почвы В почвах преобладает глина. Когда нет дождей, глина высыхает и делается твёрдой как камень, и не позволяет разрастаться корням растений. В дождливое время глина становится вязкой, разбухает и не позволяет воде проходить в глубь. Поэтому вода застаивается, не пропускает воздух, и корни растений начинают гнить. Малопригодны для жизни растений.








Домашнее задание 1.& В рабочей тетради заполнить стр. 3.Подготовить семена растений (любых) к посеву.

Конспект открытого урока - опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва.Состав почвы и её свойство».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г.Ростова-на-Дону, Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально.

С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому цель нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.

Задачи :

Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.

Систематизировать информацию по теме данного проекта, использовать ее для проектирования урока и применять в дальнейшей педагогической деятельности;

Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.

Предмет : окружающий мир

Класс :3

Название темы : Почва. Состав почвы и её свойство.

Цель : познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.

Задачи :

Изучить состав почвы и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип : изучение нового материала.

Форма : урок - опыт.

Методы : проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты :

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Предметные:

Усвоение состава почвы, видов почв, умение различать почвы, называя отличительные признаки.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование :

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и раздаточный материал: на партах - лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

Цели: дать представление о том, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. (слайд 1).

Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

(рассматривать землю.)

Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

( слайд 2).

2.Повторение изученного.

Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте отгадаем загадку.

( слайд 3).

Правильно земля, (слайд 4).

А как ее еще можно назвать?

(почва)

Вспомим, что такое почва?.

(Верхний тонкий слой земли). (слайд 5)

Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

Посмотрите это все почва (слайд 6,7)

3. Формирование новых знаний.

Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде) (слайд 8,9)

Опыт 1.

Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).

Что же вы увидели рассматривая почву.

( есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). (слайд 10).

Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

(слайд 11).

Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы - перегной . А основное свойство почвы- это плодородие.

А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

(слайд 12,13).

- Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

А знаете ли вы,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

Опыт 2.

Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

(нет)

А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных? (слайд 14).

(песок)

Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

(глина)

Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

(светлый)

Почему?

(песок светлее)

Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

(слайд 15).

Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают -песок,глина).

А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны (слайд 16).

Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

(пользу)

Правильно, а какую?

(делают дырки)

Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.

Опыт 3 .

Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

(идут пузырки)

А как вы думаете, что это за пузырьки?

( воздух) (слайд 17).

Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород, значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

Запишите в тетрадь, что еще мы увидели в почве (записывают -воздух).

Физминутка:

Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),

раз прогнулся (прогибаются назад),

два нанулся (нагибаются вперед),

хлопнул, топнул улыбнулся.

Опыт 4.

А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?

(бумага мокрая) (слайд 18).

Опыт 5.

Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

(через вату)

Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

(не стало воды)

Что с ней произошло?

(испарилась).

Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

(белая пыльца)

Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют -минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают -минеральные соли).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

(слайд 19, 20, 21).

Опыт 6.

А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?

(появляется запах) (слайд 22).

Какой вывод можно сделать из этого опыта?

(в земле есть перегной).

Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),

Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),

Ветерок все тише - тише, деревцо все выше - выше (руки опускают вниз и присаживаются).

4.Закрепление изученного.

Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.

Так кто же мне скажет, каков состав почвы? (слайд 23).

(вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

(чтобы росли растения)

Правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

5.Итог урока.

А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

Кроссворд:

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.(песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв. (слайд 24,25,26).

Откройте дневники и запишите домашнее задание. (слайд 27).

Урок окончен, спасибо. До свидания.

Земледелием люди занимаются с давних пор. И в наше время многие имеют собственные огороды и сады.
Каждую весну мы с родителями вскапываем свой огород, сеем семена, высаживаем рассаду, картофель и цветы. По осени собираем урожай.
Оказывается при равных погодных условиях, одни огородники получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие скудный. Почему так происходит? Мы заинтересовалась, как растут растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Ответы на поставленные вопросы мы получим с помощью наблюдения и опытов, которые проведем в ходе исследовательского проекта.

Объект исследования: почвы различного состава.

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:
- собрать и изучить информацию о почве.
- изучить состав почвы
-провести наблюдение за ростом растений в почвах различного состава.
-изучить условия роста растений в различных почвах.
-проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

Гипотеза исследования: предположим, что растения в почвах различных по составу не одинаково.

Почва - это, прежде всего, земля. Наш стратегический ресурс. Без земли нам не прокормиться.
Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Важней-шим свойством почвы является плодородие - способность обес-печивать рост и развитие растений. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см. Главная функция почв - это обеспечение жизни на Земле. В почве нуждаются как растения, так и животные, а так же и человек.
Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва — условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле.
Для того чтобы узнать, действительно ли это так, нам следует изучить состав почвы.

Изучение состава почвы.
В домашних условиях подобрали оборудование для проведения опытов. Подготовили образец почвы, взяли естественную природную почву.

Опыт 1.
Бросили комочек сухой почвы в стакан с водой. Из почвы начали появляться пузырьки.
Спустя час стенки стакана покрылись мелкими пузырьками.
Значит, в состав почвы входит воздух.

Опыт 2.
Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклом.
Стекло запотело, а через час на нем появились капельки воды.
Следовательно, в почве есть вода.

Опыт 3.
Нагрели почву над газовой плитой.
Появился лёгкий дымок и неприятный запах, это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Перегной придаёт почве тёмный цвет, влияет на плодородие почвы.

Опыт 4.
Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешали.
Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои.
На дне видны песчинки песка и глины.
Сверху - перегной. Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.
Можно сделать вывод, что в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5.
Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального
отопления.
Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.
Данный опыт показывает, что в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проведенные опыты наглядно доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральный соли. Данные составляющие необходимы для жизни растений.

Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста

Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва".

"Знакомство со свойствами почвы"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с процессом образования почвы.
Дать представление о почве и ее составе.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, пло-дородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и дру-гих мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог .
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднима-ется вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчай-шие капельки воды.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впи-тывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось сво-бодного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. По-ставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

Литература:
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005

Елена Горина

ОПЫТ №1 . Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет : перегной, песок, глину.

Опыт №2 «Загрязнение почвы »

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором) .

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы : Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт : в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы : Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной , но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась : появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву ? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы : В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву , подземным жителям приходится худо : они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?


ОПЫТ 3 : В почве есть воздух . Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы .

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта ?

Вывод : Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух .



обязательно, включить в деятельность детей зарисовку опытов



Публикации по теме:

Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.

НОД ОО «Познание» опытно-экспериментальная деятельность «Удивительный песок» Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Программное содержание:.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками ДОУ Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.

26-го июня в детском саду №33 "Планета Детства" в средней группе я решила провести опыты и эксперименты с водой. Но как заинтересовать детей?.

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте. «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.