На прошлой неделе на сайте Международного астрономического союза (МАС) появился необычный документ . Он, впервые в истории, описывает процедуру, по которой имена небесных тел – планет, спутников планет, астероидов – могут быть предложены не астрономами-первооткрывателями, а общественностью. Ранее никакого официального способа назвать астероид или кратер на Луне своим именем или, например, именем любимого киногероя не существовало, хотя некоторые мошенники такую услугу и предлагали.

Теперь это стало возможным: имя для астрономического объекта может быть предложено либо отдельным человеком, либо организацией, выбравшей название путем голосования или в результате какой-то другой общественной кампании. Для процедуры именования объектов Астрономический союз установил несколько правил, в частности, этот процесс не может быть связан с коммерцией и должен иметь широкий международный охват. Новое имя должно:

– быть не длиннее 16 символов,
– желательно, состоять из одного слова,
– быть достаточно легко произносимым (на как можно большем числе языков),
– не быть оскорбительным на каком-либо языке или для какой-либо культуры,
– не быть близким к уже принятому названию астрономического объекта;

Кроме того:

– имена домашних животных не приветствуются,
– название не должно быть связано с коммерцией,
– имена политиков, военных или мест, связанных с политикой или военной деятельностью, не могут быть использованы.

Это лишь часть списка ограничений, полную версию которого можно найти на сайте Международного астрономического союза.

О грядущей революции в космической номенклатуре мы поговорили с астрономом Сергеем Поповым.

– Как устроена номенклатура астрономических объектов?

Именование – первая, пусть и иллюзорная, стадия понимания. Люди всегда стремились как-то называть объекты, которые они видят, в том числе и на небе – Луну, Солнце, звезды. Постепенно традиции менялись, началась эпоха новых открытий, появился телескоп. Со временем возникли официальные международные организации, которым было делегировано полномочие официального именования небесных тел. Вот уже около ста лет этим занимается Международный астрономический союз. Кстати, все предложения назвать звезду своим именем, именем любимой девушки и так далее – мошенничество, не более чем покупка ничего не значащей бумажки. Строго говоря, каждый может напечатать себе такой сертификат на принтере, не платя никаких денег, – в нем будет столько же смысла.

– Какие новые открытые объекты нуждаются в названиях?

В первую очередь речь идет о названиях астероидов, новых спутников планет в Солнечной системе и названиях объектов на поверхности планет. Например, кратер на поверхности Марса недавно получил название Мартынов в честь одного из предыдущих директоров Астрономического института имени Штернберга, где я работаю.

– А из более далеких?

Одно из самых выдающихся открытий нескольких последних десятилетий в астрономии – открытие экзопланет. Их начали открывать в середине 90-х годов, и с самого начала называли специальными наборами букв и цифр, которые могли быть связаны с координатами звезды, с научным проектом, открывшим планету, и ее порядковым номером. Появились названия вроде Кеплер-78 или Каро-26: “Кеплер” и “Каро” – это как раз названия двух спутников, которые ищут экзопланеты.

– Но теперь ситуация меняется?

Планет открывают все больше, и поиск названий для них постепенно стал горячей темой для обсуждения среди астрономов и не только. Иногда названия возникали стихийно. Например, планета, вращающаяся вокруг одной двойной звезды, получила неофициальное название в честь родины героев Звездных войн – Татуин. Есть еще несколько таких примеров, но все эти названия – неофициальные. Дискуссия в астрономических кругах продолжалась достаточно долго, и в 2009 году было принято решение, что пока никаких особых названий экзопланетам официально присваиваться не будет и обсуждение будет продолжено.

– Почему потребовалось столь длительное обсуждение?

Проблема здесь двоякая. Во-первых, есть чисто техническая сложность: большинство открытий экзопланет – не стопроцентно надежны. Они могут быть надежны на 99,9%, но для науки этого мало. Есть несколько десятков планет, открытых по прямым изображениям, но даже и не все из них можно считать гарантированно существующими. Во-вторых, это в принципе большой шаг: нужно придумать систему, как называть планеты, сделать это один раз и хорошо. И вот в 2009 году решили, что нужно подумать еще несколько лет и анонсировали, что в 2013 году, то есть сейчас, будет принято какое-то решение. Надо сказать, что официального решения именно по номенклатуре экзопланет пока нет. На странице МАС до сих пор висит надпись, что дискуссия по экзопланетам продолжается и в августе 2013 года на этом же сайте будет опубликовано решение.

Этот документ связан с комиссией по планетарным названиям. Слово “планетарный” в этом контексте по идее относится к объектам Солнечной системы. Но в одном месте в документе сказано, что речь идет о “названиях для новых открытых планет, их спутников и звезд, вокруг которых они обращаются”. Вот это упоминание звезд указывает, что речь идет, возможно, в том числе и об экзопланетах. Прояснений пока никаких нет.

– Какова новая процедура, описанная в документе?

Можно запускать общественные дискуссии и выбирать названия для астрономических объектов. Условно говоря, Радио Свобода может запустить на своем сайте обсуждение, как назвать ту или иную планету, устроить голосование, потом обратиться в МАС. Есть, правда, важный пункт: придется заручиться согласием первооткрывателей планеты. Если раньше исключительное право дать название, например, астероиду принадлежало его первооткрывателям, и астрономы по разному этим пользовались, вплоть до неофициальной продажи этого права, то сейчас практика меняется. Помимо условий проведения кампании по выбору наименования есть стандартные правила, каким может быть имя, какой длинны. Название не должно содержать специальных символов. Можно вспомнить красивую историю, есть замечательный физик-теоретик, нобелевский лауреат Т’Хофт, в честь него был назван астероид, но по правилам, апостроф не может появиться в названии астероида, поэтому он называется просто Тхофт. И физик Т’Хофт написал шуточную конституцию этого астероида, в которой в частности сказано, что на него не могут попадать люди, в чьих фамилиях есть апостроф, что там запрещено использовать клавиатуры, содержащие апостроф.

– Как вы считаете, этот документ еще не окончательный? Последуют разъяснения и дополнения?

Да, я ожидаю, что по экзопланетам будет отдельный документ. Собственно, его анонс продолжает висеть на сайте МАС. Пока кстати, непонятно, какая структура должна за это отвечать: существующая комиссия МАС по наименованиям занимается именно телами Солнечной системы. Насколько я знаю, нет официального решения, которое либо этой комиссии делегировало бы именование экзопланет, либо возложило бы это на профильную комиссию, которая пока занимается собственно изучением экзопланет, то есть астрономией, а не геральдикой.

– Но в отношении тел Солнечной системы документ с этого момента разрешает предлагать общественные названия?

Да, я бы его трактовал так. Причем, если у астероидов, например, всегда есть первооткрыватель и, согласно новой процедуре, вы должны с ним вести переговоры, если хотите дать астероиду название, то с деталями рельефа это, видимо, необязательно. Вы можете взять, например, карту Меркурия в высоком разрешении, найти на ней безыменный кратер и запустить голосование по присвоению ему названия. После этого, если весь процесс соответствует правилам, можно обращаться в МАС – я не думаю, что требуется согласие той команды спутника, которая составляла карту, поскольку они не заявляли отдельно о данной детали рельефа.

– К чему приведет появление новой процедуры?

Можно надеяться, что экзопланетная астрофизика станет еще более популярной за пределами научного сообщества. Будут массово появляться всевозможные голосования, как назвать тот или иной объект, люди будут активнее контактировать с учеными, открывающими экзопланеты. Будут, конечно, споры по трактовке правил. Ну, например, нельзя называть планеты в честь политического деятеля, но можно его имя закамуфлировать. Прецеденты были: нет астероида “Сталин”, но есть астероид “Сталинград”, нет астероида “Ленин”, но есть “Владилена”. Будет много споров, можно ли, например, считать, что Черчилль в первую очередь – писатель и нобелевский лауреат по литературе. С планетами возникнет особенно много дискуссий, потому что одно дело – назвать какой-нибудь километровый камушек в Солнечной системе, другое дело – целый новый мир в нескольких световых годах от нас.

– А что будет с номенклатурой звезд?

Понимаете, планеты открывать тяжело, это большой труд, высокие технологии, сложная обработка данных. А со звездами это не так. Думаю, общественное наименование может разве что быть запущено для тех звезд, возле которых найдены экзопланеты, но и это, на мой взгляд, маловероятно. В документе есть слова – “и звезд, вокруг которых они обращаются” – это что-то странное, выпадающее из традиции. Звезды никогда в новой истории не получали отдельных наименований. Их слишком много. Это примерно как давать имена камням. Любой новый крупный телескоп видит больше звезд, чем предшественник, это могут быть миллионы объектов. Поэтому для звезд есть каталоги. Вы составляете каталог и называете звезду каким-то индексом типа HD86664 – здесь HD обозначает каталог, а дальше идет просто порядковый номер. У многих ярких есть исторические имена. Ну и интересным объектам, которые детально изучаются, ученые дают неофициальные прозвища. Я в своей жизни даже придумал одно, оно сейчас относительно широко используется в научной литературе. Есть интересная группа из семи нейтронных звезд, в одной из статей мы назвали ее “Великолепная семерка”. Теперь на нее часто так и ссылаются, хотя это – не ее официальное название, у каждой из звезд есть традиционное научное наименование, связанное с одним или другим каталогом, в который она вписана.

– Сколько экзопланет ждут своих названий? Тех, которые обнаружены прямым наблюдением, – несколько десятков, а остальных?

Тысяча. И примерно 20 тысяч кандидатов – здесь вопрос в степени надежности открытия. Я не сказал бы, что это много. Тех же астероидов гораздо больше, но их, можно сказать, слишком много. Вот несколько десятков или сотен экзопланет – как раз то количество, которое соотносится с количеством приходящих на ум выдающихся людей, так что это как раз удобное число.

– Ваша ставка – как по новой процедуре будет названа первая экзопланета?

Недавно в официальное название нового вида пчел биологи включили слово Bazinga – любимое словечко героя сериала “Теория большого взрыва” Шелдона Купера. У биологов уже есть для этого официальная процедура. Теперь она появилась и у астрономов, я уверен, что одно из первых имен у экзопланеты будет тоже Базинга, и я за такое название сам проголосую.

Разумеется, планету, подобную нашей, где будут жить люди, обладающие свободой воли, мы создать пока не в состоянии, но людское воображение, тем не менее, творит удивительные новые миры посредством книг и кинофильмов. Некоторые вымышленные вселенные оказываются настолько удачными и интересными, что обзаводятся тысячами поклонников. О пяти таких выдуманных мирах мы и предлагаем вам прочитать.

1. Звёздные войны Создатель — Джордж Лукас

«Звёздные воины» — это не только шесть полнометражных фильмов. Придуманный Лукасом мир на сегодняшний день развивается уже почти сам по себе — о нём написаны сотни книг, в которых описаны самые далёкие уголки вселенной, рассказано обо всех героях, которых мы видели в фильмах, и о множестве других, о которых в фильмах нет ни слова. По мотивам классических «Звёздных войн» созданы комиксы, видеоигры, мультфильмы.

Сюжетообразующим звеном служит Орден Джедаев — рыцарей, стоящих на защите высоких идеалов, мира и порядка и владеющих Силой. Те же, кто поддался своему тёмному началу и перешёл на Тёмную сторону Силы, получили название ситхи. Они — основные протагонисты вселенной, и между двумя орденами идёт постоянное противоборство.Джордж Лукас

Мало кто знает, что до событий, показанных в фильме «Призрачная угроза», Галактическая Республика без малого 1000 лет наслаждалась миром и порядком — это был своего рода золотой век. Тем не менее, эта 1000 лет почти нигде не описана, и наблюдать развитие вселенной мы можем как раз с событий, произошедших за несколько лет до «Призрачной угрозы».
После падения Ордена Джедаев остался только один рыцарь — Люк Скайуокер, на этом и заканчивается шестой фильм. Однако вселенная продолжает развиваться — в итоге Республика возрождается из обломков, Орден Джедаев снова появляется на политической арене, потом снова начинается война, так как едва не половина учеников Люка перешла на Тёмную сторону… На самом деле, «Звёздные войны» — это история, которую можно продолжать бесконечно, так что в свет выходят всё новые и новые книги «по мотивам».
Вселенная развивается не хаотично: за развитием истории следил специальный совет во главе с Лукасом, а теперь этим, вероятно, займётся студия Уолта Диснея. И да, небольшой спойлер, если вы не знали — в одной из книг было принято решение убить Чубаку.

2. Забытые королевства Создатель — Эд Гринвуд

«Забытые королевства» — эти мир фэнтези, разработанный для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons». Наибольшую известность вселенной принесли написанные по миру романы Роберта Сальваторе и видеоигры «Icewind Dale», «Baldur’s Gate» и «Neverwinter Nights». Большая часть действий происходит на Фэйруне — части самого большого континента планеты Абейр-Ториль.

Мир проработан практически до мельчайших деталей. Разумеется, можно придраться ко многим мелочам вроде странного распределения на планете климатических поясов, но это как раз объяснимо — над проектом одновременно работало множество авторов, каждый из которых взял себе небольшой кусочек мира, и только потом их «склеили» воедино. Но суть не в этом.Эд Гринвуд

Планета населена множеством классических рас — присутствует несколько разновидностей и фракций эльфов, гномов, орков и, разумеется, огромное количество людских поселений. Также есть и вообще ни на что не похожие расы вроде иллитидов — антропоморфных спрутов, захватывающих разумы других разумных существ и превращающих их таким образом в своих рабов.
Помимо Фэйруна на планете есть ещё несколько частей света — Закхара (аналог Ближнего Востока), Кара-Тур (аналог Индии и Индокитая), Мацтика (аналог территории американских индейцев вроде майя или инков) и Эвермит (легендарная земля эльфов). Поскольку Абейр-Ториль — планета большая, а развитые технологии в жанре классического фэнтези не слишком в чести, многие материки на планете ещё не открыты, так что воображению есть, где разгуляться. «Забытые королевства» будоражат умы фанатов ещё с начала 1990-х годов, и все эти годы над миром ведётся постоянная работа. Интересный факт — детально разработчиками прописан пока только Фэйрун.
Интересно, что в «Забытых королевствах» королевств как таковых практически нет: основная административная единица — город-государство, среди самых знаменитых — Невервинтер, Врата Бальдура и Глубоководье.
Очень большое значение в этом мире играют боги. Они выдуманы не только для поклонения и порабощения масс, это вполне реальные сущности, дающие своим адептам силу, способности и возможности, любящие активно вмешиваться в дела смертных. Боги делятся по «фракциям»: торговля, любовь, тьма и так далее — всё, что можно себе вообразить. Кроме того, у богов есть своеобразная карьерная лестница — из полубога можно вырасти до Старшего Бога, которому будут поклоняться миллионы почитателей со всех концов мира.

3. Арда (Arda) Создатель — Дж. Р. Р. Толкин

Толкин создал оригинальный мир, послуживший источником вдохновения для создания практически всех фэнтези-вселенных. Именно он придумал названия для большинства фэнтезийных рас — орков, эльфов, хоббитов — остальные «творцы миров» просто переделали их на свой лад.

Но мастер есть мастер — придуманный им мир получился живым: со своей историей, особенностями, ключевыми персонажами и в некотором роде географией. Кстати, часто придуманный Толкином мир называют Средиземьем, но это неверно: на самом деле его название — Арда. Появилась она после того, как бог Эру создал удивительных существ — айнур, которые в буквальном смысле спели мир.Дж. Р. Р. Толкин

Здесь стоит сказать, что сам Толкин неоднократно говорил, что действие его романов происходит не на какой-либо другой планете и не в параллельном мире, а на нашей Земле. По словам мастера, Средиземье существовало на нашей планете в далёком прошлом. Что ж — имеет право. Кроме того, если сопоставить карту того же Средиземья с картой Европы, то можно действительно заметить сходство.
Самой многочисленной расой в Средиземье являются, разумеется, люди: именно они населяют большую часть региона. От эльфов они отличаются, по сути, тем, что живут десятки, а не тысячи лет, и, соответственно, их государства меняются, а эльфы на протяжении поколений остаются практически неизменными. Более того, душа эльфов навсегда после смерти остаётся в Арде в специальном месте под названием Сады Мандоса, а человеческая душа покидает мир.
Магия в мире Толкина отличается от придуманной позднее боевой магии — здесь она скорее творческий акт, а не ряд чётко регламентированных действий и правил. Творить магию может существо, наделённое волей — чем сильнее воля, тем на более впечатляющие магические поступки способен герой. Однако магия не является решающим аргументом — воля нужна, например, ещё и затем, чтобы противостоять силе Кольца Всевластия. Кроме того, с течением времени магия уходит из Арды, и её становится всё меньше. В вольном продолжении «Властелина колец», написанном Ником Перумовым, магии уже практически не осталось.
Так или иначе, мир знаменит благодаря узнаваемым живым героям, детальной проработке и необычной истории. Неудивительно, что у него столько почитателей.

4. Звёздный путь Создатель — Джин Родденберри

«Звёздный путь» — научно-фантастический сериал, вышедший на экраны в 1966-м году в США. Важно помнить, что тогда человечество ещё даже не совершило полёт на Луну, а только мечтало о космических путешествиях. Так что момент был выбран удачно: «Звёздный путь» — это сага о первых человеческих путешественниках, отправившихся исследовать глубокий космос, знакомиться с остальными населяющими галактику разумными расами и учиться у них.

Всё началось с того, что в начале XXI-го века НАСА предприняло попытку отправиться в космос на примитивных кораблях. Затем в 2053-м году на Земле разразилась Третья Мировая война, после окончания которой человечество приходило в себя в течение десяти лет. Но в 2063-м году стартовал первый космический корабль с варп-двигателем (технология, позволяющая превысить скорость света), и так человечество впервые познакомилось с другой разумной расой — вулканцами с планеты Вулкан.Джин Родденберри

Вулканцы оказались куда более продвинутыми в технологическом плане, так что дипломатические отношения строились медленно, поскольку делиться технологиями с непредсказуемыми людьми, недавно устроившими на своей же планете бойню, вулканцы не слишком хотели.
Свой собственный полноценный звездолёт — «Энтерпрайз» — земляне сумели построить только в 2151-м году. Затем была создана Объединенная Федерация Планет — союз разных разумных рас, объединившихся для совместного развития и исследований космоса. Надо отметить, что рас в этой вселенной — огромное количество, и не все они доброжелательны. Так, есть, например, клингоны, ранее бывшие искусными дипломатами и миротворцами, но под влиянием политиков скатившиеся до воинственных варваров и, по их мнению, исповедующие теперь философию настоящих воинов.
История «Звёздного пути» детально прописана вплоть до XXIV-го века, и каждая веха в этой истории знаменуется глобальными потрясениями — например, кровопролитными воинами с другими расами вроде зинди, чья философия крайне далека от людской. И, что удивительно, человечество с достоинством (именно с достоинством!) выходило из любой переделки.
Надо отметить, что экшену в этой саге отведена второстепенная роль — в основном она повествует об общечеловеческих ценностях. Нравственные проблемы затронуты почти в каждой серии: например, зрителю предлагается задуматься о последствии полного исчезновения биологического вида и тому подобном. Иными словами, вселенная «Звёздного пути» в увлекательной форме преподаёт урок, как важно в любой ситуации людям оставаться людьми.

5. Песнь льда и пламени Создатель — Джордж Мартин

Прообразом для этой вселенной послужила реальная человеческая история: мир «ПЛИП» сравним с нашим европейским Средневековьем — налицо феодальная раздробленность, отсутствие пороха, несколько угнетённое положение простого люда и, конечно же, дворцовые интриги.

Надо отметить, что детальной карты мира не существует, как и официального названия для него. Вестерос, например, — это только отдельный материк размером примерно с Южную Америку, именно в Вестеросе происходит подавляющее большинство событий описываемой эпохи. Есть и другой материк, где живут народы, сравнимые с народами нашего Востока, а о западных землях неизвестно практически ничего.Джордж Мартин

Однако Мартин потрудился придумать для своего мира полноценную хронику. Изначально Вестерос населяли загадочные Дети Леса, впоследствии исчезнувшие. Затем туда пришли Первые Люди, вытеснившие Детей Леса, о которых постепенно забыли: память о них сохранилась только в легендах и сказках. Затем на смену им пришли андалы-завоеватели, покорившие эти земли и принёсшие с собой религию Семибожья. Чуть позднее восток материка захватили ройнары, ассимилировавшиеся с андалами и ставшие почти единым народом.
На востоке тем временем набрала силу Валирийская империя, откуда в Вестерос верхом на драконах прилетели таргариены. Благодаря драконам они захватили власть, но через 300 лет драконы выродились, а таргариены обезумели — во многом, возможно, из-за близкородственных браков. Тогда их сверг Роберт Баратеон, ставший впоследствии королём. А дальнейшую историю знают те, кто смотрел сериал «Игра престолов», снятый по мотивам романов Мартина, или же читал сами романы.
Религия и магия, что характерно для фэнтези, играют в мире Мартина не последнюю роль. Вестерос официально исповедует Семибожие — септоны (так называются местные священники) с точки зрения магии не могут вообще ничего, да и на политику особого влияния не оказывают. По сути, это всего лишь формальный культ.
Но есть и другая религия, распространённая как раз на Востоке — культ огненного божества Р’глора, чьим жрецам подвластна магия огня: они-то и творят основные чудеса. Некоторым своим адептам огненный бог даёт возможность раз за разом воскресать из мёртвых или видеть в пламени события прошлого и будущего. Огню противостоят Иные — таинственные существа, появившиеся из-за Стены на краю Семи Королевств — они олицетворяют лёд. По мере действия романов магические силы, о которых жители мира уже и думать забыли, постепенно пробуждаются, и чем всё это закончится — неизвестно. Остаётся ждать выхода шестого и седьмого томов.

Многие наши читатели любят математику. Ещё больше читателей любят вымышленные миры книг и кино, но в сочетании эти две вещи становятся не такими интересными. Вед, если внимательно присмотреться к вымышленным мирам и заняться подсчётами, многое в них не сходится, и вера в мир быстро разрушается. Например…

10. Гарри Поттер: популяция волшебников нежизнеспособна

Гарри Поттер это одна из самых успешных серий фильмов за ближайшую историю кино - мы где-то слышали, что её даже превратили в книгу, это очень круто. Несмотря на то, что серия началась как наивная сказка для детей, теперь ею наслаждаются люди всех возрастов. Это вызывает проблемы так, как когда взрослые, вооружившись калькуляторами, начали изучать вселенную Поттера, что-то не сходилось. А именно, весь мир, созданный Роулинг, не может продолжать своё существование так, как там недостаточно детей.

Как неоднократно утверждала Роулинг, в Хогвартсе учатся около тысячи школьников. Однако, мужчина по имени Дэвид Хэйбер (David Haber), изучив книги и фильмы, пришёл к выводу, что это число сильно преувеличено. Подсчитав все упоминания, сделанные в книгах и сценах из фильмов (в процессе создания которых участвовала сама Роулинг), Хэйбер подсчитал, что в каждом из четырёх факультетов Хогвартса учится около 70 школьников - таким образом, количество учащихся в Хогвартсе составляет всего около 280 детей.

Учитывая это, можно сделать вывод, что каждый год, в мир волшебников выпускается всего около 40 взрослых людей. Конечно, в книгах упоминаются и другие школы, но Хогвартс буквально называют единственной школой волшебников во всей Великобритании. Для сравнения, в настоящей Великобритании в школах учатся около 9,5 миллионов детей, соответственно магические дети составляют всего 0.00002 процента от популяции детей маглов. Даже если привести контраргумент, что некоторые дети волшебники обучаются дома, эти подсчёты не сулят ничего хорошего миру волшебников.

9. Бэтмен: Брюс Уэйн тратит миллионы на борьбу с преступностью и в любом случае не смог бы быть Бэтменом слишком долго


Бэтмен является одним из самых популярных супергероев всех времён и, если верить пользователям Тамблера, святым покровителем Интернета. Однако он бы смог бить преступников в лицо всего несколько десятилетий до того, как кто-нибудь бы понял, насколько тупые тактики борьбы с преступностью он применяет.

Например, кто-то подсчитал настоящую цену того, чтобы быть Бэтменом, и получившееся число составляет около 682 миллионов долларов. Конечно, эта цена включает в себя его особняк и тренировки, но даже исключить стоимость его недвижимости из уравнения, Бэтмен всё же тратит огромные суммы каждый раз, когда покидает Бэт-пещеру. Например, его бэтаранги, выполненные по особому заказу, стоят 300 долларов за штуку, а вы обращали внимание, как часто Бэтмен выбрасывает их? Более тысячи? Вот именно.

Другими словами, каждый раз, когда Бэтмен запускает в кого-то бэтаранг, это равносильно тому, что он выбрасывает недельную зарплату одного из преступников, которых он отправляет в кому. Кстати говоря, каждый человек, которого Бэтмен размазывает по стенке, это преступник, которому затем придётся выплачивать большие суммы за лечение - суммы, которых у них, конечно же нет, что приводит к дополнительным затратам города Готэм. Если только Готэм не предоставляет бесплатную медицину, хотя это в любом случае оказывает отрицательное влияние на систему здравоохранения.

Однако есть куда более интересный факт: по мнению учёных, работающих в области спорта, в реальной жизни Бэтмен смог бы показывать хорошие результаты на протяжении всего трёх лет. Конечно, в комиксах его заменяет Дик Грейсон (Dick Grayson) и Тим Дрейк (Tim Drake), но задумайтесь о том, насколько лучше было бы Готэму, если бы Бэтмен вместо бэтарангов, швырялся бы 300 долларами на еду и психологов для преступников.

8. Звёздный десант: жуки явно умнее нас


Если вы захотите напомнить, что Звёздный десант якобы является чистой воды пародией, мы не будем мешать, но этот факт не меняет того, что в сценарии фильма зияет огромная дыра.

Примерно на середине фильма обнаруживается тот факт, что жуки стреляли из своих мягких мест плазмой по астероидам, намереваясь направить их в сторону Земли. Если вы только не пропустили весь школьный курс астрономии, вы знаете, что планеты нашей Солнечной системы располагаются в миллионах километров друг от друга, и прошли десятки лет, чтобы мы достигли внешних пределов Солнечной системы на максимально возможной для нас скорости. Это означает, что жуки могли не только направить метеорит в планету, расположенную в миллионах километров от них, но также предсказать, где именно будет планета через сотни лет - время, необходимое метеориту для того, чтобы достичь Земли.

Мы знаем, что жуки умны, но если они придумали, как разрушить города Земли при помощи камней через всю галактику, пока наши солдаты погибают тысячами от их клешней, может быть стоит послушать, что хотят нам донести насекомые.

7. Симпсоны: Гомер и Мардж невероятно богаты


Симпсонов на протяжении многих лет (а если быть точными, начиная с 1987 года) представляли как обычную американскую семью среднего достатка. Странно, что они зарабатывают существенно больше почти всех, кто читает эту статью. Мы не шутим - несмотря на многие карьерные взлёты и падения, Гомер Симпсон почти всегда работал техником ядерной безопасности на атомной электростанции Спрингфилда. Для тех, кто не в курсе - такая работа обеспечивает около 67 000 долларов в год, что превышает на 20 000 долларов средний заработок американских семей, а сам Гомер получает 35 долларов в час.
Стоит обратить внимание и на дом Симпсонов - дворец с четырьмя ванными комнатами и пятью спальнями, двойной гараж, гостиная, игровая комната, столовая, подвал и чердак. В общем, дом Симпсонов стоит около 289 000 долларов, и это не учитывая всех остальных их владений. Два автомобиля, множество автоматических инструментов, сауна, фортепиано, а ведь Гомер, скорее всего, ещё получает роялти за те года, когда он был известным певцом. Много ли семей обладают таким богатством?

6. Тихоокеанский Рубеж: Егери просто бы не работали


Тихоокеанский Рубеж это фильм, в котором гигантские роботы дают в морду гигантским монстрам ракетами с локтя. Подобное кино не стоит серьёзно воспринимать, но даже преднамеренно чокнутые фильмы должны следовать законам физики.

К счастью, концепт гигантских роботов в фильме достаточно хорошо продуман. Теоретически их можно построить, правда, передвинуть их не получилось бы. В фильме типичный Егерь перевозят из одного места в другое при помощи вертолёта, хотя эту сцену показывают лишь мимолётом. Внимательные зрители определили, что вертолёты в фильме были модели Боинг CH-47 «Чинук». Оценив массу стандартного Егеря, эти люди затем сделали вывод, что для того, чтобы поднять Егеря с земли потребовалось бы около 640 таких вертолётов. Учитывая, что основным предназначением Егерей является остановить кайдзю до того, как они доберутся до города и всё разрушат, такое положение дел вызывает несколько проблем.

Мы, конечно же, не утверждаем, что люди в фильме (или даже настоящей жизни) не смогли бы собрать 640 вертолётов для перевозки одного Егеря. С другой стороны, всего в мире существует около 1200 таких вертолётов. На самом деле, используя ресурсы всего мира, одновременно можно было бы перевозить всего одного гигантского робота. Учитывая, что в фильме кайдзю атакуют по всему миру, начиная с Японии и заканчивая США, можно с уверенностью сказать, что даже если бы мы построили Егерей, их своевременная доставка к месту битвы вызвала бы слишком много проблем, и монстрам ничто не помешает убить миллионы людей.

Конечно, кто-то может сказать, что Егери могут просто пешком добираться до пункта назначения, но где это видано, чтобы кто-либо (даже гигантский робот) мог обогнать пешком вертолёт?

5. Звёздные Войны: Сила делает битвы на световых мечах бесполезными


Любите ли вы Звёздные Войны или нет, но вы, скорее всего, знаете, насколько крутой является Сила. Однако Джордж Лукас совершил большую ошибку в своей вселенной, когда одобрил создание персонажа Галена Марека (Galen Marek). Для тех из вас, кто не знаком с расширенной вселенной Звёздных Войн, Гален Марек является главным героем компьютерной игры Звёздные Войны: Необузданная Сила (Star Wars: The Force Unleashed). По канону Звёздных Войн, он считается самым сильным джедаем в плане использования Силы.

Это, конечно, позволило сделать интересную игру, но вызывает вопросы, связанные с правдоподобностью вселенной. Например, Гален способен выбить из орбиты Разрушителя Звёзд - корабль массой около 6,4 миллионов тонн. Давайте вспомним уроки физики - как мы все знаем, Сила = Масса*Ускорение, а значит, если Марек способен передвинуть такую махину, при помощи Силы он может вырабатывать 6 миллиардов Ньютонов.

Это приводит нас к ошеломляющему выводу: если персонажи, использующие Силу, способны на подобные подвиги при помощи своего разума, зачем им вообще нужны световые мечи? Серьёзно - предположим, что Марек в 1000 раз сильнее среднего джедая. Даже в этой ситуации джедай в теории смог бы вырабатывать 5,8 миллионов Ньютонов при помощи разума. Человек, попавший в автомобильную аварию во время движения со скоростью 50 километров в час без ремня безопасности, подвергается воздействию силы равной всего 100 000 Ньютонов. Учитывая это, джедай даже не напрягаясь должен быть способен лёгким мановением руки уничтожать любого соперника. Даже если предположить, что другие джедаи более стойкие и могли бы выдержать подобное воздействие, получившиеся числа просто невообразимы.

Например, в качестве очень умеренной оценки возможностей среднего джедая возьмём силу в 100 000 Ньютонов, и не забудем, что множество раз во Вселенной упоминалось, что для Силы «размер и масса ничего не значат». Взяв широко известную формулу Сила= Масса*Ускорение, можно сделать вывод, что Ускорение=Сила/Массу. Это значит, что джедай, способный выработать 100 000 Ньютонов может ускорить объект массой в полкилограмма до скорости в 200 000 метров в секунду. При такой способности борьба с другими людьми становится лёгкой прогулкой. Каждая битва в трилогии Звёздных Войн должна была закончиться примерно через три секунды и одним исходом - джедай просто запускает в лицо противника близлежащие предметы со скоростью в 500 километров в час.

4. Матрица: Агенты должны были быть способными «увернуться»


В первой части трилогии Матрица есть знаменитая сцена, в которой Тринити очень круто стреляет Агенту в упор в лицо после того, как избивает до смерти вместе с Киану Ривзом множество спецназовцев. Это классная сцена, которая утвердила за Тринити звание одной из самых крутых и способных женских персонажей в истории кино.

Однако, Агент, в которого она выстрелила, должен был увернуться от выстрела. Оценив дистанцию между Нео и Агентом, который стильно увернулся от всего шквала пуль, выпущенных в него, можно оценить время реакции Агента - оно составляет около 0,04 секунды или даже меньше. Это значит, что за то время, пока Тринити произносит слова «попробуй, увернись», Агент, которого она хочет убить, может спокойно избить её до смерти.

Задумайтесь - для того, чтобы произнести «попробуй, увернись», Тринити понадобилось целых две секунды (поверьте, мы замеряли). За этот же отрезок времени, буквально 20 секунд назад, тот же самый агент смог двигать своим телом достаточно быстро, чтобы увернуться от пуль, двигающих со скоростью 380 метров в секунду. Что не позволило ему двигаться с той же скоростью, когда он услышал Тринити? Это не какая-нибудь педантичность - людям действительно интересен этот вопрос, так как здравый смысл подсказывает, что ничего не останавливало Агента от того, чтобы убить Тринити и тем самым положить конец всей серии фильмов.

3. Форрест Гамп: Его богатство бы вызвало множество проблем


Если вы никогда не смотрели Форрест Гамп, вкратце это история о том, как Том Хэнкс ковыляет по своему жизненному пути и по счастливому стечению обстоятельств, становится бароном креветок - миллиардером, профессионалом в футболе, героем войны и олимпийским чемпионом по пинг-понгу. Обсудим в этом пункте первый факт.

Благодаря его креветочному успеху, Гамп заработал примерно 5,6 миллиардов - состояние, которое, по-видимому, он не тратит. Мы не говорим, что ему надо было пожертвовать свои деньги благотворительным организациям или другим дурацким целям, но он мог бы, знаете ли, хоть что-то тратить. Просто задумайтесь о том, что делает Гамп. Он удерживает миллиарды долларов от оборота в местной экономике. Представьте, какую неоценимую помощь он бы предоставил городу Гринбоу (Greenbow), Алабама, если бы поделился небольшой частью всей «капусты».

Но он этого не сделал. На самом деле, единственно, что делает Гамп, это покупает старую ферму, где жила девушка, которую он любил, и полностью её разрушает бульдозером. Гамп, может, стоит превратить её в настоящую ферму? Как насчёт того, чтобы в честь памяти о Дженни предоставить городу новые рабочие места и повод гордиться? Нет, ты только хочешь бесплатно стричь траву, отбирая у своего города ещё одно рабочее место, которое бы приносило кому-то деньги. Хорошая идея, болван.

2. Друзья: Все персонажи сериала являются нестареющими богами


Да, мы немного преувеличиваем, но время во вселенной Друзей кажется, не движется, или, по крайней мере, останавливается по прихоти сценаристов. Начнём с самого очевидного ляпа - день рождения Росса вызывает множество вопросов, так как он на протяжении трёх сезонов подряд утверждает, что ему 29 лет. Даже официальная викиэнциклопедия сериала не может объяснить причину этого. Он даже празднует один и тот же день рождения дважды!

Перейдём к иногда-любовнице-иногда-нет Росса, Рейчел, которая была якобы беременна на свадьбе Чендлера и Моники - прошедшей в мае 2001 года, но затем уходит в декрет в августе 2002 года. Получается, Рейчел была беременна на протяжении 15 месяцев!

Конечно, всё это можно объяснить плохой работой сценаристов, но, скорее всего, мы все оказались разочарованными тем, что мы смотрели сериал про людей со сверхсилами, и ни одному человеку за все сезоны Друзей не снесли голову.

1. Парк Юрского Периода: период полураспада ДНК делает весь фильм невозможным


Несмотря на то, что весь мир ну просто очень хочет динозавров, такая мечта является невозможной. Всё из-за того, что ДНК, строительный блок жизни, обладает встроенным сроком годности. Согласно исследованию, проведённому на костях Моа (гигантской вымершей птицы), ДНК может просуществовать всего 521 год. Это значит, что любое существо, умершее до 15-го века, даже если оно идеально сохранилось, не будет содержать ДНК, которое можно было бы применить для его клонирования.

К сожалению, это значит, что нам, скорее всего, не удастся клонировать динозавров. Никогда. Соответственно, все, что вы видели в Парке Юрского Периода, является чистой воды вымыслом и мечта о поездках на Тираннозаврах останется лишь в нашем воображении и кошмарах наших врагов.

Мы решили написать про несуществующие планеты, коих в комиксах DC немало.

Апоколипс

А начнем с мрачного и беспощадного Апоколипса (Apokolips) , родины злых Новых Богов, которыми правит Дарксайд. Планета большую часть времени существует в параллельном пространстве, между космосом и адом, и попасть туда легче всего с помощью “Бум-Трубы” – особого телепорта, созданного Новыми Богами. Апоколипс по большей части состоит из трущоб, гетто и Огненных Ям. В “Армагетто” живёт “сброд” – существа, которых похищают с разных планет, дабы сломить их волю. Из достопримечательностей можно отметить дворец Дарксайда, сиротский дом Доброй Бабушки (ядрёной воительницы и садистки) и Террориум – заповедник боевых ящеров.

2

Нью-Генезис

Противовес Апоколипсу – Нью-Генезис (New Genesis) . Если Апоколипс – это вечный ад и индустриальный постапокалипсис, то Нью-Генезис – это планета-рай, с зелёными лугами, кристально чистыми озёрами и цветущей природой. Единственный город планеты. Супергород, парит в воздухе, чтобы не портить пейзаж своим присутствием. В Супергороде живут относительно добрые Новые Боги под предводительством Всеотца. На самой поверхности планеты живут “дикари” – Новые Боги, не подчиняющиеся Всеотцу, а также “Жуки” – раса гуманоидных инсектоидов, являющихся союзниками Новых Богов. Как и Апоколипс, Нью-Генезис расположен в параллельном измерении под названием “Четвёртый Мир”. После Флешпоинта историю планеты малость подправили, теперь Новые Боги живут в летающем городе, так как поверхность планеты была отравлена Дарксайдом.

3

Криптон

Криптон…вообще-то Криптон заслуживает отдельной статьи. У этой планеты богатая история. Планета была расположена в космическом секторе 2813 (сравнительно недалеко от Земли). На ней водились самые стрёмные звери, которых только можно было представить. Криптонцы не имели суперспособностей (их планета вращалась вокруг красного солнца Рао), но их технологии были исключительно высоко развиты. Криптонцы активно выращивали клонов для пересадки органов и применяли кучу других крутых технологий. Некоторое время Криптон вёл агрессивную политику завоеваний, генерал Зод захватывал для криптонцев новые планеты, но однажды было принято решение отказаться от захвата территорий. И вообще от полётов в космос. Вскоре после этого планета рванула, а космический корабль был на всю планету только один, и тот – бейби-сайз, сделанный “на коленке”, наскоро.

4

Ялмез

Ялмез (Htrae) – созданная Бизарро кубическая планета, по сути – Бизарро-Земля, где Бизарро – самый главный, и где всё наоборот. Бизарро населил планету другими Бизарро – клонами себя, Лоис Лейн и других жителей Метрополиса. На Ялмезевсё “не как у людей” - полицейские штрафуют за правильную парковку, детей наказывают за хорошие оценки, а детективы просят Бизарро расследовать преступления, потому что он “тупее, чем всё детективы Метрополиса, вместе взятые”. Также на Ялмезе есть своя Бизарро-Лига Справедливости, в которой состоят такие личности, как Худший в Мире Детектив (Бизарро-Бэтмэн), Самый Медленный Человек (Бизарро-Флэш), Бизарро Чудо-Женщина, вооружённая Верёвкой Лжи и прочие долбанутые клоны.

5

Оа

Оа – планета в центре вселенной, являющаяся базой Корпуса Зелёных Фонарей и домом Стражей Вселенной. Планета долгое время была пустынной, с единственным городом Зелёных Фонарей, построенным вокруг центральной энергетической батареи. Хэл Джордан, став Параллаксом, уничтожил город и иссушил энергию Батареи, но позже её восстановили, а всю планету укрепили особой бронёй и кучей защитных турелей (которые, впрочем, не спасли Оа от нападения Корпуса Синестро). Планета была уничтожена Реликтом (Relic) , злодеем, стремившимся уничтожить все корпуса Фонарей. Зелёные Фонари переселились на Мого, живую планету, состоящую в их корпусе.

6

Танагар

Танагар – воинственная планета орлиного народа, откуда родом Хоукмэн и Орлица. История Танагара полна путаницы. Обычно его описывают как суровую планету с жёстким классовым разделением - рабы живут в трущобах, господа – в высоких башнях. На планете активно добывают Н-Металл, особый материал, реагирующий на мысли носителя. Из Н-Металла делают оружие, пояса для левитации, и даже целые космические корабли. Танагар неоднократно воевал с планетой Ранн, а танагарские шпионы пытались захватить и Землю.

7

Ранн

Планета Ранн известна не только своей войной с Танагаром, но и своими мощными телепортационными технологиями. Зета-Луч позволяет телепортировать живых существ на огромные расстояния, даже с одной планеты на другую. С помощью Зета-Луча учёный по имени Сардас заручился помощью землянина Адама Стренджа, ставшего героем планеты Ранн. Однако, Зета-Луч – технология опасная. Если луч телепорта наткнётся на преграду, последствия могут быть ужасными. Так, в сюжетке “52”, когда луч прошёл через не вовремя поставленный портал, двое героев, путешествовавших на луче, попали в совершенно другое место, ещё двое – потеряли глаза, третья пара слилась в одно целое, а рост четвёртой пары резко изменился - Орлица выросла до 7 метров, а её спутница, умеющая уменьшаться, уменьшилась без шанса возврата к нормальному размеру.

8

Тамаран

Тамаран – настоящая планета невезения. Нет, сама-то планета неплохая. Природа богатая, жители интересные. Старфайр (Starfire) оттуда родом, опять-таки. Но этой планете капитально не везёт. Тамаран был уничтожен, когда Рейвен из Юных Титанов попала под влияние своего отца, демона Тригона, и спровоцировала войну с Псионами. Выжившие тамаранцы переселились на другую планету, которую назвали Новый Тамаран. Эта планета погибла, когда на неё напал Пожиратель Солнца. Однако некоторые Тамаранцы в то время были в космосе, поэтому выжили и переселились на планету Карна. Карну уничтожил Империекс, стремившийся уничтожить вообще всю вселенную.

9

Мир Войны

Мир Войны (Warworld) – искусственно созданный планетоид, являющийся огромным скоплением оружия. Планетоид способен двигаться с помощью городов-двигателей. Изначальные владельцы Мира Войны таинственно погибли, и планетоид отдали во владение мирной расы. Та раса, впрочем, тоже погибла, после чего планетоид достался в единоличное владение Монгулу (эконом-варианту Дарксайда). Монгул и Супермен-Киборг также планировали превратить Землю во второй Мир Войны. С этой целью они уничтожили Коуст Сити (родной город Хэла Джордана, Зелёного Фонаря), чтобы возвести на его месте Город-Двигатель, но Супермен помешал их планам. Наконец, в сюжетке Our Worlds At War злодей из будущего, Брейниак-13, превратил Плутон в новый Мир Войны. Человек из стали избавился от планетоида, протолкнув его через огромную “Бум-Трубу” в далёкое-предалёкое прошлое.

10

Квард

Если Оа – это центр вселенной, то Квард (Qward) – центр вселенной антиматерии. Вселенная антиматерии была создана тогда же, когда и основная вселенная, из-за неуёмного любопытства одного злого учёного. Кроны. На планете Квард жил Анти-Монитор, но пока он лежал в спячке, планету заселили Громовержцы (Thunderers) , воинственная раса сильных и выносливых гуманоидов. Часть Громовержцев стала Оружейниками (Weaponers) – кузнецами, создающими особое супероружие. Впоследствии Квардом завладел Синестро и заставил Оружейников создать энергетические кольца, работающие на жёлтой энергии страха.