5 декабря 1994 года лидеры Украины, США, России и Великобритании подписали Будапештский меморандум, который в обмен на отказ от ядерного оружия обещал Украине целостность и суверенитет под гарантии ядерных держав. В том же году начался вывоз ядерных вооружений из Украины в Россию: всего 176 межконтинентальных баллистических и более 2500 тактических ракет. Последняя украинская боеголовка покинула страну летом 1996 года.

На главные вопросы про Будапештский меморандум 22 года спустя отвечает директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

Крым.Реалии: Так ли уж нужно было Украине избавляться от ядерных вооружений?

Контекст

Ядерная Украина - обезьяна с гранатой

Гордон 11.10.2016

Ядерное оружие России - головная боль Трампа

The National Interest 01.12.2016

Трамп: Новейшее ядерное оружие России

The Washington Post 20.06.2016

Ядерная война становится возможной?

The American Conservative 06.10.2016 Николай Сунгуровский: Еще в 1990 году в Декларацию о государственном суверенитете включили пункт о том, что Украина стремится к безъядерному статусу. Но позднее, в 1994 году Украине, на мой взгляд, просто выломали руки. Конечно, гарантировать сохранность всех боеголовок в условиях тех лет было сложно, но США давили на Украину, чтобы ядерное оружие отошло России и находилось в одних руках.

— То есть Будапештский меморандум — это поражение украинской дипломатии?

— На тот момент это максимум того, что украинская дипломатия могла выжать из своих партнеров. Вообще, меморандум — это договор первого уровня, за которым должны были последовать двусторонние, юридически обязательные для сторон документы. В итоге все закончилось подписанием лишь политически обязательного документа без прописанных механизмов ответственности.

— Уникален ли этот меморандум в своем роде, по слабости?

— Вовсе нет. Подобными недостатками обладают очень многие документы, которые претендуют на обязательное исполнение. Подписывают их обычно очень тяжело. Один из успешных примеров — Конвенция о запрете противопехотных мин, или Оттавский договор. Все остальные конвенции о запрете ядерного, биологического оружия так и остались на этапе лишь политически обязательных документов.

Участник переговорного процесса, бывший посол США на Украине — Стивен Пфайфер: «В английском тексте меморандума присутствует слово «assurances», то есть «заверения в поддержке», но не «guarantees». Это важное отличие. Например, наши союзники по блоку НАТО обладают гарантиями в области безопасности. Южная Корея и Япония, с которыми у США заключены договоры о совместной обороне, обладают гарантиями. В случае Украины мы говорим о заверениях. Это менее сильное слово. Во-вторых, в меморандуме не был прописан механизм ответных действий, кроме обращения к Совбезу ООН, если против Украины будет применено ядерное оружие».

— Согласны ли вы с такой трактовкой?

— Я бы даже больше сказал: фактически Украина получила в обмен на отказ от ядерного оружия лишь подтверждение уже данных странами-подписантами обещаний.

— Можно ли восстановить ядерный статус после его утраты?

— Теоретически это несложно, а вот практически для производства ядерного оружия нужно обладать такими технологиями, которые обычно разрабатывают десятилетиями. К тому же Украина со своим полулегальным ядерным статусом оказалась бы в компании таких стран, как Пакистан, Индия и Северная Корея, что тоже нам вряд ли на руку.

5 декабря 1994 года в Будапеште на саммите ОБСЕ руководителями трех стран — Б.Клинтоном (США), Дж.Мэйджором (Великобритания) и Б.Ельциным (Россия) был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия . В связи с присоединением Республики Беларусь к Договору эти государства взяли на себя обязательства гарантировать территориальную целостность и суверенитет Беларуси.

Это пока единственный документ, который подтверждает гарантии безопасности Беларуси как неядерного государства. Но, по непонятной логике официальной власти Беларуси, его текст невозможно найти в правовой базе, даже на сайтах в Интернете, потому Меморандум мной публикуется ниже в полном объеме.
К Меморандуму в Беларуси обращались нечасто. Например, в связи с заключением руководством Беларуси и России Союзного договора Семён Шарецкий направил письмо президенту США Б.Клинтону, премьер-министру Великобритании Т.Блэру и президенту Российской Федерации Б.Ельцину с призывом соблюдать условия Меморандума. Союзный договор с Россией, заявил глава Верховного Совета Беларуси, в результате действий властей реально угрожает независимости Беларуси и направлен на инкорпорацию Беларуси в другое государство вопреки нормам международного права. Поэтому С.Шарецкий потребовал от глав США, Великобритании и России выполнения обязательств по защите независимости Беларуси, предложив им выполнить тот пункт Меморандума, в котором говорится о проведении консультаций в случае возникновения вопросов по выполнению гарантий.
13 декабря 2007 года координаторы гражданской кампании «Беларусь – в Совет Европы!» И.Ледник, И.Козулина, Ю.Каретников, П.Красовский, В.Сивчик, И.Рынкевич также напомнили о Меморандуме 1994 года. В связи с усилением политических репрессий, антинациональной внутригосударственной и внешней политики правящего режима Беларуси активисты кампании призвали государства-членов Совета Безопасности ООН, в особенности США и Великобританию, в срочном порядке рассмотреть вопрос о национальной безопасности и суверенитете Республики Беларусь.
Месяц назад после подписания представителями оппозиции в Вильнюсе соответствующего Меморандума под эгидой Рады Беларусской народной республики документ 1994 года попал в фокус внимания и даже спора. Представляется, секретариат внешних дел Рады БНР авторитетноразъяснил позицию: меры для дополнительных международных гарантий нерушимости белорусского национального суверенитета необходимы, так как существует ряд новых угроз для суверенитета Беларуси. Как указала структура Рады БНР, Меморандум 1994 года лишь "подтверждает уважение" со стороны США, РФ и Великобритании независимости и суверенитета Беларуси по Заключительному акту ОБСЕ.
К слову, в Украине также не довольствуются аналогичным Меморандумом 1994 года и стремятся усилить гарантии безопасности, готовят проект международного договора о гарантиях безопасности Украины и обеспечение его подписание ведущими ядерными государствами - Россией, Великобританией, США, а также Китаем и Францией. Соглашение об отказе Украины от ядерного оружия взамен на гарантии неприкосновенности и защиты со стороны ведущих держав мира, полагают наши соседи, должно быть дополнено двухсторонними документами договорами с каждой из стран-гарантов.
Наконец, 5 декабря 2012 года была проведена пресс-конференция представителями Правозащитного центра «Правовая помощь населению», где в ходе презентации своей работы "Беларусь: Terra Incognita в центре Европы или территория евразийского компромисса" было вновь обращено внимание общественности на значение принятия Меморандума 1994 года.

Многие страны оценили историческое решение Беларуси об отказе от своего ядерного оружия в качестве значительного вклада в дело ядерного разоружения. Сам же глава Беларуси к этому решению, подготовленному до него, отнесся иначе. "Мне пришлось подписывать этот договор, потому что деваться было некуда: на меня давили и Россия, и американцы - выводите, потому что пообещали" , - рассказал А. Лукашенко 14 апреля 2010 года, находясь в Гомельской области, где в очередной раз повторил свой тезис о том, что считает вывод ядерного оружия "жесточайшей ошибкой" тогдашних "националистов ". Тогда же А. Лукашенко назвал имевшееся у Беларуси ядерное оружие "величайшим достоянием" и "дорогим товаром", на котором мы "должны были прилично заработать" . При этом он оценил количество оставшихся на территории Беларуси ядерных материалов в сотнях килограммов "фактически уже оружейного и менее обогащенного" урана. Также А. Лукашенко рассказал: "Мне уже который год подряд говорят: вывозите этот уран" , и сейчас "приперли к стенке, нож к горлу: "отдай !" http://www.belmarket.by/ru/104/16/8186/
Республика Беларусь по сей день не выполнила своего обязательства ликвидировать все запасы высокообогащенного урана к саммиту по ядерной безопасности к марту 2012 г., несмотря на соответствующее решение 2010 года. Следовательно, внутри самой Беларуси по-прежнему существует угроза ядерного терроризма. Дополнительную опасность стране, наиболее потерпевшей от Чернобыльской катастрофы, несёт в себе строительство на беларусской территории АЭС.
И хотя важность Меморандума остается непреходящей, его незначительная юридическая сила заставляет представителей беларусского политического класса, гражданского общества стремиться к созданию реальных международно-правовых гарантий национальной безопасности безъядерной Беларуси.5.12.2012г. И.Рынкевич МЕМОРАНДУМ О ГАРАНТИЯХ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЯЗИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ БЕЛАРУСИ К ДОГОВОРУ О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Республика Беларусь, приветствуя присоединение Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, учитывая обязательство Республики Беларусь об удалении всех ядерных вооружений с ее территории в установленные сроки, отмечая перемены в мире в области безопасности, в том числе окончание “холодной войны”, создавшие условия для глубоких сокращений ядерных сил, подтверждают следующее:

1. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Республике Беларусь свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Республики Беларусь.

2. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Республики Беларусь и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Республики Беларусь, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

3. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Республике Беларусь свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Республикой Беларусь прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

4. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Республике Беларусь как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае если Республика Беларусь станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.

5. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают в отношении Республики Беларусь свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением.

6. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Республика Беларусь будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.
Настоящий Меморандум будет применимым с момента подписания.
Подписано в четырех экземплярах, имеющих одинаковую силу на английском, русском и белорусском языках.
г. Будапешт, 5 декабря 1994 г.

1. Основной причиной перехода к коалиционному правительству в России, стала Нота (речь) Милюкова (министра иностранных дел) 18 апреля 1917 года, которая вызвала ряд народных восстаний в Москве и Петрограде. После длительных переговоров 5 мая 1917 года было достигнуто соглашение о коалиционном правительстве. Т.е можно сказать, что основной причиной соглашения о коалиционном правительстве стал апрельский кризис Временного Правительства.
2. Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, поэтому большевики не рискнули отменить дату созыва Учредительного собрания 12 ноября 1917 года (поэтому большевики созвали Учредительное собрание). Но результаты выборов собрания сильно огорчили большевиков, т.к народ большее предпочтение отдал эсерам (40,4 %), чем самим большевикам (23,3%) (поэтому они его распустили).
3. 1) Население России сильно устало от Первой Мировой войны, и поэтому (основном), чтобы добиться поддержки населения Ленин потребовал немедленно заключить мир с Германией.2) Но против предложения Ленина выступила группа большевиков (их называли левые коммунисты, их лидером был Бухарин), они поддерживали теорию мировой революции.3) А Троцкий считал, что у Германии нет сил вести наступательные действия в войне и поэтому мир заключать не стоит.
4. 3 марта в Брест-Литовске в 1918 году был заключен сепаратный мирны договор между Россией и Германией.
Основные условия Брестского мира:
1) Заключение мира между Россией и Германией;
2) Воздержание стран мирного договора от агитации между странами мирного договора;
3) Демобилизация российской армии и флота;
4) Отпуск всех военнопленных на родину;
5) От России отторгались Польша, Литва, часть Латвии и Эстонии, Белоруссии и Закавказья;
5. Большевики планировали ликвидировать частную собственность, формирование хозяйственных связей, распределение продукции из единого центра.
В ноябре 1917 года было введено положение о рабочем контролем над фабриками. Затем началась национализация (экспроприация) с начала предприятий а затем банков. Государственный банк был переименован в Народный банк. Также была произведена национализация железнодорожного транспорта и флота.
6.Причины: 1) По условия Брестского мирного договора от России отторгались богатые хлебом земли;
2) Угроза голода;
3) Крестьяне не хотели продавать хлеб государству по низким ценам;
Сущность:
Государство решило силой отобрать у крестьян хлеб, те, кто не отдавал хлеб, считались врагами народа! Были установлены нормы отребления 12 пудов зерна, 1 пуд крупы в год на человека. Также создавались специальные отряды, которые "отбирали" излишки хлеба.
7. 1) В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - РСФСР;
2) Высшим органом власти признавался Всероссийский съезд советов;
3) Конституция перечисляла основные права и обязанности граждан;
4) Был утвержден флаг и герб РСФСР;
Надеюсь на лучший ответ.